Судья Филимонова А.О.
дело № 2-1214/2021
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
дело № 11-11506/2021
5 октября 2021 г. г. Челябинск
Судебная коллегия по гражданским делам Челябинского областного суда в составе:
председательствующего Жуковой Н.А.,
судей Мокроусовой Л.Н., Шушкевич О.В.,
при секретаре судебного заседания Разорёновой Е.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело по исковому заявлению ФИО3 к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Магнитогорске Челябинской области (межрайонное) о взыскании компенсации расходов, связанных с переездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностям,
по апелляционной жалобе Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Магнитогорске Челябинской области (межрайонное) (после реорганизации Государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Челябинской области) на решение Ленинского районного суда г.Магнитогорска Челябинской области от 5 июля 2021 г.
Заслушав доклад судьи Жуковой Н.А. об обстоятельствах дела и доводах апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
ФИО3 обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Магнитогорске Челябинской области (межрайонное) (далее – УПФР) о признании решения от 16 октября 2020 г. № в части недоплаты компенсации расходов, связанных с переездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, лицам, являющимся получателем трудовых пенсий и (или) пенсий по государственному пенсионному обеспечению, в размере 43764 руб. незаконным, взыскании недоплаченной суммы компенсации расходов в размере 43764 руб., расходов по уплате государственной пошлины в размере 300 руб.
В обоснование иска указала, что в мае 2020 г. она переехала на постоянное местожительство в <адрес> из <адрес> (район Крайнего Севера), где проживала и работала. Фактически ее расходы на перевозку багажа составили 75000 руб., на беспересадочный проезд пассажирским железнодорожным транспортом - 5343 руб. 70 коп. 7 октября 2020 г. она обратилась к ответчику с заявлением о выплате компенсации расходов, связанных с переездом из районов Крайнего Севера. Решением от 16 октября 2019 г. ей выплачена компенсация расходов, связанных с переездом из районов Крайнего Севера, в размере 36 579 руб. 70 коп. Полагала, что вынесенное ответчиком решение о частичной компенсации расходов, связанных с переездом и перевозкой багажа к новому месту жительства, является незаконным, поскольку действующим законодательством она наделена правом на компенсацию фактически произведенных расходов вне зависимости от способа, маршрута осуществления проезда к месту жительства.
Определением суда от 8 июня 2021 г. к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено открытое акционерное общество «Российские железные дороги» (далее – ОАО «РЖД») (л.д. 49-52).
Истец ФИО3 в судебном заседании суда первой инстанции поддержала исковые требования.
Представитель ответчика УПФР ФИО4 в судебном заседании суда первой инстанции возражала против удовлетворения исковых требований, указав о законности принятого решения.
Представитель третьего лица ОАО «РЖД» в судебное заседание суда первой инстанции не явился, извещался надлежащим образом.
Суд принял решение о признании решения УПФР от 16 октября 2020 г. № в части недоплаты компенсации расходов пенсионера, связанных с переездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностям, незаконным, взыскал с УПФР в пользу ФИО3 компенсацию расходов, связанных с переездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностям, в размере 43 764 руб., возложил на Межрайонную ИФНС России №17 по Челябинской области обязанность возвратить ФИО3 государственную пошлину в сумме 300 рублей.
В апелляционной жалобе представитель ответчика просит решение суда отменить, принять по делу новое решение. Указывает, что в качестве документа о тарифе на перевозку багажа весом одна тонна железнодорожным транспортом по маршруту: станция Коршуниха- Ангарская (Железногорск-Илимский)-станция Магнитогорск истцом представлена справка Железнодорожного агентства Уральского филиала АО «ФПК» от 28 сентября 2020 г. №, согласно которой стоимость провоза багажа весом 1000 кг в составе пассажирского поезда согласно Тарифному руководству, утвержденному приказом ФСТ России от 27 июня 2010 г. № по состоянию на 3 мая 2020 г. по маршруту Братск – Магнитогорск составляла 31236 руб. Расходы на оплату стоимости провоза багажа оплачены истцу в указанной сумме. Представленная ФИО3 в судебное заседание справка Филиала ОАО «РЖД» - Центра фирменного транспортного обслуживания от 24 марта 2021 г. о стоимости перевозки груза в 20-тонном контейнере в мае 2020 г. не может быть учтена при определении размера компенсации на провоз багажа, так как указанные в ней сведения относятся к контейнерным перевозкам.
В возражениях на апелляционную жалобу истец ФИО3 просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от 5 октября 2021 г. произведена замена ответчика УПФР, в связи с его реорганизацией путем присоединения, на правопреемника Государственное учреждение – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Челябинской области (далее – ОПФР).
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции извещены, в суд не явились, в связи с чем судебная коллегия на основании статей 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации признала возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены решения суда.
Как следует из материалов дела, ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, с 2014 года является получателем пенсии по старости.
В июне 2020 г. ФИО3 переехала на постоянное место жительства в <адрес> из <адрес> (л.д. 30 оборот-31).
В соответствии с постановлением Совета Министров СССР от 10 ноября 1967 г. № 1029 <адрес> отнесен к районам Крайнего Севера.
7 октября 2020 г. истец обратилась в УПФР с заявлением о компенсации расходов, связанных с переездом из районов Крайнего Севера и приравненных к нему местностей, с приложением документов, подтверждающих факт несения расходов (л.д. 28-29).
Личный переезд из <адрес> в <адрес> ФИО3 осуществляла до <адрес> железнодорожным транспортом, из <адрес> ее встречали родственники на личном автомобиле. В соответствии с представленному истцом проездному документу расходы на ее личный проезд составили 5 343 руб. 70 коп. (л.д. 32).
Истцом представлен договор транспортной экспедиции от 3 мая 2020 г. №, заключенный между ФИО3 (клиент) и ИП ФИО1 (экспедитор), по условиям которого экспедитор обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны оказать и организовать оказание услуг, предусмотренных обязанностями экспедитора и связанных с доставкой багажа, а клиент обязуется оплатить экспедитору вознаграждение за оказанные услуги, а также возместить понесенные им в интересах клиента расходы. Стоимость и порядок услуг экспедитора, прописаны в поручении экспедитору на конкретную перевозку (л.д. 34-35).
Согласно поручению экспедитору от 3 мая 2020 г. маршрут перевозки: <адрес> – <адрес>, наименование багажа: багаж, домашние вещи, вес: 1 тонна, объем: 30 куб.м., стоимость перевозки – 75000 руб. (л.д. 36).
Из справки ИП ФИО2 от 3 мая 2020 г. следует, что стоимость провода багажа (домашние вещи) ФИО3 автомобильным транспортом общим весом 1 тонна от адреса: <адрес> до адреса: <адрес> по договору транспортной экспедиции № от 3 мая 2020г. составила 75000 руб. Дополнительные услуги в стоимость провоза багажа не включены (л.д. 40).
Также истцом представлена справка АО «Федеральная пассажирская компания» от 28 сентября 2020 г., согласно которой прямое железнодорожное сообщение по маршруту Братск – Магнитогорск отсутствует. Стоимость провоза багажа весом 1000 кг в составе пассажирского поезда согласно Тарифному руководству, утвержденному приказом ФСТ России от 27 июля 2010 г. № по состоянию на 3 мая 2020 г. по маршруту Братск - Магнитогорск составляла 31236 руб. (л.д.40 оборот).
Решением УПФР от 16 октября 2020 г. №/У ФИО3 произведена компенсация расходов, связанных с переездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей в размере 36579 руб. 70 коп. (л.д. 41).
ФИО3 обратилась в УПФР с претензией о доплате компенсации расходов, связанных с переездом из района Крайнего Севера, приложив справку об отсутствии на станции Коршуниха-Ангарская контейнерной площадки, на которое ей письмом от 12 января 2021 г. сообщено об отсутствии возможности доплаты компенсации расходов, связанных с переездом из района Крайнего Севера, на основании подпункта «б» пункта 3, подпункта «ж» пункта 10 Правил и указано, что в соответствии с представленными ею документами стоимость провоза багажа по маршруту г.Братск - Магнитогорск составляла 31 236 руб. (л.д. 9-10,22,23).
Разрешая спор, суд первой инстанции исходил из того, что истцом понесены расходы, связанные с переездом из района Крайнего Севера, она является получателем пенсии, избранный ею способ перевозки багажа автомобильным транспортом был единственно доступным в связи с отсутствием погрузочной (контейнерной) площадки на станции в месте прежнего проживания пенсионера, ответчиком безосновательно принята для определения размера компенсации провоза багажа стоимость провоза багажа железнодорожным транспортом не от прежнего места жительства пенсионера (<адрес> вместо <адрес>) и не в новое его место жительства (<адрес> вместо <адрес>), и пришел к выводу о наличии у ФИО3 права на полную компенсацию расходов по проезду, признав незаконным решение УПФР в части недоплаты ФИО3 компенсации расходов, связанных с переездом из района Крайнего Севера, и возложив на ответчика обязанность выплатить истцу указанные расходы в размере 43764 руб.
Судебная коллегия соглашается с данными выводами суда, поскольку они соответствуют обстоятельствам дела и нормам материального права.
Законом Российской Федерации от 19 февраля 1993 г. № 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» (далее - Закон от 19 февраля 1993 г. № 4520-1) установлены государственные гарантии и компенсации по возмещению дополнительных материальных и физиологических затрат гражданам в связи с работой и проживанием в экстремальных природно-климатических условиях Севера.
Статьей 4 Закона от 19 февраля 1993 г. № 4520-1 предусмотрено, что гарантии и компенсации, установленные настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, являются расходными обязательствами Российской Федерации в части неработающих граждан, получающих страховую пенсию или пенсию по государственному пенсионному обеспечению за счет средств Пенсионного фонда Российской Федерации и федерального бюджета. Компенсация расходов, связанных с переездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, гражданам, указанным в части 6 статьи 35 Закона, осуществляется за счет бюджетных ассигнований, предоставляемых из федерального бюджета в форме межбюджетных трансфертов бюджету Пенсионного фонда Российской Федерации.
В соответствии с частью 6 статьи 35 Закона от 19 февраля 1993 г. №4520-1 лицам, являющимся получателями страховых пенсий и (или) пенсий по государственному пенсионному обеспечению, не работающим по трудовым договорам, не получающим выплат и иных вознаграждений по гражданско-правовым договорам, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, по договорам авторского заказа, договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведений науки, литературы, искусства и не осуществляющим иной деятельности, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с законодательством Российской Федерации, и членам их семей, находящимся на их иждивении, в случае переезда из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей к новому месту жительства на территории Российской Федерации, не относящемуся к указанным районам и местностям, однократно компенсируются расходы на оплату стоимости проезда к новому месту жительства и стоимости провоза багажа.
Согласно части 7 статьи 35 Закона от 19 февраля 1993 г. №4520-1 размер, условия и порядок компенсации расходов, связанных с переездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, лицам, указанным в части 6 настоящей статьи, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 декабря 2014 г. № 1351 утверждены Правила компенсации расходов, связанных с переездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, лицам, являющимся получателями трудовых пенсий и (или) пенсий по государственному пенсионному обеспечению, и членам их семей (далее - Правила).
В соответствии с подпунктом «б» пункта 3 Правил компенсация производится в размере фактически произведенных расходов на оплату стоимости провоза багажа пенсионера и членов семьи пенсионера весом не более 1 тонны на пенсионера и каждого выезжающего вместе с ним члена семьи пенсионера, но не более 5 тонн на семью железнодорожным, внутренним водным, морским, автомобильным транспортом (за исключением такси), но не выше установленных тарифов на перевозку багажа железнодорожным транспортом.
Согласно пункту 4 Правил при отсутствии в населенном пункте по прежнему месту жительства пенсионера в районах Крайнего Севера или приравненных к ним местностях либо на отдельных участках маршрута следования к новому месту жительства видов транспорта, указанных в подпункте «б» пункта 3 настоящих Правил, пенсионеру и членам семьи пенсионера возмещаются в размере 100 процентов фактически произведенные расходы на провоз багажа иными транспортными средствами, в том числе воздушным транспортом, до ближайшей к прежнему месту жительства железнодорожной станции или до ближайшего морского либо речного порта, открытого для навигации в это время.
В силу пункта 7 Правил заявление о компенсации пенсионер подает после осуществления переезда в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации по новому месту жительства, в котором находится его выплатное дело.
Согласно подпунктам «г, ж, з» пункта 10 Правил заявление о компенсации подается с приложением документов, подтверждающих, что: пенсионер и члены семьи пенсионера осуществили проезд из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей к новому месту жительства и пенсионером фактически произведены расходы на оплату стоимости проезда (проездные документы, посадочные талоны, иные документы, выданные в соответствии с законодательством Российской Федерации транспортными организациями независимо от их организационно-правовой формы); пенсионер и члены семьи пенсионера осуществили провоз багажа к новому месту жительства и пенсионером фактически произведены расходы на оплату услуг по провозу багажа, включая услуги по погрузке и выгрузке багажа (багажная, грузобагажная квитанция, грузовая накладная, заявка на перевозку грузов с отметкой об их принятии, коносамент, кассовый чек, подтверждающий оплату провоза багажа, контейнеров, почтовых посылок, и другие документы, содержащие сведения о весе (массе) и стоимости провоза багажа, выданные организациями, осуществившими его перевозку); фактически произведенные пенсионером расходы на оплату стоимости провоза багажа пенсионера и членов семьи пенсионера превышают размеры, установленные подпунктом «б» пункта 3 настоящих Правил (справка или иной документ, подтверждающие стоимость провоза багажа по соответствующему маршруту в указанных пределах, выданные транспортными организациями в установленном порядке).
Из исследованных в суде доказательств достоверно установлено, что истец фактически переехала из района Крайнего Севера, понесла расходы на перевоз багажа в заявленной в УПФР сумме, эти расходы не превышают установленных тарифов на перевозку багажа железнодорожным транспортом.
Так, согласно ответу на запрос ОАО «РЖД» от 18 июня 2021 г. стоимость перевозки груза «груз для личных (бытовых) нужд», в том числе бытовая техника, хрупкие предметы, посуда, объемом 1 тонна (1000 кг) по маршруту станция Коршуниха-Ангарская (<адрес>) до <адрес>, включая погрузку, разгрузку по состоянию на май 2020 г., а в случае отсутствия безперегрузного маршрута перевозки стоимости провоза указанного багажа (груза для личных (бытовых) нужд объемом 1 тонна) по кратчайшему маршруту перевозки с учетом погрузки/выгрузки в каждом пункте составляет 100 204 руб. (л.д. 58-59).
Согласно справке ОАО «РЖД» от 12 апреля 2020 г. станция Коршуниха-Ангарская Восточно-Сибирской железной дороги закрыта для выполнения операции прием и выдача грузов в универсальных контейнерах (л.д.21).
Учитывая, что иного способа для отправки груза у истца не было, личные вещи ею перевезены автомобильным транспортом от прежнего места жительства в районе Крайнего Севера до места своего нового проживания.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, представленная истцом справка от 28 сентября 2020 г. о стоимости провоза багажа железнодорожным транспортом в размере 31236 руб., не могла быть учтена в подтверждение размера компенсации провоза багажа ФИО3 по причине того, что в ней не отражена стоимость провоза багажа от прежнего места жительства истца <адрес> до <адрес>.
Согласно пунктам 1, 2, 3, 9 и 11 Положения о Пенсионном фонде Российской Федерации, утвержденного постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. № 2122-I (далее - Положение о Пенсионном фонде Российской Федерации), Пенсионный фонд Российской Федерации осуществляет государственное управление финансами пенсионного обеспечения в Российской Федерации. Пенсионный фонд Российской Федерации и его денежные средства находятся в государственной собственности Российской Федерации. Пенсионный фонд Российской Федерации обеспечивает разъяснительную работу среди населения по вопросам, относящимся к компетенции Пенсионного фонда Российской Федерации. Пенсионный фонд Российской Федерации ведет свою деятельность через региональные отделения.
Обязанности по реализации социальной политики Российской Федерации в области государственного пенсионного обеспечения возложены на Пенсионный фонд Российской Федерации, в рамках исполнения которых Пенсионный фонд Российской Федерации и его региональные отделения в числе прочего обеспечивают разъяснительную работу среди населения по вопросам, относящимся к компетенции Пенсионного фонда Российской Федерации.
Следовательно, при обращении гражданина в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации по вопросам пенсионного обеспечения гражданин имеет право на получение от пенсионного органа информации о его правах, в том числе о возможности получения мер социальной защиты (поддержки), возникающих в связи с жизненным событием, по поводу которого он обратился в пенсионный орган, и этому праву корреспондирует обязанность пенсионного органа предоставить гражданину указанную информацию.
Как следует из представленных ответчиком в материалы дела документов, при обращении истца в УПФР с заявлением о компенсации расходов, связанных с переездом из районов Крайнего Севера, ей не были даны разъяснения о предоставлении документов, подтверждающих стоимость провоза багажа железно-дорожным транспортом от <адрес> до <адрес>, этот документ был получен только по запросу суда.
Ссылки в жалобе на то, что не может быть учтена при определении размера компенсации на провоз багажа справка о стоимости перевозки груза в 20-тонном контейнере в мае 2020 г., так как указанные в ней сведения относятся к контейнерным перевозкам, судебная коллегия считает необоснованными, поскольку суд при принятии решения исходил не из справки от 24 марта 2021 г., а из ответа ОАО «РЖД» от 18 июня 2021 г., в котором прямо указано, что при перевозке груза – домашних вещей в универсальных вагонах минимальной весовой нормой является 10 тонн (л.д.58,59).
Учитывая изложенное, судебная коллегия полагает, что суд правильно оценил исследованные доказательства и обоснованно возложил на ответчика обязанность по доплате истцу невозмещенных расходов, связанных с переездом к новому месту жительства из района Крайнего Севера.
Таким образом, судебная коллегия приходит к выводу, что нарушений материального и процессуального законодательства, влекущих отмену решения суда, не усматривается. Оснований для отмены решения по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 327-329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ленинского районного суда г. Магнитогорска Челябинской области от 5 июля 2021 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Магнитогорске Челябинской области (межрайонное) (после реорганизации Государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Челябинской области) – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи:
Мотивированное апелляционное определение составлено 8 октября 2021 г.