Судья: Паршукова Н.В. УИД 39RS0001-01-2023-007690-56 дело №2-1292/2023
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
№ 33-4129/2023
26 июля 2023 года г. Калининград
Судебная коллегия по гражданским делам Калининградского областного суда в составе:
председательствующего Харитоненко Н.О.,
судей Королевой Н.С., Ганцевича С.В.
при секретаре Кузякиной К.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционным жалобам Кадеева В.В. и Федерального профсоюза авиационных диспетчеров России на решение Ленинградского районного суда г. Калининграда от 03 мая 2023 года по иску Федерального профсоюза авиационных диспетчеров России в интересах Кадеева Виктора Викторовича к ФГУП «Госкорпорация по организации воздушного движения в Российской Федерации» о взыскании заработной платы, понуждении произвести индексацию заработной платы и компенсации морального вреда.
Заслушав доклад судьи Королевой Н.С., объяснения Кадеева В.В., представителей Федерального профсоюза авиационных диспетчеров России Манзя А.Н., Ковалева С.А., поддержавших доводы апелляционных жалоб, возражения представителя ФГУП «Госкорпорация по организации воздушного движения в Российской Федерации» Исаева С.В., полагавшего жалобы неподлежащими удовлетворению, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Федеральный профсоюз авиационных диспетчеров России в интересах Кадеева В.В. обратился в суд с иском к ФГУП «Госкорпорация по организации воздушного движения в Российской Федерации» о понуждении к исполнению требований ст. 134 Трудового кодекса Российской Федерации, условий коллективного договора, взыскании индексации заработной платы, указав, что в филиале «Аэронавигация Северо-Запада» ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» действует коллективный договор, заключенный на 2019-2022 годы и продленный на три года соглашением от 6 декабря 2021 г. В соответствии с п. 4.2 коллективного договора филиала «Аэронавигация Северо-Запада» индексация оплаты труда работников в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги осуществляется ежегодно, путем увеличения тарифной ставки 1-го разряда ETC в соответствии с Программой деятельности Предприятия. Конкретный размер тарифной ставки 1-го разряда ETC по оплате труда работников ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» устанавливается работодателем исходя из фактического финансово-экономического состояния Предприятия. Индексация оплаты труда работников проводится 1 раз в год с 1 октября 2022 г. 30 ноября 2021 г. между ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» и работниками, в лице их полномочных представителей - общероссийскими профсоюзами ФПАД России и ПАРРиС России, было заключено Соглашение, которое предусматривает перенос ранее установленного срока индексации с 1 апреля 2022 г. на 1 октября 2022 г., а также то, что работодатель ежегодно проводит в установленных коллективными договорами порядке и сроках индексацию оплаты труда работников в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги, путем увеличения тарифной ставки 1-го разряда ETC, в соответствии с Программой деятельности Предприятия, на основании ст. 134 Трудового кодекса Российской Федерации, с учетом процента роста индекса потребительских цен на товары и услуги по Российской Федерации за предшествующий год по данным Федеральной службы государственной статистики. По данным Росстата процент роста индекса потребительских цен на товары и услуги по Российской Федерации за 2021 г. составил - 108,39 (8,39%). Приказом ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» от 12 февраля 2021 г. № 89-П с 1 апреля 2021 г. устанавливалась ставка 1 разряда ETC по оплате труда работников ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» в размере 10 159 руб. Таким образом, с 1 октября 2022 г. оклад Кадеева В.В. должен был быть проиндексирован работодателем на 8,39%, путем установления ставки 1 разряда ETC по оплате труда работников ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» в размере 11 011 руб. При этом согласно данным расчетного листка за октябрь 2022 г. оклад Кадеева В.В. был проиндексирован на 0,5%. Истец просил обязать ФГУП «Госкорпорация по организации воздушного движения в Российской Федерации» обеспечить повышение уровня реального содержания заработной платы Кадеева В.В. путем индексации заработной платы в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги с 1 октября 2022 г. на 8,39%. Взыскать с ответчика в пользу Кадеева В.В. недополученную заработную плату за период с 1 октября 2022 г. по 31 октября 2022 г. в размере 14 164,12 руб., компенсацию за задержку заработной платы по день вынесения судебного решения, компенсацию морального вреда в размере 1 руб.
Решением Ленинградского районного суда г. Калининграда от 03 мая 2023 года исковые требования Федерального профсоюза авиационных диспетчеров России ИНН № в интересах Кадеева Виктора Викторовича паспорт серия № к ФГУП «Госкорпорация по организации воздушного движения в Российской Федерации» ИНН № о взыскании заработной платы, понуждении произвести индексацию заработной платы и компенсации морального вреда оставлены без удовлетворения.
В апелляционной жалобе ФИО1 просит решение отменить, принять новое решение, которым исковые требования удовлетворить, указывая о том, что решение является незаконным и необоснованным, принятым с нарушением норм материального права. Указывает, что увеличение оклада истца на 0,5%, установленное с 01.10 2022 года, не соответствует росту индекса потребительских цен в РФ за 2021 год, равному 8,39%, и тем более отвечать задачам, определенным ст. 134 ТК РФ, по компенсации снижения на 19,05% реального содержания заработной платы работника за полтора года, прошедшие со времени предыдущей индексации. Полагает, что ответчиком не преследовались цели выполнения требований ст. 134 ТК РФ в части необходимости обеспечения роста реального содержания зарплаты истца и соблюдения взятых на себя обязательств в пункте 6 соглашения от 30.11.2021 года по росту индекса потребительских цен при проведении индексации заработной платы. Ссылается на то, что в случае, если действия работодателя по индексации зарплаты носят лишь мнимый характер, не преследуют цели реального повышения зарплаты работников с учетом роста потребительских цен, то обязанность работодателя по индексации зарплаты работников, установленная статьями 130, 134 и 135 ТК РФ, нельзя признать исполненной. Полагает, что судом не произведена всестороння оценка содержания соглашения, его предмета и целей, системной взаимосвязи пункта 6 и иных пунктов Соглашения от 30.11.2021 года.
Федеральный профсоюз авиационных диспетчеров России в своей апелляционной жалобе просит отменить решение суда первой инстанции и вынести новое решение, которым удовлетворить заявленные требования. Ссылаясь за доводы иска, полагает решение суда незаконным, принятым с нарушением норм материального права.
В возражениях на апелляционную жалобу ФГУП «Госкорпорация по организации воздушного движения в Российской Федерации» просит решение оставить без изменения.
ФИО1, представители Федерального профсоюза авиационных диспетчеров России ФИО2, ФИО3 в судебном заседании апелляционной инстанции доводы апелляционных жалоб поддержали, просили отменить решение, принять новое об удовлетворении иска.
Представитель ФГУП «Госкорпорация по организации воздушного движения в Российской Федерации» ФИО4 полагал жалобы неподлежащими удовлетворению.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке ст.327.1 ГПК РФ в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобах, возражениях, судебная коллегия приходит к следующему.
Из разъяснений, изложенных в п. 10 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 (2017)", утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 15.11.2017, следует, что при разрешении споров работников с организациями-работодателями, не получающими бюджетного финансирования, по поводу индексации заработной платы подлежат применению положения локальных нормативных актов, устанавливающие системы оплаты труда, порядок индексации заработной платы работников в таких организациях.
По смыслу нормативных положений статьи 134 Трудового кодекса Российской Федерации порядок индексации заработной платы работников в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги работодателями, которые не получают бюджетного финансирования, устанавливается коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами. Такое правовое регулирование направлено на учет особенностей правового положения работодателей, не относящихся к бюджетной сфере, обеспечивает им (в отличие от работодателей, финансируемых из соответствующих бюджетов) возможность учитывать всю совокупность обстоятельств, значимых как для работников, так и для работодателя. Трудовой кодекс Российской Федерации не предусматривает никаких требований к механизму индексации, поэтому работодатели, которые не получают бюджетного финансирования, вправе избрать любые порядок и условия ее осуществления (в том числе ее периодичность, порядок определения величины индексации, перечень выплат, подлежащих индексации) в зависимости от конкретных обстоятельств, специфики своей деятельности и уровня платежеспособности.
Исходя из буквального толкования положений ст. 134 Трудового кодекса Российской Федерации индексация - это не единственный способ обеспечения повышения уровня реального содержания заработной платы. Обязанность повышать реальное содержание заработной платы работников может быть исполнена работодателем и путем ее периодического увеличения безотносительно к порядку индексации, в частности, повышением должностных окладов, выплатой премий и т.п. (пункт 10 Обзора).
Разрешая заявленные требования, суд установил, что ФИО1 с 14 августа 2006 г. работает в Калининградском центре филиала «Аэронавигация Северо-Запада» ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» в должности диспетчера службы движения, осуществляющего непосредственное управление воздушным движением, что подтверждается трудовым договором № 126 от 14 августа 2006 г.
Согласно положениям ст. 3 Федерального закона от 14.11.2002 года №161-Фз «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» государственные унитарные предприятия являются коммерческими организациями.
В этой связи, согласно ст. 134 ТК РФ, порядок индексации заработной платы в ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» устанавливается коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами.
Так, в филиале «Аэронавигация Северо-Запада» ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» действует коллективный договор, заключенный на 2019-2022 годы и продленный на три года соглашением от 14 декабря 2022 г.
В соответствии с п. 4.2 коллективного договора филиала «Аэронавигация Северо-Запада» ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» индексация оплаты труда работников в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги осуществляется ежегодно, путем увеличения тарифной ставки 1-го разряда ETC в соответствии с Программой деятельности Предприятия. Конкретный размер тарифной ставки 1 разряда ETC по оплате труда работников ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» устанавливается работодателем исходя из фактического финансово-экономического состояния Предприятия. Индексация оплаты труда проводится один раз в год.
В соответствии с Постановлением правительства РФ от 10.04.2002 года №228 «О мерах по повышению эффективности использования федерального имущества, закрепленного в хозяйственном ведении федеральных государственных унитарных предприятий» программа деятельности федерального государственного унитарного предприятия, утверждается соответствующим федеральным органом исполнительной власти ежегодно.
В соответствии с п.1.4 Устава ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» находится в ведении Федерального агентства воздушного транспорта (Росавиация).
В 2021 году на утверждение в Федеральное агентство воздушного транспорта была представлена программа деятельности предприятия на 2022 год, которой предусматривалось проведение индексации в 2022 году на 5,8 %
Протоколом от 28 декабря 2021 года №5/ФГУП-ПР заседания Комиссии Федерального агентства воздушного транспорта (Росавиации) по анализу эффективности деятельности подведомственных федеральных государственных унитазных предприятии, включенных в перечень предприятий, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 июня 20211 №1016-р, ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» предложено предоставить в Росавиацию ПДП-2022 с учетом оптимизации фонда оплаты труда на 10% относительного 2021 года и сокращения расходов социального характера.
Из материалов дела следует, что чистый убыток предприятия в 2021 году составил 17324 533 тысяч рублей, в 2022 году -25 457 237 тысяч рублей.
В связи с не покрытием доходами ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» текущих расходов, включая расходы на выплату заработной платы работников, предприятию предоставлена субсидия в размере 15 млрд руб.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, получение субсидии из соответствующего бюджета, не свидетельствует о том, что ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» стало относиться к предприятиям, получающим по смыслу ст. 134 ТК РФ финансирование из бюджета, поэтому порядок индексации заработной платы обоснованно установлен локальными нормативными актами коммерческой организации.
Протоколом заседания Комиссии Федерального агентства воздушного транспорта (Росавиации) по анализу эффективности деятельности подведомственных федеральных государственных унитазных предприятии, включенных в перечень предприятий, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 июня 20211 №1016-р, ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» от 21 июля 2021 года №3/ФГУП-ПР утверждена программа деятельности предприятия на 2022 год, предусматривающая проведение индексации оплаты труда работников на 0,5%.
30 ноября 2021 г. между ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» и работниками в лице общероссийских профсоюзов ФПАД России и общероссийскими профсоюзами Федеральный профсоюз авиационных диспетчеров России (ФПАД Росии) и Профсоюза авиаработников радиолокации, радионавигации и связи России (ПАРРиР России), заключено соглашение, предметом которого стало регулирование вопросов социально-трудовых отношений, оплаты труда и занятости работников Предприятия при формировании временных изменений (ограничений) в коллективные договоры филиалов ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» в порядке, установленном п. 3.6 коллективных договоров филиалов ФГУП «Госкорпорация по ОрВД». Кроме того, Соглашением предусмотрен перенос ранее установленного срока индексации с 1 апреля 2022 г. на 1 октября 2022 г.
В соответствии с пунктом 6 вышеназванного Соглашения, работодатель ежегодно проводит в установленных коллективными договорами порядке и сроках индексацию оплаты труда работников в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги, путем увеличения тарифной ставки 1-го разряда ETC, в соответствии с Программой деятельности предприятия, на основании ст. 134 Трудового кодекса Российской Федерации, с учетом процента роста индекса потребительских цен на товары и услуги по Российской Федерации за предшествующий год по данным Федеральной службы государственной статистики.
При этом из буквального содержания п. 6 Соглашения от 30 ноября 2021 г. не следует обязанность работодателя по индексации заработной платы работников на процент роста индекса потребительских цен на товары и услуги по Российской Федерации за предшествующий год, а следует проведение индексации с учетом процента роста индекса потребительских цен.
Согласно приказу от 16 августа 2022 года №423-п с 01 октября 2022 года была установлена тарифная ставка 1 разряда ЕТС в размере 10 200 руб. (предыдущий размер тарифной ставки 1 разряда ЕТС в размере 10159 руб., установленный приказом от 12 февраля 2021 года №89-П), то есть проведена индексация заработной платы на 0,5 %.
Установив изложенные обстоятельства, суд пришел к правильному выводу о том, что ФГУП «Госкорпорация по ОрВД», которое не относится к категории работодателей, финансируемых из соответствующих бюджетов, установило порядок индексации заработной платы в коллективном договоре и в соответствии с установленным им порядком, исходя из фактического финансово-экономического состояния предприятия, проиндексировало заработную плату работников на 0,5 % с октября 2022 г. Названные локальные акты работодателя незаконными не признаны, индексация заработной платы проведена в полном соответствии с коллективным договором.
При таких обстоятельствах правовых оснований для удовлетворения исковых требований ФИО1 об обязании произвести индексацию заработной платы в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги с 1 октября 2022 г. на 8,39%, взыскании недополученной заработной платы за период с 1 октября 2022 г. по 31 октября 2022 г. в размере 14 164,12 руб., компенсации за задержку заработной платы по день вынесения судебного решения, компенсации морального вреда обоснованно судом не усмотрено.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции представителем ответчика представлены копии протокола заседания Комиссии Федерального агентства воздушного транспорта (Росавиации) по анализу эффективности деятельности подведомственных федеральных государственных унитарных предприятий, включенных в перечень предприятий, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 июня 20211 №1016-р, ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» от 13 июля 2023 года №9/ФГУП-ПР, которым одобрено проведение индексации расходов на оплату труда Предприятия на 5,5% с 01.07.2023 года и Приказа об увеличении тарифной ставки 1 разряда ЕТС по оплате труда работников ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» от 13 июля 2023 года №460-п с 01 июля 2023 гола в размере 10825 руб.
Судебная коллегия, руководствуясь ст. 327.1 ГПК РФ, приняла определение о приобщении указанных документов к материалам дела.
Оценивая представленные доказательства, судебная коллегия приходит к выводу о том, что принятыми работодателем решениями проведение индексации расходов на оплату труда предприятия на 5,5% произведено с 01.07.2023 года с учетом финансового состояния предприятия, при этом названные решения работодателя не могут быть распространены на прошлое время, поскольку индексация заработной платы с октября 2022 года произведена в соответствии с принятыми на предприятии локальными нормативными актами, которые не отменены, незаконными не признаны.
Все обстоятельства, имеющие значение для разрешения возникшего спора, судом при рассмотрении дела исследованы, им дана правильная оценка в решении суда, нормы материального права применены судом правильно, нарушений норм процессуального права, которые могли бы повлечь отмену решения, судом не допущено.
Доводы апелляционных жалоб не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта, влияли на его обоснованность и законность, поэтому не могут служить основанием для отмены оспариваемого решения суда.
Содержащиеся в апелляционных жалобах доводы не могут служить поводом для отмены решения суда, поскольку фактически направлены на переоценку собранных по делу доказательств, которым суд дал надлежащую оценку при рассмотрении дела.
Решение суда является законным и обоснованным. Оснований, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, к отмене или изменению решения в апелляционном порядке судебная коллегия не усматривает.
Руководствуясь ст.ст.328, 329, 330 ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Ленинградского районного суда г. Калининграда от 03 мая 2023 года оставить без изменения, апелляционные жалобы – без удовлетворения.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 31 июля 2023 года.
Председательствующий:
Судьи: