ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-1267/2021 от 08.11.2021 Челябинского областного суда (Челябинская область)

Судья Бабина К.В.

Дело № 2-1267/2021

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

№ 11-13171/2021

г. Челябинск 08 ноября 2021 года

Судебная коллегия по гражданским делам Челябинского областного суда в составе:

председательствующего Скрябиной С.В.

судей Шушкевич О.В., Плотниковой Л.В.

при секретаре Разореновой Е.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Федерального государственного казенного учреждения «Специальное управление Федеральной противопожарной службы № 1 Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий» на решение Озерского городского суда Челябинской области от 11 августа 2021 года по иску Семенова Юрия Константиновича к Федеральному государственному казенному учреждению «Специальное управление федеральной противопожарной службы № 1 Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий» о признании решения незаконным, возложении обязанности по перечислению профсоюзных взносов, признании действий неправомерными, взыскании компенсации морального вреда.

Заслушав доклад судьи Шушкевич О.В. об обстоятельствах дела и доводах апелляционной жалобы, пояснения представителя ответчика Федерального государственного казенного учреждения «Специальное управление Федеральной противопожарной службы № 1 Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий» Тюриковой Е.Ю., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, возражения истца Семенова Ю.К. против доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Семенов Ю.К. обратился в суд с иском к Федеральному государственному казенному учреждению «Специальное управление федеральной противопожарной службы № 1 Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий» (далее ФГКУ «Специальное управление ФПС № 1 МЧС России») об отмене решения по итогам рассмотрения служебного спора по рапорту от 08 апреля 2021 года и признании его незаконным; возложении обязанности по перечислению на счет профсоюза членских профсоюзных взносов на основании поданного рапорта; признании неправомерными действий по задержке перечислений членских профсоюзных взносов; взыскании компенсации морального вреда в размере 3 000 руб.

В обоснование заявленных требований указал на то, что проходит службу <данные изъяты> ГПП СПСЧ № 2 ФГКУ «Специальное управление ФПС № 1 МЧС России», является председателем первичной профсоюзной организации. 14 января 2021 года им был подан рапорт на имя начальника ФГКУ «Специальное управление ФПС № 1 МЧС России» с просьбой перечислять членские профсоюзные взносы. На рапорт ответа не поступило, при этом перечисление членских взносов не производилось. 08 апреля 2021 года он обратился со служебным спором к начальнику ФГКУ «Специальное управление ФПС № 1 МЧС России». 29 апреля 2021 года отказ в удовлетворении его рапорта. С данным решением не согласен, поскольку оно противоречит ст. 28 Федерального закона от 12 января 1996 года № 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности», в соответствии с которым работодатель не вправе задерживать перечисление профсоюзных взносов. Неправомерными действиями ответчика ему причинен моральный вред, который выразился в переживаниях и причинении нравственных страданий, связанных с нарушением трудовых прав.

Истец Семенов Ю.К. в судебном заседании на удовлетворении требований настаивал.

Представитель ответчика ФГКУ «Специальное управление ФПС № 1 МЧС России» Тюрикова Е.Ю. в судебном заседании исковые требования не признала, предоставила письменный отзыв, указав на то, что первичная профсоюзная организация в ФГКУ «Специальное управление ФПС № 1 МЧС России» отсутствует, а на основании ст. 377 Трудового кодекса Российской Федерации и п. 3 ст. 28 Федерального закона «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» работодатель ежемесячно бесплатно перечисляет на счет профсоюзной организации членские профсоюзные взносы из заработной платы работников при наличии от них письменных заявлений в соответствии с коллективным договором, соглашением и не вправе задерживать их перечисление. Коллективного договора, соглашения между истцом и ответчиком не заключалось.

Суд постановил решение, которым исковые требования удовлетворил частично. Признал незаконным и отменил решение об отказе в удовлетворении заявления Семенова Ю.К. об удержании и перечислении членских профсоюзных взносов от 28 апреля 2021 года начальника ФГКУ «Специальное управление ФПС № 1 МЧС России». Признал незаконными действия ФГКУ «Специальное управление ФПС № 1 МЧС России» по задержке перечислений членских профсоюзных взносов Семенова Ю.К., возложив на него обязанность перечислять на счет профсоюза членские профсоюзные взносы из заработной платы Семенова Ю.К. на основании его рапорта от 13 января 2021 года. Взыскал с ФГКУ «Специальное управление ФПС № 1 МЧС России» в пользу Семенова Ю.К. компенсацию морального вреда в размере 500 руб. Взыскал с ФГКУ «Специальное управление ФПС № 1 МЧС России» в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 300 руб.

В апелляционной жалобе ФГКУ «Специальное управление ФПС № 1 МЧС России» просит решение суда отменить. Указывает на то, что для осуществления перечислений членских взносов на счет профсоюза не выполнены условия, предусмотренные ч. 5 ст. 377 Трудового кодекса Российской Федерации и ч. 3 ст. 28 Федерального закона «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности». Истец, как заинтересованное лицо, не обращался в Учреждение с просьбой заключить коллективный договор (соглашение) для определения условий и порядка перечисления денежных средств из заработной платы. Таким образом, коллективный договор (соглашение) между сторонами не заключался не по вине Учреждения. Соответственно решение по итогам рассмотрения служебного спора от 28 апреля 2021 года с учетом всех имеющихся обстоятельств является законным и не подлежит отмене. Судом не учтено, что согласно п. 2 ст. 4 указанного закона особенности его применения в отношении профсоюзов, объединяющих сотрудников Государственной противопожарной службы МЧС России, определяется соответствующими федеральными законами. Обязывая Учреждение перечислять на счет профсоюза членские профсоюзные взносы из заработной платы истца, суд не указывает, в каком размере производить отчисления, из какой части дохода сотрудника, кому и на какой счет должны перечисляться денежные удержания, а также не обязывает истца к заключению коллективного договора с Учреждением, не проверяет наличие Устава профсоюзной организации и наличие счета. Полагает незаконным взыскание компенсации морального вреда, поскольку ответчик не чинил истцу препятствий в реализации его прав и не нарушал его права.

В соответствии со ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления. В случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.

Согласно ч. 5 ст. 377 Трудового кодекса Российской Федерации при наличии письменных заявлений работников, являющихся членами профессионального союза, работодатель ежемесячно бесплатно перечисляет на счет профсоюзной организации членские профсоюзные взносы из заработной платы работников. Порядок их перечисления определяется коллективным договором. Работодатель не имеет права задерживать перечисление указанных средств.

Аналогичные положения содержатся и в ч. 3 ст. 28 Федерального закона «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности».

Из материалов дела следует, что Семенов Ю.К. с 26 сентября 2017 года проходит службу по контракту в ФГКУ «Специальное управление ФПС № 1 МЧС России» в должности <данные изъяты> группы профилактики пожаров специальной пожарно-спасательной части № 2 (л.д. 6).

На основании решения сотрудников ФГКУ «Специальное управление ФПС № 1 МЧС России» от 12 декабря 2020 года, оформленного в виде протокола, в ФГКУ «Специальное управление ФПС № 1 МЧС России» учреждена (создана) первичная профсоюзная организация Общероссийского профсоюзного союза работников государственных учреждений и общественного обслуживания Российской Федерации (л.д. 22-25).

Согласно указанному протоколу Семенов Ю.К. избран председателем первичной профсоюзной организации, на него возложена обязанность направить необходимые документы в вышестоящую организацию Профсоюза для постановки на профсоюзный учет.

16 декабря 2020 года Семенов Ю.К. уведомил начальника ФГКУ «Специальное управление ФПС № 1 МЧС России» о создании первичной профсоюзной организации Профсоюза работников государственных учреждений и общественного обслуживания Российской Федерации (л.д. 11).

13 января 2021 года Семенов Ю.К. обратился к начальнику ФГКУ «Специальное управление ФПС № 1 МЧС России» с рапортом об удержании из его заработной платы членских профсоюзных взносов в размере 1% и перечислении указанной суммы безналичным платежом на счет Челябинской областной территориальной организации Общероссийского профессионального союза работников государственных учреждений и общественного обслуживания Российской Федерации с 18 января 2021 года, указав реквизиты счета для перечисления (л.д. 8).

08 апреля 2021 года истец обратился с рапортом к начальнику ФГКУ «Специальное управление ФПС № 1 МЧС России» о разрешении служебного спора в связи с нарушением его прав, выразившемся в не перечислении на счет профсоюза членских профсоюзных взносов из его денежного содержания (заработной платы) (л.д. 7).

28 апреля 2021 года начальником ФГКУ «Специальное управление ФПС № 1 МЧС России» вынесено решение по итогам рассмотрения служебного спора, из которого следует, что наличие заявления работника не является единственным условием перечисления членских взносов на счет профсоюза. Поскольку не выполнены условия, предусмотренные ч. 5 ст. 377 Трудового кодекса Российской Федерации и ч. 3 ст. 28 Федерального закона «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности», удовлетворить просьбу об удержании и перечислении членских профсоюзных взносов не представляется возможным (л.д. 10).

Согласно уведомлению председателя Челябинской областной организации профсоюза работников государственных учреждений и общественного обслуживания Российской Федерации от 12 апреля 2021 года в адрес начальника ФГКУ «Специальное управление ФПС № 1 МЧС России» созданная первичная профсоюзная организация ФГКУ «Специальное управление ФПС № 1 МЧС России» поставлена на профсоюзный учет с 01 января 2021 года на основании постановления Комитета Челябинской областной территориальной организации Общероссийского Профсоюза работников государственных учреждений и общественного обслуживания от 12 марта 2021 года № Ш-5. В уведомлении со ссылкой на Устав Челябинской областной территориальной организации Общероссийского Профсоюза работников государственных учреждений и общественного обслуживания указано на обязанность члена профсоюза ежемесячно уплачивать членские профсоюзные взносы, а также обязанность работодателя в соответствии со ст. 28 Федерального закона «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» ежемесячно бесплатно перечислять членские профсоюзные взносы из заработной платы работников в соответствии с коллективным договором, соглашением (л.д. 34-35).

Из Устава Челябинской областной территориальной организации Общероссийского Профсоюза работников государственных учреждений и общественного обслуживания следует, что данная организация является общественной организацией, объединяющих членов Профсоюза, в том числе государственных и муниципальных служащих, работников, военнослужащих, сотрудников правоохранительных и других органов, где предусмотрена военная и приравненная к ней служба (л.д. 82-107).

Разрешая спор и удовлетворяя требования Семенова Ю.К. в части признания незаконным решения ответчика об отказе истцу в перечислении членских профсоюзных взносов, признания действий ответчика по задержке перечислений членских профсоюзных взносов и возлагая на ответчика такую обязанность, суд первой инстанции исходил из того, что отсутствие коллективного договора не может влиять на право работников объединяться в профсоюзную организацию, которое прямо предусмотрено Федеральным законом «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности», а также трудовым законодательством, и соответственно исполнять предусмотренные для членов профсоюза обязанности по уплате членских профсоюзных взносов.

Оснований не согласится с указанным выводом суда первой инстанции судебная коллегия не находит, поскольку он соответствует обстоятельствам дела и представленным доказательствам, основан на правильном применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения.

В соответствии со ст. 7 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» работники Государственной противопожарной службы в целях защиты своих профессиональных, социальных и иных прав и законных интересов могут объединяться или вступать на добровольной основе и в соответствии с действующим законодательством в профессиональные союзы, ассоциации, объединения пожарной охраны.

В силу ст. 1 Федерального закона от 23 мая 2016 года № 141-ФЗ «О службе в федеральной противопожарной службе государственной противопожарной службы и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» правоотношения, связанные с прохождением службы в федеральной противопожарной службе военнослужащими или государственными гражданскими служащими, регулируются законодательством Российской Федерации соответственно о военной службе или государственной гражданской службе, а трудовые отношения - трудовым законодательством Российской Федерации.

Согласно ч. 2 ст. 2 указанного закона в случаях, не урегулированных специальными нормативными правовыми актами, к правоотношениям, связанным со службой в федеральной противопожарной службе, применяются нормы трудового законодательства Российской Федерации.

Из положений ст. 4 Федерального закона от 23 мая 2016 года № 141-ФЗ следует, что сотрудник федеральной противопожарной службы не вправе использовать должностные полномочия в интересах политических партий, других общественных объединений, религиозных объединений и иных организаций, создавать в федеральном органе исполнительной власти в области пожарной безопасности, подразделении структуры политических партий, других общественных объединений (за исключением профессиональных союзов, ветеранских и иных органов общественной самодеятельности) и религиозных объединений или способствовать созданию указанных структур.

Из указанных положений следует, что сотрудник противопожарной службы вправе создавать профсоюзные организации, быть членом профсоюзной организации, а работодатель не вправе ограничивать указанные права сотрудников, при этом в силу ст. 377 Трудового кодекса Российской Федерации и Федерального закона «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» на работодателя возлагается обязанность по ежемесячному перечислению членских профсоюзных взносов из заработной платы работников.

Таким образом, установив, что ответчиком не выполнено требование истца о перечислении профсоюзных взносов, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об удовлетворении исковых требований.

Доводы апелляционной жалобы о том, что согласно п. 2 ст. 4 Федерального закона «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» особенности его применения в отношении профсоюзов, объединяющих сотрудников Государственной противопожарной службы МЧС России, определяется соответствующими федеральными законами, правильных выводов суда первой инстанции не опровергают, поскольку соответствующие федеральные законы не приняты, какие-либо ограничения действующим законодательством не установлены, следовательно, работодатель обязан был организовать перечисление профсоюзных взносов согласно заявлению истца.

То обстоятельство, что в Учреждении отсутствует коллективный договор, истец с требованием о заключении коллективного договора (соглашения) не обращался, не могло являться основанием для отказа в удовлетворении заявленных истцом требований, поскольку, как правильно указал суд первой инстанции, отсутствие коллективного договора не может являться препятствием в реализации истцом права на объединение в профсоюзные организации.

Правовым основанием для удержания из заработной платы (денежного довольствия) профсоюзных взносов и их перечисления в данном случае является соответствующий рапорт работника (сотрудника) об удержании членских профсоюзных взносов и об их перечислении соответствующему профсоюзу.

Доводы ответчика, что в своем решении суд не указывает, в каком размере производить отчисления, из какой части дохода сотрудника, кому и на какой счет должны перечисляться денежные удержания, а также не обязывает истца к заключению коллективного договора с Учреждением, не проверяет наличие Устава профсоюзной организации и наличие счета, о незаконности решения суда первой инстанции не свидетельствуют, поскольку в своем рапорте истец указал о необходимости удержания членских профсоюзных взносов из его денежного довольствия в размере 1%, что соответствует п. 113 Устава Челябинской областной территориальной организации Общероссийского Профсоюза работников государственных учреждений и общественного обслуживания, реквизиты для перечисления также указаны истцом в рапорте.

Кроме того, как следует из материалов дела, Челябинская областная территориальная организация Общероссийского Профсоюза работников государственных учреждений и общественного обслуживания направляла в адрес ответчика уведомление, в котором указывала о постановке на профсоюзный учет первичной профсоюзной организации, созданной в ФГКУ «Специальное управление ФПС № 1 МЧС России», обязанности работодателя ежемесячно и бесплатно перечислять на счет профсоюза членские профсоюзные взносы из заработной платы работников (л.д. 34-35).

При необходимости ответчик имел возможность запросить у профсоюза реквизиты для перечисления, равно как и выступить инициатором заключения соответствующего Коллективного договора (соглашения).

Вопреки доводам жалобы суд первой инстанции правильно установил, что ответчиком не исполнены обязанности, возложенные на него законом, что нарушает права работника и, с учетом приведенных правовых норм, пришел к верному выводу об удовлетворении заявленных требований, поскольку факт обращения работника Семенова Ю.К. к работодателю в установленном порядке с рапортом о перечислении членских профсоюзных взносов установлен и подтвержден материалами дела, указанные обстоятельства в ходе судебного разбирательства, в том числе в суде апелляционной инстанции ответчиком не оспорены, каких-либо доказательств, подтверждающих факт удержания и перечисления членских профсоюзных взносов, не представлено.

Доводы апелляционной жалобы о незаконности взыскания компенсации морального вреда, поскольку ответчик не чинил истцу препятствий в реализации его прав и не нарушал его права, судебной коллегией отклоняются.

В соответствии с ч. 1 ст. 237 Трудового кодекса Российской Федерации моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора. В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.

Из разъяснений, данных в п. 63 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 марта 2004 года № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации», следует, что данный кодекс не содержит каких-либо ограничений для взыскания компенсации морального вреда в случаях нарушения трудовых прав работников, в связи с чем суд вправе удовлетворить требование работника о компенсации морального вреда, причиненного ему любыми неправомерными действиями или бездействием работодателя.

Размер компенсации морального вреда определяется судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела с учетом объема и характера, причиненных работнику нравственных или физических страданий, степени вины работодателя, иных заслуживающих внимания обстоятельств, а также требований разумности и справедливости.

Поскольку в судебном заседании нашло свое подтверждение нарушение трудовых прав истца, суд первой инстанции обоснованно взыскал с ответчика в пользу истца компенсацию морального вреда, определив ее размер с учетом фактические обстоятельства дела, характера спора, объема нарушенных прав истца.

Иные доводы апелляционной жалобы правовых оснований к отмене решения суда не содержат, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции, а также к выражению несогласия с произведенным судом первой инстанции толкованием действующего законодательства и оценкой доказательств, что не может являться основанием для признания решения суда неправильным.

При таких обстоятельствах решение суда является законным и обоснованным, судом правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, нарушений норм материального и процессуального права судом не допущено, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.

Руководствуясь ст.ст. 328-329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Озерского городского суда Челябинской области от 11 августа 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Федерального государственного казенного учреждения «Специальное управление Федеральной противопожарной службы № 1 Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий» – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 15 ноября 2021 года.