Председательствующий по делу Дело № 33-2677/2020
судья Добрынин В.А. № дела в суде 1 инстанции 2-122/2019
(75RS0014-01-2019-000148-93)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Забайкальский краевой суд в составе:
председательствующего судьи Погореловой Е.А.
при секретаре Воложанине С.Н.
рассмотрел в открытом судебном заседании в городе Чите 4 августа 2020г. материалы гражданского дела по заявлению представителя администрации муниципального района «Красночикойский район» ФИО1 об отсрочке исполнения решения Красночикойского районного суда Забайкальского края от 29 мая 2019 г. по гражданскому делу по иску прокурора Красночикойского района в защиту интересов неопределенного круга лиц к муниципальному общеобразовательному учреждению «Красночикойская средняя общеобразовательная школа» об обязании установить при входе информационную вывеску, выполненную рельефно-точечным шрифтом Брайля на контрастном фоне, к Администрации муниципального района «Красночикойский район» об обязании профинансировать МОУ «Красночикойская средняя общеобразовательная школа»,
по частной жалобе представителя администрации муниципального района «Красночикойский район» ФИО1
на определение Красночикойского районного суда Забайкальского края от 08 июня 2020 г., которым постановлено:
Заявление ФИО2 о предоставлении отсрочки исполнения решения Красночикойского районного суда от 29 мая 2019 г. удовлетворить частично.
Предоставить должнику администрации муниципального района
«Красночикойский район» отсрочку исполнения решения Красночикойского районного суда Забайкальского края oт 29 мая 2019 г. гражданскому делу № 2-122/2019 по иску прокурора Красночикойского района в защиту интересов неопределенного круга лиц к муниципальному общеобразовательному учреждению «Красночикойская средняя общеобразовательная школа» об обязании установить при входе информационную вывеску, выполненную рельефно-точечным шрифтом Брайля на контрастном фоне, обеспечении беспрепятственного входа в здание школы инвалидов, малогабаритных групп населения, к Администрации муниципального района «Красночикойский район» об обязании профинансировать МОУ «Красночикойская средняя общеобразовательная школа», в части обязания Администрации муниципального района «Красночикойский район» профинансировать муниципальное общеобразовательное учреждение «Красночикойская средняя общеобразовательная школа» в случае недостаточности средств у последней для установки при входе в здание информационной вывески с названием организации, графиком работы организации, планом здания, выполненных рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне, а также обеспечения возможности беспрепятственного входа в здание школы для инвалидов, малогабаритных «руин населения, до 01 октября 2020 года.
установил:
Решением Красночикойского районного суда Забайкальского края от 29 мая 2019 г. требования прокурора Красночикойского района в защиту интересов неопределенного круга лиц удовлетворены частично. Суд постановил обязать муниципальное общеобразовательное учреждение «Красночикойская средняя общеобразовательная школа» (далее МОУ «Красночикойская СОШ») установить при входе в здание информационную вывеску с названием организации, графиком работы организации, плана здания, выполненные рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне, в течение четырех месяцев с момента поступления финансирования. Обязать Администрацию муниципального района «Красночикойский район» профинансировать МОУ «Красночикойская СОШ» для устранения вышеуказанных нарушений законодательства в течение четырех месяцев с момента вступления в законную силу судебного решения. Взыскать с МОУ «Красночикойская СОШ» в доход бюджета муниципального района «Красночикойский район» государственную пошлину в размере 300 (триста) рублей.
Апелляционным определением Забайкальского краевого суда от 13 августа 2019 г. решение суда было изменено. Постановлено изложить абзац 2,3 резолютивной части решения суда в следующей редакции: «Обязать МОУ «Красночикойская СОШ» установить при входе в здание в школу информационную вывеску с названием организации, графиком работы организации, плана здания, выполненные рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне в течение восьми месяцев с момента вступления решения суда в законную силу. Обязать администрацию муниципального района «Красночикойский район» профинансировать МОУ «Красночикойская СОШ» в случае недостаточности денежных средств у последней для устранения вышеуказанных нарушений законодательства в установленный в настоящем определении срок». В остальной части решение суда оставлено без изменения, апелляционная жалоба ответчика – без удовлетворения.
1 июня 2020 г. представитель администрации муниципального района «Красночикойский район» ФИО1 обратился в суд с заявлением о предоставлении отсрочки исполнения решения суда, указав, что денежные средства на цели, указанные в иске прокурора в бюджете муниципального района на указанные цели не предусмотрены, поскольку бюджет муниципального района «Красночикойский район» является дотационным. Исполнение решения суда в условиях отсутствия бюджетных средств возможно только путем получения целевого финансирования (например, субсидия из бюджета региона). Получение краевой субсидий возможно только в рамках реализации целевого софинансирования, например, субсидии из бюджета региона получение которой возможно только в рамках реализации государственных программ. На момент вступления решения суда в законную силу в сфере доступности образовательных организаций для малогабаритных групп населения действовала и продолжает действовать государственная программа Забайкальского края «Доступная среда», утвержденная постановлением Правительства Забайкальского края от 19 мая 2016 г. № 197. До начала 2019 г. Одним из критериев отбора муниципальных образований для её предоставления необходимо наличие утвержденной муниципальной программы по созданию доступной среды жизнедеятельности инвалидов и других малогабаритных групп населения. До начала 2019 г. соответствующая программа не была утверждена, муниципальная программа «Доступная среда жизнедеятельности инвалидов и других малогабаритных групп населения в муниципальном районе «Красночикойской район» на 2020-2022 г.г.» утверждена 28 августа 2019 г. Постановлением Правительства Забайкальского края 28 ноября 2019 г. № 465 «О внесении изменений в государственную программу Забайкальского края «Доступная среда» изменено наименование приложения № 7 программы «Порядок предоставления и расходования субсидий в 2019 г. из бюджета Забайкальского края на бюджетам муниципальных районов и городских округов на реализацию мероприятий государственной программы РФ «Доступная среда», а также изменены критерии отбора муниципальных образований для предоставления субсидий, в частности установлен процент софинансирования муниципальных образований, установленный в п.п.2 п.4 в размере 6% увеличен до 50%. Таким образом, с конца 2019 г. в указанной выше государственной программе отсутствует утвержденный порядок предоставления и расходования субсидий в 2020 г. из бюджета Забайкальского края бюджетам муниципальных районов и городских округов, что исключает возможность администрации муниципального района получения субсидии в рамках указанной программы в 2020 г. и последующих годах, до принятия соответствующего порядка. Просил предоставить отсрочку исполнения решения Красночикойского районного суда Забайкальского края от 29 мая 2019 г. до 31 августа 2022 г.
Судом постановлено приведенное выше определение.
С определением суда не согласилась администрация муниципального района «Красночикойской район», представитель администрации ФИО1 в частной жалобе просит его отменить, принять новое определение о предоставлении отсрочки исполнения решения суда. Указывает, что отказывая в предоставлении отсрочки судом не учтено, что решение вступило в законную силу 13 августа 2019 г. Согласно Порядку предоставления субсидий от 28 декабря 2017 г. № 575 муниципальное образование в срок до 01 февраля 2019 г. должно было предоставить документы, указанные в п. 4 указанного Порядка, в том числе муниципальную программу. Муниципальная программа «Доступная среда жизнедеятельности инвалидов и других малогабаритных групп населения в муниципальном районе «Красночикойской район» на 2020-2022 г.г.» до указанной даты не была утверждена, в связи с чем у администрации не было возможности в момент вступления в законную силу решения суда вступить в указанную программу финансирования в 2019 г. Обращает внимание, что администрация принимала меры по вступлению в указанную программу ещё до вступления решения суда в законную силу путем утверждения муниципальной программы «Доступная среда жизнедеятельности инвалидов и других малогабаритных групп населения в муниципальном районе «Красночикойской район» на 2020-2022 г.г.», что позволяло вступить в государственную программу в 2020 г. Данное обстоятельство свидетельствует о заблаговременном принятии мер администрацией к исполнению судебного акта, а также о несоответствии выводов суда обстоятельствам дела. Выражает несогласие с выводом суда об отсутствии обоснования длительного срока предоставления отсрочки до 31 августа 2022 г. Ссылается на то, что этот срок обусловлен тем, что с конца 2019 г. в государственной программе Забайкальского края «Доступная среда» отсутствует утвержденный порядок предоставления и расходования субсидий в 2020 г. из бюджета Забайкальского края бюджетам муниципальных районов и городских округов, что исключает возможность получения субсидии по указанной программе в 2020 г. и последующих годах до принятия соответствующего порядка. Указанный порядок отсутствует в связи с принятием Правительством Забайкальского края от 28 ноября 2019 г. № 465 постановления, в соответствии с которым приложение № 7 Программы изменено на «Порядок предоставления и расходования субсидий в 2019 г. из бюджета Забайкальского края бюджетам муниципальных районов и городских округов Забайкальского края на реализацию мероприятий государственной программы РФ «Доступная среда», а также изменены критерии отбора муниципальных образований для предоставления субсидий, а именно процент софинансирования муниципальных образований, установленный в п.п. 2 п. 4 в размере 6% увеличен до 50%. При этом действие указанных изменений касается и правоотношений, возникших с 12 июня 2019 г. Указывает, что судом не дана оценка доводам, изложенным в п. 1, 3, 4 и 5 заявления о предоставлении отсрочки, что свидетельствует о неполном и ненадлежащем исследовании доказательств. Также судом не были привлечены к участию в деле заинтересованные лица, что привело к неверным выводам суда, которые не соответствуют обстоятельствам дела.
В соответствии с ч. 3 ст. 333 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) частная жалоба рассматривается без извещения лиц, участвующих в деле.
Проверив материалы дела, изучив доводы частной жалобы, возражений на неё, суд приходит к следующему.
Согласно части 2 статьи 13 ГПК РФ вступившие в законную силу судебные постановления, а также законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и обращения судов являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.
В соответствии со статьей 434 ГПК РФ при наличии обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного постановления или постановлений иных органов, взыскатель, должник, судебный пристав-исполнитель вправе поставить перед судом, рассмотревшим дело, или перед судом по месту исполнения судебного постановления вопрос об отсрочке или о рассрочке исполнения, об изменении способа и порядка исполнения, а также об индексации присужденных денежных сумм.
Аналогичные положения содержит также в себе статья 37 Федерального закона от 2 октября 2007 г. №229-ФЗ «Об исполнительном производстве».
Как следует из материалов дела, решением Красночикойского районного суда Забайкальского края от 29 мая 2019 г. суд обязал МОУ «Красночикойская СОШ» установить при входе в здание информационную вывеску с названием организации, графиком работы организации, плана здания, выполненные рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне, в течение четырех месяцев с момента поступления финансирования. Обязал Администрацию муниципального района «Красночикойский район» профинансировать МОУ «Красночикойская СОШ» для устранения вышеуказанных нарушений законодательства в течение четырех месяцев с момента вступления в законную силу судебного решения.
Апелляционным определением Забайкальского краевого суда от 13 августа 2019 г. абзац 2,3 резолютивной части решения суда изложен в иной редакции, суд обязал МОУ «Красночикойская СОШ» установить при входе в здание в школу информационную вывеску, а администрацию муниципального района «Красночикойский район» профинансировать МОУ «Красночикойская СОШ» на эти цели в случае недостаточности денежных средств у последней для в течение восьми месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
15 мая 2020 г. постановлением судебного пристава-исполнителя Красночикойского РОСП УФССП России по Забайкальскому краю ФИО3 возбуждено исполнительное производство №-П.
Обосновывая заявление о предоставлении отсрочки исполнения решения суда до 31 августа 2022 г., администрация муниципального района «Красночикойский район» указала, что она не имела возможности вступить до 1 октября 2019 г. в государственную программу Забайкальского края «Доступная среда» в виду отсутствия утвержденной к этому времени муниципальной программы «Доступная среда жизнедеятельности инвалидов и других малогабаритных групп населения в муниципальном районе «Красночикойской район» на 2020-2022 г.г.»
Удовлетворяя заявление Администрации муниципального района «Красночикойский район» о предоставлении отсрочки исполнения решения суда до 01 октября 2020 г., судья исходил из отсутствия обоснования длительности срока предоставления отсрочки до 31 августа 2022 г., а также того, что у администрации было достаточно времени с момента вступления решения суда в законную силу (более 1 года) для подготовки документов и принятия в срок до 1 октября 2019 г. участия государственной программы Забайкальского края «Доступная среда».
Суд апелляционной инстанции не имеет оснований не согласиться с данным выводом судьи.
В силу статьи 203 ГПК РФ суд, рассмотревший дело, по заявлениям лиц, участвующих в деле, судебного пристава-исполнителя исходя из имущественного положения сторон или других обстоятельств вправе отсрочить или рассрочить исполнение решения суда, изменить способ и порядок его исполнения.
В пункте 23 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26.06.2008 №13 «О применении норм Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении и разрешении дел в суде первой инстанции» разъяснено, что при рассмотрении заявлений об отсрочке или рассрочке исполнения решения суда с учетом необходимости своевременного и полного исполнения решения или приговора в части имущественного взыскания суду в каждом случае следует тщательно оценивать доказательства, представленные в обоснование просьбы об отсрочке (рассрочке), и материалы исполнительного производства, если исполнительный документ был предъявлен к исполнению.
Положения нормативных актов не содержат определенного перечня оснований для отсрочки (рассрочки) исполнения судебного постановления, а лишь устанавливают критерий их определения – обстоятельства, затрудняющие исполнение судебного акта. Суду предоставлена возможность в каждом конкретном случае решать вопрос об их наличии с учетом всех обстоятельств дела, а также прав и законных интересов сторон исполнительного производства.
Возможность отсрочки (рассрочки) исполнения решения суда предусматривается при обстоятельствах, свидетельствующих об уважительности причин невозможности исполнения решения суда в установленные сроки, данные причины должны носить объективный характер.
Вопрос о наличии указанных обстоятельств должен оцениваться и решаться судом в каждом конкретном случае с учетом того, что в силу части 4 статьи 15, части 3 статьи 17, частей 1, 2 статьи 19 и частей 1, 3 статьи 55 Конституции РФ и, исходя из общеправового принципа справедливости, исполнение вступившего в законную силу судебного постановления должно осуществляться на основе соразмерности и пропорциональности, с тем чтобы был обеспечен баланс прав и законных интересов всех взыскателей и должников, возможная отсрочка (рассрочка) исполнения решения суда должна отвечать требованиям справедливости, быть адекватной и не затрагивать существо конституционных прав участников исполнительного производства.
Таким образом, основания для отсрочки, рассрочки и изменения порядка исполнения судебного постановления, влекущие отдаление исполнения решения суда, а, значит, и защиту нарушенных прав взыскателя, должны носить действительно исключительный характер, возникать при серьезных препятствиях к совершению исполнительных действий.
Согласно разъяснению, данному в пункте 12 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 октября 2003 г. №5 «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации» исполнение решения суда - составляющая часть судебного разбирательства, которая должна быть совершена в разумные сроки. Срок, на который может быть предоставлена отсрочка исполнения судебного решения, не должен быть слишком длительным, иначе снижается эффективность судебного решения, что противоречит общим целям правосудия и исполнительного производства.
В каждом конкретном случае суд решает вопрос о наличии обстоятельств, затрудняющих исполнение решения суда, с учетом материалов дела, прав и законных интересов сторон исполнительного производства, что было выполнено судом при рассмотрении заявления представителя должника администрации муниципального района «Красночикойский район».
Из приведенных выше норм права следует, что основаниями для предоставления отсрочки или рассрочки исполнения решения суда могут являться неустранимые на момент обращения в суд обстоятельства, препятствующие исполнению должником исполнительного документа в установленный судом срок. Вопрос о наличии таких оснований решается судом в каждом конкретном случае с учетом всех имеющих значение фактических обстоятельств, к которым, в частности, могут относиться тяжелое имущественное положение должника, причины, существенно затрудняющие исполнение, возможность исполнения решения суда по истечении срока отсрочки.
Как разъяснено в абзаце 3 пункта 25 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.11.2015 №50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства», при предоставлении отсрочки или рассрочки судам необходимо обеспечивать баланс прав и законных интересов взыскателей и должников таким образом, чтобы такой порядок исполнения решения суда отвечал требованиям справедливости, соразмерности и не затрагивал существа гарантированных прав лиц, участвующих в исполнительном производстве, в том числе права взыскателя на исполнение судебного акта в разумный срок.
Доводы, изложенные в заявлении, повторяемые в частной жалобе, не могут быть отнесены к тем исключительным обстоятельствам, которые дают право на отсрочку исполнения судебного акта на столь длительный срок до 31 августа 2022 г., то есть более двух лет, к чему правильно пришел суд первой инстанции.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия не находит правовых оснований согласиться с подателем жалобы о необоснованности определения суда, которым предоставлена отсрочка исполнения решения суда до 1 октября 2020 г.
Определение суда законно и обоснованно, вынесено на основе исследованных в судебном заседании доказательств и при правильном применении норм процессуального права. Частная жалоба не содержит в себе доводов, которые могли бы повлиять на существо определения.
При указанных обстоятельствах оснований для отмены обжалуемого определения суда по доводам частной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст.334 ГПК Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Определение Красночикойского районного суда Забайкальского края от 8 июня 2018 года оставить без изменения, частную жалобу – без удовлетворения.
Председательствующий Е.А. Погорелова