ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-1278/19 от 13.01.2020 Суда Ямало-Ненецкого автономного округа (Ямало-Ненецкий автономного округ)

Дело № 2-1278/2019

Апелл. дело № 33-132/2020

Судья Миниханова Е.В.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа в составе:

председательствующего Шошиной А.Н.,

судей коллегии: Пищулина П.Г. и Кравцовой Е.А.,

при секретаре Кречмаровской Ю.Р.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя Департамента муниципального имущества Администрации муниципального образования Надымский район - Кудрявцева В.Э. на решение Надымского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 22 октября 2019 года, которым постановлено:

Обязать Администрацию муниципального образования Надымский район в течение года с момента вступления решения суда в законную силу совершить предусмотренные законом действия по постановке на кадастровый учет и оформлению права собственности на земельные участки, занятые автомобильными дорогами;

автомобильная дорога улица Таёжная г.Надым;

автомобильная дорога от улицы Топчева до пос.ПСО-35 г.Надым;

внутриквартальные проезды, площадки, объекты благоустройства, пос.Лесной, г.Надым;

внутриквартальный проезд 3-а микрорайон, улица Топчева, г.Надым;

внутриквартальные проезды, площадки, объекты благоустройства 9 микрорайон, г.Надым;

внутриквартальные проезды, площадки, объекты благоустройства Финский жилой комплекс, г.Надым;

внутриквартальные проезды, площадки, объекты благоустройства пос.ПСО-35, г.Надым.

Заслушав доклад судьи суда Ямало-Ненецкого автономного округа Шошиной А.Н., судебная коллегия по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа

УСТАНОВИЛА:

Надымский городской прокурор, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к администрации муниципального образования Надымский район о возложении обязанности по совершению действий, связанных с постановкой на кадастровый учет и оформлению права собственности на земельные участки.

В обоснование иска указал, что по итогам проведенной проверки осуществления надзора за исполнением земельного законодательства и законодательства о безопасности дорожного движения в деятельности администрации муниципального образования Ныдымский район выявлены нарушения положений Земельного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федерального закона от 08.11.2007 №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», Федерального закон от 13.07.2015 №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

Полагал, что ответчиком не оформлено право собственности и постановка на кадастровый учет земельных участков, расположенных под 7 автомобильными дорогами, включенными в перечень автомобильных дорог, находящихся в собственности муниципального образования утвержденный Постановлением Администрации муниципального образования Надымский район от 18.12.2015 №675, а именно: автомобильная дорога улица Таёжная г.Надым; автомобильная дорога от улицы Топчева до пос.ПСО-35 г.Надым; внутриквартальные проезды, площадки, объекты благоустройства, пос.Лесной, г.Надым; внутриквартальный проезд 3-а микрорайон, улица Топчева, г.Надым; внутриквартальные проезды, площадки, объекты благоустройства 9 микрорайон, г.Надым; внутриквартальные проезды, площадки, объекты благоустройства Финский жилой комплекс, г.Надым; внутриквартальные проезды, площадки, объекты благоустройства пос.ПСО-35, г.Надым.

Считал, что не исполнение ответчиком обязанностей по формированию, постановке на кадастровый учет, оформлению права собственности на земельные участки под автомобильными дорогами местного значения может повлечь за собой неисполнение полномочий в области использования автомобильных дорог и, как результат, нарушение прав неопределенного круга лиц, использующих автомобильные дороги. Так же проверкой установлено, что деятельность по определению границ земельных участков, занятых автомобильными дорогами, не ведется, межевание не проводилось, земельные участки не поставлены на кадастровый учет, выявленное бездействие нарушает федеральное законодательство. Просил в срок до 30.12.2019 года обязать ответчика совершить предусмотренные Федеральным законом от 24.07.2007 №221-ФЗ «О кадастровой деятельности», Федеральным законом от 13.07.2015 №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» действия по постановке на кадастровый учет и оформлению права собственности на земельные участки, занятые указанными автомобильными дорогами.

В судебном заседании суда первой инстанции прокурор Васильев В.В., действуя в интересах неопределенного круга лиц, иск поддержал. Просил суд в срок, исчисляемый в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу, обязать ответчика совершить предусмотренные Федеральным законом от 24.07.2007 №221-ФЗ «О кадастровой деятельности», Федеральным законом от 13.07.2015 №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» действия по постановке на кадастровый учет и оформлению права собственности на земельные участки, занятые указанными автомобильными дорогами.

Представитель ответчика администрации МО Надымский район Федоткин М.И. с иском не согласился. Дополнительно суду пояснил, что истцом не предоставлено доказательств, подтверждающих нарушения действиями (бездействиями) ответчика прав граждан на безопасность дорожного движения, не указано, в чем конкретно заключается нарушение прав и законных интересов граждан, в защиту которых подан иск, оснований для удовлетворения исковых требований не имеется. Также сообщил, что администрация МО Надымский район обратилась в Департамент строительства и жилищной политики автономного округа о необходимом объеме софинансирования из окружного бюджета для выполнения работ по подготовке проектов межевания территории Надымского района на 2020 год. Проведение межевания земельных участков и регистрация в регистрирующем органе возможна только в рамках тех бюджетных ассигнований, которые предусмотрены в бюджете МО на соответствующие цели. В случае удовлетворения требований прокурора, просил, исходя из характера возложенных на ответчика обязанностей и комплекса мероприятий, которые необходимо будет провести для их устранения, установить срок исполнения решения суда не менее года, с даты вынесения решения по делу.

Судом постановлено решение, резолютивная часть которого изложена выше.

В апелляционной жалобе представитель Департамента муниципального имущества администрации муниципального образования Надымский район - Кудрявцева В.Э., ссылаясь на нарушение судом норм процессуального и материального права, просит решение суда отменить.

Считает, что статья 15 Земельного кодекса Российской Федерации какие-либо обязанности, возложенные на землепользователя, не содержит. Органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью. Владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности, является вопросом местного значения, право собственности на муниципальное имущество осуществляется в соответствии с законом. Полномочия органов местного самоуправления в области земельных отношений установлены статьей 11 Земельного Кодекса Российской Федерации. В соответствии с ФЗ от 25.10.201 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» отсутствие государственной регистрации права собственности на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, не является препятствием для распоряжения ими. В отношении 7 указанных автомобильных дорог зарегистрировано право муниципальной собственности. Поскольку автомобильные дороги находятся в распоряжении, пользовании и владении органов местного самоуправления, то и земельные участки, находящиеся под ними, в данном случае под линейными объектами, находятся в распоряжении, пользовании и владении органов местного самоуправления. Содержание и обеспечение надлежащего состояния дорог и внутриквартальных проездов осуществляется в соответствии с муниципальным контрактом, в связи с чем, содержание данных объектов улично-дорожной сети осуществляется в соответствии с требованиями технического регламента, угрозы (риски, нарушения) бесперебойного и безопасного движения транспортных средств отсутствуют.

В возражениях относительно апелляционной жалобы прокурор Васильев В.В. просит решение суда оставить без изменения, полагая его законным и обоснованным.

В судебное заседание суда апелляционной инстанции стороны не явились, извещены надлежащим образом, о причинах неявки не сообщили, ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявляли, доказательств уважительности причин неявки в судебное заседание не представили, в связи с чем, на основании статьи 167 и части 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия, находит возможным рассмотрение дела в их отсутствие.

Заслушав прокурора Громова В.А., полагавшего решение законным, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражения на неё, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 130 Конституции Российской Федерации, местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью.

Согласно пункту 1 статьи 3 Закона Ямало-Ненецкого автономного округа от 20.12.2004 №111-ЗАО «О наделении статусом, определении административного центра и установлении границ муниципальных образований Надымского района», в составе территории муниципального образования образован Надымский район и наделен статусом городского поселения муниципальное образование город Надым с административным центром город Надым.

Пунктом 5 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»к вопросам местного значения городского поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1 статьи 3, частями 9-10 статьи 6 Федерального закона от 08.11.2007 №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», автомобильная дорога это объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог, к собственности городского округа относятся автомобильные дороги общего и не общего пользования в границах городского округа, к собственности муниципального района относятся автомобильные дороги общего и не общего пользования в границах муниципального района, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, автомобильных дорог местного значения городских поселений, частных автомобильных дорог.

Полномочия органов местного самоуправления городских поселений, муниципальных районов, городских округов в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности установлено статьей 13 названного закона в перечень которых выходит осуществление муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения.

Также в силу части 3 статьи 15, части 1 статьи 16 указанного Закона, осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления, проектирование, строительство, реконструкция, капитальный ремонт автомобильных дорог осуществляются в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 29.12.2017 №443-ФЗ «Об организации дорожного движения в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», Федеральным законом от 10 декабря 1995 №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» и настоящим Федеральным законом.

Пунктом 3 Порядка проведения оценки технического состояния автомобильных дорог, утвержденного Приказом Минтранса России от 27 августа 2009 года №150 установлено, что оценка технического состояния автомобильных дорог в отношении автомобильных дорог общего пользования местного значения проводится органом местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности либо уполномоченной им организацией.

В свою очередь пунктом 12 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации территорией общего пользования является территория, которой беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе, площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары).

Земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации в соответствии с частью 12 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации.

Между тем, статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных названным кодексом и иными законами в соответствии с частью 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также Федеральным законом от 13.07.2015 №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

Из материалов дела следует и установлено судом, что в реестре муниципальной собственности муниципального образования Надымский район отсутствуют земельные участки под 7 автомобильными дорогами, а именно: автомобильная дорога улица Таёжная г.Надым; автомобильная дорога от улицы Топчева до пос.ПСО-35 г.Надым; внутриквартальные проезды, площадки, объекты благоустройства, пос.Лесной, г.Надым; внутриквартальный проезд 3-а микрорайон, улица Топчева, г.Надым; внутриквартальные проезды, площадки, объекты благоустройства 9 микрорайон, г.Надым; внутриквартальные проезды, площадки, объекты благоустройства Финский жилой комплекс, г.Надым; внутриквартальные проезды, площадки, объекты благоустройства пос.ПСО-35, г.Надым, включенными в перечень автомобильных дорог, находящихся в собственности муниципального образования утвержденного Постановлением Администрации муниципального образования Надымский район от 18.12.2015 №675 (л.д.14-16), право собственности на которые зарегистрировано в установленном законом порядке, что подтверждается копиями свидетельств о государственной регистрации права (л.д.48-134).

Пунктами 3, 5 части 1 статьи 9 Устава муниципального образования Надымский район (принят решением Собрания представителей МО город Надым и Надымский район от 16.05.2005 №152, ред. от 25.04.2019), к вопросам местного значения муниципального образования Надымский район отнесены владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района, дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, организация дорожного движения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Удовлетворяя иск, суд первой инстанции правильно исходил из положений статьи 3 Федерального закона от 08.11.2007 №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», о том что к дорожной деятельности относится деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог. При этом под содержанием автомобильной дороги понимается комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.

С учетом положений статьи 11 Земельного кодекса Российской Федерации указал, что к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений отнесено резервирование земель, изъятие земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.

Органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.

При этом частью 2 статьи 42.1 Федерального закона от 24.07.2007 года №221-ФЗ «О кадастровой деятельности» установлено, что в результате выполнения комплексных кадастровых работ осуществляется уточнение местоположения границ земельных участков; осуществляется установление или уточнение местоположения на земельных участках зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства, указанных в части 1 настоящей статьи; обеспечивается образование земельных участков, на которых расположены здания, в том числе, многоквартирные дома, сооружения, за исключением сооружений, являющихся линейными объектами; обеспечивается образование земельных участков общего пользования, занятых площадями, улицами, проездами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами; обеспечивается исправление реестровых ошибок в сведениях о местоположении границ объектов недвижимости.

В свою очередь в кадастр недвижимости вносятся основные и дополнительные сведения об объекте недвижимости. В реестр прав на недвижимость вносятся сведения о правах, об ограничениях прав и обременениях объектов недвижимости, о сделках с объектами недвижимости, если такие сделки подлежат государственной регистрации в соответствии с федеральным законом, а также дополнительные сведения, внесение которых в реестр прав на недвижимость не влечет за собой переход, прекращение, ограничения прав и обременение объектов недвижимости, в соответствии со статьями 8, 9 Федеральным законом от 13.07.2015 №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

С учетом изложенного, довод апелляционной жалобы о неправильном применении судом первой инстанции норм материального и процессуального права является несостоятельным. Суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о возложении на ответчика обязанности по постановке земельных участков, указанных в исковом заявлении, на кадастровый учет и регистрации права собственности на них, поскольку данная обязанность прямо предусмотрена законом.

Также судом первой инстанции правильно дана оценка доводам прокурора о том, что неисполнение ответчиком обязанностей по формированию, постановке на кадастровый учет земельных участков, оформлению права собственности на земельные участки, на которых расположены автомобильные дороги местного значения, может повлечь за собой неисполнение полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности, и как результат нарушение прав неопределенного круга лиц, использующих автомобильные дороги.

При вынесении решения судом учтено ходатайство ответчика об установлении разумного срока, заявленного прокурором, один год со дня вступления решения суда в законную силу, для проведения мероприятий связанных с исполнением решения суда в связи с требуемым софинансированием из окружного бюджета.

Иные доводы апелляционной жалобы сводятся к переоценке выводов суда, не подтверждают существенных нарушений судом норм процессуального и материального права.

При таких обстоятельствах, оснований для отмены судебного постановления по доводам апелляционной жалобы не имеется.

Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Надымского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 22 октября 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Судья /подпись/ А.Н. Шошина