Судья –Савченко С.Ю.
УИД 59RS0034-01-2022-000086-55
Дело № 33-7777/2022 (№2-122/2022)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе председательствующего Лапухиной Е.А.,
судей Лобанова В.В., Крюгер М.В.,
при секретаре Мусулевой Н.А.
рассмотрела 10 августа 2022 года в открытом судебном заседании в г.Перми гражданское дело по апелляционной жалобе ФИО1, ФИО2, действующего за себя и несовершеннолетних У1., У2., на решение Октябрьского районного суда Пермского края от 14 июня 2022 года, которым постановлено:
В удовлетворении исковых требований ФИО1 к администрации Октябрьского городского округа Пермского края, Министерству агропромышленного комплекса Пермского края о признании незаконными решения комиссии администрации Октябрьского городского округа Пермского края об исключении ФИО1 и членов её семьи из списка участников мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих на сельских территориях – получателей социальных выплат на очередной финансовый 2020 год и плановый период 2021-2022 годы (Постановление Правительства Пермского края от 31 декабря 2019 года №1064-п «Об утверждении порядков предоставления государственной поддержки, направленной на комплексное развитие сельских территорий в Пермском крае» содержащееся в протоколе № 3 от 20 марта 2020 года; решения комиссии администрации Октябрьского городского округа Пермского края об отказе включения ФИО1 в список получателей субсидии, выраженное в протоколе № 1 от 12 января 2022 года заседания комиссии по реализации основного мероприятия «Повышение качества жизни граждан, проживающих в сельской местности» в рамках Подпрограммы 3 «Комплексное развитие сельских территорий в Октябрьском городском округе Пермского края»; возложить на администрацию Октябрьского городского округа Пермского края обязанность восстановить нарушенное ФИО1 и членов ее семьи право в получении субсидии по программе «Комплексное развитие сельских территорий» на 2020-2022 годы в рамках Постановления Правительства Пермского края № 1064-п от 31 декабря 2019 года «Об утверждении порядков предоставления государственной поддержки, направленной на комплексное развитие сельских территорий в Пермском крае» путем включения в список потенциальных получателей субсидий в первоочередном порядке, произвести действия по восстановлению нарушенных прав по утверждении и выплате субсидии в 2022 году – отказать.
Заслушав доклад судьи Лапухиной Е.А., пояснения истца ФИО1 и ее представителя ФИО3, изучив материалы дела, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Истец ФИО1 с учетом изменения требований обратилась с исковым заявлением к администрации Октябрьского городского округа Пермского края, Министерству сельского хозяйства и продовольствия Пермского края о признании решений комиссии незаконными и возложении обязанности включить в список на получение субсидии в первоочередном порядке. В обоснование требований указала, что она как житель поселка Октябрьский, являющаяся индивидуальным предпринимателем, изъявила желание улучшить жилищные условия путем строительства жилого дома и в 2010 году обратилась в администрацию Октябрьского муниципального района на предоставление субсидии по программе «Социальное развитие села». В связи с прекращением указанной программы она в 2013 году написала заявление и собрала новый пакет документов на участие в программе «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года». В 2016 году ею как предпринимателем было принято решение осуществлять деятельность в агропромышленном комплексе в сельской местности (овощеводство). В 2017 году она и члены ее семьи были включены в список на получение субсидии, но в 2018 году субсидия ей выплачена не была в связи с нарушением правил распределения субсидий бюджетам муниципальных районов. В 2019 году она и члены её семьи были исключены из списка участников на получение субсидии и субсидия была выплачена следующему по очереди лицу. Считает, что поскольку она и её семья были включены в списки граждан, изъявивших желание улучшить жилищные условия с использованием социальных выплат в рамках федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2013 года», следовательно, ей принадлежало первоочередное право на предоставление социальной выплаты по сравнению с теми гражданами, которые были включены в программу позже. Протоколом № 1 заседания комиссии администрации Октябрьского городского округа от 10.01.2020 истец была включена в список участников мероприятий по улучшению жилищных условий граждан с условием предоставления копии свидетельства о государственной регистрации права собственности на объект незавершенного строительства до момента предоставления свидетельства о предоставлении социальной выплаты. Однако, решением комиссии администрации Октябрьского городского округа Пермского края от 20.03.2020 (протокол № 3) она и члены её семьи были исключены из списка участников мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих на сельских территориях-получателей социальных выплат на очередной финансовый 2020 год и плановый период 2021-2022 годы. Полагает данное решение незаконно, поскольку изначально администрация включила её в список, а затем незаконно исключила. Из анализа нормативных актов и условий Программы следует, что постановка в очередь (включение в список) не может быть «под условием» предоставления в будущем каких-либо документов. Также она была поставлена в очередь с указанием на одно условие, затем исключена из списков с указанием на другое условие, которое изначально не было озвучено при постановке на очередь. В декабре 2021 года истцом вновь было подано заявление о включение в состав участников мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, но протоколом № 1 от 12.01.2022 комиссия решила не включать ее в список, использовав формальные отговорки, которые не могут быть основанием для не включения ее в список. Комиссией было отмечено, что статус арендованного ею земельного участка у Ш.- для ведения личного подсобного хозяйства, а реализация продукции, произведенная на землях ЛПХ, не относится к предпринимательской деятельности. Однако с указанным она не согласна и считает, что собственник земли, ведущий личное подсобное хозяйство, не может осуществлять предпринимательскую деятельность по реализации сельскохозяйственной продукции, однако он может сдать в аренду такой участок индивидуальному предпринимателю или юридическому лицу, которые могут выращивать сельскохозяйственную продукцию, осуществлять сбыт или переработку такой продукции в рамках предпринимательской деятельности. Также было указано, что видом её деятельности является «Выращивание овощей» и якобы она не осуществляет переработку и реализацию сельскохозяйственной продукции, тогда как доля дохода от реализации этой продукции должна составлять не менее 70% за календарный год. Однако, ею в комиссию представлены документы отчет об отраслевых показателях деятельности организации АПК 2020, а также накладные на поставку продукции на реализацию, которые члены комиссии проигнорировали. Она, начиная с 2019 года ежегодно заключает договоры поставок сельхозпродукции (консервация, замороженные полуфабрикаты-овощи, зелень) на реализацию с предпринимателем Х. Все эти факты были ею изложены на заседании комиссии 12.01.2022, но были проигнорированы. Действиями комиссии в отказе принятия ее на учет для получения субсидии нарушаются права и законные интересы ее семьи с несовершеннолетними детьми.
На основании изложенного, истец просила признать незаконными: решение комиссии администрации Октябрьского городского округа Пермского края об исключении ФИО1 и членов её семьи из списка участников мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих на сельских территориях – получателей социальных выплат на очередной финансовый 2020 год и плановый период 2021-2022 годы (Постановление Правительства Пермского края от 31 декабря 2019 года №1064-п «Об утверждении порядков предоставления государственной поддержки, направленной на комплексное развитие сельских территорий в Пермском крае» содержащееся в протоколе № 3 от 20 марта 2020 года; решение комиссии администрации Октябрьского городского округа Пермского края об отказе включения ФИО1 в список получателей субсидии, выраженное в протоколе № 1 от 12 января 2022 года заседания комиссии по реализации основного мероприятия «Повышение качества жизни граждан, проживающих в сельской местности» в рамках Подпрограммы 3 «Комплексное развитие сельских территорий в Октябрьском городском округе Пермского края»; возложить на администрацию Октябрьского городского округа Пермского края обязанность восстановить нарушенное ФИО1 и членов её семьи право в получении субсидии по программе «Комплексное развитие сельских территорий» на 2020-2022 годы в рамках Постановления Правительства Пермского края № 1064-п от 31 декабря 2019 года «Об утверждении порядков предоставления государственной поддержки, направленной на комплексное развитие сельских территорий в Пермском крае» путем включения в список потенциальных получателей субсидий в первоочередном порядке, произвести действия по восстановлению нарушенных прав по утверждении и выплате субсидии в 2022 году.
Истец ФИО1 в судебном заседании заявленные требования поддержала, по существу изложила доводы, содержащиеся в исковом заявлении и заявлении об изменении предмета иска.
Представитель истца ФИО3 в судебном заседании исковые требования истца поддержал, пояснил, что в связи с изменением предмета иска каких либо требований к Министерству агропромышленного комплекса Пермского края истец не предъявляет.
Представитель ответчика – администрации Октябрьского городского округа Пермского края в судебном заседании с исковыми требованиями не согласились.
Представитель ответчика - Министерства агропромышленного комплекса Пермского края в судебное заседание не явился, в письменном отзыве просил в иске отказать.
Представитель третьего лица - Управления сельского хозяйства и развития предпринимательства администрации Октябрьского городского округа Пермского края в судебном заседании с исковыми требованиями не согласилась.
Третье лицо ФИО2 действующий за себя и несовершеннолетних детей У1. и У2. в судебное заседание не явился.
Представитель МТУ № 4 Минсоцразвития Пермского края в судебное заседание не явилась, в суд направлен акт обследования условий жизни семьи ФИО1 по адресу: ****, согласно которому условия проживания семьи хорошие, а также заключение в котором указано, что интересы несовершеннолетних не нарушены, у детей имеется право собственности не менее установленной нормы в Октябрьском районе
Судом постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе ФИО1, ФИО2, действующий за себя и несовершеннолетних У1., У2. просят решение суда отменить как незаконное и необоснованное, постановленное с нарушением норм материального и процессуального права, выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
Лица, участвующие в деле, извещались о времени и месте судебного заседания суда апелляционной инстанции. Истец ФИО1 и ее представитель ФИО3 в судебном заседании доводы апелляционной жалобы поддержали. Представители ответчиков, третьи лица в судебное заседание не явились, об отложении рассмотрения дела не просили.
В связи с этим на основании ст.ст. 327, 167 ГПК РФ, судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела в порядке ст. 327.1 ГПК РФ в пределах доводов апелляционной жалобы, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, согласно учетного дела: истец ФИО1 04.05.2016 обращалась в администрацию Октябрьского городского поселения с заявлением о включении в состав участников мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, в рамках федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года» по категории АПК «Строительство».
26.04.2017 истец также обращалась в администрацию Октябрьского городского поселения Пермского края о включении с членами семьи в состав участников мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов в рамках реализации федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года».
29.11.2019 истец была письменно уведомлена о том, что государственная программа № 1320-п с 01.01.2020 прекращает свое действие и о вступлении в действие программы «Комплексное развитие сельских территорий», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 31.05.2019 № 696, согласно которой меняются условия и порядок предоставления социальной выплаты на строительство жилья, в связи с чем предложено пройти перерегистрацию.
В декабре 2019 года истец представила в Управление сельского хозяйства и развития предпринимательства администрации Октябрьского муниципального района Пермского края копии документов для включения в список участников мероприятия по улучшению жилищных условий.
10.01.2020 Комиссией по реализации основного мероприятия «Повышение качества жизни граждан, проживающих в сельской местности» в рамках Подпрограммы 3 «Комплексное развитие сельских территорий» муниципальной программы «Поддержка сельского хозяйства и предпринимательства, комплексное развитие сельских территорий в Октябрьском городском округе Пермского края» было рассмотрено учетное дело ФИО1 и протоколом № 1 принято решение о включении истца в список участников мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих на сельских территориях, - получателей социальных выплат на очередной финансовый 2020 год и плановый период 2021-2022 годы. При этом в протоколе указано на необходимость предоставления ФИО1 копии свидетельства о государственной регистрации права собственности (выписки из ЕГРН) на объект незавершенного строительства до момента предоставления свидетельства о социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья на сельских территориях.
На основании запроса ФИО1 от 03.03.2020, была получена 10.03.2020 выписка из ЕГРН в отношении объекта недвижимости с кадастровым номером ** по адресу: ****, которая представлена в адрес комиссии.
20.03.2020 Комиссией было рассмотрено учетное дело ФИО1 и протоколом № 3 принято решение исключить ФИО1 из списков участников мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих на сельских территориях, - получателей социальных выплат на очередной финансовый 2020 год и плановый период 2021-2022 год.
Как указано в протоколе основанием для исключения ФИО1 послужило то, что заявителем представлена выписка из ЕГРН на объект недвижимости жилой дом, год завершения строительства 2011. Копия свидетельства о государственной права собственности (выписка из ЕГРН) на объект незавершенного строительства не представлена. Также в содержании протокола указано, что вид деятельности, по которому отчитывается ФИО1, выращивание овощей (ОКВЭД 01.13.1), что нельзя назвать деятельностью товаропроизводителя, осуществляющего первичную и (или) последующую (промышленную) переработку.
23.12.2021 истец вновь обратилась в Управление сельского хозяйства и предпринимательства администрации Октябрьского городского округа Пермского края с заявлением о включении в состав участников мероприятий по улучшению жилищных условий, приложив пакет документов.
Протоколом № 1 заседания комиссии от 12.01.2022 принято решение ФИО1 в Список граждан, изъявивших желание улучшить жилищные условия с использованием социальных выплат, на очередной финансовый год и плановый период, не включать; документы вернуть заявителю. ФИО1 лично присутствовала на заседании комиссии.
17.01.2022 Управлением сельского хозяйства и предпринимательства администрации Октябрьского городского округа Пермского края ФИО1 направлено уведомление о принятом решении и возврате документов.
Согласно указанного протокола, в качестве оснований для не включения истца в Список послужило то, что истцом представлена справка от 29.12.2021 № 3191 о признании гражданина и членов его семьи нуждающимися в улучшении жилищных условий, выданная ФИО2, при том, что пакет документов должен предоставляться на заявителя, а не членов семьи. Копия локального сметного расчета на строительство жилого дома от 22.11.2021 на сумму 2566568 руб. не утверждена заказчиком. Дата локального сметного расчета должна быть ранее даты начала строительства жилого дома. Разрешенное использование земельного участка, на котором по договору аренды производится выращивание овощей, имеет статус «ведение личного подсобного хозяйства», вместе с тем в соответствии с Федеральным законом от 07.07.2003 № 112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве» реализация продукции, произведенная на землях ЛПХ, не относится к предпринимательской деятельности. Кроме того, ФИО1 не осуществляет первичную и (или) последующую (промышленную) переработку сельскохозяйственной продукции и её реализацию, так как «выращивание овощей» является дополнительным видом деятельности.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении требований ФИО1, суд первой инстанции исходил из правомерности принятых Комиссией администрации Октябрьского городского округа Пермского края решений, оформленных протоколами № 3 от 20 марта 2020 г. и № 1 от 12 января 2022, поскольку не подтверждено соответствие ФИО1 условиям для участия в указанных программах для получения социальных выплат (субсидий) на улучшение жилищных условий.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда об отсутствии правовых оснований для удовлетворения иска.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2012 N 717 была утверждена Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия.
В 2014 - 2017 годах реализация основных направлений развития сельских территорий осуществлялась в рамках федеральной целевой программы "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15.07.2013 N 598.
С 01.01.2018 Федеральная целевая программа "Устойчивое развитие сельских территорий" была досрочно завершена и преобразована в подпрограмму "Устойчивое развитие сельских территорий" Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2012 N 717.
С 2019 года преобразована в ведомственную целевую программу "Устойчивое развитие сельских территорий" на 2019 - 2025 годы утв. Минсельхозом России 07.06.2019.
На территории Пермского края в рамках реализации федеральной государственной программы Постановлением Правительства Пермского края от 03.10.2013 № 1320-п была утверждена Государственная программа «Государственная поддержка агропромышленного комплекса Пермского края, в рамках подпрограммы «Устойчивое развитие сельских территорий», которая действовала до 01.01.2020.
Постановлением Правительства РФ от 31.05.2019 N 696 утверждена Государственная программа Российской Федерации "Комплексное развитие сельских территорий" и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации, в соответствии с подпунктом "б" пункта 8 главы 2 Приложения к Правилам предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на улучшение жилищных условий граждан, проживающих на сельских территориях (Приложение N 3 Государственной программы Российской Федерации "Комплексное развитие сельских территорий") которого социальная выплата предоставляется гражданам, ранее включенным в списки граждан, изъявивших желание улучшить жилищные условия с использованием социальных выплат в рамках ведомственной целевой программы "Устойчивое развитие сельских территорий" Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2012 N 717 "О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия", и не реализовавшим свое право на получение социальной выплаты.
Исходя из подпункта а п.5 Положения о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам, проживающим на сельских территориях (Приложение к Правилам), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 31.05.2019 № 969 ( на момент принятия комиссией протокола от 20.03.2020) было установлено, что право на получение социальной выплаты имеет:
а) гражданин, постоянно проживающий на сельских территориях (подтверждается регистрацией в установленном порядке по месту жительства) и при этом:
осуществляющий деятельность по трудовому договору или индивидуальную предпринимательскую деятельность в сфере агропромышленного комплекса, или социальной сфере, или в организациях, осуществляющих ветеринарную деятельность для сельскохозяйственных животных (основное место работы), на сельских территориях (непрерывно в организациях одной сферы деятельности в течение не менее одного года на дату включения в сводные списки участников мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих на сельских территориях, - получателей социальных выплат, формируемые в соответствии с пунктом 24 настоящего Положения);
имеющий собственные и (или) заемные средства в размере не менее 30 процентов расчетной стоимости строительства (приобретения) жилья, определяемой в соответствии с пунктом 15 настоящего Положения, а также средства, необходимые для строительства (приобретения) жилья в случае, предусмотренном пунктом 20 настоящего Положения. Доля собственных и (или) заемных средств (в процентах) в расчетной стоимости строительства (приобретения) жилья устанавливается нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации. В случае если указанная доля установлена в размере менее 30 процентов расчетной стоимости строительства жилья, образовавшаяся разница подлежит компенсации за счет средств регионального (местного) бюджета субъекта Российской Федерации (муниципального образования);
признанный нуждающимся в улучшении жилищных условий.
В силу п.п.а п. 9 названного Положения предусмотрено, что гражданин, которому предоставляется социальная выплата, может ее использовать: на строительство жилого дома (создание объекта индивидуального жилищного строительства), реконструкцию путем пристраивания жилого помещения к имеющемуся жилому дому (социальная выплата на реконструкцию может быть использована гражданином, указанным в подпункте "а" пункта 5 настоящего Положения) на сельских территориях, в том числе на завершение ранее начатого строительства жилого дома.
Органы местного самоуправления проверяют правильность оформления документов, указанных в пункте 21 настоящего Положения, и достоверность содержащихся в них сведений, формируют списки граждан, изъявивших желание улучшить жилищные условия с использованием социальных выплат, на очередной финансовый год и плановый период и в сроки, установленные органом исполнительной власти, направляют их в орган исполнительной власти с приложением сведений о привлечении средств местных бюджетов для этих целей. При выявлении недостоверной информации, содержащейся в документах, указанных в пункте 21 настоящего Положения, органы местного самоуправления возвращают их заявителю с указанием причин возврата. ( п.23 Положения).
В целях реализации Постановления Правительства РФ от 31.05.2019 N 696 принято на региональном уровне - Постановление Правительства Пермского края от 31.12.2019 № 1064-п «Об утверждении Порядков предоставления государственной поддержки, направленной на комплексное развитие сельских территорий в Пермском крае», на муниципальном – Порядок предоставления социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья гражданам, проживающих на сельской территории Октябрьского городского округа Пермского края в рамках реализации Основного мероприятия 3.1. «Повышение качества жизни граждан, проживающих в сельской местности» подпрограммы 3 «Комплексное развитие сельских территорий» муниципальный программы «Поддержка сельского хозяйства и предпринимательства, комплексное развитие сельских территорий в Октябрьском городском округе Пермского края», утвержденный Постановлением администрации Октябрьского городского округа от 09.06.2020 № 487-266-01-05, в дальнейшем Постановлением администрации Октябрьского городского округа Пермского края от 10.12.2021 № 1025-266-01-05 в муниципальную программу были внесены изменения.
Порядком формирования, утверждения и изменения муниципальными образованиями Пермского края списка участников мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих на сельских территориях, - получателей социальных выплат, порядком выдачи свидетельств о предоставлении социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья на сельских территориях (Приложение № 3 к Порядку предоставления, распределения и расходования субсидий из бюджета Пермского края с участием средств федерального бюджета бюджетам муниципальных районов, муниципальных округов (городских округов) Пермского края на реализацию мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих на сельских территориях, утвержденным Постановлением Правительства Пермского края от 31.12.2019 № 1064-п (далее Порядок от 31.12.2019 № 1064-п) предусмотрено, что списки участников формируются из числа граждан, подавших в орган местного самоуправления муниципального образования по месту постоянного жительства заявление о включении в состав участников мероприятий по улучшению жилищных условий граждан по форме согласно приложению 1 к настоящему Порядку с приложением документов, указанных в пункте 21 Положения, и которые по результатам рассмотрения органом местного самоуправления муниципального образования в соответствии с пунктом 23 Положения признаны соответствующими требованиям и условиям, установленным Положением, содержащими достоверную информацию и подтверждающими соответствие гражданина, подавшего указанные документы, требованиям, установленным пунктами 4, 5 Положения (пункт 2.2.).
В силу п.21 Положения о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам, проживающим на сельских территориях, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 31.05.2019 № 696, предусмотрена подача гражданином заявления о включении в состав участников мероприятий по улучшению жилищных условий с приложением определенного перечня документов, в том числе п.п. «г» предусмотрено предоставление документов, подтверждающих наличие у заявителя и (или) членов его семьи собственных и (или) заемных средств в размере, установленном пунктом 5 настоящего Положения, а также при необходимости право заявителя (лица, состоящего в зарегистрированном браке с заявителем) на получение материнского (семейного) капитала. Перечень таких документов, сроки и порядок их представления устанавливаются нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.
Из указанного следует, что одним из условий для включения лица в список участников программы является подтверждение наличие собственных и (или) заемных средств в размере не менее 30 процентов расчетной стоимости строительства (приобретения) жилья.
В соответствии с пунктом 2.3. Порядка от 31.12.2019 № 1064-п, документами, подтверждающими наличие у гражданина и (или) членов его семьи собственных и (или) заемных средств в размере, установленном пунктом 5 Положения, и представляемыми гражданином или его законным представителем в орган местного самоуправления муниципального образования в соответствии с подпунктом "г" пункта 21 Положения, являются в том числе: копия отчета об оценке объекта не завершенного строительства жилого дома, подготовленного в соответствии с требованиями Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", и копия свидетельства о государственной регистрации права собственности (выписка из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости, удостоверяющей государственную регистрацию права собственности) на объект незавершенного строительства.
Как следует из материалов дела, обращение истца с соответствующим заявлением являлось целью включения в число участников программы для улучшения жилищных условий путем получения социальных выплат на завершение ранее начатого строительства жилого дома по адресу: ****.
Вместе с тем документов, подтверждающих наличие у заявителя и (или) членов его семьи собственных и (или) заемных средств в размере, установленном пунктом 5 настоящего Положения, истцом в Комиссию не представлено, поскольку копия свидетельства о государственной регистрации права собственности (выписка из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости, удостоверяющей государственную регистрацию права собственности) на объект незавершенного строительства, представлены не были.
Материалами дела подтверждено, что согласно представленной истцом выписке из ЕГРН от 03.03.2020, значится жилой дом с кадастровым номером **, по адресу: ****, площадью 59,2 кв.м., год завершения строительства 2011, дата присвоения кадастрового номера 29.05.2012.
Учитывая, что сведения о наличии объекта не завершенного строительством являются необходимыми для определения соответствия истца условиям для участия в программе, в отсутствие таких сведений комиссия обоснованно 20.03.2020 (протокол № 3) приняла решение об исключении истца из указанного списка.
Доводы апелляционной жалобы на то, что представленная выписка из ЕГРН от 03.03.2020 содержала технические ошибки в части того, что жилой дом завершен строительством в 2011, не могут быть приняты, поскольку доказательств наличия именно технической ошибки в сведениях или выписке ЕГРН на момент принятия решения комиссией от 20.03.2020, не представлено. Более того, в материалах учетного дела, представленного ответчиков в суд первой инстанции, в представленном истцом в комиссию заключении специалиста от 05.12.2019 о стоимости затрат на строительство незавершенного объекта, имеется технический паспорт, составленный ГУП ЦТИ Пермского края по состоянию на 28.06.2011, в котором объект недвижимости - **** учтен как жилой дом, 2011 года постройки, что также указывает на обоснованность выводов комиссии о несоответствии истца условиям участия в программе на момент принятия оспариваемого решения от 20.03.2020.
Доводы апелляционной жалобы о том, что помимо обозначенного 10.01.2020 требования о предоставлении выписки из ЕГРН, комиссией под сомнение факт занятия ФИО1 деятельностью, необходимой для постановки на учет, не ставился и не являлся основанием по решению от 20.03.2020 для исключения из списков участников программы, отмену решения суда не влекут и основанием для признания незаконным решения комиссии от 20.03.2020 являться не могут, поскольку судом установлено и истцом не опровергнуто наличие оснований для исключения истца из списков участников программы на момент принятия комиссией решения от 20.03.2020.
Само по себе то обстоятельство, что истец была решением от 10.01.2020 включена в список участников программы, не исключает возможность в дальнейшем разрешение вопроса о снятии с учета при установлении факта не предоставления полного перечня необходимых документов и не соответствия условиям для получения социальной выплаты.
Доводы апелляционной жалобы в части несогласия с выводами суда о наличии оснований для отказа во включении в список на получение субсидии по решению комиссии от 12.01.2022, судебная коллегия также находит несостоятельными.
Согласно п.5 Положению (Приложения к Правилам предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на улучшение жилищных условий граждан, проживающих на сельских территориях), утвержденному Постановлением Правительства РФ от 31.05.2019 N 696, ( в редакции на момент принятия решения от 12.01.2022), одним из условий на получение социальной выплаты является осуществление деятельности на сельских территориях в том числе индивидуальной предпринимательской деятельности в сфере агропромышленного комплекса. Трудовая или предпринимательская деятельность должна осуществляться гражданином непрерывно в организациях одной из сферы деятельности в течение не менее одного года на дату включения в сводные списки участников мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих на сельских территориях, - получателей социальных выплат, формируемые в соответствии с пунктом 24 настоящего Положения.
Под агропромышленным комплексом понимается деятельность сельскохозяйственных товаропроизводителей, признанных таковыми в соответствии со статьей 3 Федерального закона "О развитии сельского хозяйства", за исключением граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, а также деятельность организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих первичную и (или) последующую (промышленную) переработку сельскохозяйственной продукции и ее реализацию в соответствии с перечнем, утвержденным Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 1 статьи 3 указанного Федерального закона, при условии, что доля дохода от реализации этой продукции в доходе указанных организаций и индивидуальных предпринимателей составляет не менее 70 процентов за календарный год. (пункт 4 Положения).
Согласно ст. 3 Федерального закона от 29.12.2006 N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства" в целях настоящего Федерального закона сельскохозяйственными товаропроизводителями признаются организация, индивидуальный предприниматель (далее - сельскохозяйственный товаропроизводитель), осуществляющие производство сельскохозяйственной продукции (в том числе органической продукции, сельскохозяйственной продукции и продовольствия с улучшенными характеристиками), ее первичную и последующую (промышленную) переработку (в том числе на арендованных основных средствах) в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством Российской Федерации, и реализацию этой продукции при условии, что в доходе сельскохозяйственных товаропроизводителей от реализации товаров (работ, услуг) доля дохода от реализации этой продукции составляет не менее чем семьдесят процентов за календарный год.
Согласно п. «ж» п.21 Положения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 31.05.2019 N 696, заявление подается с приложением документов, содержащих уведомление о планируемом строительстве жилья, документов, подтверждающих стоимость жилья, планируемого к строительству (приобретению), а также документов, подтверждающих фактическое осуществление предпринимательской деятельности на сельских территориях. Перечень таких документов, сроки и порядок их представления устанавливаются нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.
В соответствии с п.2.6 Порядка от 31.12.2019 № 1064-п, документами, подтверждающими фактическое осуществление предпринимательской деятельности на сельских территориях Пермского края и представляемыми гражданином или его законным представителем в орган местного самоуправления муниципального образования в соответствии с подпунктом "ж" пункта 21 Положения, являются:
копии документов, подтверждающих фактическое осуществление предпринимательской деятельности на сельских территориях Пермского края, - заполненная работодателем форма N 2 "Отчет о финансовых результатах", форма N 6-АПК (годовая) "Отчет об отраслевых показателях деятельности организаций агропромышленного комплекса", утверждаемые ежегодно Министерством сельского хозяйства Российской Федерации - для подтверждения факта работы в агропромышленном комплексе (основное место работы);
копия трудовой книжки (для работающих по трудовым договорам) или копия документов, содержащих сведения о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, - для подтверждения факта работы в социальной сфере или в организациях, осуществляющих ветеринарную деятельность для сельскохозяйственных животных (основное место работы).
Аналогичные нормы также предусмотрены в Порядке № 487-266-01-05, утвержденном Постановлением администрации Октябрьского округа Пермского края от 09.06.2020 № 487-266-01-05.
Таким образом, одним из условий для предоставления социальной выплаты является осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности на сельских территориях в сфере агропромышленного комплекса, а именно осуществление производства сельскохозяйственной продукции, а также ее первичная и последующая переработка, и реализация этой продукции при условии, что доля дохода от реализации этой продукции составляет не менее чем семьдесят процентов за календарный год.
Как установлено судом, истцом в подтверждение деятельности в сфере агропромышленного комплекса на сельских территориях представлены: выписка из ЕГРИП от 03.12.2021, согласно которой дополнительным видом деятельности ФИО1 с 22.04.2016 зарегистрировано «Выращивание овощей» (ОКВЭД 01.13.1); копия формы отчета № 2 «Отчет о финансовых результатах», составленного ФИО4 за 2020 год, в котором указана выручка за 2020 год от деятельности выращивание овощей составила 325000 руб; копия формы отчета № 6 –АПК (годовая) «Отчет об отраслевых показателях деятельности организаций агропромышленного комплекса», составленного ФИО1 за 2020 год; копия договора на поставку товара от 01.04.2020 между предпринимателем ФИО1 и предпринимателем Х. на срок с 01.04.2020 по 01.10.2020 на сумму 350000 руб.; копии накладных о реализации сельскохозяйственной продукции в переработанном виде ФИО5 от ФИО1 в количестве 25 штук за период с 30.04.2020 по 30.09.2021 на общую сумму 325300 руб.; копия книги учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения за 2020 год, согласно которой доход от выращивания, переработки, реализации овощей за 2020 год составил 325000 руб.
Между тем, проанализировав представленные документы с учетом пояснений свидетеля Х., который являясь контрагентом истца, не подтвердил реализацию ему сельскохозяйственной продукции, произведенной и переработанной истцом как индивидуальным предпринимателем, суд признал обоснованными выводы комиссии относительно сомнений в достоверности представленных истцом документов и сведений для оценки ее деятельности как осуществляемой в сфере агропромышленного комплекса на сельских территориях, а также наличие дохода от такой деятельности не менее 70 процентов за календарный год.
Кроме того, суд указал на обоснованность замечаний комиссии по оформлению представленных истцом документов и в части подтверждения статуса заявителя как нуждающегося в улучшении жилищных условий, а также оформления проектно-сметной документации.
При таком положении, поскольку представленные истцом документы не дают оснований для вывода о соответствии ее условиям на получение социальной выплаты, при этом и в ходе судебного разбирательства факт осуществления истцом производства сельскохозяйственной продукции на сельских территориях, ее переработка и реализация с достоверностью подтверждения не нашел, суд правомерно пришел к выводу, что оснований для включения истца в список получателей субсидии на момент принятия решения от 12.01.2022 у комиссии ответчика не имелось, оснований для признания незаконным решения комиссии от 12.01.2022 не установлено.
Доводы апелляционной жалобы о том, что представленные договора и отчеты подтверждают производство и реализацию истцом сельскохозяйственной продукции на сельских территориях, не влекут отмену решения суда. Представленные документы и доказательства судом оценены в порядке ст.67 ГПК РФ, им дана надлежащая правовая оценка, с которой судебная коллегия соглашается. При этом судебная коллегия считает возможным указать, что представленные истцом документы бухгалтерской отчетности составлены истцом в одностороннем порядке, а сам факт заключения договора на аренду земельного участка и реализации продукции не свидетельствует об осуществлении истцом именно того вида деятельности, который является условием для включения в список получателей субсидии.
При таких обстоятельствах, оснований для удовлетворения требований истца, судом первой инстанции обоснованно не установлено.
Указание в апелляционной жалобе на то, что спор подлежал рассмотрению в порядке КАС РФ, судебная коллегия признает несостоятельными, учитывая, что заявленные требования истца направлены на защиту права на участие в мероприятиях по улучшению жилищных условий и получения социальных выплат (субсидии), что не свидетельствует о необходимости рассмотрения дела в порядке Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
С учетом изложенного, оснований для отмены решения суда и удовлетворения жалобы заявителей, судебной коллегией не установлено.
Руководствуясь ст.ст.199, 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Откябрьского районного суда Пермского края от 14 июня 2022 года по доводам, изложенным в апелляционной жалобе ФИО1, ФИО2, действующего за себя и несовершеннолетних У1., У2., оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Председательствующий: подпись
Судьи: подписи