Судья Тайлакова Т.А. Дело № 33-7922/2023
Докладчик Илларионов Д.Б. (№ 2-127/2023)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Новосибирского областного суда в составе:
председательствующего судьи Дроня Ю.И.
судей Илларионова Д.Б., Белик Н.В.
при секретаре Митрофановой К.Ю.
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Новосибирске 01 августа 2023 года гражданское дело по апелляционной жалобе администрации города Оби Новосибирской области на решение Обского городского суда Новосибирской области от 03 апреля 2023 года по гражданскому делу по иску Администрации г.Оби Новосибирской области к АО «Региональные электрические сети» о признании движимой вещи бесхозяйным имуществом и признании права муниципальной собственности на объект движимого имущества и встречному иску АО «Региональные электрические сети» к Администрации г.Оби Новосибирской области о признании права собственности на бесхозяйное движимое имущество.
Заслушав доклад судьи Новосибирского областного суда Илларионова Д.Б., пояснения представителя Администрации г.Оби Новосибирской области Красикова В.Д., представителя АО «РЭС» Гариповой Ю.В.,
УСТАНОВИЛА:
Администрация г.Оби Новосибирской области обратилась в суд с иском к АО «Региональные электрические сети», просила признать объект – трансформаторная подстанция ТП-6115, местоположение <адрес>, <адрес> бесхозяйным имуществом и признать на него право муниципальной собственности города Оби Новосибирской области.
В обоснование исковых требований указано, что администрацией г.Оби Новосибирской области подавалось заявление о признании права муниципальной собственности на бесхозяйный объект трансформаторная подстанция ТП-6115, местоположение <адрес> Заявление администрации оставлено без рассмотрения определением Обского городского суда Новосибирской области от ДД.ММ.ГГГГ в связи с наличием спора о праве. Согласно акту осмотра (обследования) электроустановки № от ДД.ММ.ГГГГ, составленного главным электриком МБУ «Управляющая компания жилищно-коммунального хозяйства» <адрес>, по адресу <адрес>, <адрес> выявлено нахождение трансформаторной подстанции ТП-6115, являющейся движимым имуществом, собственник которого неизвестен.
Как следует из ответов Территориального управления Росимущества по <адрес> и Департамента имущества и земельных отношений <адрес>, указанная выше подстанция в собственности <адрес> и Российской Федерации не числится. Согласно справке администрации № от ДД.ММ.ГГГГ подстанция не является муниципальной собственностью <адрес>. Подстанция подключена к линейному объекту КЛ-10 КВ от ТП 6115 до оп. 1Ж ВЛ-10 кВ ф-11-561 ПС «Толмачевская» по адресу <адрес>, <адрес> с кадастровым номером №. Кабельная линия находится в муниципальной собственности <адрес>, право на оперативное управление которой передано МБУ «УК ЖКХ» на основании постановления администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№. В адрес АО «РЭС» ДД.ММ.ГГГГ направлялось письмо, содержащее предложение о принятии на техническое обслуживание подстанции до момента регистрации права муниципальной собственности на указанный выше объект, на которое ответным письмом от ДД.ММ.ГГГГ было выражено согласие.
Постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ АО «РЭС» ответчик назначен ответственным за техническое содержание и эксплуатацию подстанции.
АО «Региональные электрические сети» обратилось в суд с встречным иском к администрации <адрес>, просило признать объект-Трансформаторная подстанция 6-10/0,4 кВ диспетчерский № (ТП КТПН ПП) 6115 местоположение <адрес>, пер.Водопроводный, 1-3, бесхозяйным имуществом и признать право собственности АО «Региональные электрические сети» на указанный объект.
В обоснование исковых требований указано, что по адресу <адрес>, № находится трансформаторная подстанция ТП-6115. Собственник подстанции неизвестен. Право собственности на объект должно быть признано за АО «РЭС», которое в силу законодательства об электроэнергетике обязан осуществлять его эксплуатацию. Посредством объектов электросетевого хозяйства (ТП, КЛ) осуществляется передачи электрической энергии, данный объект уже сам по себе обладает свойствами опасности и повышенного профессионального контроля, надзора, обслуживания.
Согласно п.п. 1.1.2, 1.1.7 Правил технической эксплуатации электрических станций и сетей Российской Федерации, утвержденных Приказом Минэнерго России от ДД.ММ.ГГГГ№, на организацию, выполняющую работы применительно к электрическим сетям, возлагаются обязанности по надлежащей технической эксплуатации указанных сетей, в том числе: поддерживать качество отпускаемой энергии, соблюдать оперативно-диспетчерскую дисциплину, содержать оборудование, сооружения в состоянии эксплуатационной готовности, обеспечивать максимальную экономичность и надежность энергопроизводства, соблюдать правила промышленной и пожарной безопасности в процессе эксплуатации оборудования и сооружений; выполнять правила охраны труда; снижать вредное влияние производства на людей и окружающую среду.
Истец полагает, что законодатель признал необходимость признания прав на бесхозяйные объекты электросетевого хозяйства за организациями, обслуживающими такие объекты. АО «Региональные электрические сети» является лицом, обслуживающим спорный объект, несет бремя его содержания, что подтверждается паспортом трансформаторной подстанции 6-10/0,4 кВ диспетчерский № (ТП КТПН ПП) 6115 от 2014 года, в который внесены записи о проведении сотрудниками АО «Региональные электрические сети» ремонта ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, актом сдачи-приемки отремонтированных объектов электрических сетей от ДД.ММ.ГГГГ, утвержденного главным инженером филиала НГЭС АО «РЭС». До настоящего времени собственник имущества не установлен, имущество не востребовано. Истец полагает, что у АО «РЭС» имеются основания для приобретения права собственности на спорный объект в силу положений Гражданского кодекса о приобретательной давности.
Решением Обского суда Новосибирской области от 03 апреля 2023 года в удовлетворении иска Администрации г.Оби Новосибирской области к АО «Региональные электрические сети» о признании движимой вещи бесхозяйным имуществом и признании права муниципальной собственности на объект движимого имущества отказано.
Суд постановил встречный иск АО «Региональные электрические сети» к Администрации г.Оби Новосибирской области о признании права собственности на бесхозяйное движимое имущество удовлетворить, признать объект-Трансформаторная подстанция 6-10/0,4 кВ диспетчерский № (ТП КТПН ПП) 6115, местоположение <адрес> бесхозяйным имуществом; признать право собственности АО «Региональные электрические сети» на объект Трансформаторная подстанция 6-10/0,4 кВ диспетчерский № (ТП КТПН ПП) 6115, местоположение Новосибирская №
С решением не согласилась администрация <адрес>, в апелляционной жалобе глава города Оби Новосибирской области, просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований администрации <адрес> в полном объеме.
В обоснование апелляционной жалобы указано, что судом первой инстанции не был оценен довод Администрации о том, что АО «РЭС» указывает, что осуществляет обслуживание подстанции и несет бремя содержания, однако, АО «РЭС» осуществляет обслуживание подстанции на основании Постановления администрации <адрес>№ от ДД.ММ.ГГГГ, которым общество назначено ответственным за техническое содержание и эксплуатацию объекта.
Кроме того, письмо администрации от ДД.ММ.ГГГГ в адрес АО «РЭС» содержало вопрос о технической возможности обслуживания подстанции лишь до момента признания права муниципальной собственности на указанное имущество, на которое был получен ответ о наличии данной возможности.
До обращения администрации в суд АО «РЭС» не демонстрировало волеизъявления на признание права собственности в отношении подстанции, в суд с соответствующим заявлением не обращалось.
Довод АО «РЭС» и позиция суда первой инстанции о том, что должен быть отдан приоритет сетевой организации в признании права собственности на подстанцию в связи с тем, что АО «РЭС» является профессиональным субъектом рынка электроэнергетики является необоснованной в связи с тем, что подпункт 4 части 1 статьи 6 Устава муниципального образования городского округа <адрес> (принят решением первой сессии Совета депутатов <адрес> первого созыва от ДД.ММ.ГГГГ N7) предусматривает, что к вопросам местного значения <адрес> относится организация в границах <адрес> электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Признание права собственности на подстанцию за администрацией позволит органу местного самоуправления осуществлять свои непосредственные функции в области электроснабжения населения.
Также подстанция подключена к линейному объекту КЛ-10 кВ от ТП 6115 до оп. 1Ж ВЛ-10 кВ ф-11-561 ПС «Толмачевская», по адресу <адрес>, пер.Водопроводный, с кадастровым номером № (кабельная линия). Кабельная линия находится в муниципальной собственности <адрес>, подстанция необходима для осуществления функций подключенных к ним линейных объектов. Собственность на земельный участок, на котором расположена и эксплуатируется подстанция, не разграничена, распоряжается земельным участком администрация.
Кроме того, АО «РЭС» не предоставило доказательств непрерывности и добросовестности владения подстанцией с 2010 года.
Проверив материалы дела на основании ст.327.1 ГПК РФ в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно п.3 ст.218 ГК РФ в случаях и в порядке, предусмотренных настоящим Кодексом, лицо может приобрести право собственности на имущество, не имеющее собственника, на имущество, собственник которого неизвестен, либо на имущество, от которого собственник отказался или на которое он утратил право собственности по иным основаниям, предусмотренным законом.
В соответствии с п.1 ст.225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.
В силу п.1 ст.226 ГК РФ движимые вещи, брошенные собственником или иным образом оставленные им с целью отказа от права собственности на них (брошенные вещи), могут быть обращены другими лицами в свою собственность в порядке, предусмотренном пунктом 2 настоящей статьи.
Согласно п.2 ст.226 ГК РФ в собственности, владении или пользовании которого находится земельный участок, водный объект или иной объект, где находится брошенная вещь, стоимость которой явно ниже трех тысяч рублей, либо брошенные лом металлов, бракованная продукция, топляк от сплава, отвалы и сливы, образуемые при добыче полезных ископаемых, отходы производства и другие отходы, имеет право обратить эти вещи в свою собственность, приступив к их использованию или совершив иные действия, свидетельствующие об обращении вещи в собственность.
Другие брошенные вещи поступают в собственность лица, вступившего во владение ими, если по заявлению этого лица они признаны судом бесхозяйными.
Согласно ст.3 Федерального закона «Об электроэнергетике» территориальная сетевая организация - коммерческая организация, которая оказывает услуги по передаче электрической энергии с использованием объектов электросетевого хозяйства, не относящихся к единой национальной (общероссийской) электрической сети, а в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, - с использованием объектов электросетевого хозяйства или части указанных объектов, входящих в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть, и которая соответствует утвержденным Правительством Российской Федерации критериям отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям.
В силу положений п.1 ст.28 Федерального закона «Об электроэнергетике» ответственность за надежность обеспечения электрической энергией и ее качество перед потребителями электрической энергии, энергопринимающие установки которых присоединены к объектам электросетевого хозяйства, которые не имеют собственника, собственник которых не известен или от права собственности на которые собственник отказался, несут организации, к электрическим сетям которых такие объекты присоединены.
Пунктом 4 ст.28 Федерального закона «Об электроэнергетике» организации, осуществляющие эксплуатацию объектов электросетевого хозяйства и (или) иных объектов электроэнергетики, которые не имеют собственника, собственник которых неизвестен или от права собственности на которые собственник отказался, несут бремя содержания таких объектов.
Согласно п.1 ст.234 ГК РФ, лицо - гражданин или юридическое лицо, не являющееся собственником имущества, но добросовестно, открыто и непрерывно владеющее как своим собственным недвижимым имуществом, если иные срок и условия приобретения не предусмотрены настоящей статьей, в течение пятнадцати лет либо иным имуществом в течение пяти лет, приобретает право собственности на это имущество (приобретательная давность).
Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ сотрудником МБУ «УК ЖКХ» составлен акт осмотра (обследования) электроустановки от ДД.ММ.ГГГГ по адресу <адрес>, пер.Водопроводный, 1-3 выявлен объект - электроустановка ТП-6115, которая представляет собой трансформаторную подстанцию типа КТПК-КО-2Р-250-10/0,2 кВ–УХЛ 1, находится в удовлетворительном состоянии, под напряжением и под нагрузкой (л.д. 7).
Из пояснений представителей сторон, представленных материалов, судом первой инстанции установлено, что спорный объект – трансформаторная подстанция ТП-6115 является отдельной частью электросетевого комплекса, так как имеет конструктивные элементы, позволяющие ее перемещать, т.е. демонтировать и монтировать без несоразмерного ущерба назначению и без изменения основных характеристик, таким образом, по совокупности выявленных признаков, трансформаторная подстанция ТП-6115, не обладает признаками объекта недвижимости.
Трансформаторная подстанция ТП-6115 в собственности муниципального образования <адрес>, в государственной собственности <адрес> и собственности Российской Федерации не находится, что подтверждается письменными ответами Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в <адрес>, Департамента имущественных и земельных отношений <адрес>, главы администрации <адрес>.
Из материалов дела следует, что на основании постановления от ДД.ММ.ГГГГ№ о включении имущества в реестр муниципального имущества <адрес> и закреплении на праве оперативного управления за Муниципальным бюджетным учреждением «Управляющая компания жилищно – коммунального хозяйства» в перечень недвижимого имущества входит объект ТП 6115.
Постановлением администрации <адрес> о постановке объекта недвижимого имущества на учет как бесхозяйных от 20.04.2021г. № от 20.04.2021г. объект ТП-6115 расположенный по адресу: <адрес>, пер.Водопроводный, <адрес> до момента регистрации права собственности <адрес> назначено ответственным за техническое содержание и эксплуатацию электроустановки акционерное общество «Региональные электрические сети».
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции руководствовался ст.ст.218, 225, 226, 234 ГК РФ, положениями Федерального закона «Об электроэнергетике», отказывая в удовлетворении исковых требований администрации <адрес>, суд исходил из того, что спорная трансформаторная подстанция выявлена сотрудниками АО «Региональные электрические сети» в 2010 году, в 2014 году на данный объект АО «РЭС» подготовлен Паспорт, то есть до выявления данного объекта администрацией <адрес>. Техническое обслуживание и ремонт данного объекта с 2010 года осуществляет именно АО «Региональные энергетические сети». Большая по протяженности часть линейных объектов, подключенных к спорной трансформаторной подстанции, к собственности муниципального образования <адрес> не относится. Муниципальное образование <адрес> до 2021 года каких-либо действий относительно указанного объекта не предпринимало. Не представлено доказательств того, что стоимость спорного объекта движимого имущества, находящегося на земельном участке, собственность на который не разграничена, менее трех тысяч рублей.
Суд первой инстанции исходил из того, что с 2010 года АО «Региональные электрические сети» вступило во владение спорным объектом, подготовило на данный объект соответствующие технические документы и до настоящего времени осуществляет мероприятия по его техническому обслуживанию и ремонту, поддерживая его в работоспособном состоянии. Иных собственников спорного объекта не установлено.
Судебная коллегия не усматривает оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы.
Довод апеллянта о том, что суд первой инстанции не дал оценку тому обстоятельству, что АО «РЭС» осуществляет обслуживание подстанции и несет бремя содержания на основании постановления администрации <адрес>№ от ДД.ММ.ГГГГ, которым АО «РЭС» назначено ответственным за техническое содержание и эксплуатацию объекта, не может быть принят во внимание.
Из представленной суду копии паспорта трансформаторной подстанции 6-10/0,4кВ диспетчерский № от 2014г., составленного Филиалом АО «РЭС» «Восточные электрические сети» следует, что подстанция была построена и введена в эксплуатация в 2010 года.
Согласно копии акта сдачи – приемки отремонтированных объектов электрических сетей от ДД.ММ.ГГГГ АО «РЭС» осуществляло ремонт и техническое содержание спорного объекта, несло бремя его содержания.
Судебная коллегия считает, что доводы апеллянта о том, что АО «РЭС» осуществляет обслуживание подстанции исключительно на основании постановления администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ не соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
Доводы апелляционной жалобы в указанной части опровергаются письменными доказательствами, из которых следует, что на протяжении длительного времени АО «РЭС» осуществляло ремонт и техническое содержание, несло ответственность за надежность обеспечения электрической энергией, задолго до того, как было принято постановление от ДД.ММ.ГГГГ№.
В данном случае АО «Региональные электрические сети» является лицом, обслуживающим спорный объект, несет бремя его содержания, что подтверждается паспортом трансформаторной подстанции 6-10/0,4 кВ диспетчерский № (ТП КТПН ПП) 6115 от 2014 года, в который внесены записи о проведении ремонта ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 62 оборот), актом сдачи-приемки отремонтированных объектов электрических сетей от ДД.ММ.ГГГГ, утвержденного главным инженером филиала НГЭС АО «РЭС» (л.д. 56).
Указание в апелляционной жалобе о том, что сетевой организации, как профессиональному субъекту рынка электроэнергетики, не должен отдаваться приоритет в признании права собственности на объекты электросетевого хозяйства, поскольку пп.4 ч.1 ст.6 Устава муниципального образования городского округа <адрес> отнесено к вопросам местного значения относится организация электро -, газо- и водоснабжения в пределах наделенных полномочий признается несостоятельно не может быть принято судом апелляционной инстанции.
Помимо органов местного самоуправления и уполномоченных государственных органов городов федерального значения с заявлением о принятии на учет бесхозяйных линейных объектов электросетевого хозяйства и требованием о признании пава собственности на них могут обратиться и территориальные сетевые организации, осуществляющие в силу закона их эксплуатацию.
Спорная подстанция выявлена сотрудниками АО «РЭС», которые добросовестно исполняют возложенные обязанности, предусмотренные ст.28 ФЗ «Об электроэнергетике», а именно несут ответственность за надежность обеспечения электрической энергией и ее качество перед потребителями электрической энергии, энергопринимающие установки которых присоединены к объектам электросетевого хозяйства, которые не имеют собственника, собственник которых не известен или от права собственности на которые собственник отказался, несут организации, к электрическим сетям, которых такие объекты присоединены.
Судебная коллегия, анализируя положения ст.28 Федерального закона «Об электроэнергетике» приходит к выводу о том, что на АО «РЭС» возложена обязанность по содержанию и обслуживания спорной подстанции.
Довод апеллянта о том, что подстанция подключена к линейному объекту КЛ-10 кВ от ТП 6115 до оп. 1Ж ВЛ-10 кВ ф-11-561 ПС «Толмачевская», по адресу <адрес>, пер.Водопроводный, с кадастровым номером №, и кабельная линия находится в муниципальной собственности <адрес>, не является основанием для отмены решения суда, поскольку в ходе рассмотрения дела установлено, что АО «РЭС» осуществляет обслуживание подстанции, сторонами не оспаривалось, что к трансформаторной подстанции подключены иные линейные объекты, собственником которых муниципальное образование не является. Администрации <адрес> также не оспаривалось, что другие линейные объекты, подключенные к подстанции, находятся в собственности АО «РЭС».
Иные доводы апелляционной жалобы правового значения не имеют.
Поскольку доводы апелляционной жалобы не опровергают ни выводов суда, ни установленных по делу обстоятельств, не содержат оснований, предусмотренных ст.330 ГПК РФ, оснований для отмены решения суда в апелляционном порядке не имеется.
Руководствуясь статьями 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Обского городского суда Новосибирской области от 03 апреля 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика администрации города Оби – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи областного суда: