Судья Слонова Н.Б.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Пермь Дело № 33-11368/2019
14 октября 2019 года № 2-1243/2019
Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе
председательствующего Ворониной Е.И.,
судей Заривчацкой Т.А., Лобанова В.В.,
при секретаре Овчинниковой Ю.П.,
с участием истца ФИО1,
представителя прокуратуры Пермского края Кузнецовой С.Н.,
представителя ответчика МАОУ «СОШ № 17» ФИО2
представителя третьего лица Управления образования Соликамского городского округа ФИО3,
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу МАОУ «СОШ № 17» на решение Соликамского городского суда Пермского края от 04 июля 2019 года об удовлетворении исковых требований Прокурора города Соликамска о вощложении на МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 17», МКУ «Центр бухгалтерского учета г. Соликамска» произвести перерасчет зарабтной платы ФИО1 с 07 марта 2018 по 21 марта 2019 года, исключив из заработной платы суммы ежемесячной надбавки, установленной пунктом 2 части 1 статьи 23 Закона Пермского края от 12 марта 2014 года № 308-ПК «Об образовании в пермском крае» и выплатить указанные ежемесячные надбавки дополнительно к заработной плате.
Изучив материалы дела, заслушав доклад судьи Заривчацкой Т.А., пояснения лиц, участвующих в деле, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА
Прокурор г. Соликамска обратился в суд с иском в защиту законных прав и интересов ФИО1 с исковыми требованиями к МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 17», МКУ «Центр бухгалтерского учета г.Соликамска» о возложении обязанности устранить нарушения требований трудового законодательства.
В обоснование иска указано, что в ходе проведенной прокуратурой проверки было установлено, что установленная Законом Пермского края от 12 марта 2014 года № 308-ПК «Об образовании в Пермском крае» надбавка к заработной плате, которая подлежит выплате ФИО1 как молодому специалисту, включена ответчиками в состав заработной платы, что нарушает права истца, поскольку в таком случае размер надбавки уменьшается. Разница между размером заработной платы, расчет которой производился ответчиком, и заработной платы с выплатой надбавки сверх размера заработной платы ФИО1 составила за период с 07 марта 2018 года по 21 марта 2019 года 19002 рубля 96 копеек.
В судебном заседании прокурор на иске настаивал.
Представители ответчиков МАОУ «СОШ № 17», МКУ «Центр бухгалтерского учета» в судебном заседании иск признали частично, пояснив суду, что начисление заработной платы и надбавки ФИО1 производили так как понимали действующее законодательство, надбавку включали в заработную плату работника, в настоящий момент ФИО1 произведен перерасчет.
Представитель третьего лица Управление образования г. Соликамска в судебном заседании исковые требования поддержала полностью.
Суд постановил решение об удовлетворении исковых требований.
В апелляционной жалобе МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 17» просит решение отменить, приводя доводы о том, что надбавка к заработной плате истца, выплачиваемая как молодому специалисту носит обязательный систематический характер, право на нее имеют все молодые специалисты. Размер надбавки принимается во внимание при определении размера среднего заработка для оплаты отпусков, компенсации за неиспользованный отпуск в соответствии с нормативными актами Пермского края.
К жалобе приложена копия письма Министерства образования Пермского края от 03.07.2019 № СЭД-26-01-36-861 в адрес начальника управления образования города Соликамска, из которого следует, что ежемесячные надбавки к заработной плате, установленные пунктом 2 части 1 статьи 23 Закона носят обязательный характер, являются компенсационной выплатой для привлечения молодых специалистов в образовательные организации, включены в расчет средней заработной платы согласно Методике, утвержденной приказом Федеральной службы государственной статистики.
Указанное письмо принято судебной коллегией для обозрения как документ, не имеющий доказательственного значения при рассмотрении данного дела.
В возражениях на апелляционную жалобу соликамская городская прокуратура просит оставить решение без изменения.
На жалобу также представлены возражения прокуратуры Ленинского района города Перми.
На заседании судебной коллегии представители ответчика и третьего лица на доводах апелляционной жалобы настаивали.
Истец, процессуальный истец просили оставить решение без изменения.
Проверив законность и обоснованность решения суда по доводам апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для его отмены или изменения.
Как следует из материалов дела, ФИО1 с 07 марта 2019 года является работником МАОУ «СОШ № 17», является молодым специалистом, имеет право на получение дополнительной выплаты к заработной плате в размере 2600 рублей в соответствии со статьей 23 Законом Пермского края от 12.03.2014 № 308-ПК «Об образовании в Пермском крае».
Указанная надбавка к заработной плате выплачивается истцу в составе заработной платы, следовательно, как следует из расчетных листков за спорный период, ее размер зависит от количества отработанного в месяце времени.
В соответствии со статьей 129 ГПК РФ, заработная плата (оплата труда работника) - это вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Согласно статьей 113 ТК РФ, минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом и не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения.
Месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.
В соответствии со статьей 135 Трудового кодекса РФ, системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Условия оплаты труда, определенные трудовым договором, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами.
Условия оплаты труда, определенные коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2008 г. № 583 «О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений и федеральных государственных органов, а также гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, оплата труда которых в настоящее время осуществляется на основе единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений» утверждено Положение об установлении систем оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений.
В соответствии с пунктом 2 указанного положения Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации издан приказ от 29 декабря 2007 года № 822, которым утвержден перечень видов выплат компенсационного характера в федеральных бюджетных, автономных, казенных учреждениях и разъяснения о порядке установления выплат компенсационного характера в этих учреждениях.
Пунктом 3 перечня видов выплат компенсационного характера в федеральных бюджетных, автономных, казенных учреждениях, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29 декабря 2007 года № 822, к выплатам компенсационного характера отнесены выплаты за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных (при выполнении работ различной квалификации, совмещении профессий (должностей), сверхурочной работе, работе в ночное время и при выполнении работ в других условиях, отклоняющихся от нормальных).
Согласно пункту 1 разъяснений о порядке установления выплат компенсационного характера в федеральных бюджетных, автономных, казенных учреждениях, утвержденных приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29 декабря 2007 г. N 822, выплаты компенсационного характера устанавливаются к окладам (должностным окладам), ставкам заработной платы работников, если иное не установлено федеральными законами и указами Президента Российской Федерации.
Согласно статье 23 Закона Пермского края от 12.03.2014 № 308-ПК «Об образовании в Пермском крае», в Пермском крае педагогическому работнику государственной образовательной организации Пермского края и муниципальной образовательной организации, финансируемой за счет субвенций из бюджета Пермского края, педагогическому работнику образовательной организации, реализующей программы начального общего образования, или образовательной организации, реализующей программы дошкольного и начального общего образования, расположенных в сельском населенном пункте Пермского края и отнесенных к малокомплектным в соответствии с частью 2 статьи 12 настоящего Закона, устанавливаются дополнительно к федеральным следующие меры социальной поддержки, в том числе ежемесячная надбавка к заработной плате в размере 2600 рублей лицам, указанным в пункте 1 части 1 настоящей статьи, в течение трех лет со дня окончания образовательной организации (по очной форме обучения).
Как следует из содержания приведенной нормы, принимая во внимание Положение об установлении систем оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений, ежемесячная надбавка молодым специалистам, не является выплатой компенсационного характера (за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных) или стимулирующей выплатой (за достижение особых результатов в труде), предусмотренной системой оплаты труда работодателя, на что обоснованно указал суд. Данная выплата относится к числу мер социальной поддержки определенной категории граждан в связи с чем не может быть включена в состав заработной платы, что следует также из буквального толкования данной статьи.
Условие дополнительного соглашения № 1 от 28.07.2017 к трудовому договору от 03.07.2017 №05/17, предусматривающему указанную выплату как включенную в систему оплаты труда противоречит положениям статьи 23 Закона Пермского края от 12.03.2014 № 308-ПК «Об образовании в Пермском крае», в связи с чем не может приниматься во внимание при разрешении данного спора на основании статьи 57 Трудового кодекса РФ.
То обстоятельство, что выплата указанной надбавки носит систематический характер и на основании Методики расчета среднемесячной начисленной заработной платы наемных работников в организациях, у индивидуальных предпринимателей и физических лиц (среднемесячного дохода от трудовой деятельности, утвержденной Приказом Росстата от 14.04.2016 № 188, не опровергает правильность выводов суда.
Согласно пункту 2.1 указанной методики, в заработную плату включаются начисленные работнику суммы оплаты труда в денежной и неденежной формах за отработанное и неотработанное время, компенсационные выплаты, связанные с режимом работы и условиями труда, доплаты и надбавки, премии, единовременные поощрительные выплаты, а также оплата питания и проживания, имеющая систематический характер.
Однако, как следует из пояснения к указанному пункту, данное понятие приводится исключительно для целей официального статистического учета в сфере статистики труда. А сама методика, как следует из содержания приказа, разработана в целях внедрения обновленных международных стандартов в области статистики труда, принятых Международными конференциями статистиков труда (МКСТ) и МОТ, касающихся расширения охвата всех категорий наемных работников, т.е. не является документом разъясняющим либо дополняющим положения Трудового кодекса РФ и иных нормативных актов, содержащих нормы трудового права.
Решение суда является законным и обоснованным.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловными основаниями для отмены решения суда в соответствии с положениями части 4 статьи 330 ГПК РФ, не установлено.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Соликамского городского суда Пермского края от 04 июля 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу МАОУ «СОШ № 17» без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: