. дело № 2-1260/2021
дело № 33-2155/2021
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Астрахань 16 июня 2021 года
Судебная коллегия по гражданским делам Астраханского областного суда в составе:
председательствующего Костиной Л.И.,
судей областного суда Тимофеевой И.П., Чернышовой Ю.А.,
при помощнике ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Костиной Л.И.
дело по апелляционной жалобе Государственного учреждения – Центр по установлению пенсий и социальных выплат Пенсионного фонда Российской Федерации в Астраханской области № 1
на решение Ленинского районного суда г. Астрахани от12 апреля 2021 года
по искуБогоятовой НВ к Государственному учреждению – Центр по установлению пенсий и социальных выплат Пенсионного фонда Российской Федерации в Астраханской области № 1 о признании незаконным решения,
установила:
ФИО2. обратилась в суд с иском, указав, что решением Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Кировском районе г. Астрахани ей отказано в назначении досрочной страховой пенсии в связи с осуществлением педагогической деятельности ввиду отсутствия требуемой продолжительности специального стажа (25 лет). На дату обращения в пенсионный орган ее специальный стаж составил 22 года 11 дней, из подсчета которого исключены периоды ее работы с 13 по 14 марта 2003 года, со 2 июня 2004 года по 28 августа 2007 года в должности воспитателя в негосударственном дошкольном образовательном учреждении «Центр развития ребенка «<данные изъяты>», впоследствии переименованном в частное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка – детский сад «<данные изъяты>». С отказом не согласна, просит признать решение Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда РФ в Кировском районе г. Астрахани № № от 20 ноября 2020 года в части исключения периодов из специального стажа незаконным, обязать ответчика включить вышеуказанные периоды в подсчет ее специального стажа, истребовать у ответчика пенсионное дело и взыскать с ответчика в ее пользу судебные расходы по оплате государственной пошлины в сумме 300 рублей.
В ходе судебного разбирательства истец изменил исковые требования, просил признать решение Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда РФ в Кировском районе г. Астрахани № № от 20 ноября 2020 года в части исключения периодов из специального стажа незаконным, обязать ответчика включить в подсчет ее специального стажа периоды работы со 2 июня 2004 года по 25 января 2006 года, с 28 января 2006 года по 28 августа 2007 года в должности воспитателя в негосударственном дошкольном образовательном учреждении «Центр развития ребенка «Газпром», истребовать у ответчика пенсионное дело, взыскать с ответчика в ее пользу судебные расходы по оплате государственной пошлины в сумме 300 рублей.
ФИО2 и представитель ответчика в судебное заседание не явились.
Представитель ФИО2 по доверенности ФИО3 в судебном заседании поддержала исковые требования.
Решением Ленинского районного суда г. Астрахани от 12 апреля 2021 года исковые требования ФИО2 удовлетворены.
В апелляционной жалобе Государственное учреждение – Центр по установлению пенсий и социальных выплат Пенсионного фонда Российской Федерации в Астраханской области № 1 (далее – Центр № 1 ПФР по установлению пенсий в Астраханской области), являющееся правопреемником ГУ УПФ РФ в Кировском районе г. Астрахани, ставит вопрос об отмене решения суда, поскольку спорные периоды работы истца не подлежат включению в подсчет ее специального стажа. Так как рассматриваемые периоды работы ФИО2 имели место после регистрации истца в системе обязательного пенсионного страхования, специальный стаж должен быть подтвержден сведениями персонифицированного учета. Однако согласно выписке из индивидуального лицевого счета истца оспариваемые периоды организацией не отнесены к ее специальному стажу.
На заседание коллегии ФИО2 не явилась, извещена, возражений не представила, в связи с чем коллегия определила рассмотреть дело в ее отсутствие.
