ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-1212/20 от 23.10.2020 Суда Еврейской автономной области (Еврейская автономной область)

Судья Данилова О.П.

Дело № <...>, № 2-1212/2020

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

23 октября 2020 г. г. Биробиджан

Судебная коллегия по гражданским делам суда Еврейской автономной области в составе:

председательствующего Серга Н.С.,

судей Кукшиновой О.М., Тараника В.Ю.,

при секретаре Шаховой И.Е.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционным жалобам управления сельского хозяйства правительства Еврейской автономной области, Министерства сельского хозяйства Российской Федерации на решение Биробиджанского районного суда ЕАО от 25.06.2020, которым постановлено:

Исковые требования Брылева Ф. И. к управлению сельского хозяйства правительства Еврейской автономной области, Министерству сельского хозяйства Российской Федерации о признании права на получение государственной поддержки в виде субсидии удовлетворить.

Признать за Брылевым Ф. И. право на получение субсидии из бюджета Еврейской автономной области за счёт средств федерального бюджета сельскохозяйственным товаропроизводителям, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, возникшей в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июле-сентябре 2019 на территории Еврейской автономной области.

Производство по делу в части иска Брылева Ф. И. к ФГБУ «Россельхозцентр» о признании права на получение государственной поддержки в виде субсидии прекратить в связи с отказом истца от исковых требований.

Разъяснить, что повторное обращение в суд по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям не допускается.

Заслушав доклад судьи Кукшиновой О.М., пояснения представителя ответчика управления сельского хозяйства правительства Еврейской автономной области Морозовой А.П., истца Брылева Ф.И., судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Брылев Ф.И. обратился в суд с иском к управлению сельского хозяйства правительства Еврейской автономной области, министерству сельского хозяйства Российской Федерации, федеральному государственному бюджетному учреждению «Россельхозцентр» о включении в акт анализа материалов по гибели объектов растениеводства. В обоснование иска указал, что имеет в собственности земельный участок, расположенный по адресу: <...>, категория земель: земли населённых пунктов, разрешённое использование: для ведения личного подсобного хозяйства.

С 02.08.2019 на территории ЕАО был введён режим чрезвычайной ситуации в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июле-сентябре 2019 года на территории ЕАО. Его земельный участок попал в зону подтопления.

01.10.2019 был составлен акт обследования посевов и посадок сельскохозяйственных культур, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации природного характера. В ходе обследования установлено, что в результате сильного переувлажнения и высоких уровней воды рек погибли сельскохозяйственные культуры, а именно картофель, площадь гибели 0,0756 га.

25.12.2019 он обратился в управление сельского хозяйства правительства ЕАО с заявлением о выплате компенсации вследствие утраты урожая сельскохозяйственных культур.

30.12.2019 управлением сельского хозяйства правительства ЕАО ему было отказано в получении субсидии, поскольку он не включён в акт анализа материалов по гибели объектов растениеводства, представленных регионами, пострадавшими в результате ЧС «Паводок» в летний период 2019 года.

Истец просил суд включить его в акт анализа материалов по гибели объектов растениеводства, представленных регионами, пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации «Паводок» в летний период 2019 года, утверждённый ФГБУ «Россельхозцентр» Минсельхоза России.

Определением суда от 12.03.2020 приняты к рассмотрению изменённые исковые требования, согласно которым Брылев Ф.И. просил признать за ним право на получение субсидии из областного бюджета за счёт средств федерального бюджета сельскохозяйственным производителям, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, возникшей в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июле-сентябре 2019 года на территории ЕАО.

Одновременно к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика, привлечена мэрия города муниципального образования «Город Биробиджан» ЕАО.

В судебном заседании Брылев Ф.И. от исковых требований к ФГБУ «Россельхозцентр» о признании права на получение государственной поддержки в виде субсидии отказался, просил производство по иску к этому ответчику прекратить. Исковые требования к управлению сельского хозяйства правительства ЕАО, Министерству сельского хозяйства РФ поддержал по доводам искового заявления. Суду дополнительно пояснил, что все документы готовила комиссия, он подал только заявление.

Представитель истца Пашева Е.В. заявленные исковые требования подержала по доводам искового заявления. Суду также пояснила, что документы и фотографии готовила комиссия. Вины истца нет.

Представитель ответчика управления сельского хозяйства правительства ЕАО в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещён.

Представитель ответчика Министерства сельского хозяйства РФ в судебное заседание не явился, направил в суд свои возражения на исковое заявление, в которых указано следующее. В соответствии с Порядком осуществления оценки ущерба сельскохозяйственных товаропроизводителей от чрезвычайных ситуаций природного характера, утверждённого приказом Минсельхоза России от 26.03.2015 № 113, была проведена экспертная оценка пакета документов по ЛПХ Брылева Ф.И., поступивших из управления сельского хозяйства правительства ЕАО. По представленной на экспертизу фототаблице идентифицировать общую площадь поля и площадь гибели сельскохозяйственной культуры не представлялось возможным, в связи с чем в пункте 179 реестра объектов растениеводства личных подсобных хозяйств ЕАО, пострадавших от чрезвычайной ситуации «Паводок» в летний период 2019 года, являющегося приложением к акту от 14.10.2019 № 022ЛПХд/1, было отмечено, что «Культура не прошла экспертизу по причине: неправильное оформление документов». Таким образом, гибель сельскохозяйственной культуры документально надлежащим образом не была подтверждена, соответственно, определить размер ущерба не представляется возможным.

Указанная информация была доведена до управления сельского хозяйства правительства ЕАО. Замены пакета документов в Минсельхоз России не поступало.

Размер выделенных из резервного фонда Правительства Российской Федерации министерству сельского хозяйства Российской Федерации бюджетных ассигнований определён распоряжениями Правительства Российской Федерации от 23.10.2019 № 2494-р, от 27.12.2019 № 3235-р и был рассчитан на основании результатов оценки ущерба, проведённой в соответствии с Порядком. Выделенные из резервного фонда Правительства Российской Федерации средства в полном объёме были перечислены Минсельхозом России в бюджет Еврейской автономной области. Минсельхоз России свои обязательства выполнил в полном объёме, прав и законных интересов истца не нарушал. В связи с тем, что принадлежавшие истцу объекты растениеводства не прошли экспертизу на предмет причинённого ущерба, размер ущерба по ним не мог быть определён и, соответственно, не учитывался при расчёте и выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации. Право на компенсацию ущерба за счёт средств федерального бюджета у истца не возникло. Просил в удовлетворении иска отказать.

Представитель ответчика ФГБУ «Россельхозцентр» в судебное заседание не явился, направил в суд свои возражения на исковое заявление, в которых указано следующее. Оценку ущерба сельскохозяйственных товаропроизводителей осуществляет Министерство сельского хозяйства Российской Федерации на основании документов, представленных исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченным им органом. Результат оценки ущерба оформляется актом с приложением реестра сельскохозяйственных товаропроизводителей, пострадавших в чрезвычайных ситуациях. Поскольку ФГБУ «Россельхозцентр» является ненадлежащим ответчиком по делу, просил исключить ФГБУ «Россельхозцентр» из дела и отказать в удовлетворении иска к ФГБУ «Россельхозцентр».

Представитель третьего лица мэрии города МО «Город Биробиджан» ЕАО в судебное заседание не явился, просил о рассмотрении дела в его отсутствие, о чём в материалах дела имеется телефонограмма.

Суд постановил указанное решение.

В апелляционной жалобе ответчик управление сельского хозяйства правительства ЕАО просил решение суда отменить, принять по делу новое решение, которым в удовлетворении иска отказать. Жалоба мотивирована тем, что, помощь из резервного фонда Правительства РФ оказывалась адресно на конкретных сельхозтоваропроизводителей, указанных в актах. Поскольку ущерб личному подсобному хозяйству Брылева Ф.И. не был оценён, он не имеет права на субсидию в соответствии с Порядком предоставления субсидии.

Кроме того, в жалобе указано, что районным судом дело рассмотрено в отсутствие представителя управления сельского хозяйства правительства ЕАО, которое не было извещено о времени и месте судебного заседания.

В апелляционной жалобе ответчик Министерство сельского хозяйства РФ просил решение суда как незаконное отменить, в удовлетворении иска к Министерству сельского хозяйства РФ отказать.

В жалобе указал, что суд пришёл к ошибочному, противоречащему законодательству выводу о том, что у истца возникло право на получение компенсации за счёт средств федерального бюджета.

Министерство сельского хозяйства РФ провело оценку пакета документов по ЛПХ Брылева Ф.И. в соответствии с Порядком осуществления оценки ущерба сельскохозяйственных товаропроизводителей от чрезвычайных ситуаций природного характера, утверждённым приказом Минсельхоза России от 26.03.2015 № 113. По представленной на экспертизу фототаблице идентифицировать общую площадь поля и площадь гибели сельскохозяйственной культуры не представлялось возможным. В пункте 179 реестра объектов растениеводства личных подсобных хозяйств ЕАО, пострадавших от чрезвычайной ситуации «Паводок» в летний период 2019 года, являющегося приложением к акту от 14.10.2019 № 022ЛПХд/1, было отмечено, что «Культура не прошла экспертизу по причине: неправильное оформление документов». Указанная информация была доведена до управления сельского хозяйства правительства ЕАО. Результаты оценки ущерба оспорены не были.

В связи с тем, что размер ущерба гибели принадлежащих истцу объектов растениеводства по результатам оценки установить не представилось возможным по независящим от ответчика обстоятельствам, он не мог быть учтён при расчёте и выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства РФ. Следовательно, право на компенсацию ущерба за счёт средств федерального бюджета у истца не возникло.

Размер выделенных из резервного фонда Правительства РФ Министерству сельского хозяйства РФ бюджетных ассигнований определён распоряжениями Правительства РФ от 23.10.2019 № 2494-р, от 27.12.2019 № 3235-р и был рассчитан на основании результатов оценки ущерба, проведённой в соответствии с Порядком. Выделенные из резервного фонда Правительства РФ денежные средства были в полном объёме перечислены Министерством сельского хозяйства РФ в бюджет ЕАО. Таким образом, Министерство сельского хозяйства РФ полностью исполнило поручение Правительство РФ.

Признавая за истцом право на получение субсидии за счёт средств федерального бюджета, суд в нарушение конституционного принципа разделения властей, по сути, предопределяет необходимость выделения Правительством РФ из резервного фонда денежных средств. Вместе с тем, распоряжение резервным фондом относится исключительно к компетенции Правительства РФ, которое к участию в деле привлечено не было.

Министерство сельского хозяйства РФ не вправе самостоятельно распоряжаться средствами резервного фонда Правительства РФ, поэтому является ненадлежащим ответчиком по делу.

Поскольку факт и размер ущерба по результатам оценки не подтверждены, отсутствуют основания для выделения из резервного фонда Правительства РФ средств иного межбюджетного трансферта ЕАО для осуществления компенсация ущерба истцу.

Полагал, что органы государственной власти ЕАО могут самостоятельно принять решение о необходимости выделения из областного бюджета дополнительных средств для выплат сельскохозяйственным товаропроизводителям, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации в 2019 году.

Кроме того, неправильная фотосъёмка произведена комиссией по ЧС, членами которой являются уполномоченные должностные лица органа местного самоуправления. Вред, причинённый незаконными действиями (бездействием) должностных лиц органа власти субъекта или муниципального образования, должен возмещаться соответствующим лицами. Российская Федерация не должна отвечать за действия (бездействие) должностных лиц органа местного самоуправления, которые неправильно сделали фотографии и тем самым лишили истца права претендовать на получение субсидии.

В возражениях на апелляционную жалобу управления сельского хозяйства правительства ЕАО Брылев Ф.И. просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения. Полагал, что Министерство сельского хозяйства РФ может и должно произвести оценку ущерба на основании документов, имеющихся в управлении сельского хозяйства правительства ЕАО.

Представители ответчиков Министерства сельского хозяйства РФ, ФГБУ «Россельхозцентр», третьего лица мэрии города МО «Город Биробиджан» ЕАО в апелляционную инстанцию не явились. О времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом, в связи с чем судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело без их участия.

В суде апелляционной инстанциипредставитель ответчика управления сельского хозяйства правительства ЕАО Морозова А.П. поддержала апелляционную жалобу, просила решение суда отменить.

Истец Брылев Ф.И. с апелляционными жалобами ответчиков не согласился, просил решение суда оставить без изменения.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, возражений на апелляционную жалобу управления сельского хозяйства правительства ЕАО, выслушав пояснения лиц, участвующих в апелляционной инстанции, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

В соответствии с пунктом 5 постановления правительства ЕАО от 20.11.2019 № 414-пп «О Порядке предоставления в 2019 году субсидии из областного бюджета за счёт средств федерального бюджета сельскохозяйственным товаропроизводителям, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, возникшей в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июле - сентябре 2019 года на территории Еврейской автономной области» (далее - Порядок) право на субсидию имеют сельхозтоваропроизводители, являющиеся по состоянию на 2 августа 2019 года владельцами (пользователями) земельных участков, попавших в зону подтопления (затопления) в соответствии с распоряжением губернатора Еврейской автономной области от 30.08.2019 № 440-рг «Об определении границ зон чрезвычайной ситуации, возникшей в результате сложной гидрометеорологической обстановки на территории Еврейской автономной области в 2019 году», утратившие урожай полностью либо частично в результате чрезвычайной ситуации, возникшей в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июле - сентябре 2019 года на территории Еврейской автономной области.

Субсидия предоставляется сельхозтоваропроизводителям, являющимся собственниками земельных участков или пользователями земельных участков на ином законном праве.

В силу пункта 6 Порядка размер ущерба, причинённого сельхозтоваропроизводителю в результате чрезвычайной ситуации, определён Министерством сельского хозяйства РФ в соответствии с актами анализа материалов по гибели объектов растениеводства, представленных регионами, пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации «Паводок» в летний период 2019 года, ФГБУ «Российский сельскохозяйственный центр», в том числе от 14.10.2019 № 022ЛПХд/1.

По смыслу пунктов 8, 9 Порядка для получения субсидии собственники сельхозтоваропроизводители представляют в управление сельского хозяйства правительства ЕАО следующие документы: заявление о предоставлении субсидии, правоудостоверяющий документ на земельный участок, права на который не зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости, копию паспорта или иного документа, удостоверяющего личность получателя субсидии или его представителя (если документы представляет представитель), доверенность, оформленную в соответствии с законодательством Российской Федерации (в случае, если документы от получателя субсидии представляются представителем).

Согласно пункту 12 Порядка одним из оснований для отказа в предоставлении субсидии является отсутствие сельхозтоваропроизводителя в актах.

Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что Брылеву Ф.И. на основании договора купли-продажи земельного участка от <...>№ <...> принадлежит на праве собственности земельный участок, категория земель - земли населённых пунктов, разрешённое использование - для ведения личного подсобного хозяйства, площадью <...> кв.м, расположенный по адресу: <...>.

Распоряжением губернатора ЕАО от 01.08.2019 № 385-рг на территории ЕАО с 08.00 часов 02.08.2019 введён режим чрезвычайной ситуации.

Как следует из распоряжения губернатора ЕАО от 30.08.2019 № 440-рг «Об определении границ зон чрезвычайной ситуации, возникшей в результате сложной гидрометеорологической обстановки на территории Еврейской автономной области в 2019 году», домовладение по адресу: <...>, попало в зону чрезвычайной ситуации.

Актом обследования посевов и посадок сельскохозяйственных культур, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации природного характера № <...> от 01.10.2019 подтверждается, что в личном подсобном хозяйстве Брылева Ф.И., расположенном по адресу: <...>, в период с 15.08.2019 по дату обследования в результате сильного переувлажнения почвы и высоких уровней воды рек погиб урожай сельскохозяйственной культуры - картофеля на площади 0,0756 га из общей площади 0,08 га. Общая сумма материального ущерба составила 21 896,8 рублей. Акт подписан членами комиссии по определению ущерба сельскохозяйственных культур и утверждён председателем данной комиссии мэрии города муниципального образования «Город Биробиджан».

Указанный акт не оспорен, недействительным не признан.

По результатам рассмотрения заявления Брылева Ф.И. от 25.12.2019 управлением сельского хозяйства правительства ЕАО принято решение об отказе Брылеву Ф.И. в выплате компенсации вследствие утраты урожая сельскохозяйственных культур в связи тем, что он, как глава личного подсобного хозяйства отсутствует в актах анализа материалов по гибели объектов растениеводства, представленных регионами, пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации «Паводок» в летний период 2019 года, утверждённых ФГБУ «Россельхозцентр» Минсельхоза России (пункт 12 указанного выше Порядка).

В акте анализа материалов по гибели объектов растениеводства, представленных регионами, пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации «Паводок» в летний период 2019 года (ЕАО), от 14.10.2019 № 022ЛПХд/1, составленном ФГБУ «Россельхозцентр», указано, что пострадали объекты растениеводства 188 личных подсобных хозяйств в 3 районах. Чрезвычайная ситуация квалифицируется как федерального характера. Под номером 179 в реестре результатов экспертизы значится Брылев Ф.И. и указано, что культура не прошла экспертизу по причине - неправильное оформление документов.

Удовлетворяя исковые требования Брылева Ф.И., суд первой инстанции, оценив собранные по делу доказательства в их совокупности, пришёл к выводу, что Брылев Ф.И. имеет право на получение компенсации вследствие утраты урожая сельскохозяйственных культур, выращенных в личном подсобном хозяйстве, в результате чрезвычайной ситуации 2019 года. То обстоятельство, что уполномоченными должностными лицами были неправильно сделаны фотографии с изображением повреждений пострадавших сельскохозяйственных культур, не должно вести к лишению истца этого права.

Судебная коллегия считает правильными выводы суда первой инстанции, поскольку они подтверждаются имеющимися в деле доказательствами и нормами материального права, регулирующими порядок предоставления мер поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации - паводка на территории ЕАО в июле-сентябре 2019 года.

Порядок предоставления в 2019 году иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации за счёт бюджетных ассигнований резервного фонда Правительства Российской Федерации на осуществление компенсации сельскохозяйственным товаропроизводителям, в том числе личным подсобным хозяйствам, ущерба, причинённого в результате чрезвычайных ситуаций природного характера, определён Постановлением Правительства РФ от 15.11.2019 № 1455 (далее - Порядок № 1455).

В силу пункта 2 Порядка № 1455 иные межбюджетные трансферты предоставляются в целях софинансирования в полном объёме расходных обязательств субъектов Российской Федерации, связанных с компенсацией сельскохозяйственным товаропроизводителям, в том числе личным подсобным хозяйствам, ущерба, причинённого в результате чрезвычайных ситуаций природного характера, включая ущерб от утраты урожая.

Иные межбюджетные трансферты предоставляются в пределах бюджетных ассигнований, выделенных из резервного фонда Правительства Российской Федерации, и лимитов бюджетных обязательств, доведённых до Министерства сельского хозяйства Российской Федерации как получателя средств федерального бюджета, на цели, указанные в пункте 2 настоящих Правил (пункт 3 Порядка № 1455).

Компенсация сельскохозяйственным товаропроизводителям ущерба, причинённого в результате чрезвычайных ситуаций природного характера, осуществляется вследствие, в том числе паводка (пункт 5 Порядка № 1455).

Оценка ущерба, причинённого сельскохозяйственным товаропроизводителям, в том числе личным подсобным хозяйствам, в результате чрезвычайных ситуаций природного характера, осуществляется в соответствии с пунктом 4 Правил предоставления иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление компенсации сельскохозяйственным товаропроизводителям ущерба, причинённого в результате чрезвычайных ситуаций природного характера, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 22.12.2014 № 1441 «Об утверждении Правил предоставления иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление компенсации сельскохозяйственным товаропроизводителям ущерба, причинённого в результате чрезвычайных ситуаций природного характера».

Для предоставления иных межбюджетных трансфертов высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), на территории которого произошла чрезвычайная ситуация природного характера, направляет в Министерство сельского хозяйства Российской Федерации обращение о выделении средств федерального бюджета на цели, указанные в пункте 2 настоящих Правил, содержащее обязательство субъекта Российской Федерации по реализации соответствующих мероприятий (пункт 6 Порядка № 1455).

Предоставление иных межбюджетных трансфертов осуществляется на основании соглашения, заключённого в государственной интегрированной информационной системе управления общественными финансами «Электронный бюджет», между Министерством сельского хозяйства РФ и высшим исполнительным органом государственной власти субъекта (пункты 9, 10, 4 Порядка № 1455).

Объём иных межбюджетных трансфертов, предоставляемый бюджету i-го субъекта Российской Федерации, определяется в соответствии с решениями Правительства Российской Федерации (пункт 8 Порядка № 1455).

В соответствии с пунктами 2(2), 2(3) Правил предоставления иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление компенсации сельскохозяйственным товаропроизводителям ущерба, причинённого в результате чрезвычайных ситуаций природного характера, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 22.12.2014 № 1441, для предоставления иных межбюджетных трансфертов высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), на территории которого произошла чрезвычайная ситуация природного характера, направляет в Министерство сельского хозяйства Российской Федерации обращение о выделении средств федерального бюджета на цели, указанные в пункте 1 настоящих Правил.

Министерство сельского хозяйства Российской Федерации на основании обращения, указанного в пункте 2(2) настоящих Правил, а также оценки ущерба, причинённого сельскохозяйственным товаропроизводителям в результате чрезвычайных ситуаций природного характера, предусмотренной пунктом 4 настоящих Правил, представляет в Правительство Российской Федерации проект решения Правительства Российской Федерации о предоставлении иных межбюджетных трансфертов не позднее чем за 30 календарных дней до окончания текущего финансового года.

В силу пункта 6 указанных Правил предоставление иных межбюджетных трансфертов осуществляется на основании соглашения о предоставлении иных межбюджетных трансфертов, заключённого Министерством сельского хозяйства Российской Федерации с высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с типовой формой, утверждённой Министерством финансов Российской Федерации.

Из анализа названных нормативных правовых актов следует, что для предоставления иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъёктов РФ за счёт бюджетных ассигнований резервного фонда Правительства РФ на осуществление компенсации сельскохозяйственным товаропроизводителям ущерба, причинённого в результате чрезвычайных ситуаций природного характера, губернатор (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта РФ должен направить в Министерство сельского хозяйства РФ обращение о выделении средств федерального бюджета на указанные цели. Правительство субъекта должно заключить с Министерством сельского хозяйства РФ соглашение о предоставлении иных межбюджетных трансфертов. После проведения Министерством сельского хозяйства РФ оценки ущерба, причинённого сельскохозяйственным товаропроизводителям в результате чрезвычайных ситуаций природного характера, последнее представляет в Правительство РФ проект решения Правительства РФ о предоставлении иных межбюджетных трансфертов. Правительством РФ выносится соответствующее распоряжение.

Ответчики в апелляционных жалобах полагают, что поскольку Министерством сельского хозяйства РФ не проведена оценка ущерба, причинённого личному подсобному хозяйству Брылева Ф.И., отсутствуют основания для выделения из резервного фонда Правительства РФ средств иного межбюджетного трансферта Еврейской автономной области для осуществления компенсации ущерба истцу.

В соответствии с Порядком осуществления оценки ущерба сельскохозяйственных товаропроизводителей от чрезвычайных ситуаций природного характера, утверждённым приказом Минсельхоза России от 26.03.2015 № 113 (далее - Порядок № 113) для проведения оценки ущерба сельскохозяйственных товаропроизводителей от чрезвычайных ситуаций природного характера высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченный им орган представляет в Министерство сельского хозяйства Российской Федерации, кроме всего прочего: акт обследования посевов и посадок сельскохозяйственных культур, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации природного характера, подписанный членами комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности органа местного самоуправления; цветные фотографии с изображением повреждений пострадавших сельскохозяйственных культур, с указанием на обороте даты и времени съёмки, вида чрезвычайной ситуации природного характера, наименования пострадавшего сельскохозяйственного товаропроизводителя, общей площади поля и площади гибели сельскохозяйственной культуры, полного наименования пострадавшей сельскохозяйственной культуры, которые должны быть заверены подписью и печатью руководителя Комиссии (пункт 3).

Указанные в пункте 3 Порядка № 113 документы представляет высший орган государственной власти субъекта РФ или уполномоченный им орган (пункт 10).

Согласно пункту 13 Порядка № 113 результат проведения оценки ущерба сельскохозяйственных товаропроизводителей от чрезвычайных ситуаций природного характера оформляется актом с приложением реестра сельскохозяйственных товаропроизводителей, пострадавших от чрезвычайных ситуаций природного характера.

Как следует из отзыва на иск Министерства сельского хозяйства РФ, неправильное оформление документов заключалось в том, что по представленной на экспертизу фототаблице идентифицировать общую площадь поля и площадь гибели сельскохозяйственной культуры не представлялось возможным.

Вместе с тем, как указано в названном Порядке, на цветных фотографиях должно быть видно повреждение пострадавших сельскохозяйственных культур. Общая площадь поля и площадь гибели сельскохозяйственной культуры указывается на обороте фотографии. На обороте имеющейся в деле копии фотографии от 01.10.2019 имеются записи, позволяющие определить общую площадь земельного участка (0,09 га) и площадь погибшей сельскохозяйственной культуры (0,0756 га). Кроме того, в акте обследования посевов и посадок сельскохозяйственных культур, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации природного характера № 49 от 01.10.2019, также указана общая площадь (0,08 га) и площадь гибели сельскохозяйственной культуры (0,0756 га).

Разница в указании общей площади земельного участка, на котором выращивалась сельскохозяйственная культура, решающего правового значения не имеет. Факт потери урожая на площади 0,0756 га подтверждён фотографией и актом и сомнений у судебной коллегии не вызывает.

Кроме того, согласно формуле, по которой определяется ущерб (по прямым затратам) сельскохозяйственных товаропроизводителей от чрезвычайных ситуаций природного характера, повлёкших гибель посевов сельскохозяйственных культур, приведённой в пункте 4 Порядка № 113, для определения ущерба необходимо знать только значение площади гибели конкретной сельскохозяйственной культуры от наступавшего стихийного бедствия.

Таким образом, по мнению судебной коллегии, Министерство сельского хозяйства РФ имеет возможность произвести оценку ущерба, причинённого личному подсобному хозяйству Брылева Ф.И., на основании представленных управлением сельского хозяйства правительства ЕАО документов.

С учётом изложенного, доводы апелляционных жалоб ответчиков об отсутствии у истца права на компенсацию ущерба за счёт средств федерального подлежат отклонению.

Доводы апелляционной жалобы Министерства сельского хозяйства РФ о том, что органы государственной власти ЕАО могут самостоятельно принять решение о выделении из областного бюджета дополнительных средств для выплат сельскохозяйственным товаропроизводителям, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации в 2019 году, а также о том, что Российская Федерация не должна отвечать за действия (бездействие) должностных лиц органа местного самоуправления, которые неправильно сделали фотографии и тем самым лишили истца права претендовать на получение субсидии, отмену решения суда не влекут, поскольку вышеуказанными нормативными правовыми актами установлен порядок предоставления компенсации сельскохозяйственным производителям ущерба, причинённого чрезвычайной ситуацией в 2019 году, за счёт средств федерального бюджета,

Как следует из материалов дела, чрезвычайная ситуация, возникшая в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июле-сентябре 2019 года на территории Еврейской автономной области, отнесена к чрезвычайным ситуациям федерального характера.

В силу части 1 статьи 24 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» финансовое обеспечение мер по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций федерального характера является расходным обязательством Российской Федерации.

В связи с изложенным выше механизмом предоставления иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъёктов РФ за счёт бюджетных ассигнований резервного фонда Правительства РФ на осуществление компенсации сельскохозяйственным товаропроизводителям ущерба, причинённого в результате чрезвычайных ситуаций природного характера, довод апелляционной жалобы Министерства сельского хозяйства РФ о том, что Правительство РФ должно быть привлечено судом к участию в деле, а Министерство сельского хозяйства РФ является ненадлежащим ответчиком по делу, подлежит отклонению.

Также подлежит отклонению довод апелляционной жалобы о том, управление сельского хозяйства правительства ЕАО не было извещено о времени и месте судебного заседания суда первой инстанции.

Согласно части 1 статьи 113 Гражданского процессуального кодекса РФ (далее - ГПК РФ) лица, участвующие в деле, а также свидетели, эксперты, специалисты и переводчики извещаются или вызываются в суд заказным письмом с уведомлением о вручении, судебной повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование судебного извещения или вызова и его вручение адресату.

В материалах дела имеется извещение от 08.06.2020 № 20009/2-1212/20 лиц, участвующих в деле, в том числе управления сельского хозяйства правительства ЕАО, о времени и месте судебного заседания, назначенного на 25.06.2020 в 11 часов 40 минут (л.д. 50).

Согласно сведениям разносной книги для местной корреспонденции 01-365 Биробиджанского районного суда ЕАО извещение по настоящему гражданскому делу № 20009/2-1212/20 была получено управлением сельского хозяйства правительства ЕАО 10.06.2020.

Таким образом, суд первой инстанции принял надлежащие меры к извещению ответчика.

Довод представителя ответчика управления сельского хозяйства правительства ЕАО, приведённый в суде апелляционной инстанции, о том, что остатки денежных средств возвращены в Министерство сельского хозяйства РФ, не может служить основанием для лишения истца права на получение субсидии, положенной ему вследствие утраты урожая.

При таких обстоятельствах решение суда является законным и обоснованным. Нарушений, которые привели или могли привести к неправильному разрешению дела, в том числе и те, на которые имеются ссылки в апелляционных жалобах, судом не допущено.

Руководствуясь статьями 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Биробиджанского районного суда ЕАО от 25.06.2020 оставить без изменения, апелляционные жалобы управления сельского хозяйства правительства Еврейской автономной области, Министерства сельского хозяйства Российской Федерации - без удовлетворения.

Председательствующий Н.С. Серга

Судьи О.М. Кукшинова

В.Ю. Тараник