ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-1293/2022 от 11.10.2022 Верховного Суда Республики Северная Осетия-Алания (Республика Северная Осетия-Алания)

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ - АЛАНИЯ

Судья Макоева Э.З. Дело №33-2096/2022

1Инст. №2-1293/2022

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г.Владикавказ 11 октября 2022 года

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Северная Осетия-Алания в составе:

председательствующего Моргоева Э.Т.,

судей Батагова А.Э., Бесолова В.Г.,

при секретаре Маркиной С.И.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Государственному учреждению - Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по РСО-Алания о включении периодов работы в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, возложении обязанности назначить досрочную страховую пенсию по старости по апелляционной жалобе Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по РСО-Алания на решение Советского районного суда г.Владикавказ РСО-Алания от 02 февраля 2022 года, которым постановлено:

Исковые требования ФИО1 к Государственному учреждению - Отделению Пенсионного фонда РФ по РСО-Алания удовлетворить в полном объеме.

Признать за ФИО1 право на назначение досрочной страховой пенсии по старости по правилам пункта 16 части 1 статьи 30 Федерального закона № от ...-ФЗ «О страховых пенсиях».

Обязать Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда РФ по РСО-Алания включить в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости ФИО1, периоды работы ...

Обязать Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по РСО-Алания назначить ФИО1 досрочную страховую пенсию по старости с ...

Заслушав доклад судьи Верховного Суда РСО-Алания Моргоев Э.Т., судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РСО-Алания

у с т а н о в и л а:

ФИО1 обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации по г. Владикавказ о включении периодов работы в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости независимо от возраста, возложении обязанности назначить досрочную страховую пенсию по старости ссылаясь на то, что работает в Северо-Кавказском региональном ПСО МЧС России спасателем с .... переведен на должность заместителя начальника поисково-спасательного подразделения. Имеет квалификацию спасатель 1 ... г. он обратился в Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по г. Владикавказу РСО-Алания с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости согласно п. 16 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400 «О страховых пенсиях». Представленные им документы были рассмотрены и решением от ... г. ему было отказано в досрочном назначении страховой пенсии по старости. В обоснование отказа, Ответчик указал на отсутствие требуемого возраста 40 лет и специального страхового стажа 15 лет, для назначения страховой пенсии по старости по п. 16 ч. 1 ст. 30 № 400-ФЗ, отметив, что на дату обращения специальный страховой стаж составил 14 лет 11 месяцев 26 дней. Считает отказ не законным, просит признать за ним право на назначение досрочной страховой пенсии с требованием включить периоды работы в специальный стаж.

В судебное заседание суда первой инстанции истец не явился, был надлежащим образом уведомлен о дне времени рассмотрения настоящего дела.

Представитель истца - ФИО2 поддержала заявленные требования, просила удовлетворить.

Представитель ответчика ГУ- Отделение пенсионного фонда России по РСО-Алания ФИО3 исковые требования не признала, просила в удовлетворении отказать.

Советским районным судом г.Владикавказа РСО-Алания 02 2022 года вынесено вышеуказанное решение.

Не согласившись с данным решением, Государственным учреждением - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по РСО-Алания АМС была подана апелляционная жалоба, в которой они просят решение суда первой инстанции отменить, вынести новое решение, которым в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме.

Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверена судебной коллегией в порядке, установленном главой 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом статьи 327.1 ГПК РФ, по смыслу которой рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции предполагает проверку и оценку фактических обстоятельств дела и их юридическую квалификацию в пределах доводов апелляционной жалобы и в рамках тех требований, которые уже были предметом рассмотрения в суде первой инстанции.

Судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся в суд апелляционной инстанции лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, поскольку их неявка в силу части 3 статьи 167 и части 1 статьи 327 ГПК РФ не является препятствием к рассмотрению дела. Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РСО-Алания приходит к следующему.

На основании статьи 195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным, то есть должно быть принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, когда факты, имеющие значение для дела, подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об относимости и допустимости.

Как следует из материалов дела (трудовой книжки и представленных уточняющих справках), ФИО1 работает в Северо-Осетинском ПСО МЧС России филиала ЮРПСО МЧС России и является спасателем 1 класса.

В период работы в МЧС России истец работал на следующих должностях: - В качестве спасателя 3 класса поисково-спасательного подразделения Северо-Осетинского ПСО МЧС России филиала ЮРПСО МЧС России с ... г. принимал личное участие в поисково-спасательных работах и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.

В качестве спасателя 2 класса поисково-спасательного подразделения Северо-Осетинского ПСО МЧС России филиала ЮРПСО МЧС России с ... принимал личное участие в поисковоспасательных работах и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.

В качестве спасателя 2 класса поисково-спасательного подразделения Северо-Осетинского ПСО МЧС России филиала СКРПСО МЧС России с ... принимал личное участие в поисково-спасательных работах и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.

В качестве спасателя 2 класса поисково-спасательного подразделения Северо-Осетинского ПСО МЧС России с .... принимал личное участие в поисково-спасательных работах и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.

В качестве спасателя 1 класса поисково-спасательного подразделения Северо-Осетинского ПСО МЧС России с .... принимал личное участие в поисково-спасательных работах и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.

В качестве спасателя 1 класса поисково-спасательного подразделения Северо-Осетинского ПСО МЧС России .... принимал личное участие в поисково-спасательных работах и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.

В качестве начальника поисково-спасательного подразделения Северо- Осетинского ПСО МЧС России с .... года принимал личное участие в поисково-спасательных работах и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.

В качестве заместителя начальника отряда поисково-спасательной работе Северо-Осетинского ПСО МЧС России ... года.

В должности заместителя начальника поисково-спасательного подразделения истец работает до настоящего времени.

Согласно должностной инструкции заместителя начальника поисковоспасательного подразделения на него возложена обязанность осуществлять руководство поисково-спасательным подразделением, координировать деятельность оперативных групп подразделения в режиме готовности, деятельность в условиях чрезвычайных ситуаций, режиме повседневной деятельности.

При этом, в соответствии с данной Должностной инструкцией, на истца возложена обязанность непосредственно принимать участие в проведении поисково-спасательных работ и первоочередных аварийновосстановительных работах, добиваясь их соответствия лучшим образцам, в целях своевременного оказания помощи пострадавшим, оказавшимся в экстремальной ситуации, предотвращения материального ущерба на основе широкого внедрения новой техники и оборудования, совершенствования управления в условиях чрезвычайной ситуации и лично руководить аварийно-спасательными и поисково-спасательными работами.

... г. ФИО1 обратился в Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по РСО-Алания с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости согласно п. 16 ч. 1 ст. 30 Федерального закона ... № 400 «О страховых пенсиях».

Решением Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по г. Владикавказу РСО-Алания от ... года ФИО1 было отказано в досрочном назначении страховой пенсии по старости, в связи с отсутствием требуемого возраста 40 лет и специального страхового стажа 15 лет, для назначения страховой пенсии по старости по п. 16 ч. 1 ст. 30 № 400-ФЗ, так как на дату обращения специальный страховой стаж составил ... дней.

Признавая за ФИО1 право на назначение досрочной страховой пенсии по старости по правилам пункта 16 части 1 статьи 30 Федерального закона № от ... года №400-ФЗ «О страховых пенсиях», районный суд пришел к выводу о том, что стаж, дающий истцу право на получение досрочной пенсии до достижения сорокалетнего возраста, им выработан, и на 15 ... дней.

Вместе с тем с такими выводами районного суда не может согласиться судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РСО-Алания.

Так, ст. 8 ФЗ "О страховых пенсиях" право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.

В соответствии с пп.16 п.1 ст. 30 ФЗ от 28.12.2013 года №400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, проработавшим не менее 15 лет в качестве спасателей в профессиональных аварийно-спасательных службах, профессиональных аварийно-спасательных формированиях федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, и участвовавшим в ликвидации чрезвычайных ситуаций, по достижении возраста 40 лет либо независимо от возраста.

При этом в соответствии с пп. "а" п. 1 Постановления Правительства РФ от 29.10.2002 № 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в РФ" и Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в ооответствии со ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в РФ", применяются Перечни должностей и специальностей работников, постоянно работавших спасателями в профессиональных аварийно-спасательных службах, профессиональных аварийно-спасательных формированиях и участвовавших в ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 01.10.2001 г. № 702.

По указанным выше Перечням право на пенсию в связи с особыми условиями труда устанавливается лицам, работавшим в качестве спасателей в профессиональных аварийно-спасательных службах, профессиональных аварийно-спасательных формированиях федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и участвовавшим в ликвидации чрезвычайных ситуаций, в соответствии с п. "л" ст. 12 и ст. 78.2 Федерального закона РФ от 20.11.1990 № 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации" (далее - Закон № 340-1).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. № 665 утверждены Списки работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и Правила исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение.

Подпунктом "и" п. 1 указанного постановления Правительства РФ также установлено, что при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим в качестве спасателей в профессиональных аварийно- спасательных службах, профессиональных аварийно-спасательных формированиях федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, и участвовавшим в ликвидации чрезвычайных ситуаций, применяется перечень должностей и специальностей работников, постоянно работавших спасателями в профессиональных аварийно-спасательных службах, профессиональных аварийно-спасательных формированиях и участвовавших в ликвидации чрезвычайных ситуаций, дающий право на пенсию в связи с особыми условиями труда в соответствии с п. "л" ст. 12 Закона № 340-1, и перечень должностей и специальностей работников, дающий право на пенсию за выслугу лет в связи с работой спасателями в профессиональных аварийно-спасательных службах, профессиональных аварийно-спасательных формированиях в соответствии со ст. 78.2 Закона № 340-1, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 01.10.2001 г. № 702 "Об утверждении перечней должностей и специальностей работников профессиональных аварийно- спасательных служб, профессиональных аварийно-спасательных формирований, дающих право на пенсию в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет" (далее - Перечень).

Так, согласно Перечню в соответствии с п. "л" ст. 12 Закона №340-1 право на пенсию в связи с особыми условиями труда имеют лица, по достижении 40 лет, если они постоянно трудились спасателями в профессиональных аварийно - спасательных службах, профессиональных аварийно - спасательных формированиях не менее 15 лет и участвовали в ликвидации чрезвычайных ситуаций. Данным Перечнем предусмотрены: спасатель, спасатели 1, 2, 3 и международного класса, командир или начальник поисково-спасательного отряда, начальники центрального аэромобильного спасательного отряда или аэромобильных спасательных отрядов, начальник поисково-спасательной службы, а также заместители всех перечисленных должностных лиц по поисково-спасательцрй, работе, начальник поисково-спасательной группы и начальник поисковоспасательного подразделения, которые право на назначение пенсии за выслугу лет имеют только по достижении 40-летнего возраста.

В соответствии же со ст. 78.2 Закона № 340-1 согласно Перечню, право на назначение пенсии за выслугу лет независимо от возраста имеют лица, проработавшие не менее 15 лет в профессиональных аварийно-спасательных службах, в профессиональных аварийно-спасательных формированиях только в качестве спасателя, спасателя 1, 2, 3 класса или спасателя международного класса.

Вместе с тем, судом не было принято во внимание то, что право на досрочное назначение лицам, проработавшим не менее 15 лет в качестве спасателей в профессиональных аварийноспасательных службах, профессиональных аварийно-спасательных формированиях федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, и участвовавшим в ликвидации чрезвычайных ситуаций независимо от возраста определено ст. 78.2 Закона № 340-1 с учетом Перечня, согласно которым право лицу на пенсию в связи с особыми условиями труда дает исполнение должностных обязанностей только в качестве спасателя, спасателя 1, 2, 3 класса или спасателя международного класса, а не личное участие в поисково-спасательных работах и ликвидации чрезвычайных ситуаций в любой должности предусмотренных Перечнями.

При исчислении периодов работы, дающей право на досрочное пенсионное обеспечение в соответствии со ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ, применяются Правила, утвержденные постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 № 516.

В соответствии с пунктами 4 и 5 указанных Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы на соответствующих видах работ, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в ПФР. В стаж включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков.

Таким образом, периоды с ... которые осуществлялись с отрывом от основной работы, Правилами № ... не предусмотрены, следовательно, оснований для включения их в специальный стаж не имелось.

Кроме того, резолютивная часть решения, оглашенная судом в судебном заседании, не совпадает по содержанию с мотивировочной частью решения, что является грубейшим нарушением норм процессуального права.

Судебная коллегия, установив, что допущенные нарушения норм материального права являются существенными, приходит к выводу, что решение суда первой инстанции подлежит отмене с вынесением нового решения, которым в удовлетворении исковых требованиях ФИО1 к Государственному учреждению - Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по РСО-Алания о включении периодов работы в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, возложении обязанности назначить досрочную страховую пенсию по старости следует оставить без удовлетворения.

На основании изложенного, и, руководствуясь ст.ст.328,329, п.4 ч. 1 ст. 330 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Северная Осетия – Алания

о п р е д е л и л а:

Решение Советского районного суда г.Владикавказ РСО-Алания от 02 февраля 2022 года отменить.

Принять новое решение, которым:

исковые требования ФИО1 к Государственному учреждению - Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по РСО-Алания о включении периодов работы в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, возложении обязанности назначить досрочную страховую пенсию по старости, оставить без удовлетворения.

Апелляционную жалобу Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по РСО-Алания - удовлетворить.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в трехмесячный срок в пятый кассационный суд общей юрисдикции в порядке главы 41 ГПК РФ.

Председательствующий Моргоев Э.Т.

Судьи Батагов А.Э.

Бесолов В.Г.

Определение03.11.2022