АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Черкесск 09 декабря 2020 года
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Карачаево-Черкесской Республики в составе:
председательствующего Матакаевой С.К.,
судей: Негрий Н.С., Адзиновой А.Э.,
при секретаре судебного заседания Чочуеве М.А.–А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело №2-1233/2020 по апелляционной жалобе истца Джашакуевой Динары Биаслановны на решение Черкесского городского суда КЧР от 22 сентября 2020 года по исковому заявлению Джашакуевой Д.Б. к Управлению социальной защиты населения мэрии муниципального образования города Черкесска о признании незаконным решения об отказе в назначении ежемесячной денежной выплаты, в связи с рождением первого ребенка
Заслушав доклад судьи Верховного Суда КЧР Негрий Н.С., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Джашакуева Д.Б. обратилась в суд с иском к Управлению социальной защиты населения мэрии муниципального образования города Черкесска (далее по тексту – УСЗН ММО г.Черкесска), в котором просила признать незаконным решение от <дата>№... об отказе в назначении ежемесячной денежной выплаты, в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка и обязать назначить ежемесячную выплату в связи с рождением (усыновлением) первого или второго ребенка со дня обращения за ее назначением. Исковое заявление мотивировано тем, что Джашакуева Д.Б. является матерью <ФИО>1, <дата> года рождения, который проживает с ней и находится на ее иждивении. В <дата> она обратилась к ответчику с заявлением о назначении ежемесячной выплаты в связи с рождением первого ребенка, с приложением всех необходимых документов, в том числе копии свидетельства о расторжении брака с отцом ее ребенка - <ФИО>2. Однако, УСЗН ММО г.Черкесска уведомлением от 13 февраля 2020 года №641 со ссылкой на часть 10 статьи 4 Федерального закона от 28 декабря 2017 года № 418-ФЗ «О ежемесячных выплатах семьям, имеющих детей», ей было сообщено, что назначить выплату не представляется возможным, ввиду не предоставления сведений о доходах отца ребенка. Полагает решение УСЗН ММО г.Черкесска об отказе в назначении ежемесячной денежной выплаты, в связи с рождением первого ребенка незаконным, необоснованным, нарушающим ее права и законные интересы. Полагает, что решение УСЗН ММО г.Черкесска противоречит действующим правовым нормам, поскольку ее бывший супруг членом ее семьи не является, его доходы при определении среднедушевого дохода семьи в целях осуществления ежемесячной выплаты учитываться не могут.
Истец Джашакуева Д.Б. надлежащим образом извещенная о времени и месте слушания дела, в судебное заседание не явилась.
Представитель истца Тюлькина Т.А. в суде первой инстанции поддержала исковые требования, просила их удовлетворить.
Представитель УСЗН ММО г.Черкесска Хачирова А.Х. в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований по основаниям, изложенным в письменных возражениях.
Решением Черкесского городского суда КЧР от 22 сентября 2020 года в удовлетворении исковых требований Джашакуевой Л.Б. к УСЗН ММО г.Черкесска отказано в полном объеме.
На данное решение суда истцом подана апелляционная жалоба, в которой она полагает решение суда незаконным и необоснованным принятым с нарушением норм материального права. Полагает, что в состав семьи не учитываются родители, фактически не проживающие совместно с ребенком и не ведущие совместного хозяйства. В связи с чем, п.4 Перечня документов (сведений), необходимых для назначения ежемесячных выплат в связи с рождением (усыновлением) первого и (или) второго ребенка указан документ, подтверждающий расторжение брака.
Возражений на апелляционную жалобу не поступало.
В соответствии с положениями ч. 3 ст. 167 и ч. 1 ст. 327 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц.
На основании части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Согласно части 2 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались.
Согласно п. 2 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от N "О судебном решении" решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (ч. 1 ст. 1, ч. 3 ст. 11 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
В соответствии со ст. 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения суд оценивает доказательства, определяет, какие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, установлены и какие обстоятельства не установлены, каковы правоотношения сторон, какой закон должен быть применен по данному делу и подлежит ли иск удовлетворению.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении исковых требований Джашакуевой Д.Б., со ссылкой на ст. ст. 56, 57 ГПК РФ, положения Федерального Закона от 28.12.2017 N 418-ФЗ "О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей", Приказа Минтруда России от 29.12.2017 года №889н «Об утверждении Порядка осуществления ежемесячных выплат в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка и (или) второго ребенка, обращения за назначением указанных выплат, а также перечня документов (сведении), необходимых для назначения ежемесячных выплат в связи с рождением (усыновлением) первого и (или) второго ребенка», Приказа Минтруда России от 24.03.2020 №151н «Об утверждении методических рекомендаций по осуществлению органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и администрацией г.Байканура переданных им полномочий Российской Федерации по назначению и осуществлению ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка пришел к выводу о том, что ч.10 ст.4 Закона N 418-ФЗ только в редакции действующей с 24.04.2020 г. предусматривала право истца для обращения с заявлением на получение ежемесячной выплаты без предоставления сведений о доходах отца ребенка. Поскольку истец обратилась с заявлением к ответчику <дата>, то редакция ч.10 ст.4 указанного Закона № 418-ФЗ действующая на тот момент предусматривала обязанность заявителя предоставить сведения о доходах отца ребенка.
Судебная коллегия не может согласиться с выводами суда первой инстанции, поскольку они не соответствуют нормам материального права, поскольку, судом неправильно истолкован закон.
Конституция Российской Федерации провозглашает Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, и закрепляет, что в Российской Федерации охраняется труд и здоровье людей, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (статья 7); семья, материнство и детство находятся под защитой государства (статья 38, часть 1); каждому гарантируется социальное обеспечение, в том числе для воспитания детей (статья 39, часть 1).
Относя социальную защиту, включая социальное обеспечение, к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов (статья 72, пункт "ж" части 1), Конституция Российской Федерации не устанавливает конкретные способы и объемы такой защиты, предоставляемой тем или иным категориям граждан. Решение этих вопросов является прерогативой законодателя, который, как отмечалось в решениях Конституционного Суда Российской Федерации, при определении гарантий реализации прав, закрепленных статьями 38 и 39 Конституции Российской Федерации, располагает достаточно широкой свободой усмотрения в выборе мер социальной защиты семьи и детей, критериев их дифференциации, регламентации условий и порядка предоставления; соответствующее правовое регулирование должно осуществляться законодателем с соблюдением требований Конституции Российской Федерации, в том числе конституционных принципов справедливости, равенства, гарантированности государством социальных прав.
Основания и порядок назначения и осуществления ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка и (или) ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) второго ребенка установлены Федеральным законом от 28.12.2017 N 418-ФЗ "О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей".
Частью 1 ст. 1 Федерального закона от 28.12.2017 N 418-ФЗ "О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей" (далее Закон N 418-ФЗ) установлено, что право на получение ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка и (или) ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) второго ребенка (далее также - ежемесячная выплата в связи с рождением (усыновлением) первого или второго ребенка) имеют граждане Российской Федерации, постоянно проживающие на территории Российской Федерации.
Право на получение ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого или второго ребенка возникает в случае, если ребенок рожден (усыновлен) начиная с 01.01.2018, является гражданином Российской Федерации и если размер среднедушевого дохода семьи не превышает 1,5-кратную величину прожиточного минимума трудоспособного населения, установленную в субъекте Российской Федерации в соответствии с п. 2 ст. 4 Федерального закона от 24.10.1997 г. N 134-ФЗ "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" за второй квартал года, предшествующего году обращения за назначением указанной выплаты (ч. 2 ст. 1 Закона N 418-ФЗ).
В редакции Федерального закона от 02.08.2019г. N 305-ФЗ, право на получение ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого или второго ребенка возникает в случае, если ребенок рожден (усыновлен) начиная с 1 января 2018 года, является гражданином Российской Федерации и если размер среднедушевого дохода семьи не превышает 2-кратную величину прожиточного минимума трудоспособного населения, установленную в субъекте Российской Федерации в соответствии с пунктом 2 статьи 4 Федерального закона от 24 октября 1997 года N 134-ФЗ "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" за второй квартал года, предшествующего году обращения за назначением указанной выплаты.
Порядок осуществления ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого или второго ребенка, порядок обращения за назначением указанной выплаты, а также перечень документов (копий документов, сведений), необходимых для ее назначения, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда и социальной защиты населения (ч. 6 ст. 1 Закона N 418-ФЗ)
В силу положений ст. 2 Закона гражданин имеет право подать заявление о назначении ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого или второго ребенка в любое время в течение полутора лет со дня рождения ребенка.
Ежемесячная выплата в связи с рождением (усыновлением) первого или второго ребенка осуществляется со дня рождения ребенка, если обращение за ее назначением последовало не позднее шести месяцев со дня рождения ребенка. В остальных случаях ежемесячная выплата в связи с рождением (усыновлением) первого или второго ребенка осуществляется со дня обращения за ее назначением.
Ежемесячная выплата в связи с рождением (усыновлением) первого или второго ребенка назначается на срок один год. По истечении этого срока гражданин подает новое заявление о назначении указанной выплаты на срок до достижения ребенком возраста полутора лет, а также представляет документы (копии документов, сведения), необходимые для ее назначения.
Заявление о назначении ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка подается гражданином по месту жительства в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий полномочия в сфере социальной защиты населения, непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие полномочия в сфере социальной защиты населения, и территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации запрашивают в государственных органах, органах местного самоуправления, организациях, подведомственных этим органам, документы (копии документов, сведения), необходимые для назначения ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого или второго ребенка (за исключением документов, предусмотренных ч. 6 ст. 7 Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг"), если такие документы (копии документов, сведения) находятся в распоряжении этих органов, организаций и не были представлены гражданином по собственной инициативе.
Понятие членов семьи раскрывается в ст.2 Семейного кодекса РФ (далее - СК РФ), из которой следует, что к ним относятся: супруги, родители и дети (усыновители и усыновленные).
В ст. 31 Жилищного кодекса РФ (далее - ЖК РФ) к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.
Как установлено судом и следует из материалов дела <дата> Джашакуева Д.Б. обратилась в Управление социальной защиты населения мэрии МО г.Черкесска (далее УСЗН ММО г.Черкесска) с заявлением о предоставлении ежемесячной выплаты в связи с рождением первого ребенка. К данному заявлению приложила следующие документы: справку о составе семьи, сведения о доходах, копии паспортов, копии свидетельства о рождении, копию СНИЛС, реквизиты счета (л.д.41).
<дата> письмом №... отказало Джашакуевой Д.Б. в предоставлении ежемесячной выплаты на первого ребенка, мотивировав его тем, что истцом не представлены сведения о доходах отца ребёнка – <ФИО>2 (л.д.11).
Письмом от <дата> УСЗН ММО г.Черкесска разъяснило, что в силу ч.10 ст.4 Федерального Закона от 28.12.2017г. №418-ФЗ "О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей" в состав семьи при расчете среднедушевого дохода семьи включаются оба родителя вне зависимости от факта их совместного проживания (расторжения брака) (л.д.12).
Частью 10 статьи 4 Федерального закона от 28.12.2017 N 418-ФЗ "О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей" (в редакции от 01.05.2019 г. действующей до 23.04.2020 г.) установлено, что в состав семьи, учитываемый при расчете среднедушевого дохода семьи, включаются родители (усыновители), опекуны ребенка, в связи с рождением (усыновлением) которого у гражданина возникло право на получение ежемесячной выплаты, супруги родителей несовершеннолетних детей и несовершеннолетние дети.
Из положений ч. 10 ст. 4 Закона N 418-ФЗ действующей в редакции от 05.05.5020 года следует, что в состав семьи, учитываемый при расчете среднедушевого дохода семьи, включаются родитель (в том числе усыновитель), опекун ребенка, в связи с рождением (усыновлением) которого у гражданина возникло право на получение ежемесячной выплаты, супруг (супруга) такого гражданина, несовершеннолетние дети.
Судебная коллегия полагает, что на момент подачи Джашакуевой Р.Т. заявления о назначении ежемесячной денежной выплаты, в связи с рождением первого ребенка, т.е. по состоянию на <дата>, в состав семьи в силу вышеуказанного закона и понятия «члена семьи», изложенного в нормах СК РФ и ЖК РФ, бывший супруг истца не мог быть включен, поскольку в <дата> году брак между родителями ребенка был расторгнут.
При этом сторонами не оспаривался тот факт, что бывшие супруги не проживают вместе и не ведут совместного хозяйства. Следовательно, доходы отца ребенка не должны были учитываться при определении среднедушевого дохода семьи в целях осуществления ежемесячной выплаты.
В соответствии с Приказом Минтруда России от 29.12.2017 года № 889н утверждены порядок осуществления ежемесячных выплат в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка и (или) второго ребенка, обращения за назначением данных выплат, а также перечень документов (сведений), необходимых для назначения ежемесячных выплат в связи с рождением (усыновлением) первого и (или) второго ребенка.
В соответствии с приложением 2 к Приказу Минтруда России от 29.12.2017 года № 889н утвержден перечень документов (сведений), необходимых для назначения ежемесячных выплат в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка и (или) второго ребенка. В данный перечень входит – документ, подтверждающий расторжение брака, а также сведения о доходах членов семьи.
Из исследованных в суде апелляционной инстанции представленных ответчиком материалов по заявлению Джашакуевой Д.Б. о назначении ежемесячных выплат в связи с рождением первого ребенка в УСЗН ММО г. Черкесска видно, что истец при обращении к ответчику предоставила свидетельство о расторжении брака с Джашакуевым Р.Т. (отцом ребенка), который в силу норм семейного и жилищного законодательства не является членом семьи Джашакуевой Д.Р. Кроме того, из представленного суду апелляционной инстанции в качестве дополнительного (нового) доказательства – справки о составе семьи видно, что в состав семьи заявителя Джашакуевой Д.Р. входит только ее сын - <ФИО>1
Данные обстоятельства не опровергаются и положениями п.13 Методических указаний по осуществлению органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и администрацией г.Байканура переданных им полномочий Российской Федерации по назначению и осуществлению ежемесячной выплаты в связи с рождением первого ребенка утвержденных Приказом Минтруда России №151н от 24.03.2020 года, где указано, что не учитываются в состав семьи родители, не состоящие в браке и не проживающие совместно с ребенком, а также супруги родителей, не проживающих совместно с ребенком.
Учитывая вышеизложенное, судебная коллегия соглашается с доводами апелляционной жалобы о том, что не предоставление сведений о доходах бывшего супруга истицы, который не проживает вместе с ней и ребенком, не ведет совместного хозяйства с ними, не может являться основанием для отказа УСЗН ММО г.Черкесска в назначении ежемесячной выплаты Джашакуевой Д.Б. в связи с рождением первого ребенка.
Ежемесячная выплата в связи с рождением первого ребенка является мерой социальной поддержки семьям, имеющим среднедушевой доход на одного члена семьи, установленный ч. 2 ст. 1 Закона N 418-ФЗ, которая оказывается при соблюдении всех условий и требований вышеуказанного Закона.
При таких обстоятельствах, разрешая заявленные исковые требования и руководствуясь приведенными положениями закона, суд первой инстанции пришел к неправомерному выводу об отказе в удовлетворении исковых требований, неправильно применив действие Приказа Минтруда России от 24.03.2020 года №151н во времени, поскольку отсутствие сведений о доходах бывшего супруга истца, позволяет ответчику определить доход семьи истца, и как следствие, установить право на получение истцом истребуемой ежемесячной выплаты с момента ее обращения к ответчику.
Таким образом, учитывая вышеизложенные обстоятельства, судебная коллегия пришла к выводу об отмене решения суда и принятии по делу нового судебного акта, об удовлетворении исковых требований Джашакуевой Д.Б.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329, 330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Черкесского городского суда КЧР от 22 сентября 2020 года отменить, и принять по делу новое решение.
Исковые требования Джашакуевой Д.Б. к Управлению социальной защиты населения мэрии муниципального образования г.Черкесска – удовлетворить.
Признать незаконным решение Управления социальной защиты населения мэрии муниципального образования г.Черкесска от <дата>№... об отказе Джашакуевой Д.Б. в назначении ежемесячной денежной выплаты, в связи с рождением первого ребенка.
Обязать Управление социальной защиты населения мэрии муниципального образования г.Черкесска назначить Джашакуевой Д.Б. ежемесячную выплату в связи с рождением первого ребенка со дня обращения за ее назначением, то есть с <дата>.
Председательствующий
Судьи:
1версия для печатиДело № 33-1233/2020 (Определение)