ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-121/2021 от 07.07.2020 Верховного Суда Республики Коми (Республика Коми)

г. Сыктывкар Дело № 2-121/2021 (33-4339/2022)

УИД 11RS0010-01-2021-001036-49

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ

ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ

в составе председательствующего Ушаковой Л.В.,

судей Захваткина И.В., Шерстнёвой А.А.,

при секретаре Куприенковой Л.А.,

рассмотрела в судебном заседании 07.07.2020 дело по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Интинского городского суда Республики Коми от 27.01.2022, которым иск ФИО1 удовлетворен частично.

Обязано Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Коми включить ФИО1 период обучения в УКК (техминимум), предварительного обучения технике безопасности 3 дня , 2 дня , дни прохождения медкомиссии , , , , дни исполнения государственных обязанностей 1 день , 1 день , 1 день , 1 день , 1 день в стаж на соответствующих видах работ по п. 11 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ "О страховых пенсиях" для назначения ежемесячной доплаты к пенсии в соответствии с Федеральным законом от 10.05.2010 № 84-ФЗ "О дополнительном социальном обеспечении отдельных категорий работников организаций угольной промышленности".

Отказано в иске ФИО1 к Государственному учреждению – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Коми о включении периода службы в армии по призыву с по , периода работы с переводом на легкий труд с по , 1 день прохождения медкомиссии в стаж на соответствующих видах работ для назначения ежемесячной доплаты к пенсии в соответствии с Федеральным законом от 10.05.2010 № 84-ФЗ "О дополнительном социальном обеспечении отдельных категорий работников организаций угольной промышленности", возложении обязанности назначить доплату к пенсии с 01.11.2021, взыскании доплаты к пенсии с 01.11.2021 с индексацией.

Заслушав доклад судьи Захваткина И.В., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

ФИО1 обратился в суд с иском к ОПФР по Республике Коми о включении в стаж на соответствующих видах работ периода службы в армии по призыву с по , периода обучения в УКК (техминимум), предварительного обучения технике безопасности 3 дня , 2 дня , дни перевода на легкий труд с по , дни прохождения медкомиссии , , , 1 день , 1 день , 1 день , дни исполнения гособязанностей 1 день , 1 день , 1 день , 1 день , возложении обязанности назначить доплату к пенсии с , взыскании недополученной доплаты с индексацией.

В обоснование иска указано, что с учетом указанных выше периодов его специальный стаж составит более 25 лет, что является основанием для назначения доплаты к пенсии в соответствии с Федеральным законом от 10.05.2010 № 84-ФЗ "О дополнительном социальном обеспечении отдельных категорий работников организаций угольной промышленности" (далее Федеральный закон от 10.05.2010 № 84-ФЗ).

Суд постановил приведенное выше решение, на которое ответчиком подана апелляционная жалоба с требованиями об отмене решения суда, как принятого с нарушением норм материального права.

Истец в апелляционной жалобе указывает о том, что период военной службы по призыву с по подлежит включению в стаж для назначения спорной доплаты.

Лица, участвующие в деле, в суд апелляционной инстанции не явились. В связи с надлежащим извещением, принято решение о рассмотрении дела в их отсутствие.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

Судом установлено, что истец, года рождения, с является получателем пенсии по старости в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 30, ч. 2 ст. 33 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

истец обратился в пенсионный орган с заявлением о назначении ежемесячной доплаты к пенсии в соответствии с Федеральным законом от 10.05.2010 № 84-ФЗ.

Решением ответчика от отказано истцу в назначении ежемесячной доплаты к пенсии в связи с отсутствием требуемого стажа в количестве 25 лет.

С учетом суммирования периодов работ, включенных в стаж истца по п. 11 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (...), и периодов, учтенных по п. 1 ч. 1 ст. 30 данного Закона (...), стаж истца для назначения доплаты к пенсии по состоянию на 06.08.2021 составил ...

Истцом оспаривается решение суда в части отказа во включении периода военной службы в стаж для доплаты.

В период с по истец проходил военную службу по призыву, что подтверждается справкой военного комиссариата г. Инты от (лист 26 пенсионного дела ).

Из трудовой книжки истца следует, что после службы в армии по призыву истец с работал в качестве подземного горнорабочего в Кызыл-Кийском шахтостроительном управлении треста "Киргизуглестрой".

Период работы после военной службы с по включен истцу в стаж на соответствующих видах работ по Списку № 1.

До службы в армии истец ни страхового (общего трудового), ни специального стажа не имел.

Рассматривая заявленные требования, суд первой инстанции не нашел оснований для включения в специальный стаж истца периода военной службы с по , периода работы с переводом на легкий труд с по , 1 день прохождения медкомиссии . В связи с отсутствием специального стажа работы для доплаты в количестве 25 лет, суд также отказал в иске о назначении спорной доплаты.

При этом судом указано, что подпункт "к" пункта 109 Положения "О порядке назначения и выплаты государственных пенсий", утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 03.08.1972 № 590 (далее Положение от 03.08.1972 № 590) не подлежит применению, поскольку возможность применения пункта 109 к подпункту "е" пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 16.07.2014 № 665, относящемуся к п. 11 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», не предусмотрена.

Кроме того, судом указано, что до момента действия указанного нормативного акта (до ), истец стажа на работах, дающего основание для назначения спорной доплаты, не имел.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда, оснований для иной оценки указанных обстоятельств не усматривает.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 10.05.2010 № 84-ФЗ «О дополнительном социальном обеспечении отдельных категорий работников организаций угольной промышленности» лица, работавшие в организациях угольной промышленности непосредственно полный рабочий день на подземных и открытых горных работах (включая личный состав горноспасательных частей) по добыче угля и сланца и на строительстве шахт не менее 25 лет либо не менее 20 лет в качестве работников ведущих профессий - горнорабочих очистного забоя, проходчиков, забойщиков на отбойных молотках, машинистов горных выемочных машин и получающие пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, имеют право на ежемесячную доплату к пенсии за счет взносов, уплачиваемых организациями угольной промышленности в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату доплаты к пенсии.

В стаж работы, дающей право на доплату к пенсии лицам, указанным в названной статье, включаются периоды работы, засчитываемые в стаж на соответствующих видах работ, дающих право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ "О страховых пенсиях". Исчисление стажа работы, дающей право на доплату к пенсии, производится в порядке, предусмотренном при назначении страховой пенсии по старости досрочно в соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ.

Пунктом 11 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ "О страховых пенсиях" определено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 данного Федерального закона, при наличии величины индивидуального коэффициента в размере не менее 30 лицам, непосредственно занятым полный рабочий день на подземных и открытых горных работах (включая личный состав горноспасательных частей) по добыче угля, сланца, руды и других полезных ископаемых и на строительстве шахт и рудников, независимо от возраста, если они работали на указанных работах не менее 25 лет, а работникам ведущих профессий - горнорабочим очистного забоя, проходчикам, забойщикам на отбойных молотках, машинистам горных выемочных машин, если они проработали на таких работах не менее 20 лет.

Согласно части 2 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ).

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу названного Федерального закона, могут исчисляться с применением правил, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (часть 4 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013№ 400-ФЗ).

В целях реализации положений статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ Правительством Российской Федерации принято Постановление от 16.07.2014 № 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение".

Подпунктом "а" пункта 3 постановления Правительства РФ от 16.07.2014 № 665 установлено, что в отношении периодов работы, указанных в абзаце третьем подпункта "а", абзаце третьем подпункта "б" и абзаце третьем подпункта "в" пункта 1 настоящего Постановления, - применяются соответствующие положения пунктов 98, 108, 109, 110, 112 и 113 Положения от 03.08.1972 № 590.

Из приведенной нормы следует, что пункт 109 Положения от 03.08.1972 № 590 применяется к Списку N 1 и Списку N 2 производств, цехов, профессий и должностей на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 01.01.1992 (абзац 3 подпункта "а"; абзац 3 подпункта "б" пункта 1), а также к работницам предприятий текстильной промышленности - по списку производств и профессий, работа в которых дает работницам предприятий текстильной промышленности право на получение пенсии по старости по достижении 50 лет и при стаже работы в этих профессиях не менее 20 лет, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 10.11. 1967 № 1021, - для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 01.03.1992 (абзац 3 подпункта "в" пункта 1 Постановления).

Так, пунктом 109 Положения от 03.08.1972 № 590 предусматривалось при назначении на льготных условиях или в льготных размерах пенсий по старости и инвалидности рабочим и служащим, работавшим на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и на других работах с тяжелыми условиями труда, предусмотренными Списком N 1 и Списком N 2 производств, цехов, профессий и должностей на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденных Постановлением Совета Министров СССР от 22.08.1956 № 1173 приравнивать период службы по призыву - к работе, которая предшествовала данному периоду, либо к работе, которая следовала за окончанием этого периода (подпункт "к"), к работе, дающей право на льготное исчисление пенсии, если работа следовала за окончанием периода учебы в перечисленных в данной норме учебных заведениях.

Абзац 5 пункта 109 Положения от 03.08.1972 № 590 содержит указание, что в случаях назначения пенсий на льготных условиях или в льготных размерах работа или другая деятельность, приравниваемая к работе, дающей право на указанные пенсии, учитывается в размере, не превышающем имеющегося стажа работы.

Данное Положение фактически утратило свою силу с принятием Закона РСФСР от 20.11.1990 № 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации", который в соответствии со статьей 130 Закона РСФСР от 20.11.1990 № 340-1 введен в действие с 01.01.1992 и не предусматривал возможность включения службы в рядах Вооруженных Сил после 01.01.1992 в специальный стаж.

Кроме того, возможность применения пункта 109 Положения от 03.08.1972 № 590 к подпункту "е" пункта 1 Постановления Правительства РФ от 16.07.2014 № 665, относящемуся к пункту 11 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ к лицам, указанным в статье 1 Федерального закона от 10.05.2010 № 84-ФЗ, не предусмотрена, поэтому к указанным лицам пункт 109 Положения от 03.08.1972 № 590 не применяется.

С учетом изложенного, а также в связи с тем, что до истец специального стажа не имел, суд пришел к верному выводу о том, что период прохождения истцом военной службы не может быть включен в стаж, дающий право на ежемесячную доплату к трудовой пенсии по старости, предусмотренную Федеральным законом от 10.05.2010 № 84-ФЗ.

Указанные правовые позиции приведены в Определении Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 05.05.2022 по делу № 88-7599/2022.

Доводы апелляционной жалобы не могут повлечь отмену принятого судом решения, поскольку основаны на неверном толковании норм материального права, являлись предметом проверки суда первой инстанции и получили надлежащую правовую оценку.

Порядок установления пенсии работникам угольной промышленности и порядок установления доплаты к ней различны по своему характеру и имеют самостоятельное правовое регулирование. То, что исчисление стажа для назначения доплаты к пенсии бывшим работникам угольной промышленности производится в том же порядке, что и для исчисления пенсии по пункту 11 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ, не означает, что право на доплату определяется в том же порядке, что и право на установление пенсии.

В этой связи суд правильно указал, что факт включения ответчиком периода военной службы истца в стаж, дающий право для назначения пенсии, не означает, что данный период подлежит включению в стаж для назначения спорной доплаты.

Кроме того, судебная коллегия отмечает, что период работы истца в качестве подземного горнорабочего в Кызыл-Кийском шахтостроительном управлении треста "Киргизуглестрой", который включен ответчиком в стаж по Списку № 1, не может быть включен в стаж для доплаты по следующим основаниям.

Федеральным законом от 21.07.2014 № 216-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О страховых пенсиях» и «О накопительной пенсии» ст. 1 Федерального закона № 84-ФЗ дополнена ч. 2, согласно которой условия, нормы и порядок дополнительного социального обеспечения, предусмотренные названным федеральным законом, распространяются на лиц, работавших в организациях угольной промышленности Российской Федерации, а также на лиц, работавших в организациях угольной промышленности бывшего Союза ССР до 01.12.1991.

Соглашение стран СНГ от 13.03.1992 «О гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения» не подлежит применению в данном деле, поскольку данное соглашение регулирует вопросы пенсионного обеспечения, а не вопросы дополнительного социального обеспечения работников угольной промышленности, получающих пенсию в соответствии с законодательством Российской Федерации, и осуществляемого за счет взносов, уплачиваемых организациями угольной промышленности в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату доплаты к пенсии.

С учетом изложенного оснований для отмены решения суда не имеется.

Руководствуясь статьей 328 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Интинского городского суда Республики Коми от 27.01.2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1 – без удовлетворения.

Мотивированное определение изготовлено 12.07.2022.

Председательствующий

Судьи