Судья Щербин А.В. дело № 33-3-5207/2021
( в суде 1 инст. № 2-125/2021)
УИД26RS0033-01-2021-000130-09
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
город Ставрополь 08 июня 2021 года
Судебная коллегия по гражданским делам Ставропольского краевого суда в составе: председательствующего судьи Кононовой Л.И.,
судей Евтуховой Т.С., Журавлевой О.В.,
при секретаре Фатневой Т.Е.,
с участием прокурора Протасовой О.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе представителя ответчика - Главы Труновского муниципального округа Высоцкого Е.В.
на решение Труновского районного суда Ставропольского края от 23 марта 2021 года по гражданскому делу по иску Морозовой Ирины Николаевны к руководителю ликвидационной комиссии финансового управления администрации Труновского муниципального района Ставропольского края, финансовому управлению администрации Труновского муниципального района Ставропольского края, финансовому управлению администрации Труновского муниципального округа Ставропольского края, администрации Труновского муниципального округа Ставропольского края о признании незаконной ликвидации учреждения, признании незаконным приказа об увольнении, восстановлении на работе, взыскании заработка за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда, возложении обязанности принять на работу,
заслушав доклад судьи Кононовой Л.И.,
установила:
Морозова И.Н. обратилась в суд с иском к руководителю ликвидационной комиссии финансового управления администрации Труновского муниципального района Ставропольского края, финансовому управлению администрации Труновского муниципального района Ставропольского края, финансовому управлению администрации Труновского муниципального округа Ставропольского края, администрации Труновского муниципального округа Ставропольского края о признании незаконной ликвидации учреждения, признании незаконным приказа об увольнении, восстановлении на работе, взыскании заработка за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда, возложении обязанности принять на работу
Истец просила признать приказ от 30.12.2020 № 107 о ее увольнении с должности ведущего специалиста отдела планирования и анализа бюджета Финансового управления администрации Труновского муниципального района Ставропольского края по п.1 ч.1 ст.81 ТК РФ ( в связи с ликвидацией организации) незаконным;
восстановить ее на работе в должности ведущего специалиста отдела планирования и анализа бюджета Финансового управления администрации Труновского муниципального района Ставропольского края;
взыскать с Финансового управления администрации Труновского муниципального округа Ставропольского края в ее пользу сумму среднего заработка за время вынужденного прогула в размере 25 411,55 рублей, компенсацию морального вреда в размере 50 000 рублей;
обязать финансовое управление администрации Труновского муниципального округа Ставропольского края принять Морозову И.Н. на работу в порядке перевода в финансовое управление администрации Труновского муниципального округа Ставропольского края;
признать ликвидацию финансового управления администрации Труновского муниципального района Ставропольского края незаконной;
признать действия по незаконному увольнению носящими дискриминационный характер.
В обоснование исковых требований указано, что на основании трудового договора № 38 от 14.07.2010 Морозова И.Н. работала в Финансовом управлении администрации Труновского муниципального района Ставропольского края с 14.07.2010 по 30.12.2020 в должности ведущего специалиста отдела планирования и анализа бюджета финансового управления администрации Труновского муниципального района Ставропольского края.
Приказом от 30.12.2020 № 107 она была уволена с работы на основании пункта 1 части первой статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации ( в связи с ликвидацией организации).
03.08.2020 все сотрудники финансового управления администрации Труновского муниципального района Ставропольского края получили уведомления о предстоящем увольнении в связи с ликвидацией организации, в котором было сообщено о ликвидации финансового управления администрации Труновского муниципального района Ставропольского края на основании Закона Ставропольского края от 31.01.2020 № 14-кз «О преобразовании муниципальных образований, входящих в состав Труновского муниципального района Ставропольского края, и об организации местного самоуправления на территории Труновского района Ставропольского края» и решения совета Труновского муниципального района Ставропольского края от 28.07.2020 № 28 «О ликвидации финансового управления администрации Труновского муниципального района Ставропольского края», в связи с чем трудовой договор от 14.07.2010 № 38, заключенный между ней и финансовым управлением администрации Труновского муниципального района Ставропольского края, подлежит расторжению на основании п. 1 ч. 1 ст. 81 Трудового кодекса Российской Федерации. Также в уведомлении указано, что в соответствии с требованиями ч. 2 ст. 180 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) трудовой договор будет расторгнут 31.12.2020.
В период времени с 03.12.2020 по 30.12.2020 она не могла исполнять свои трудовые обязанности ввиду временной нетрудоспособности. На дату ее увольнения остальные работники были переведены на работу во вновь созданное финансовое управление администрации Труновского муниципального округа Ставропольского края на основании п. 5 ч. 1 ст. 77 ТК РФ.
Действия работодателя свидетельствуют о нарушении ее трудовых прав. За все время работы свои трудовые обязанности она исполняла должным образом, каких-либо замечаний, взысканий со стороны работодателя не было, неоднократно поощрялась руководством финансового управления, главой Труновского муниципального района и министром финансов Ставропольского края.
Обжалуемым решением Труновского районного суда Ставропольского края от 23 марта 2021 года исковые требования Морозовой И.Н. к руководителю ликвидационной комиссии Финансового управления администрации Труновского муниципального района Ставропольского края, Финансовому управлению администрации Труновского муниципального района Ставропольского края, Финансовому управлению администрации Труновского муниципального округа Ставропольского края, Администрации Труновского муниципального округа Ставропольского края о признании незаконной ликвидации учреждения, признании незаконным приказа об увольнении, восстановлении на работе, взыскании заработка за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда, возложении обязанности принять на работу - удовлетворены частично.
Суд признал приказ от 30.12.2020 № 107 об увольнении Морозовой И.Н. с должности ведущего специалиста отдела планирования и анализа бюджета Финансового управления администрации Труновского муниципального района Ставропольского края незаконным.
Восстановил Морозову И.Н. на работе в должности ведущего специалиста отдела планирования и анализа бюджета Финансового управления администрации Труновского муниципального района Ставропольского края.
Обязал Финансовое управление администрации Труновского муниципального округа Ставропольского края принять Морозову И.Н. на работу в порядке перевода в Финансовое управление администрации Труновского муниципального округа Ставропольского края.
Суд взыскал с Финансового управления администрации Труновского муниципального округа Ставропольского края в пользу Морозовой И.Н. компенсацию морального вреда в размере 5000 рублей.
В остальной части исковых требований - суд отказал.
В апелляционной жалобе представитель ответчика - Глава Труновского муниципального округа Высоцкий Е.В. просит решение Труновского районного суда Ставропольского края от 23 марта 2021 года отменить в части удовлетворения исковых требований Морозовой И.Н., принять по делу новое решение об отказе в их удовлетворении в полном объеме. Считает обжалуемое решение незаконным и необоснованным, вынесенным с нарушением норм материального и процессуального права, поскольку нарушений закона при увольнении Морозовой И.Н. не допущено, что подтверждено в ходе проверочных мероприятий Государственной инспекцией труда в Ставропольском крае. Учитывая, что решением суда ликвидация Финансового управления администрации Труновского муниципального района в качестве юридического лица не признана незаконной, действия по увольнению Морозовой И.Н. не признаны носящими дискриминационный характер, считает, что оснований для удовлетворения ее исковых требований не имелось. Судом неверно истолкованы положения о правопреемстве, предусмотренные абзацем десятым части 5 статьи 34 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Полагают, что завершение процедуры ликвидации Финансового управления администрации Труновского муниципального района, подтверждаемой внесением в единый государственный реестр юридических лиц сведений о государственной регистрации в связи с ликвидацией, для увольнения работника по п. 1 ч. 1 ст. 81 ТК РФ не требуется, что согласуется с позицией, изложенной в Определении Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 25.01.2016 № 48-КГ15-10.
В письменных возражениях на апелляционную жалобу Морозова И.Н. просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В отзыве на апелляционную жалобу начальник Финансового управления администрации Труновского муниципального округа и руководитель ликвидационной комиссии Манаенко Л.А. – просит апелляционную жалобу удовлетворить.
В заседание суда апелляционной инстанции явились: истец Морозова И.Н., представитель ответчика Администрации Труновского муниципального округа Ставропольского края по доверенности Рябухина И.В., начальник Финансового управления администрации Труновского муниципального округа и руководитель ликвидационной комиссии Финансового управления администрации Труновского муниципального района Ставропольского края Манаенко Л.А. Иные лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте его рассмотрения, в судебное заседание не явились. В соответствии с ч.3 ст.167, ч.1 ст.327 ГПК РФ судебная коллегия сочла возможным рассмотреть данное дело в отсутствие неявившихся участников судебного процесса.
Изучив материалы дела, выслушав представителей ответчиков Администрации Труновского муниципального округа Ставропольского края по доверенности Рябухина И.В., а также - начальника Финансового управления администрации Труновского муниципального округа и руководителя ликвидационной комиссии Финансового управления администрации Труновского муниципального района Ставропольского края Манаенко Л.А., поддержавших апелляционную жалобу по изложенным в ней основаниям, истца Морозову И.Н., возражавшую против удовлетворения жалобы, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на жалобу, заслушав заключение участвующего прокурора Протасовой О.Б. об отмене обжалуемого решения в части возложения обязанности по принятию истицы на работу в Финансовое управление администрации Труновского муниципального округа Ставропольского края, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного решения в пределах доводов апелляционной жалобы и возражений на нее в соответствии с частью 1 статьи 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия приходит к следующему.
Основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (ст. 330 ГПК РФ).
Такие нарушения были допущены судом первой инстанции при принятии решения в части удовлетворения исковых требований Морозовой И.Н. о возложении на Финансовое управление администрации Труновского муниципального округа Ставропольского края обязанности принять ее на работу в порядке перевода.
Из материалов дела следует, что Морозова И.Н. на основании трудового договора № 38 от 14.07.2010 работала в финансовом управлении администрации Труновского муниципального района Ставропольского края с 14.07.2010 по 30.12.2020 (т. 1 л.д. 22-33).
03.08.2020 Морозовой И.Н. вручено уведомление о предстоящем увольнении в связи с ликвидацией организации на основании Закона Ставропольского края от 31.01.2020 № 14-кз «О преобразовании муниципальных образований, входящих в состав Труновского муниципального района Ставропольского края, и об организации местного самоуправления на территории Труновского района Ставропольского края» и решения Совета Труновского муниципального района Ставропольского края от 28.07.2020 № 28 «О ликвидации финансового управления администрации Труновского муниципального района Ставропольского края» (т.1 л.д. 35).
Приказом от 30.12.2020 № 107 Морозова И.Н. была уволена с работы на основании пункта 1 части первой статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации с должности ведущего специалиста отдела планирования и анализа бюджета финансового управления администрации Труновского муниципального района Ставропольского края в связи с ликвидацией организации (т.1 л.д. 34).
Согласно ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» одним из видов преобразования муниципальных образований является объединение, муниципальных образований. Преобразование муниципальных образований осуществляется законами субъектов Российской Федерации по инициативе населения, органов местного самоуправления, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, федеральных органов государственной власти в соответствии с данным федеральным законом (ч. 2 ст. 13 Закона № 131-Ф3).
На основании ст. 1 Закона Ставропольского края от 31.01.2020 № 14-кз «О преобразовании муниципальных образований, входящих в состав Труновского муниципального района <адрес>, и об организации местного самоуправления на территории <адрес>» муниципальные образования - сельские поселения Безопасненский сельсовет, Донской сельсовет, Кировский сельсовет, <адрес>, Труновский сельсовет, входящие в состав Труновского муниципального района Ставропольского края, преобразованы путем их объединения без изменения границ иных муниципальных образований во вновь образованное муниципальное образование - Труновский муниципальный округ Ставропольского края.
В соответствии с абзацем десятым ч. 5 ст. 34 Закона № 131-Ф3 органы местного самоуправления вновь образованного муниципального образования в соответствии со своей компетенцией являются правопреемниками органов местного самоуправления, которые на день создания вновь образованного муниципального образования осуществляли полномочия по решению вопросов местного значения на соответствующей территории, в отношениях с органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, физическими и юридическими лицами. Вопросы правопреемства подлежат урегулированию муниципальными правовыми актами вновь образованного муниципального образования.
В силу п. 1 ст. 6 Закона Ставропольского края от 31.01.2020 N 14-кз органы местного самоуправления Труновского муниципального округа в соответствии со своей компетенцией являются правопреемниками органов местного самоуправления Труновского муниципального района Ставропольского края и сельских поселений, входящих в состав Труновского муниципального района Ставропольского края, которые на день вступления в силу настоящего Закона осуществляли полномочия по решению вопросов местного значения на соответствующей территории, в отношениях с органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти Ставропольского края, органами местного самоуправления муниципальных образований Ставропольского края, физическими и юридическими лицами. Вопросы правопреемства подлежат урегулированию муниципальными правовыми актами Труновского муниципального округа.
Решением Думы Труновского муниципального округа Ставропольского края от 08.10.2020 № 13 «О правопреемстве органов местного самоуправления вновь образованного муниципального образования Труновский муниципальный округ Ставропольского края» определено, что правопреемником в отношении договорных обязательств, заключенных органами местного самоуправления муниципальных образований, указанных в пункте 1 данного решения, выступает:
Дума муниципального округа - в отношении действующих договорных и иных обязательств по вопросам межмуниципального сотрудничества, а также лицензионных договоров, предусматривающих права использования соответствующих результатов интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации, заключенных Думой муниципального округа;
Администрация муниципального округа в пределах компетенции по следующим договорам, заключенным органами местного самоуправления муниципальных образований, указанными в пункте 1 данного решения:
по договорам, подтверждающим право собственности, право пользования;
по договорам, предметом которых является поступление средств в бюджет муниципального образования;
по договорам о закупке (поставке) товаров, работ и услуг за бюджетные средства, заключенным по результатам проведения муниципальных закупок (по итогам размещения заказов);
по иным договорам и документам, в пределах полномочий администрации муниципального округа и ее отраслевых (функциональных) и территориальных органов и должностных лиц с учетом положений настоящего решения;
по трудовым договорам, в части исполнения обязательств по предоставлению гарантий и компенсаций работникам при расторжении трудовых договоров в связи с ликвидацией органов местного самоуправления муниципальных образований, указанных в настоящем решении, и их отраслевых (функциональных) органов;
7.3. Отраслевые (функциональные) органы муниципального округа, обладающие правами юридического лица, - по соответствующим договорам отраслевых (функциональных) органов местного самоуправления муниципальных образований, указанных в пункте 1 настоящего решения (т.1 л.д. 70-72).
28.07.2020 Советом Труновского муниципального района Ставропольского края было принято решение № 28 «О ликвидации Финансового управления Труновского муниципального района Ставропольского края» (т.1 л.д. 45-49).
02.12.2020 Думой Труновского муниципального округа принято решение № 38 «Об учреждении (создании) финансового управления администрации Труновского муниципального округа Ставропольского края», решение № 39 «Об утверждении Положения о финансовом управлении администрации Труновского муниципального округа Ставропольского края», из которых следует, что финансовое управление администрации Труновского муниципального округа является отраслевым (функциональным) органом, входящим в структуру администрации Труновского муниципального округа Ставропольского края, обеспечивающим проведение единой финансовой и бюджетной политики на территории Труновского муниципального округа Ставропольского края. Финансовое управление администрации Труновского муниципального округа является юридическим лицом (т. 1 л.д. 50-56).
В соответствии с решением Думы Труновского муниципального округа Ставропольского края от 08.10.2020 № 6 «О структуре органов местного самоуправления Труновского муниципального округа Ставропольского края» Финансовое управление является структурным подразделением администрации Труновского муниципального округа (т.1 л.д.221-222).
Согласно ранее действовавшему ранее Положению о финансовом управлении администрации Труновского муниципального района Ставропольского края, утвержденному решением Совета Труновского муниципального района Ставропольского края от 14.07.2016 № 43, финансовое управление администрации Труновского муниципального района также являлось отраслевым органом, входящим в структуру администрации Труновского муниципального округа Ставропольского края, осуществляющим проведение единой финансовой и бюджетной политики на территории Труновского муниципального района Ставропольского края, и юридическим лицом (т. 1 л.д. 57-63).
Полномочия, задачи, функции Финансового управления администрации Труновского муниципального округа Ставропольского края аналогичны полномочиям, задачам, функциям Финансового управления администрации Труновского муниципального района Ставропольского края.
В штатном расписании Финансового управления администрации Труновского муниципального района имелось 19 должностей, в штатном расписании Финансового управления администрации Труновского муниципального округа - 17 (т. 1, л.д. 146-148).
Из 19 работников Финансового управления администрации Труновского муниципального района 17, включая начальника управления, были переведены в финансовое управление администрации Труновского муниципального округа в порядке, предусмотренном п. 5 ч. 1 ст. 77 ТК РФ (т. 1 л.д. 149-166),
Лишь Морозова И.Н. и Говорова Л.И. были уволены на основании п. 1 ч. 1 ст. 81 ТК РФ в связи с ликвидацией организации.
Установив указанные обстоятельства и удовлетворяя исковые требования Морозовой И.Н. о признании приказа от 30.12.2020 № 107 о ее увольнении по п.1 ч.1 ст.81 ТК РФ (в связи с ликвидацией организации) незаконным и восстановлении в ранее занимаемой должности ведущего специалиста отдела планирования и анализа бюджета Финансового управления администрации Труновского муниципального района Ставропольского края, руководствуясь положениями ст.ст.81, 75, 237 ТК РФ, суд первой инстанции исходил из того, что ликвидации организации, в которой работала истец, не произошло, фактические произошла реорганизация Финансового управления администрации Труновского муниципального района Ставропольского края, где работала Морозова И.Н. в другое юридическое лицо - финансовое управление администрации Труновского муниципального округа Ставропольского края путем передачи имущества, а также всех прав и обязанностей, с сохранением целей, задачи и полномочий от одного к другому, с сокращением общего количества штатных должностей с 19 до 17, и переводом 17 ранее работавших сотрудников в Финансовое управление администрации Труновского муниципального округа.
Судебная коллегия соглашается с выводами районного суда в этой части и их правовым обоснованием, поскольку они соответствуют правильно установленным юридическим значимым обстоятельствам дела, мотивированны, с указанием норм трудового законодательства, подлежащих применению к спорным правоотношениям.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 81 ТК РФ трудовой договор может быть расторгнут работодателем в случае ликвидации организации либо прекращения деятельности индивидуальным предпринимателем.
О предстоящем увольнении в связи с ликвидацией организации, сокращением численности или штата работников организации работники предупреждаются работодателем персонально и под роспись не менее чем за два месяца до увольнения (часть 2 статьи 180 ТК РФ).
В п. 28 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» разъяснено, что основанием для увольнения работников по пункту 1 части 1 статьи 81 ТК РФ может служить решение о ликвидации юридического лица, то есть решение о прекращении его деятельности без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам, принятое в установленном порядке (статья 61 ГК РФ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 61 ГК РФ под ликвидацией юридического лица понимается прекращение его деятельности без перехода в порядке универсального правопреемства его прав и обязанностей к другим лицам.
При этом под правами и обязанностями понимаются не только имущественные правоотношения ликвидируемого юридического лица, но весь комплекс правоотношений, вытекающих из правоспособности этого юридического лица.
В соответствии со статьей 49 ГК РФ возможность иметь гражданские права и нести обязанности должна быть предусмотрена в учредительном документе юридического лица и соответствовать целям деятельности юридического лица.
Из анализа приведенных выше нормативных актов и решений Думы Труновского муниципального округа Ставропольского края, установленных судом обстоятельств увольнения истицы, следует, что в данном случае имела место не ликвидация Финансового управления администрации Труновского муниципального района Ставропольского края, а его реорганизация в Финансовое управление администрации Труновского муниципального округа с передачей функций ранее существовавшего управления, о чем свидетельствует Положение о финансовом управлении администрации Труновского муниципального округа Ставропольского края, утвержденное решением Думы Труновского муниципального округа № 38 от 02.12.2020.
Доводы апелляционной жалобы о том, что решение районного суда в части удовлетворения исковых требований Морозовой И.Н. о восстановлении в ранее занимаемой должности не может быть признано законным, поскольку судом отказано в ее требованиях о признании ликвидации Финансового управления администрации Труновского муниципального района незаконной, судебной коллегией отклоняются, поскольку надлежащим способом защиты нарушенных трудовых прав истицы является восстановление на работе в ранее занимаемой должности, тогда как признание незаконной ликвидации Финансового управления администрации Труновского муниципального района не приведет к восстановлению права Морозовой И.Н. на труд.
Вместе с тем, судебная коллегия не может согласиться с решением районного суда в части удовлетворения исковых требований Морозовой Е.Н. о возложении на Финансовое управление администрации Труновского муниципального округа Ставропольского края обязанности принять Морозову И.Н. на работу в порядке перевода, поскольку указанные требования заявлены излишне.
Суд первой инстанции, установив незаконность увольнения Морозовой И.Н. по п.1 ч.1 ст.81 ТК РФ приказом от 30.12.2020 № 107 восстановил ее в ранее занимаемой должности ведущего специалиста отдела планирования и анализа бюджета Финансового управления администрации Труновского муниципального района Ставропольского края, что является надлежащим и достаточным способом защиты ее нарушенного права. Что касается принятия истицы в порядке перевода в Финансовое управление администрации Труновского муниципального округа Ставропольского края, то решение в этой части является неисполнимым, поскольку в исковых требованиях Морозовой И.Н. и судом, удовлетворившим ее требования, не указано на какую должность она должна быть принята в порядке перевода.
При решении этого вопроса должно быть установлено, не произошло ли сокращение должности, которую ранее занимала Морозова И.Н., а при установлении сокращения должности, ей должна быть предложена другая должность, соответствующая ее квалификации и опыту работы, с учетом возможного наличия преимущественного права на оставление на работе, что выходит за рамки предмета рассматриваемого спора.
На основании п.4 ч.1 ст.330 ГПК РФ обжалуемое решение в части подлежит отмене с принятием нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований Морозовой И.Н. к Финансовому управлению администрации Труновского муниципального округа Ставропольского края о возложении обязанности принять ее на работу в порядке перевода, с оставлением без изменения обжалуемого решения районного суда в остальной части.
Руководствуясь ст. ст. 327-330 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Труновского районного суда Ставропольского края от 23 марта 2021 года в части возложения обязанности на Финансовое управление администрации Труновского муниципального округа Ставропольского края принять Морозову Ирину Николаевну на работу в порядке перевода - отменить.
Принять в отмененной части новое решение, которым в удовлетворении исковых требований Морозовой Ирины Николаевны к Финансовому управлению администрации Труновского муниципального округа Ставропольского края о возложении обязанности принять ее на работу в порядке перевода - отказать.
В остальной части это же решение оставить без изменения.
Апелляционную жалобу Главы Труновского муниципального округа Ставропольского края Высоцкого Е.В. – удовлетворить частично.
Председательствующий: Л.И. Кононова
Судьи: Т.С. Евтухова
О.В. Журавлева