В соответствии с частью 2 статьи 49 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей с 1 октября 2019 года) представителями в суде, за исключением дел, рассматриваемых мировыми судьями и районными судами, могут выступать адвокаты и иные оказывающие юридическую помощь лица, имеющие высшее юридическое образование либо ученую степень по юридической специальности. При этом адвокаты должны представить суду документы, удостоверяющие статус адвоката в соответствии с федеральным законом и их полномочия; иные оказывающие юридическую помощь лица должны представить суду документы, удостоверяющие их полномочия, а в случаях, предусмотренных частью 2 указанной статьи, также документы о своем высшем юридическом образовании или об ученой степени по юридической специальности (часть 3 статьи 49 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Поскольку представитель ФИО2 по доверенности ФИО3 не представила диплом о высшем юридическом образовании или об ученой степени по юридической специальности, судебная коллегия не находит правовых оснований для допуска ее к участию в деле.
Заслушав докладчика, объяснения представителя Центра ПФР № 1 по установлению пенсий в Астраханской области ФИО4, поддержавшей доводы жалобы, проверив материалы дела и обсудив доводы жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены принятого судебного решения.
Как следует из материалов дела и установлено судом, 10 ноября 2020 года ФИО2 обратилась с заявлением в Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда в Российской Федерации в Кировском районе г. Астрахани о назначении досрочной страховой пенсии в связи с осуществлением педагогической деятельности в учреждениях для детей.
Решением Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда в Российской Федерации в Кировском районе г. Астрахани № № от 20 ноября 2020 года в назначении досрочной страховой пенсии истцу отказано ввиду отсутствия требуемой продолжительности специального стажа (25 лет). На дату обращения в пенсионный орган специальный стаж истца составил 22 года 11 дней. Из подсчета специального стажа, наряду с иными исключены периоды ее работы в должности воспитателя в детском саду № № «Радость» НОУ Центра детства «<данные изъяты>», поскольку указанные периоды работодателем не определены как льготные.
Постановлением Правления Пенсионного Фонда России от 18 декабря 2019 года № 700п Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Кировском районе г. Астрахани ликвидировано, правопреемником является Государственное учреждение - Центр установления пенсий и социальных выплат пенсионного фонда Российской Федерации в Астраханской области № 1.
Признавая отказ пенсионного органа в части незаконным, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
Основания возникновения и порядок реализации прав граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены вступившим в силу с 1 января 2015 года Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
По общему правилу, право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет (часть 1 статьи 8 Федерального закона «О страховых пенсиях»).
Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии определены статьей 30 Федерального закона «О страховых пенсиях».
В соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 этого Закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
При исчислении страхового стажа в целях определения права на страховую пенсию периоды работы и (или) иной деятельности, которые имели место до дня вступления в силу названного федерального закона и засчитывались в трудовой стаж при назначении пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности), могут включаться в указанный стаж с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа), по выбору застрахованного лица (часть 8 статьи 13 Федерального закона «О страховых пенсиях»).
Согласно части 2 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу Федерального закона «О страховых пенсиях», засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях»).
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу названного федерального закона, могут исчисляться с применением правил, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (часть 4 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях»).
В целях реализации положений статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 года № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение».
Подпунктом «м» пункта 1 названного Постановления установлено, что при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, применяются:
- Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года № 781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»;
- Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года № 1067 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей», с применением положений абзаца третьего пункта 3 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г. включительно;
- Список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года № 463 «Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет», с применением положений пункта 2 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 года по 31 октября 1999 года включительно.
Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства»), - для учета периодов педагогической деятельности, имевшей место до 1 января 1992 года.
Согласно трудовой книжке, 22 октября 2002 года ФИО2 принята воспитателем в детский сад № № «<данные изъяты>» Негосударственного образовательного учреждения Центр детства «<данные изъяты>». Приказом от 14 марта 2005 года указанное учреждение переименовано в ДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № <данные изъяты>». 28 августа 2007 года уволена по собственному желанию.
Таким образом, установлено, что оспариваемый периоды имели место в период действия Списка № 781, которым поименованы должность воспитателя и дошкольные образовательные учреждения как детские сады всех наименований, центр развития ребенка – детский сад, ясли-сад (сад-ясли), детские ясли.
Из справки, уточняющей период педагогической деятельности истца, выданной Частным дошкольным образовательным учреждением «Центр развития ребенка - детский сад «<данные изъяты>» № № от 9 июля 2019 года следует, что истец в период с 22 октября 2002 года по 28 августа 2007 года осуществляла педагогическую деятельность в детском саду № <данные изъяты> «<данные изъяты>» Частного дошкольного образовательного учреждения «Центр развития ребенка – детский сад «<данные изъяты>» на полную ставку заработной платы в должности воспитателя, предусмотренной в Списках должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости.
В целях приведения в соответствие с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» учреждение Негосударственное образовательное учреждение «Центр детства «<данные изъяты>» переименовано в Негосударственное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка «Газпром» (приказ № № «а» от 24 октября 2003 года). С 7 июня 2008 года Негосударственное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка «<данные изъяты>» переименовано в Негосударственное дошкольное образовательное учреждение «<данные изъяты>» (приказ № № от 19 июня 2008 года). С 3 февраля 2010 года Негосударственное дошкольное образовательное учреждение «<данные изъяты>» переименовано в Негосударственное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка - детский сад «<данные изъяты>» (приказ № № от 5 февраля 2010 года). Негосударственное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка - детский сад «<данные изъяты>» с 19 августа 2015 года переименовано в Частное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка - детский сад «<данные изъяты>» (приказ № № от 20 августа 2015 года).
Согласно Уставу частного дошкольного образовательного учреждения «Центр развития ребенка - детский сад «<данные изъяты>», указанное учреждение относится к дошкольному образовательному учреждению, имеет филиал, в том числе, детский сад № <данные изъяты>». Основными задачами учреждения являются: охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья воспитанников; обеспечение познавательного, речевого, социально-коммуникативного, художественно-эстетического и физического развития воспитанников; воспитание с учетом возрастных категорий воспитанников гражданственности, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье; осуществление необходимой коррекции недостатков в физическом и (или) психологическом развитии воспитанников; взаимодействие с семьями воспитанников для обеспечения полноценного развития детей; оказание консультативной и методической помощи родителям по вопросам воспитания, обучения и развития детей. Основным видом образовательной программы учреждение являются образовательные программы дошкольного образования направленные на проектирование социальных ситуаций развития ребенка и развивающей предметно-пространственной среды, позитивную социализацию, мотивацию и поддержку индивидуальности детей через общение, игру, познавательско-исследовательскую деятельность.
Согласно лицензии, выданной департаментом образования Астраханской области филиалу негосударственного дошкольного образовательного учреждения «Центр развития ребенка «Газпром» детский сад № <данные изъяты>» комбинированного вида имеет право осуществления образовательной деятельности по образовательным программам.
Проанализировав вышеизложенное, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что в спорные периоды истец осуществляла педагогическую деятельность в дошкольном образовательном учреждении. Учитывая, что должность - воспитатель и наименование организации – детский сад предусмотрены соответствующим Списком, оспариваемые периоды правомерно включены в стаж педагогической деятельности ФИО2
Доводы жалобы ответчика о том, что спорные периоды работы истца после его регистрации в качестве застрахованного лица не подтверждены кодом особых условий труда, в связи с чем не подлежат включению в специальный стаж, не могут являться основанием для отмены судебного акта, поскольку отсутствие в сведениях персонифицированного учета кода льготы не влечет правовых оснований для работника при определении его стажа работы, исходя из того, что представление достоверных сведений на каждое застрахованное лицо является обязанностью работодателя.
При проверке законности и обоснованности решения по настоящему делу в апелляционном порядке судебная коллегия не установила нарушений норм материального или процессуального законодательства судом первой инстанции, являющихся основанием к отмене обжалуемого решения. Суд с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, выводы суда не противоречат материалам дела, значимые по делу обстоятельства судом установлены правильно.
Таким образом, судебная коллегия считает, что обжалуемое решение, постановленное в соответствии с установленными в суде обстоятельствами и требованиями закона, подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба, которая не содержит предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены решения суда первой инстанции, - оставлению без удовлетворения.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Астраханского областного суда
определила:
решение Ленинского районного суда г. Астрахани от12 апреля 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Центра № 1 ПФР по установлению пенсий в Астраханской области – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи областного суда: