КОПИЯ
Гражд. дело № 2-1277/2021
89RS0005-01-2022-002153-73
Судья Бажева Е.В.
Апел. дело № 33-2597/2022
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
29.09.2022 г.Салехард
Судебная коллегия по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа в составе:
председательствующего Байкиной С.В.,
судей коллегии: Кайгородовой И.В., Рощупкиной И.А.
при секретаре судебного заседания Пановой Я.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Департамента имущественных отношений Администрации г. Ноябрьска на решение Ноябрьского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 14.06.2022 по иску ФИО4 к Департаменту имущественных отношений Администрации г. Ноябрьска, Департаменту строительства и жилищной политики Ямало-Ненецкого автономного округа о признании права на предоставление социальной выплаты, о восстановлении в списке участников мероприятия по предоставлению социальной выплаты.
Заслушав доклад судьи суда Ямало-Ненецкого автономного округа Кайгородовой И.В., судебная коллегия по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа
УСТАНОВИЛА:
ФИО4 обратилась в суд с иском к Департаменту имущественных отношений Администрации г. Ноябрьска, в котором просила
- восстановить молодую семью Т-вых в составе 4 человек в списке претендентов участников мероприятия по предоставлению социальных выплат на приобретение (строительство) жилья молодым семьям мероприятия «Улучшение жилищных условий граждан, проживающих в Ямало-Ненецком автономном округе» государственной программы Ямало-Ненецкого автономного округа «Обеспечение доступным и комфортным жильем населения на 2014-2015 годы»,
- признать право молодой семьи Т-вых в составе 4 человек на предоставление социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья молодым семьям мероприятия «Улучшение жилищных условий граждан, проживающих в Ямало-Ненецком автономном округе» государственной программы Ямало-Ненецкого автономного округа «Обеспечение доступным и комфортным жильем населения на 2014-2015 годы».
В обоснование иска указано, что на основании заявления ФИО4 от 24.09.2020 ее молодая семья, включая также малолетних детей ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения и ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, была признана участницей мероприятий по предоставлению социальных выплат на приобретение (строительство) жилья молодым семьям мероприятия «Улучшение жилищных условий граждан, проживающих в Ямало-Ненецком автономном округе» государственной программы Ямало-Ненецкого автономного округа «Обеспечение доступным и комфортным жильем населения на 2014-2015 годы». В июле 2021 года это решение было пересмотрено и молодой семье Т-вых было отказано в признании участницей Окружного мероприятия и она исключена из списка претендентов участников мероприятия. Данное решение ответчика истец полагала незаконным, нарушающим ее права, так как в соответствии с п. 1.12 Порядка предоставления социальных выплат на приобретение (строительство) жилья молодым семьям в Ямало-Ненецком автономном округе (утверждено постановлением Правительства ЯНАО от 12.02.2019 №112-П) реализация одним или несколькими членами молодой семьи ранее права на получение финансовой или имущественной помощи в улучшении жилищных условий не препятствует получению также и мер государственной поддержки в рамках указанного Окружного мероприятия если в молодой семье, состоящей из одного родителя в неполной семье и детей, меры финансовой или имущественной поддержки получили один или более детей.
В возражениях на исковое заявление представитель Департамента имущественных отношений Администрации г. Ноябрьска - ФИО5 просил в удовлетворении исковых требований отказать. Пояснил, что основанием для пересмотра решения о признании молодой семьи истца участницей Окружного и принятия решения об отказе в признании таковой послужил факт отнесения семьи истца к категории граждан, получивших финансовую или имущественную помощь в улучшении жилищных условий, поскольку в 2016 году семье Т-вых была предоставлена социальная выплата за счет средств окружного бюджета на приобретение жилого помещения по адресу: <адрес>, ком. 116. Данное обстоятельство в соответствии с подп. «г» п. 2.16 Порядка предоставления социальных выплат на приобретение (строительство) жилья молодым семьям в Ямало-Ненецком автономном округе (утверждено постановлением Правительства ЯНАО от 12.02.2019 №112-П), подп. 1 ч. 2 ст. 15-1 Закона ЯНАО от 30.05.2005 №36-ЗАО «О порядке обеспечения жильем граждан, проживающих в Ямало-Ненецком автономном округе» является основанием для включения семьи истца в реестр по учету граждан, получивших финансовую или имущественную помощь в улучшении жилищных условий, и влечет отказ в признании семьи истца участницей Окружного мероприятия. Кроме того, согласно Порядку для участия в Окружном мероприятии минимальный состав членов молодой семьи, не получавших мер финансовой или имущественной поддержки - два человека, включая одного родителя.
Определением суда от 27.05.2022 к участию в деле в качестве ответчика привлечен Департамент строительства и жилищной политики ЯНАО.
В возражениях на исковое заявление представитель Департамента строительства и жилищной политики ЯНАО - ФИО6 просил в удовлетворении исковых требований отказать. Указал, что на основании сведений, представленных уполномоченным органом местного самоуправления в Департамент строительства и жилищной политики ЯНАО, последний согласно Положению о реестре по учету граждан, получивших финансовую или имущественную помощь в улучшении жилищных условий (утверждено постановлением Правительства ЯНАО от 14.02.2014 №89-П) и на основании ч. 1 ст. 15-1 Закона ЯНАО от 30.05.2005 №36-ЗАО «О порядке обеспечения жильем граждан, проживающих в Ямало-Ненецком автономном округе» внес сведения в отношении ФИО4 в указанный реестр в связи с оказанием ей государственной поддержки в виде предоставления социальной выплаты на приобретение жилого помещения по адресу: <адрес>. Действия уполномоченных органов местного самоуправления по направлению в Департамент сведений в отношении истца для включения в указанный Реестр, а также их бездействие по исключению таких сведений из Реестра истцом не оспорены. Ссылка истца на п. 1.12 Порядка предоставления социальных выплат на приобретение (строительство) жилья молодым семьям в Ямало-Ненецком автономном округе необоснованна, так как указанное исключение для неполной семьи к истцу и ее детям, включенным в Реестр, неприменимо.
В судебном заседании суда первой инстанции представитель истца ФИО7 исковые требования поддержал.
Истец ФИО4, представители ответчиков Департамента имущественных отношений Администрации г. Новый Уренгой, Департамента строительства и жилищной политики ЯНАО в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены.
Решением Ноябрьского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 14.06.2022 исковые требования ФИО4 удовлетворены.
За молодой семьей Т-вых в составе четырех человек ФИО4, несовершеннолетних ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, признано право на участие в подпрограмме «Улучшение жилищных условий граждан, проживающих в Ямало-Ненецком автономном округе» государственной программы Ямало-Ненецкого автономного округа «Обеспечение доступным и комфортным жильем населения на 2014-2025 годы».
Семья Т-вых, в составе четырех человек ФИО4, несовершеннолетних ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, восстановлена в списках участников подпрограммы «Улучшение жилищных условий граждан, проживающих в Ямало-Ненецком автономном округе государственной программы Ямало-Ненецкого автономного округа «Обеспечение доступным и комфортным жильем населения на 2014-2025 годы» по дате подачи заявления 24.09.2020.
С решением не согласился ответчик Департамент имущественных отношений Администрации г. Ноябрьска. В апелляционной жалобе просит об отмене указанного решения и о принятии нового - об отказе в удовлетворении исковых требований. Настаивает на том, что получив социальную выплату на приобретение жилого помещения, ФИО4 улучшила свои жилищные условия за счет средств окружного бюджета, в связи с чем правомерно была включена в реестр по учету граждан, получивших финансовую или имущественную помощь в улучшении жилищных условий, что является основанием для отказа в признании молодой семьи участницей Окружного мероприятия. Кроме того, судом не учтено, что требования истца о восстановлении в списке участников молодых семей и признании права на предоставление социальной выплаты не может быть исполнено без исключения ФИО4 из реестра по учету граждан, получивших финансовую или имущественную помощь в улучшении жилищных условий. Однако требование об исключении ФИО4 из указанного реестра ею заявлено не было.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, извещены о слушании дела надлежащим образом. Сведения о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы заблаговременно размещены в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на официальном сайте суда Ямало-Ненецкого автономного округа. В соответствии со ст.ст. 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия признала возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда, исходя из доводов жалобы (ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), судебная коллегия приходит к следующему.
Постановлением Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 25.12.2013 №1099-П утверждена государственная программа Ямало-Ненецкого автономного округа «Развитие строительного комплекса и жилищной сферы».
В редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений (24.09.2020), указанное постановление утверждало государственную программу Ямало-Ненецкого автономного округа «Обеспечение доступным и комфортным жильем населения на 2014 - 2025 годы», в состав которой входила подпрограмма 1 «Улучшение жилищных условий граждан, проживающих в Ямало-Ненецком автономном округе». Перечень мероприятий данной подпрограммы предусматривал предоставление социальных выплат на приобретение (строительство) жилья молодым семьям.
Как установлено судом и следует из материалов дела, 24.09.2020 ФИО4 обратилась Департамент имущественных отношений Администрации г. Ноябрьска, в котором просила включить ее и ее детей ФИО1, ФИО2, ФИО3 как молодую семью в состав мероприятий по предоставлению социальных выплат на приобретение (строительство) жилья молодым семьям мероприятия «Улучшение жилищных условий граждан, проживающих в Ямало-Ненецком автономном округе» государственной программы Ямало-Ненецкого автономного округа «Обеспечение доступным и комфортным жильем населения на 2014-2015 годы» (л.д. 61).
15.10.2020 Департаментом имущественных отношений Администрации г. Ноябрьска приняты решения о признании молодой семьи Т-вых участницей мероприятий по предоставлению социальных выплат на приобретение (строительство) жилья молодым семьям, о признании молодой семьи Т-вых нуждающейся в жилых помещениях и о признании молодой семьи Т-вых, имеющей достаточные доходы, позволяющие получить кредит, либо иные денежные средства для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты (л.д. 60, 61).
Решением Департамента имущественных отношений Администрации г. Ноябрьска от 19.10.2021 отказано в признании молодой семьи Т-вых участницей мероприятия по предоставлению социальных выплат на приобретение (строительство) жилья молодым семьям (л.д. 58). Основанием для отказа послужил факт отнесения семьи ФИО4 к категории граждан, получивших финансовую или имущественную помощь в улучшении жилищных условий, поскольку в 2016 году ФИО4 и ее сыновья получили социальную выплату на приобретение жилого помещения.
Разрешая заявленные ФИО4 требования, суд первой инстанции исходил из того, что ранее истцу и ее детям была предоставлена социальная выплата взамен предоставления бесплатно земельного участка, находящегося в государственной собственности, что не тождественно получению финансовой или имущественной помощи в улучшении жилищных условий. Также суд указал на отсутствие доказательств того, что семья истца перестала быть нуждающейся в жилом помещении. В связи с этим суд пришел к выводу о том, что ФИО4 и ее несовершеннолетние дети не могут быть отнесены к категории граждан, улучшивших свои жилищные условия за счет средств окружного бюджета, и посчитал возможным признать за истцом и ее детьми право на участие в указанной подпрограмме, восстановить их в списках участников подпрограммы с даты подачи заявления.
С такими выводами судебная коллегия не соглашается в связи со следующими обстоятельствами.
Постановлением Правительства ЯНАО от 12.02.2019 № 112-П утвержден Порядок предоставления социальных выплат на приобретение (строительство) жилья молодым семьям в Ямало-Ненецком автономном округе (далее - Порядок).
В соответствии с подп. «г» пункта 2.16 Порядка (действовал по состоянию на 24.09.2020 и действует в настоящее время) одним из оснований для отказа в признании молодой семьи участницей окружного мероприятия является установление в соответствии с подп. 1-3 ч. 2 ст. 15-1 Закона Ямало-Ненецкого автономного округа от 30.05.2005 №36-ЗАО «О порядке обеспечения жилыми помещениями граждан, проживающих в Ямало-Ненецком автономном округе» факта отнесения одного или нескольких членов молодой семьи к категории граждан, получивших финансовую или имущественную помощь в улучшении жилищных условий, за исключением случаев, указанных в пункте 1.12 настоящего Порядка.
Согласно п. 1 ч. 2 ст. 15-1 Закона ЯНАО «О порядке обеспечения жилыми помещениями граждан, проживающих в Ямало-Ненецком автономном округе» к гражданам, получившим финансовую или имущественную помощь в улучшении жилищных условий, относятся, в том числе, граждане, улучшившие жилищные условия за счет средств окружного и федерального бюджетов.
Из материалов дела следует, что 19.09.2016 ФИО4 обратилась в НГДИ Администрации г. Ноябрьска с заявлением о даче ею согласия на предоставление социальной выплаты на приобретение (строительство) жилого помещения взамен предоставления земельного участка в собственность бесплатно ее многодетной семье, включая детей истца ФИО1, ФИО2, ФИО3. В заявлении ФИО4 также указала, что социальную выплату намерена направить на приобретение (строительство) жилого помещения путем заключения договора в соответствии с законодательством Российской Федерации (л.д. 77).
20.10.2016 Департаментом строительства и жилищной политики Ямало-Ненецкого автономного округа был издан приказ о предоставлении семье ФИО4, включая троих детей, социальной выплаты в размере 1 032 566,40 руб. на приобретение жилого помещения по адресу: <адрес> (л.д. 79). 23.09.20216 ФИО4 и ее детям выдано свидетельство о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения в сумме 1 032 566,40 руб. (л.д. 78).
Согласно договору купли-продажи от 01.10.2016 ФИО4, действующей от своего имени и в качестве законного представителя своих несовершеннолетних детей, с использованием указанной социальной выплаты за счет средств окружного бюджета в сумме 1 032 566,40 руб. в общую долевую собственность истца и детей (по 1/4 у каждого) была приобретена комната по адресу: <адрес> (л.д. 73-74, 75-76).
Семья Т-вых в составе четырех человек включена в реестр по учету граждан, получивших финансовую или имущественную помощь в улучшении жилищных условий в связи с получением ими в 2016 году в рамках программы «Обеспечение жильем многодетных семей» за счет средств окружного бюджета социальной выплаты в размере 1 032 566,40 руб. на приобретение жилого помещения по адресу: <адрес>, ком. 116 (л.д. 88).
Изложенное подтверждает получение ФИО4 и ее детьми социальной выплаты из окружного бюджета, за счет которой были улучшены жилищные условия ее семьи. То обстоятельство, что социальная выплата была предоставлена взамен земельного участка не свидетельствует об обоснованности заявленных истцом требований, поскольку по смыслу пункта 1 ч. 2 ст. 15-1 Закона ЯНАО «О порядке обеспечения жилыми помещениями граждан, проживающих в Ямало-Ненецком автономном округе» для признания гражданина получившим финансовую помощь имеет значение фактическое использование социальной выплаты на улучшение жилищных условий, что и имело место в данном случае.
Также не имеет значения и нуждаемость истца и членов ее семьи в улучшении жилищных условий (обеспеченность жильем менее учетной нормы), поскольку указанная норма Закона ЯНАО «О порядке обеспечения жилыми помещениями граждан, проживающих в Ямало-Ненецком автономном округе» не содержит исключений для граждан, которые продолжают оставаться нуждающимися в улучшении жилищных условий после предоставления им социальной выплаты.
Нельзя признать обоснованной ссылку истца на пункт 1.12 Порядка.
В соответствии с данной нормой, действовавшей также и по состоянию на 24.09.2020, молодые семьи, у которых один или несколько членов молодой семьи ранее реализовали право на получение финансовой или имущественной помощи в улучшении жилищных условий и в соответствии с подп. 1-3 ч. 2 ст. 15-1 Закона ЯНАО «О порядке обеспечения жильем граждан, проживающих в Ямало-Ненецком автономном округе» внесены в реестр по учету граждан, получивших финансовую или имущественную помощь в улучшении жилищных условий, имеют право на получение мер государственной поддержки в рамках окружного мероприятия в следующих случаях:
- если в молодой семье, состоящей из супруга, супруги и одного ребенка, меры финансовой или имущественной помощи получил один из указанных членов молодой семьи;
- если в молодой семье, состоящей из супруга, супруги и детей, меры финансовой или имущественной помощи получили один из супругов и один или более детей;
- если в молодой семье, состоящей из одного родителя в неполной семье и детей, меры финансовой или имущественной помощи получили один или более детей.
Социальную выплату на приобретение жилого помещения вместе с ФИО4 получили трое ее детей.
Между тем, в пункте 1.12 Порядка содержится также условие и о том, что для участия в окружном мероприятии с учетом приведенных случаев минимальный состав членов молодой семьи, которые не получали меры финансовой или имущественной помощи, не должен быть менее двух человек. В семье ФИО4 лиц, не получавших мер финансовой помощи, не имеется, следовательно, они не подпадают под установленные пунктом 1.12 Порядка исключения.
Таким образом, семья Т-вых, ранее получившая финансовую помощь на приобретение жилого помещения за счет средств окружного бюджета, не вправе получать социальную выплату в рамках подпрограммы 1 «Улучшение жилищных условий граждан, проживающих в Ямало-Ненецком автономном округе».
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции не может быть признано соответствующим закону и в этой связи подлежит отмене с принятием нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ноябрьского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 14.06.2022 отменить, принять по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований ФИО4 к Департаменту имущественных отношений Администрации г. Ноябрьска, Департаменту строительства и жилищной политики Ямало-Ненецкого автономного округа о признании права на предоставление социальной выплаты, о восстановлении в списке участников мероприятия по предоставлению социальной выплаты отказать.
Апелляционное определение может быть обжаловано в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции путем подачи кассационной жалобы в течение трех месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий
Судьи