ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-1293/20 от 28.06.2021 Тамбовского областного суда (Тамбовская область)

Гражданское дело № 2-1293/2020 (судья Макарова Е.В.)

УИД: 68RS0002-01-2020-001561-76

Номер дела в апелляционной инстанции 33-515/2021

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

28 июня 2021 года город Тамбов

Судебная коллегия по гражданским делам Тамбовского областного суда в составе:

председательствующего судьи Пачиной Л.Н.

судей: Рязанцевой Л.В., Рожковой Т.В.

при секретаре Самарцевой Э.М.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Государственному учреждению Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Тамбове и Тамбовском районе Тамбовской области о включении периодов работы в специальный стаж и назначении досрочной страховой пенсии

по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Ленинского районного суда г.Тамбова от 22 сентября 2020 года.

Заслушав доклад судьи Пачиной Л.Н., судебная коллегия

у с т а н о в и л а :

24.01.2020 года ФИО1 обратился в ГУ УПФ РФ в г.Тамбове и Тамбовском районе Тамбовской области с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости.

Решением ГУ УПФ РФ в г.Тамбове и Тамбовском районе Тамбовской области от 08.05.2020 г. №*** в досрочном назначении страховой пенсии по старости в соответствии с п.5 ч.1 ст.30 ФЗ от 28.12.2013 года №400 «О страховых пенсиях» ему отказано из-за отсутствия требуемого стажа на соответствующих видах работ – 12 лет 6 месяцев.

По мнению Пенсионного фонда, на момент обращения ФИО1 его стаж на соответствующих видах работ составлял 8 лет 11 месяцев 8 дней.

ГУ УПФ РФ в г.Тамбове и Тамбовском районе Тамбовской области не засчитаны ФИО1 в стаж на соответствующих видах работ периоды:

- с 03.02.1997 г. по 31.12.2002 г. (5 лет 10 месяцев 29 дней) – в должности монтера пути по текущему содержанию и ремонту пути и искусственных сооружений, занятых на участках магистральных железных дорог с неинтенсивным движением поездов в ***, т.к. не подтверждено интенсивное или особо интенсивное движение поездов на участках магистральных железных дорог;

- с 01.07.2009 г. по 30.06.2012 г. (2 года 11 месяцев 7 дней) (в том числе 24.07.2009 г. 1 день – в должности бригадира (освобожденного) по текущему содержанию и ремонту пути и искусственных сооружений, занятых на участках магистральных железных дорог с неинтенсивным движением поездов в ***, т.к. сведениями индивидуального персонифицированного учета не подтвержден стаж на соответствующих видах работ, кроме того, включение отпуска без сохранения заработной платы не предусмотрено Правилами;

- 26.12.2008 г. (1 день), с 01.01.2009 г. по 04.01.2009 г. (4 дня), 28.03.2013 г. (1 день), 08.05.2013 г. (1 день), 11.06.2013 г. (1 день), 31.07.2013 г. (1 день), 15.10.2013 г. (1 день), с 14.02.2017 г. по 15.02.2017 г. (2 дня) – отпуск без сохранения заработной платы, т.к. сведениями индивидуального персонифицированного учета не подтвержден стаж на соответствующих видах работ, кроме того, включение отпуска без сохранения заработной платы не предусмотрено Правилами;

- с 05.01.2009 г. по 30.06.2009 г. (5 месяцев 26 дней)– в должности бригадира (освобожденного) по текущему содержанию пути и искусственных сооружений на участках магистральных железных дорог в ***;

- 31.12.2019 г. (1 день) - в должности монтера пути, занятого на текущем содержании, ремонте пути и искусственных сооружений на участках магистральных железных дорог в ***, т.к. сведениями индивидуального персонифицированного учета не подтвержден стаж на соответствующих видах работ;

- 08.11.2013 г. (1 день), 19.11.2013 г. (1 день), 20.08.2019 г. (1 день)- прохождение медицинской комиссии, с 01.12.2003 г. по 21.02.2004 г. (2 месяца 21 день), с 22.04.2019 г. по 26.04.2019 г. (5 дней) – нахождение на курсах повышения квалификации, т.к. включение данных периодов не предусмотрено Правилами, кроме того, сведениями индивидуального персонифицированного учета не подтвержден стаж на соответствующих видах работ.

Общая продолжительность периодов работы, не засчитанных в стаж на соответствующих видах работ, составляет 9 лет 7 месяцев 14 дней.

Не засчитано в страховой стаж:

- 26.12.2008 г. (1 день), с 01.01.2009 по 04.01.2009 г. (4 дня), 24.07.2009 г. (1 день), 28.03.2013 г. (1 день), 08.05.2013 г. (1 день), 11.06.2013 г. (1 день), 31.07.2013 г. (1 день), 15.10.2013 г. (1 день), 22.11.2013 г. (1 день), с 12.05.2014 г. по 14.05.2014 г. (3 дня), 26.06.2013 г. (1 день), с 28.08.2014 г. по 29.08.2013 г. (3 дня), 31.08.2015 г. (1 день), 25.12.2015 г. (1 день), с 14.04.2016 г. по 15.04.2016 г.(2 дня), 24.06.2016 г. (1 день), 11.08.2016 г. (1 день), 15.08.2016 г. (1 день), 31.08.2016 г. (1 день), с 14.02.2017 г., по 15.02.2017 г. (2 дня) – отпуск без сохранения заработной платы, т.к. не уплачивались страховые взносы.

Итого не засчитано в страховой стаж: 29 дней.

Не согласившись с решением Пенсионного фонда РФ, ФИО1 обратился в суд с иском к ГУ УПФ РФ в г.Тамбове и Тамбовском районе Тамбовской области, в котором просил (с учетом уточнения исковых требований от 22.09.2020 г.) признать незаконным решение ГУ УПФ РФ в г.Тамбове и Тамбовском районе Тамбовской области, включить в страховой стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, периоды: с 03.02.1997 г. по 31.12.2002 г. в должности монтера пути по текущему содержанию и ремонту пути и искусственных сооружений, занятых на участках магистральных железных дорог с неинтенсивным движением поездов в ***; с 01.07.2009 г. по 30.06.2012 г. в должности бригадира (освобожденного) по текущему содержанию и ремонту пути и искусственных сооружений, занятых на участках магистральных железных дорог с неинтенсивным движением поездов в ***; с 05.01.2009 г. по 30.06.2009 г. (5 месяцев 26 дней)– в должности бригадира (освобожденного) по текущему содержанию пути и искусственных сооружений на участках магистральных железных дорог в ***; 31.12.2019 г. в должности монтера пути, занятого на текущем содержании, ремонте пути и искусственных сооружений на участках магистральных железных дорог в ***; 08.11.2013 г., 19.11.2013 г., 20.08.2019 г. - прохождение медицинской комиссии, с 01.12.2003 г. по 21.02.2004 г., с 22.04.2019 г. по 26.04.2019 г. – нахождение на курсах повышения квалификации; с 04.07.2014 г. по 09.12.2016 г. в должности контролера состояния железнодорожного пути на железнодорожном участке №***; с 13.05.1983 г. по 24.06.1985 г. – период прохождения службы в Вооруженных силах, и обязать назначить досрочную страховую пенсию по старости с 24.01.2020 г.

Решением Ленинского районного суда г.Тамбова от 22.09.2020 г. исковые требования ФИО1 удовлетворены частично.

Решением постановлено:

Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Тамбове и Тамбовском районе Тамбовской области включить ФИО1 в специальный стаж дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости период его работы:

с 05.01.2009 по 30.06.2009 (5мес.26дн.) в качестве бригадира (освобожденного) по текущему содержанию и ремонту пути и искусственных сооружений на участках магистральных железных дорог в ***;

31.12.2019г.(1 день) в качестве монтера пути по текущему содержанию и ремонту пути и искусственных сооружений на участках магистральных железных дорог в ***;

08.11.2013 (1день), 19.11.2013 (1день), 20.08.2019 (1день) – прохождение медицинской комиссии;

с 01.12.2003 по 21.02.2004 ( 2 мес. 21 день), с 22.04.2019 по 26.04.2019 ( 5 дней) - нахождение на курсах повышения квалификации.

В остальной части исковые требования о признании незаконным решения УПФР в г. Тамбове и Тамбовском районе Тамбовской области № *** от 08.05.2020г. об отказе в досрочном назначении ФИО2 страховой пенсии по старости; включении в специальный стаж периодов работы с 03.02.1997 по 31.12.2002г.; с 01.07.2009 по 30.06.2012г. в качестве монтера пути, бригадира (освобожденного) по текущему содержанию и ремонту пути и искусственных сооружений в ***, а также периода с 04.07.2014 по 09.12.2016г. в должности контролера состояния железнодорожного пути, периода с 13.05.1983 по 24.06.1985г. – служба в армии, и назначении досрочной страховой пенсии по старости с 24.01.2020г. оставить без удовлетворения.

В апелляционной жалобе ФИО1 просит отменить названное решение суда, как незаконное и необоснованное, принятое с нарушением норм материального права, и принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований в полном объеме.

Считает, что судом не в полной мере исследованы обстоятельства по делу, дана неверная оценка представленным доказательствам, выводы суда, изложенные в решении, не соответствуют обстоятельствам дела.

Ссылаясь на нормы действующего законодательства в области пенсионного обеспечения, полагает, что спорные периоды подлежат включению в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии.

В дополнительной апелляционной жалобе ФИО1 изменил свои требования по жалобе и просил отменить решение суда в части отказа во включении в специальный стаж периода его работы с 03.02.1997 г. по 31.12.2002 г. монтером пути и с 28.05.2012 г. по 30.06.2012 г. в качестве бригадира (освобожденного) по текущему содержанию и ремонту пути и искусственных сооружений, занятых на участках магистральных железных дорог с интенсивным движением поездов ***, а также в части отказа в назначении досрочной страховой пенсии по старости с 21.02.2020 г.

Проверив материалы дела, выслушав лиц, явившихся в судебное заседание, обсудив доводы апелляционной жалобы по правилам статьи 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

В соответствии со ст.39 Конституции РФ социальное обеспечение по возрасту гарантируется каждому.

Государство в силу ст.2 и ст.7 Конституции РФ обязано обеспечить права граждан.

Статья 19 Конституции РФ устанавливает равенство всех перед законом. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от каких-либо обстоятельств.

Согласно ст.8 Всеобщей Декларации прав человека каждый человек имеет право на эффективное восстановление в правах компетентными национальными судами в случаях нарушения его основных прав, предоставленных ему конституцией или законом.

В соответствии со ст.4, ст.8 Федерального закона от 28.12.2013г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.

Страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа.

Страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30.

В силу п.5 ч.1, ч.2, ч.3, ч.4 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере 6,6, имеют мужчины по достижении возраста 55 лет, если они проработали не менее 12 лет 6 месяцев в качестве рабочих локомотивных бригад и работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене, и имеют страховой стаж не менее 25 лет.

Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии.

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).

Пункт «д» статьи 12 Закона РФ от 20.11.1990 N 340-1 (ред. от 27.11.2001, с изм. от 05.11.2002 "О государственных пенсиях в Российской Федерации, утратившего силу с 01.01.2002 г.), предусматривал право на пенсию в связи с особыми условиями труда мужчинам - по достижении 55 лет, женщинам - по достижении 50 лет, если они трудились соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет в качестве рабочих локомотивных бригад и работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене (по списку профессий и должностей), а также водителей грузовых автомобилей непосредственно в технологическом процессе на шахтах, в рудниках, разрезах и рудных карьерах на вывозке угля, сланца, руды, породы и имеют общий трудовой стаж, указанный в статье 10 Закона.

В соответствии с подпунктом 5 пункта 1 статьи 27 Федерального закона № 173-ФЗ от 17 декабря 2001 года "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", который в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 № 400-ФЗ не применяется с 1 января 2015 года, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в части, не противоречащей указанному Федеральному закону, трудовая пенсия по старости назначается мужчинам по достижении возраста 55 лет, а женщинам - по достижении возраста 50 лет, если они проработали соответственно не менее 12 лет и 6 месяцев и не менее 10 лет в качестве рабочих локомотивных бригад и работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене, а также в качестве водителей грузовых автомобилей непосредственно в технологическом процессе на шахтах, разрезах, в рудниках или рудных карьерах на вывозе угля, сланца, руды, породы и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и не менее 20 лет.

Согласно п.п. «г» п.1, п.3 постановления Правительства РФ от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение", принятого в целях реализации статей 30 и 31 Федерального закона "О страховых пенсиях", при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" применяются при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим в качестве рабочих локомотивных бригад и работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене, - Список профессий рабочих локомотивных бригад, а также профессий и должностей работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене, пользующихся правом на пенсионное обеспечение в соответствии с пунктом "д" статьи 12 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 1992 г. N 272 "Об утверждении Списка профессий рабочих локомотивных бригад, а также профессий и должностей работников отдельных категорий на железнодорожном транспорте и метрополитене, пользующихся правом на пенсию в связи с особыми условиями труда".

Исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 и 31 Федерального закона "О страховых пенсиях", осуществляется с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516 "Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".

Пленум Верховного Суда Российской Федерации в п.21 Постановления от 11.12.2012 г. № 30 (ред. от 28.05.2019 г.) « О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии» разъяснил, что при подсчете специального стажа работы следует учитывать, работал ли истец по профессии (занимал ли должность), указанной (указанную) в Списке профессий рабочих локомотивных бригад, а также профессий и должностей работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 1992 года N 272, и была ли выполняемая им работа сопряжена с неблагоприятными воздействиями различного рода факторов, указанных в этом Списке (например, занятость на участках магистральных железных дорог с интенсивным движением поездов для монтеров пути, бригадиров).

Списком профессий рабочих локомотивных бригад, а также профессий и должностей работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене, пользующихся правом на пенсионное обеспечение в соответствии с пунктом "д" статьи 12 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утвержденным постановлением Правительства РФ от 24 апреля 1992 г. N 272, предусмотрено право монтеров пути, занятых на текущем содержании, ремонте и искусственных сооружений на участках магистральных железных дорог с интенсивным движением поездов, а также бригадиров (освобожденных) по текущему содержанию и ремонту пути и искусственных сооружений, занятых на участках магистральных железных дорог с интенсивным движением поездов на льготное пенсионное обеспечение.

Согласно Правилам технической эксплуатации железных дорог РФ, утвержденным Министерством путей сообщения РФ 26.05.2000 г. № ЦРБ-756, особо интенсивное движение поездов - это движение пассажирских и грузовых поездов (в сумме) по графику на двухпутных участках более 100 пар и на однопутных - более 48 пар в сутки.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 24 января 2020 г. ФИО1 обратился с заявлением в ГУ УПФ РФ в г. Тамбове и Тамбовском районе Тамбовской области о досрочном назначении страховой пенсии по старости в соответствии с п.5 ч.1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Решением ГУ УПФ РФ в г.Тамбове и Тамбовском районе Тамбовской области от 8 мая 2020 года (л.д.32-34) ФИО1 отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п.5 ч.1 ст.30 Федерального закона от 28.122.2013 г. «О страховых пенсиях» из-за отсутствия требуемого стажа на соответствующих видах работ – 12 лет 6 месяцев.

При этом Пенсионным органом не засчитаны в стаж на соответствующих видах работ периоды работы истца:

с 03.02.1997 г. по 31.12.2002 г. в качестве монтера пути по текущему содержанию и ремонту пути и искусственных сооружений в ***, ввиду неподтверждения документально факта интенсивного или особо интенсивного движения поездов на участках магистральных железных дорог;

с 01.07.2009 г. по 30.06.2012 г. в качестве бригадира (освобожденного) по текущему содержанию и ремонту пути и искусственных сооружений, занятых на участках магистральных железных дорог в *** ввиду того, что сведения индивидуального (персонифицированного) учета, не подтверждают работу, дающую право на досрочное назначение трудовой пенсии;

с 05.01.2009 г. по 30.06.2009 г. в качестве бригадира (освобожденного) по текущему содержанию пути и искусственных сооружений на участках магистральных железных дорог в *** ввиду отсутствия сведений персонифицированного учета;

31.12.2019 г. в качестве монтера пути, занятого на текущем содержании, ремонте пути и искусственных сооружений на участках магистральных железных дорог в *** ввиду отсутствия сведений персонифицированного учета;

08.11.2013 г., 19.11.2013 г., 20.08.2019 г. – период прохождения медицинской комиссии; с 01.12.2003 г. по 21.02.2004 г., с 22.04.2019 г. по 26.04.2019 г. – нахождение на курсах повышения квалификации, не подлежащие включению в льготный стаж на соответствующих видах работ согласно Правил от 11.07.2002 г. № 516, а также отсутствия сведений персонифицированного учета.

Суд первой инстанции, удовлетворяя исковые требования ФИО2 о возложении обязанности на ГУ УПФ Ф в г.Тамбове и Тамбовском районе Тамбовской области включить истцу в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, периоды работы с 05.01.2009 г. по 30.06.2009 г. в качестве бригадира (освобожденного) по текущему содержанию пути и искусственных сооружений на участках магистральных железных дорог в ***»; 31.12.2019 г. в качестве монтера пути, занятого на текущем содержании, ремонте пути и искусственных сооружений на участках магистральных железных дорог в Кочетовской дистанции пути – ***; 08.11.2013 г., 19.11.2013 г., 20.08.2019 г. – период прохождения медицинской комиссии; с 01.12.2003 г. по 21.02.2004 г., с 22.04.2019 г. по 26.04.2019 г. – нахождение на курсах повышения квалификации, исходил из неправомерности отказа ответчика во включении названных периодов в специальный стаж истца по тем основаниям, что должности бригадира по текущему содержанию и ремонту пути и искусственных сооружений на участках магистральных железных дорог и монтера пути по текущему содержанию и ремонту железных дорог предусмотрены Списком профессий рабочих локомотивных бригад, а также профессий и должностей работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене, пользующихся правом на пенсионное обеспечение в соответствии с пунктом «д» статьи 12 Закона РСФСР о государственных пенсиях в РСФСР Закон РСФСР от 20.11.1990 N 340-1 (ред. от 15.01.1993) "О государственных пенсиях в РСФСР"; ФИО1 помимо данных трудовой книжки представлена справка, уточняющая характер работы истца в спорный период, составленная на основании графиков движения поездов об интенсивном движении поездов, в условиях полной занятости, в режиме полного рабочего дня и полной рабочей недели; не указание кода «особые условия труда» в лицевом счете в сведениях персонифицированного учета не лишает права истца на включение спорного периода в специальный стаж.

Периоды нахождения истца на курсах повышения квалификации проходили в период работы истца по основной должности, включенные специальный стаж, с сохранением заработной платы, а поэтому, по мнению суда первой инстанции, также являются льготными, подлежащими включению в специальный стаж для досрочного назначения страховой пенсии.

В периоды направления ФИО1 на медосмотры в связи с его профессиональной деятельностью, без чего допуск к работе невозможен, за истцом сохранялась заработная плата, уплачивались страховые взносы, в связи с чем названные периоды подлежат включению в специальный стаж истца.

В названной части решение суда никем из сторон не обжалуется, а поэтому не является предметом проверки его законности и подлежит оставлению без изменения.

С учетом поданных ФИО1 дополнений к апелляционной жалобе истцом не оспаривается решение суда первой инстанции об отказе в удовлетворении заявленных требований к Пенсионному органу о включении в льготный стаж для назначения досрочной страховой пенсии по старости периодов работы:

с 01.07.2009 г. по 30.06.2012 г. в качестве монтера пути, бригадира (освобожденного) по текущему содержанию и ремонту пути и искусственных сооружений в ***,

с 04.07.2014 г. по 09.12.2016 г. в должности контролера состояния железнодорожного пути,

с 13.05.1983 г. по 24.06.1985 г. - периода службы в Армии.

В обоснование выводов об отказе во включении в льготный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии периода работы с 01.07.2009 г. по 30.06.2012 г. в качестве монтера пути, бригадира (освобожденного) по текущему содержанию и ремонту пути и искусственных сооружений в *** сослался на отсутствие данных об особых условиях труда по сведениям персонифицированного учета (л.д.59,об) и наличие Справки Юго-Восточной дирекции инфраструктуры Тамбовской дистанции пути от 31.07.2017 г. (л.д.51) о том, что участок пути, на котором работал истец в названный период не имел интенсивного движения, а, следовательно, должность не подпадает Список профессий и должностей, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 24 апреля 1992 г. № 272.

Судебная коллегия в названной части оставляет без изменения решение суда первой инстанции за исключением периода с 28.05.2012 года по 30.06. 2012 года, входящего в период с 01.07.2009 по 30.06.2021 г., в качестве бригадира (освобожденного) по текущему содержанию и ремонту пути и искусственных сооружений на участке магистральных железных дорог в ***, признанного на основании справки *** льготным (л.д.161).

Период с 04.07.2014 г. по 09.12.2016 г. работы истца в должности контролера состояния железнодорожного пути согласно решению суда первой инстанции не подлежит включению в специальный стаж, поскольку названная должность не предусмотрена Списком профессий и должностей, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 24 апреля 1992 г. № 272.

Период службы в Армии с *** г. по *** г. не подлежит зачету в льготный стаж ввиду того, что занимаемая истцом до 1 января 1992 года должность слесаря по ремонту подвижного состава не поименована в Списках № 1 и 2 и не была поименована ранее, а предусмотрена только отдельным Списком, утвержденным постановлением Правительства РФ от 24 апреля 1992 года № 272, т.е. после периода службы истца в Армии.

Решение суда первой инстанции в названной части не оспаривается истцом, не является предметом проверки суда апелляционной инстанции и подлежит оставлению без изменения.

Решение суда первой инстанции в части отказа в удовлетворении исковых требований ФИО1 о включении в специальный стаж периодов работы с 21.06.1999 года по 31.12.2002 года в качестве монтера пути по текущему содержанию и ремонту пути и искусственных сооружений в ***; в части отказа во включении периода работы с 28.05.2012 года по 30.06.2012 года в качестве бригадира (освобожденного) по текущему содержанию и ремонту пути и искусственных сооружений на участках магистральных железных дорог в ***, в части отказа в назначении досрочной страховой пенсии по старости с 24 января 2020 года подлежит отмене по следующим основаниям.

Разрешая спор в названной части и отказывая истцу в удовлетворении требований о включении названных периодов работы в специальный стаж для назначения досрочной страховой пенсии, суд первой инстанции со ссылкой на нормы п.5 ч.1 ч.2 ст.30 Федерального закона № 400-ФЗ от 28.12.2013 г. «О страховых пенсиях», постановление Правительства Российской Федерации от 16.07.2014 г. № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций) с учетом которых досрочной назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение», Списка профессий рабочих локомотивных бригад, а также профессий и должностей работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене, пользующихся правом на пенсионное обеспечение в соответствии с пунктом "д" статьи 12 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утвержденного постановлением Правительства РФ от 24.04.1992 г. №272, предусматривающим право на льготное пенсионное обеспечение монтеров пути, занятых на текущем содержании, ремонте и искусственных сооружений на участках магистральных железных дорог с интенсивным движением поездов, а также бригадиров (освобожденных) по текущему содержанию и ремонту пути и искусственных сооружений, занятых на участках магистральных железных дорог с интенсивным движением поездов на льготно пенсионное обеспечение, исходил из того, что истцом не представлены доказательства его работы в период с 03.02.1997 г. по 31.12.2002 г. в должности монтера пути, бригадира (освобожденного) по текущему содержанию и ремонту пути и искусственных сооружений в *** с интенсивным движением поездов, а поэтому отсутствуют правовые основания для включения названного периода в специальный стаж для назначения досрочной пенсии и назначения досрочной страховой пенсии истцу с 24.01.2020 г.

При этом суд первой инстанции сослался на Справку *** от 31.07.2017 г. № *** (л.д.51) уточняющую характер работы истца, в которой содержатся данные о том, что в названный спорный период истец работал на участке магистральной железной дороги с неинтенсивным движением поездов.

Между тем, судом первой инстанций не учтено, что периоды работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, сформированной на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

Согласно ст. 1 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Федеральный закон "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования") индивидуальный (персонифицированный) учет - это организация и ведение учета сведений о каждом застрахованном лице для реализации пенсионных прав в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Из положений ст. 3 Федерального закона "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" следует, что целями индивидуального (персонифицированного) учета являются, в том числе создание условий для назначения страховой и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица, обеспечение достоверности сведений о стаже и заработке (доходе), определяющих размер страховой и накопительной пенсий при их назначении (абз. 1абз. 1 - 3).

В силу пунктов 1 и 2 ст. 11 Федерального закона "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров. Страхователь представляет о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ.

Пенсионный фонд Российской Федерации осуществляет прием и учет сведений о застрахованных лицах в системе индивидуального (персонифицированного) учета, а также внесение указанных сведений в индивидуальные лицевые счета застрахованных лиц в порядке и сроки, которые определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (ст. 8.1 Федерального закона "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования").

В соответствии со ст. 28 Федерального закона "О страховых пенсиях" работодатели несут ответственность за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования. Перед сдачей отчетности предприятия, имеющие льготные профессии, представляют в орган Пенсионного фонда Российской Федерации документы, подтверждающие льготу, персонально по каждому работающему у него по льготной профессии человеку.

По смыслу приведенных нормативных положений, индивидуальный (персонифицированный) учет используется в целях назначения страховой и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица на основе страхового стажа конкретного застрахованного лица и его страховых взносов. Страхователь (работодатель) представляет в Пенсионный фонд Российской Федерации о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ, после получения которых Пенсионный фонд Российской Федерации вносит эти сведения в индивидуальный лицевой счет застрахованного лица. При этом страхователи (работодатели) несут ответственность за достоверность сведений, представляемых ими для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.

По общему правилу периоды работы до регистрации гражданина в качестве застрахованного подтверждаются документами, выдаваемыми в установленном порядке работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами.

Периоды работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, сформированной на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. В случае отсутствия в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета данных о периодах работы и (или) иной деятельности, с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и оспаривания достоверности таких сведений гражданином, претендующим на досрочное назначение страховой пенсии по старости, выполнение им такой работы и, как следствие, недостоверность сведений индивидуального (персонифицированного) учета могут быть подтверждены в судебном порядке путем представления гражданином письменных доказательств, отвечающих требованиям статей 59, 60 ГПК РФ.

Как следует из материалов дела и не опровергается сторонами ФИО1 зарегистрирован в системе обязательного пенсионного страхования *** года (л.д.55).

Суд первой инстанции, отказывая во включении в специальный стаж истца периода работы с 03.02.1997 г. по 31.12.2002 г. в качестве монтера пути, бригадира (освобожденного) по текущему содержанию и ремонту пути и искусственных сооружений в *** со ссылкой на представленную Справку от *** г., не принял во внимание данные индивидуального (персонифицированного) учета о том, что период работы истца с 03.02.1997 г. по 31.12.2002 г. указан работодателем в графе «особые условия труда» с кодом ЗП12Д до 31.12.2001 г. и с кодом 27-5 с 01.01.2002 г. по 31.12.2002 г. (л.д.55,об;59).

Ссылка суда первой инстанции на уточняющую Справку от 31.07.2017 г. № 12 *** о том, что истец ФИО1 работал в спорный период с 03.02.1997 г. по 31.12.2002 г. в *** на участке пути с неинтенсивным движением поездов, а поэтому данный период работы не может быть признан льготным стажем, по мнению судебной коллегии, нельзя признать состоятельной.

Названная Справка находится в противоречии с данными персонифицированного учета, не содержит ссылок на графики движения поездов, т.е. на первичные документы, подтверждающие либо опровергающие льготный характер работы по профессии истца, а поэтому не может порочить официальные сведения индивидуального персонифицированного учета с даты официальной регистрации истца в системе обязательного пенсионного страхования – *** г., за достоверность которых работодатель несет ответственность.

В нарушение ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации ответчиком достоверных доказательств того, что в спорные периоды движение на участке железной дороги, где работал истец, являлось неинтенсивным, не представлено, тогда как обязанность по доказыванию в данном случае лежит на ответчике, а не на истце.

Более того, сама по себе Справка, уточняющая характер работы или условий труда, необходимых для назначения досрочной страховой пенсии по старости, противоречива, поскольку в ней указано, что ФИО1 работал в *** на работах, предусмотренных Списком, утвержденным Постановлением Правительства РФ № 272 от 24.04.1992 г., в течение полного рабочего дня в должностях монтера пути, бригадира (освобожденного) по текущему содержанию и ремонту пути и искусственных сооружений, занятых на текущем содержании, ремонте пути и искусственных сооружений на участках магистральных железных дорог в спорный период с 03.02.1997 г. по 31.12.2002 г., и в то же время, содержит указание на «неинтенсивное движение поездов», что исключает тогда включение работы в названный Список для льготного пенсионного обеспечения.

Представленные суду апелляционной инстанции по запросу данные Центральной дирекции *** движением от 21.04.2021 г. № *** о размерах движения поездов на участке ФИО3 также не содержат ссылок на первичные данные – подлинные графики движения поездов (л.д.205-206).

Также не может быть признана опровергающей данные индивидуального (персонифицированного) учета и справка о размерах движения поездов на участке ФИО3 (двухпутный) от 3 июня 2021 г. № *** с 1997 по 2012 г., представленная суду апелляционной инстанции, поскольку, как следует из материалов дела, и пояснений сторон и третьего лица ОАО «РЖД», она содержит данные о размерах движения поездов без ссылки на подлинные графики поездов.

При этом, как следует из пояснений представителей третьего лица ОАО ЖД Центральная дирекция инфраструктуры Юго-восточная дирекция инфраструктуры ФИО4 дистанция пути ФИО5 справку, определенной формы, подтверждающую льготный характер работы истца, подготовить не представилось возможным из-за отсутствия первичных данных. Подлинные графики движения поездов за период с 1998 по 2002 г. не были переданы в Центральный архив РФ., необходим ответ из Государственного архива (л.д.228,об).

На запрос суда апелляционной инстанции Центральная дирекция Управления движением структурное подразделение Юго-Восточная дирекция управления движением указала, что полный комплект графиков движения поездов и пояснительная записка передаются в Центральную дирекцию управления движением. Передача документов в Государственный архив РФ производится один раз в 12 лет. Данная работа планируется на 4 квартал 2021 г.

Как следует из пояснений представителя ответчика и третьего лица ОАО «РЖД» в суде апелляционной инстанции *** года вопрос о корректировке сведений индивидуального (персонифицированного) учета в отношении спорных периодов работы истца до настоящего времени не поставлен в установленном порядке, никаких изменений в лицевом счете истца на 18.06.2021 г. не вносилось, что следует также из письма ГУ УПФ РФ в г.Тамбове и Тамбовском районе от 28 мая 2021 г. с-№*** (л.д.240).

При таких обстоятельствах, судебная коллегия находит необоснованным отказ ГУ УПФ РФ в г.Тамбове во включении ФИО1 в льготный стаж для назначения досрочной страховой пенсии периода работы с *** г. (дата регистрации в системе обязательного пенсионного страхования) по 31 декабря 2002 года в качестве монтера пути по текущему содержанию и ремонту пути и искусственных сооружений в *** ввиду того, что по сведениям персонифицированного учета названный период работы истца отражен как льготный с особыми условиями труда, дающий право на досрочное назначении пенсии в соответствии с п.5 ч.1 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (л.д.55,об;59).

В связи с чем решение суда первой инстанции в названной части подлежит отмене с удовлетворением по вышеизложенным основаниям требований истца в названной части о включении периодов с *** г. по 31.12.2002 г. в качестве монтера пути по текущему содержанию и ремонту пути и искусственных сооружений в *** в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии.

Требования истца о включении в специальный стаж периода работы с 03.02.1997 г. по 20.06.1999 г. обоснованно отклонены судом первой инстанции, как не основанные на законе, поскольку доказательств работы в особых условиях труда в названный период до даты регистрации в системе обязательного пенсионного страхования истцом не представлено, а поэтому решение суда первой инстанции, и в названной части подлежит оставлению без изменения.

Подлежит включению в льготный стаж для назначения досрочной страховой пенсии истцу и период с 28 мая 2012 года по 30 июня 2012 года в качестве бригадира (освобожденного) по текущему содержанию и ремонту пути и искусственных сооружений на участке магистральных железных дорог в ***, признанный на основании справки Центральной дирекцией инфраструктуры Юго-Восточной дирекции инфраструктуры Кочетовской дистанции пути, как льготный (л.д.161).

Таким образом, с учетом периодов, признанных ответчиком и включенных решением суда первой инстанции истцу ФИО1 в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии, и спорных периодов с *** г. по 31.12.2002 г. и с 28.05.2012 г. по 30.06.2012 г. досрочная страховая пенсия по старости в соответствии с п.5 ч.1 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» должна быть назначена с 21.02.2020 г., что не оспаривается ответчиком в письме от 24.06.2021 г. с № 0901/16762, а поэтому решение суда об отказе в назначении досрочной страховой пенсии ФИО1 подлежит отмене с вынесением нового решения об удовлетворении исковых требований.

В остальной части решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А :

решение Ленинского районного суда г.Тамбова от 22 сентября 2020 года в части отказа в удовлетворении исковых требований ФИО1 о включении в специальный стаж периодов работы с *** года по 31 декабря 2002 года в качестве монтера пути по текущему содержанию и ремонту пути и искусственных сооружений в ***; в части отказа во включении периода работы с 28 мая 2012 года по 30 июня 2012 года в качестве бригадира (освобожденного) по текущему содержанию и ремонту пути и искусственных сооружений на участках магистральных железных дорог в ***, в части отказа в назначении досрочной страховой пенсии по старости с 24 января 2020 года отменить и постановить в названной части новое решение.

Удовлетворить исковые требования ФИО1 о включении в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, периодов работы: с *** года по 31 декабря 2002 года в качестве монтера пути по текущему содержанию и ремонту пути и искусственных сооружений в ***; с 28 мая 2012 года по 30 июня 2012 года в качестве бригадира (освобожденного) по текущему содержанию и ремонту пути и искусственных сооружений на участке магистральных железных дорог в ***.

Обязать Государственное учреждение Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Тамбове и Тамбовском районе Тамбовской области назначить досрочную страховую пенсию ФИО1 с 21 февраля 2020 года в соответствии с п.5 ч.1 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях».

В остальной части то же решение суда оставить без изменения.

Председательствующий:

Судьи:

Мотивированное определение изготовлено 2 июля 2021 года.