Дело №2-1236/2021 Председательствующий - судья Борлаков М.Р.
УИД 32RS0027-01-2020-014259-66
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ № 33-1691/2022
г.Брянск 31 мая 2022 года
Судебная коллегия по гражданским делам Брянского областного суда в составе:
председательствующего Сидоренковой Е.В.,
судей Алейниковой С.А., Фроловой И.М.,
при секретаре Шалатоновой Т.С.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя УМВД России по Брянской области ФИО1 на решение Советского районного суда г.Брянска от 8 октября 2021 года по иску ФИО2 к УМВД России по Брянской области, МВД России о восстановлении в очереди на поучение единовременной социальной выплаты.
Заслушав доклад судьи Алейниковой С.А., объяснения представителя УМВД России по Брянской области, МВД России ФИО1, поддержавшего доводы апелляционной жалобы, возражения ФИО2, его представителя ФИО3, судебная коллегия
установила:
ФИО2 обратился в суд с иском, ссылаясь на то, что является пенсионером МВД России (старшим лейтенантом полиции в отставке).
10 августа 2012 года постановлен на учет на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, как нуждающийся в улучшении жилищных условий, составом семьи 4 человека.
На основании его заявления от 5 декабря 2018 года комиссией УМВД России по Брянской области в его учетное дело внесены изменения, согласно которым он приобрел статус очередника на получение единовременной социальной выплаты с семьей в составе 1 человека.
Решением комиссии УМВД России по Брянской области от 30 августа 2019 года №1/3149 (выписка из протокола №21) он исключен из списка очередников и снят с учета на получение единовременной социальной выплаты ввиду несоответствия представленных им при первичной постановке на учет документов, условиям, необходимым для принятия сотрудника на учет, согласно которым обеспеченность жилплощадью на одного человека должна быть менее 15 кв.м.
С такой позицией не согласен, считает, что поставлен на учет для получения единовременной социальной выплаты в соответствии с требованиями Федерального закона «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», без нарушений. С момента подачи заявления, постановки его на учет и до настоящего времени право на получение выплаты не утратил.
ФИО2 просил суд признать за ним право на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в соответствии с пп.2 ч.2 ст.4 Федерального закона «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»; обязать УМВД России по Брянской области восстановить его на учете на получение данной выплаты с 10 августа 2012 года.
Определением суда к участию в деле привлечена Прокуратура Брянской области, в качестве соответчика привлечено МВД России, в ткачестве третьего лица привлечен Департамент по материально-техническому и медицинскому обеспечению МВД России.
Определением суда Брянская областная прокуратура исключена из состава третьих лиц, участвующих в деле.
Решением суда от 8 октября 2021 года иск удовлетворен. Суд признал за ФИО2 право на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в соответствии с пп.2 ч.2 ст.4 Федерального закона от 19 июля 2011 года №247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Обязал УМВД России по Брянской области восстановить ФИО2 на учете на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с 10 августа 2012 года.
В апелляционной жалобе представитель УМВД России по Брянской области ФИО1 просила отменить решение суда как незаконное и необоснованное, постановленное с нарушением норм материального права, указывая в доводах, что на момент проживания в квартире по адресу: <адрес>, общей площадью 72,1 кв.м, собственником которой является мать супруги истца, истец был обеспечен площадью 18,02 кв.м, что более учетной нормы нуждаемости.
Иные лица, участвующие в деле, в суд апелляционной инстанции не явились, о дате и времени судебного разбирательства извещены надлежащим образом.
Судебная коллегия, в силу статьи 167 Гражданского процессуального кодекса РФ, рассмотрела дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы в порядке ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражения на неё, заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, судебная коллегия полагает, что апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Как следует из материалов дела, ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является пенсионером МВД России (старшим лейтенантом полиции в отставке).
Выслуга лет на момент увольнения истца из органов внутренних дел составил 19 лет 00 месяцев 08 дней.
19 сентября 1998 года ФИО2 заключил брак с ВОА
10 августа 2012 года обратился в УМВД России по Брянской области с заявлением о принятии его на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения составом семьи 4 человека (он, супруга - ВОА, дочь - ВЮА, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, сын - ВКА, ДД.ММ.ГГГГ года рождения).
Решением комиссии УМВД России по Брянской области от 10 сентября 2012 года ФИО2 поставлен на учет на получение единовременной социальной выплаты для приобретения и строительства жилого помещения составом семьи 4 человека.
Из материалов учетного дела следует, что на момент подачи заявления он с 30 июля 2002 года был зарегистрирован и проживал с семьей в жилом помещении по адресу: <адрес>, общей площадью 72,1 кв.м, собственником которого является мать его супруги - ГВН
В указанной квартире на момент постановки на жилищный учет совместно с ФИО2 были зарегистрированы супруга ВОА с ДД.ММ.ГГГГ, дочь ВЮА с ДД.ММ.ГГГГ, сын ВКАс ДД.ММ.ГГГГ.
Родители супруги ФИО2 - ГАИ, ГВН с 15 июля 1983 года зарегистрированы в жилом помещении, общей площадью 53 кв.м, по адресу: <адрес>, которое на праве общей совместной собственности принадлежало ВОА (супруга истца), ГАИ (отец супруги), ГВН (мать супруги) в равных долях – по 1/3 доли в праве (17,67 кв.м)
5 июня 2018 брак В-выми прекращен решением мирового судьи участка №1 Бежицкого судебного района г.Брянска.
ФИО4 обратилась в суд с иском о признании ФИО2 утратившим право пользования указанным жилым помещением и снятии с регистрационного учета.
13 ноября 2018 года ВВВ снялся с регистрационного учета и по настоящее время зарегистрирован в комнате общежития, общей площадью 16,5 кв.м, по адресу: <адрес>, принадлежащей на праве собственности КНА
Кроме ФИО2 по данному адресу зарегистрированы: собственник КНАс ДД.ММ.ГГГГ, КВА с ДД.ММ.ГГГГ.
Таким образом, обеспеченность на одного человека в данной квартире составляет 5,5 кв.м.
В связи с изменением семейных и жилищных обстоятельств, на основании заявления ФИО2 от 5 декабря 2018 года, комиссией УМВД России по Брянской области в учетное дело внесены изменения, согласно которым он приобрел статус очередника на получение единовременной социальной выплаты с семьей в составе 1 человека.
Решением комиссии УМВД России по Брянской области от 30 августа 2019 года ФИО2 снят с учета на получение единовременной социальной выплаты в связи несоответствием представленных им при первичной постановке на учет документов, условиям, необходимым для принятия сотрудника на учет, обеспеченность жилой площадью на одного человека составляла более 15 кв.м.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что на момент постановки истца в 2012 году на жилищный учет его обеспеченность жилой площадью не соответствовала установленным нормам, первично предоставленные им сведения и документы не содержали каких-либо недостоверных данных относительно обстоятельств, имеющих значение для принятия решения о постановке его на учет, либо об отказе в постановке на учет, с чем соглашается судебная коллегия по следующим основаниям.
Отношения, связанные с денежным довольствием и пенсионным обеспечением сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации (далее - сотрудники), обеспечением жилыми помещениями, медицинским обслуживанием сотрудников, граждан Российской Федерации, уволенных со службы в органах внутренних дел, и членов их семей, а также с предоставлением им иных социальных гарантий, регулируются Федеральным законом от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (часть 1 статьи 1 данного закона, здесь и далее - в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных отношений).
В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ сотрудник, имеющий стаж службы в органах внутренних дел не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе службы в органах внутренних дел.
Право сотрудника на единовременную социальную выплату признается при установлении его нуждаемости в жилом помещении, которая определяется по основаниям, перечисленным в части 2 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ. В частности, единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных федеральному органу исполнительной власти в сфере внутренних дел, иному федеральному органу исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники по решению руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, руководителя иного федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, при условии, что сотрудник не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения (подпункт 1 части 2 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ); является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 кв. м (подпункт 2 части 2 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ).
Единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи (часть 4 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ).
Порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты в силу части 5 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ определяются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2011 г. N 1223 утверждены Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации.
Пунктом 8 названных правил предусмотрено, что при наличии у сотрудника и (или) проживающих совместно с ним членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной площади всех жилых помещений.
Из приведенных нормативных положений следует, что право сотрудника на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения признается при установлении его нуждаемости в жилом помещении, которая определяется по основаниям, перечисленным в части 2 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ. В частности, единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику при условии, что он является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров.
По смыслу нормативных положений части 2 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ, применяемых в системной взаимосвязи с пунктом 8 Правил предоставления единовременной социальной выплаты, при определении уровня обеспеченности жилой площадью сотрудника в целях предоставления единовременной социальной выплаты учету подлежит общая площадь жилого помещения, занимаемая сотрудником и членами его семьи по договору социального найма или в силу правоотношений собственности, вне зависимости от того, кто является нанимателем или собственником жилого помещения.
Отношения по пользованию жилыми помещениями, находящимися в собственности граждан, регулируются нормами жилищного законодательства.
В силу части 1 статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены Жилищным кодексом Российской Федерации.
Частью 1 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации определено, что к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.
Вселенные собственником жилого помещения члены его семьи имеют право пользования данным жилым помещением наравне с его собственником, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи (часть 2 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В пункте 11 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 г. N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" разъяснено, что вопрос о признании лица членом семьи собственника жилого помещения судам следует разрешать с учетом положений части 1 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации, исходя из того, что членами семьи собственника жилого помещения являются проживающие совместно с ним в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Для признания названных лиц, вселенных собственником в жилое помещение, членами его семьи достаточно установления только факта их совместного проживания с собственником в этом жилом помещении и не требуется установления фактов ведения ими общего хозяйства с собственником жилого помещения, оказания взаимной материальной и иной поддержки.
Данное разъяснение сделано применительно к ситуации наличия у собственника единственного жилого помещения для проживания. Вместе с тем гражданину на праве собственности могут принадлежать несколько жилых помещений, и проживать он может в любом из них, а не только в том жилом помещении, в котором проживают вселенные им в качестве членов семьи другие лица.
Из приведенных нормативных положений жилищного законодательства и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации по их применению следует, что членами семьи собственника жилого помещения могут являться не только проживающие совместно с ним его супруг, дети и родители. Членами семьи собственника жилого помещения могут быть признаны и другие родственники независимо от степени родства при условии, что они вселены в жилое помещение собственником в качестве членов его семьи. Проживание собственника отдельно, в ином жилом помещении, само по себе не опровергает факт вселения им в принадлежащее ему жилое помещение других лиц в качестве членов своей семьи.
Как указывалось выше, собственником квартиры, общей площадью 72,1 кв.м, по адресу: <адрес>, является мать супруги истца ГВН, которая с 15 июля 1983 года зарегистрирована и проживает в ином жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>.
На момент постановки истца на жилищный учет в жилом помещении по адресу: <адрес>, были зарегистрированы: ФИО2 с 30 июля 2002 года, его супруга ВОА с 18 мая 2002 года, дочь ВЮА с 30 июля 2002 года, сын ВКА с 7 ноября 2008 года.
Из выписки из протокола № 5 от 10 сентября 2012 года о принятии истца на жилищный учет составом семьи 4 человека не следует, что мать супруги истца ГВН включена в состав его семьи.
Сам по себе факт проживания истца в квартире принадлежащей ГВН не свидетельствует о том, что он после создания своей семьи являлся членом семьи матери супруги, проживающей с супругом (отцом супруги) отдельно в другом жилом помещении.
Судебная коллегия отмечает, что регистрация лица по месту жительства по заявлению собственника жилого помещения или ее отсутствие не является определяющим обстоятельством для решения вопроса о признании его членом семьи собственника жилого помещения, так как согласно статье 3 Закона РФ от 25 июня 1993 года № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Наличие или отсутствие у лица регистрации в жилом помещении является лишь одним из доказательств по делу, которое подлежит оценке судом наряду с другими доказательствами.
Наличие у истца, имевшего право пользования в квартире, принадлежащей матери супруги, прав в отношении других жилых помещений не установлено ни на момент постановки на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, ни в последующем.
Таким образом, при постановке истца на учет для получения единовременной социальной выплаты каких-либо нарушений, в том числе в отношении установления соответствия критерию нуждаемости, комиссией не допущено, поскольку истец на момент постановки на учет и рассмотрения дела не являлся и не является нанимателем какого-либо жилого помещения по договору социального найма, в собственности жилья не имеет, вселился и проживал в спорной квартире не являясь членом семьи собственника, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии правовых оснований для снятия его с учета для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилья.
Довод апелляционной жалобы о том, что на момент постановки на учет истец являлся членом семьи собственника квартиры ничем не подтвержден и противоречит материалам дела. Договоренность с собственником о проживании истца в квартире до приобретения жилья не подпадает под критерии договора социального найма.
Другие доводы апелляционной жалобы повторяют позицию ответчика, изложенную в суде первой инстанции, основаны на неверном применении и толковании норм материального права, а потому не могут служить поводом к отмене решения.
Нарушений норм материального и процессуального права не установлено.
Таким образом, оснований для отмены решения по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 328-330 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Советского районного суда г.Брянска от 8 октября 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя УМВД России по Брянской области ФИО1 - без удовлетворения.
Апелляционное определение может быть обжаловано в Первый кассационный суд общей юрисдикции путем подачи кассационной жалобы через Советский районный суд г.Брянска в течение трех месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий Е.В. Сидоренкова
Судьи областного суда С.А. Алейникова
И.М. Фролова
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 7 июля 2022 г.