ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-1223/2022 от 27.09.2022 Суда Ямало-Ненецкого автономного округа (Ямало-Ненецкий автономного округ)

УИД 89RS0003-01-2022-001560-18

Гражданское дело № 2-1223/2022

Судья Е.С. Стрельцов

Апелляционное дело № 33-2457/2022

СУД ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

город Салехард 27 сентября 2022 года

Судебная коллегия по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа в составе:

председательствующего Старовойтова Р.В.,

судей коллегии Козловой М.В., Нех Т.М.,

при ведении протокола сек5ретарем Лебединской А.Д.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Департамента муниципального имущества администрации Надымского района на решение Надымского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 28 июня 2022 года, которым постановлено:

Исковые требования Надымского городского прокурора удовлетворить частично.

Возложить на администрацию Надымского района обязанность определить границы охранных зон муниципальных тепловых сетей на территории г. Надыма Ямало-Ненецкого автономного округа в течение 1 (одного) года со дня вступления решения суда в законную силу.

В остальной части иска отказать.

Заслушав доклад судьи суда Ямало-Ненецкого автономного округа Козловой М.В., пояснения прокурора Усеновой Б.А., судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Надымский городской прокурор, действуя в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к администрации Надымского района о признании незаконным бездействия, возложении обязанности определить границы охранных зон муниципальных тепловых сетей на территории г. Надыма в течение трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу, в обосновании требований указав о том, что в нарушение действующего законодательства на территории г. Надыма не установлены охранные зоны тепловых сетей, что создает препятствия для надлежащей и безопасной эксплуатации тепловых сетей, угрозу жизни и здоровью граждан, разрушения имущества, используемого в целях обеспечения коммунальными ресурсами жителей города Надым. 18 апреля 2022 года в адрес главы администрации Надымского района внесено представление, которое было рассмотрено, но мер для устранения выявленных в ходе проверки нарушений не принято.

В судебном заседании суда первой инстанции прокурор Кудрявцев С.С. поддержал исковые требования, при этом срок исполнения решения суда полагал возможным установить до 31 декабря 2022 года.

Представитель ответчика - администрации Надымского района Федоткин М.И., действующий на основании доверенности, в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных требований, поскольку часть объектов теплоснабжения находится в пользовании третьих лиц, а именно: объекты, позиции в реестре с 1 по 47, переданы в оперативное управление; объекты, позиции в реестре с 49-69; 71-104, 106-111; 113-125; 128-138; 140-151; 153-154; 156-159; 161-164; 166; 168-182; 184-187; 190-192; 195-205; 207-209; 211; 220-227; 229-256; 258-259; 261-266; 268-277; 279; 283; 285-287; 289-312; 314-325; 327-328; 330-333; 335-339; 341-371; 373; 376-397; 399-403; 405; 407-410; 412-422; 424, переданы на основании концессионного соглашения, договоров аренды. Согласно условиям утвержденных приказом Департамента муниципального имущества Надымского района от 22 апреля 2019 года № 355 форм договоров аренды муниципального имущества (объектов теплоснабжения), их арендаторы обязаны обеспечить эксплуатацию имущества в соответствии с установленными требованиями, нормами и правилами, нести ответственность за их нарушение или неисполнение перед соответствующими контролирующими и надзорными государственными органами (Роспотребнадзор, Энергонадзор, Госпожнадзор и др.) (пп. 3.3.11 п. 3.3 договора). При удовлетворении иска просил установить срок исполнения решения суда до 01 января 2025 года.

Аналогичные возражения приведены представителем ответчика Галимским В.В. в письменном отзыве на иск (том 1 л.д. 49-52).

Судом постановлено вышеуказанное решение, с которым не согласна администрация Надымского района.

В апелляционной жалобе представитель ответчика Галимский В.В. просит решение суда отменить, принять по делу новое решение, которым отказать в удовлетворении требований, ссылаясь на наличие обязанности у правообладателей объектов теплоснабжения определить границы охранных зон муниципальных тепловых сетей, переданных в их ведение, а также на то, что предельно возможный срок для установления границ зон с особыми условиями использования территории установлен до 01 января 2028 года (том 2 л.д. 48-53).

В возражениях на апелляционную жалобу прокурор Надымского района просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения (том 2 л.д. 65-68).

В судебном заседании суда апелляционной инстанции прокурор Усенова Б.А. полагала доводы, приведенные в апелляционной жалобе необоснованными.

Представитель ответчика - администрации Надымского района в судебном заседании суда апелляционной инстанции участия не принимал, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом. Кроме того, в соответствии со статьями 14 и 16 Федерального закона от 22.12.2008 № 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации», информация о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы заблаговременно размещалась на интернет-сайте суда Ямало-Ненецкого автономного округа. В связи с чем, судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела при данной явке, на основании статьи 327 Гражданского процессуального кодекса РФ.

В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Согласно ч. 2 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, проверив законность и обоснованность решения суда в их пределах, судебная коллегия приходит к следующему.

В силу подп. 2 пункта 1 статьи 104 Земельного кодекса РФ зоны с особыми условиями использования территорий устанавливаются, в том числе, в целях безопасной эксплуатации объектов энергетики. В указанных целях в границах зон с особыми условиями использования территорий устанавливаются ограничения использования земельных участков, которые распространяются на все, что находится над и под поверхностью земель, если иное не предусмотрено законами о недрах, воздушным и водным законодательством, и ограничивают или запрещают размещение и (или) использование расположенных на таких земельных участках объектов недвижимого имущества и (или) ограничивают или запрещают использование земельных участков для осуществления иных видов деятельности, которые несовместимы с целями установления зон с особыми условиями использования территорий (пункт 2 статьи 104 Земельного кодекса РФ).

К числу зон с особыми условиями использования территорий отнесена охранная зона тепловых сетей (подпункт 28 пункта 1 статьи 105 Земельного кодекса РФ).

Как установлено судом и следует из материалов дела, границы зон с особыми условиями использования территорий - охранных зон муниципальных тепловых сетей на территории г. Надыма органами местного самоуправления в настоящее время не определены и не утверждены, что приводит к нарушению требований земельного законодательства РФ, к невозможности обеспечения сохранности элементов тепловых сетей и бесперебойного теплоснабжения потребителей.

Судебная коллегия, соглашаясь с выводами суда первой инстанции, исходит из следующего.

В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится организация в границах муниципального, городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

Согласно части 6 статьи 106 Земельного кодекса РФ, если иное не предусмотрено настоящей статьей, установление, изменение, прекращение существования зон с особыми условиями использования территории осуществляются на основании решения уполномоченного органа государственной власти, органа местного самоуправления.

Пунктом 24 указанной статьи зоны с особыми условиями использования территорий, в том числе возникающие в силу закона, ограничения использования земельных участков в таких зонах считаются установленными, измененными со дня внесения сведений о зоне с особыми условиями использования территории соответствующих изменений в сведения о такой зоне в Единый государственный реестр недвижимости.

Также к полномочиям органа местного самоуправления отнесено внесение сведений об охранных зонах в Правила землепользования и застройки.

Наличие полномочий других органов и организаций, кроме органов местного самоуправления, по установлению охранных зон тепловых сетей на территории муниципального образования городского округа, требованиями статьи 106 Земельного кодекса РФ не предусмотрено.

Согласно части 16 статьи 26 Федерального закона от 3 августа 2018 года № 342-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», до 1 января 2025 года установление, изменение или прекращение существования зон с особыми условиями использования территорий (за исключением случаев, если до 1 декабря 2019 года Правительством Российской Федерации в соответствии со статьей 106 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) утверждено положение о зоне с особыми условиями использования территории соответствующего вида) осуществляется в порядке, установленном до дня официального опубликования настоящего Федерального закона, с учетом особенностей, установленных частями 16.1 - 16.3 настоящей статьи.

Таким образом, до утверждения Правительством РФ положения об охранной зоне тепловых сетей, решение об установлении таких охранных зон принимается в порядке, установленном до дня официального опубликования Федерального закона от 3 августа 2018 года № 342-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

В соответствии с Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 6 августа 2020 года № 428/пр, со дня вступления в силу постановления Правительства Российской Федерации «Об утверждении Положения об охранной зоне тепловых сетей» признается не подлежащим применению приказ Министерства архитектуры, строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 17 августа 1992 года № 197 «О типовых правилах охраны коммунальных тепловых сетей».

Следовательно, до утверждения Правительством РФ положения об охранных зонах тепловых сетей, установление охранных зон тепловых сетей подлежит в соответствии с Типовыми правилами охраны коммунальных тепловых сетей, утвержденными приказом Минстроя РФ от 17 августа 1992 года № 197.

Согласно пункту 1 Типовых правил охраны коммунальных тепловых сетей, утвержденных приказом Минстроя РФ от 17 августа 1992 года № 197, охрана тепловых сетей осуществляется для обеспечения сохранности их элементов и бесперебойного теплоснабжения потребителей путем проведения комплекса мер организационного и запретительного характера.

То обстоятельство, что в Типовых правилах охраны коммунальных тепловых сетей не определен орган, уполномоченный принимать решение об установлении охранных зон тепловых сетей, исходя из положения части 6 статьи 106 Земельного кодекса РФ, имеющего большую юридическую силу, не свидетельствует об отсутствии таких полномочий у органа местного самоуправления.

Проанализировав положения приведенных норм закона, суд первой инстанции пришел к правильному и обоснованному выводу о том, что до утверждения Правительством РФ положения об охранных зонах тепловых сетей, соответствующие полномочия осуществляются органом местного самоуправления.

Вследствие не установления ответчиком охранных зон тепловых сетей на территории города Надыма суд правомерно возложил на него обязанность по устранению нарушений.

Доводы жалобы о том, что арендаторы и иные владельцы объектов теплоснабжения должны самостоятельно определить границы охранных зон муниципальных тепловых сетей, судебная коллегия признает несостоятельными, поскольку факт передачи муниципального имущества во владение и в пользование третьих лиц, не освобождает органы местного самоуправления от возложенных действующим законодательством обязанностей, тем более, что представленные в материалах гражданского дела договоры аренды, договоры о передаче имущества в оперативное управление, концессионное соглашение, обязанности владельцев имущества по установлению охранных зон объектов теплоснабжения не предусматривают.

В части 14 статьи 26 Федерального закона от 03 августа 2018 года № 342-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», предусмотрено, что если зона с особыми условиями использования территории, требование об установлении которой предусмотрено в соответствии с федеральным законом, не была установлена до 1 января 2025 года либо не были установлены границы такой зоны, такая зона и ее границы должны быть установлены в срок не позднее 1 января 2028 года, за исключением случаев, предусмотренных частями 13 и 15 настоящей статьи.

Указанный срок является нормативным. Между тем закон не освобождает от обязанности установления зоны с особыми условиями до окончания третьего квартала 2023 года, наоборот, предусматривает исполнение обязанности установления указанной зоны не позднее 1 января 2028 года.

Иные доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда первой инстанции, они фактически сводятся к необходимости переоценки исследованных судом доказательств. Однако, основания для иной оценки, имеющихся в деле доказательств, отсутствуют, поскольку выводы суда соответствуют установленным обстоятельствам и нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения. Нарушений норм материального и процессуального законодательства, влекущих в безусловном порядке отмену решения суда первой инстанции, не установлено.

С учетом изложенного, судебная коллегия не находит оснований для отмены обжалуемого решения и удовлетворения апелляционной жалобы.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 328-329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Надымского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 28 июня 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции путем подачи кассационной жалобы в течение трех месяцев со дня вынесения апелляционного определения.

Председательствующий

Судьи