ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-1217/2022 от 23.05.2022 Верховного Суда Республики Коми (Республика Коми)

УИД: 11RS0001-01-2021-019710-85

г. Сыктывкар Дело № 2-1217/2022 г. (33-3322/2022 г.)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ

ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ

в составе председательствующего Ушаковой Л.В.,

судей Захваткина И.В., Шерстнёвой А.А.,

при секретаре Куприенковой Л.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании 23 мая 2022 года дело по апелляционной жалобе Государственного учреждения – Отделение пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Коми на решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 09 февраля 2022 года, по которому:

на Государственное учреждение – Отделение пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Коми возложена обязанность произвести перерасчет пенсии Тарабукина А.П. по старости с 01 февраля 2021 года.

Заслушав доклад судьи Ушаковой Л.В., объяснения представителя ОПФР по доверенности ФИО1, истца Тарабукина А.П., судебная коллегия

установила:

Тарабукин А.П. обратился в суд с иском к Государственному учреждению – Отделение пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Коми (далее – ОПФР по РК), с учетом уточнений просил возложить на ответчика обязанность произвести перерасчет пенсии по старости с учетом индексации с 01.02.2021. В обоснование указано, что истец с 03.01.2003 имеет статус адвоката и является членом Адвокатской Палаты Республики Коми. 27.04.2010 истцу была назначена пенсия по старости. Решением Совета Адвокатской Палаты Республики Коми от 20.01.2021 по заявлению истца статус адвоката был приостановлен, о чем распоряжением Управления Минюста России по Республике Коми от 03.02.2021 № 23-р были внесены сведения в реестр адвокатов Республики Коми. 05.08.2021 Тарабукин А.П. обратился к ответчику с заявлением о перерасчете размера пенсии в связи с приостановлением статуса адвоката и прекращением работы, однако ответа он не получил.

В судебном заседании истец на удовлетворении заявленных требований настаивал.

Представитель ответчика с иском не согласилась, пояснив, что истец относится к работающим пенсионерам, статус адвоката не утрачен, оснований для индексации пенсии не имеется.

Инспекция ФНС России по г. Сыктывкару, привлеченная судом к участию в деле в качестве третьего лица, представила заявление о рассмотрении дела без участия своего представителя, в письменном отзыве решение вопроса о правомерности заявленных требований оставила на усмотрение суда.

Судом принято приведенное выше решение, об отмене которого по доводам апелляционной жалобы просит ОПФР по РК со ссылкой на нарушение норм материального и процессуального права.

В соответствии со ст. ст. 167, 327 Гражданского процессуального кодекса российской Федерации дело в суде апелляционной инстанции рассмотрено в отсутствие представителя третьего лица, извещенного надлежащим образом.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия оснований для отмены решения суда не находит.

В силу ч. 1 ст. 26.1 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», пенсионерам, осуществляющим работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе полученные в связи с перерасчетом, предусмотренным частями 2, 5 - 8 статьи 18 настоящего Федерального закона, выплачиваются в размере, исчисленном в соответствии с настоящим Федеральным законом, без учета индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, имеющих место в период осуществления работы и (или) иной деятельности.

Частью 3 ст. 26.1 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» предусмотрено, что пенсионерам, прекратившим осуществление работы и (или) иной деятельности, в период которой они подлежали обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе полученные в связи с перерасчетом, предусмотренным частями 2, 5 - 8 статьи 18 настоящего Федерального закона, выплачиваются в размере, исчисленном в соответствии с настоящим Федеральным законом, с учетом индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, имевших место в период осуществления работы и (или) иной деятельности, за период начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем прекращения работы и (или) иной деятельности.

В соответствии с ч. 4 ст. 26.1 Закона «О страховых пенсиях», уточнение факта осуществления (прекращения) пенсионерами работы и (или) иной деятельности, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», в целях реализации положений частей 1 - 3 настоящей статьи производится органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, ежемесячно на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

Пенсионеры вправе представить в органы, осуществляющие пенсионное обеспечение, заявление о факте осуществления (прекращения) работы и (или) иной деятельности в порядке, предусмотренном частями 2 и 4 статьи 21 настоящего Федерального закона (ч. 5 ст. 26.1 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ).

Согласно ч. 6 ст. 26.1 Федерального закона «О страховых пенсиях» решение о выплате сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), определенных в порядке, предусмотренном частями 1 - 3 настоящей статьи, выносится в месяце, следующем за месяцем, в котором органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, получены сведения, представленные страхователем в соответствии с пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона от 1 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования».

Постановка на учет (снятие с учета) в ПФР физических лиц, осуществляющих деятельность в качестве адвокатов, производится на основании передаваемых ФНС России в ПФР сведений, содержащихся в едином государственном реестре налогоплательщиков (статья 11 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ).

В силу пунктов 2, 5 части 1 статьи 16 Федерального закона от 31.05.2002 № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации», статус адвоката может быть приостановлен по следующим основаниям: неспособность адвоката более шести месяцев исполнять свои профессиональные обязанности; подача адвокатом заявления о приостановлении статуса адвоката по личным обстоятельствам в совет адвокатской палаты.

Исходя из положений статьи 419, части 1 статьи 430 Налогового кодекса, адвокаты являются плательщиками страховых взносов, которые уплачиваются ими в фиксированном размере на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование за себя.

Уплата страховых взносов адвокатом осуществляется с момента присвоения ему статуса адвоката и до момента прекращения статуса адвоката.

На основании пункта 7 статьи 430 Налогового кодекса Российской Федерации адвокаты не исчисляют и не уплачивают страховые взносы на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование за периоды, в которых приостановлен статус адвоката, при условии предоставления ими в налоговый орган по месту учета заявления об освобождении от уплаты страховых взносов.

Судом установлено и следует из материалов дела, что с 2003 года Тарабукин А.П. имеет статус адвоката и является членом Адвокатской палаты Республики Коми.

Истцу 27.04.2010 назначена трудовая пенсия по старости в соответствии с подп. 6 п. 1 ст. 28 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Решением Совета Адвокатской палаты Республики Коми от 20.01.2021 на основании п. 2 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 31.05.2002 № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» статус адвоката Тарабукина А.П. приостановлен в связи с невозможностью более шести месяцев исполнять профессиональные обязанности.

Тарабукиным А.П. в ИФНС России по г. Сыктывкару подано заявление об освобождении от уплаты страховых взносов в 2021 году, на основании которого Тарабукин А.П. освобожден от уплаты страховых взносов за период с 20.01.2021 по 31.12.2021, оплата по страховым взносам за 2021 года не числится, сведения по форме 2-НДФЛ от налоговых агентов об осуществлении Тарабукиным А.П. трудовой деятельности в 2021 году не поступали. Аналогичное заявление подано на 2022 год.

Истец 05.08.2021 посредством электронной почты обратился в ГУ УПФР в г. Сыктывкаре РК (межрайонное) с заявлением о перерасчете размера пенсии, однако, со слов истца, ответа не последовало.

Установив фактические обстоятельства делу, руководствуясь вышеприведёнными нормами права, суд первой инстанции пришел к выводу об удовлетворении исковых требований, исходя из того, что истцом трудовая (адвокатская) деятельность не осуществляется, уплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование не производит.

Судебная коллегия полагает возможным согласиться с выводами суда.

Доводы апелляционной жалобы ОПФР о том, что приостановление адвокатской деятельности и неуплата страховых взносов в этот период не дают основания для отнесения истца к категории неработающих пенсионеров, а также о том, что статус адвоката не прекращен, судебной коллегией не могут быть приняты во внимание.

Конституция Российской Федерации, гарантируя каждому социальное обеспечение по возрасту, относит определение механизма реализации данного конституционного права, в том числе установление видов пенсий, правил исчисления их размеров, к компетенции законодателя (статья 39, часть 2).

Реализуя предоставленные ему полномочия, законодатель определил порядок индексации размера страховой пенсии для пенсионеров, прекративших работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежали обязательному пенсионному страхованию, за период начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем прекращения работы и (или) иной деятельности (часть 3 статьи 26.1 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»), предусмотрев, что уточнение факта осуществления либо прекращения пенсионерами работы и указанной деятельности производится органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, ежемесячно на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета (часть 4 данной статьи).

Несмотря на то, что решение о прекращении деятельности истца в качестве адвоката Советом Адвокатской Палаты Республики Коми не вынесено, статус Тарабукина А.П. как адвоката не прекращен, но установив, что Тарабукин А.П. в 2021 году был освобожден от уплаты страховых взносов в связи с приостановлением адвокатской деятельности, сведений о выполнении истцом иных работ (услуг) и получающим за свои услуги денежное вознаграждение, являющееся объектом обложения страховых взносов, материалы дела не содержат, и судом не добыто, судебная коллегия считает, что последнее обстоятельство дает истцу основание для реализации права на перерасчет пенсии по старости, как неработающему пенсионеру.

Доводы жалобы не свидетельствуют о существенных нарушениях норм материального и процессуального права, которые повлияли на исход дела, выражают несогласие с выводами суда первой инстанции по фактическим обстоятельствам настоящего спора, направлены на переоценку установленных обстоятельств, в связи с чем, не могут служить основанием к отмене обжалуемого судебного акта.

Руководствуясь статьёй 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 09 февраля 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного учреждения – Отделение пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Коми – без удовлетворения.

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 23 мая 2022 года.

Председательствующий:

Судьи: