Судья Симагина Т.С. Дело № 33-1339/2020
(№ 2-123/2020)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 08 мая 2020 года
Судебная коллегия по гражданским делам Томского областного суда в составе:
председательствующего Жолудевой М.В.,
судей Карелиной Е.Г., Радикевич М.А.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Ш.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Томске дело по иску ФИО1 к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Асиновском районе Томской области (межрайонное) о признании незаконным отказа в осуществлении единовременной выплаты, возложении обязанности произвести выплату
по апелляционной жалобе представителя ответчика Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Асиновском районе Томской области (межрайонное) ФИО2 на решение Асиновского городского суда Томской области от 11.03.2020.
Заслушав доклад судьи Карелиной Е.Г., судебная коллегия
установила:
ФИО1 обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Асиновском районе Томской области (межрайонное) (далее – ГУ-УПФ РФ в Асиновском районе Томской области (межрайонное), Управление), в котором просил признать незаконным отказ Управления в единовременной денежной выплате ко дню Победы в Великой Отечественной войне, начиная с 2019 года по 2020 год, возложить на ответчика обязанность производить ему указанную денежную выплату, начиная с 2019 года.
В обоснование требований указано, что истец является участником боевых действий в районе острова Даманский в марте 1969 года, и в силу положений Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах» приравнен к ветеранам Великой Отечественной войны, имеет удостоверение инвалида Великой Отечественной войны и пользуется льготами, установленными статьей 15 данного Закона, в том числе, право на ежегодную денежную выплату в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 24.04.2019 № 186 «О ежегодной денежной выплате некоторым категориям граждан к Дню Победы» (далее - Указ от 24.04.2019 № 186) в размере 10000 руб. 19.11.2019 он обратился в Управление с заявлением об осуществлении денежной выплаты в соответствии с Указом от 24.04.2019 №186, однако 19.12.2019 ответчик в удовлетворении заявления отказал со ссылкой на то, что боевые действия в районе острова Даманский в марте 1969 года не относятся к событиям Великой Отечественной войны 1941-1945 годов, право на денежную выплату по названному Указу у него отсутствует. Полагает такой отказ незаконным.
Дело рассмотрено в отсутствие сторон.
Решением Асиновского городского суда Томской области от 11.03.2020 исковые требования удовлетворены частично: решение ГУ-УПФ РФ в Асиновском районе Томской области (межрайонное), выраженное в ответе от 19.12.2019 № 09/8685 об отказе в единовременной выплате ФИО1 в соответствии с Указом Президента РФ от 24.04.2019 № 186 признано незаконным; на ГУ-УПФ РФ в Асиновском районе Томской области (межрайонное) возложена обязанность произвести единовременную выплату в размере 10000 руб. в пользу ФИО1 в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 24.04.2019 №186 «О единовременной выплате некоторым категориям граждан к Дню Победы».
В апелляционной жалобе представитель ответчика ГУ-УПФ РФ в Асиновском районе Томской области (межрайонное) ФИО2 просит решение отменить, принять новое об отказе в удовлетворении исковых требований.
В обоснование указывает, что в соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 2, ст. 4 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах» иные боевые действия за пределами даты окончания Великой Отечественной войны не могут быть отнесены к числу военных действий в период Великой Отечественной войны.
Считает, что Указ Президента Российской Федерации от 24.04.2019 №186 имеет своей целью улучшение материального обеспечения лиц, обладающих особым правовым статусом, непосредственно связанным с событиями 1941-1945 годов – периодом Великой Отечественной войны, а потому не может распространяться на лиц, не поименованных в нем.
Наличие у истца статуса ветерана –участника Великой Отечественной войны не является основанием для осуществления ему единовременной выплаты, предусмотренной данным Указом, поскольку лица, принимавшие участие в боевых действиях в районе острова Даманский в 1969 году, в нем не указаны.
В возражениях на апелляционную жалобу представитель истца ФИО1 ФИО3 просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
На основании ст. 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия рассмотрела дело в отсутствие сторон, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, просивших о проведении судебного заседания в их отсутствие.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, проверив обжалуемое решение по правилам ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия оснований к его отмене не нашла.
Указом Президента Российской Федерации от 24.04.2019 № 186 «О ежегодной денежной выплате некоторым категориям граждан к Дню Победы» постановлено производить начиная с 2019 г. ежегодную выплату в размере 10 тыс. рублей гражданам Российской Федерации, постоянно проживающим на территории Российской Федерации, в Латвийской Республике, Литовской Республике и Эстонской Республике, являющимся инвалидами Великой Отечественной войны и участниками Великой Отечественной войны из числа лиц, указанных в подпункте 1 пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 12.01. 1995 №5-ФЗ «О ветеранах» (п. 1).
На Правительство Российской Федерации возложена обязанность обеспечить в установленном порядке финансирование расходов, связанных с реализацией настоящего Указа, в том числе расходов на доставку ежегодной денежной выплаты, а также определить порядок и условия осуществления указанной выплаты (п. 2).
В соответствии с п. 2 названного Указа постановлением Правительства Российской Федерации от 29.04.2019 № 524 утверждены Правила осуществления ежегодной денежной выплаты некоторым категориям граждан к Дню Победы, которые устанавливают порядок и условия осуществления названной ежегодной денежной выплаты.
Согласно п. 2 указанного постановления финансовое обеспечение расходов, связанных с ежегодной денежной выплатой к Дню Победы (включая расходы на ее доставку) гражданам, указанным в пункте 1 Правил, утвержденных настоящим постановлением, осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных Министерству финансов Российской Федерации на соответствующий финансовый год по подразделу «Социальное обеспечение населения» раздела «Социальная политика» классификации расходов бюджетов, передаваемых в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации, - в отношении граждан, пенсионное обеспечение и (или) выплата дополнительного ежемесячного материального обеспечения которых осуществляются Пенсионным фондом Российской Федерации.
В силу пп. «а» п. 3 названных Правил ежегодная денежная выплата гражданам, указанным в пункте 1 настоящих Правил, осуществляется Пенсионным фондом Российской Федерации и его территориальными органами - в отношении граждан, пенсионное обеспечение которых осуществляется Пенсионным фондом Российской Федерации.
Как установлено судом первой инстанции, следует из военного билета серии /__/ от 09.06.1967 (л.д.10), удостоверения серии /__/ от 12.04.2010 (л.д.9), Б.А.НБ. участвовал в боевых действиях против китайских провокаторов на о.Даманском 15.03.1969, является инвалидом /__/ Отечественной войны, имеет право на льготы и преимущества, установленные законодательством СССР и союзных республик для инвалидов Отечественной войны.
Решением ГУ-УПФ РФ в Асиновском районе Томской области (межрайонное), выраженным в ответе от 19.04.2019 № 09/8683 (л.д.7), ФИО1 отказано в осуществлении ежегодной выплаты в соответствии с Указом президента Российской Федерации № 186 от 24.04.2019 «О ежегодной выплате некоторым категориям граждан к Дню Победы» по мотиву того, что боевые действия в районе острова Даманский в марте 1969 года не относятся к событиям Великой Отечественной войны 1941-1945 годов, в то время как в соответствии с названным Указом право на получение ежегодной выплаты в размере 10000руб. имеют лица, имеющие непосредственное отношение к событиям, происходившим в период Великой Отечественной войны 1941-1945 годов.
Правильность установления указанных обстоятельств не ставится под сомнение в апелляционной жалобе, поэтому в соответствии с п. 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19.06.2012 № 13 «О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции» судебная коллегия их проверку не осуществляет.
Разрешая спор и частично удовлетворяя иск ФИО1, суд первой инстанции на основании анализа действующего законодательства пришел к выводу о том, что истец имеет право на оказание мер социальной поддержки, установленных Указом Президента Российской Федерации от 24.04.2019 № 186, поскольку имеет статус ветерана-участника Великой Отечественной войны и относится к числу лиц, указанных в пп. 1 п. 1 ст. 2Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах».
Оснований не соглашаться с данными выводами суда первой инстанции у судебной коллегии не имеется, поскольку они основаны на законе, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и исследованным в ходе судебного разбирательства доказательствам.
Обращаясь с апелляционной жалобой, ГУ-УПФ РФ в Асиновском районе Томской области (межрайонное) ссылается на то, что истец не относится к кругу лиц, имеющих право на ежегодную денежную выплату в соответствии с Указом от 24.04.2019 № 186.
Данные доводы апелляционной жалобы являются несостоятельными исходя из следующего.
Так, Федеральный закон от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах» исходя из конституционных предписаний, предопределяющих обязанности государства по отношению к своим гражданам, исполнившим долг и обязанность по защите Отечества, и в целях признания особых заслуг перед обществом закрепляет правовые гарантии их социальной защиты и условия, соблюдение которых необходимо для наделения гражданина определенным статусом, а, следовательно, приобретения им права на соответствующие меры социальной поддержки (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 26.11.2018 № 2923-О).
В соответствии с п. 1 ст. 2 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах» ветеранами Великой Отечественной войны являются лица, принимавшие участие в боевых действиях по защите Отечества или обеспечении воинских частей действующей армии в районах боевых действий; лица, проходившие военную службу или проработавшие в тылу в период Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов (далее - период Великой Отечественной войны) не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР, либо награжденные орденами или медалями СССР за службу и самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны.
К ветеранам Великой Отечественной войны относятся, в том числе участники Великой Отечественной войны - военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), проходившие военную службу (включая воспитанников воинских частей и юнг) либо временно находившиеся в воинских частях, штабах и учреждениях, входивших в состав действующей армии в период гражданской войны, период Великой Отечественной войны или период других боевых операций по защите Отечества (пп. «а» пп. 1 п. 1 ст. 2 названного закона).
Пунктом 3 статьи 3 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах» установлено, что Перечень государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации приводится в приложении к данному федеральному закону.
В разделе I названного Перечня к числу периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации отнесены, в том числе боевые действия в районе острова Даманский: март 1969 года.
На основании Раздела II названного Перечня, на лиц, принимавших участие в войнах и боевых действиях в государствах (на территориях) и в обороне городов, указанных в разделах I и II, распространяется действие статей 2 и 4 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах».
По смыслу приведенных положений закона к лицам, участвующим в Великой Отечественной войне, относятся участники других боевых действий по защите Отечества, указанных в разделе I Перечня, которым предоставлен единый статус участника Великой Отечественной войны и одинаковый объем мер оказываемой социальной поддержки.
Статьей 28 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах» установлено, что реализация мер социальной поддержки ветеранов и членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий осуществляется при предъявлении ими удостоверения единого образца, установленного для каждой категории ветеранов и членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий Правительством СССР до 01.01.1992 или Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.10.1999 № 1122 утверждены единый образец бланка удостоверения ветерана Великой Отечественной войны, а также Инструкция «О порядке заполнения, выдачи и учета удостоверений ветерана Великой Отечественной войны», в соответствии с пунктом 1 которой удостоверение ветерана Великой Отечественной войны единого образца (далее - удостоверение), выдаваемое лицам, указанным в статье 2 Федерального закона «О ветеранах», является документом, подтверждающим их право на меры социальной поддержки.
Анализ приведенного законодательства во взаимосвязи с установленными обстоятельствами по делу позволяет судебной коллегии согласиться с выводом суда первой инстанции о том, что истец, как участник боевых действий в районе острова Даманский в марте 1969 года, имеет статус ветерана-участника Великой Отечественной войны, поскольку отнесен законом к категории лиц, предусмотренных подп. «а» пп. 1 п. 1 ст. 2 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах».
Вопреки доводу апелляционной жалобы, Указ от 24.04.2019 №186 не содержит указания об ограничении круга лиц, имеющих право на получение спорной выплаты только лицами, которые непосредственно проходили военную службу и принимали участие в боевых действиях в период Великой Отечественной войны 1941-1945 годов.
Напротив, из содержания положений Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах», Указа Президента Российской Федерации от 24.04.2019 №186, Правил осуществления ежегодной денежной выплаты некоторым категориям граждан Российской Федерации к Дню Победы, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.04.2019 №524, следует, что необходимым условием для получения спорной выплаты является наличие у лица статуса участника Великой Отечественной войны и его принадлежность к лицам, указанным в пп. 1 п. 1 ст. 2 Федерального закона от 12.01.1995 №5-ФЗ «О ветеранах».
При таких обстоятельствах, вопреки доводам апелляционной жалобы, истец имеет право при наличии у него соответствующего статуса на ежегодную денежную выплату в размере 10000 руб. в соответствии с Указом от 24.04.2019 №186, а потому суд первой инстанции верно признал решение ответчика незаконным и возложил на него обязанность производить такую выплату истцу.
Иных доводов апелляционная жалоба не содержит.
При таких обстоятельствах решение суда является законным и обоснованным, оснований для его отмены или изменения по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь п.1 ст. 328, ст. 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Асиновского городского суда Томской области от 11.03.2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя ответчика Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Асиновском районе Томской области (межрайонное) ФИО2 – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи: