ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-1232/20 от 15.06.2021 Омского областного суда (Омская область)

Председательствующий: Шакуова Р.И. № 33-1858/2021

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Омск 15 июня 2021 года

Судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда в составе

председательствующего Панкратовой Е.А.,

судей Магденко И.Ю., Беспятовой Н.Н.,

при секретаре Ким М.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1232/2020

по апелляционной жалобе представителя ответчика Федеральной службы исполнения наказаний, Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Омской области – ФИО1

на решение Первомайского районного суда г. Омска от 6 июля 2020 года

по иску ФИО2 к Федеральной службе исполнения наказаний, Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Омской области о признании незаконным приказа, об установлении факта совместного проживания, возложении обязанности произвести доплату единовременной социальной выплаты для приобретения и строительства жилого помещения.

Заслушав доклад судьи Магденко И.Ю., судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

ФИО2 обратился с иском к ФСИН России, УФСИН России по Омской области, в обоснование указав, что 16 января 2014 года решением комиссии ФСИН России по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения он был принят на учет для получения единовременной социальной выплаты на состав семьи из трех человек (истец, его супруга и дочь). Приказом ФСИН России от 25 октября 2018 года единовременная социальная выплата для приобретения или строительства жилого помещения была предоставлена истцу, однако, только на него одного в размере 1 815 524 рубля 70 копеек, поскольку на момент издания приказа у его супруги и дочери истек срок регистрации по месту пребывания, подтверждающей факт совместного проживания.

С учетом уточнения просил установить факт совместного проживания с ним его супруги <...> и дочери <...> по адресу: Омская область <...> на дату издания приказа ФСИН России № 979 от 25 октября 2018 года; взыскать с ФСИН России денежные средства в размере 1 155 333 рубля 90 копеек – невыплаченную единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения.

Решением Первомайского районного суда г. Омска от 30 апреля 2019 года требования ФИО2 были удовлетворены частично: установлен факт совместного постоянного проживания с ФИО2 его супруги <...>, <...> года рождения, дочери <...> года рождения, по адресу: Омская область <...> В удовлетворении остальной части иска отказано.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Омского областного суда от 25 июля 2019 года вышеуказанное решение отменено в части отказа во взыскании недоплаченной суммы социальной выплаты, в указанной части вынесено новое, которым на Ф. Р. возложена обязанность выплатить ФИО2 недоплаченную часть единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, рассчитанную на количество членов семьи три человека.

Определением Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 12 марта 2020 года решение Первомайского районного суда г. Омска от 30 апреля 2019 года, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Омского областного суда от 25 июля 2019 года отменены, дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

В ходе нового рассмотрении спора, ФИО2 исковые требования уточнил: просил установить факт совместного проживания с ним его супруги <...>. и дочери <...> по адресу: Омская область <...> на дату издания приказа ФСИН России № 979 от 25 октября 2018 года; признать незаконным Приказ ФСИН России от 25 октября 2018 года № 979 в части недоплаченной единовременной социальной выплаты, рассчитанной на членов его семьи; взыскать с ФСИН России денежные средства в размере 1 155 333 рубля 90 копеек – невыплаченную единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения.

По результатам нового рассмотрения судом постановлено решение об удовлетворении иска: установлен факт совместного постоянного проживания с ФИО2 его супруги <...><...> года рождения, дочери <...> года рождения, по адресу: Омская область <...>; признан незаконным Приказ ФСИН России от 25 октября 2018 года № 979 «О предоставлении, доплате сотрудникам и пенсионерам уголовно-исполнительной системы Российской Федерации единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения» в части размера единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, выплаченной ФИО2; с ФСИН России в пользу ФИО2 взыскана недоплаченная часть единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, рассчитанную на количество членов семьи три человека, в размере 1 155 333 рубля 90 копеек; произведен зачет ранее выплаченной ФИО2 по платежному поручению № 395889 от 27 декабря 2019 года на основании Приказа ФСИН России от 27 декабря 2019 года № 1197 доплаты единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в размере 1 155 333 рубля 90 копеек в счет суммы, предъявленной ко взысканию в рамках настоящего дела.

В апелляционной жалобе представитель ответчика ФИО1 выражает несогласие с постановленным по делу решением, просит его отменить. Вновь приводит доводы о том, что истцом доказательств, подтверждающих факт совместного проживания с супругой и дочерью, ответчику представлено не было, за исключением справки о наличии у последних временной регистрации по месту пребывания до 14 августа 2018 года, не имеющей правового значения при отсутствии документов, свидетельствующих о возможности продления такой регистрации. При таких обстоятельствах, полагает, что комиссия ФСИН России обоснованно не произвела выплату в отношении супруги и дочери истца в связи с окончанием срока их временной регистрации. Указывает, что в случае предоставления истцом необходимых документов, подтверждающих совместное проживание с членами своей семьи, комиссия пересмотрела бы свое первоначальное решение. Указывает, что иных доказательств, помимо свидетельских показаний, в обоснование факта совместного проживания, истец в ходе рассмотрения дела не представил. Считает, что справка старшего участкового уполномоченного <...> ОМВД России по Омскому району от 18 марта 2019 года о проживании истца, его супруги и дочери совместно по указанному адресу в спорный период, является недопустимым доказательством, поскольку выдана участковым исключительно со слов истца.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Омского областного суда от 29 сентября 2020 года решение суда оставлено без изменения, апелляционная жалоба без удовлетворения.

Определением судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 25 февраля 2021 года апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Омского областного суда от 29 сентября 2020 года отменено, дело направлено на новое апелляционное рассмотрение.

При новом рассмотрении дела в суде апелляционной инстанции представитель ответчиков ФИО3, действующая на основании доверенности, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, поддержала.

Представитель истца ФИО4, действующий по ордеру, просил оставить решение суда первой инстанции без изменения.

Истец ФИО2, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела в апелляционном порядке, в судебное заседание не явился, о причинах неявки суд не уведомил, в связи с чем судебная коллегия, руководствуясь статьями 167, 327 Гражданского процессуального кодекса РФ, сочла возможным рассмотрение дела в его отсутствие.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав явившихся лиц, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии со статьей 327? Гражданского процессуального кодекса РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке, в частности, являются неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права (статья 330 Гражданского процессуального кодекса РФ).

Такие нарушения судом первой инстанции были допущены.

Отношения, связанные с обеспечением жилыми помещениями сотрудников, имеющих специальные звания и проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, регулируются Федеральным законом от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ) (часть 1 статьи 1 данного закона).

В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах.

Право сотрудника учреждений и органов уголовно-исполнительной системы на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения признается при установлении его нуждаемости в жилом помещении, которая определяется по основаниям, перечисленным в части 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ.

В частности, единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных соответствующему федеральному органу исполнительной власти, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, или уполномоченного им руководителя при условии, что сотрудник не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения; является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров (пункты 1, 2 части 3 статьи 4 Федеральный закон от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ).

Частью 5 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ предусмотрено, что единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи.

Как следует из материалов дела, 16 января 2014 года сотрудник уголовно- исполнительной системы старший прапорщик внутренней службы ФИО2, проходящий службу в должности младшего инспектора 1 категории группы надзора отдела безопасности ЛИУ-10 УФСИН России по Омской области (выслуга лет в календарном исчислении более 12 лет), обратился к ответчику с заявлением о принятии на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.

При этом истцом был указан состав членов его семьи: супруга – <...>, дочь – <...><...> года рождения, в качестве места проживания семьи указано жилое помещение по адресу: <...> (общая площадь 59,9 кв.м.), принадлежащее на праве собственности отцу заявителя <...>

ФИО2 представил на рассмотрение комиссии необходимые документы, в том числе, подтверждающие временную регистрацию супруги и дочери по указанному выше адресу, где истец зарегистрирован постоянно по месту жительства.

22 марта 2016 года на основании протокола заседания комиссии ФСИН России от № 17 ФИО2 был поставлен на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с составом семьи три человека с 16 января 2014 года.

Приказом ФСИН России от 25 октября 2018 года № 979 ФИО2 произведена единовременная социальная выплата для приобретения или строительства жилого помещения в размере 1 815 524 рубля 70 копеек из расчета на одного человека.

Решением комиссии ФСИН России от 8 ноября 2018 года ФИО2 снят с соответствующего регистрационного учета.

Полагая расчет размера социальной выплаты без учета проживающих совместно с ним членов его семьи (супруги и дочери) неправомерным, поскольку никто из них жилой площадью не обеспечен, ФИО2 обратился в суд с настоящим иском.

Разрешая заявленные требования и удовлетворяя их, районный суд пришел к выводу о наличии у ФИО2 права требовать расчета размера единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с учетом членов его семьи.

Порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты в силу части 6 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ определяются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 года N 369 утверждены Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации (далее - Правила предоставления единовременной социальной выплаты).

Данные правила устанавливают порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, имеющим специальные звания и проходящим службу в том числе учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы (пункт 1 Правил предоставления единовременной социальной выплаты).

В силу пункта 2 Правил единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи. Членами семьи сотрудника являются лица, указанные в пунктах 1 - 3 части 2 статьи 1 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ.

К таким лицам относятся супруга (супруг), состоящие в зарегистрированном браке с сотрудником; супруга (супруг), состоявшие в зарегистрированном браке с погибшим (умершим) сотрудником на день гибели (смерти); несовершеннолетние дети, дети старше 18 лет, ставшие инвалидами до достижения ими возраста 18 лет, дети в возрасте до 23 лет, обучающиеся в образовательных организациях по очной форме обучения (пункты 1 - 3 части 2 статьи 1 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ).

В пункте 5 названных Правил предусмотрено, что в целях постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты сотрудник представляет в комиссию по рассмотрению вопросов предоставления единовременных социальных выплат для приобретения или строительства жилого помещения заявление, в котором указываются сведения о совместно проживающих с ним членах его семьи, а также о лицах, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со статьи 31 и 69 Жилищного кодекса РФ, и указывается, что ранее ему во всех местах прохождения государственной службы, в том числе в учреждениях и органах, единовременные выплаты (субсидии) в целях приобретения (строительства) жилого помещения не предоставлялись.

Данный пункт также содержит перечень документов, представляемых в комиссию по рассмотрению вопросов предоставления единовременных социальных выплат для приобретения или строительства жилого помещения, где в том числе указаны: копии свидетельств о регистрации по месту пребывания сотрудника и (или) совместно проживающих с ним членов его семьи (в случае если у сотрудника и (или) совместно проживающих с ним членов его семьи отсутствует регистрация по месту жительства либо фактическое место проживания сотрудника и (или) совместно проживающих с ним членов его семьи не соответствует месту постоянной регистрации) (подпункт «б»).

На основании заявления и документов, поименованных в указанном пункте 5, комиссия в 3-месячный срок со дня их подачи принимает решение о постановке сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты по одному из условий, определенных части 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ, либо об отказе в постановке на указанный учет (пункт 7 Правил предоставления единовременной социальной выплаты).

Разделом III названных правил регламентируется порядок определения размера единовременной социальной выплаты.

Согласно пункту 17 Правил, расчет размера единовременной социальной выплаты осуществляется согласно приложению на основании общей площади жилого помещения, определяемой с учетом положений пунктов 18 - 20 настоящих Правил, показателей средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья по субъектам Российской Федерации, определяемых Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации ежеквартально, а также поправочных коэффициентов, установленных пунктами 21 и 22 настоящих Правил.

В силу пункта 18 указанных Правил норматив общей площади жилого помещения для расчета размера единовременной социальной выплаты устанавливается в следующем размере: а) 33 кв. метра общей площади жилья - на 1 человека; б) 42 кв. метра общей площади жилья - на семью из 2 человек; в) 18 кв. метров общей площади жилья на каждого члена семьи - на семью из 3 и более человек.

При определении указанного норматива количество человек в семье сотрудника определяется исходя из совместно проживающих с ним членов его семьи.

В соответствии с пунктами 23-25 Правил единовременная социальная выплата предоставляется сотрудникам в порядке очередности принятия их на учет. Для перечисления единовременной социальной выплаты сотрудник представляет в учреждения и органы заявление о перечислении средств с указанием реквизитов открытого ему банковского счета. Единовременная социальная выплата считается предоставленной сотруднику с даты ее перечисления на банковский счет сотрудника.

Таким образом, по смыслу приведенных нормативных положений, регулирующих спорные правоотношения, в качестве одной из социальных гарантий сотрудникам уголовно-исполнительной системы, нуждающимся в жилых помещениях, предусмотрено их обеспечение жилыми помещениями путем предоставления с учетом членов его семьи единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.

Одним из условий, имеющих значение для предоставления сотруднику единовременной социальной выплаты в размере, исчисленном с учетом членов его семьи, является факт их совместного проживания.

При этом в случае если фактическое место проживания сотрудника и (или) совместно проживающих с ним членов его семьи не соответствует месту их постоянной регистрации сотрудник обязан предоставить копию свидетельства о регистрации по месту их пребывания.

Как следует из ответа УКСНЭР ФСИН России от 27 декабря 2018 года на обращение ФИО2 по вопросу суммы полученной единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, расчет размера указанной выплаты по формуле, предусмотренной приложением к названным выше Правилам, был произведен только на одного человека – истца, в связи с окончанием 14 августа 2018 года срока регистрации супруги и дочери истца по месту пребывания по адресу: <...> подтверждающей факт совместного проживания с заявителем.

В силу требований пункта 7.2.5 Приказа ФСИН России от 16 октября 2014 года N 550 "Об утверждении Порядка формирования и работы комиссий учреждений и органов уголовно-исполнительной системы по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения" ежегодно, до 1 февраля, а также при подготовке директору ФСИН России, начальнику территориального органа ФСИН России, образовательной организации ФСИН России предложений о предоставлении единовременной выплаты комиссии проводят уточнение сведений о сотрудниках и гражданах, состоящих на учете для получения единовременной выплаты, с внесением соответствующих изменений в книгу учета граждан и учетные дела указанных лиц.

В целях подготовки директору ФСИН России предложений о предоставлении единовременной выплаты сотрудникам и гражданам из числа лиц, состоящих на учете для получения единовременной выплаты, комиссия ФСИН России направляет запросы в территориальные органы ФСИН России и образовательные организации ФСИН России о предоставлении уточняющих сведений об указанных лицах. Территориальные органы ФСИН России и образовательные организации ФСИН России представляют в комиссию ФСИН России сведения не позднее двадцати дней со дня поступления вышеуказанных запросов (абзац 2).

Так, 31 мая 2018 года в УФСИН России по Омской области из ФСИН России поступил запрос о предоставлении сотрудником ФИО2 актуальных документов, подтверждающих право на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, со сроком исполнения до 20 июня 2018 года.

19 июня 2018 года ФИО2 предоставил в комиссию ФСИН России пакет документов на выплату, подал соответствующий рапорт, к которому приложены, в том числе, свидетельства № 1230, № 1231 о регистрации по месту пребывания своей супруги <...> и дочери <...> по адресу: <...> сроком с 14 августа 2017 года по 14 августа 2018 года.

Документов, подтверждающих дальнейшую регистрацию членов семьи по указанному месту пребывания, истец не представил, что послужило основанием для принятия ответчиком 25 октября 2018 года решения о предоставлении единовременная социальная выплата для приобретения или строительства жилого помещения из расчета на одного человека.

Признавая указанные действия ответчика незаконными и удовлетворяя заявленные ФИО2 требования, суд первой инстанции исходил из того, что факт постоянного совместного проживания истца с супругой и дочерью по указанному выше адресу, необходимый ему для подтверждения того обстоятельства, что не только он, но и члены его семьи не были обеспечены жилой площадью, подлежащей учету при определении уровня обеспеченности жилой площадью сотрудника в целях предоставления единовременной социальной выплаты, достоверно установлен в ходе рассмотрения дела, подтвержден надлежащими доказательствами, которые сомнений не вызывают.

При этом сведения о проживании с супругой и дочерью и наличии у них временной регистрации до 14 августа 2018 года, подтверждающей их совместное проживание и отсутствие обеспеченности жилой площадью, был предоставлен истцом в установленный ему ответчиком срок, а именно до 20 июня 2018 года, а то обстоятельство, что в указанную дату он не предоставил документов, свидетельствующих о возможности продления временной регистрации членов его семьи, само по себе не может быть расценено как уклонение ФИО2 от предоставления необходимых документов.

С указанными выводами судебная коллегия не может согласиться, поскольку они противоречат установленным по делу обстоятельствам, сделаны при неверном определении обстоятельств, имеющих значение для дела, и неправильном применении норм материального права.

Из копии лицевого счета от 6 июня 2018 года № 785 следует, что в жилом помещении, расположенном по адресу: <...> общей площадью 50,40 кв.м., на указанную дату были постоянно зарегистрированы по месту жительства: супруга истца (<...> дочь истца (<...>.), мать супруги истца (<...>), отец супруги истца (<...> брат супруги истца (<...>

Согласно свидетельству о регистрации по месту пребывания от 14 августа 2017 года № 1230 <...>супруга истца) была зарегистрирована по месту пребывания по адресу: <...>, на срок с 14 августа 2017 года по 14 августа 2018 года.

Аналогичные сведения отражены в свидетельстве о месте пребывания от 14 августа 2017 года № 1231 в отношении <...> (дочь истца).

Как следует из выписки из Единого государственного реестра недвижимости от 27 июля 2017 года, площадь жилого дома, расположенного по адресу: <...>, составляет 120,9 кв.м., собственниками указанного жилого помещения являются <...> (общая долевая собственность:1/2) и умерший <...> которому также принадлежала 1/2 доли указанного жилого помещения, что следует из свидетельства о праве собственности на долю в общем совместном имуществе супругов, выдаваемого пережившему супругу, № <...> от 29 января 2019 года.

Указанное недвижимое имущество, согласно техническому паспорту и описанию местоположения объекта недвижимого имущества, представляет собой жилой дом, состоящий из двух обособленных частей: <...> площадью 59,9 кв.м. и <...> площадью 60,4 кв.м., которые соответственно находились в пользовании долевых сособственников <...> и <...> в отношении указанных частей жилого дома оформлены отдельные финансовые лицевые счета.

В соответствии с копией лицевого счета квартиросъемщика от 30 мая 2018 года № 395 в жилом помещении, расположенном по адресу: <...>, общей площадью 59,9 кв.м. на указанную дату были зарегистрированы по месту жительства: истец (<...> отец истца (<...>), мать истца (<...> сестра истца (<...> племянница истца (<...> а также временно на срок с 14 августа 2017 года по 14 августа 2018 года - супруга (<...> и дочь истца (<...>

Таким образом, поскольку в данном случае сотрудник и члены его семьи были зарегистрированы по месту жительства в разных жилых помещениях, адрес фактического проживания супруги и дочери истца не соответствовал месту их постоянной регистрации, по смыслу приведенных выше нормативных положений, регулирующих спорные правоотношения, истцом должны были быть представлены ответчику документы, подтверждающие регистрацию указанных лиц по месту пребывания совместно с ним.

Судебная коллегия отмечает, что по смыслу приведенных выше нормативных положений комиссия принимает решения, связанные с получением единовременной социальной выплаты, на основании приложенных к заявлению сотрудника копий документов, перечисленных в пункте 5 Правил и заверенных в установленном порядке, перечень которых является исчерпывающим.

При этом органам ФСИН России не предоставлено право запрашивать, а сотрудникам - право представлять документы для постановки на такой учет по своему усмотрению взамен тех документов, которые предусмотрены Правилами.

Сотрудник обязан сообщить комиссии обо всех известных ему обстоятельствах, которые могут препятствовать принятию его на учет, пребыванию на таком учете и получению выплаты, а также об обстоятельствах, которые могут повлиять на ее размер (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 3 марта 2015 года N 416-О).

Как уже было указано выше, 19 июня 2018 года истцом в комиссию Ф. Р. были представлены указанные выше свидетельства о регистрации по месту пребывания своей супруги и дочери по адресу его регистрации по месту жительства: <...> на срок с 14 августа 2017 года по 14 августа 2018 года.

Таким образом, ФИО2 в отведенный для этого ответчиком срок (до 20 июня 2018 года) действительно предоставил предусмотренные указанными выше Правилами документы, подтверждающие регистрацию членов его семьи по месту пребывания в жилом помещении, где он зарегистрирован по месту жительства, и как следствие подтверждающие факт совместного его проживания с ними.

Указанные обстоятельства ответчиком не оспаривались.

Между тем, срок регистрации по месту пребывания <...> по названному выше адресу истек 14 августа 2018 года.

17 сентября 2018 года ФИО2 ответчику предоставлены сведения о наличии (отсутствии) жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих на праве собственности сотруднику и членам его семьи, подписывая которые истец и члены его семьи об изменении их учетных данных не сообщили.

Учитывая вышеизложенное и принимая во внимание, что одним из условий, имеющих значение для предоставления сотруднику единовременной социальной выплаты в размере, исчисленном с учетом членов его семьи, является факт их совместного проживания, установление которого само по себе не может являться способом защиты нарушенных прав, а также то обстоятельство, что на момент предоставления ФИО2 указанных выше сведений ответчику 17 сентября 2018 года у его супруги и дочери истек срок регистрации по месту пребывания в жилом помещении, где был зарегистрирован истец, о чем ему было известно, судебная коллегия приходит к выводу о том, что у суда первой инстанции отсутствовали основания для удовлетворения заявленных требований, поскольку в условиях регистрации ФИО2, его супруги и дочери в разных жилых помещениях предоставление ему при таких обстоятельствах единовременной социальной выплаты исходя из расчета, произведенного только на него, прав истца не нарушало.

Более того, нельзя оставить без внимания тот факт, что еще до обращения в суд с первоначальным иском по настоящему спору семья истца улучшила жилищные условия и в настоящий момент не может быть признана имеющей право на единовременную социальную выплату.

Как было указано ранее, приказом ФСИН России от 25 октября 2018 года № 979 ФИО2 произведена единовременная социальная выплата для приобретения или строительства жилого помещения в размере 1 815 524 рубля 70 копеек.

16 декабря 2018 года на основании договора купли-продажи супруга истца <...> приобрела квартиру, площадью 64 кв.м, расположенную по адресу: <...>, право собственности на которую зарегистрировано за ней 21 декабря 2018 года, что следует из выписки из Единого государственного реестра недвижимости от 1 марта 2019 года, стоимость квартиры составляет 3 800 000 рублей, расчет между сторонами произведен полностью при подписании договора.

Согласно имеющимся в деле адресным справках от 2 марта 2019 года, справке от 7 апреля 2021 года, выданной ООО «<...>», <...> зарегистрированы в данном жилом помещении по месту жительства с 15 февраля 2019 года.

С регистрационного учета по месту жительства своих родителей по адресу: <...>, <...> снялась совместно с дочерью.

В соответствии с копией лицевого счета № 35 от 15 апреля 2021 года ФИО2 до сих пор зарегистрирован по месту жительства по адресу: <...>, площадью 59, 9 кв.м., где помимо него зарегистрированы его мать, отец, сестра и племянница.

Таким образом, в настоящее время ФИО2, его супруга и дочь имеют право пользования двумя жилыми помещениями (<...>), общей площадью 123,9 кв.м., а с учетом количества пользующихся ими лиц (7 человек), на каждого члена семьи приходится площадь жилого помещения более учетной нормы (15 кв.м.), в связи с чем с декабря 2018 года нуждающейся в улучшении жилищных условий семья истца быть признана не может.

Вывод суда первой инстанции о том, что приобретение супругой истца указанного выше жилого помещения (уже после получения ФИО2 единовременной социальной выплаты) не имеет правового значения для разрешения вопроса о праве истца на получение выплаты в большем размере, не основаны на законе, поскольку только при установлении нуждаемости в жилом помещении у сотрудника возникает право на единовременную социальную выплату.

При этом не свидетельствуют об обратном и доводы истца о том, что данная квартира не может учитываться при определении его обеспеченности общей площадью жилого помещения и членов его семьи, поскольку приобретена на полученную им на тот момент единовременную социальную выплату.

Как следует из представленного расчета ФСИН, размер полагающейся ФИО2 и осуществленной по приказу от 25 октября 2018 года № 979 единовременной социальной выплаты определен исходя из 33 кв.м. площади жилого помещения (из расчета на него одного), в то же время супругой истца приобретено жилое помещение значительно большей площадью - 64 кв.м.. то есть супругами ФИО2 было принято самостоятельное решение об улучшении жилищных условий таким образом, который не позволял им сохранить статус лиц, нуждающихся в обеспечении жилым помещением.

Как предусмотрено в подпункте «б» пункта 5 вышеуказанных Правил сотрудник снимается с учета для получения единовременной социальной выплаты в случае улучшения жилищных условий, в результате которых утрачены основания для получения единовременной социальной выплаты, либо совершения действий, указанных в части 8 статьи 4 Закона, с намерением получения единовременной социальной выплаты в большем размере.

Следовательно, в настоящее время ФИО2 и члены его семьи в любом случае не могут быть признаны нуждающимися в обеспечении жилым помещением и утратили право на получение единовременной социальной выплаты (ее части).

В связи с изложенным решение суда первой инстанции подлежит отмене с принятием нового решения об отказе в иске.

Руководствуясь статьями 328-330 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

решение Первомайского районного суда г. Омска от 6 июля 2020 года отменить, принять по делу новое решение.

ФИО2 отказать в удовлетворении исковых требований к Федеральной службе исполнения наказаний, Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Омской области о признании незаконным приказа, об установлении факта совместного проживания, о возложении обязанности произвести доплату единовременной социальной выплаты для приобретения и строительства жилого помещения.

Председательствующий

Судьи