ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-122/2022 от 15.08.2022 Иркутского областного суда (Иркутская область)

Судья Антоневич М.Ф.

Судья-докладчик Губаревич И.И. по делу № 33-6475/2022

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

15 августа 2022 г. г. Иркутск

Судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда в составе:

судьи-председательствующего Васильевой И.Л.,

судей Губаревич И.И., Жилкиной Е.М.,

при секретаре Богомоевой В.П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-122/2022 (УИД 38RS0014-01-2022-000115-98) по иску ФИО1 к Областному государственному казенному учреждению «Управление социальной защиты населения по Казачинско-Ленскому району», Министерству социального развития, опеки и попечительства Иркутской области, Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации о признании незаконными действий и приказа о переносе даты постановки в очереди на получение социальной выплаты для приобретения жилья, обязании устранить допущенные нарушения, понуждении выдать государственный жилищный сертификат,

по апелляционной жалобе ответчика ОГКУ «Управление социальной защиты населения по Казачинско-Ленскому району» на решение Казачинско-Ленского районного суда от 22 апреля 2022 г.,

УСТАНОВИЛА:

В обоснование исковых требований ФИО1 указала, что с 30 августа 1997 г. она состоит на учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей. Уведомлением ОГКУ «УСЗН по Казачинско-Ленскому району» от 7 декабря 2021 г. ей сообщили о том, что приказом № 333 от 6 декабря 2021 г. дата ее постановки на учет перенесена на 31 июля 1998 г., что обусловлено недостаточностью стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностей на момент постановки на учет. Считает данные действия и приказ незаконными, поскольку на дату постановки на учет имела стаж работы в местности, приравненной к районам Крайнего Севера 12 лет 01 месяц 18 дней, то есть более 10 лет. В период с 20 февраля 1995 г. по 16 декабря 1997 г. она находилась в отпуске по уходу за ребенком, и данный период времени в соответствии с нормами трудового законодательства засчитывается в общий и непрерывный трудовой стаж, в стаж работы по специальности. Федеральным законом от 25 октября 2002 г. № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» предусмотрено наличие определенного стажа работы или времени проживания в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а не специального стажа.

ФИО1 просила суд признать незаконным приказ № 333 от 6 декабря 2021 г. «О переносе даты постановки на учет», признать незаконными действия о переносе даты постановки в очереди на получение социальной выплаты для приобретения жилья и устранить допущенные нарушения, восстановить ее в очереди, признать незаконным бездействие по непредставлению государственного жилищного сертификата и обязать выдать государственный жилищный сертификат в 2022 году.

Определением суда от 17 марта 2022 г. к участию в деле в качестве соответчика привлечено Министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области.

Определением суда от 7 апреля 2022 г. к участию в деле привлечены в качестве соответчика Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ, в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне истца – ФИО12 и ФИО13 в лице законного представителя ФИО1

Решением Казачинско-Ленского районного суда Иркутской области от 22 апреля 2022 г. исковые требования удовлетворены частично.

Признан незаконным приказ ОГКУ «Управление социальной защиты населения по Казачинско-Ленскому району» от 6 декабря 2021 г. № 333 «О переносе даты постановки на учет». Признаны незаконными действия ОГКУ «Управление социальной защиты населения по Казачинско-Ленскому району» по переносу даты постановки ФИО1 на учет граждан, имеющих право на получение социальной выплаты для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей и обязать устранить допущенные нарушения.

В удовлетворении требований о признании бездействия по непредставлению ФИО1 государственного жилищного сертификата и о понуждении выдать государственный жилищный сертификат в 2022 году отказано.

В апелляционной жалобе представитель ответчика ОГКУ «Управление социальной защиты населения по Казачинско-Ленскому району» ФИО2, действующая на основании Приказа № 18-к от 3 июня 2022 г., просит решение суда отменить, вынести по делу новое решение. В обоснование доводов к отмене решения указала на неправильное применение судом норм материального и процессуального права. Трудовой стаж, принимаемый для постановки на учет граждан, а также для определения размера жилищной субсидии, должен быть подтвержден справкой Пенсионного фонда о трудовом стаже. Согласно сведениям Пенсионного фонда о продолжительности периодов работы в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, учтенных при назначении пенсии, северный стаж работы в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, учтенных при назначении пенсии, северный стаж ФИО1 на дату постановки на учет 30 августа 1997 г. составлял 9 лет 8 месяцев 18 дней. Таким образом нарушены условия ст. 1 ФЗ от 25 октября 2002 г. № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» относительно наличия необходимого стажа не менее 10 лет.

В письменном отзыве на апелляционную жалобу представитель ответчика Министерства социального развития опеки и попечительства Иркутской области ФИО3, действующая на основании доверенности, просит апелляционную жалобу удовлетворить, решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме.

В письменных возражениях на апелляционную жалобу истец ФИО1 просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

На основании ст. 167 ГПК РФ судебная коллегия рассматривает дело в отсутствие лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания.

Заслушав доклад судьи Иркутского областного суда Губаревич И.И., истца ФИО1, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия оснований для отмены решения суда не находит.

Порядок предоставления за счет средств федерального бюджета жилищных субсидий (единовременных социальных выплат) на приобретение или строительство жилых помещений (далее - жилищные субсидии) и условия их предоставления гражданам Российской Федерации (далее - граждане), выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, гражданам, выехавшим из указанных районов и местностей не ранее 1 января 1992 г., регулируется положениями Федерального закона от 25 октября 2002 г. № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей».

В соответствии со ст. 1 указанного Федерального закона № 125-ФЗ право на получение жилищных субсидий имеют граждане, прибывшие в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 1 января 1992 года, имеющие общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати календарных лет, не имеющие других жилых помещений на территории Российской Федерации за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей или нуждающиеся в улучшении жилищных условий и не получавшие субсидий на эти цели.

Такое право сохраняется за гражданами, которые в соответствии с ранее действовавшим законодательством приобрели его при наличии стажа работы в указанных районах и местностях не менее десяти календарных лет и состояли по месту жительства на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Порядок регистрации и учета граждан Российской Федерации, желающих выехать из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, имеющих право на предоставление за счет средств федерального бюджета жилищных субсидий (единовременных социальных выплат) на приобретение или строительство жилых помещений в соответствии с Федеральным законом «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» либо право на предоставление за счет средств федерального бюджета жилищных субсидий (единовременных социальных выплат) на приобретение жилых помещений в соответствии с Федеральным законом «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из закрывающихся населенных пунктов в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» установлен Положением о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 10 декабря 2002 г. № 879.

Как установлено судом и следует из материалов дела, ФИО1 с 30 августа 1997 г. состоит на учете граждан, имеющих право на получение социальной выплаты в соответствии с Федеральным законом от 25 октября 2002 г. № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" по категории «работающие».

В ходе инвентаризации учетного дела ФИО1 ОГКУ «УСЗН по Казачинско-Ленскому району» было принято решение о переносе даты постановки на учет граждан, имеющих права на получение социальных выплата для приобретения жилья в связи с переездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей с момента возникновения права с 31 июля 1998 г., 6 декабря 2021 г. издан приказ № 333 «О переносе даты постановки на учет».

Основанием переноса даты постановки на учет явилось то, что по сведениям о продолжительности периодов работы в районах Крайнего Севера, предоставленных Пенсионным фондом РФ, северный стаж ФИО1 составляет 9 лет 8 месяцев 18 дней на 19 февраля 1995 г., а период работы с 20 февраля 1995 г. по 16 декабря 1997 г. – не учтен в северный стаж.

Из материалов учетного дела, сведений Пенсионного фонда РФ, а также предоставленных справок следует, что ФИО1 осуществляла трудовую деятельность на предприятиях, находящихся в районах, приравненных к районам Крайнего Севера, и при начислении пенсии за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях были учтены следующие периоды:

- с 3 февраля 1984 г. по 5 июля 1984 г. – 00 лет 5 мес. 3 дня;

- с 5 ноября 1985 г. по 14 марта 1991 г. – 05 лет 04 мес. 10 дней;

- с 15 марта 1991 г. по 19 февраля 1995 г. – 03 года 11 мес. 05 дней;

- с 20 декабря 1997 г. по 31 января 1998 г. – 00 лет 01 мес. 12 дней;

- с 1 июня 1998 г. по 5 ноября 1998 г. – 00 лет 05 мес. 05 дней, всего 10 лет 03 месяца 05 дней.

С учетом даты постановки ФИО1 на учет граждан, имеющих право на получение социальной выплаты (30 августа 1997 г.) северный стаж составил 09 лет 08 месяцев 18 дней.

Спорный период работы с 20 февраля 1995 г. по 16 декабря 1997 г. в северный стаж не включен, и ответчиком не учитывается

Из данных трудовой книжки ФИО4 следует, что в период с 4 марта 1991 г. по 5 ноября 1998 г. она работала в Казачинском районном узле связи, впоследствии переименованном в Казачинское эксплуатационное техническое управление связи.

Согласно архивной справке № 86 от 15 апреля 2022 г., выданной архивным сектором администрации Казачинско-Ленского муниципального района Иркутской области, организации: ФИО5 районный узел связи в период 1991-1995 годы, Казачинское эксплутационно-техническое управление связи в период 1995-1998 годы действительно дислоцировалось в Казачинско-Ленском районе Иркутской области, в местности, приравненной к районам Крайнего Севера.

Справкой от 10 мая 2018 г. № 0704/04/89-18/1 ПАО «Ростелеком» подтверждается, что ФИО1 в период с 4 марта 1991 г. по 5 ноября 1998 г. работала в Казачинском районном узле связи, и в период с 20 февраля 1995 г. по 16 июня 1996 г. находилась в отпуске по уходу за ребенком до полутора лет, в период с 17 июня 1996 г. по 16 декабря 1997 г. - в отпуске по уходу за ребенком до трех лет, и в июне, июле, августе 1995 года производились страховые отчисления.

Из справки о назначенных ФИО1 пенсиях и социальных выплатах от 16 февраля 2022 г. следует, что период работы с 20 февраля 1995 г. по 16 декабря 1997 г. учтен в страховой стаж при установлении страховой пенсии, не отражен в качестве территориального условия – как работа в местности, приравненной к районам Крайнего Севера и не учитывается при назначении специальной пенсии за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования в части признания незаконными действий о переносе даты постановки в очереди на получение социальной выплаты для приобретения жилья и обязании устранить допущенные нарушения, а также признании незаконным приказа № 333 от 6 декабря 2021 г. «О переносе даты постановки на учет», суд первой инстанции исходил из того, что спорный период – отпуск по уходу за ребенком, должен быть учтен при решении вопроса о постановке на учет граждан, имеющих право на получение социальной выплаты в соответствии с Федерального закона № 125-ФЗ.

Отказывая в удовлетворении требований о признании незаконным бездействия по не предоставлению ФИО1 государственного жилищного сертификата и о понуждении выдать государственный жилищный сертификат в 2022 году, суд первой инстанции исходил из того, что действующим законодательством не предусмотрено право на внеочередное предоставление государственного жилищного сертификата, получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из местности, приравненной к Крайнему Северу, гражданам, состоящим в списке на получение указанной социальной выплаты, предоставляется в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку они соответствуют фактическим обстоятельствам дела, основаны на представленных доказательствах и нормах материального права, регулирующих спорные правоотношения.

Судебная коллегия отклоняет приведенные в апелляционной жалобе доводы о том, что трудовой стаж, принимаемый для постановки на учет граждан, а также для определения жилищной субсидии, должен быть подтвержден справкой Пенсионного фонда о трудовом стаже, а в рассматриваемом случае согласно сведениям Пенсионного фонда северный стаж ФИО1 на дату постановки на учет составлял 9 лет 08 месяцев 18 дней.

В соответствии со ст. 314 ТК РФ порядок установления и исчисления трудового стажа, необходимого для получения гарантий и компенсаций, устанавливается Правительством Российской Федерации в соответствии с федеральным законом.

В соответствии со ст. 20 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» в случае, если для назначения соответствующей пенсии, предусмотренной настоящим Федеральным законом, требуется трудовой стаж определенной продолжительности, в него включаются периоды работы и другой общественно полезной деятельности, засчитываемые в страховой стаж, необходимый для получения трудовой пенсии, предусмотренной Федеральным законом «О страховых пенсиях».

Согласно положениям ст. 10 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в ч.1 ст. 3 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.

В соответствии со ст. 11 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены ст. 10 настоящего Федерального закона, засчитывается, в том числе, период ухода одного из родителей за каждым ребенком до достижения им возраста полутора лет, но не более четырех с половиной лет в общей сложности.

С учетом приведенного правового регулирования, представленных в материалы дела доказательств, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что период с 20 февраля 1995 г. по 16 декабря 1997 г. – отпуск по уходу за ребенком до полутора лет подлежит зачету в стаж работы в районах Крайнего Севера для подсчета размера социальной выплаты, предусмотренной Федеральным законом от 25 октября 2002 г. № 125-ФЗ, и отсутствии у ответчика оснований для переноса даты постановки в очередь на получение социальной выплаты для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.

Апелляционная жалоба не содержит иных доводов, влекущих отмену судебного постановления, в связи с чем, решение суда, проверенное в силу ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ в пределах доводов апелляционной жалобы, является законным, обоснованным и отмене не подлежит.

Руководствуясь п. 1 ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Казачинско-Ленского районного суда от 22 апреля 2022 г. по данному гражданскому делу оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Судья-председательствующий И.Л. Васильева

Судьи И.И. Губаревич

Е.М. Жилкина

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 22 августа 2022 года.