ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-1287/2021 от 06.09.2021 Севастопольского городского суда (город Севастополь)

Судья Байметов А.А. Дело № 2-1287/2021

(первая инстанция)

№ 33-2590/2021

(апелляционная инстанция)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Севастополь 06 сентября 2021 года

Судебная коллегия по гражданским делам Севастопольского городского суда в составе:

председательствующего, судьи - Григоровой Ж.В.,

судей - Козуб Е.В., Анашкина И.А.,

при секретаре - Осколович Ю.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Козуб Е.В. апелляционную жалобу истца Цивилева А. С. на решение Ленинского районного суда города Севастополя от 12 мая 2021 года по гражданскому делу по исковому заявлению Цивилева А. С. к Департаменту транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Севастополя об обязании допустить к обработке персональных данных гражданских служащих, к государственной информационной системе, предоставить печати, штампы, материально-технические средства,

УСТАНОВИЛА:

Истец Цивилев А.С. обратился в суд с иском к ответчику Департаменту транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Севастополя, просит обязать Департамент транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Севастополя допустить его к обработке персональных данных гражданских служащих Департамента в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством города Севастополя, локальными нормативными актами исполнительного органа, обязать обеспечить доступ к государственной информационной системе города Севастополя «Портал органов государственной власти города Севастополя», предоставить по акту приема-передачи печати и штампы Департамента и материально-технические средства для их учета, хранения и защиты от несанкционированного доступа, мотивируя исковые требования тем, что ДД.ММ.ГГГГ истец восстановлен на работе в должности главного специалиста-эксперта отдела правовой работы и ведомственного контроля Управления экономики и организации обеспечения деятельности, перечень должностных обязанностей установлен разделом 3 должностного регламента от ДД.ММ.ГГГГ. Истец обратился в Департамент с письмом от ДД.ММ.ГГГГ, в котором просил предоставить возможность исполнения должностных обязанностей и создания ответчиком соответствующих условий для их исполнения, а именно допустить к обработке персональных данных гражданских служащих Департамента для организации работы по профилактике коррупционных и иных правонарушений в Департаменте, декларационной кампании гражданских служащих Департамента, а также для реализации положений постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ. Предоставить для реализации указанных обязанностей всю документацию и иные материалы, имеющиеся в Департаменте, предоставить доступ к государственной информационной системе города Севастополя «Портал органов государственной власти города Севастополя», предоставить печати и штампы Департамента, журнал ведения, иные документы, а также необходимые материально-технические средства (сейф) для их учета, хранения и защиты от несанкционированного доступа, обеспечить материально-техническое обеспечение для реализации обязанностей по обеспечению хранения материалов по результатам ведения претензионно-исковой работы в соответствии с утвержденной номенклатурой. Письмом Департамента от ДД.ММ.ГГГГ.2-26/03/21 истцу оказано в предоставлении возможности исполнения должностных обязанностей и создании условий для их исполнения, в связи с чем, с ДД.ММ.ГГГГ истец лишен возможности исполнять свои должностные обязанности.

Решением Ленинского районного суда города Севастополя от 12 мая 2021 года в удовлетворении исковых требований Цивилева А. С. к Департаменту транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Севастополя об обязании допустить к обработке персональных данных гражданских служащих, к государственной информационной системе, предоставить печати, штампы, материально-технические средства отказано.

Истцом Цивилевым А.С. подана апелляционная жалоба, просит решение районного суда отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований в полном объеме, указывает, что вывод районного суда, основанный на ст. 29 Федерального закона от 27.07.2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации, не имеет правового значения, поскольку предметом рассмотрения спора не являлось изменение или дополнение должностного регламента истца. Не могли служить основанием для отказа в удовлетворении исковых требований, предоставленные ответчиком распорядительные документы о назначении ответственных лиц, должностных регламентов иных лиц, поскольку они не свидетельствуют о снятии с истца указанных в должностном регламенте обязанностей. Судом проигнорированы юридически значимые по делу обстоятельства.

Не подано письменных возражений ответчиком на апелляционную жалобу истца.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции истец Цивилев А.С. доводы апелляционной жалобы поддержал, просил отменить решение районного суда и принять новое решение об удовлетворении иска в полном объеме.

В судебное заседание суда апелляционной инстанции представитель ответчика Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Севастополя не явился, о времени и месте судебного заседания по рассмотрению апелляционной жалобы извещен надлежащим образом, в соответствии с правилами ст. 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, о причинах неявки суду не сообщил.

Судебная коллегия, заслушав доклад судьи Козуб Е.В., доводы истца Цивилева А.С., обсудив доводы апелляционной жалобы, изучив материалы гражданского дела, проверив законность и обоснованность судебного акта районного суда, приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены решения районного суда.

В соответствии с частью 1 статьи 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, решение суда должно быть законным и обоснованным.

В пункте 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19 декабря 2003 года № 23 «О судебном решении», разъяснено, что решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59-61, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.

В соответствии с частью 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, основанием для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального или норм процессуального права.

Оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции судебной коллегией не установлено.

Судебным разбирательством установлено, что Цивилев А.С. с ДД.ММ.ГГГГ работал в Департаменте транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Севастополя в должности главного специалиста-эксперта отдела правовой работы и ведомственного контроля Управления экономики и организации обеспечения деятельности.

Распоряжением Департамента от ДД.ММ.ГГГГ-л истец уволен с должности главного специалиста-эксперта отдела правовой работы и ведомственного контроля Управления экономики и организации обеспечения деятельности Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Севастополя.

Решением Ленинского районного суда г. Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ распоряжение от ДД.ММ.ГГГГ-л Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Севастополя отменено, увольнение Цивилева А.С признано незаконным, последний восстановлен на работе с ДД.ММ.ГГГГ на основании распоряжения Департамента от ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ между Департаментом и Цивилевым А.С. заключен служебный контракт о прохождении государственной гражданской службы города Севастополя и замещения должности государственной гражданской службы города Севастополя, согласно п. 2 Контракта установлена обязанность гражданского служащего исполнять должностные обязанности по должности главного специалиста-эксперта отдела правовой работы и ведомственного контроля Управления экономики и организации обеспечения деятельности Департамента в соответствии с регламентом гражданского служащего города Севастополя и соблюдать служебный распорядок Правительства Севастополя.

Пунктом 3 Должностного регламента главного специалиста-эксперта отдела правовой работы и ведомственного контроля, утвержденного директором Департамента ДД.ММ.ГГГГ (с изменениями) главный специалист-эксперт обязан:

- осуществлять оценку регулирующего воздействия и экспертизу проектов законодательных и иных нормативно-правовых актов, определяющих функционирование дорожно-транспортного комплекса;

- осуществлять проверку на соответствие законодательству проекты приказов и других локальных нормативных актов, подлежащих утверждению директором Департамента;

- проводить анализ правоприменительной практики о совершенствовании действующего законодательства в сфере:

а) функционирования дорожно-транспортного комплекса;

б) осуществления закупочной деятельности для государственных и муниципальных нужд;

в) ведения претензионно-исковой работы;

- осуществлять разработку и согласование проектов локальных актов и нормативных актов Правительства Севастополя, относящихся к сфере деятельности отдела;

- осуществлять согласование проектов договоров (соглашений), с проведением анализа на предмет их соответствия действующему законодательству Российской Федерации и города Севастополя;

- осуществлять ведение претензионной работы по заключенным договорам (контрактам) в рамках ФЗ-44;

- формировать проекты претензий, требований, исковых заявлений и других процессуальных документов для предъявления ответчикам и в судебные инстанции;

- представлять в установленном порядке интересы Департамента в судебных, правоохранительных, надзорных и контрольных органах в целях защиты интересов Департамента, а также с целью пресечения нарушений законодательства в установленной сфере деятельности;

- вести мониторинг ведения претензионно-исковой работы по заключенным контрактам, договорам;

- осуществлять ежеквартальный анализ ведения претензионно-исковой работы;

- проводить анализ материалов, поступивших из правоохранительных, надзорных и контролирующих органов, результаты претензионной и исковой работы, разрабатывать предложения по устранению недостатков в правовом обеспечении деятельности структурных подразделений Департамента и подведомственных ему организаций;

- осуществлять подготовку документальных материалов в ФАС для внесения в реестр недобросовестных поставщиков сведений об исполнителе, подрядчике с которым расторгнут контракт в связи с существенным нарушением им условий контракта;

- готовить для руководства Департамента справочные материалы по законодательству в установленной сфере деятельности;

- принимать участие в рассмотрении материалов по результатам проверок, ревизий, инвентаризаций, давать правовую оценку по фактам выявленных правонарушений;

- формировать статистическую отчетность по ведению претензионно-исковой работы;

- осуществлять подготовку, ответов на запросы органов исполнительной власти в рамках своей компетенции;

- участвовать в совещаниях с участием представителей структурных подразделений Департамента, федеральных органов исполнительной власти, территориальных отделов и управлений федеральных органов исполнительной власти, исполнительных органов государственной власти города Севастополя, органов местного самоуправления муниципальных образований, предприятий, учреждений, организаций независимо от их организационно-правовой формы, созданным в установленном порядке, общественных объединений и гражданами, по вопросам, относящимся к компетенции Отдела (при необходимости);

- консультировать сотрудников Департамента и проводить разъяснительную работу в структурных подразделениях Департамента и подведомственных учреждениях по вопросам, относящимся к компетенции Отдела;

- обеспечивать хранение материалов, по результатам ведения претензионно-исковой работы в соответствии утвержденной номенклатурой дел Департамента;

- взаимодействовать в пределах компетенции со структурными подразделениями Департамента, аппарата Правительства Севастополя, территориальными подразделениями федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации, органами исполнительной власти, органами местного самоуправления;

- направлять сведения о лицах, к которым было применено взыскание в виде увольнения (освобождения от должности) в связи с утратой доверия за совершение коррупционного правонарушения в Департамент общественной безопасности города Севастополя в порядке, установленном Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ;

- осуществлять учёт и хранение печатей и штампов Департамента;

- вести работу по внесению сведений в государственную информационную систему города Севастополя «Портал органов государственной власти города Севастополя»;

- обеспечить организацию декларационной кампании государственных служащих в установленном порядке;

- организовать работу по профилактике коррупционных и иных правонарушений в Департаменте;

- исполнять обязанности другого главного специалиста-эксперта Отдела на период его временного отсутствия;

- исполнять иные функции по поручению начальника отдела.

С целью надлежащего исполнения функций, возложенных на Отдел, директором Департамента назначены ответственные лица за:

- обработку персональных данных;

- работу по профилактике коррупционных и иных правонарушений;

- работу на внутреннем портале органов государственной власти города Севастополя.

Истец обратился в Департамент с письмом ДД.ММ.ГГГГ в котором просил предоставить возможность исполнения должностных обязанностей и создания соответствующих условий для их исполнения, а именно просил допустить к обработке персональных данных гражданских служащих Департамента для организации работы по профилактике коррупционных и иных правонарушений в Департаменте, декларационной кампании гражданских служащих Департамента, а также, для реализации положений постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ, предоставить для реализации указанных обязанностей всю документацию и иные материалы, имеющиеся в Департаменте; предоставить доступ к государственной информационной системе города Севастополя «Портал органов государственной власти города Севастополя»; предоставить печати и штампы Департамента, журнал ведения, иные документы, а также необходимые материально-технические средства (сейф) для их учета, хранения и защиты от несанкционированного доступа; обеспечить материально-техническое обеспечение для реализации обязанностей по обеспечению хранения материалов по результатам ведения претензионно-исковой работы в соответствии с утвержденной номенклатурой.

Письмом Департамента от ДД.ММ.ГГГГ истцу сообщено, что доверенность на право предоставлять интересы Департамента в судебных, правоохранительных, надзорных и контрольных органах будет выдана истцу в случае необходимости. В Департаменте назначены ответственные лица за обработку персональных данных, работу по профилактике коррупционных и иных правонарушений; работу на внутреннем портале органов государственной власти города Севастополя. Ответственные сотрудники успешно справляются со своими должностными обязанностями. Печати, штампы, журналы, иные документы, а также необходимые материально-технические средства (сейфы) для их хранения находятся у назначенных ответственных лиц. С целью ведения претензионной исковой работы, необходимые истцу для выполнения работы, заключенные государственные контракты находятся на хранении в кабинете 16, доступ к которым не ограничен для сотрудников отдела правовой работы и ведомственного контроля Управления экономики и организации обеспечения деятельности Департамента.

Приказами Департамента -о от ДД.ММ.ГГГГ, -о от ДД.ММ.ГГГГ ответственным лицом за работу по профилактике коррупционных и иных правонарушений в Департаменте является ..., на последнюю возложено выполнение указанных обязанностей.

Приказом Департамента -о от ДД.ММ.ГГГГ ответственным лицом за работу по профилактике коррупционных и иных правонарушений в Департаменте является ..., на последнюю возложено выполнение указанных обязанностей.

Приказом Департамента -о от ДД.ММ.ГГГГ ответственными лицами за работу на ВП в Департамент с ролью «Оператора Диска», которые отвечают за наполнение информацией папки Департамента в разделе «Общий ДИСК ВП» являются ..., ..., ..., на которых возложено выполнение указанных обязанностей.

Приказом Департамента -о от ДД.ММ.ГГГГ уполномоченными лицами на получение, обработку, хранение, передачу и любое другое использование персональных данных государственных гражданских служащих Департамента, несущих ответственность в соответствии с законодательством РФ за нарушение режима защиты этих персональных данных, назначены ..., ..., ..., ...

Разрешая спор по существу, суд первой инстанции пришел к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований Цивилева А.С., исходя из того, что нарушений трудовых прав истца при рассмотрении дела не установлено, поскольку истец выполняет работу (должностные обязанности, предусмотренные должностным регламентом) в пределах порученной ему работы.

С выводом суда первой инстанции соглашается судебная коллегия, и, отклоняя доводы апелляционной жалобы, исходит из следующего.

Согласно пункту 2 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», государственной гражданский служащий обязан исполнять должностные обязанности в соответствии с должностным регламентом.

В соответствии с пунктом 3 части 3 статьи 24 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», существенными условиями служебного контракта являются, кроме прочего, права и обязанности гражданского служащего, должностной регламент.

Должностные обязанности главного специалиста-эксперта регламентированы ст. ст. 15, 18 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», ст. ст. 11,14 Закона города Севастополя от 03.06.2014 года № 23-ЗС «О государственной гражданской службе города Севастополя», установлены п. 3 Должностного регламента главного специалиста-эксперта отдела правовой работы и ведомственного контроля, утвержденного директором Департамента ДД.ММ.ГГГГ (с изменениями).

Отклоняя доводы апелляционной жалобы истца, судебная коллегия соглашается с выводами районного суда, исходит из того, что нарушение трудовых прав истца со стороны работодателя – Департамента не установлено, поскольку истец выполняет должностные обязанности согласно порученной ответчиком работы.

Кроме того, в должностные обязанности истца Цивилева А.С. согласно должностного регламента входят не только указанные в иске обязанности - осуществлять учет и хранение печатей и штампов Департамента, ведение работы по внесению сведений в государственную информационную систему г. Севастополя «Портал органов государственной власти города Севастополя», обеспечивать организацию декларационной компании государственных гражданских служащих в установленном порядке, организовать работу по профилактике коррупционных и иных правонарушений в Департаменте, но и иные должностные обязанности, которые он обязан выполнять. Руководитель имеет право определять работу, ее объем для выполнения истцом в пределах предусмотренных должностным регламентом обязанностей. Распределение должностных обязанностей между работниками – государственными служащими Управления экономики и организации обеспечения деятельности Департамента право работодателя. Определение объема и вида работы истца в соответствии с должностными обязанностями, возложения на него обязанности выполнять определенную директором Департамента часть его должностных обязанностей является правом работодателя, не может нарушать трудовых прав истца, как государственного служащего.

Отклоняя доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу о том, что в рассматриваемом случае сами по себе обстоятельства того, что директор Департамента назначил ответственными лицами по выполнению определенного объема и вида должностных обязанностей разным специалистам Управления, а не всем специалистам, включая истца, не свидетельствует о том, что истец был лишен возможности исполнять свои должностные обязанности.

С учетом изложенного, судебная коллегия приходит к выводу о том, что правоотношения сторон и закон, подлежащий применению, определены судом правильно, обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены на основании представленных доказательств, в связи с чем, доводы апелляционной жалобы не являются основанием для отмены решения районного суда.

Руководствуясь ст. 327, п. 1 ст. 328, ст. 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия,

ОПРЕДЕЛИЛА:

Апелляционную жалобу истца Цивилева А. С. на решение Ленинского районного суда города Севастополя от 12 мая 2021 года оставить без удовлетворения.

Решение Ленинского районного суда города Севастополя от 12 мая 2021 года оставить без изменения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий: /подпись/ Ж.В.Григорова

Судьи: Е.В.Козуб

И.А.Анашкина