ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-1255/20 от 22.10.2020 Воронежского областного суда (Воронежская область)

,

В О Р О Н Е Ж С К И Й О Б Л А С Т Н О Й С У Д

Дело

Дело в суде первой инстанции № № 2-1255/2020

Строка № 121г

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

г. Воронеж 22 октября 2020 года

Судебная коллегия по гражданским делам Воронежского областного суда в составе:

председательствующего Кузнецовой Л.В.,

судей Кожевниковой А.Б., Храпина Ю.В.

при секретаре Еремишине А.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Воронежского областного суда по докладу судьи Кожевниковой А.Б.

гражданское дело № 2- 551/2020 по иску Новиковой Надежды Викторовны к Управлению жилищных отношений администрации городского округа город Воронеж об оспаривании действий и о включении в список граждан - участников основного мероприятия «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» государственной программы РФ «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», подтвердивших свое участие в основном мероприятии в планируемом в 2019-2020 г.г., по категории: граждане, выехавшие из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, имеющие право на получение социальной выплаты в соответствии с Федеральным законом «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», раздел пенсионеры,

по апелляционной жалобе Новиковой Надежды Викторовны,

на решение Советского районного суда г. Воронежа от 22.07.2020 года

(судья Косенко В.А.)

У С Т А Н О В И Л А:

Новикова Н.В. обратился в суд с иском к Управлению жилищных отношений администрации городского округа город Воронеж, обосновывая свои требования, указала, что она выехала из района Крайнего Севера, а именно из <адрес>, в октябре 1999 года в составе семьи 1 (один) человек. На дату выезда из района Крайнего Севера дети, внуки, иные родственники совместно с ней не проживали, общего домашнего хозяйства не вели, совместно не выбывали и не прибывали на избранное Новиковойй Н.В. место жительства.

Постановлением руководителя Администрации Коминтерновского района города Воронежа от 10.11.2003 № 466/4 она с 27.10.2003 включена в списки участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 г. для граждан, выехавших из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, не ранее 1 января 1992 г. в составе семьи – 1 (один) человек.

Обратившись в очередной раз 16.05.2019 в Управление жилищных отношений администрации городского округа город Воронеж (далее по тексту – УЖО) с заявлением о включении её в список граждан в составе семьи 1 человек – участников основного мероприятия «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» государственной программы РФ «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», подтвердивших свое участие в основном мероприятии в планируемом в 2020 году, по категории: граждане, выехавшие из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, имеющие право на получение социальной выплаты в соответствии с Федеральным законом N 125-ФЗ, раздел пенсионеры, получила ответ от 07.08.2019, в котором, в том числе, было указано, что она не подтвердила свое право на получение социальной выплаты ни в 2019 году, ни в 2020 году и была снята с учета граждан, имеющих право на получение субсидий.

Полагает, что поскольку она в собственности жилых помещений не имеет, подтвердила свое право на получение жилищного сертификата на приобретение жилья на основании Закона № 125-ФЗ, должна быть включена в Сводный список граждан-участников основного мероприятия. Оснований для её исключения из Сводного списка не имеется.

С учетом уточнения исковых требований, просила суд: признать незаконными действия Управления жилищных отношений администрации городского округа город Воронеж о не включении ее в список граждан в составе семьи – 1 человек – участников основного мероприятия «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» государственной программы РФ «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», подтвердивших свое участие в основном мероприятии в планируемом 2019-2020 г.г., по категории: граждане, выехавшие из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, имеющие право на получение социальной выплаты в соответствии с ФЗ N 125-ФЗ, раздел пенсионеры, исходя из норматива общей площади жилого помещения для расчета размера социальной выплаты 33 кв. м., с учетом семьи, состоящей из 1 человека; обязать Управление жилищных отношений администрации городского округа город Воронеж включить ФИО1 в список граждан в составе семьи – 1 человек – участников основного мероприятия «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» государственной программы РФ «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», подтвердивших свое участие в основном мероприятии в планируемом 2020 г., по категории: граждане, выехавшие из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, имеющие право на получение государственного жилищного сертификата, исходя из норматива общей площади жилого помещения для расчета размера социальной выплаты 33 кв. м., с учетом семьи, состоящей из 1 человека (Л. 5-8, 142-144).

Решением Советского районного суда г. Воронежа от 22.07.2020 года в удовлетворении исковых требований ФИО1 отказано (Л. 160, 161-164).

На данное решение суда ФИО1 была подана апелляционная жалоба, в которой ставится вопрос об отмене решения суда, считает выводы суда не соответствующими нормам материального права и фактическим обстоятельствам дела (Л. 172-175).

В судебное заседание явились: представитель ответчика-Фетисова О.В., 3-е лицо- ФИО2 Другие участники процесса не явились, о дне слушания дела извещены надлежащим образом, в связи с чем, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Проверив материалы дела, выслушав явившихся лиц, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражения на неё, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с преамбулой Федерального закона от 25.10.2002 N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" этот Закон устанавливает право на предоставление за счет средств федерального бюджета жилищных субсидий (единовременных социальных выплат) на приобретение или строительство жилых помещений (жилищные субсидии) и условия их предоставления гражданам Российской Федерации, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, а также гражданам, выехавшим из указанных районов и местностей не ранее 01.01.1992.

Статьей 1 того же Федерального закона установлено, что право на получение жилищных субсидий имеют граждане, прибывшие в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 1 января 1992 года, имеющие общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати календарных лет, не имеющие других жилых помещений на территории Российской Федерации за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей или нуждающиеся в улучшении жилищных условий и не получавшие субсидий на эти цели. Такое право сохраняется за гражданами, которые в соответствии с ранее действовавшим законодательством приобрели его при наличии стажа работы в указанных районах и местностях не менее десяти календарных лет и состояли по месту жительства на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий. При этом право на получение жилищных субсидий имеют, в частности, инвалиды I и II групп, инвалидность которых наступила вследствие трудового увечья и стаж работы которых составляет менее пятнадцати календарных лет.

В соответствии с положениями статьи 4 того же Закона право граждан, выезжающих или выехавших из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, на получение и использование жилищных субсидий подтверждается государственным жилищным сертификатом, которым является именной документ, подтверждающий право гражданина на получение жилищной субсидии и выдаваемый в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Согласно положениям статьи 5 того же Закона размер жилищных субсидий, предоставляемых гражданам, имеющим право на их получение, определяется исходя из состава семьи гражданина, выезжающей из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей или выехавшей из указанных районов и местностей не ранее 01.01.1992; в этих целях той же статьей установлен норматив общей площади жилого помещения для семей различного состава, а также порядок определения норматива стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по Российской Федерации и норматив предоставления жилищных субсидий в зависимости от стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

При этом для целей этого Федерального закона членами семьи гражданина, выезжающего из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей и имеющего право на получение жилищной субсидии, признаются постоянно проживающие совместно с ним супруг или супруга, дети, родители, усыновленные, усыновители данного гражданина. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы признаются членами семьи данного гражданина, если они вселены им в качестве членов его семьи и ведут с ним общее хозяйство. В исключительных случаях иные лица могут быть признаны членами семьи данного гражданина в судебном порядке (часть пятая ст. 5 Закона).

Членами семьи гражданина, выехавшего из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей не ранее 01.01.1992 и имеющего право на получение жилищной субсидии, для целей этого Федерального закона признаются прибывшие с данным гражданином из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей на избранное место жительства, постоянно проживающие по указанному месту жительства супруг или супруга, дети, родители, усыновленные, усыновители данного гражданина.

Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы, прибывшие с данным гражданином из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, постоянно проживающие с данным гражданином и ведущие с ним общее хозяйство, признаются членами семьи данного гражданина, если они были вселены им в качестве членов его семьи и вели с ним общее хозяйство (по прежнему месту жительства). В исключительных случаях лица, прибывшие с данным гражданином, могут быть признаны членами семьи данного гражданина в судебном порядке (части шестая и седьмая ст. 5 Закона).

Таким образом, по смыслу приведенных положений законодательства, подлежавших применению в целях определения права истца и членов его семьи на предоставление жилищной субсидии (подтверждаемого государственным жилищным сертификатом), условием признания других граждан членами семьи истца являлось их постоянное совместное проживание в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях либо такое проживание на момент выезда из указанных районов.

Кроме того, правовое значение в целях постановки на учет, а соответственно, и определения очередности предоставления жилищной субсидии имеет наличие у гражданина, а также у членов его семьи других жилых помещений на территории Российской Федерации (за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей). При наличии таких помещений, по смыслу ст. 1 Федерального закона от 25.10.2002 N 125-ФЗ, подлежит оценке нуждаемость в улучшении жилищных условий.

Статьей 3 того же Федерального закона предусмотрено, что постановка на учет граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий в соответствии с настоящим Федеральным законом, и определение размера жилищных субсидий осуществляются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по месту жительства таких граждан.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.12.2002 N 879 утверждено Положение о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, которым введены соответствующие регистрационные процедуры, и в частности, предусмотрено, что регистрация и учет граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, производятся органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по месту жительства таких граждан.

Для граждан, выехавших из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей ранее (но после 01.01.1992), пунктом 8 Положения предусмотрена их регистрация и учет по месту их жительства в соответствии с действующим на территории субъектов Российской Федерации порядком регистрации и учета указанной категории граждан.

По смыслу пункта 9 Положения для регистрации и постановки на учет гражданин, имеющий право на получение социальной выплаты для приобретения жилья в соответствии с Федеральным законом от 25.10.2002 N 125-ФЗ, представляет в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации (орган местного самоуправления) по месту жительства наряду с заявлением документы, подтверждающие право на социальную выплату, а также документы о составе семьи заявителя.

Пунктом 21 Положения установлены основания снятия граждан с учета имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, к числу которых отнесен выезд в другую местность на постоянное место жительства (подпункт "б").

Вместе с тем, по смыслу этого пункта во взаимосвязи с иными нормами Положения и Федерального закона от 25.10.2002 N 125-ФЗ, снятие с учета в указанном случае не обязательно связывается с утратой права на социальную выплату и не исключает возможности постановки соответствующего лица на учет по новому месту жительства, если оно продолжает отвечать критериям, предусмотренным ст. 1 Закона, т.е. остается нуждающимся в улучшении жилищных условий.

Как установлено судом и следует из материалов дела, ФИО1 постановлением главы администрации Коминтерновского района г. Воронежа от 10.11.2003 № 466/4 принята на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, с 27.10.2003 с составом семьи 4 человека – она, дочь, внук, внучка. Постановлением главы администрации Коминтерновского района г. Воронежа от 31.08.2004 № 366 внесены изменения в состав семьи ФИО1, исключены из состава семьи дочь ФИО7, внук ФИО8, внучка ФИО9, постановлено считать на получение жилплощади одну.

Трудовой книжкой и справкой УПФР в г. Воронеже подтверждается, что продолжительность стажа ФИО1 в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, составляет 26 лет 8 месяцев 3 дня.

На заявление ФИО1 от 26.06.2018 о включении в Список граждан-участников основного мероприятия УЖО письмом от 23.07.2018 сообщило о необходимости уточнения состава членов семьи (в отношении внуков ФИО8, ФИО9); по имеющимся документам норматив общей площади жилого помещения для расчета размера социальной выплаты составляет менее 18 кв. м.

На заявление ФИО1 от 16.05.2019 о включении в Список граждан-участников основного мероприятия УЖО письмом от 14.06.2019 сообщило о несоответствии в представленных документах данных о площади дома; о нелигитимности договора найма между ФИО1 и ФИО7; о том, что по имеющимся документам норматив общей площади жилого помещения для расчета размера социальной выплаты составляет менее 18 кв. м.

Как следует из материалов дела, ФИО1 является матерью ФИО7

ФИО1 с 16.10.2003 зарегистрирована по месту жительства по адресу: <адрес>. Там же зарегистрированы ФИО7, её сын ФИО8, её дочь ФИО9, внук ФИО10, ДД.ММ.ГГГГ г.р.

ФИО7 принадлежит 5/18 долей в праве общей долевой собственности на индивидуальный жилой дом по адресу: <адрес>.

С учетом родственных отношений между ФИО1 и ФИО7 суд первой инстанции сделал вывод, что наличие договора найма жилого помещения не опровергает, что ФИО1 имеет жилое помещение в г. Воронеже на праве пользования в качестве члена семьи своей дочери ФИО7, а условием участия истицы в программе является её нуждаемость в улучшении жилищных условий.

В учетном деле № 13820 имеются копии технических паспортов на жилой <адрес>, в которых общая площадь дома менялась от 112,5 кв. м., их них жилое помещение 2 – 28,8 кв. м. (в 1999 году) до 145 кв. м., из них жилое помещение 2 – 61,3 кв. м. (в 2013 году), согласно техническому паспорту по состоянию на 11.03.2020 года общая площадь дома – 159,8 кв. м., в том числе помещение 2 – 61,3 кв. м., имеется самовольно переустроенная и перепланированная площадь.

Ни в 2018, ни в 2019 году ФИО1 не представила в УЖО документы, устраняющие несоответствия в данных о площади дома.

В городском округе город Воронеж установлена учетная норма в размере 11 кв. м общей площади на одного человека (решение Воронежской городской Думы от 07.07.2005 N 102-II).

С учетом изложенного суд, разрешая спор и отказывая в удовлетворении требований о признании незаконными действий УЖО по не включению ФИО1 в список граждан-участников основного мероприятия в планируемых 2019-2020 г.г. и о возложении на УЖО обязанности включить ФИО1 в список граждан-участников основного мероприятия в планируемом 2020 г., исследовал юридически значимые обстоятельства, дал оценку представленным доказательствам в их совокупности, правильно истолковал и применил к спорным отношениям нормы материального права, сделал обоснованный вывод, что участие в программе носит добровольный и заявительный характер, право на получение жилищной субсидии подтверждается ежегодно в срок до 1 июля года, предшествующего планируемому, однако такое право ФИО1 не подтвердила.

Доводы жалобы по своей сути сводятся к несогласию с оценкой обстоятельств дела, данным в решении суда первой инстанции.

Оценка доказательств и отражение ее результатов в судебном акте является проявлением дискреционных полномочий суда первой инстанции, необходимых для осуществления правосудия, вытекающих из принципа самостоятельности судебной власти.

Оснований для иной оценки представленных доказательств, судебная коллегия не усматривает.

Судебная коллегия считает, что исходя из конкретных обстоятельств, установленных по настоящему делу, предмета и оснований заявленных требований, правовые нормы, регулирующие спорные правоотношения, судом применены правильно и спор разрешен в соответствии с установленными обстоятельствами и представленными доказательствами при правильном применении норм материального и процессуального права. Нарушений судом норм процессуального права, являющихся безусловными основаниям для отмены судебных актов, судебной коллегией не установлено.

Нарушений судом первой инстанции норм процессуального права, а также норм материального права, повлиявших на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов, не допущено.

Руководствуясь ст.ст.328-329 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А :

решение Советского районного суда г. Воронежа от 22.07.2020 года

оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи коллегии: