Судья: Федорова И.А. Гр. дело 33-7837/2022 (Номер дела, присвоенный судом первой инстанции № 2-1249/2022) АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ 19 июля 2022 года г. Самара Судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе: председательствующего судьи Евдокименко А.А., судей Соболевой Ж.В., Неугодникова В.Н., при секретаре Корпуховой Т.А., рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Министерства социально-демографической и семейной политики Самарской области на решение Октябрьского районного суда г. Самары от 14 апреля 2022 года, которым постановлено: «Исковые требования ФИО3 удовлетворить. Признать незаконным решения Министерства социально-демографической и семейной политики Самарской области об отказе ФИО3 в назначении единовременной социальной выплаты на приобретение жилого помещения взамен утраченного в результате природного пожара, об отказе ФИО3 в назначении единовременной социальной выплаты на оказание социальной помощи как лицу, пострадавшему от пожара. Обязать Министерство социально-демографической и семейной политики Самарской области назначить ФИО3 -единовременную социальную выплату на приобретение жилого помещения взамен утраченного в результате природного пожара в , - единовременную социальную выплату на оказание социальной помощи как лицу, пострадавшему от пожара в .Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Октябрьский районный суд г.Самары в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения, срок изготовления которого в течение 5 рабочих дней». Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Соболевой Ж.В., УСТАНОВИЛА: Истец ФИО3 обратился в суд с административным иском к ответчику Министерству социально-демографической и семейной политики Самарской области о признании решений незаконными, обязании назначить социальные выплаты. В обоснование заявленных требований указала, что согласно свидетельству о праве на наследство по закону от ДД.ММ.ГГГГ, выданного нотариусом г. Самары Самарской области ФИО1 истец является собственником жилого дома, жилой площадью 17,4 кв.м., общей площадью 29,5 кв.м., расположенного по адресу: . ДД.ММ.ГГГГ, в результате природных пожаров в и , принадлежащий истцу жилой дом, а также все надворные постройки были уничтожены. В связи с указанными обстоятельствами, истец обратился в Министерство социально-демографической и социальной политики Самарской области с заявлением о предоставлении ему единовременной социальной выплаты на приобретение жилого помещения взамен утраченного в результате природного пожара в , а также с заявлением о предоставлении единовременной социальной выплаты на оказание материальной помощи ему, как лицу пострадавшему от пожара. Ответом Врио министра социально-демографической и социальной политики Самарской области ФИО2 № № от ДД.ММ.ГГГГ истец проинформирован о принятии решения об отказе в предоставлении ему единовременной социальной выплаты на приобретение жилого помещении взамен утраченного в результате природного пожара. Ответом Врио министра социально-демографической и социальной политики Самарской области ФИО2 № № от ДД.ММ.ГГГГ в предоставлении ФИО3 единовременной социальной выплаты на оказание ему материальной помощи, как лицу пострадавшему от пожара отказано. Согласно указанным информационным письмам министерства, основанием для принятия решений об отказе в выплатах, явилось то обстоятельство, что в полученной выписке из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ, на день пожара истцом не было оформлено право собственности на утраченное жилое помещение, расположенное по адресу: . С указанной позицией министерства социально-демографической и социальной политики Самарской области истец не согласен. Ссылаясь на указанные обстоятельства, ФИО3 просил признать решение Министерства социально-демографической и социальной политики Самарской области, об отказе в предоставлении единовременной социальной выплаты на приобретение жилого помещении взамен утраченного в результате природного пожара, единовременной социальной выплаты на оказание материальной помощи, как лицу, пострадавшему от пожара - незаконными. Обязать Министерство социально-демографической и социальной политики Самарской области предоставить ФИО3, единовременную социальную выплату на приобретение жилого помещения взамен утраченного в результате природного пожара в , единовременную социальную выплату на оказание материальной помощи, как лицу пострадавшему результате природного пожара в . Определением Октябрьского районного суда г. Самары от ДД.ММ.ГГГГ настоящее административное дело передано для рассмотрения в порядке гражданского судопроизводства. Судом постановлено решение, резолютивная часть которого приведена выше. В апелляционной жалобе Министерством социально-демографической и семейной политики Самарской области ставится вопрос об отмене решения суда и о постановке нового решения, об отказе в удовлетворении иска полностью. Указывают, что судом первой инстанции существенно нарушены нормы материального и процессуального права. Истцом не была представлена выписка из ЕГРН, которая министерством была запрошена в рамках межведомственного взаимодействия. Судом не принят во внимание факт, что согласно предоставленной информации право собственности на утраченное жилое помещение на день пожара в установленном порядке истцом оформлено не было. Право собственности зарегистрировано только ДД.ММ.ГГГГ, таким образом, на день подачи заявления выписка из ЕРГН, которая является одним из документов, предусмотренных Порядком утверждённого постановлением Губернатора Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ и необходимым для предоставления выплаты, отсутствовала. Кроме того, истец по спорному адресу не зарегистрирован. Также порядком установлено, что отказ в предоставлении не препятствует повторному обращению после устранения обстоятельств, послуживших основанием для принятия решения об отказе в выплате, предельный срок обращения за выплатой со всеми необходимыми документами – ДД.ММ.ГГГГ. Суд не учел, что граждане, являвшиеся на день пожара собственниками утраченных жилых помещений вправе приобрести жилые помещения за счет средств единовременной социальной выплаты, а также с использованием собственных или заемных средств в срок до ДД.ММ.ГГГГ. Расходные обязательства Самарской области по предоставлению выплаты были установлены только ДД.ММ.ГГГГ. Решение суда о назначении выплат заведомо не может быть исполнено. В заседании судебной коллегии представитель Министерства социально-демографической политики Самарской области не явился, о рассмотрении дела извещены надлежащим образом. В заседании судебной коллегии представитель истца ФИО3 – ФИО4 против доводов апелляционной жалобы возражал, просил оставить решение без изменений. В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодека Российской Федерации, суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления. Рассмотрев дело в порядке, предусмотренном главой 39 Гражданского процессуального кодека Российской Федерации, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав лиц участвующих в деле, исследовав материалы дела, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда по следующим основаниям. В соответствии с пунктом 1 статьи 1 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей. Граждане Российской Федерации имеют право, в том числе на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций; на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций (абзацы второй и седьмой пункта 1 статьи 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ). Данное право основывается на гарантиях, закрепленных в статье 29 Федерального конституционного закона от 30 мая 2001 г. N 3-ФКЗ "О чрезвычайном положении". Порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 статьи 18 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (п. 2 этой же статьи). В соответствии с Постановлением Губернатора Самарской области от 27.08.2021 № 211 «Об использовании бюджетных ассигнований резервного фонда Губернатора Самарской области в целях предоставления единовременных социальных выплат на оказание материальной помощи лицам, пострадавшим в результате природных пожаров в селе Гвардейцы и поселке Немчанка муниципального района Борский Самарской области» предусмотрено предоставление единовременных социальных выплат на оказание материальной помощи лицам, пострадавшим в результате природных пожаров в селе Гвардейцы и поселке Немчанка муниципального района Борский Самарской области. Постановлением Губернатора Самарской области от 13.09.2021 N 214 «Об использовании средств областного бюджета, зарезервированных в составе утвержденных Законом Самарской области "Об областном бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов" бюджетных ассигнований, предусмотренных на финансовое обеспечение мероприятий, связанных с предотвращением влияния ухудшения экономической ситуации на развитие отраслей экономики, с профилактикой и устранением последствий распространения новой коронавирусной инфекции, а также на иные цели, определенные Губернатором Самарской области и (или) Правительством Самарской области, в целях предоставления в 2021 году единовременных социальных выплат гражданам на приобретение жилых помещений взамен утраченных жилых помещений в результате природных пожаров в селе Гвардейцы и поселке Немчанка муниципального района Борский Самарской области» предусмотрено предоставление единовременных социальных выплат гражданам на приобретение жилых помещений взамен утраченных жилых помещений в результате природных пожаров в селе Гвардейцы и поселке Немчанка муниципального района Борский Самарской области. В соответствии с п.3 указанного Порядка право на получение единовременной социальной выплаты имеют: 1) граждане, являвшиеся на день пожара собственниками утраченных жилых помещений и не имеющие на день пожара в собственности иного жилого помещения, пригодного для проживания, или доли в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания; 2) граждане, являвшиеся на день пожара собственниками утраченных жилых помещений (в том числе недостроенных домов с готовностью 95% и более), имеющие на день пожара в собственности иное жилое помещение, пригодное для проживания, или долю в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания; 3) граждане, не являвшиеся на день пожара собственниками утраченных жилых помещений, не имеющие на день пожара в собственности иного жилого помещения, пригодного для проживания, или доли в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания, зарегистрированные по месту жительства на день пожара в утраченном жилом помещении, право собственности на которое не оформлено в установленном действующим законодательством порядке. Судом установлено и следует из материалов дела, что согласно свидетельству о праве на наследство по закону № от ДД.ММ.ГГГГ, выданного нотариусом ФИО1 истец ФИО3, является собственником жилого дома, жилой площадью 17,4 кв.м., общей площадью 29,5 кв.м., расположенного по адресу: . ДД.ММ.ГГГГ, в результате природных пожаров в , принадлежащий истцу жилой дом, а также все надворные постройки были уничтожены.В связи с указанными обстоятельствами, ФИО3 обратился в Министерство социально-демографической и семейной политики Самарской области с заявлением о предоставлении единовременной социальной выплаты на приобретение жилого помещения взамен утраченного в результате природного пожара в , а также с заявлением о предоставлении единовременной социальной выплаты на оказание материальной помощи, как лицу, пострадавшему от пожара. Согласно ответу № № от ДД.ММ.ГГГГ врио министра социально-демографической и семейной политики ФИО2. истец был проинформирован об отказе в предоставлении ему единовременной социальной выплаты на приобретение жилого помещении взамен утраченного в результате природного пожара. Ответом № № от ДД.ММ.ГГГГ за подписью врио министра социально-демографической и семейной политики ФИО2. ФИО3 отказано в предоставлении единовременной социальной выплаты на оказание материальной помощи, как лицу пострадавшему от пожара, ввиду того, что в полученной выписке из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ, на день пожара истцом не было оформлено право собственности на утраченное жилое помещение, расположенное по адресу: . Согласно представленной выписке из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 является собственником жилого дома №, расположенного по адресу: , , площадью 29,5 кв.м. право собственности зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ. Основанием приобретения в собственность указанного жилого дома является свидетельство о праве на наследство по закону от ДД.ММ.ГГГГ. Таким образом, правоустанавливающим документом на жилое помещение, расположенное по адресу: является свидетельство о праве на наследство по закону от ДД.ММ.ГГГГ, выданное нотариусом ФИО1 на основании которого истец пользовался указанным домом, распоряжался указанным имуществом и нёс бремя по его содержанию. Сведения о том, что ФИО3 на день пожара имел в собственности иное жилое помещение, материалы дела не содержат. Суд первой инстанции, сославшись на правовые нормы, регулирующие спорные правоотношения, пришел к выводу, что исковые требования являются обоснованными и подлежат удовлетворению, истец соответствует всем требованиям, предъявляемым к гражданам, которые приобретают право на получение единовременной социальной выплаты. Непредставление истцом выписки из ЕГРН на утраченное жилое помещение, и оформление права собственности на объект недвижимости жилой дом после чрезвычайной ситуации не может влечь отказ в признании за ними права на получение единовременной социальной выплаты, поскольку указанный объект недвижимости принят заявителем по наследству до чрезвычайной ситуации.Судебная коллегия соглашается с приведенными выводами суда первой инстанции, основанными на имеющихся в деле доказательствах, оценка которых дана судом в соответствии со статьей 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации во взаимосвязи с нормами действующего законодательства.Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 11 Постановления Пленума Верховного суда РФ N 10 и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ N 22 от 29 апреля 2010 года "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", граждане, юридические лица являются собственниками имущества, созданного ими для себя или приобретенного от других лиц на основании сделок об отчуждении этого имущества, а также перешедшего по наследству или в порядке реорганизации (статья 218 ГК РФ). В силу п. 2 статьи 8 ГК РФ права на имущество, подлежащее государственной регистрации, возникают с момента регистрации соответствующих прав на него, если иное не установлено законом. Иной момент возникновения прав установлен, в частности, для приобретения права собственности на недвижимое имущество в случае полной выплаты пая членом потребительского кооператива, в порядке наследования и реорганизации юридического лица (абзацы второй, третий пункта 2, пункт 4 статьи 218 ГК РФ, пункт 4 статьи 1152 ГК РФ). Так, если наследодателю принадлежало недвижимое имущество на праве собственности, это право переходит к наследнику независимо от государственной регистрации права на недвижимость. Право собственности на недвижимое имущество в случае принятия наследства возникает со дня открытия наследства (пункт 4 статьи 1152 ГК РФ). Наследник вправе обратиться с заявлением о государственной регистрации перехода права собственности в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, после принятия наследства, при этом каким-либо сроком наследники не ограничены.Принимая во внимание, что вышеизложенными законодательными и нормативными актами РФ и Самарской области государством гарантировано право на получение жилого помещения или социальной выплаты для приобретения жилого помещения гражданам Российской Федерации, утратившим жилое помещение по независящим от них обстоятельствам, повлекшим невозможность дальнейшего использования утраченного жилого помещения в связи с разрушением, либо в случаях, когда его дальнейшее использование может создать угрозу для жизни, здоровья и имущества собственника и членов их семьи, а также учитывая, что жилое помещение, являлось для истца единственным жильем, и на момент чрезвычайной ситуации истец проживал в данном помещении, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о наличии бесспорных оснований для признания за истцами права на получение мер социальной поддержки, в связи с чем правомерно удовлетворил исковые требования.В данном случае не включение истца в число пострадавших от стихийного бедствия, в связи с отсутствием у него выписки из ЕГРН, фактически лишило его возможности получения социальной выплаты. Судом первой инстанции установлено, что основание для возникновения право собственности на объект недвижимости жилой дом у истца ФИО3 возникло задолго до возникновения чрезвычайной ситуации, вследствие принятия наследства после смерти его матери ДД.ММ.ГГГГ.При изложенных обстоятельствах у суда первой инстанции отсутствовали основания для отказа в удовлетворении исковых требований. Ссылка ответчика в апелляционной жалобе на то, что отказ в предоставлении выплаты не препятствовал истцу после устранения обстоятельств, послуживших основанием для принятия решения об отказе в выплате, обратиться в предельный срок за выплатой со всеми необходимыми документами – ДД.ММ.ГГГГ, а также, что граждане, являвшиеся на день пожара собственниками утраченных жилых помещений вправе приобрести жилые помещения за счет средств единовременной социальной выплаты, а также с использованием собственных или заемных средств в срок до ДД.ММ.ГГГГ, не может являться основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований. При этом, как следует из материалов дела, истец обратился с заявлением до ДД.ММ.ГГГГ, выписка из ЕРГН о правах граждан на объекты недвижимости, получена в порядке межведомственного взаимодействия ответчиком ДД.ММ.ГГГГ, ответ с отказом направлен истцу ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ. Согласно статье 20 Гражданского кодекса Российской Федерации местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает. В силу статьи 1 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", каждый гражданин Российской Федерации имеет право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства. Исходя из положений статьи 2 указанного Закона, регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации - это государственная деятельность по фиксации и обобщению предусмотренных настоящим Законом сведений о регистрации граждан Российской Федерации по месту пребывания, регистрации граждан Российской Федерации по месту жительства, снятии граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и снятии граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту жительства в пределах Российской Федерации. Регистрационный учет граждан Российской Федерации имеет уведомительный характер и отражает факты прибытия гражданина Российской Федерации в место пребывания или место жительства, его нахождения в указанном месте и убытия гражданина Российской Федерации из места пребывания или места жительства. Регистрация гражданина Российской Федерации по месту пребывания либо по месту жительства - постановка гражданина Российской Федерации на регистрационный учет по месту пребывания (жительства), то есть фиксация в установленном порядке органом регистрационного учета сведений о месте пребывания (жительства) гражданина Российской Федерации и о его нахождении в данном месте пребывания (жительства). Местом жительства является жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома (общежитие, гостиница-приют, специальный дом для одиноких престарелых, дом-интернат для инвалидов, ветеранов и другие), а также иное жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору аренды либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Факт проживания ФИО3 на момент чрезвычайной ситуации в жилом доме по адресу: , ответчиком не опровергнут. Доводы апелляционной жалобы Министерства социально-демографической и семейной политики Самарской области не свидетельствуют о наличии правовых оснований для отмены обжалуемого решения суда, поскольку повторяют позицию ответчика, выраженную суде первой инстанции, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда, выражают несогласие с оценкой судом исследованных по делу доказательств, которым судом дан надлежащий анализ и правильная оценка по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, а потому не могут быть приняты во внимание судебной коллегией. Нарушений норм процессуального права, которые по смыслу статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации послужить основанием для безусловной отмены обжалуемого решения суда первой инстанции, судом не допущено. Таким образом, судебная коллегия считает, что обжалуемое решение, постановленное в соответствии с установленными в суде обстоятельствами и требованиями закона, подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба Министерства социально-демографической и семейной политики Самарской области, которая не содержит предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены решения суда первой инстанции, - оставлению без удовлетворения. На основании изложенного, руководствуясь статьями 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия ОПРЕДЕЛИЛА: Решение Октябрьского районного г. Самары от 14 апреля 2022 года – оставить без изменений, апелляционную жалобу Министерства социально-демографической и семейной политики Самарской области, без удовлетворения. Апелляционной определение вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) в течение трех месяцев через суд первой инстанции. Председательствующий: Судьи: |