ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-1260/19 от 03.10.2019 Суда Ямало-Ненецкого автономного округа (Ямало-Ненецкий автономного округ)

Гр. дело №2-1260/2019

Судья А.В. Паршуков

Апелл.дело № 33-2592/2019

СУД ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

3 октября 2019 года город Салехард

Судебная коллегия по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа в составе:

Председательствующего Шошиной А.Н.

судей коллегии Старовойтова Р.В. и Кравцовой Е.А.

при секретаре Хафизовой К.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя истца ФИО1 ФИО12 - ФИО2 ФИО13 на решение Салехардского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 5 июня 2019 года, которым постановлено:

Иск ФИО1 ФИО11 к Управлению культуры и молодежной политики Администрации МО г. Салехард о признании незаконными приказов о применении дисциплинарного взыскания, об установлении ежемесячных надбавок к окладу за особые условия муниципальной службы, возложении обязанности произвести перерасчет и выплату с учетом ранее установленной надбавки, компенсации морального вреда, взыскании судебных расходов оставить без удовлетворения.

Заслушав доклад судьи суда Ямало-Ненецкого автономного округа Кравцовой Е.А., пояснения истца ФИО1, представителя истца ФИО2, представителя ответчика Управления культуры и молодежной политики Администрации МО г. Салехард ФИО3, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Истец ФИО1 ФИО14 обратилась в суд с иском к Управлению культуры и молодежной политики Администрации МО г. Салехард о признании незаконными приказов о применении дисциплинарного взыскания, об установлении ежемесячных надбавок к окладу за особые условия муниципальной службы, возложении обязанности произвести перерасчет и выплату с учетом ранее установленной надбавки, компенсации морального вреда, взыскании судебных расходов. В обоснование иска указала, что состоит с ответчиком в трудовых отношениях в должности <данные изъяты> Управления культуры и молодежной политики Администрации МО г. Салехард. Приказом ответчика от 15 апреля 2019 года привлечена к дисциплинарной ответственности в виде замечания. Полагала данный приказ незаконным, поскольку ответчиком нарушена процедура привлечения ее к дисциплинарной ответственности, в частности, не отобраны объяснения, нарушен срок привлечения к ответственности. Указала, что датой обнаружения проступка являлось 1 мая 2018 года, тогда как в соответствии с положениями статьи 193 ТК РФ срок для привлечения к дисциплинарной ответственности составлял шесть месяцев. Кроме того, приказами работодателя № 06-лс от 16 марта 2018 года истцу установлена надбавка к должностному окладу в размере 95%, впоследствии приказом № 11-лс от 15 июня 2018 года размер надбавки снижен до 90%, приказом № 28-лс от 14 декабря 2018 года до 80%, приказом от 15 марта 2019 года № 05-лс до 60%. Считает, что данные приказы являются незаконными, поскольку ненадлежащее исполнение муниципальным служащим должностных обязанностей не может являться основанием для снижения надбавки, а может являться лишь основанием для привлечения к дисциплинарной ответственности или снижения премии по итогам работы за квартал (год). Поскольку действиями ответчика истцу причинен моральный вред, просила взыскать с ответчика компенсацию такового в сумме 50 000 рублей. Также, в связи с несением расходов по оплате услуг представителя полагала подлежащими взысканию с ответчика судебные расходы в сумме 30 000 рублей.

В судебном заседании суда первой инстанции истец участия не принимала, уполномочила представлять свои интересы представителя по доверенности.

Представитель истца ФИО2, действующий на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования поддержал. Указал, что не настаивает на доводах иска в части нарушения процедуры привлечения истца к дисциплинарной ответственности в виде не истребования объяснений. В части остальных доводов иска настаивал по приведенным в нем основаниям.

Представитель ответчика Управления культуры и молодежной политики Администрации МО г. Салехард ФИО3, действующий на основании доверенности, в судебном заседании возражал против удовлетворения исковых требований по основаниям, приведенным в возражениях на иск. Полагал, что срок привлечения истца к дисциплинарной ответственности соблюден. Указал на пропуск истцом срока для оспаривания приказов от 15 июня 2018 года, 14 декабря 2018 года. Кроме того, пояснил, что днем совершения проступка является 1 июня 2018 года, поскольку до 31 мая 2018 года истец вправе была уточнить сведения, представленные ею в декларации о доходах. Более того, непосредственному работодателю стало известно о совершенном проступке из доклада 14 марта 2019 года, соответственно, с указанной даты исчисляется срок для привлечения истца к дисциплинарной ответственности. Окончанием срока являлось 19 апреля 2019 года, поскольку в период с 25 по 29 марта 2019 года истец находилась в отпуске.

Судом постановлено решение, резолютивная часть которого приведена выше.

С решением суда не согласен представитель истца ФИО2, действующий на основании доверенности. В апелляционной жалобе оспаривает законность вынесенного судебного акта, просит его отменить, принять новое решение об удовлетворении заявленных требований. Выражает несогласие с выводом суда о соблюдении ответчиком процедуры привлечения истца к дисциплинарной ответственности, полагает о пропуске срока для привлечения истца к таковой в течение шести месяцев с момента совершения проступка. Также выражает несогласие с применением судом предусмотренного статьей 392 ТК РФ срока обращения в суд с требованиями о признании незаконными приказов от 15 июня 2018 года и 14 декабря 2018 года, полагая его не пропущенным. Кроме того, ссылается, что приложением №3 к Положению №66, устанавливающему денежное содержание муниципального служащего, ненадлежащее исполнение обязанностей муниципальным служащим может являться лишь основанием для привлечения его к дисциплинарной ответственности, уменьшения премии по итогам работы, но не для снижения размера надбавки. Поскольку надбавка является составной частью заработной платы, полагает, что применительно к положениям части 1 статьи 392 ТК РФ к спорным правоотношениям подлежит применению срок для обращения в суд один год.

В возражениях на апелляционную жалобу представитель ответчика Управления культуры и молодежной политики Администрации МО г. Салехард ФИО3 полагает решение суда законным.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции истец доводы апелляционной жалобы поддержала.

Представитель истца ФИО2 на доводах апелляционной жалобы настаивал по приведенным в ней основаниям.

Представитель ответчика Управления культуры и молодежной политики Администрации МО г. Салехард ФИО3 в судебном заседании полагал решение суда законным по основаниям, приведенным в возражениях на апелляционную жалобу.

Проверив материалы дела, заслушав пояснения истца, представителя истца, представителя ответчика, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Муниципальная служба в силу части 1 статьи 2 Федерального закона от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" представляет собой профессиональную деятельность граждан, которая осуществляется на постоянной основе на должностях муниципальной службы, замещаемых путем заключения трудового договора (контракта).

Муниципальным служащим в соответствии с частью 1 статьи 10 Федерального закона от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" является гражданин, исполняющий в порядке, определенном муниципальными правовыми актами в соответствии с федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации, обязанности по должности муниципальной службы за денежное содержание, выплачиваемое за счет средств местного бюджета.

Под должностью муниципальной службы понимается должность в органе местного самоуправления, аппарате избирательной комиссии муниципального образования, которые образуются в соответствии с уставом муниципального образования, с установленным кругом обязанностей по обеспечению исполнения полномочий органа местного самоуправления, избирательной комиссии муниципального образования или лица, замещающего муниципальную должность (часть 1 статьи 6 Федерального закона от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации").

Содержание и специфика профессиональной служебной деятельности государственных гражданских служащих на должностях государственной гражданской службы Российской Федерации, а также профессиональной деятельности муниципальных служащих на должностях муниципальной службы, характер выполняемых ими функций, предъявляемые к ним квалификационные требования и ограничения, связанные с прохождением государственной гражданской и муниципальной службы, обусловливают особый правовой статус государственных гражданских и муниципальных служащих.

Частью седьмой статьи 11 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что на государственных служащих и муниципальных служащих действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о государственной службе и муниципальной службе.

В соответствии с частью 2 статьи 3 Федерального закона N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" на муниципальных служащих распространяется действие трудового законодательства с особенностями, предусмотренными настоящим Федеральным законом.

В силу положений статьи 15 ФЗ №25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" граждане, претендующие на замещение должностей муниципальной службы, включенных в соответствующий перечень, муниципальные служащие, замещающие указанные должности, обязаны представлять представителю нанимателя (работодателю) сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей. Указанные сведения представляются в порядке, сроки и по форме, которые установлены для представления сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера государственными гражданскими служащими субъектов Российской Федерации.

Муниципальный служащий, замещающий должность муниципальной службы, включенную в соответствующий перечень, обязан представлять сведения о своих расходах, а также о расходах своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей в порядке и по форме, которые установлены для представления сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера государственными гражданскими служащими субъектов Российской Федерации (пункт 1.1 статьи15 ФЗ № 25-ФЗ»).

Согласно части 5 статьи 15 приведенного Федерального закона непредставление муниципальным служащим сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей в случае, если представление таких сведений обязательно, либо представление заведомо недостоверных или неполных сведений является правонарушением, влекущим увольнение муниципального служащего с муниципальной службы.

В соответствии с частью 6 статьи 15 Федерального закона №25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" проверка достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей муниципальной службы, включенных в соответствующий перечень, достоверности и полноты сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых муниципальными служащими, замещающими указанные должности, достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами при поступлении на муниципальную службу в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, соблюдения муниципальными служащими ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов, исполнения ими обязанностей, установленных Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации, осуществляется в порядке, определяемом нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.

Подпунктом «б» пункта 3 Положения о предоставлении гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, утвержденного Указом Президента РФ 18 мая 2009 г. N 559, государственными служащими, замещающими должности государственной службы (за исключением должностей государственной службы в Администрации Президента Российской Федерации), предусмотренные перечнем должностей, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 18 мая 2009 г. N 557, - ежегодно, не позднее 30 апреля года, следующего за отчетным.

В случае если гражданин или государственный служащий обнаружили, что в представленных ими в кадровую службу федерального государственного органа сведениях о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера не отражены или не полностью отражены какие-либо сведения либо имеются ошибки, они вправе представить уточненные сведения в порядке, установленном настоящим Положением. Гражданин может представить уточненные сведения в течение одного месяца со дня представления сведений в соответствии с подпунктом "а" пункта 3 настоящего Положения. Кандидат на должность, предусмотренную перечнем, может представить уточненные сведения в течение одного месяца со дня представления сведений в соответствии с подпунктом "а.1" пункта 3 настоящего Положения. Государственный служащий может представить уточненные сведения в течение одного месяца после окончания срока, указанного в подпункте "б" или "в" пункта 3 настоящего Положения (пункт 8 Положения).

Судом установлено и следует из дела, что ФИО1 состоит в трудовых отношениях с Управлением культуры и молодежной политики Администрации МО г. Салехард в должности <данные изъяты>.

Приказом от 15 апреля 2019 года № 16-ок истец привлечена к дисциплинарной ответственности в виде замечания за ненадлежащее исполнение обязанностей, установленных законодательством Российской Федерации о противодействии коррупции, выразившееся в предоставлении недостоверных и неполных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за 2017 год. В качестве основания для издания приказа явились протокол заседания комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулирования конфликта интересов Администрации МО г. Салехард от 22 марта 2019 года №3, объяснения ФИО1

Разрешая спор по существу, суд исходил из того, что ФИО1, являясь муниципальным служащим, в силу приведенных выше положений закона обязана была предоставить достоверные сведения о доходах, имуществе, ввиду неисполнения указанной обязанности обоснованно привлечена к дисциплинарной ответственности.

С учетом приведенного, оценив собранные по делу доказательства в их совокупности по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд первой инстанции пришел к выводу о совершении истцом дисциплинарного проступка.

Судебная коллегия соглашается с такими выводами суда в силу следующего.

Порядок привлечения муниципального служащего к дисциплинарной ответственности определен положениями статьи 27 ФЗ №25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», в соответствии с которой за совершение дисциплинарного проступка - неисполнение или ненадлежащее исполнение муниципальным служащим по его вине возложенных на него служебных обязанностей - представитель нанимателя (работодатель) имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания: 1) замечание; 2) выговор; 3) увольнение с муниципальной службы по соответствующим основаниям. Муниципальный служащий, допустивший дисциплинарный проступок, может быть временно (но не более чем на один месяц), до решения вопроса о его дисциплинарной ответственности, отстранен от исполнения должностных обязанностей с сохранением денежного содержания. Отстранение муниципального служащего от исполнения должностных обязанностей в этом случае производится муниципальным правовым актом. Порядок применения и снятия дисциплинарных взысканий определяется трудовым законодательством.

В соответствии со статьей 27.1 приведенного Федерального закона за несоблюдение муниципальным служащим ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции настоящим Федеральным законом, Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" и другими федеральными законами, налагаются взыскания, предусмотренные статьей 27 настоящего Федерального закона.

Взыскания, предусмотренные статьями 14.1, 15 и 27 настоящего Федерального закона, применяются представителем нанимателя (работодателем) в порядке, установленном нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации и (или) муниципальными нормативными правовыми актами, на основании: 1) доклада о результатах проверки, проведенной подразделением кадровой службы соответствующего муниципального органа по профилактике коррупционных и иных правонарушений; 2) рекомендации комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов в случае, если доклад о результатах проверки направлялся в комиссию; 2.1) доклада подразделения кадровой службы соответствующего муниципального органа по профилактике коррупционных и иных правонарушений о совершении коррупционного правонарушения, в котором излагаются фактические обстоятельства его совершения, и письменного объяснения муниципального служащего только с его согласия и при условии признания им факта совершения коррупционного правонарушения (за исключением применения взыскания в виде увольнения в связи с утратой доверия); 3) объяснений муниципального служащего; 4) иных материалов.

При применении взысканий, предусмотренных статьями 14.1, 15 и 27 настоящего Федерального закона, учитываются характер совершенного муниципальным служащим коррупционного правонарушения, его тяжесть, обстоятельства, при которых оно совершено, соблюдение муниципальным служащим других ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и исполнение им обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции, а также предшествующие результаты исполнения муниципальным служащим своих должностных обязанностей.

В акте о применении к муниципальному служащему взыскания в случае совершения им коррупционного правонарушения в качестве основания применения взыскания указывается часть 1 или 2 настоящей статьи.

Взыскания, предусмотренные статьями 14.1, 15 и 27 настоящего Федерального закона, применяются в порядке и сроки, которые установлены настоящим Федеральным законом, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и (или) муниципальными нормативными правовыми актами.

В соответствии с положениями статьи 11.1 Закона ЯНАО от 22.06.2007г. № 67-ЗАО «О муниципальной службе в Ямало-Ненецком автономном округе» взыскания за коррупционные правонарушения, предусмотренные статьями 14.1, 15 и 27 Федерального закона от 02 марта 2007 года N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации", применяются представителем нанимателя (работодателем) в соответствии с указанным Федеральным законом, настоящим Законом и муниципальным нормативным правовым актом.

Взыскания, предусмотренные в части 1 статьи 11.1, применяются не позднее одного месяца со дня поступления информации о совершении муниципальным служащим коррупционного правонарушения, не считая периода временной нетрудоспособности муниципального служащего, пребывания его в отпуске, других случаев его отсутствия на службе по уважительным причинам, а также времени проведения проверки и рассмотрения ее материалов комиссией по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов. При этом взыскание должно быть применено не позднее шести месяцев со дня поступления информации о совершении коррупционного правонарушения.

Постановлением Администрации города Салехарда от 6 сентября 2012 года N 437 утвержден Порядок применения взысканий за несоблюдение ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции к муниципальным служащим Администрации муниципального образования город Салехард, в соответствии с пунктом 3 которого, взыскания за коррупционные правонарушения налагаются представителем нанимателя (работодателем).

Взыскания за коррупционные правонарушения применяются в порядке, установленном Федеральным законом от 02 марта 2007 года N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации", Законом Ямало-Ненецкого автономного округа от 22 июня 2007 года N 67-ЗАО "О муниципальной службе в Ямало-Ненецком автономном округе", настоящим Порядком на основании: 1) доклада о результатах проверки, проведенной подразделением кадровой службы Администрации города Салехарда (структурного подразделения) по профилактике коррупционных и иных правонарушений (соответствующим должностным лицом) (далее - кадровая служба); 2) рекомендации комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих Администрации муниципального образования город Салехард и урегулированию конфликта интересов (комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих соответствующего структурного подразделения Администрации города Салехарда и урегулированию конфликта интересов) в случае, если доклад о результатах проверки направлялся в комиссию; 2.1) доклада кадровой службы о совершении коррупционного правонарушения, в котором излагаются фактические обстоятельства его совершения, и письменного объяснения муниципального служащего только с его согласия и при условии признания им факта совершения коррупционного правонарушения (за исключением применения взыскания в виде увольнения в связи с утратой доверия); 3) объяснений муниципального служащего; 4) иных материалов (пункт 5 Порядка).

Представитель нанимателя на основании доклада о результатах проверки, представленного кадровой службой, и иных сведений, указанных в пункте 5 настоящего Порядка, принимает одно из следующих решений: а) в случае если установлено соблюдение ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и исполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции - о неприменении к нему взыскания, предусмотренного статьями 14.1, 15 или 27.1 Федерального закона от 02 марта 2007 года N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации"; б) в случае если установлено несоблюдение ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции - о применении к нему взыскания, предусмотренного статьями 14.1, 15 или 27.1 Федерального закона от 02 марта 2007 года N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации", с указанием конкретного вида взыскания.

В соответствии с пунктом 15 Порядка (в редакции до 05.12.2018г.), взыскания, предусмотренные статьями 14.1, 15 и 27.1 Федерального закона от 02 марта 2007 года N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации", применяются не позднее 1 месяца со дня поступления информации о совершении муниципальным служащим коррупционного правонарушения, не считая периода временной нетрудоспособности муниципального служащего, пребывания его в отпуске, других случаев его отсутствия на службе по уважительным причинам, а также времени проведения проверки и рассмотрения ее материалов комиссией по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов. При этом взыскание должно быть применено не позднее шести месяцев со дня поступления информации о совершении коррупционного правонарушения.

Судом установлено и следует из дела, что истцом в сведениях о доходах муниципального служащего в разделе 1 «Сведения о доходах» справки за 2017 год в отношении себя не указан доход от продажи автомобиля в размере 200 000 рублей.

На основании служебной записки и.о. заведующего сектором по профилактике коррупционных и иных правонарушений ФИО4 на имя начальника Управления культуры и молодежной политики Администрации г. Салехард от 3 октября 2018 года, ответчиком издан приказ №22-лс от 4 октября 2018 года о проведении проверочных мероприятий в отношении ФИО1, установлен срок проведения проверки с 5 октября по 3 декабря 2018 года. Приказом №26-лс от 3 декабря 2018 года срок проведения проверки продлен до 3 января 2019 года. О том, что истец в справке указала неполные сведения о своих доходах и, в частности, не указала полученный ею в 2017 году доход от продажи автомобиля, представителю нанимателя стало известно 14 марта 2019 года, когда непосредственному руководителю поступил доклад о результатах проверки достоверности и полноты сведений, представленных муниципальным служащим. От истца было истребовано письменное объяснение, которое она представила 10 и 12 апреля 2019 года, указав, что невнимательно ознакомилась с разделом «Сведения о доходах» методических рекомендаций, умысла скрыть доход не имела. На заседании Комиссия Администрации г. Салехард по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих Администрации муниципального образования город Салехард и урегулированию конфликта интересов 22 марта 2019 года приняла решение рекомендовать руководителю Управления применить к муниципальному служащему конкретную меру ответственности в виде замечания, что следует из протокола №3.

В соответствии с приказом от 28 февраля 2019 года N 06-ок в период с 25 по 29 марта 2019 года истец находилась в дополнительном оплачиваемом отпуске.

Приказ о привлечении истца к дисциплинарной ответственности издан 15 апреля 2019 года. Таким образом, вопреки доводам апелляционной жалобы, порядок привлечения истца к дисциплинарной ответственности не был нарушен.

При этом, ссылка представителя истца в жалобе о необходимости исчисления шестимесячного срока для привлечения истца к дисциплинарной ответственности с момента совершения ею проступка является несостоятельной, поскольку основана на ошибочном толковании приведенных выше положений ФЗ №25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», Закона ЯНАО №67-ЗАО "О муниципальной службе в Ямало-Ненецком автономном округе", устанавливающих, что взыскание должно быть применено не позднее шести месяцев со дня поступления информации о совершении коррупционного правонарушения.

При этом, информация о совершении коррупционного правонарушения поступила в Администрацию МО г. Салехард из УГИБДД России по ЯНАО 18 октября 2018 года.

Закрепление частью 2 статьи 11.1 Закона ЯНАО № 67-ЗАО шестимесячного срока со дня поступления информации о совершении коррупционного правонарушения, являющегося по своему характеру пресекательным, призвано ограничить период неопределенности правового положения муниципального служащего, привлекаемого к дисциплинарной ответственности, и тем самым направлено на защиту прав и законных интересов лиц, проходящих муниципальную службу. При этом, срок применения взыскания, исчисляемый со дня совершения коррупционного правонарушения, был внесен в действующее законодательство, в частности, статью 193 ТК РФ Федеральным законом от 03.08.2018 N 304-ФЗ, статью 11.1 Закона ЯНАО №67-ЗАО «О муниципальной службе в Ямало-Ненецком автономном округе» Законом ЯНАО от 24.12.2018 N 107-ЗАО, в пункт 15 Порядка применения взысканий за несоблюдение ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции к муниципальным служащим Администрации муниципального образования город Салехард постановлением Администрации МО город Салехард от 05.12.2018 N 3490.

С учетом приведенного, оснований для признания незаконным приказа ответчика № 16-ок от 15 апреля 2019 года у суда не имелось.

Далее, отказывая в удовлетворении исковых требований ФИО1 о признании незаконными приказов от 15 июня 2018 года, 14 декабря 2018 года, суд исходил из пропуска истцом срока для обращения в суд за защитой нарушенного права.

Судебная коллегия соглашается с таким выводом суда по следующим основаниям.

В соответствии с частью 1 статьи 392 ТК РФ работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права, а по спорам об увольнении - в течение одного месяца со дня вручения ему копии приказа об увольнении либо со дня выдачи трудовой книжки.

С учетом приведенной нормы права, срок на обжалование оспариваемых приказов на момент подачи иска 14 июня 2019 года истцом был пропущен, поскольку истцу было известно о нарушении ее прав с момента подписания ею дополнительных соглашений к трудовому договору.

При этом, довод апелляционной жалобы о применении в данном случае годичного срока для обращения в суд за защитой нарушенного права основан на неверном толковании положений закона.

Отказывая в удовлетворении требований иска о признании незаконным приказа № 05-лс от 15 марта 2019 года, суд не нашел оснований для признания его таковым. Судебная коллегия полагает вывод суда правильным в силу следующего.

В соответствии со статьей 22 ФЗ №25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» оплата труда муниципального служащего производится в виде денежного содержания, которое состоит из должностного оклада муниципального служащего в соответствии с замещаемой им должностью муниципальной службы (далее - должностной оклад), а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат, определяемых законом субъекта Российской Федерации.

Органы местного самоуправления самостоятельно определяют размер и условия оплаты труда муниципальных служащих. Размер должностного оклада, а также размер ежемесячных и иных дополнительных выплат и порядок их осуществления устанавливаются муниципальными правовыми актами, издаваемыми представительным органом муниципального образования в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Решением Городской Думы МО г. Салехард от 18.09.2017г. №66 «Об утверждении Положения о денежном содержании, материальном стимулировании и формировании фонда оплаты труда муниципальных служащих муниципального образования город Салехард», утверждено Положение о денежном содержании, материальном стимулировании и формировании фонда оплаты труда муниципальных служащих муниципального образования город Салехард, а также Порядок установления ежемесячных надбавок к должностному окладу за особые условия муниципальной службы (Приложение №3 к Положению).

В соответствии с нормами данного Положения, ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия муниципальной службы устанавливается при назначении, перемещении муниципальных служащих и в других случаях с учетом профессиональной служебной деятельности, опыта работы по специальности, специального режима работы, выполнения работ высокой напряженности, дополнительной нагрузки в работе и в целях повышения заинтересованности муниципальных служащих в результате своей деятельности и качестве выполнения должностных обязанностей.

Размер ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия муниципальной службы муниципальному служащему устанавливается представителем нанимателя (работодателем) на определенный период времени (квартал) на основании предложений, поступивших от непосредственного руководителя муниципального служащего, в пределах средств фонда оплаты труда.

Предложения о размере ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия муниципальной службы муниципальным служащим оформляются в форме служебной записки согласно приложению N 1 к настоящему Порядку, подготовленной на основании отчета муниципального служащего о проделанной работе.

Служебная записка непосредственным руководителем муниципального служащего направляется для согласования представителю нанимателя (работодателю) не позднее 15 (пятнадцати) дней до наступления периода времени, на который устанавливается указанная надбавка.

По решению представителя нанимателя (работодателя) муниципальному служащему может быть изменен ранее установленный размер ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия муниципальной службы.

Основанием для изменения (уменьшения, увеличения) размера муниципальному служащему ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия муниципальной службы являются изменения условий прохождения муниципальной службы, определяемых с учетом конкретных обстоятельств, установленных пунктом 5 настоящего Порядка.

В случае отсутствия оснований для изменения муниципальному служащему размера ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия муниципальной службы действие ранее установленного размера надбавки считается пролонгированным на такой же срок.

В соответствии с пунктом 5 Порядка в целях установления муниципальным служащим ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия муниципальной службы используются следующие критерии оценки условий осуществления профессиональной служебной деятельности с учетом конкретных обстоятельств: 1) специальный режим работы по занимаемой должности или особый характер работы (в том числе командировки, выполнение служебных обязанностей вне рабочего места или в условиях, отличающихся от нормальных, неустроенность быта в районе выполнения работ) - до 80% должностного оклада; 2) выполнение работ высокой напряженности и интенсивности (в том числе большой объем работ, систематическое выполнение сложных, срочных и неотложных работ, работ, требующих повышенного внимания) - до 80% должностного оклада; 3) дополнительная нагрузка в работе (выполнение с надлежащим качеством дополнительных обязанностей, помимо указанных в должностной инструкции и в рамках функций органа местного самоуправления (структурного подразделения органа местного самоуправления), участие в работе постоянных комиссий) - до 60% должностного оклада; 4) допуск к конфиденциальной информации на постоянной основе - до 20% должностного оклада; 5) выполнение работ, связанных с риском для жизни и здоровья муниципальных служащих, - до 30% должностного оклада; 6) применение в работе современных методов и технологий при выполнении заданий - до 20% должностного оклада.

Муниципальным служащим, непосредственным руководителем которых является представитель нанимателя (работодателя), размер ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия муниципальной службы устанавливается в соответствии со служебной запиской, подготовленной кадровой службой структурного подразделения органа местного самоуправления по форме и в сроки, установленные пунктом 3 настоящего Порядка.

Представитель нанимателя (работодатель) самостоятельно устанавливает процентное соотношение надбавок в соответствии с критериями оценки осуществления профессиональной служебной деятельности с учетом конкретных обстоятельств, предусмотренных пунктом 5 настоящего Порядка.

Как усматривается из дела, основанием для издания приказа № 05 лс от 15 марта 2019 года явилась служебная записка непосредственного руководителя истца, в качестве обоснования установления размера надбавки 60% указано на неисполнение истцом отдельных поручений руководителя, ненадлежащее качество исполнения должностных обязанностей, отсутствие отчета за 1 квартал.

Дополнительным соглашением к трудовому договору от 15 марта 2019 года с 1 апреля 2019 года истцу установлена ежемесячная надбавка за особые условия муниципальной службы в размере 60 процентов должностного оклада.

Представитель ответчика в судебном заседании указал, что основанием для снижения размера надбавки явилось непосредственно уменьшение объема выполняемой истцом работы, о чем и указано в служебной записке.

В указанных обстоятельствах, работодателем установлен истцу размер надбавки к должностному окладу с учетом условий прохождения муниципальной службы, исходя из конкретных обстоятельств, применительно к положениям пункта 5 Положения. Истцом дополнительное соглашение, которым установлен размер надбавки в указанном размере, подписано, возражений не заявлено.

Довод заявителя жалобы о том, что Положение не предусматривает возможность уменьшения ежемесячной надбавки за особые условия гражданской службы в связи с ненадлежащим исполнением муниципальным служащим должностных обязанностей, основанием для признания оспариваемого приказа незаконным служить не может, поскольку размер надбавки зависит от результатов профессиональной служебной деятельности муниципального служащего, являющейся не только средством материального обеспечения служащего, но и средством стимулирования его профессиональной служебной деятельности, может быть изменен (увеличен или уменьшен) в целях материального стимулирования квалифицированной, компетентной, ответственной и инициативной работы. Такое изменение размера ежемесячной надбавки за особые условия муниципальной службы каким-либо нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, не противоречит.

В соответствии со статьей 237 ТК РФ моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора. В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.

Поскольку судом первой инстанции не установлено снований для удовлетворения требований иска о признании незаконными оспариваемых приказов, суд обоснованно отказал в удовлетворении и требований о компенсации морального вреда, а также применительно к положениям ст. 98, 100 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебных расходов.

Таким образом, судом первой инстанции правильно установлены фактические обстоятельства дела, выводы суда первой инстанции основаны на всестороннем, полном исследовании представленных доказательств, которым дана надлежащая правовая оценка в соответствии с требованиями ст. 67 Гражданского процессуального кодекса РФ, оснований для иной оценки представленных доказательств у судебной коллегии не имеется.

Каких-либо нарушений норм материального, либо процессуального права влекущих отмену решения суда не допущено.

При таких обстоятельствах, оснований для отмены, либо изменения решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.

Руководствуясь статьями 328-329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Салехардского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 5 июля 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Председательствующий: (подпись)

Судьи: (подписи)