ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-1242/2023 от 14.09.2023 Воронежского областного суда (Воронежская область)

В О Р О Н Е Ж С К И Й О Б Л А С Т Н О Й С У Д

№ 33-6545/2023

Дело№2-1242/2023

36RS0003-01-2023-000911-08

Строка №171г

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

14 сентября 2023 г. г. Воронеж

Судебная коллегия по гражданским делам Воронежского областного суда в составе:

председательствующего Шаповаловой Е.И.,

судей Кузнецовой И.Ю., Леденевой И.С.,

при секретаре Полякове А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Кузнецовой И.Ю.,

гражданское дело Левобережного районного суда г. Воронежа № 2-1242/2022 по иску Хизвера Романа Григорьевича к ПАО «ТНС энерго Воронеж» об обязании предоставлять платежный документ с указанием установленного в регионе норматива потребления коммунальной услуги «электроснабжение»

по апелляционной жалобе истца Хизвера Романа Григорьевича

на решение Левобережного районного суда г. Воронежа от 17 мая 2023 г.

(судья районного суда Голубцова А.С.)

у с т а н о в и л а:

Хизвер Р.Г. обратился в суд с иском к ПАО «ТНС энерго Воронеж», указав, что является потребителем коммунальной услуги «электроснабжение» на земельном участке <адрес>». Исполнителем коммунальной услуги является ответчик. Приказом Минстроя России от 26 января 2018 г. № 43/пр утверждена примерная форма платежного документа для внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения и предоставление коммунальных услуг. Ее разделом 4 (справочная информация) предусмотрена необходимость указания в платежном документе норматива потребления коммунальных услуг, который в предоставляемом истцу платежном документе отсутствует. Считая свои права нарушенными, ссылаясь на положения ст. 10 Закона РФ «О защите прав потребителей», истец обратился в суд и просил обязать ответчика предоставлять платежный документ с указанием установленного в регионе норматива потребления коммунальной услуги «электроснабжение».

Решением Левобережного районного суда г. Воронежа от 17 мая 2023 г. в удовлетворении исковых требований Хизвера Р.Г. отказано. (л.д. 46-51).

В апелляционной жалобе истец Хизвер Р.Г. просит отменить решение суда и принять новое решение об удовлетворении заявленных требований. С решением суда не согласен, считает его незаконным и необоснованным, поскольку судом первой инстанции не учтены положения приказа Минстроя России от 26 января 2018 г. № 43/пр.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции Хизвер Р.Г. доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, дополнив, что после вынесения решения судом первой инстанции он получил ответ на обращение начальника отдела управления жилищным фондом и предоставления коммунальных услуг Минстроя России Д.Ю. Нифонтова, в котором указано, что форма платежного документа для внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения и предоставления коммунальных услуг утверждена Приказом Минстроя России от 26 января 2018 г. № 43/пр. Указанный приказ имеет статус нормативно-правового акта и обязателен для исполнения. Кроме того, требования к платежному документу установлены пунктом 69 Правил № 354. Объем информации, предусмотренный Правилами № 354, Приказом № 43/пр к отображению в платежном документе является обязательным.

Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, о причинах неявки не сообщили, каких-либо доказательств наличия уважительных причин неявки в судебное заседание и ходатайств об отложении слушания дела не представили. Согласно требованиям ст. ст. 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ), судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Проверив материалы гражданского дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, выслушав истца, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

В силу требований ч.1 ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Предусмотренных ч.4 ст. 330 ГПК РФ оснований для отмены решения суда первой инстанции вне зависимости от доводов, содержащихся в апелляционной жалобе, по данному делу судебная коллегия не усматривает.

Следовательно, в данном случае судебная коллегия проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Хизвер Р.Г. является собственником земельного участка <адрес>

ПАО «ТНС энерго Воронеж» осуществляет прямые расчеты с владельцами земельных участков, расположенных на территории СНТ «Садовод ВАСО», являясь гарантирующим поставщиком электрической энергии на основании постановления Правительства РФ от 4 мая 2012 г. № 442 «О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии» (вместе с «Основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии», «Правилами полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии»).

Лицевой счет № по указанному выше участку открыт на имя Хизвера Р.Г.

Истцу за январь 2023 г. выставлен к оплате платежный документ за услугу «электроснабжение» в размере 541,85 руб. (л.д.5).

Как видно из платежного документа, в нем отражена справочная информация: площадь жилых и нежилых помещений/площадь общего имущества МКД.

Отсутствие в платежном документе в графе «справочная информация» сведений о нормативе потребления в регионе коммунальной услуги «электроснабжение» послужило основанием для обращения истца в суд с настоящим иском.

Формирование платы за поставляемую электроэнергию осуществляется ПАО «ТНС энерго Воронеж» в соответствии с постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 г. № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (вместе с «Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов»).

В соответствии с ч. 4 ст. 156 ЖК РФ организации, осуществляющие поставки ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, а также лица, оказывающие услуги, выполняющие работы по содержанию и ремонту общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах и предоставляющие коммунальные услуги, обязаны размещать в системе информацию, предусмотренную законодательством о государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства.

Плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится на основании платежных документов (в том числе платежных документов в электронной форме, размещенных в системе) (часть 2 статьи 155 ЖК РФ).

В соответствии с п. 1 ст. 8 Закона РФ от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей» потребитель вправе потребовать предоставления необходимой и достоверной информации об изготовителе (исполнителе, продавце), режиме его работы и реализуемых им товарах (работах, услугах).

Статьей 10 Закона РФ «О защите прав потребителей» предусмотрено, что изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора. По отдельным видам товаров (работ, услуг) перечень и способы доведения информации до потребителя устанавливаются Правительством Российской Федерации.

В соответствии со ст. 39 Закона РФ от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей» правила оказания отдельных видов услуг, выполнения отдельных видов работ потребителям, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Правила предоставления коммунальных услуг установлены «Правилами предоставления коммунальных услуг собственниками и пользователями помещений в многоквартирных домах и жилых домов», утвержденными Постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 г. № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователями помещений в многоквартирных домах и жилых домов». (далее - Правила № 354)

В соответствии с пп. «г» п. 31 Правил № 354, обязанность по расчету размера платы предоставленные коммунальные услуги и перерасчету платы (при наличии оснований) возложена законодателем на исполнителя коммунальных услуг.

Согласно пп. «б» п. 33 Правил № 354 потребитель имеет право: получать от исполнителя сведения о правильности исчисления предъявленного потребителю к уплате размера платы коммунальные услуги.

В соответствии с п. 67 Правил № 354 плата за коммунальные услуги вносится на основании платежных документов, представляемых потребителям исполнителем не позднее 1-го числа месяца, следующего за истекшим расчетным периодом, за который производится оплата, если договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья или кооператива (при предоставлении коммунальных услуг товариществом или кооперативом) не установлен иной срок представления платежных документов.

Требования к платежному документу и сведения, содержащиеся в нем, определены п. 69 Правил № 354.

Так, в соответствии с п. 69 Правил, в платежном документе указываются, в том числе:

в) указание на оплачиваемый месяц, наименование каждого вида оплачиваемой коммунальной услуги, размер тарифов (цен) на каждый вид соответствующего коммунального ресурса, единицы измерения объемов (количества) коммунальных ресурсов (при применении в расчетах за коммунальные услуги по горячему водоснабжению тарифов на горячую воду, состоящих из компонента на холодную воду, используемую в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, и компонента на тепловую энергию, используемую на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, - величина каждого из компонентов, единицы измерения объема (количества) горячей воды и тепловой энергии в натуральных величинах);

г) объем каждого вида коммунальных услуг, предоставленных потребителю за расчетный период в жилом (нежилом) помещении, и размер платы за каждый вид предоставленных коммунальных услуг, определенные в соответствии с настоящими Правилами;

г (1)) размер повышающего коэффициента, предусмотренного пунктом 42 настоящих Правил, в случае применения такого повышающего коэффициента при расчете платы за соответствующую коммунальную услугу, а также размер превышения платы за соответствующую коммунальную услугу, рассчитанной с применением повышающего коэффициента над размером платы за такую коммунальную услугу, рассчитанную без учета повышающего коэффициента;

д) объем каждого вида коммунальных услуг, предоставленных за расчетный период на общедомовые нужды для случаев, предусмотренных настоящими Правилами, в расчете на каждого потребителя, и размер платы за каждый вид таких коммунальных услуг, определенные в соответствии с настоящими Правилами;

е) общий объем каждого вида коммунальных услуг на общедомовые нужды, предоставленный в многоквартирном доме в случаях, предусмотренных настоящими Правилами, за расчетный период, показания коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего вида коммунального ресурса, суммарный объем каждого вида коммунальных услуг, предоставленных во всех жилых и нежилых помещениях в многоквартирном доме, объем каждого вида коммунального ресурса, использованного исполнителем за расчетный период при производстве коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (при отсутствии централизованных теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения); (в ред. постановления Правительства РФ от 26 декабря 2016 г. № 1498)

ж) сведения о размере перерасчета (доначисления или уменьшения) платы за коммунальные услуги с указанием оснований, в том числе в связи с: пользованием жилым помещением временно проживающими потребителями; предоставлением коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность; временным отсутствием потребителя в занимаемом жилом помещении, не оборудованном индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета; уплатой исполнителем потребителю неустоек (штрафов, пеней), установленных федеральными законами, договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, и настоящими Правилами; (в ред. Постановления Правительства РФ от 26 декабря 2016 г. № 1498) иными основаниями, установленными в настоящих Правилах;

к) сведения о рассрочке и (или) отсрочке внесения платы за коммунальные услуги, предоставленной потребителю в соответствии с пунктами 72 и 75 настоящих Правил;

к(1)) штриховые коды, предусмотренные ГОСТ Р 56042-2014 (при принятии собственниками помещений в многоквартирном доме, управляемом товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом, а также при непосредственном управлении многоквартирным домом решения об отказе от указания в платежном документе штриховых кодов, предусмотренных ГОСТ Р 56042-2014, такие штриховые коды в платежном документе не указываются);

л) другие сведения, подлежащие в соответствии с настоящими Правилами, нормативными актами, регулирующими порядок установления и применения социальной нормы потребления электрической энергии (мощности), и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, включению в платежные документы.

Согласно подпункту «р» пункта 31 Правил № 354 исполнитель услуги обязан предоставлять любому потребителю в течение 3 рабочих дней со дня получения от него заявления письменную информацию за запрашиваемые потребителем расчетные периоды о помесячных объемах (количестве) потребленных коммунальных ресурсов по показаниям коллективных (общедомовых) приборов учета (при их наличии), о суммарном объеме (количестве) соответствующих коммунальных ресурсов, потребленных в жилых и нежилых помещениях в многоквартирном доме, об объемах (количестве) коммунальных ресурсов, рассчитанных с применением нормативов потребления коммунальных услуг, об объемах (количестве) коммунальных ресурсов, предоставленных на общедомовые нужды.

Согласно п. 71 Правил примерная форма платежного документа для внесения платы за коммунальные услуги и методические рекомендации по ее заполнению устанавливается Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации по согласованию с Федеральной антимонопольной службой.

В соответствии с п. 69 (1) Правил предоставления коммунальных услуг, на платежном допускается размещение справочно-информационных сведений, в том числе о предоставлении коммунальных услуг, включая сведения об изменении законодательства Российской Федерации о водоснабжении, водоотведении, электроснабжении, теплоснабжении, газоснабжении, а также об изменении тарифов, нормативов потребления коммунальных услуг.

Объем информации, установленный Правилами № 354, отражен в Форме, утвержденной приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 26 января 2018 г. № 43/пр.

Разрешая спор по существу, руководствуясь положениями Закона от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей», ч. 4 ст. 156 Жилищного кодекса РФ, Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», правильно распределив между сторонами бремя доказывания и подлежащие установлению юридически значимые обстоятельства, оценив имеющиеся в деле доказательства в их совокупности по правилам ст. 67 ГПК РФ, установив, что в платежном документе за январь 2023 г., направленном истцу, ответчик разместил всю необходимую информацию, перечисленную в п. 69 Правил № 354, а раздел «справочная информация» в платежном документе не является обязательным для заполнения и носит информационный характер, суд первой инстанции пришел к выводу об отказе в удовлетворении заявленных Хизвером Р.Г. исковых требований.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, полагает их основанными на верном применении норм материального и процессуального права.

Доводы апелляционной жалобы о несоответствии платежного документа требованиям приказа Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 26 января 2018 г. № 43/пр, являются безосновательными, поскольку как следует из п. 1 указанного приказа предлагаемая форма платежного документа для внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения и предоставление коммунальных услуг, является примерной, раздел «справочная информация» в платежном документе не является обязательным для заполнения и носит информационный характер.

С учетом вышеизложенного, на ответчика не возлагается обязанность по заполнению поля «справочная информация», равно как и обязанность указывать в квитанциях на оплату коммунальных услуг установленного в регионе норматива потребления коммунальной услуги «электроснабжение».

Таким образом, доводы жалобы о том, что ответчиком допущены нарушения требований пункта 69 Правил 354, а также не учтен порядок заполнения формы платежного документа для внесения платы на основании Приказа №43/пр, аналогичны доводам, которые были предметом исследования и оценки суда первой инстанции и им дана надлежащая правовая оценка.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда о том, что ответчик не нарушил прав истца, как потребителя. Сам по себе факт отсутствия справочной информации о нормативе потребления коммунальной услуги «электроснабжение», не свидетельствует о наступлении негативных последствий для истца.

Ссылка Хизвера Р.Г. на ответ Минстроя России от 25 июля 2023 г. №19992-ОГ/00, согласно которому Приказ № 43/пр имеет статус нормативно-правового акта и обязателен для исполнения, судебной коллегией не принимается во внимание и данный ответ на обращение не служит основанием для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения исковых требований, поскольку, как указывалось выше, данный Приказ устанавливает примерную форму платежного документа, который содержит определенные разделы, в том числе, раздел № 4 «справочная информация», не являющийся обязательным для заполнения.

Доводы апелляционной жалобы фактически выражают несогласие с выводами суда, однако, по существу их не опровергают, оснований к отмене решения не содержит, иная точка зрения на то, как должно быть разрешено дело, не может являться поводом для отмены состоявшегося по настоящему делу решения.

Доводы апелляционной жалобы не содержат данных, которые не были бы проверены судом первой инстанции при рассмотрении дела, но имели бы существенное значение для его разрешения или сведений, опровергающих выводы решения суда, в связи с чем, оснований для отмены решения суда по доводам жалобы не имеется.

Доказательств, опровергающих выводы суда первой инстанции, заявителем в суд апелляционной инстанции не представлено.

По иным основаниям, а также другими лицами, участвующими в деле, решение суда первой инстанции не обжаловано.

В соответствии с ч. 3 ст. 327.1 ГПК РФ вне зависимости от доводов, содержащихся в апелляционных жалобе, представлении, суд апелляционной инстанции проверяет, не нарушены ли судом первой инстанции нормы процессуального права, являющиеся в соответствии с ч. 4 ст. 330 названного Кодекса основаниями для отмены решения суда первой инстанции.

Из материалов дела следует, что таких нарушений судом первой инстанции не допущено.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 327-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

решение Левобережного районного суда г. Воронежа от 17 мая 2023 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Хизвера Романа Григорьевича – без удовлетворения.

Апелляционное определение изготовлено в окончательной форме 15 сентября 2023 г.

Председательствующий:

Судьи коллегии: