ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-120/20 от 27.12.2021 Курганского областного суда (Курганская область)

Судья Александрова О.В. Дело № 33-3538/2021

№ 2-120/2020

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Курганского областного суда в составе председательствующего судьи Прасол Е.В.,

при секретаре судебного заседания Павловой Е.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Кургане 27 декабря 2021 г. гражданское дело по заявлению открытого акционерного общества «Российские железные дороги» о предоставлении отсрочки исполнения решения суда

по представлению Курганского транспортного прокурора на определение судьи Петуховского районного суда Курганской области от 11 ноября 2021 г.

Изучив материалы дела, судебная коллегия

установила:

открытое акционерное общество «Российские железные дороги» (далее – ОАО «РЖД») обратилось в Петуховский районный суд Курганской области с заявлением о предоставлении отсрочки исполнения решения суда.

В обоснование указало, что решением Петуховского районного суда Курганской области от 30 июня 2020 г. на ОАО «РЖД» возложена обязанность образовать (сформировать) и (или) привлечь для защиты объекта транспортной инфраструктуры подразделения транспортной безопасности, прошедшие аккредитацию в соответствии с приказом Минтранса России от 1 апреля 2015 г. № 145, в течение шести месяцев со дня вступления решения в законную силу. Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Курганского областного суда от 10 сентября 2020 г. решение суда оставлено без изменения.

В настоящее время, постановление Правительства Российской Федерации от 26 апреля 2017 г. N 495 «Об утверждении требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта» утратило силу с 1 января 2021 г. Вместо указанных требований, действуют Требования по обеспечению транспортной безопасности, в том числе, требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры железнодорожного транспорта, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 8 октября 2020 г. N 1633 и Требования по обеспечению транспортной безопасности, в том числе, требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для объектов транспортной инфраструктуры железнодорожного транспорта, не подлежащих категорированию, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 8 октября 2020 г. N 1635, а также Требования по обеспечению транспортной безопасности, учитывающих уровни безопасности для транспортных средств железнодорожного транспорта, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 10 октября 2020 г. N 1653.

В целях реализации указанных постановлений, был также принят ряд нормативных актов: постановление Правительства Российской Федерации от 3 октября 2020 г. N 1595 «Об утверждении Правил категорирования и установления количества категорий объектов транспортной инфраструктуры», постановление Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2020 г. N 2449 «Об утверждении требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для объектов транспортной инфраструктуры железнодорожного транспорта, не подлежащих категорированию, являющихся железнодорожными пассажирскими остановочными пунктами, в том числе входящими в состав пассажирских и грузовых железнодорожных станций, находящимися на железнодорожных участках Московской и Октябрьской железных дорог в границах Московских центральных диаметров», приказ Минтранса России от 7 сентября 2020 г. N 358 «О Порядке установления критериев категорирования объектов транспортной инфраструктуры», приказ Минтранса России от 28 августа 2020 г. N 331 «Об определении объектов транспортной инфраструктуры, не подлежащих категорированию по видам транспорта», приказ Минтранса России от 15 сентября 2020 г. N 377 «Об утверждении Порядка ведения реестра объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств».

На основании установленных новых критериев категорирования объектов транспортной инфраструктуры, Федеральным агентством железнодорожного транспорта в Курганском регионе определены две станции 1 и 2 категории (ст. Курган и ст. Шадринск), а железнодорожная станция Петухово определена как объект, не подлежащий категорированию. Соответственно, правоотношения в области обеспечения безопасности станции Петухово регулируются нормами постановления Правительства Российской Федерации от 8 октября 2020 г. N 1635 «Об утверждении требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для объектов транспортной инфраструктуры железнодорожного транспорта, не подлежащих категорированию» (далее – Требования № 1635). Во исполнение требований данного постановления, после получения уведомления Росжелдора о включении 9 июля 2021 г. станции Южно-Уральской дирекции управления движением в реестр не категорированных объектов транспортной инфраструктуры, были разработаны и утверждены Паспорта обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры по 177 железнодорожным станциям, в том числе – в отношении станции Петухово. Разработанный ОАО «РЖД» паспорт ОТБ по станции Петухово получен Росжелдором 16 августа 2021 г. В связи с данными обстоятельствами, исполнить решение суда в установленный шестимесячный срок со дня его вступления в законную силу не представилось возможным.

В настоящее время, исполнение требований № 1635 в части привлечения соответствующих подразделений транспортной безопасности, также не представляется возможным, поскольку в соответствии с пунктом 5 данных требований субъекты транспортной инфраструктуры в целях обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры обязаны реализовать мероприятия, предусмотренные паспортом объекта транспортной инфраструктуры, для эксплуатируемых объектов транспортной инфраструктуры - в течение одного года со дня вступления в силу настоящего документа, а именно, оснастить железнодорожные станции, не подлежащие категорированию инженерно-техническими средствами обеспечения транспортной безопасности с последующим привлечением подразделения транспортной безопасности.

Просило учесть, что Правительством Российской Федерации не принят нормативно-правовой акт в отношении ОАО «РЖД» по установлению этапов оборудования объектов транспортной инфраструктуры техническими средствами обеспечения транспортной безопасности с учетом их местоположения, интенсивности пассажиропотока и иных критериев. Привлечение подразделений транспортной безопасности без необходимого оснащения техническими средствами обеспечения транспортной безопасности не будет отвечать принципу поэтапной реализации требований закона о транспортной безопасности. В настоящее время, в соответствии со статьей 9 Федерального закона от 9 февраля 2007 г. N 16-ФЗ «О транспортной безопасности» дальнейшее обеспечение транспортной безопасности осуществляется по следующим этапам: 1. оснащение объектов транспортной инфраструктуры техническими средствами обеспечения транспортной безопасности; 2.привлечение подразделений транспортной безопасности для защиты объектов транспортной инфраструктуры. Привлечение таких подразделений без необходимо оснащения техническими средствами не соответствует целям и задачам Федерального закона от 9 февраля 2007 г. N 16-ФЗ «О транспортной безопасности». Поскольку для реализации плана обеспечения безопасности объекта транспортной инфраструктуры – станции Петухово, требуется длительное время, ОАО «РЖД» полагало, что имеются основания для предоставления отсрочки исполнения судебного акта не менее чем на 24 месяца.

Также просило учесть, что в рамках Долгосрочной программы развития ОАО «РЖД» до 2025 года, Комплексной программы обеспечения безопасности населения на транспорте, запланировано соответствующее финансирование. Пообъектное наполнение инвестиционных проектов на 2020 – 2025 года сформировано в соответствии с произведенным ранжированием. В связи с этим предъявление прокуратурой требований в отношении объектов, на которые не выделены денежные средства и без учета установленных критериев, полагало необоснованном. Также просило учесть, что ОАО «РЖД» заключен договор с ООО «Гранд-Сервис» от 17 декабря 2020 г. на оказание услуг по защите объектов транспортной инфраструктуры от противоправных действий. Также, с целью исполнения требований закона, Южно-Уральский Дирекцией управления движением 9 сентября 2021 г. подана заявка в инвестиционный отдел Южно-Уральской железной дороги о включении в среднесрочную инвестиционную программу по проекту «Транспортная безопасность» подпроект «Оборудование ИТСОБ объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств».

Просило предоставить отсрочку исполнения решения Петуховского районного суда Курганской области от 30 июня 2020 г. на срок до 31 декабря 2023 г.

Определением судьи Петуховского районного суда Курганской области от 11 ноября 2021 г. требования ОАО «РЖД» удовлетворены.

Не согласившись с определением судьи, Курганский транспортный прокурор принес на него представление, в которой просит его отменить, в удовлетворении требований ОАО «РЖД» о предоставлении отсрочки исполнения судебного акта отказать.

В обоснование указывает, что доказательств наличия неустранимых, исключительных обстоятельств, свидетельствующих о невозможности исполнения решения суда, ОАО «РЖД» не представлено.

Считает, что выводы суда о предоставлении отсрочки до 31 декабря 2023 г. противоречат судебному акту, которым на ОАО «РЖД» возложена обязанность исполнить его в течение 6 месяцев после вступления в законную силу. Предоставление отсрочки на столь значительный период времени судом не мотивировано.

Доводы ОАО «РЖД» о том, что паспорт транспортной безопасности был утвержден недавно, что не позволило должнику своевременно исполнить требования судебного акта, считает несостоятельными, так как данное обстоятельство не является уважительной причиной для неисполнения решения суда.

Доводы ответчика о том, что своевременное исполнение решения суда невозможно по причине изменения законодательства в области обеспечения транспортной безопасности, также считает необоснованными. Возлагая на ОАО «РЖД» обязанность по привлечению для защиты объекта транспортной инфраструктуры подразделения транспортной безопасности, суд руководствовался нормами пункта 5 постановления Правительства Российской Федерации от 26 апреля 2017 г. N 495 «Об утверждении требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта». В настоящее время, требования по обеспечению транспортной безопасности, в том числе, требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для объектов транспортной инфраструктуры железнодорожного транспорта, не подлежащих категорированию, регламентируются постановлением Правительства Российской Федерации от 8 октября 2020 г. N 1635, вступившим в силу 16 апреля 2021 г.

В соответствии с подпунктом «г» пункта 5 Требований № 1635, субъекты транспортной инфраструктуры в целях обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры обязаны образовать (сформировать) и (или) привлечь для защиты объекта транспортной инфраструктуры (группы объектов транспортной инфраструктуры) в случаях, предусмотренных настоящим документом, в соответствии с паспортом объекта транспортной инфраструктуры подразделения транспортной безопасности, включающие в себя группы из числа работников подразделений транспортной безопасности, специально оснащенные, мобильные, круглосуточно выполняющие свои задачи по реагированию на подготовку совершения или совершение актов незаконного вмешательства в зоне транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры, а также на нарушения внутриобъектового и пропускного режимов.

В соответствии с уведомлением Росжелдора от 21 мая 2021 г. железнодорожная станция Петухово включена в реестр объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, не подлежащих категорированию с 21 мая 2021 г., уведомление поступило в ОАО «РЖД» 9 июля 2021 г.

В то же время, с 9 июля 2021 г. до 11 ноября 2021 г. ОАО «РЖД» не приступило к исполнению решения суда, каких-либо документов о начале процедуры объявления конкурса на заключение договора на привлечение подразделения транспортной безопасности для защиты объекта транспортной инфраструктуры не представил.

ОАО «РЖД» в возражениях на представление выражает несогласие с приведенными в нем доводами, просит в его удовлетворении отказать.

В соответствии со статьей 333 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, частная жалоба, рассмотрена без извещения лиц, участвующих в деле.

Проверив материалы дела, обсудив доводы представления, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

Согласно статье 434 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при наличии обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного постановления или постановлений иных органов, взыскатель, должник, судебный пристав-исполнитель вправе поставить перед судом, рассмотревшим дело, или перед судом по месту исполнения судебного постановления вопрос об отсрочке или о рассрочке исполнения, об изменении способа и порядка исполнения, а также об индексации присужденных денежных сумм. Такие заявление сторон и представление судебного пристава-исполнителя рассматриваются в порядке, предусмотренном статьями 203 и 208 настоящего Кодекса.

В силу статьи 203 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд, рассмотревший дело, по заявлениям лиц, участвующих в деле, судебного пристава-исполнителя исходя из имущественного положения сторон или других обстоятельств вправе отсрочить или рассрочить исполнение решения суда, изменить способ и порядок его исполнения.

В постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26 июня 2008 г. № 13 «О применении норм Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении и разрешении дел в суде первой инстанции» разъяснено, что при рассмотрении заявлений об отсрочке или рассрочке исполнения решения с учетом необходимости своевременного и полного исполнения решения или приговора в части имущественного взыскания суду в каждом случае следует тщательно оценивать доказательства, представленные в обоснование просьбы об отсрочке (рассрочке), и материалы исполнительного производства, если исполнительный документ был предъявлен к исполнению (пункт 23).

При этом, как указал Верховный Суд Российской Федерации в пункте 12 постановления Пленума от 10 октября 2003 г. № 5 (в редакции от 5 марта 2013 г.) «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации», при осуществлении судопроизводства суды должны принимать во внимание, что в силу пункта 1 статьи 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, каждый имеет право на судебное разбирательство в разумные сроки, при этом по смыслу ст. 6 Конвенции исполнение судебного решения рассматривается как составляющая судебного разбирательства.

В Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 18 апреля 2006 г. № 104-О указано, что основания для отсрочки исполнения решения суда должны носить действительно исключительный характер, возникать при серьезных препятствиях к совершению исполнительных действий. Вопрос о наличии указанных обстоятельств должен оцениваться и решаться судом в каждом конкретном случае с учетом того, что в силу части 4 статьи 15, части 3 статьи 17, частей 1 и 2 статьи 19, частей 1 и 2 статьи 55 Конституции Российской Федерации и, исходя из общеправового принципа справедливости, исполнение вступившего в законную силу судебного постановления должно осуществляться на основе соразмерности и пропорциональности, с тем чтобы был обеспечен баланс прав и законных интересов всех взыскателей и должников, возможная же отсрочка исполнения решения суда должна отвечать требованиям справедливости, быть адекватной и не затрагивать существо конституционных прав участников исполнительного производства. При разрешении вопроса о рассрочке исполнения судебного постановления суд должен исходить из начал целесообразности и необходимости защиты, прежде всего, интересов взыскателя, права которого подтверждены судебным актом.

Таким образом, исходя из вышеназванных положений закона, разъяснений Верховного Суда и Конституционного Суда Российской Федерации, учитывая необходимость соблюдения баланса интересов должника и взыскателя, суд вправе удовлетворить заявление о рассрочке или отсрочке исполнения решения суда лишь в случае представления стороной-заявителем убедительных доказательств, подтверждающих трудное имущественное положение и другие обстоятельства, которые могут служить основанием для названного действия. При этом отсрочка исполнения решения не должна привести к невозможности исполнения решения суда, основания изменения сроков исполнения решения должны быть реальными с тем, чтобы это не являлось инструментом для безосновательного затягивания исполнения судебного решения.

Разрешая заявление, судья первой инстанции пришел к выводу о наличии правовых оснований для их удовлетворения в полном объеме, мотивировав данный вывод ссылкой на комплексное изменение законодательства в области обеспечения безопасности объектов транспортной инфраструктуры.

Судебная коллегия с данными выводами согласиться не может, находя доводы представления прокурора заслуживающими внимания.

Как указано выше, предоставление отсрочки должно производиться при наличии объективных препятствий исполнения судебного акта, а ее продолжительность должна быть разумной и не влекущей безосновательного затягивания исполнения судебного решения.

В пункте 5 Требований № 1635, на которые ссылается в заявлении ОАО «РЖД», указано на то, что мероприятия, предусмотренные паспортом объекта транспортной инфраструктуры, должны быть реализованы в течение одного года со дня вступления в силу Требований № 1635.

С учетом того, что постановление Правительства Российской Федерации от 8 октября 2020 г. N 1635, вступило в законную силу с 15 апреля 2021 г., соответственно, утверждённые им требования по обеспечению безопасности объектов транспортной инфраструктуры должны быть исполнены в срок до 15 апреля 2022 г.

В то же время, ОАО «РЖД» не представлено в материалы дела никаких объективных данных, подтверждающих, что для исполнения судебного акта должнику требуется отсрочка именно до 31 декабря 2023 г. (то есть, более чем на два года).

При таких обстоятельствах, судебная коллегия не может признать оспариваемое судебное определение законным и обоснованным, поэтому приходит к выводу об его отмене.

Принимая во внимание часть 3 статьи 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, правовых оснований для удовлетворения заявленных требований в части, судебная коллегия также не усматривает, поэтому приходит к выводу об отказе в удовлетворении требования ОАО «РЖД» о предоставлении отсрочки исполнения решения суда до 31 декабря 2023 г.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 334 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

определение судьи Петуховского районного суда Курганской области от 11 ноября 2021 г. отменить.

В удовлетворении заявления открытого акционерного общества «Российские железные дороги» о предоставлении отсрочки исполнения решения Петуховского районного суда Курганской области от 30 июня 2020 г. по иску Курганского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к открытому акционерному обществу «Российские железные дороги» о возложении обязанности - отказать.

Судья-председательствующий

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 27 декабря 2021 г.