Судья Волковская М.В. №2-1273/2020
Дело № 33-3-10179/2020
№ 33-3-639/2021
УИД 26RS0003-01-2020-001289-46
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
город Ставрополь 14 января 2021 года
Судебная коллегия по гражданским делам Ставропольского краевого суда в составе председательствующего Тепловой Т.В.
судей Калединой Е.Г. и Муратовой Н.И.
при секретаре судебного заседания Бабине А.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании 14 января 2021 года
гражданское дело по апелляционной жалобе представителя ответчика -руководителя комитета городского хозяйства администрации города Ставрополя С.И.А.
на решение Октябрьского районного суда г.Ставрополя от 27 августа 2020 года по иску В.И.О. к Администрации города Ставрополя, комитету городского хозяйства администрации города Ставрополя, администрации Ленинского района города Ставрополя о взыскании ущерба,
заслушав доклад судьи Калединой Е.Г.
УСТАНОВИЛА:
В.И.О. обратился в суд с иском к администрации города Ставрополя, комитету городского хозяйства администрации города Ставрополя о взыскании ущерба.
Протокольным определением от 21.05.2020, суд в качестве соответчика привлек к участию в деле администрацию Ленинского района города Ставрополя.
В обоснование иска указано, что 16.10.2019 по ул. Серова 274а в г. Ставрополя произошло дорожно-транспортное происшествие, в результате которого автомобилю истца причинены повреждения правого переднего и заднего диска, а также автомобильных покрышек, что подтверждается справкой о ДТП от 16.10.2019. Постановлением от 16.12.2019 №5893-П производство по делу об административном правонарушении прекращено. В рамках административного дела были установлены недостатки в содержание дорога, на которой произошло ДТП. Согласно экспертному заключению от 28.01.2020 №Э3006/2020 стоимость причиненного ущерба автомобилю установлена в размере (сумма) рублей, затраты на проведение экспертизы составили (сумма) рублей. 05.02.2020 истец обратился с претензией к ответчикам о возмещении причиненного ущерба. 26.02.2020 комитет городского хозяйства администрации г. Ставрополя письмом №05/1-06/05-2647 ответил, что постановлением администрации г. Ставрополя oт 05.08.2016 №1841, согласно которому ремонтом автодорог должны заниматься администрации районов Ставрополя. Однако первоначальная обязанность осуществлять обслуживание, ремонт автодорог лежит на комитете городскою хозяйства администрации г. Ставрополя. Истец указывает, что повреждения отражены в акте осмотра места ДТП и в постановлениях opганов ГИБДД от 16.12.2019.
Истец просил суд взыскать с ответчиков солидарно стоимость причиненного ущерба aвтoмoбилю в размере (сумма) рублей: затраты на проведение экспертизы в размере (сумма) рублей: затраты на оплату государственной пошлины в размере (сумма) рублей.
Решением Октябрьского районного суда г.Ставрополя от 27 августа 2020 исковые требования В.И.О. - удовлетворены частично.
Суд взыскал с комитета городского хозяйства администрации города Ставрополя в пользу В.И.О. стоимость причиненного ущерба автомобилю в размере (сумма) рублей, затраты на проведение экспертизы в размере (сумма) рублей, затраты на оплату государственной пошлины в размере (сумма) рублей.
Исковые требования В.И.О. к администрации города Ставрополя, администрации Ленинского района города Ставрополя – оставлена без удовлетворения.
В апелляционной жалобе представитель ответчика - руководитель комитета городского хозяйства администрации города Ставрополя С.И.А. просит решение суда отменить, как незаконное и необоснованное, указав, что полномочиями по содержанию автомобильных дорог общего пользования местного значения в границах Ленинского района города Ставрополя, в том числе поддержание дороги в надлежащем состоянии, наделена администрация Ленинского района города Ставрополя. Ответчик не согласен с экспертным заключением №ЭЗ 006/2020 от 28.01.2020 в части установления размера ущерба вследствие повреждения транспортного средства, оно имеет оценочный характер и не подтверждает, что именно на эту дату ДТП были получены данные повреждения автомобиля. Комитет не может нести ответственность за действия (бездействия) иных лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей ответчика - комитета городского хозяйства администрации города Ставрополя по доверенности С.А.А., Т.Е.С., представителя третьего лица - комитета финансов и бюджета администрации города Ставрополя по доверенности Ц.И.А., поддержавших доводы изложенные в апелляционной жалобе и просивших об отмене решения, представителя истца В.И.О. по доверенности Х.А.А., просившего решение суда оставить без изменения, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене по основаниям п. п. 3, 4 ч. 1 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (ч. 1 ст. 1, ч. 3 ст. 11 ГПК РФ).
Указанным требованиям обжалуемое решение суда не отвечает.
В соответствии с п. 2 ст. 15 ГК РФ под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Согласно ст. 1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине.
Как следует из материалов дела и установлено судом, истец В.И.О. является собственником автомобиля Фольксваген Пассат, регистрационный знак №.
16.10.2019 возле здания (адрес), В.И.О., управляя автомобилем, совершил наезд на выбоину (яму) проезжей части, размерами 0,7м х 0.75м. глубиной 0,08м, в результате чего автомобиль получил повреждения правого переднего и заднего левого дисков, покрышки правого переднего колеса.
Указанные обстоятельства установлены в рамках административного расследования, в ходе которого вина водителя В.И.О. в совершении указанного ДТП не установлена, производство прекращено в связи с отсутствием в его действиях состава административного правонарушения.
В ходе административного расследования ИДПС ОБДПС ГИБДД Управления МВД по г. Ставрополю П.Р.В. выявлена вышеуказанная выбоина (яма), о чем составлен акт.
Взыскав причиненный истцу ущерб с Комитета городского хозяйства администрации г. Ставрополя, суд указал, что постановлением администрации г. Ставрополя от 05.08.2016 №1814 утвержден Порядок ремонта и содержания автомобильных дорог общего пользования местного значения в границах муниципального образования города Ставрополя Ставропольского края. Приложением к указанному Порядку является Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения в границах города Ставрополя, организацию работ по ремонту которых осуществляет комитет городского хозяйства администрации города Ставрополя, в который входит ул. Серова (ул. Доваторцев - ул. Мимоз) (п. 97 Перечня).
Также суд указал, что в соответствии с Положением о комитете городского хозяйства администрации города Ставрополя, утвержденным постановлением администрации города Ставрополя от 11.05.2017 №795 комитет является отраслевым (функциональным) органом администрации города Ставрополя, обладает статусом самостоятельного юридического лица. К основным задачам комитета относится, в том числе, организация деятельности по проектированию, строительств), реконструкции, капитальному ремонту автомобильных дорог общею пользования местного значения в границах города Ставрополя и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог общего пользования местного значения в границах города Ставрополя. К функциям комитета относится осуществление деятельности по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту дорожных сооружений и элементов обустройства автомобильных дорог общего пользования местного значения в границах города Ставрополя.
Судебная коллегия не может согласиться с выводами суда первой инстанции об ответственности Комитета городского хозяйства администрации г. Ставрополя и приходит к выводу о взыскании причиненного ущерба с Администрации Ленинского района г. Ставрополя по следующим основаниям.
В соответствии с подпунктом 5 пункта 1 статьи 16 Федерального закона от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к одним из вопросов местного значения городского округа относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них.
Администрация Ленинского района, как и Комитет являются органами администрации города Ставрополя, уполномоченными осуществлять функции в области жилищно - коммунального хозяйства и благоустройства.
Работы по ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования местного значения в границах города Ставрополя выполняются в соответствии с приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 16 ноября 2012 г. № 402 «Об утверждении Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог» (далее - Классификация работ).
В соответствии с пунктом 5 раздела 3 Классификации работ при ремонте дорожных одежд проводятся следующие работы: полная замена слоев дорожного покрытия, восстановление изношенных покрытий, в том числе методами термопрофилирования или холодной регенерации с добавлением органических и неорганических материалов, обеспечивающими повторное использование материала старого покрытия; использование армирующих и трещинопрерывающих материалов при восстановлении изношенных покрытий.
В соответствии с пунктом 6 раздела IV Классификации работ в состав работ по содержанию автомобильных дорог дорожных одежд входят следующие виды работ: устранение деформаций и повреждений (заделка выбоин, просадок, шелушения, выкрашивания и других дефектов) покрытий, исправление кромок покрытий, устранение повреждений бордюров, заливка трещин на асфальтобетонных и цементобетонных покрытиях, восстановление и заполнение деформационных швов: защита асфальтобетонных покрытий от поверхностных разрушений герметизирующими пропиточными материалами, устройство изолирующего слоя из эмульсионно-минеральной смеси или мелкозернистой поверхностной обработки локальными картами для приостановки и предупреждения развития отдельных трещин на участках длиной до 100 м; восстановление изношенных верхних слоев асфальтобетонных покрытий. В соответствии с пунктом 31 Положения о комитете городского хозяйства администрации города Ставрополя, утвержденного постановлением администрации города Ставрополя Ставропольского края от 11.05.2017 № 795 (далее - Положение), в полномочия Комитета входит осуществление деятельности по ремонту автомобильных дорог общего пользования местного значения в границах города Ставрополя и элементов их обустройства.
Согласно пункту 2 Порядка ремонта и содержания автомобильных дорог общего пользования местного значения в границах муниципального образования города Ставрополя Ставропольского края, утвержденного постановлением администрации города Ставрополя от 05.08,2016 № 1814, организация работ по содержанию автомобильных дорог осуществляется администрациями районов города Ставрополя. В соответствии с подпунктом 5 пункта 10 Положения, к одной из основных задач Комитета относится организация деятельности по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту автомобильных дорог общего пользования местного значения в границах города Ставрополя.
В соответствии с подпунктом 3.3.4 Положения администрации Ленинского района, к функциям администрации Ленинского района относится осуществление деятельности по содержанию автомобильных дорог общего пользования местного значения в границах Ленинского района города Ставрополя.
В соответствии с Классификацией работ, содержание автомобильной дороги - выполняемый в течение всего года (с учётом сезона) на всём протяжении дороги комплекс работ по уходу за дорогой, дорожными сооружениями и полосой отвода, по профилактике и устранению постоянно возникающих мелких повреждений, по организации и обеспечению безопасности движения, а также по зимнему содержанию и озеленению дороги.
Задача содержания состоит в обеспечении сохранности дороги и дорожных сооружений и поддержании их состояния в соответствии с требованиями, допустимыми по условиям обеспечения непрерывного и безопасного движения в любое время года.
В соответствии с пунктом 6 раздела IV Классификации работ в состав работ по содержанию автомобильных дорог дорожных одежд входят следующие виды работ: устранение деформаций и повреждений (заделка выбоин, просадок, шелушения, выкрашивания и других дефектов) покрытий, исправление кромок покрытий, устранение повреждений бордюров, заливка трещин на асфальтобетонных и цементобетонных покрытиях, восстановление и заполнение деформационных швов: защита асфальтобетонных покрытий от поверхностных разрушений герметизирующими пропиточными материалами, устройство изолирующего слоя из эмульсионно-минеральной смеси или мелкозернистой поверхностной обработки локальными картами для приостановки и предупреждения развития отдельных трещин на участках длиной до 100 м; восстановление изношенных верхних слоев асфальтобетонных покрытий.
Как следует из доводов жалобы, ежегодно администрацией Ленинского района заключаются муниципальные контракты, предметом которых являются выполнение работ по содержанию магистральных автомобильных дорог общего пользования местного значения на территории Ленинского района города Ставрополя. В рамках данных муниципальных контрактов выполняются мероприятия по засыпке глубоких выбоин по проезжей части инертными материалами в границах Ленинского района города Ставрополя в зимний период.
Таким образом, полномочиями по содержанию автомобильных дорог общего пользования местного значения в границах Ленинского района города Ставрополя, в том числе поддержание дороги в надлежащем состоянии, наделена администрация Ленинского района города Ставрополя.
Кроме того, согласно сообщения заместителя главы администрации г. Ставрополя, руководителя комитета городского хозяйства администрации г. Ставрополя от 24.12.2019, организация работ по содержанию проезжей части ул. Серова в районе дома № 274-а осуществляется администрацией Ленинского района г. Ставрополя (л.д. 76).
Указанные обстоятельства не были учтены судом первой инстанции.
С учетом изложенного, у суда не имелось оснований для взыскания материального ущерба с Комитета городского хозяйства администрации города Ставрополя.
Согласно экспертному заключению от 28.01.2020 №Э3006/2020 стоимость причиненного ущерба автомобилю истца установлена в размере (сумма) рублей.
Судебная коллегия принимает во внимание указанное заключение эксперта в качестве надлежащего доказательства.
Согласно ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы. К издержкам, связанным с рассмотрением дела, в соответствии со ст. 94 ГПК РФ относятся, в частности, расходы на оплату услуг представителей и другие признанные судом необходимыми расходы.
В силу ст. ст. 94. 98 ГПК РФ расходы истца на проведение экспертизы в размере (сумма) рублей, понесенным истцом в связи с предъявлением иска в суд, подлежат взысканию с администрации Ленинского района г. Ставрополя.
На основании ст. 98 ГПК РФ с ответчика администрации Ленинского района г. Ставрополя в пользу истца подлежат взысканию расходы истца по уплате госпошлины в размере (сумма) руб.
Руководствуясь ст. ст. 327-330 ГПК РФ судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Октябрьского районного суда г.Ставрополя от 27 августа 2020 года отменить.
Принять по делу новое решение, которым исковые требования В.И.О. к администрации города Ставрополя, комитету городского хозяйства администрации города Ставрополя, администрации Ленинского района города Ставрополя о взыскании ущерба удовлетворить частично.
Взыскать с Администрации Ленинского района г. Ставрополя за счет казны муниципального образования г. Ставрополя СК в пользу В.И.О. стоимость причиненного ущерба автомобилю в размере (сумма) рублей, затраты на проведение экспертизы в размере (сумма) рублей, затраты на оплату государственной пошлины в размере (сумма) рублей.
В удовлетворении исковых требований В.И.О. о взыскании причиненного ущерба автомобилю в размере (сумма) рублей, затрат на проведение экспертизы в размере (сумма) рублей, затрат на оплату государственной пошлины в размере (сумма) рублей, заявленных к Комитету городского хозяйства администрации г. Ставрополя, администрации города Ставрополя – отказать.
Апелляционную жалобу представителя комитета городского хозяйства администрации города Ставрополя удовлетворить.
Председательствующий
Судьи