ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-120/2021 от 23.11.2021 Свердловского областного суда (Свердловская область)

Дело № 33-17339/2021

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г.Екатеринбург 23.11.2021

Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе:

председательствующего Ковелина Д.Е.,

судей Кучеровой Р.В., Седых Е.Г.,

при ведении протокола помощником судьи Весовой А.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-120/2021 по иску Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Свердловской области в Талицком, Байкаловском, Тугулымском районах, г. Камышлов, Камышловском и Пышминском районах к администрации муниципального образования Байкаловского сельского поселения, администрации Байкаловского муниципального района о возложении обязанности выполнения требований санитарного законодательства по организации водоотведения,

по апелляционной жалобе ответчика администрации Байкаловского муниципального района Свердловской области на решение Ирбитского районного суда Свердловской области от 12.08.2021.

Заслушав доклад судьи Седых Е.Г., объяснения представителя ответчика администрации Байкаловского муниципального района ФИО1, судебная коллегия

установила:

Территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Свердловской области в Талицком, Байкаловском, Тугулымском районах, г. Камышлов, Камышловском и Пышминском районах обратился в суд к администрации муниципального образования Байкаловского сельского поселения, администрации Байкаловского муниципального района об обязании администрации муниципального образования Байкаловского сельского поселения в срок до 01.09.2023 организовать и провести мероприятия, направленные на проектирование, устройство, содержание и надлежащую эксплуатацию систем, сетей и сооружений водоотведения на территории Байкаловского сельского поселения, в соответствии с требованиями Федеральных законов от 29.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании», от 23.11.2009, от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении»; об обязании администрации Байкаловского муниципального района Свердловской области в срок до 01.09.2023 оказать содействие администрации муниципального образования Байкаловского сельского поселения, в соответствии с требованиями ст.6 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении».

В обоснование иска указано, что при проведении административного расследования в отношении МУП «Служба заказчика» в период с 25.03.2021 с 10 час. 00 мин. до 11 час. 00 мин. на основании обращения жителя с. Байкалово Байкаловского района Свердловской области обнаружено нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения. МУП «Служба заказчика» с использованием автотранспортного средства МАЗ, государственный номер <***>, осуществлен вывоз и слив (сброс) жидких бытовых отходов на поверхность (рельеф) свалки твердых коммунальных отходов, расположенной в 3800 метрах по направлению на северо-запад от ориентира с. Байкалово, площадью земельного участка 15435 кв. м, кадастровый номер земельного участка 66:05:2901008:324, с категорией земель - земли сельскохозяйственного назначения.

Также Талицким отделом Управления Роспотребнадзора по Свердловской области при проведении административного расследования в отношении ООО «Транс Мастер» в период 25.03.2021 с 11 час. 30 мин. до 12 час. 00 мин на основании обращения жителя с. Байкалово Байкаловского района Свердловской области обнаружено нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения. ООО «Транс Мастер» с использованием автотранспортного средства МАЗ, государственный номер <***>, осуществлен вывоз и слив (сброс) жидких бытовых отходов на поверхность (рельеф) свалки твердых коммунальных отходов, расположенной в 3800 метрах по направлению на северо-запад от ориентира с. Байкалово, площадью земельного участка 15435 кв. м, кадастровый номер земельного участка 66:05:2901008:324, с категорией земель - земли сельскохозяйственного назначения.

При этом свалка твердых коммунальных отходов не является централизованной системой водоотведения или иным сооружением, предназначенным для приема и (или) очистки ЖБО, на свалке отсутствуют устройства, исключающие контакт со сливаемыми ЖБО.

Данные обстоятельства указывают на нарушение пунктов 23 - 25 СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий».

Байкаловский районный суд по указанным фактам признал МУП «Служба заказчика» и ООО «Транс Мастер» виновными в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 6.3 КоАП РФ и назначил наказание каждому в виде административного штрафа в размере 15 000 рублей.

Решением Ирбитского районного суда Свердловской области от 12.08.2021 исковые требования удовлетворены.

Возложена на администрацию муниципального образования Байкаловского сельского поселения обязанность в срок до 01.09.2023 организовать и провести мероприятия, направленные на проектирование, устройство, содержание и надлежащую эксплуатацию систем, сетей и сооружений водоотведения на территории Байкаловского сельского поселения, в соответствии с требованиями Федеральных законов от 29.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании», от 23.11.2009, 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении».

Возложена на администрацию Байкаловского муниципального района Свердловской области обязанность в срок до 01.09.2023 оказать содействие администрации муниципального образования Байкаловского сельского поселения в соответствии с требованиями ст. 6 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении».

Не согласившись с решением суда, ответчик администрация Байкаловского муниципального района Свердловской области обратился с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда в части, касающейся возложения обязанности на администрацию Байкаловского муниципального района оказать содействие администрации муниципального образования Байкаловского сельского поселения в соответствии с требованиями ст. 6 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», ссылаясь на нарушение норм материального права. Указано, что судом не учтено, что полномочие по водоотведению закреплено за сельским поселением статьей 2 Закона Свердловской области от 10.10.2014 № 86-ОЗ «О закреплении вопросов местного значения за сельскими поселениями, расположенными на территории Свердловской области». В Уставе Байкаловского муниципального района Свердловской области вышеуказанное полномочие отсутствует, следовательно, средства в бюджет муниципального района на исполнение полномочия не закладываются, в связи с чем исполнить решение суда не представляется возможным.

От истца поступили возражения на апелляционную жалобу, в которой просит отказать в удовлетворении жалобы, указывая на необоснованность доводов. Указывает, что администрация Байкаловского муниципального района является органом местного самоуправления муниципального района и руководствуется в своей деятельности положениями Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и иными федеральными законами.

В судебном заседании представитель ответчика администрации Байкаловского муниципального района Свердловской области поддержала доводы апелляционной жалобы, просила отменить решение суда в части.

Представители истца Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Свердловской области в Талицком, Байкаловском, Тугулымском районах, г. Камышлов, Камышловском и Пышминском районах, ответчика администрации муниципального образования Байкаловского сельского поселения в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, извещены надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, что подтверждается материалами дела.

Кроме того, участвующие по делу лица извещались публично путем заблаговременного размещения 22.10.2021 в соответствии со ст. ст. 14 и 16 Федерального закона от 22.12.2008 № 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» информации о времени и месте рассмотрения апелляционных жалоб на интернет-сайте Свердловского областного суда.

Принимая во внимание надлежащее и своевременное извещение участников процесса о времени и месте судебного заседания в суде апелляционной инстанции, судебная коллегия в соответствии с требованиями ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело при данной явке.

Заслушав явившегося участника процесса, исследовав материалы дела, проверив законность и обоснованность решения в пределах доводов апелляционной жалобы и возражений на неё в соответствии со ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

Как верно установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, земельный участок под размещение свалки, расположенный в 3800 метрах по направлению на северо-запад от ориентира с. Байкалово, площадью 15435 кв.м, кадастровый номер земельного участка 66:05:2901008:324, с категорией земель – земли сельскохозяйственного назначения, не является объектом или сооружением, предназначенным для приема и очистки жидких бытовых отходов.

Вместе с тем, в нарушение требований действующего санитарного законодательства, законодательства о водоснабжении и водоотведении, на данный земельный участок осуществляется вывоз и слив (сброс) жидких бытовых отходов на поверхность (рельеф) свалки твердых коммунальных отходов, что установлено постановлениями Байкаловского районного суда Свердловской области в рамках рассмотрения дел об административных правонарушениях №№ 5-37/2021, 5-38/2021 в отношении МУП «Служба заказчика» и ООО «Транс Мастер» соответственно (л.д. 37-41, 54-57).

В силу ст. 22 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Однако на территории муниципального образования – Байкаловское сельское поселение отсутствует централизованная система водоотведения, позволяющая обеспечить прием, обезвреживание жидких бытовых отходов от населения и организаций в соответствии с законодательством Российской Федерации. Нормативно-правового акта – схемы водоотведения на территории Байкаловского сельского поселения, регламентирующего организацию водоотведения на соответствующей территории, органом местного самоуправления не принято, не имеется, что ответчиками не оспаривалось.

Ссылаясь на положения Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организаций местного самоуправления в Российской Федерации», Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», а также положения ст. ст. 42, 58 Конституции Российской Федерации, суд правильно исходил из того, что согласно действующему законодательству органы местного самоуправления обязаны организовать мероприятия, направленные на устройство, содержание и надлежащую эксплуатацию систем, сетей и сооружений водоотведения, о чем постановил указанное решение.

Отклоняя доводы апелляционной жалобы ответчика, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно Уставу Байкаловского муниципального района Свердловской области (принят решением Байкаловской районной Думы от 09.06.2005 № 50) в состав территории муниципального района входят: Баженовское сельское поселение, Байкаловское сельское поселение, Краснополянское сельское поселение (ч. 2 ст. 2 Устава).

В соответствии с ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относятся: 1) организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств; 2) определение для централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения поселения, городского округа гарантирующей организации; 3) согласование вывода объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения в ремонт и из эксплуатации; 4) утверждение схем водоснабжения и водоотведения поселений, городских округов; и пр.

В силу ч. 1.1 ст. 6 данного Федерального закона полномочия органов местного самоуправления, предусмотренные ч. 1 настоящей статьи, на территории сельского поселения осуществляются органами местного самоуправления муниципального района, на территории которого расположено сельское поселение, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации.

Действительно, в силу п. 1 ст. 2 Закона Свердловской области от 10.10.2014 № 86-ОЗ «О закреплении вопросов местного значения за сельскими поселениями, расположенными на территории Свердловской области» за сельскими поселениями, расположенными на территории Свердловской области, закрепляются следующие вопросы местного значения из числа предусмотренных федеральным законом вопросов местного значения городских поселении: организация в границах сельского поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации, а потому судом первой инстанции обоснованно на администрацию муниципального образования Байкаловского сельского поселения возложена обязанность организовать и провести мероприятия, направленные на проектирование, устройство, содержание и надлежащую эксплуатацию систем, сетей и сооружений водоотведения на территории Байкаловского сельского поселения.

Как следует из Устава Байкаловского сельского поселения (утвержден решением Думы МО Байкаловское сельское поселение от 22.12.2005 № 7/а) к вопросам местного значения относится организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации (п.4 ст.6 Устава).

Однако в соответствии с п. 9 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организаций местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения муниципального района относится: организация мероприятий межпоселенческого характера по охране окружающей среды, а также участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов (п. 14 ч. 1 ст. 15 данного Федерального закона); выравнивание уровня бюджетной обеспеченности поселений, входящих в состав муниципального района, за счет средств бюджета муниципального района (п. 20 ч. 1 ст. 15 данного Федерального закона); утверждение схем территориального планирования муниципального района, утверждение подготовленной на основе схемы территориального планирования муниципального района документации по планировке территории, ведение информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, осуществляемой на территории муниципального района, резервирование и изъятие земельных участков в границах муниципального района для муниципальных нужд (п.15 ч. 1 ст. 15 данного Федерального закона); организация в соответствии с федеральным законом выполнения комплексных кадастровых работ и утверждение карты-плана территории (п. 36 ч. 1 ст. 15 данного Федерального закона), а потому судом первой инстанции правомерно на администрацию Байкаловского муниципального района возложена обязанность в срок до 01.09.2023 оказать содействие администрации муниципального образования Байкаловского сельского поселения, поскольку исковые требования направлены на предотвращение негативного воздействия на окружающую среду сельского поселения, входящего в Байкаловский муниципальный район, в интересах неопределенного круга лиц.

Более того, вопреки доводам жалобы ответчика, из материалов дела следует, что ответчик администрация Байкаловского муниципального района 09.01.2020 заключил с МУП «Служба заказчика» МО Байкаловского сельского поселения договор № 2 на пользование свалкой, которым в соответствии с нормами Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» предоставило заказчику право безвозмездного пользования свалкой по адресу: Свердловская область, Байкаловский район, примерно в 3800 м по направлению на северо-запад от ориентира с.Байкалово, расположенного за пределами участка (п.1.1. договора). При этом настоящий договор предусматривает объем отходов, вывозимых на свалку с объекта Заказчика в размере 68500 куб.м. жидких бытовых отходов в год (п.1.2 договора) (л.д.43-44).

С учетом изложенного, доводы апелляционной жалобы ответчика не опровергают правильности выводов суда.

Таким образом, судебная коллегия соглашается с выводами суда, поскольку они основаны на материалах дела, исследованных доказательствах, их надлежащей оценки в соответствии со ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и сделаны в соответствии с нормами права, подлежащими применению в данном случае.

Доводы апелляционной жалобы сводятся к несогласию с выводами суда первой инстанции и не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела, и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения либо опровергали выводы суда первой инстанции.

Решение суда является законным и обоснованным, по доводам апелляционной жалобы ответчика отмене не подлежит.

Оснований для отмены решения суда первой инстанции, предусмотренных ч. 4 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.

На основании изложенного, руководствуясь п.1 ст. 327.1, п. 1 ст. 328, ст. 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Ирбитского районного суда Свердловской области от 12.08.2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика администрации Байкаловского муниципального района Свердловской области – без удовлетворения.

Председательствующий: Д.Е. Ковелин

Судьи: Р.В. Кучерова

Е.Г. Седых