ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-124/2022 от 24.05.2022 Верховного Суда Республики Тыва (Республика Тыва)

Судья Биче-оол С.Х. Дело № 2-124/2022(№ 33-732/2022)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Кызыл 24 мая 2022 года

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Тыва в составе:

председательствующего Дулуша В.В.,

судей Баутдинова М.Т., Болат-оол А.В.,

при секретаре Бичике Ю.Б.,

рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Болат-оол А.В. гражданское дело по иску Министерства земельных и имущественных отношений Республики Тыва к Рахманкулову М.О. о признании отсутствующим зарегистрированного права собственности на здания, исключении из Единого государственного реестра недвижимости записей о праве собственности по апелляционной жалобе Министерства земельных и имущественных отношений Республики Тыва на решение Кызылского городского суда Республики Тыва от 12 января 2022 года,

УСТАНОВИЛА:

Министерство земельных и имущественных отношений Республики Тыва обратилось в суд с вышеназванным иском к Рахманкулову М.О., указывая на то, что Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Тыва (далее - Управление Росреестра по Республике Тыва) зарегистрировано право собственности ответчика на гаражи **, расположенные по адресу: **, . Постановка на учет и регистрация прав осуществлены на основании технического плана, изготовленного кадастровым инженером. Прокуратурой Республики Тыва 1 октября 2019 г. в адрес Министерства направлено представление, в котором указано о фактах регистрации права собственности на 17 гаражей по **, , в том числе на указанные 10 гаражей. В ходе выездной проверки установлено, что по указанному адресу гаражи фактически отсутствуют, строительные работы не ведутся. Государственным инспектором Управления Росреестра по Республике Тыва Ч, в рамках систематического наблюдения за исполнением требований законодательства Российской Федерации проведено административное исследование объектов земельных отношений, расположенных по **, , в результате которого выявлено, что в Едином государственном реестре прав недвижимости (далее – ЕГРН) имеются сведения о зарегистрированных правах на объекты недвижимости – гаражи; на территории обследуемого объекта земельных отношений указанные объекты фактически отсутствуют. Регистрация права на гаражи, запись в ЕГРН о праве собственности Рахманкулова М.О., внесенная без правовых оснований, нарушает законные права Министерства в отношении земельных участков и не позволяет в полной мере осуществлять возложенные на него законом полномочия по распоряжению находящимся на территории городского округа «Город Кызыл Республики Тыва» земельными участками, являющимися не разграниченной государственной собственностью. Поскольку объекты капитального строительства – гаражи фактически не существуют, зарегистрированное право ответчика должно быть признано отсутствующим и исключена соответствующая регистрационная запись в ЕГРН. Просил признать отсутствующим зарегистрированное право собственности Рахманкулова М.О. на здания - гаражи:

с кадастровым номером по адресу: **, , гараж ;

с кадастровым номером по адресу: **, , гараж ;

с кадастровым номером по адресу: **, , гараж ;

с кадастровым номером по адресу: **, , гараж ;

с кадастровым номером по адресу: **, , гараж ;

с кадастровым номером по адресу: **, , гараж ;

с кадастровым номером по адресу: **, , гараж ;

с кадастровым номером по адресу: **, , гараж ;

с кадастровым номером по адресу: **, , гараж ;

с кадастровым номером по адресу: **, , гараж .

Просил также исключить из ЕГРН записи о праве собственности ответчика на указанные здания (гаражи).

Решением Кызылского городского суда Республики Тыва от 12 января 2022 г. исковое заявление Министерства земельных и имущественных отношений Республики Тыва к Рахманкулову М.О. о признании отсутствующим зарегистрированного права собственности на здания, исключении из ЕГРН сведений о праве собственности оставлено без удовлетворения.

В апелляционной жалобе представитель Министерства земельных и имущественных отношений Республики Тыва Ондар О.Б. просит решение суда отменить, принять новое решение об удовлетворении искового заявления, указывая на то, что регистрация права собственности на не существующие фактически объекты не соответствует действующему законодательству. Постановлением Правительства Республики Тыва от 8 июня 2017 г. № 260 утверждены Правила предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных на территории городского округа «Город Кызыл Республика Тыва». Пунктом 1.1 указанных Правил органом исполнительной власти Республики Тыва в сфере управления и распоряжения земельными участками определено Министерство земельных и имущественных отношений Республики Тыва. Согласно п. 1 Положения о Министерстве земельных и имущественных отношений Республики Тыва, Министерство является органом исполнительной власти Республики Тыва, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию и проведению единой государственной политики, управлению имуществом Республики Тыва, в том числе в области земельных отношений, а также распоряжению, проверке и осмотру земельных участков городского округа «Город Кызыл Республики Тыва», государственная собственность на которые не разграничена, функции по оказанию государственных услуг и правоприменительные функции в сфере имущественных и земельных отношений. Министерство, как орган государственной власти Республики Тыва, уполномоченный управлять и распоряжаться земельными участками, расположенными на территории городского округа «Город Кызыл», государственная собственность на которые не разграничена (ст. 8.1 Конституционного закона Республики Тыва от 27 ноября 2004 г. № 886 ВХ-1 «О земле») обратилось в суд за защитой прав на такие земли. В данном случае право собственности оформлено незаконно, с нарушением требований законодательства, существующая запись о праве собственности ответчика нарушает права Министерства, осуществляющего полномочия по управлению и распоряжению землями, имеющими статус неразграниченных. В случае наличия зарегистрированного права собственности защита прав органа исполнительной власти, наделенного распорядительными функциями в отношении земель, государственная собственность на которые не разграничена, на территории того или иного субъекта Российской Федерации осуществляется именно посредством предъявления иска о признании права собственности отсутствующим. В данной ситуации соответствующий орган исполнительной власти по объективным причинам не может предъявить иск о признании права собственности или истребовании участка из чужого незаконного владения. Иное приведет к возможности защиты в судебном порядке предоставленных законом правомочий Министерства в сфере управления и распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена. Регистрация права собственности на несуществующие объекты создает для Министерства необходимость учитывать интересы зарегистрированного правообладателя при различных формах пользования и распоряжения земельным участком, то есть создает угрозу нарушения публичных интересов, препятствует в осуществлении функций и задач, установленных законом.

В заседании суда апелляционной инстанции представитель истца Натпит-оол К.О. апелляционную жалобу по изложенным в ней доводам поддержал.

Ответчик Рахманкулов М.О., а также представители третьих лиц - Управления Росреестра по Республике Тыва и мэрии г. Кызыла в судебное заседание не явились, извещены о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, об уважительности причин неявки не сообщили, ходатайства об отложении судебного заседания от них не поступало. Судебная коллегия рассматривает дело в их отсутствие в порядке ст. 167 ГПК РФ.

Выслушав объяснения представителя истца Натпит-оола К.О., проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.

Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, объекты недвижимости – здания (гаражи) ** расположенные по адресу: **, , гаражи **, принадлежат на праве собственности ответчику Рахманкулову М.О., что подтверждаются выписками из ЕГРН от 6 июля 2020 г. и 25 октября 2021 г.

Право собственности ответчика на гаражи зарегистрировано Управлением Росреестра по Республике Тыва в период с 10 по 12 января 2017 г.

Из регистрационных дел, представленных по запросу суда Управлением Росреестра по Республике Тыва, следует, что право собственности ответчика зарегистрировал на спорные гаражи зарегистрировано на основании справок, выданных председателем правления гаражно-строительного кооператива «**» (далее - ГСК «**») Д. 3 сентября 2016 г., об уплате Рахманкуловым М.О., являющимся членом ГСК «**», паевых взносов за указанные гаражи.

Из заключения Управления Росреестра по Республике Тыва от 16 ноября 2018 г. следует, что в рамках систематического наблюдения за исполнением требований земельного законодательства Российской Федерации было проведено административное обследование объекта земельных отношений, расположенного по адресу: **, , путем визуального осмотра, а также изучения сведений содержащихся в ФГИС ЕГРН. В результате обследования установлено, что в ЕГРН сведения о земельном участке, расположенном по адресу: **, , отсутствуют. В ЕГРН имеются сведения об объектах недвижимости (гаражах) с кадастровыми номерами: **. При визуальном осмотре установлено, что на территории расположен комплекс гаражей, доступ гаражного кооператива распложен с восточной стороны. Вышеуказанные гаражи на местности отсутствуют. Строительные работы на территории участка не ведутся. Таким образом, в ЕГРН содержатся сведения об объектах недвижимости, которые на местности (фактически) не существуют. По сведениям ЕГРН, вышеуказанные объекты недвижимости находились на земельном участке с кадастровым номером **, который был аннулирован ДД.ММ.ГГГГ на основании заявления Министерства земельных и имущественных отношений Республики Тыва от ДД.ММ.ГГГГ, как носивший временный характер. При анализе сведений ЕГРН установлено, что кадастровые работы по указанным объектам недвижимости в 2016 г. были выполнены **Д. На земельном участке нарушений требований земельного законодательства Российской Федерации не выявлено.

1 октября 2019 г. прокурором г. Кызыла **У. внесено представление об устранений нарушений требований земельного законодательства, в котором указано, что на основании технических планов, справки ГСК «**» от ДД.ММ.ГГГГ, выданной **Д., на объекты недвижимости с кадастровыми номерами **, в ЕГРН зарегистрировано право собственности. В ходе выездной проверки установлено, что на территории обследуемого земельного участка гаражи фактически отсутствуют, строительные работы на территории ГСК не ведутся. При этом зарегистрированные объекты недвижимости расположены на земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена. Наличия зарегистрированного права собственности на несуществующие объекты недвижимости на землях, государственная собственность на которые не разграничена, ограничивает права собственника земельного участка при использовании и распоряжении имуществом, неопределенного круга лиц на возможность получения земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Согласно акту осмотра комиссии Министерства земельных и имущественных отношений Республики Тыва от 2019 г., на земельном участке по адресу: **, по сведениям ЕГРН имеется 17 объектов недвижимости (гаражи), в том числе объекты с кадастровыми номерами **. На территории обследуемого объекта земельных отношений указанные гаражи фактически отсутствуют, строительные работы не ведутся. К акту приложены фотографии и схема расположения гаражей, из которых видно, что на территории часть гаражей, согласно схеме, отсутствует.

Разрешая спор и оставляя исковое заявление Министерства земельных и имущественных отношений Республик Тыва без удовлетворения, суд первой инстанции, руководствуясь ст.ст. 130 и 304 Гражданского кодекса Российской Федерации, п. 52 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29 апреля 2010 г. N 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» и Обзором судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2019), утвержденным Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 24 апреля 2019 г.), исходил из того, что возможность обращения с требованием о признании права собственности на недвижимое имущество отсутствующим предоставлено только лицу, которое является владеющим собственником этого имущества и право которого зарегистрировано в ЕГРН. Министерство земельных и имущественных отношений Республик Тыва не является владеющим собственником спорного имущества, право которого зарегистрировано в ЕГРН, в связи с чем истцом избран неверный способ защиты права.

С такими выводами судебная коллегия не согласна, так как они основаны на неправильном применении норм материального права.

Согласно ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита гражданских прав осуществляется различными способами, перечень которых не является исчерпывающим.

В соответствии с п. 1 ст. 131 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.

Пунктом 1 ст. 235 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, отказе собственника от права собственности, гибели или уничтожении имущества и при утрате права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом.

В силу ст. 304 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.

Согласно ч. 1 ст. 8.1 Конституционного закона Республики Тыва от 27 ноября 2004 г. N 886 ВХ-1 «О земле» распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными на территории городского округа «Город Кызыл Республики Тыва» - столицы Республики Тыва, осуществляет специально уполномоченный орган, если иное не предусмотрено федеральным законодательством.

Постановлением Правительства Республики Тыва от 4 марта 2011 г. N 158 «Об определении уполномоченного исполнительного органа государственной власти Республики Тыва по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными на территории городского округа «Город Кызыл Республики Тыва» уполномоченным исполнительным органом государственной власти Республики Тыва по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными на территории городского округа «Город Кызыл Республики Тыва» определено Министерство земельных и имущественных отношений Республики Тыва.

В соответствии с п. 1.1 Правил предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных на территории городского округа «Город Кызыл Республика Тыва», утвержденных постановлением Правительства Республики Тыва от 8 июня 2017 г. № 260, органом исполнительной власти Республики Тыва в сфере управления и распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, также определено Министерство земельных и имущественных отношений Республики Тыва.

Согласно п. 1 Положения о Министерстве земельных и имущественных отношений Республики Тыва, утвержденного постановлением Правительства Республики Тыва от 14 мая 2007 г. N 591, Министерство является органом исполнительной власти Республики Тыва, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию и проведению единой государственной политики, управлению имуществом Республики Тыва, в том числе в области земельных отношений, а также распоряжению, проверке и осмотру земельных участков городского округа «Город Кызыл Республики Тыва», государственная собственность на которые не разграничена, функции по оказанию государственных услуг и правоприменительные функции в сфере имущественных и земельных отношений.

Из представленных истцом доказательств - заключения Управления Росреестра по Республике Тыва от 16 ноября 2018 г., акта осмотра комиссии Министерства земельных и имущественных отношений Республики Тыва с приложенными фотографиями и схемой расположения гаражей, следует, что на земельном участке, расположенном по адресу: **, , объекты недвижимости – здания (гаражи) **, право собственности на которые зарегистрировано в ЕГРН за ответчиком, отсутствуют.

Судом апелляционной инстанции в порядке подготовки дела к судебному разбирательству был направлен запрос в Министерство земельных и имущественных отношений Республики Тыва с просьбой сообщить, кому и на каком праве предоставлялся земельный участок (земельные участки) для возведения гаражей с кадастровыми номерами: **; имеется ли у ответчика право на земельный участок (земельные участки), на котором расположены указанные гаражи; отсутствуют ли указанные гаражи на земельном участке (земельных участках) в настоящее время.

Министерством земельных и имущественных отношений Республики Тыва на запрос суда 17 мая 2022 г. дан ответ о том, что фактически земельные участки под гаражами не сформированы и никому не отводились. Рахманкулов М.О. зарегистрировал право собственности на гаражи на основании справок председателя правления ГСК «**» об уплате паевых взносов Рахманкуловым М.О., являющимся членом ГСК «**» и владеющим указанными гаражами. При визуальном осмотре установлено, что на территории обследуемого объекта гаражи фактически отсутствуют, строительные работы не ведутся.

К ответу на запрос приложен акт осмотра земельного участка, расположенного по адресу: **, , составленный сотрудниками Министерства Т. и Н.ДД.ММ.ГГГГ, в котором указано, что в ЕГРН сведения о земельном участке отсутствуют. В результате осмотра установлено, что на территории обследуемого объекта земельных отношений гаражи фактически отсутствуют, строительные работы не ведутся.

К ответу на запрос приложены также фотографии, из которых следует, что на части территории земельного участка гаражи отсутствуют.

Таким образом, истцом представлены доказательства отсутствия объектов недвижимости, на которые зарегистрировано право собственности ответчика. Соответственно, ответчик обязан был представить доказательства наличия таких объектов недвижимости. Однако, ответчиком каких-либо возражений относительно иска не заявлялось, доказательства фактического наличия гаражей как в суд первой, так и в суд апелляционной инстанции не представлены, при этом ответчик был надлежащим образом извещен судами о времени и месте рассмотрения дела.

Кроме того, ответчиком с момента регистрации права собственности (с января 2017 г.) по настоящее время меры по строительству гаражей не предпринимались, строительные работы по возведению гаражей не производились, что подтверждается представленными суду доказательствами.

Какое-либо право ответчика, в частности, право собственности или право аренды, на земельные участки, на которых расположены гаражи с кадастровыми номерами: **, отсутствует.

Из заключения Управления Росреестра по Республике Тыва от 16 ноября 2018 г. следует, что вышеуказанные объекты недвижимости находились на земельном участке с кадастровым номером **, который был аннулирован 24 мая 2017 г. на основании заявления Министерства земельных и имущественных отношений Республики Тыва от 16 апреля 2017 г., как носивший временный характер.

Согласно ответу Министерства земельных и имущественных отношений Республики Тыва от 17 мая 2022 г. на запрос суда, фактически земельные участки под гаражами не сформированы и никому не отводились.

Таким образом, земельный участок, на котором расположены спорные гаражи, относится к земельным участкам, государственная собственность на которые не разграничена.

В случае утраты недвижимостью свойств объекта гражданских прав, исключающей возможность его использования в соответствии с первоначальным назначением, запись о праве собственности на это имущество не может быть сохранена в ЕГРН по причине ее недостоверности. Противоречия между фактически существующим положением дел в отношении объекта недвижимости и сведениями о правах на данный объект недвижимости, внесенными в реестр, в случае гибели или уничтожения такого объекта (п. 1 ст. 235 Гражданского кодекса Российской Федерации) могут быть устранены как самим правообладателем, так и судом по иску лица, чьи права и законные интересы нарушаются сохранением записи о праве собственности на это недвижимое имущество.

Так как регистрация права собственности ответчика на вышеуказанные объекты недвижимости – здания (гаражи) произведена в отношении несуществующих объектов, то право собственности ответчика подлежит признанию отсутствующим.

Вопреки выводам суда первой инстанции, истцом избран надлежащий способ защиты, поскольку приведенные в абз. 4 п. 52 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29 апреля 2010 г. N 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» примеры, при которых может быть предъявлен иск о признании права отсутствующим предъявляется, не являются исчерпывающими.

Наличие в ЕГРН записи о праве собственности на объект недвижимости предполагает для собственника земельного участка, на котором он расположен, наличие ограничений по реализации полномочий по использованию и распоряжению земельным участком, а соответственно, в данном случае владение объектом не является непременным условием для применения избранного истцом механизма защиты нарушенного права.

Соответственно, истец, как орган государственной власти Республики Тыва, уполномоченный управлять и распоряжаться земельными участками, расположенными на территории городского округа «Город Кызыл», государственная собственность на которые не разграничена, вправе требовать признания отсутствующим права собственности на объекты недвижимости, которые фактически на таких земельных участках отсутствуют.

Требование истца об исключении из ЕГРН записей о праве собственности ответчика на вышеуказанные гаражи также является обоснованным и подлежит удовлетворению, поскольку сохранение в ЕГРН записей о праве собственности ответчика на гаражи, расположенные на земельном участке, относящемся к земельным участкам, государственная собственность на которые не разграничена, препятствует истцу в реализации его права по распоряжению такими земельными участками.

При таких обстоятельствах решение суда нельзя признать законным, оно подлежит отмене с принятием по делу нового решения об удовлетворении заявленных исковых требований.

В соответствии со ст. 98 ГПК РФ с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в доход бюджета городского округа «Город Кызыл Республики Тыва» в размере 600 руб.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 330 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Кызылского городского суда Республики Тыва от 12 января 2022 года отменить, принять по делу новое решение следующего содержания:

«Исковое заявление Министерства земельных и имущественных отношений Республики Тыва удовлетворить.

Признать отсутствующими зарегистрированные права собственности Рахманкулову М.О. на здания - гаражи:

с кадастровым номером ** по адресу: **, , гараж ;

с кадастровым номером ** по адресу: **, , гараж ;

с кадастровым номером ** по адресу: **, , гараж ;

с кадастровым номером ** по адресу: **, , гараж ;

с кадастровым номером ** по адресу: **, , гараж ;

с кадастровым номером ** по адресу: **, , гараж ;

с кадастровым номером ** по адресу: **, , гараж ;

с кадастровым номером ** по адресу: **, , гараж ;

с кадастровым номером ** по адресу: **, , гараж ;

с кадастровым номером ** по адресу: **, , гараж .

Исключить из Единого государственного реестра недвижимости записи о праве собственности Рахманкулову М.О. на здания - гаражи:

с кадастровым номером ** по адресу: **, , гараж ;

с кадастровым номером ** по адресу: **, , гараж ;

с кадастровым номером ** по адресу: **, , гараж ;

с кадастровым номером ** по адресу: **, , гараж ;

с кадастровым номером ** по адресу: **, , гараж ;

с кадастровым номером ** по адресу: **, , гараж ;

с кадастровым номером ** по адресу: **, , гараж ;

с кадастровым номером ** по адресу: **, , гараж ;

с кадастровым номером ** по адресу: **, , гараж ;

с кадастровым номером ** по адресу: **, , гараж .

Взыскать с Рахманкулову М.О. государственную пошлину в доход бюджета городского округа «Город Кызыл Республики Тыва» в размере 600 рублей».

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции через Кызылский городской суд Республики Тыва в течение трех месяцев.

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 27 мая 2022 года.

Председательствующий

Судьи