ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-1236/2022 от 06.07.2022 Верховного Суда Республики Крым (Республика Крым)

Судья первой инстанции: Дацюк В.П. 91RS0024-01-2021-008886-44

№ 2-1236/2022

№ 33-5746/2022

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

6 июля 2022 года г. Симферополь

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым в составе:

Председательствующего, судьи Хмарук Н.С.

судей:

Калюбиной А.Г., Лозового С.В.,

при секретаре Абкаировой З.Э.,

рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Хмарук Н.С. гражданское дело по иску прокурора города Ялты Республики Крым в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Государственному унитарному предприятию Республики Крым «Водоканал Южного берега Крыма» о понуждении выполнить текущий ремонт, третьи лица: администрация города Ялты Республики Крым, Департамент по вопросам жилищно-коммунального хозяйства администрации города Ялты Республики Крым, Государственный комитет по ценам и тарифам Республики Крым, Министерство жилищно-коммунального хозяйства Республики Крым,

по апелляционной жалобе представителя Государственного унитарного предприятия Республики Крым «Водоканал Южного берега Крыма» Заитовой Г.З,

на решение Ялтинского городского суда Республики Крым от 23 марта 2022 года,

у с т а н о в и л а:

Прокурор города Ялты Республики Крым обратился в суд с иском в защиту трав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, в котором просит возложить на Государственное унитарное предприятие Республики Крым «Водоканал Южного берега Крыма» в течение 6 месяцев с момента вступления в силу решения суда обязанности по принятию мер, направленных на исполнение мероприятий, предусмотренных производ-ственными программами в 2020 году, а именно осуществить в сфере водоснабжения следующие работы: текущий ремонт Водозабора на реке «Бала Варда»; текущий ремонт водозабора «Массандровский водопад»; текущий ремонт резервуара технической воды «Магарач»; в сфере водоотведения не выполнены следующие мероприятия: текущий ремонт Гурзуфских КОС».

Требования мотивированы тем, что прокуратурой города Ялты на основании задания прокуратуры Республики от 25.01.2021 № Исуб-7/2-1000- 21/26-20350001 «О проведении проверки исполнения требований законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства» проведена проверка соблюдения требований законодательства в сфере жилищно- коммунального хозяйства в деятельности Государственного унитарного предприятия Республики Крым «Водоканал Южного берега Крыма». При проверке исполнения плана мероприятий производственной программы за 2020 год выявлено, что мероприятия, не реализуются в полном объеме. Проведенной проверкой установлено, что производственной программой ГУП РК «Водоканал ЮБК» в г. Ялта на 2019 год предусмотрено выполнение ряда ремонтных работ и мероприятий в сфере водоснабжения и водоотведения. При этом по состоянию на 10.12.2021 по указанным программам не выполнены в сфере водоснабжения следующие работы: текущий ремонт Водозабора на реке «Бала Варда»; текущий ремонт водозабора «Массандровский водопад»; текущий ремонт резервуара технической воды «Магарач»; в сфере водоотведения не выполнены следующие мероприятия: текущий ремонт «Гурзуфских КОС». Не проведение работ по мероприятиям производственной программы в полном объёме может привести к аварийным ситуациям на сетях водоснабжения и водоотведения, и впоследствие привести к прекращению либо ограничению подачи воды населению, допущению аварийной ситуации, представляющей угрозу населению, что нарушает права неопределенного круга лиц.

Решением Ялтинского городского суда Республики Крым от 23 марта 2022 года исковые требования прокурора города Ялты Республики Крым в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Государственному унитарному предприятию Республики Крым «Водоканал Южного берега Крыма» о понуждении выполнить текущий ремонт удовлетворены.

На Государственное унитарное предприятие Республики Крым «Водоканал Южного берега Крыма» возложена обязанность в течение 6 (шести) месяцев со дня вступления решения суда в законную силу в сфере водоснабжения осуществить: текущий ремонт водозабора на реке «Бала Варда», текущий ремонт водозабора «Массандровский водопад», текущий ремонт резервуара технической воды «Магарач»; в сфере водоотведения осуществить текущий ремонт Гурзуфских КОС.

Взыскана с Государственного унитарного предприятия Республики Крым «Водоканал Южного берега Крыма» в пользу местного бюджета муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым государственная пошлина в сумме 6 000 (шесть тысяч) руб.

Не согласившись с решением суда, ответчик подал апелляционную жалобу, в которой, ссылаясь на нарушение судом норм материального и процессуального права, несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, просит решение суда отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении иска.

В частности, апеллянт ссылается на то, что в связи с производственной необходимостью в 2020 году было принято решение отказаться от выполнения работ утвержденной производственной программы, которые невозможно выполнить и которые выполнять нецелесообразно, поскольку они не влияют на производственные показатели и направить высво-бодившиеся финансовые средства на выполнение срочных и неотложных работ по текущему и капитальному ремонту производственных объектов водоснабжения и водоотведения.

Ответчик указывает, что суд не принял во внимание то, что выполнение указанных работ по ремонту позволило предприятию выполнить утвержденные целевые показатели производственных программ на 2020 год по надежности, качеству, энергетической эффективности объектов централизованных систем водоснабжения и водоотведения.

Также, по мнению апеллянта, требования прокуратуры о возложении обязанности выполнить работы являются нерациональным вмешательством в хозяйственную деятельность предприятия.

Заслушав доклад судьи Хмарук Н.С. проверив в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы, выслушав объяснения явившихся в судебное заседание прокурора и лиц, участвующих в деле, признав возможным рассмотрение дела при имеющейся явке, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с положениями п. 4 ст. 16 Федерального Закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относятся: организация в границах муниципального, городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

К отношениям, связанным с предоставлением коммунальных услуг по горячему водоснабжению, холодному водоснабжению, водоотведению, с оплатой таких услуг, применяются положения Федерального закона от 07.12.2011 №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» в части, не урегулированной другими федеральными законами.

Как установлено в ст. 3 указанного закона, государственная политика в сфере водоснабжения и водоотведения направлена на достижение следующих целей: 1) охраны здоровья населения и улучшения качества жизни населения путем обеспечения бесперебойного и качественного водоснабжения и водоотведения; 2) повышения энергетической эффективности путем экономного потребления воды; 3) снижения негативного воздействия на водные объекты путем повышения качества очистки сточных вод; 4) обеспечения доступности водоснабжения и водоотведения для абонентов за счет повышения эффективности деятельности организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение; 5) обеспечения развития централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения путем развития эффективных форм управления этими системами, привлечения инвестиций и развития кадрового потенциала организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение.

Общими принципами государственной политики в сфере водоснабжения и водоотведения являются: 1) приоритетность обеспечения населения питьевой водой, горячей водой и услугами по водоотведению; 2) создание условий для привлечения инвестиций в сферу водоснабжения и водоотведения, обеспечение гарантий возврата частных инвестиций; 3) обеспечение технологического и организационного единства и целостности централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения; 4) достижение и соблюдение баланса экономических интересов организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, и их абонентов; 5) установление тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения исходя из экономически обоснованных расходов организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, необходимых для осуществления водоснабжения и (или) водоотведения; 6) обеспечение стабильных и недискриминационных условий для осуществления предпринимательской деятельности в сфере водоснабжения и водоотведения; 7) обеспечение равных условий доступа абонентов к водоснабжению и водоотведению; 8) открытость деятельности организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, осуществляющих регулирование в сфере водоснабжения и водоотведения.

В соответствии со статьей 41 Федерального закона от 07.12.2011 года №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» производственные программы разрабатываются, утверждаются и корректируются в порядке, установленном правительством Российской Федерации.

При разработке производственной программы учитываются: 1) результаты технического обследования централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения; 2) плановые значения показателей надежности, качества, энергетической эффективности; 3) решения органов местного самоуправления о прекращении горячего водоснабжения с использованием открытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения) и о переводе абонентов, подключенных (технологически присоединенных) к таким системам, на иные системы горячего водоснабжения.Производственная программа должна содержать: 1) перечень плановых мероприятий по ремонту объектов централизованной системы водоснабжения и (или) водоотведения, мероприятий, направленных на улучшение качества питьевой воды, качества горячей воды и (или) качества очистки сточных вод, мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, в том числе снижению потерь воды при транспортировке; 2) планируемый объем подачи воды (объем принимаемых сточных вод); 3) объем финансовых потребностей, необходимых для реализации производственной программы; 4) график реализации мероприятий производственной программы; 5) плановые значения показателей надежности, качества, энергетической эффективности; 6) иные сведения, предусмотренные порядком разработки, утверждения и корректировки производственных программ организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, требованиями к составу производственных программ, которые утверждены Правительством Российской Федерации.

Притом, производственные программы утверждаются органами регулирования тарифов. Указанные органы могут привлекать независимые организации для анализа обоснованности производственной программы организации.

Производственная программа разрабатывается организацией, осуществляющей горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, на срок действия регулируемых тарифов.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 №641 «Об инвестиционных и производственных программах организаций, осуществляющих деятельность в сфере водоснабжения и водоотведения» (далее по тексту – Правила №641) утверждены, в том числе правила разработки, утверждения и корректировки производственных программ организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение.

Кроме того, Правилами № 641 определены требования к содержанию производственных программ, к их разработке, утверждению и корректировке, порядок рассмотрения разногласий при утверждении производственных программ, а также порядок осуществления контроля за выполнением производственных программ.

Так, в соответствии с пунктами 30, 31 Правил № 641 контроль за выполнением производственных программ осуществляется уполномоченным органом, который в свою очередь включает в себя ряд мероприятий, а именно: контроль сроков исполнения графиков реализации мероприятий производственных программ; контроль плановых значений показателей надежности, качества и энергетической эффективности объектов централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения; контроль финансирования мероприятий, предусмотренных производственными программами по ремонту объектов централизованной системы водо-снабжения и (или) водоотведения, мероприятий, направленных на улучшение качества питьевой воды, качества горячей воды и (или) качества очистки сточных вод, мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности объектов централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения, мероприятий по снижению потерь воды при транспортировке; проведение проверок хода реализации производственных программ, в том числе мероприятий, направленных на улучшение качества питьевой воды, качества горячей воды и (или) качества очистки сточных вод, мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности объектов централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения, мероприятий по снижению потерь воды при транспортировке.

Пунктом 32 Правил № 641 установлено, что регулируемые организации ежегодно, до 01 апреля, представляют в уполномоченный орган отчеты о выполнении производственных программ за предыдущий год.

В соответствии со статьей 39 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» показатели надежности, качества, энергетической эффективности объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения применяются соответственно для контроля за исполнением обязательств концессионера по созданию и (или) реконструкции объекта концессионного соглашения, обязательств арендатора по эксплуатации объектов по договору аренды централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем, находящихся в государственной или муниципальной собственности, обязательств организации, осуществляющей горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, по реализации инвестиционной программы, производственной программы, а также в целях регулирования тарифов.

Положения ч. 5 ст. 32 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» регламентируют обязательное правило расчета тарифов в сфере водоснабжения (водоотведения) с учетом расходов организаций, осуществляющих горячее (холодное) водоснабжение (водоотведение), необходимых для реализации инвестиционной и производственной программ, а также целевых показателей деятельности таких организаций.

Пунктом 1 ч. 3 ст. 41 Федерального закона от 07.12.2011 №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» предусмотрено, что производственные программы разрабатываются, утверждаются и корректируются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Производственная программа должна содержать перечень плановых мероприятий по ремонту объектов централизованной системы водоснабжения и (или) водоотведения, мероприятий, направленных на улучшение качества питьевой воды, качества горячей воды и (или) качества очистки сточных вод, мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, в том числе снижению потерь воды при транспортировке. Производственная программа разрабатывается организацией, осуществляющей горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, на срок действия регулируемых тарифов.

Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что приказом Государственного комитета по ценам и тарифам Республики Крым от 17 декабря 2019 года № 59/7 утверждена для Государственного унитарного предприятия «Водоканал Южного берега Крыма» производственная программа на 2020 год в сфере водоснабжения в соответствии с приложением № 2 к указанному приказу, производственная программа в сфере водоотведения на 2020 год в соответствии с приложением №3 к настоящему приказу.

Согласно производственной программе в сфере водоотведения на 2020 год был запланирован текущий ремонт Гурзуфских КОС, а в сфере водоснабжения: текущий ремонт водозабора на реке «Бала Варда», текущий ремонт водозабора «Массандровский водопад», текущий ремонт резервуара технической воды «Магарач».

В соответствии с отчетом о выполнении производственной программы в сфере холодного водоснабжения за период с 01 января 2020 года по 31 декабря 2020 года работы по текущему ремонту водозабора на реке «Бала Варда», водозабора «Массандровский водопад», резервуара технической воды «Магарач» перенесены на 2021 год.

Указанные обстоятельства не отрицал в судебном заседании суда первой инстанции и представитель ответчика, они же установлены и в ходе проведения проверки прокуратурой города Ялты Республики Крым на основании задания - прокуратуры Республики Крым от 25 января 2022 №Исуб-7/2-1000-21/26-20350001 «О проведении проверки исполнения требований законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства».

Также было установлено судом первой инстанции, что в ходе прокурорской проверки и не оспаривалось в судебном заседании сторонами, что в соответствии с производственной программой не выполнен текущий ремонт Гурзуфских КОС (работы в сфере водоотведения).

Доказательств того, что указанные работы не выполнены по объективным причинам, в материалы дела не представлено. В данном случае отсутствие финансирования и денежных средств к таковым отнести нельзя. При этом, ответчик мер по внесению изменений в производственную программу не предпринимал, в соответствующие органы за выделением дополнительного финансирования, субсидированием не обращался.

Однако, невыполнение работ по мероприятиям производственной программы в полном объёме может привести к аварийным ситуациям на сетях водоснабжения и водоотведения, привести к прекращению либо ограничению подачи воды населению, допущению аварийной ситуации, представляющей угрозу населению, что может повлечь нарушение прав неопределенного круга лиц - потребителей коммунальных услуг по водоснабжению и водоотведению.

Таким образом, установив вышеизложенные обстоятельства, суд первой инстанции пришел к верному выводу о возложении на ответчика обязательства по выполнению мероприятий производственной программы.

Поскольку ГУП РК «Водоканал ЮБК» нарушило запланированный производственной программой комплекс мероприятий, не исполнило в полном объеме указанные мероприятия, суд первой инстанции пришел к верному выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения иска прокурора.

Доводы жалобы ответчика относительно того, что денежные средства были перенаправлены на ремонт иных объектов в связи с производственной необходимостью, судебная коллегия не может принять как обоснованные, поскольку данное обстоятельство не освобождает ответчика от исполнения обязанности по выполнению мероприятий, которые были включены в производственную программу.

Ссылка ответчика на то, что требования прокуратуры о возложении обязанности выполнить работы является нерациональным вмешательством в хозяйственную деятельность предприятия, основана на ошибочном толковании норм материального права и не влечет отмены обжалуемого судебного акта.

Учитывая изложенное, принимая во внимание, что юридически значимые обстоятельства судом установлены, изложенные судом в решении выводы установленным обстоятельствам соответствуют, нормы материального права при разрешении спора применены правильно, нарушений норм процессуального права не допущено, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ оснований к отмене или изменению обжалуемого решения суда судебная коллегия не находит.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 327-329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

решение Ялтинского городского суда Республики Крым от 23 марта 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Государственного унитарного предприятия Республики Крым «Водоканал Южного берега Крыма» Заитовой Г.З без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи