ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-123/2021 от 02.03.2022 Рязанского областного суда (Рязанская область)

33-474/2022 судья Кокидько П.П.

(№2-123/2021; УИД 62RS0021-01-2021-000168-19)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

02 марта 2022 года г. Рязань

Судебная коллегия по гражданским делам Рязанского областного суда в составе:

председательствующего Фоминой С.С.,

судей Соловова А.В., Тихонина Ю.В.,

с участием прокурора Стромаковой Е.А.,

при секретаре – помощнике судьи Гущиной И.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по иску прокурора Сапожковского района Рязанской области в защиту интересов неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних, к Муниципальному образовательному учреждению «Морозово-Борковская средняя школа Сапожковского муниципального района Рязанской области» об обеспечении безопасных условий обучения в соответствии с требованиями к антитеррористической защищенности объектов (территорий) путем обеспечения охраны объекта с апелляционным представлением прокурора Сапожковского района Рязанской области на решение Сапожковского районного суда Рязанской области от 21 октября 2021 года, которым постановлено:

Исковые требования прокурора Сапожковского района Рязанской области в защиту интересов неопределенного круга лиц об обязании МОУ «Морозово-Борковская средняя школа Сапожковского муниципального района Рязанской области» обеспечить безопасные условия обучения в соответствии с «Требованиями к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации принято от 02.08.2019 № 1006 и ГОСТ Р 58485-2019. «Национальный стандарт Российской Федерации. Обеспечение безопасности образовательных организаций. Оказание охранных услуг на объектах дошкольных, общеобразовательных и профессиональных образовательных организаций. Общие требования», путем обеспечения охраны объектов (территорий), расположенных по адресу: <адрес>, сотрудниками частных охранных организаций или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны - оставить без удовлетворения.

Изучив материалы дела, заслушав доклад судьи Фоминой С.С., заслушав заключение прокурора, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Прокурор Сапожковского района Рязанской области обратился в суд с иском в защиту интересов неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних, к Муниципальному образовательному учреждению «Морозово-Борковская средняя школа Сапожковского муниципального района Рязанской области» об обеспечении безопасных условий обучения в соответствии с требованиями к антитеррористической защищенности объектов (территорий) путем обеспечения охраны объекта.

В обоснование заявленных исковых требований указано, что прокуратурой Сапожковского района Рязанской области проведена проверка соблюдения образовательными организациями требований законодательства об обеспечении пропускного режима, установке систем экстренного оповещения, видеонаблюдения, о специальном обучении сотрудников, осуществляющих их охрану, а также соблюдения правил установки и использования игровых и спортивных площадок на придомовых территориях, в общественных местах и образовательных учреждениях. В ходе проведения проверки было установлено, что здание МОУ «Морозово-Борковская средняя школа Сапожковского муниципального района Рязанской области», расположенное по адресу: <адрес>, не охраняется сотрудниками частных охранных организаций или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющими право на создание ведомственной охраны. Соответствующий договор на охрану не заключен, охрану осуществляют сторожа, не обладающие специальными навыками, не проходившие специальную подготовку, у которых отсутствуют спецсредства для охраны и защиты от возможных преступных посягательств.

Просил суд обязать МОУ «Морозово-Борковская средняя школа Сапожковского муниципального района Рязанской области» обеспечить безопасные условия обучения в соответствии с «Требованиями к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)», утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.08.2019 г. № 1006 и ГОСТ Р 58485-2019. «Национальный стандарт Российской Федерации. Обеспечение безопасности образовательных организаций. Оказание охранных услуг на объектах дошкольных, общеобразовательных и профессиональных образовательных организаций. Общие требования», путем обеспечения охраны объектов (территорий), расположенных по адресу: <адрес>, сотрудниками частных охранных организаций или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны.

Решением Сапожковского районного суда Рязанской области от 21 октября 2021 года в удовлетворении исковых требований отказано.

В апелляционном представлении прокурор Сапожковского района Рязанской области просит решение Сапожковского районного суда Рязанской области от 21 октября 2021 года отменить, удовлетворив исковые требования в полном объеме. Считает решение суда необоснованным, а выводы не соответствующими установленным в суде обстоятельствам. Указывает, что в соответствии с паспортом безопасности объекта - здания МОУ «Морозово-Борковская СШ», последнее относится к третьей категории опасности. В этой связи руководство образовательной организации обязаны исполнить требования, установленные Правительством РФ к охране здания школы, а именно обеспечить охрану сотрудниками охранных организаций с постоянным присутствием специально обученных охранников на постах охраны.

Письменных возражений на апелляционное представление не поступало.

Помощник прокурора Рязанской области Стромакова Е.А. в судебном заседании доводы апелляционного представления прокурора Сапожковского района Рязанской области поддержала по изложенным в нем основаниям.

Иные участники судебного разбирательства в суд апелляционной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Судебная коллегия, руководствуясь положениями ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, полагает возможным рассмотреть настоящее дело в отсутствие неявившихся участников судебного разбирательства.

Согласно ст. 327.1 ГПК РФ, суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционного представления, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии со статьями 195, 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации решение суда должно отвечать требованиям законности и обоснованности.

Указанным требованиям решение соответствует тогда, когда оно вынесено при точном соблюдении норм процессуального права, в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, и когда в нем отражены имеющие значение для данного дела факты, подтвержденные проверенными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их допустимости и относимости, а также когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.

Постановленное судом решение указанным требованиям не соответствует.

Разрешая спор по существу, отказывая в удовлетворении иска прокурора Сапожковского района Рязанской области в защиту интересов неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних, суд первой инстанции исходил из того, что 01 декабря 2020 года между МОУ «Морозово-Борковская средняя школа Сапожковского муниципального района Рязанской области» и национальной гвардией заключен контракт на охрану объекта и, согласно паспорту безопасности, согласованному с УФСБ России по Рязанской области, УНД и ПР ГУ МЧС России по Рязанской области, ФГКУ ОВО ВНГ РФ по Рязанской области, МО МВД России по Рязанской области, ГО и ЧС администрации МО Сапожковского муниципального района, и утвержденному и.о.главы администрации МО Сапожковский муниципальный район, - МОУ «Морозово-Борковская средняя школа Сапожковского муниципального района Рязанской области» соответствует предъявляемым требованиям антитеррористической защищенности.

При этом суд пришел к выводу, что МОУ «Морозово-Борковская средняя школа Сапожковского муниципального района Рязанской области» обеспечивает безопасные условия обучения в соответствии с требованиями к антитеррористической защищенности объекта.

Судебная коллегия считает неправильными указанные выводы суда первой инстанции и находит доводы апелляционного представления прокурора Сапожковского района Рязанской области заслуживающими внимания.

В соответствии с п. 2 ч. 6 ст. 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, в том числе при проведении практической подготовки обучающихся, а также безопасные условия воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.

В силу ст. 2 Федерального закона от 06 марта 2006 года № 35-ФЗ "О противодействии терроризму", противодействие терроризму в Российской Федерации основывается на следующих основных принципах: обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина; законность; приоритет защиты прав и законных интересов лиц, подвергающихся террористической опасности; минимизация и (или) ликвидация последствий проявлений терроризма.

Постановлением Правительства РФ от 07 ноября 2019 года № 1421 утверждены Требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства науки и высшего образования Российской Федерации и подведомственных ему организаций, объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства науки и высшего образования Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий).

Подпунктом «б» пункта 16 указанного Постановления № 1421 от 07.11.2019 г., с учетом степени угрозы совершения террористического акта и возможных последствий его совершения установлены требования к объектам (территории) второй категории: объекты (территории), прогнозируемое количество пострадавших в результате совершения террористического акта на которых составляет от 50 до 500 человек; объекты (территории), прогнозируемый размер материального ущерба и ущерба окружающей природной среде в результате совершения террористического акта на которых составляет от 5 млн. до 500 млн. рублей.

Согласно п.п. «а» п. 29 Постановления Правительства РФ от 07.11.2019 г. № 1421 (ред. от 29.03.2021) "Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства науки и высшего образования Российской Федерации и подведомственных ему организаций, объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства науки и высшего образования Российской Федерации, формы паспорта безопасности этих объектов (территорий) и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации", вотношении объектов (территорий) второй категории дополнительно к мероприятиям, предусмотренным пунктом 28 настоящих требований, осуществляются следующие мероприятия: обеспечение охраны объектов (территорий) работниками частных охранных организаций, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны, или подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, или военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, среднее количество находящихся на территории МОУ «Морозово-Борковская средняя школа Сапожковского муниципального района Рязанской области» в течение дня работников, обучающихся лиц – 138 человек.

Согласно разделу V «Оценка социально-экономических последствий совершения террористического акта на объекте (территории)» Паспорта безопасности МОУ «Морозово-Борковская средняя школа Сапожковского муниципального района Рязанской области», утвержденного 20.12.2019 года, сроком действия до 20.12.2024 года, в случае разрушения здания школы при пожаре или взрыве возможные людские потери составят 138 человек (дети и взрослые), возможный экономический ущерб – 7926084,00 руб.; в случае вывода из строя системы водоснабжения, канализации, пищеблока возможные людские потери составят 138 человек (дети и взрослые), возможный экономический ущерб – 1500000,00 руб.; в случае вывода из строя системы газопотребления возможные людские потери составят 138 человек (дети и взрослые), возможный экономический ущерб – 2500000,00 руб. (л.д. 66-68).

Таким образом, МОУ «Морозово-Борковская средняя школа Сапожковского муниципального района Рязанской области» относится к объектам (территории) второй категории.

Также из материалов дела следует, что 01.12.2020 года между ФГКУ «Отдел вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по Рязанской области» в лице Врио начальника филиала – отделение вневедомственной охраны по Кораблинскому району (Исполнитель) и МОУ «Морозово-Борковская средняя школа Сапожковского муниципального района Рязанской области» (Заказчик) заключен Контракт на охрану объекта, согласно п. 1.2 которого Заказчик на возмездной основе заказывает, а исполнитель оказывает услуги:

1.2.1 Путем приема тревожных сообщений от объектовой приемопередающей аппаратуры (Комплекс), установленных в здании или отдельных помещениях Заказчика посредством кнопки тревожной сигнализации;

1.2.2 По принятию и учету информации о срабатывании сигнализации на охраняемом объекта (тревожном сообщении) Исполнитель оповещает дежурного территориального органа МВД РФ на районном уровне в Рязанской области, Заказчика и уполномоченных им лиц о сообщениях, передаваемых Комплексом.

На основании анализа и оценки вышеуказанных положений закона, а также иных положений законодательства, судебная коллегия приходит к выводу, что в целях исполнения Требований к антитеррористической защищенности общеобразовательным учреждением МОУ «Морозово-Борковская средняя школа Сапожковского муниципального района Рязанской области» должен быть заключен соответствующий договор и обеспечено физическое нахождение сотрудников охранных организаций в данном образовательном учреждении.

Выводы суда первой инстанции о том, что принятые в образовательном учреждении меры антитеррористической безопасности являются достаточными для исполнения требований п.п. «а» п. 29 Постановления Правительства РФ от 07.11.2019 г. № 1421 (ред. от 29.03.2021) "Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства науки и высшего образования Российской Федерации и подведомственных ему организаций, объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства науки и высшего образования Российской Федерации, формы паспорта безопасности этих объектов (территорий) и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации", не могут быть признаны обоснованными.

Фактически осуществляемые в учебном учреждении мероприятия предусмотрены п. 28 Постановления Правительства РФ от 07.11.2019 г. № 1421, а необходимость обеспечения охраны объектов (территорий) сотрудниками частных охранных организаций или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны, в отношении образовательных учреждений является дополнительным мероприятием, которое осуществляется вне зависимости от выполнения данным учреждением требований, содержащихся в пункте 28 Постановления.

Иные, не требующие физического присутствия сотрудников охранных организаций мероприятия, указаны в п. 28 Постановления Правительства РФ от 07.11.2019 г. № 1421, а мероприятия, указанные в п. 29 данного Постановления, являются дополнительными; необходимость их осуществления обусловлена особым статусом образовательных учреждений и необходимостью обеспечения их большей антитеррористической защищенности.

При этом в силу п. 21 Постановления Правительства РФ от 07.11.2019 г. № 1421 антитеррористическая защищенность объектов (территорий) обеспечивается путем осуществления комплекса мер, направленных на воспрепятствование неправомерному проникновению на объекты (территории); на выявление потенциальных нарушителей установленных на объектах (территориях) пропускного и внутриобъектового режимов и (или) признаков подготовки или совершения террористического акта; на пресечение попыток совершения террористических актов на объектах (территориях).

Применительно к детским садам и школам указанные цели не могут быть достигнуты без физического присутствия сотрудников охранных организаций на территории данных учреждений, чем и обусловлено включение в Постановление Правительства РФ от 07.11.2019 г. № 1421 подпункта «а» пункта 29, признающего такое присутствие обязательным.

Из паспорта безопасности МОУ «Морозово-Борковская средняя школа Сапожковского муниципального района Рязанской области» следует, что обеспечение охраны данного объекта сотрудниками частных охранных организаций или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны, не осуществляется.

Таким образом, судебная коллегия полагает, что у суда первой инстанции не имелось оснований для отказа в удовлетворении требований прокурора Сапожковского района Рязанской области, в связи с чем решение районного суда нельзя признать законным и обоснованным, оно подлежит отмене, а исковые требования прокурора Сапожковского района Рязанской области – удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Сапожковского районного суда Рязанской области от 21 октября 2021 года отменить.

Принять по делу новое решение, которым исковые требования прокурора Сапожковского района Рязанской области в защиту интересов неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних, к Муниципальному образовательному учреждению «Морозово-Борковская средняя школа Сапожковского муниципального района Рязанской области» обеспечить безопасные условия обучения в соответствии с требованиями к антитеррористической защищенности объектов (территорий) путем обеспечения охраны объекта – удовлетворить.

Обязать МОУ «Морозово-Борковская средняя школа Сапожковского муниципального района Рязанской области» обеспечить безопасные условия обучения в соответствии с Требованиями к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства науки и высшего образования Российской Федерации и подведомственных ему организаций, объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства науки и высшего образования Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий), утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.11.2019 года № 1421 и ГОСТ Р 58485-2019. Национальный стандарт Российской Федерации. Обеспечение безопасности образовательных организаций. Оказание охранных услуг на объектах дошкольных, общеобразовательных и профессиональных образовательных организаций. Общие требования, путем обеспечения охраны объектов (территории), расположенных по адресу: <адрес>, сотрудниками частных охранных организаций или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны.

Председательствующий

Судьи

Апелляционное определение изготовлено в окончательной форме 14 марта 2022 года.