ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-125/2022 от 16.05.2022 Челябинского областного суда (Челябинская область)

Судья Максимов А.Е.

Дело № 2-125/2022

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

дело № 11-4594/2022

16 мая 2022 года г. Челябинск

Судебная коллегия по гражданским делам Челябинского областного суда в составе:

председательствующего Скрябиной С.В.,

судей Елгиной Е.Г., Доевой И.Б.,

при ведении протокола судебного заседания

помощником судьи Колотыгиной А.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело по иску ФИО1 к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Челябинской области о признании решения незаконным, возложении обязанности,

по апелляционной жалобе Государственного учреждения- Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Челябинской области на решение Златоустовского городского суда Челябинской области от 12 января 2022 года.

Заслушав доклад судьи Елгиной Е.Г. об обстоятельствах дела, доводах апелляционной жалобы, возражений, пояснения представителя ответчика Государственного учреждения- Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Челябинской области – Очередной А.И., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, пояснения истца ФИО1, поддержавшего возражения на апелляционную жалобу, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

ФИО1 обратился в суд с иском (с учетом уточнений) к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Челябинской области (далее по тексту ОПФР по Челябинской области), просил признать незаконным решение Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Златоусте Челябинской области (межрайонное) от 29 июня 2021 года об отказе в установлении пенсии, обязать ОПФР по Челябинской области включить его в стаж в соответствии со Списком №2 для установления досрочной страховой пенсии по старости следующие периоды работы:

- с 14 июня 1988 года по 12 сентября 1988 года - в Александровском речном порту в качестве <данные изъяты>;

- с 27 апреля 1990 года по 02 декабря 1990 года - в Александровском речном порту в качестве <данные изъяты>;

- с 07 мая 1991 года по 06 сентября 1993 года - в Александровском речном порту в качестве <данные изъяты>;

- с 06 июня 1984 года по 20 июля 1984 года - в Александровском морском порту в качестве <данные изъяты>

Обязать ОПФР по Челябинской области включить в стаж в соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 30 ФЗ от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях» периоды работы:

- с 07 июня 2000 года по 01 сентября 2001 года - в СДРО ЗАО «РУС ОТИС» в качестве <данные изъяты>;

- с 12 ноября 2001 года по 18 июня 2003 года - в УВД Томской области в должности <данные изъяты>

Обязать ОПФР по Челябинской области назначить ему страховую пенсию по старости.

В обоснование заявленных требований указал, что 17 марта 2021 года обратился к ответчику с заявлением о назначении страховой пенсии по старости в соответствии с ч. 2 ст. 33 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400- ФЗ «О страховых пенсиях». Решением от 29 июня 2021 года ему отказано в установлении досрочной страховой пенсии по старости по причине отсутствия стажа на соответствующих видах работ. Согласно указанному решению в стаж на соответствующих видах работ для установления досрочной страховой пенсии по старости не засчитаны периоды работы с 07 мая 1991 года по 06 сентября 1993 года, с 06 июня 1984 года по 20 июля 1984 года в Александровском морском порту, поскольку наименование должностей указано не в соответствии со Списками производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах. С 06 июня 1984 года по 20 июля 1984 года - работа в качестве <данные изъяты> в «Александровском морском порту», поскольку по представленным документам невозможно установить вид судна, на котором работал заявитель. Кроме того, ответчиком не засчитан стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера с 07 июня 2000 года по 01 сентября 2001 года - в СДРО ЗАО «РУС ОТИС» в качестве <данные изъяты> и период работы с 12 ноября 2001 года по 18 июня 2003 года - в УВД Томской области.

С оспариваемым решением ответчика не согласен, поскольку заявленные им требования подтверждаются документально.

С 06 июня 1984 года по 20 июля 1984 года он работал в Александровском речном порту (не в морском порту, как указывает ответчик) <данные изъяты> т/х «БТ-204»; с 14 июня 1988 года по 12 сентября 1988 года – в Александровском речном порту в качестве <данные изъяты> т/х РТ-714; с 27 апреля 1990 года по 06 сентября 1993 года- в Александровском речном порту в качестве <данные изъяты> т/х «Плотовод-696»; с 15 октября 1990 года переведен <данные изъяты> РТ-714; 07 мая 1991 года- переведен <данные изъяты> т/х «Плотовод-696»; 05 мая 1992 года- переведен <данные изъяты>. Весь период в плавсоставе он был занят на работах с тяжелыми условиями труда. Считает, что стаж работы по п.9 ч.1 ст.30 ФЗ-400 «О страховых пенсиях» составил 14 лет 6 месяцев 26 дней.

Ответчиком при принятии решения об отказе в установлении досрочной страховой пенсии по старости, стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, рассчитан равным 20 лет 5 месяцев 3 дня. С указанным расчетом не согласен, полагает, что стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, составляет 22 года 4 месяца. Ему не засчитан в его стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера период работы с 07 июня 2000 года по 01 сентября 2001 года - в СДРО ЗАО «РУС ОТИС» в качестве <данные изъяты> и период работы с 12 ноября 2001 года по 18 июня 2003 года - в УВД Томской области. Однако, согласно архивной справке от 08 апреля 2021 года Управления МВД РФ по Томской области и архивной справке ГКУ Новосибирской области «Государственный архив Новосибирской области» от 23 сентября 2021 года в соответствии с Постановлением Совета Министров СССР от 10 ноября 1967 года №1029 «О порядке применения Указа Президиума Верховного Совета СССР от 26 сентября 1967 года «О расширении льгот для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера» г. Стрежевой отнесен к районам Крайнего Севера и местностям, приравненным к районам Крайнего Севера.

На момент обращения с заявлением 17 марта 2021 года имелись все основания для назначения ему страховой пенсии по старости с учетом суммирования стажа по Списку №2 и стажа, полученного в районах, приравненных к Крайнему Северу (л.д. 8-11, 89-92).

В судебном заседании в суде первой инстанции истец ФИО1, его представитель ФИО2, действующая на основании ордера от 14 декабря 2021 года (л.д.71), поддержали заявленные исковые требования по основаниям и доводам, изложенным в исках.

В судебном заседании в суде первой инстанции представитель ответчика ФИО4, действующая на основании доверенности от 01 октября 2021 года (л.д.72), возражала относительно заявленных исковых требований по основаниям и доводам, изложенным в отзыве на исковое заявление (л.д.63-66).

Решением суда признано незаконным решение ОПФР по Челябинской области от 29 июня 2021 года об отказе ФИО1 в установлении досрочной страховой пенсии по старости по причине отсутствия стажа на соответствующих видах работ.

На ОПФР по Челябинской области возложена обязанность включить в стаж ФИО1 на соответствующих видах работ по п. 9 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» периоды работы в Александровском речном порту:

- с 06 июня 1984 года по 20 июля 1984 года - в качестве <данные изъяты>

- с 14 июня 1988 года по 12 сентября 1988 года - в качестве <данные изъяты>

- с 27 апреля 1990 года по 02 декабря 1990 года- в качестве <данные изъяты>

- с 07 мая 1991 года по 06 сентября 1993 года - в качестве <данные изъяты>

На ОПФР по Челябинской области возложена обязанность включить в стаж ФИО1 на соответствующих видах работ по п. 6 ч. 1 ст. 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» период работы с 07 июня 2000 года по 01 сентября 2001 года в филиале «Сибирско-Дальневосточного регионального отделения закрытого акционерного общества «РУС ОТИС» в качестве <данные изъяты>.

На ОПФР по Челябинской области возложена обязанность установить ФИО1 страховую пенсию по старости в соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» с 17 марта 2021 года (л.д.107-115)

На указанное решение суда ответчик ОПФР по Челябинской области подал апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, не передавая дело на новое рассмотрение, вынести новое решение об отказе в удовлетворении заявленных исковых требований.

В обоснование доводов апелляционной жалобы указывает, что решение суда вынесено с нарушением норм материального права.

По имеющимся в распоряжении пенсионного органа документам определено, что возраст истца составляет 53 года, продолжительность страхового стажа- 31 год 03 месяца 29 дней, стаж работы в МКС-20 лет 5 месяцев 3 дня, стаж работы по Списку №2- 5 лет 1 месяц 10 дней, стаж работы по п.9 ч.1 ст. 30 ФЗ №400 «О страховых пенсиях»- 4 года 01 месяц 19 дней, стаж работы по п.9 ч.1 ст. 30 в льготном исчислении- 5 лет 8 месяцев 19 дней, стаж работы по п.9 ч.1 ст. 30 с учетом суммирования со Списком №2-10 лет 10 месяцев 2 дня, величина индивидуального пенсионного коэффициента составляет 86,641.

Условия назначения пенсии, отсутствующие у заявителя: продолжительность стажа на соответствующих видах работ по п.9 ч.1 ст.30 указанного Федерального закона -12 лет 6 месяцев; продолжительность стажа на соответствующих видах работ п.2 ч.1 ст.30- 6 лет 3 месяца.

В стаж на соответствующих видах работ по п.2 ч.1 ст.30 Закона №400-ФЗ не засчитаны периоды работ: с 14 июня 1988 года по 12 сентября 1988 года- в качестве <данные изъяты>, с 27 апреля 1990 года по 02 декабря 1990 года- в качестве <данные изъяты>, с 07 мая 1991 года по 06 сентября 1993 года- работа в качестве <данные изъяты> в «Александровском морском порту». Поскольку наименование должностей указано не в соответствии со Списками производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденных постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 года №1173 разделом ХХХ «Транспорт» подразделом 2 «Морской и речной флот» и Производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержден постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года №10.

В стаж на соответствующих видах работ по п.2 и 9 ч.1 ст. 30 Закона №400-ФЗ не засчитан период с 06 июня 1984 года по 20 июля 1984 года - работа в качестве <данные изъяты> в «Александровском морском порту», поскольку по представленным документам установить вид судна, на котором работал истец, не представляется возможным.

Указывает, что с выводом суда с датой назначения страховой пенсии с 17 марта 2021 года, не согласен. Считает, что истец по указанному в решению основанию назначения пенсии - по п.6 ч.1 ст. 32 ФЗ «О страховых пенсиях» не достиг пенсионного возраста. Право на страховую пенсию в соответствии с п.6 ч.1 ст. 32 ФЗ «О страховых пенсиях» у заявителя возникает по достижению возраста 60 лет, то есть 29 марта 2028 года (л.д. 117-119).

В возражениях на апелляционную жалобу истец указывает, что доводы апелляционной жалобы ответчика являются необоснованными, а решение суда отмене не подлежит.

С 06 июня 1984 года по 20 июля 1984 года он работал в Александровском речном порту (не в морском порту, как указывает ответчик в решении) <данные изъяты> т/х «БТ-204»; с 14 июня 1988 года по 12 сентября 1988 года - в Александровском речном порту в качестве <данные изъяты> т/х РТ-740; с 27 апреля 1990 года по 06 сентября 1993 года- в Александровском речном порту в качестве <данные изъяты> т/х «Плотовод-696»; с 15 октября 1990 года переведен <данные изъяты> РТ-714; с 07 мая 1991 года- переведен <данные изъяты> т/х «Плотовод-696»; с 05 мая 1992 года- переведен <данные изъяты>. Весь период работы в плавсоставе с 06 июня 1974 года по 20 июля 1984 года, с 14 июня 1988 года по 12 сентября 1988 года, с 27 апреля 1990 года по 06 сентября 1993 года был занят на работах с тяжелыми условиями труда. Таким образом, стаж работы по п.9. ст. 30 Федерального закона №400-ФЗ (с учетом стажа, установленного Решением ответчика, с учетом суммирования со Списком №2) составил более 12-ти лет 6 месяцев.

Полагает, что суд правильно пришел к выводу о необоснованном незаконном отказе ответчика во включении в стаж периодов работы в Александровском речном порту.

В решении ответчика отсутствует указание на недостижение им возраста для назначения пенсии. В судебном заседании в суде первой инстанции, представитель ответчика на вопрос суда пояснила, что у истца имеется стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера необходимый и достаточный для досрочного назначения пенсии.

В связи с изложенным, считает, что на момент обращения с заявлением 17 марта 2021 года у ответчика имелись основания для назначения ему страховой пенсии по старости в соответствии с ч.2 ст. 33 ФЗ №400-ФЗ «О страховых пенсиях» (л.д.127-130).

Изучив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы, возражений, в соответствии со ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия приходит к выводу об отмене решения суда первой инстанции в части удовлетворения требований истца о признания незаконным решения ОПФР по Челябинской области от 29 июня 2021 года , обязании ОПФР по Челябинской области включить истцу в специальный стаж на соответствующих видах работ по п. 9 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее Закон от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ) периоды работы в Александровском речном порту, возложении на ответчика обязанности установить ФИО1 страховую пенсию по старости в соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ с 17 марта 2021 года, в связи с неправильным применением норм материального права.

Как установлено судом и подтверждается материалами дела, 17 марта 2021 года ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, обратился в ГУ УПФР в г. Златоусте (межрайонное) с заявлением о назначении ему страховой пенсии по старости (л.д. 77-79).

Решением УПФР в Златоусте (межрайонное) от 29 июня 2021 года истцу отказано в установлении досрочной страховой пенсии по старости по причине отсутствия стажа на соответствующих видах работ

Согласно указанному решению страховой стаж истца составляет 31 год 03 месяца 29 дней, стаж работы в местности, приравненной к районам Крайнего Севера – 20 лет 05 месяцев 03 дней, стаж работы по Списку № 2 – 5 лет 1 месяц 10 дней, стаж работы по п. 9 ч.1 ст. 30 Закона №400-ФЗ – 4 года 1 месяц 19 дней, стаж работы по п. 9 ч.1 ст. 30 Закона №400-ФЗ в льготном исчислении – 5 лет 8 месяцев 19 дней, стаж работы по п. 9 ч.1 ст. 30 Закона №400-ФЗ с учетом суммирования со Списком № 2 – 10 лет 10 месяцев 2 дня (при требуемых 12-ти годах 6-ти месяцах), величина индивидуального пенсионного коэффициента – 86,641.

В стаж истца на соответствующих видах работ по п.2 ч. 1 ст. 30 Закона №400-ФЗ «О страховых пенсиях» не включены следующие периоды работы в Александровском речном порту:

- с 14 июня 1988 по 12 сентября 1988 года - в качестве <данные изъяты>;

- с 27 апреля 1990 по 02 декабря 1990 года - в качестве <данные изъяты>;

- с 07 мая 1991 по 06 сентября 1993 года - в качестве <данные изъяты>.

Указанные периоды не включены в специальный стаж, поскольку наименование должностей указано не в соответствии со Списками производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденными постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 года №1173, разделом XXX «Транспорт», подразделом 2 «Морской и речной флот» и Производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденными постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991года №10.

В стаж истца на соответствующих видах работ по п.2 и п. 9 ч. 1 ст. 30 Закона №400-ФЗ не включен период работы с 06 июня 1984 по 20 июля 1984 года в качестве <данные изъяты> в Александровском морском порту.

Поскольку для предоставления права на досрочное пенсионное обеспечение необходимо, чтобы работник был зачислен в плавающий состав, то есть чтобы судно не относилось к портовым, постоянно работающим в акватории порта, служебно-вспомогательным, разъездным, пригородного и внутригородского сообщения, в то время как по представленным истцом документам УПФР в Златоусте (межрайонное) не смогло установить вид судна, на котором работал истец.

При этом периоды работы истца в Александровском речном порту:

- с 14 июня 1988 по 12 сентября 1988 года - в качестве <данные изъяты>

- с 27 апреля 1990 по 02 декабря 1990 года - в качестве <данные изъяты>

- с 07 мая 1991 по 06 сентября 1993 года - в качестве <данные изъяты>

засчитаны ему в стаж на соответствующих видах работ по п. 9 ч. 1 ст. 30 Закона №400-ФЗ (л.д. 15-19).

Согласно выписке из индивидуального лицевого счета периоды работы истца с 14 июня 1988 по 12 сентября 1988 года в Александровском речном порту в качестве <данные изъяты>, с 27 апреля 1990 по 02 декабря 1990 года в Александровском речном порту в качестве <данные изъяты>, 07 мая 1991 по 06 сентября 1993 года в Александровском речном порту в качестве <данные изъяты> включены в стаж с особыми условиями труда с кодом ЗП12И.

Как следует из трудовой книжки ФИО1 он до поступления в Александровский речной порт трудового стажа не имел.

Был принят в Александровский речной порт 06 июня 1984 года в качестве <данные изъяты> на т/х «БТ-204» временно, уволен 20 июля 1984 года как временно принятый;

С 01 июня 1986 года по 15 июня 1988 года – служба в рядах Советской Армии.

14 июня 1988 года принят в Александровский речной порт <данные изъяты> на т/х «Рт-714», уволен 12 сентября 1988 года по собственному желанию.

01 сентября 1985 года зачислен в число студентов 1 курса дневного отделения Новосибирского института инженеров водного транспорта;

27 апреля 1990 года принят в Александровский речной порт <данные изъяты> т/х «Плотовод -696», откуда переведен 15 октября 1990 года <данные изъяты> Рт-714;

07 мая 1990 года – зачислен на курсы комсостава флота;

07 мая 1991 года переведен 3 шт. <данные изъяты> т/х «Плотовод – 696»;

05 мая 1992 года переведен <данные изъяты>;

06 сентября 1999 года – уволен по собственному желанию (л.д. 20-28).

Как следует из уточняющей справки, выданной начальником Александровского речного порта Западно-Сибирского речного пароходства Государственного концерна «Российский речной флот» 30 сентября 1998 года , должности <данные изъяты> отнесены к категории работников плавающего состава и дают право на пенсию по возрасту на льготных условиях и в льготном размере согласно ст.12, п. «И».

Суда Александровского речного порта «Бт-204», «Рт-714», «Плотовод-696» не относятся к портовым, постоянно работающим на акватории порта, служебно-вспомогательным, разъездным, пригородного и внутреннего сообщения. Данная льготная работа подтверждается штатным расписанием, судовыми журналами, Уставом службы на судах от 30 марта 1982 года №30, Постановление ЦК КПСС, Совмина СССР, ВЦСПС от 17 сентября 1986 года №1115 «О совершенствовании организации заработной платы и введении новых тарифных ставок и должностных окладов работников производственных отраслей народного хозяйства» (л.д. 88).

Включая периоды работы истца с 06 июня 1984 по 20 июня 1984 года в качестве <данные изъяты>; с 14 июня 1988 по 12 сентября 1988 года в качестве <данные изъяты>; с 27 апреля 1990 по 02 декабря 1990 года в качестве <данные изъяты>; с 07 мая 1991 по 06 сентября 1993 года в качестве <данные изъяты> в Александровском речном порту в специальный стаж на соответствующих видах работ по п. 9 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» суд первой инстанции исходил из того, что занятость истца в периоды работы в Александровском речном порту на должностях, относящихся к плавсоставу на теплоходах, соответствующих требованиям п. 9 ч. 1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ, подтверждена его трудовой книжкой, оформленной в соответствии с требованиями Правил ведения и хранения трудовых книжек и Инструкцией по заполнению трудовых книжек, так и архивными справками судовладельца и государственного архива.

Однако судебная коллегия не может согласиться с указанными выводами суда первой инстанции.

В соответствии с ч.1 ст. 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).

В силу п. 2 ч.1 ст. 30 указанного Закона страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30: мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона по состоянию на 31 декабря 2018 года, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам;

мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет в плавсоставе на судах морского, речного флота и флота рыбной промышленности (за исключением портовых судов, постоянно работающих в акватории порта, служебно-вспомогательных и разъездных судов, судов пригородного и внутригородского сообщения) и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет (п. 9 ч.1 ст. 30 указанного Закона)

Устанавливая правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения трудовой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии до достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в той или иной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, обусловленных спецификой и характером труда, влияющих на утрату профессиональной трудоспособности; при этом учитываются и различия в функциональных обязанностях лиц, работающих на одних и тех же должностях, но в разных условиях, характере работы, в том числе - выполняемой в течение полного рабочего дня постоянно или отдельными периодами.

В силу ст.14 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ при подсчете страхового стажа периоды работы до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в системе обязательного пенсионного страхования подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации; периоды работы после регистрации в системе обязательного пенсионного страхования подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

Согласно п. 4 Порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденного приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 31 марта 2011 года №258н, характер работы и другие факторы (показатели), определяющие право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, установленные для отдельных видов работ (деятельности), подтверждается справками, а также иными документами, выдаваемыми работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами на основании документов соответствующего периода времени, когда выполнялась работа, из которых можно установить период работы в определенной профессии и должности и (или) на конкретных работах (в условиях), дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

В соответствии с п. 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года №516, в соответствии с которым стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня.

При этом под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных Списками, не менее 80% рабочего времени, включая время выполнения подготовительных и вспомогательных работ (п. 5 разъяснения Минтруда Российской Федерации от 22 мая 1996 года №5 «О порядке применения Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет»).

В силу ч.2 ст. 30 Закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ, списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Согласно пп. «б» п.1 постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года №665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение» (далее Постановление от 16 июля 2014 года №665) при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со ст. 30 Закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах, применяются:

Список №2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года №10 «Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение» (далее Список №2 1991 года);

Список №2 производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 года №1173 «Об утверждении списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах», - для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 1 января 1992 года (далее Список №2 1956 года).

Согласно пп. «а» п. 3 Постановления №665 при исчислении периодов работы, указанных в абзаце третьем подпункта «а», абзаце третьем подпункта «б» и абзаце третьем подпункта «в» пункта 1 настоящего постановления, - применяются соответствующие положения пунктов 97,98,108.109,110,111,112 и 113 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 3 августа 1972 года № 590 «Об утверждении Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий».

Исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии осуществляется с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года №516 (далее Правила от 11 июля 2002 года №516).

В п. 3 Правил от 11 июля 2002 года №516, предусмотрено суммирование периодов работы в плавсоставе на судах морского, речного флота и флота рыбной промышленности (за исключением портовых судов, постоянно работающих в акватории флота, служебно- вспомогательных и разъездных судом, судов пригородного и внутрипригородного сообщения) к периодам работы по Списку №2, только при досрочном назначении пенсии в соответствии с абзацем первым подпункта 2 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (в настоящее время п. 2 ч.1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ), который предусматривает специальный стаж для мужчин 12 лет 6 месяцев и достижение возраста 55 лет.

Таким образом, Правилами от 11 июля 2002 года №516 предусмотрено суммирование различных льготных периодов работ. При этом установлено, что к работе по пп. 2 п.2 указанных Правил (работе с тяжелыми условиями труда) производится суммирование периодов работ по пп. 9 п. 2 данных Правил, только при досрочном назначении пенсии в соответствии с абзацем первым подпункта 2 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (в настоящее время п.2 ч.1 ст.30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ), который предусматривает специальный стаж для мужчин 12 лет 6 месяцев и достижение возраста 55 лет. Суммирование периодов работы имеет правовое значение только в том случае, если в результате продолжительность специального стажа составит не менее 12 лет 6 месяцев, установленных в абзаце первом подпункта 2 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Если же в результате суммирования стаж составит менее 12 лет 6 месяцев, то правило о назначении досрочной пенсии с уменьшением возраста пропорционально продолжительности специального стажа, не применяется в силу прямого указания на это в абз. 3 п. 3 Правил от 11 июля 2002 года №516.

Разделом ХХХ «Транспорт» подразделом «Плавсостав судов» Списком №2 1956 года предусмотрены профессии «Механики и их помощники, старшие мотористы».

Разделом ХХХ111 «Транспорт» подразделом 3 «Речной и морской флот» «Плавающий состав»: Машинная команда судов служебно-вспомогательного флота судов портового флота, постоянно работающих в акватории флота (за исключением служебно- разъездных, пригородных и внутрипригородного сообщения) Списка №2 1991 года предусмотрены профессии «Мотористы всех наименований» код позиции 23003010-14706 и «Механики и их помощники, главные и старшие механики», код позиции 23003010-23484.

Поскольку периоды с 14 июня 1988 года по 12 сентября 1988 года - в качестве <данные изъяты>; с 27 апреля 1990 года по 02 декабря 1990 года - в качестве <данные изъяты>; с 07 мая 1991 года по 06 сентября 1993 года - в качестве <данные изъяты> в Александровском речном порту включенны ответчиком в специальный стаж истца по по п. 9 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ при принятии решения 29 июня 2021 года, их повторное включение в специальный стаж ФИО1 по тому же основанию судебным решением не требуется, следовательно, решение суда в данной части подлежит отмене с принятием нового решения об отказе в удовлетворении заявленных требований.

В связи с тем, что указанные профессии не перечислены в Списках №2 1956 года, 1991 года, оснований для включения указанных периодов в льготный стаж истца по Списку №2 также не имеется.

Как пояснял истец в суде первой и апелляционной инстанции, двойное наименование профессий вызвано тем, что он фактически совмещал две должности. Также ФИО1 в суде апелляционной и инстанции пояснил, что другим сотрудникам, работавшим с ним в спорный период в Александровском речном порту, периоды работы засчитаны в специальный стаж только по п. 9 ч.1 ст.30 Закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ.

В соответствии с п. 6 разъяснения Минтруда Российской Федерации от 22 мая 1996 года №5 при совмещении работ применяется Список №2, если одна из совмещаемых работ предусмотрена Списком №1, а другая - в Списке №2 (при продолжительности работы, предусмотренной в Списке №2, свыше 20% рабочего времени).

Аналогичный порядок учета трудовой деятельности с особыми условиями труда был предусмотрен п. 7 Разъяснения Госкомтруда СССР и ВЦСПС от 02 апреля 1976 года №5/8 «О порядке применения утвержденных постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 года №1173 Списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на пенсию на льготных условиях и в льготных размерах», согласно которому пенсии по совмещаемым работам, профессиям и должностям рабочим и служащим, занятым в производствах, цехах, в профессиях и должностях, предусмотренных в Списках №1 и №2, следует назначать: по Списку №2, если выполняемые совмещаемые работы, профессии и должности предусмотрены в Списке №1 и в Списке №2; на общих основаниях, если одна из выполняемых совмещаемых работ, профессий и должностей предусмотрена в Списке №1 и в Списке №2, а другая не предусмотрена Списками.

В силу п. 8 разъяснения Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 02 апреля 1976 года №5/8, если в Список от 22 августа 1956 года включены профессии рабочих под общим наименованием (например, в Список №2, раздел XXX, подраздел 1, включены «кондукторы грузовых поездов»), то право на пенсию на льготных условиях и в льготных размерах имеют рабочие всех наименований этих профессий, то есть не только кондукторы, но и главные, старшие и младшие кондукторы грузовых поездов.

В силу указанных разъяснений оснований для включения перечисленных периодов работы в специальный стаж истца по Списку №2 также не имеется.

Как следует из трудовой книжки истца, он работал в период с 06 июня 1984 года по 20 июля 1984 года <данные изъяты> на т/х «Бт-204».

Однако, ни работодатель, ни Государственное казенное учреждение Новосибирской области «Государственный архив Новосибирской области» не подтверждают, что указанный теплоход не относится к портовым, постоянно работающим на акватории порта, служебно- вспомогательным, разъездным, пригородного и внутреннего сообщения (л.д. 30-36, 84-88).

Следовательно, ответчик обоснованно не включил указанный период работы в специальный стаж истца по п. 9 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ. Указание в решении ОПФР по Челябинской области от 29 июня 2021 года вида порта как морской с учетом изложенного правового значения не имеет и не свидетельствует о его незаконности.

В связи с чем, решение суда первой инстанции о включении указанного периода в специальный стаж истца по п. 9 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ подлежит отмене с принятием нового решения об отказе в удовлетворении заявленных требований.

С учетом положений Списков №2 1956 и 1991 года оснований для включения данного периода работы в специальный стаж ФИО1 по Списку №2 также не имеется.

Удовлетворяя требования истца о включении в стаж на соответствующих видах работ по п. 6 ч. 1 ст. 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ периода работы с 07 июня 2000 по 01 сентября 2001 года в СДРО ЗАО «РУС ОТИС» электромехаником по лифтам 3 разряда, суд первой инстанции исходил из того, что указанный период работы, подтверждается трудовой книжкой истца, которая является документом, подтверждающим страховой стаж, согласуются с архивной справкой, город Стрежевой Томской области отнесен к местностям, приравненным к районам Крайнего Севера в целях предоставления государственных гарантий и компенсаций для лиц, работающих и проживающих в этих районах и местностях, не включение ГУ УПФР в г.Златоусте Челябинской области (межрайонное) указанного периода в стаж истца на соответствующих видах работ по указанному основанию является неправомерным.

Судебная коллегия полагает указанные выводы суда первой инстанции законными и обоснованными.

В соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 следующим гражданам: мужчинам по достижении возраста 60 лет и женщинам по достижении возраста 55 лет (с учетом положений, предусмотренных приложениями 5 и 6 к настоящему Федеральному закону), если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет. Гражданам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, страховая пенсия устанавливается за 15 календарных лет работы на Крайнем Севере. При этом каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера. Гражданам, проработавшим в районах Крайнего Севера не менее 7 лет 6 месяцев, страховая пенсия назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, на четыре месяца за каждый полный календарный год работы в этих районах. При работе в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, а также в этих местностях и районах Крайнего Севера каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера.

Согласно трудовой книжке и архивной справке государственного казенного учреждения Новосибирской области «Государственный архив Новосибирской области» (ГКУ НСО ГАНО) с 07 июня 2000 по 01 сентября 2001 года истец работал <данные изъяты> в СДРО ЗАО «РУС ОТИС» г.Стрежевого Томской области. Запись о том, что г. Стержневой отнесен к районам Крайнего Севера имеется в трудовой книжке истца (л.д. 23, 37).

Записи в трудовой книжке не содержат исправлений, неточностей, заверены оттисками печати организации, в которой работал истец, указаны реквизиты приказов, на основании которых внесены данные записи и согласуются со сведениями в архивной справке ГКУ НСО ГАНО. При этом каких-либо оснований полагать, что данные записи содержат недостоверные сведения, не имеется.

В соответствии с Постановлением Совета Министров СССР от 10 ноября 1967 года №1029 «О порядке применения Указа Президиума Верховного Совета СССР от 26 сентября 1967 года «О расширении льгот для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам крайнего Севера»», действовавшим до 01 января 2022 года, г.Стержневой отнесен к районам Крайнего Севера и местностям, приравненным к районам Крайнего Севера.

Судебная коллегия учитывает, что апелляционная жалоба ответчика не содержит оснований, по которым ответчик просит отменить решение суда первой инстанции в указанной части.

Согласно ч.2 ст. 33 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях» лицам, проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера или не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеющим необходимый для досрочного назначения страховой пенсии по старости, предусмотренной пунктами 1-10 и 16-18 части 1 статьи 30 настоящего Федерального закона, страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, возраст, установленный для досрочного назначения указанной пенсии, уменьшается на пять лет.

Однако с учетом установленных по делу обстоятельств у истца отсутствует стаж, необходимый для досрочного назначения страховой пенсии по старости, предусмотренной пунктами 2 и 9 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях», следовательно, оснований для назначения истцу пенсии по ч.2 ст. 33 указанного Федерального закона не имеется.

С учетом продолжительности стажа истца по п. 2 ч.1 ст. 30 и п. 9 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях» указанный стаж не суммируется.

Таким образом, решение суда первой инстанции в части удовлетворения требований ФИО1 о назначении страховой пенсию по старости в соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» с 17 марта 2021 года подлежит отмене с принятием нового решения об отказе в удовлетворении заявленных требований.

В остальной части решение суда не обжалуется, судебная коллегия не находит оснований для выхода за пределы доводов апелляционной жалобы.

Руководствуясь статьями 327-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Златоустовского городского суда Челябинской области от 12 января 2022 года об удовлетворении требований ФИО1 в части признания незаконным решения Государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Челябинской области от 29 июня 2021 года об отказе ФИО1 в установлении досрочной страховой пенсии по старости по причине отсутствия стажа на соответствующих видах работ, обязании Государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Челябинской области включить ФИО1 в специальный стаж на соответствующих видах работ по п. 9 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» периоды работы в Александровском речном порту: с 06 июня 1984 года по 20 июля 1984 года - в качестве <данные изъяты> с 14 июня 1988 года по 12 сентября 1988 года - в качестве <данные изъяты>; с 27 апреля 1990 года по 02 декабря 1990 года - в качестве <данные изъяты>; с 07 мая 1991 года по 06 сентября 1993 года - в качестве <данные изъяты>; возложении на Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по <адрес> обязанности установить ФИО1 страховую пенсию по старости в соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» с 17 марта 2021 года отменить, принять в указанной части новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.

В остальной части это же решение оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Челябинской области - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

Мотивированное апелляционное определение составлено 19 мая 2022 года.