ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-1280/14 от 15.09.2020 Краснодарского краевого суда (Краснодарский край)

Судья - Семенов Е.А. дело № 33-25740/2020

№ 2-1280/2014

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

15 сентября 2020 года г. Краснодар

Краснодарский краевой суд в составе председательствующего судьи Палянчук Т.А., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Красулиной О.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по частной жалобе начальника управления муниципальных ресурсов администрации муниципального образования Тихорецкий район Тищенко Ю.А. на определение судьи Тихорецкого городского суда Краснодарского края от 17 июля 2020 года,

установил:

решением Тихорецкого городского суда Краснодарского края от 12 декабря 2014 года удовлетворены исковые требования Тихорецкого межрайонного прокурора в интересах Тесленко Н.П. к управлению муниципальных ресурсов администрации муниципального образования Тихорецкий район, министерству социального развития и семейной политики Краснодарского края о возложении обязанности предоставить жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения.

На министерство социального развития и семейной политики Краснодарского края возложена обязанность произвести финансирование для приобретения жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения для Тесленко Н.П., включенной в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями.

На управление муниципальных ресурсов администрации муниципального образования Тихорецкий район возложена обязанность предоставить Тесленко Н.П. жилое помещение по договору найма специализированных жилых помещений в соответствии с датой постановки на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилых помещений из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Решение вступило в законную силу 20 января 2015 года.

Управление муниципальных ресурсов администрации муниципального образования Тихорецкий район обратилось в суд с заявлением об отсрочке исполнения указанного решения Тихорецкого городского суда Краснодарского края от 12 декабря 2014 года до 31 декабря 2020 года.

Заявление мотивировано тем, что приказом министерства социального развития и семейной политики Краснодарского края от 22.01.2014 года № <№..> Тесленко Н.П. включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, относившихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями (далее - дети-сироты).

Законом Краснодарского края от 15.12.2004 года № 805-КЗ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Краснодарского края отдельными государственными полномочиями в области социальной сферы» органы местного самоуправления муниципального образования Тихорецкий район наделены отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа в соответствии с Законом Краснодарского края от 03.06.2009 года № 1748-КЗ «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Краснодарском крае».

В соответствии со статьей 2 указанного Закона Краснодарского края финансовое обеспечение вышеуказанных отдельных государственных полномочий в социальной сфере осуществляется за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из краевого бюджета.

Пунктом 5 статьи 19 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлено, что финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов.

Ежегодно в целях реализации законов Краснодарского края о краевом бюджете на соответствующие годы между министерством и администрацией муниципального образования Тихорецкий район (далее - администрация) заключаются соглашения о предоставлении в соответствующем году бюджету муниципального образования Тихорецкий район из краевого бюджета субвенций на осуществление отдельных государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - соглашение).

11.01.2016 года в целях реализации Закона Краснодарского края от 28.12.2015 года № 3310-КЗ «О краевом бюджете на 2016 год» между министерством и администрацией заключено соглашение о предоставлении в 2016 году бюджету муниципального образования Тихорецкий район из краевого бюджета субвенций на осуществление отдельных государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с Законом Краснодарского края «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Краснодарском крае» № 417.

На основании данного соглашения (в редакции дополнительных соглашений № 1, № 2 от 02 и 14 марта 2016 года) муниципальному образованию Тихорецкий район в 2016 году предоставлены субвенции на осуществление отдельных государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями граждан, относящихся к вышеуказанной категории в размере 10 247 600,00 рублей (в том числе на выполнение неисполненных денежных обязательств 2015 года - 4 494 300,00 рублей). За счет указанных средств в 2016 году приобретены и предоставлено в порядке очередности лицам из указанной категории граждан 5 жилых помещений, 4 помещения приобретены в декабре 2015 года.

13 января 2017 года в целях реализации Закона Краснодарского края от 19.12.2016 года № 3515-К3 «О краевом бюджете на 2017 года и плановый период 2018 и 2019 годов» между министерством и администрацией заключено соглашение о предоставлении в 2017 году бюджету муниципального образования Тихорецкий район из краевого бюджета субвенций на осуществление отдельных государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с Законом Краснодарского края «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Краснодарском крае» № 415.

На основании данного соглашения (в редакции дополнительного соглашения <№..> от <Дата>) муниципальному образованию Тихорецкий район в 2017 году предоставлены субвенции на осуществление отдельных государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями граждан, относящихся к вышеуказанной категории в размере 32135 600,00 рублей. За счет указанных средств приобретены и предоставлено в порядке очередности лицам из указанной категории граждан 27 жилых помещений.

24.01.2018 года в целях реализации Закона Краснодарского края от 20.12.2017 года № 3722-КЗ «О краевом бюджете на 2018 года и плановый период 2019 и 2020 годов» между министерством и администрацией заключено соглашение о предоставлении в 2018 году бюджету муниципального образования Тихорецкий район из краевого бюджета субвенций на осуществление отдельных государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с Законом Краснодарского края «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Краснодарском крае» №388/29.

На основании данного соглашения (в редакции дополнительного соглашения <№..> от <Дата>) муниципальному образованию Тихорецкий район в 2018 году предоставлены субвенции на осуществление отдельных государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями граждан, относящихся к вышеуказанной категории в размере 45182 800,00 рублей. За счет указанных средств приобретены и предоставлено в порядке очередности лицам из указанной категории граждан 37 жилых помещений.

31.01.2019 года в целях реализации Закона Краснодарского края от 21.12.2018 года № 3939-К3 «О краевом бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов» между министерством и администрацией заключено соглашение о предоставлении в 2019 году бюджету муниципального образования Тихорецкий район из краевого бюджета субвенций на осуществление отдельных государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, № 386.

На основании Закона Краснодарского края № 3939-К3 и вышеуказанного соглашения муниципальному образованию Тихорецкий район в 2019 году предоставлены субвенции в размере 72 445,4 тысяч рублей на приобретение 53 квартир. За счет указанных средств приобретены и предоставлено в порядке очередности лицам из указанной категории граждан 53 жилых помещения.

В 2020 году для осуществления полномочий, направленных на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, в соответствии с соглашением № 370 от 30.01.2020 года (в редакции дополнительного соглашения <№..> от 25 марта и дополнительного соглашения <№..> от <Дата>), заключенным между министерством и администрацией, муниципальному образованию Тихорецкий район в качестве субвенций выделено 92 775 500,00 рублей для приобретения в 2020 году 60 квартир (50 квартир - из средств краевого бюджета, 10 квартир - из средств федерального бюджета).

Учитывая, что на основании статьи 2 Закона Краснодарского края от 15 декабря 2004 года № 805-КЗ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Краснодарского края отдельными государственными полномочиями в области социальной сферы», пункта 5 статьи 19 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов, органом местного самоуправления в полной мере осуществляются действия, направленные на исполнение вышеуказанного решения Тихорецкого городского суда Краснодарского края, в пределах предоставленных из бюджета Краснодарского края субвенций.

Согласно Закону Краснодарского края от 03.06.2009 года № 1748-КЗ «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Краснодарском крае» внесение сведений о детях-сиротах и детях, оставшихся без попечения родителей, лицах из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицах, относившихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в государственную информационную систему, обработка, систематизация, обновление, исключение информации и иные предусмотренные законодательством Российской Федерации и законодательством Краснодарского края действия с информацией осуществляются оператором государственной информационной системы.

В Краснодарском крае таким оператором является ГКУ КК «Краевой методический центр» (далее - учреждение). По информации учреждения, Тесленко Н.П. включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поставленных на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, по муниципальному образованию Тихорецкий район Краснодарского края, в настоящее время состоит на учете под номером 4.

Управлением муниципальных ресурсов администрации муниципального образования Тихорецкий район Тесленко Н.П. планируется предоставить жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения, в соответствии с очередностью в 2020 году.

Принимая во внимание, что внеочередное предоставление Тесленко Н.П. жилого помещения повлечет нарушение прав иных лиц, включенных в список, в связи с чем, исполнение решения единовременно невозможно, управление обратилось в суд с настоящим заявлением.

Обжалуемым определением судьи Тихорецкого городского суда Краснодарского края от 17 июля 2020 года отказано в удовлетворении заявления управления муниципальных ресурсов администрации муниципального образования Тихорецкий район об отсрочке исполнения решения Тихорецкого городского суда Краснодарского края от 12 декабря 2014 года.

В частной жалобе начальник управления муниципальных ресурсов администрации муниципального образования Тихорецкий район Тищенко Ю.А. выражает несогласие с указанным определением суда, просит его отменить и разрешить вопрос по существу - исполнение решения суда рассрочить до 31 декабря 2020 года. В обоснование доводов жалобы указывает, что определение суда первой инстанции незаконно и необоснованно, вынесено с нарушением норм материального и процессуального права.

В возражении на эту жалобу Тихорецкий межрайонный прокурор Козяйчев А.И. просит определение суда оставить без изменения, а частную жалобу без удовлетворения.

Проверив материалы дела, рассмотрев частную жалобу в отсутствие сторон на основании абзаца первого части 3, части 4 статьи 333 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд находит определение судьи первой инстанции не подлежащим отмене по следующим основаниям.

Вступившие в законную силу судебные постановления, как установлено частью 2 статьи 13 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.

В соответствии со статьей 434 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при наличии обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного постановления или постановлений иных органов, взыскатель, должник, судебный пристав-исполнитель вправе поставить перед судом, рассмотревшим дело, или перед судом по месту исполнения судебного постановления вопрос об отсрочке или о рассрочке исполнения, об изменении способа и порядка исполнения, а также об индексации присужденных денежных сумм. Такие заявление сторон и представление судебного пристава-исполнителя рассматриваются в порядке, предусмотренном статьями 203 и 208 указанного кодекса.

Согласно части 1 статьи 203 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд, рассмотревший дело, по заявлениям лиц, участвующих в деле, судебного пристава-исполнителя либо исходя из имущественного положения сторон или других обстоятельств вправе отсрочить или рассрочить исполнение решения суда, изменить способ и порядок его исполнения.

Аналогичные положения содержатся в части 1 статьи 37 Федерального закона от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», предусматривающей, что взыскатель, должник, судебный пристав-исполнитель вправе обратиться с заявлением о предоставлении отсрочки или рассрочки исполнения судебного акта, акта другого органа или должностного лица, а также об изменении способа и порядка его исполнения в суд, другой орган или к должностному лицу, выдавшим исполнительный документ.

Как разъяснено в пункте 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2015 года № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства», по смыслу положений статьи 37 Закона об исполнительном производстве, статьи 434 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, статьи 358 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и статьи 324 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, основаниями для предоставления отсрочки или рассрочки исполнения исполнительного документа могут являться неустранимые на момент обращения в суд обстоятельства, препятствующие исполнению должником исполнительного документа в установленный срок.

Вопрос о наличии таких оснований решается судом в каждом конкретном случае с учетом всех имеющих значение фактических обстоятельств, к которым, в частности, могут относиться тяжелое имущественное положение должника, причины, существенно затрудняющие исполнение, возможность исполнения решения суда по истечении срока отсрочки.

При предоставлении отсрочки или рассрочки судам необходимо обеспечивать баланс прав и законных интересов взыскателей и должников таким образом, чтобы такой порядок исполнения решения суда отвечал требованиям справедливости, соразмерности и не затрагивал существа гарантированных прав лиц, участвующих в исполнительном производстве, в том числе права взыскателя на исполнение судебного акта в разумный срок (абзацы первый, второй и третий пункта 25 названного постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации).

Исходя из разъяснений, содержащихся в абзаце третьем пункта 23 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26 июня 2008 года № 13 «О применении норм Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении и разрешении дел в суде первой инстанции», при рассмотрении заявлений лиц, участвующих в деле, судебного пристава-исполнителя об отсрочке или рассрочке исполнения решения суда с учетом необходимости своевременного и полного исполнения решения суду в каждом случае следует тщательно оценивать доказательства, представленные в обоснование просьбы об отсрочке (рассрочке), и материалы исполнительного производства, если исполнительный документ был предъявлен к исполнению.

Таким образом, основания для отсрочки либо рассрочки исполнения решения суда должны носить действительно исключительный характер, возникать при серьезных препятствиях к совершению исполнительных действий. Вопрос о наличии указанных обстоятельств должен оцениваться и решаться судом в каждом конкретном случае с учетом статей 15 (часть 4), 17 (часть 3), 19 (части 1 и 2) и 55 (части 1 и 3) Конституции Российской Федерации и исходя из общеправового принципа справедливости. Исполнение вступившего в законную силу судебного постановления должно осуществляться на основе соразмерности и пропорциональности, с тем, чтобы был обеспечен баланс прав и законных интересов взыскателя и должника, возможная же отсрочка исполнения решения суда должна отвечать требованиям справедливости, быть адекватной и не затрагивать существо конституционных прав заинтересованных лиц.

В соответствии со статьей 46 Конституции Российской Федерации право на судебную защиту предполагает как неотъемлемый элемент обязательность исполнения судебных решений.

Оценив представленные должником доказательства в обоснование просьбы, учитывая то, что длительным неисполнением вступившего в законную силу судебного акта (более пяти лет) нарушаются жилищные права Тесленко Н.П., а также то, что отсутствие денежных средств не является основанием для освобождения ответчика от исполнения вступившего в законную силу решения суда, судья первой инстанции не нашел оснований для удовлетворения заявления об отсрочке исполнения решения суда.

Суд апелляционной инстанции соглашается с данными выводами судьи, а также полагает необходимым отметить, что предоставление ответчику отсрочки исполнения решения суда от 12 декабря 2014 года в данном случае способствовало бы необоснованному затягиванию его реального исполнения за пределами разумных сроков судопроизводства по гражданским делам, что противоречило бы общим целям и задачам правосудия и исполнительного производства, состоящим в своевременной защите нарушенных прав лица, включенного в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащего обеспечению жилым помещением.

Статья 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 года, статья 6.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предъявляют требование разумности сроков не только к судопроизводству в судах, но и к исполнению судебного постановления. Европейский Суд по правам человека в своих постановлениях неоднократно отмечал, что финансовые трудности, испытываемые государством, а также отдельными государственными и муниципальными органами, не могут служить основанием для неисполнения судебного решения.

С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что определение судьи первой инстанции вынесено в соответствии с требованиями материального и процессуального закона, и оснований для его отмены не имеется.

Доводы частной жалобы не могут быть признаны обоснованными, поскольку они противоречат установленным по делу обстоятельствам.

Руководствуясь статьей 334 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

определил:

определение судьи Тихорецкого городского суда Краснодарского края от 17 июля 2020 года - оставить без изменения, а частную жалобу управления муниципальных ресурсов администрации муниципального образования Тихорецкий район - оставить без удовлетворения.

Председательствующий - Т.А. Палянчук