ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-1295/20 от 11.08.2020 Ростовского областного суда (Ростовская область)

Судья Захаренко Л.В. Дело № 33-8739/2020

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

11 августа 2020 года г.Ростов-на-Дону

Судебная коллегия по гражданским делам Ростовского областного суда в составе

председательствующего Зинкиной И.В.

судей Сидоренко О.В., Говоруна А.В.

при секретаре Крюковой Ю.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1295/2020 по заявлению Департамента имущественно-земельных отношений г. Ростова-на-Дону, заинтересованное лицо: ООО «Ростовские тепловые сети» о признании движимой вещи бесхозяйной и передаче в муниципальную собственность, по апелляционной жалобе Департамента имущественно-земельных отношений города Ростова-на-Дону на решение Ленинского районного суда г.Ростова-на-Дону от 19 мая 2020 г.

Заслушав доклад судьи Сидоренко О.В., судебная коллегия

установила:

ДИЗО г. Ростова-на-Дону обратилось в суд с настоящим иском, в обоснование требований, пояснив, что 11.04.2018 в газете «Ростов официальный» № 16 (1221) Администрацией Советского района города Ростова-на-Дону дано объявление о начале процедуры приема в муниципальную собственность бесхозяйных объектов движимого имущества. В объявлении предлагалось физическим и юридическим лицам, считающими себя собственниками вышеуказанного имущества или имеющими на них права, прибыть в МКУ «Управление жилищно-коммунального хозяйства» Советского района города Ростова-на-Дону и представить документы на право собственности. По истечении срока никто из юридических или физических лиц прав на указанные объекты не заявил, в связи с чем в соответствии с п. 3.1.2. Положения 11.05.2018 Администрацией Советского района г. Ростова-на-Дону были составлены акты о невозможности установления собственника объектов, после чего документы для включения объектов в реестр бесхозяйного имущества переданы в МКУ «Управление казной города Ростова-на-Дону». Письмом от 22.06.2018 НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН Минимущество Ростовской области сообщило, что в реестре государственного имущества Ростовской области объекты не числятся. Письмом от 09.06.2018 НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН МУПТИиОН сообщило, что сведения о правовой принадлежности объектов отсутствуют. Письмом от 26.06.2018 НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН ТУ Росимущества в Ростовской области сообщило, что сведения об объектах также отсутствуют. Распоряжением МКУ «Управление казной города Ростова-на-Дону» от 09.07.2018 НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН объекты были включены в реестр бесхозяйного имущества города Ростова-на-Дону. 02.03.2020 ООО «Ростовские тепловые сети» составлен акт приема-передачи во временное управление бесхозяйного движимого имущества. Таким образом, учитывая, что в период после обнаружения объектов и передачи их на учет никто не заявил о своих правах на данные объекты, есть основания полагать, что объекты не имеют собственника или собственник отказался от права собственности на объекты. На основании изложенного, истец просил суд признать движимые вещи - объекты, расположенные на территории АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН - подземная тепловая сеть, местоположение: от ТК-622/1А до внешней стены многоквартирного жилого АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН, трубы металлические диаметром 50 мм, протяженностью 8,5 м., изоляция ППУ, бесканальная прокладка; подземная тепловая сеть, местоположение: от ТК-127/19-9А до внешней стены многоквартирного жилого АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН, трубы металлические диаметром 80 мм, протяженностью 18 м., изоляция ППУ, бесканальная прокладка, бесхозяйным имуществом. Передать движимые вещи - объекты, расположенные на территории АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН- подземная тепловая сеть, местоположение: от ТК-622/1А до внешней стены многоквартирного жилого АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН, трубы металлические диаметром 50 мм, протяженностью 8,5 м, изоляция ППУ, бесканальная прокладка; Подземная тепловая сеть, местоположение: от ТК-127/19-9А до внешней стены многоквартирного жилого АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН, трубы металлические диаметром 80 мм, протяженностью 18 м, изоляция ППУ, бесканальная прокладка, в муниципальную собственность АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН.

Решением Ленинского районного суда г.Ростова-на-Дону от 19 мая 2020 г. ДИЗО г. Ростова-на-Дону в удовлетворении исковых требований отказано.

ДИЗО г. Ростова-на-Дону подана апелляционная жалоба, в которой ставится вопрос об отмене постановленного судом решения по мотивам его незаконности и необоснованности.

В обоснование доводов жалобы апеллянт указывает, что перемещение спорных объектов не приведёт к изменению их хозяйственного назначения, так как сети предназначены для передачи тепловой энергии независимо от их местоположения, объекты не имеют самостоятельного функционального назначения и выполняют вспомогательную функцию для централизованного теплоснабжения, обеспечивая непрерывность одного единого технологического процесса. Материалы дела не содержат доказательств того, что подземные тепловые сети были созданы как объекты недвижимости на земельном участке, отведенном для строительства именно объектов недвижимости, с соблюдением соответствующих градостроительных норм и правил, и введены в эксплуатацию в установленном порядке, данные сети могут быть модифицированы посредством их перемещения, в связи с чем не могут быть отнесены к недвижимому имуществу.

В заседание суда апелляционной инстанции стороны не явились, будучи извещен о месте и времени судебного разбирательства по делу (л.д. 68-71).

Дело рассмотрено в порядке ст. 167 ГПК РФ в отсутствие не явившихся лиц, извещенных о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы надлежащим образом, о чем в материалах дела имеется уведомление.

Проверив законность и обоснованность решения суда, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит предусмотренных ст. 330 ГПК РФ оснований к отмене оспариваемого судебного постановления в апелляционном порядке.

Постанавливая решение по делу, суд первой инстанции руководствовался положениями ст.ст. 130, 133, 133.1, 225 ГК РФ, ст. 1 ГрК РФ, положениями Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении», Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 года № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», Постановлением Администрации города Ростова-на-Дону от 25.04.2019 № 336, Приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 10.12.2015 года № 931 «Об установлении Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей» и исходил из того, что данный спорный объект в виде подземной тепловой сети является составной частью недвижимого имущества, прочно связанного с землей, что исключает возможность признания его бесхозяйным как части объекта недвижимости.

Оснований не согласиться с данным выводом суда первой инстанции у судебной коллегии не имеется.

В пункте 38 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" разъяснено следующее.

Согласно пункту 1 статьи 130 ГК РФ к недвижимым вещам относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства. К недвижимым вещам относятся также подлежащие государственной регистрации воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания. Законом к недвижимым вещам может быть отнесено и иное имущество.

В силу п. 1 ст. 133 ГК РФ вещь, раздел которой в натуре невозможен без разрушения, повреждения вещи или изменения ее назначения и которая выступает в обороте как единый объект вещных прав, является неделимой вещью и в том случае, если она имеет составные части.

Подземная тепловая сеть представляет собой единый линейный объект и выступает как единый объект вещных прав, ее раздел в натуре невозможен без изменения ее назначения, в связи с чем такая сеть представляет собой неделимую вещь, отдельные составные части которой не являются самостоятельными объектами недвижимости (п. 10.1 ст. 1 ГрК РФ). К единым недвижимым комплексам применяются правила о неделимых вещах.

Согласно ст. 133.1 ГК РФ недвижимой вещью, участвующей в обороте как единый объект, может являться единый недвижимый комплекс - совокупность объединенных одним назначением зданий, сооружений и иных вещей, неразрывно связанных физически или технологически, в том числе линейных объектов (железные дороги, линии электропередачи, трубопроводы и др.), либо расположенных на одном земельном участке, если в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество зарегистрировано право собственности на совокупность этих объектов в целом как на одну недвижимую вещь. К единым недвижимым комплексам применяются правила о неделимых вещах.

Из приведенных правовых норм следует, что составная часть единого недвижимого комплекса не является самостоятельным объектом недвижимости и не может иметь самостоятельную юридическую судьбу.

В соответствии с п. 2 Раздела I «Положения о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию», утвержденного Постановлением Правительства РФ от 16.02.2008 года № 87, Постановлением Правительства РФ от 11.02.2005 года № 68 «Об особенностях государственной регистрации права собственности и других вещных прав на линейно-кабельные сооружения связи» указанный перечень может быть несколько расширен.

Так, к линейным объектам, за исключением объектов капитального строительства обустройства месторождений полезных ископаемых, относятся следующие виды объектов капитального строительства: железнодорожные линии; автомобильные дороги; искусственно созданные внутренние водные пути; трамвайные линии; линии электропередачи; трубопроводы; линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения); теплопроводы; коллекторы; газопроводы; водоводы; иные виды подобных объектов капитального строительства, расположенных в пределах красных линий, утвержденных в составе документации по планировке территории применительно к таким объектам.

Общими для всех линейных объектов является следующий перечень характеристик: длина объекта намного превышает его ширину; объект является сооружением; объекту свойственна связь с земельными участками; в состав линейного объекта могут входить площадочные объекты, технологически связанные с линейным объектом.

К линейным объектам не относятся сети инженерно-технического обеспечения, располагающиеся в границах того земельного участка, на котором размещено здание, энергоснабжение которого они обеспечивают.

В ситуации, когда сеть обеспечивает два и более объекта капитального строительства или выходит за пределы элемента планировочной структуры, она является линейным объектом в любом случае.

Учитывая, что спорные объекты теплоснабжения являются составной частью недвижимой вещи, оснований для удовлетворения заявленных ДИЗО г. Ростова-на-Дону требований у суда первой инстанции не имелось.

Доводы апелляционной жалобы о возможности реконструкции части такой подземной сети без причинения несоразмерного ущерба допустимыми и относимыми доказательствами не подтверждены, носят предположительный характер. Не подтверждены материалами дела и доводы истцовой стороны об отсутствии прочной связи части подземной тепловой сети с землей.

Кроме того, частью 2 ст. 1 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» установлено, что Единый государственный реестр недвижимости является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях.

Согласно п. 3 Приказа Минэкономразвития Российской Федерации от 10.12.2015 года № 931 «Об установлении Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей» на учет принимаются здания, сооружения, помещения, которые не имеют собственников, или собственники которых неизвестны, или от права собственности на которые собственники отказались.

В силу п. 5 Приказа Минэкономразвития Российской Федерации от 10.12.2015 года № 931 «Об установлении Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей» принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей органа местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов, а на межселенных территориях - органа местного самоуправления муниципальных районов в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих муниципальных образований.

Согласно п. 9 указанного Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 10.12.2015 года № 931, принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется путем внесения соответствующих сведений в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с порядком ведения Единого государственного реестра недвижимости, утвержденным в соответствии с частью 7 статьи 7 Закона.

Таким образом, орган местного самоуправления является единственным органом, обладающим правом подачи заявления о постановке на учет имущества в качестве бесхозяйного, следовательно, обязан совершить действия по подаче такого заявления в силу возложенных на него законом полномочий.

После принятия на учет объекта недвижимого имущества, который не имеет собственника или собственник которого неизвестен, орган регистрации прав направляет заявителю уведомление о принятии на учет бесхозяйного объекта недвижимого имущества (приложение № 3 к настоящему Порядку) в срок и в порядке, установленные частью 5 статьи 34 Закона для уведомления правообладателя (правообладателей) об изменениях, внесенных в Единый государственный реестр недвижимости на основании сведений, поступивших в порядке межведомственного информационного взаимодействия.

По смыслу изложенных правовых норм принятие на учет объекта недвижимого имущества в качестве бесхозяйного, а также последующее признание за органом, уполномоченным управлять муниципальным имуществом, права собственности на бесхозяйную недвижимую вещь в судебном порядке на основании статьи 225 ГК РФ возможно только в случае отсутствия правопритязаний иных лиц на такое имущество.

Вместе с тем, как установлено судом и следует из материалов дела, заявителем не проведен весь комплекс мероприятий по постановке на учет заявленных объектов, предусмотренные Приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 10.12.2015 года № 931 «Об установлении Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей», а именно, не представлено данных об обращении в Управление Росреестра РФ по Ростовской области с заявлением о постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей, сведения о постановке на соответствующий учет объекта недвижимого имущества истцом не представлено,

Пунктами 4, 5 ч. 6 ст. 14 Федерального закона от 23.11.2009 года № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, подлежащих включению в региональные, муниципальные программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, должен включать в себя предусмотренные настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации мероприятия по: выявлению бесхозяйных объектов недвижимого имущества, используемых для передачи энергетических ресурсов (включая газоснабжение, тепло- и электроснабжение), организации постановки в установленном порядке таких объектов на учет в качестве бесхозяйных объектов недвижимого имущества и затем признанию права муниципальной собственности на такие бесхозяйные объекты недвижимого имущества; организации управления бесхозяйными объектами недвижимого имущества, используемыми для передачи энергетических ресурсов, с момента выявления таких объектов.

В соответствии с п. 6 ст. 15 ФЗ от 27.07.2010 года № 190-ФЗ «О теплоснабжении» предусмотрено, что в случае выявления бесхозяйных тепловых сетей (тепловых сетей, не имеющих эксплуатирующей организации) орган местного самоуправления до признания права собственности на указанные бесхозяйные тепловые сети в течение 30 дней с даты их выявления обязан определить теплосетевую организацию, тепловые сети которой непосредственно соединены с указанными бесхозяйными тепловыми сетями, или единую теплоснабжающую организацию в системе теплоснабжения, в которую входят указанные бесхозяйные тепловые сети и которая осуществляет содержание и обслуживание указанных бесхозяйных тепловых сетей.

Сведения об определении границы разграничения балансовой принадлежности теплосети истцом не представлены, соответствующий акт отсутствует. При этом действующее законодательство не исключает возможность нахождения такого имущества не только в собственности либо на балансе специализированной организации, но и собственников жилых помещений многоквартирного дома либо управляющей организации.

При таком положении суд первой инстанции правильно указал, что представленные истцовой стороной доказательства не позволяют определить спорные объекты как бесхозяйные.

Указанные выводы суда первой инстанции доводами апелляционной жалобе не опровергнуты.

Каких-либо новых доводов, которые не были бы предметом рассмотрения суда первой инстанции, в апелляционной жалобе не приведено. Доводы жалобы повторяют позицию истца, приведенную в заявлении, являлись предметом исследования суда первой инстанции, получили надлежащую оценку, и, по сути, сводятся к выражению несогласия апеллянта с произведенной судом оценкой доказательств по делу, которую судебная коллегия находит правильной. В связи с чем доводы апелляционной жалобы подлежат отклонению как необоснованные, и не могут являться основанием к отмене решения суда первой инстанции, постановленного в соответствии с нормами материального права и фактическими обстоятельствами дела.

Руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия,

определила:

решение Ленинского районного суда г.Ростова-на-Дону от 19 мая 2020 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Департамента имущественно-земельных отношений города Ростова-на-Дону - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

Мотивированное определение изготовлено 13.08.2020