ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-1298/2022 от 13.10.2022 Саратовского областного суда (Саратовская область)

Судья Кротов А.В. Дело № 33-6996/2022

№ 2-1298/2022

64RS0004-01-2022-001971-36

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

13 октября 2022 года город Саратов

Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда в составе:

председательствующего Бартенева Ю.И.,

судей Негласона А.А., Агарковой И.П.,

при ведении протокола помощником судьи Зайцевой С.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Ф.С.Г. к Государственному учреждению – Отделение Пенсионного фонда в Саратовской области о признании незаконным решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости, об обязании включить в специальный стаж периоды работы и назначить досрочную страховую пенсию по старости,

по апелляционной жалобе Государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда РФ по Саратовской области на решение Балаковского районного суда Саратовской области от <дата>, которым исковые требования удовлетворены частично.

Заслушав доклад судьи Бартенева Ю.И., объяснения представителя ответчика П.Е.В., поддержавшей доводы жалобы, объяснения истца Ф.С.Г., возражавшего против доводов жалобы, рассмотрев материалы дела, изучив доводы жалобы, поступивших возражений, судебная коллегия

установила:

Ф.С.Г. обратился в суд с иском к Государственному учреждению – Отделение Пенсионного фонда в Саратовской области о признании незаконным решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости, об обязании включить в специальный стаж периоды работы и назначить досрочную страховую пенсию по старости.

Свои требования мотивировал тем, что <дата> он обратился в ГУ - УПФ в Балаковском районе (межрайонное) с заявлением о назначении досрочной пенсии по старости по достижении 58 лет, как работнику, имеющему 6 лет 3 месяца на работах с тяжелыми условиями труда, предусмотренных Списком , утв. Постановлением Кабинета Министров СССР от <дата> или Списком , утв. Постановлением Совета Министров СССР от <дата>.

Решением от <дата> ГУ-Управление ПФР в Балаковском районе Саратовской области истцу было отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с отсутствием требуемого стажа работы, дающего право на досрочное назначение страховой пенсий по старости, в стаж не засчитаны периоды работы истца с <дата> по <дата> в СПМ-350 треста «<данные изъяты>» в должности механика, с <дата> по <дата> в Управлении механизации «<данные изъяты>» в качестве мастера, службы в армии с <дата> по <дата>, период работы с <дата> по <дата>.

Данное решение ответчика полагает неправомерным, ссылаясь на то, что в указанные спорные периоды работы он занимал должность, поименованную Списком, работал полный рабочий день, а отсутствие в трудовой книжке полного наименования должностей и ненадлежащее оформление работодателем документации не может служить основанием для ущемления его пенсионных прав и лишить его права на досрочное назначение пенсии.

Считая свои права нарушенными, Ф.С.Г. обратился с иском в суд, в котором просил признать незаконным и отменить решение ГУ - Управление ПФР в Балаковском районе Саратовской области от <дата> об отказе в назначении пенсии в части исключения из льготного стажа периодов работы с <дата> по <дата> в СПМ-350 треста «<данные изъяты>» в должности механика, с <дата> по <дата> в Управлении механизации «<данные изъяты>» в качестве мастера, службы в армии с <дата> по <дата>, периода работы с <дата> по <дата>; обязать ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Балаковском районе Саратовской области включить в льготный стаж по Списку , необходимый для досрочного назначения пенсии по старости указанные периоды работы, назначить Ф.С.Г. досрочную трудовую пенсию по старости с момента обращения в ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в Балаковском районе Саратовской области - с <дата>.

Рассмотрев спор, Балаковский районный суд Саратовской области решением от <дата> исковые требования Ф.С.Г. удовлетворил частично. Признал незаконным и отменил решение ГУ - Управление ПФР в Балаковском районе Саратовской области от <дата> об отказе в назначении пенсии в части исключения из льготного стажа периоды службы в армии с <дата> по <дата>, периода работы с <дата> по <дата> в Управлении механизации «<данные изъяты>» в качестве мастера.

Обязал ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в <адрес> включить Ф.С.Г. в льготный стаж по Списку , необходимый для досрочного назначения пенсии по старости период работы с <дата> по <дата> в Управлении механизации «<данные изъяты>» (5 лет 4 мес. 10 дней) в качестве мастера, период службы в Вооруженных силах с <дата> по <дата>.

Обязал ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ назначить Ф.С.Г. досрочную трудовую пенсию по старости с момента обращения в ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Балаковском районе Саратовской области - с <дата>.

В остальной части в иске Ф.С.Г. отказал.

С ГУ - Управление Пенсионного фонда в Саратовской области взысканы расходы по оплате госпошлины 300 рублей.

В апелляционной жалобе ответчик ставит вопрос об отмене решения суда в части удовлетворенных требований как незаконного и необоснованного, постановленного с нарушением норм материального и процессуального права. Просит принять новое решение, которым в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме. Ссылается на то, что судом неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела. Кроме того, заявитель указывает, что решением суда возложены обязанности на несуществующие юридические лица – ГУ – Управление Пенсионного фонда РФ в Балаковском районе Саратовской области, ГУ – Управление Пенсионного фонда РФ, что является неправильным и затруднит исполнение решения суда при вступлении его в законную силу.

В возражениях на апелляционную жалобу истец просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения суда, согласно требованиям ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия приходит к следующему.

Решение суда проверяется судебной коллегией в пределах доводов жалобы только в части удовлетворения исковых требований, так как в остальной части решение не обжалуется.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Ф.С.Г.<дата> обратился в ГУ - УПФ в Балаковском районе (межрайонное) с заявлением о назначении ему досрочной пенсии по старости по достижении 58 лет, как работнику, имеющему 6 лет 3 месяца на работах с тяжелыми условиями труда, предусмотренных Списком , утв. Постановлением Кабинета Министров СССР от <дата> или Списком , утв. Постановлением Совета Министров СССР от <дата>.

Решением ГУ - Управление ПФР в Балаковском районе Саратовской области от <дата>Ф.С.Г. в назначении досрочной страховой пенсии по старости было отказано в связи с отсутствием требуемого стажа работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсий по старости.

Согласно решения ГУ - Управление ПФР в Балаковском районе Саратовской области в стаж истцу не были засчитаны периоды работы: с <дата> по <дата> в СПМ-350 треста «<данные изъяты>» в должности механика, с <дата> по <дата> в Управлении механизации «<данные изъяты>» в качестве мастера, службы в армии с <дата> по <дата>, периоды работы с <дата> по <дата>. По состоянию на <дата> в возрасте 58 лет у истца имеется: страховой стаж – 33 года 09 месяцев 6 дней, стаж на соответствующих видах работ по п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от <дата>- ФЗ «О страховых пенсиях» отсутствует, величина индивидуального пенсионного коэффициента - 84,049.

Разрешая спор, суд первой инстанции, признавая незаконным и отменяя решение ГУ-Управление ПФР в Балаковском районе Саратовской области от <дата> об отказе в назначении пенсии в части исключения из льготного стажа периода службы в армии с <дата> по <дата>, периода работы с <дата> по <дата> в Управлении механизации <данные изъяты>» в качестве мастера и возлагая обязанности на ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Балаковском районе Саратовской области включить Ф.С.Г. в льготный стаж по Списку , необходимый для досрочного назначения пенсии по старости, указанные периоды, исходил из того, что истцом представлены доказательства работы в спорный период в качестве мастера строительных и монтажных работ, постоянно занятого на строительстве, реконструкции, техническом перевооружении, реставрации и ремонте зданий, сооружений и других объектов, в ходе которых он подвергался воздействию неблагоприятных факторов производственной деятельности, и так как указанный период подлежит включению в специальный стаж, предшествующий указанному периоду работы период службы в рядах Вооруженных Сил СССР в соответствии с п. 109 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденного постановлением Совета Министров СССР орт <дата>, приравнивается к работам по Списку .

Судебная коллегия считает, что решение суда первой инстанции в части возложения на ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Балаковском районе Саратовской области обязанности включить Ф.С.Г. в льготный стаж по Списку , необходимый для досрочного назначения пенсии по старости, указанные периоды, и в части возложения на ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ обязанности назначить Ф.С.Г. досрочную трудовую пенсию по старости с даты подачи заявления постановлено с нарушением норм материального и процессуального права в связи со следующим.

В соответствии с положениями ч. 1 ст. 44 ГПК РФ в случаях выбытия одной из сторон в спорном или установленном решением суда правоотношении (смерть гражданина, реорганизация юридического лица, уступка требования, перевод долга и другие случаи перемены лиц в обязательствах) суд допускает замену этой стороны ее правопреемником. Правопреемство возможно на любой стадии гражданского судопроизводства.

Согласно выписке, <дата> в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись о реорганизации Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Балаковском районе Саратовской области (межрайонное) в форме присоединения к другому юридическому лицу – Государственному учреждению – Отделение Пенсионного фонда РФ по Саратовской области.

На основании п. 2 ст. 58 ГК РФ при присоединении юридического лица к другому юридическому лицу к последнему переходят права и обязанности присоединенного юридического лица.

В соответствии с Постановлением Правления Пенсионного фонда РФ от <дата>п «О реорганизации территориальных органов Пенсионного фонда Российской Федерации в Саратовской области» ГУ - Управление ПФ РФ в Балаковском районе Саратовской области присоединено к ГУ - Отделение Пенсионного фонда РФ по Саратовской области.

В связи с чем на основании ст. 44 ГПК РФ судом произведена замена ответчика по настоящему делу ГУ – Управление Пенсионного фонда в Балаковском районе Саратовской области на ГУ - Отделение Пенсионного фонда РФ по Саратовской области.

Учитывая изложенное, судебная коллегия приходит к выводу об обоснованности доводов жалобы о допущенных судом первой инстанции нарушениях – обязании не ответчика по делу (ГУ – Отделение Пенсионного фонда РФ в Саратовской области) включить истцу в специальный стаж спорные периоды и назначить досрочную страховую пенсию, а на несуществующие юридические лица - ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Балаковском районе Саратовской области и ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ.

Кроме того, суд первой инстанции включив в льготный стаж истца период работы с <дата> по <дата> в Управлении механизации «<данные изъяты>» в качестве мастера и период службы в армии с <дата> по <дата>, пришел к выводу о том, что с учетом включенных в специальный стаж периодов работы у Ф.С.Г. имеется необходимая продолжительность специального стажа, предусмотренного пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от <дата> № 400-ФЗ "О страховых пенсиях", то есть более 6 лет 3 месяцев, поэтому истцу надлежит назначить досрочную страховую пенсию по старости с даты подачи заявления - с <дата>.

С указанным выводом суда первой инстанции судебная коллегия согласиться не может.

Конституция Российской Федерации в соответствии с целями социального государства (статья 7, часть 1) гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1). Законодатель, обеспечивая конституционное право каждого на получение пенсии, вправе, как это вытекает из статьи 39 (часть 2) Конституции Российской Федерации, определять механизм его реализации, включая закрепление в законе правовых оснований назначения пенсий, их размеров, правил подсчета трудового стажа, особенностей приобретения права на пенсию отдельными категориями граждан.

Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от <дата> № 400-ФЗ "О страховых пенсиях", вступившим в силу с <дата>.

По общему правилу право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону) (часть 1 статьи 8 Федерального закона от <дата> № 400-ФЗ "О страховых пенсиях").

Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии определены статьей 30 Федерального закона от <дата> № 400-ФЗ "О страховых пенсиях".

Согласно пункту 2 части 1 статьи 30 вышеназванного Федерального закона от <дата> № 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 названного закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 Федерального закона по состоянию на <дата>, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам.

Частью 1 статьи 11 Федерального закона от <дата> № 400-ФЗ "О страховых пенсиях" установлено, что в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которая выполнялась на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 названного закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.

В статье 12 Федерального закона от <дата> № 400-ФЗ "О страховых пенсиях" приведен перечень иных периодов, засчитываемых в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьей 11 данного закона.

Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации (часть 2 статьи 30 Федерального закона от <дата> № 400-ФЗ "О страховых пенсиях").

Частью 3 статьи 30 Федерального закона от <дата> № 400-ФЗ "О страховых пенсиях" предусмотрено, что периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу этого федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии.

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу названного федерального закона, могут исчисляться с применением правил, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (часть 4 статьи 30 Федерального закона от <дата> № 400-ФЗ "О страховых пенсиях").

В целях реализации положений статьи 30 указанного закона Правительством Российской Федерации принято постановление от <дата> "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение".

Подпунктом "б" пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от <дата> "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" установлено, что при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на работах с тяжелыми условиями труда, применяется Список производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от <дата> "Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение".

Разделом XXVII "Строительство, реконструкция, техническое перевооружение, реставрация и ремонт зданий, сооружений и других объектов" Списка производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденного Постановлением Кабинета Министров СССР от <дата>, предусмотрено право на досрочное назначение трудовой пенсии мастерам строительных и монтажных работ (позиция 2290000б-23419), производителям работ (позиция 2290100б-24441).

Из приведенных нормативных положений следует, что право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от <дата> № 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при наличии определенных условий, в числе которых страховой стаж, то есть суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.

С наличием страхового стажа определенной продолжительности связывается и право отдельных категорий работников на досрочное назначение страховой пенсии по старости. Так, если мужчины проработали на работах с тяжелыми условиями труда не менее 12 лет и 6 месяцев и имеют величину индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, а страховой стаж не менее 25 лет, они имеют право на страховую пенсию по старости по достижении возраста 55 лет. При этом правом на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с тяжелыми условиями труда пользуются те работники, чьи профессии и должности предусмотрены соответствующими списками, при условии, если они заняты в производствах, определенных этими списками. Периоды работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, подлежат подтверждению соответствующими документами в порядке и на условиях, установленных законом.

Устанавливая правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда. При этом также учитываются различия в характере работы и функциональных обязанностях работающих лиц. Под характером работы понимаются особенности условий осуществления трудовой функции.

Пунктом 3 постановления Правительства Российской Федерации от <дата> определено, что исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 и 31 Федерального закона "О страховых пенсиях", осуществляется в том числе с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от <дата> "Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".

Согласно абзацу первому пункта 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от <дата>, в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено этими правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных списками, не менее 80 процентов рабочего времени. При этом в указанное время включается время выполнения подготовительных и вспомогательных работ, а у работников, выполняющих работу при помощи машин и механизмов, также время выполнения ремонтных работ текущего характера и работ по технической эксплуатации оборудования. В указанное время может включаться время выполнения работ, производимых вне рабочего места с целью обеспечения основных трудовых функций.

Согласно письму Пенсионного фонда Российской Федерации от <дата>, если по информации, содержащейся в трудовой книжке, из наименования организации и структурного подразделения можно сделать вывод о производстве и выполняемой работе, а наименование профессии или должности прямо предусмотрено Списками N 1 и N 2, утвержденными Постановлением Совета Министров СССР от <дата> N 1173 или Постановлением Кабинета Министров СССР от <дата> N 10, а также "малыми Списками", то период работы в данной организации и должности, протекавшей до <дата> отделение рекомендует засчитывать в стаж на соответствующих видах работ без дополнительной проверки, в том числе постоянной занятости в течение полного рабочего дня, учитывая, что до указанной даты работа предприятий отраслей народного хозяйства носила стабильный характер.

В соответствии с частью 1 статьи 14 Федерального закона от <дата> № 400-ФЗ "О страховых пенсиях" при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 названного федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от <дата> № 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Частью 4 статьи 14 Федерального закона от <дата> № 400-ФЗ "О страховых пенсиях" предусмотрено, что правила подсчета и подтверждения страхового стажа, в том числе с использованием электронных документов или на основании свидетельских показаний, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от <дата> утверждены Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий.

Разделом II названных правил определены документы, подтверждающие периоды работы до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица, включаемые в страховой стаж.

Согласно пункту 11 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от <дата>, документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца. При отсутствии трудовой книжки, а также в случае если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.

Пунктом 3 Порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от <дата>н, установлено, что периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, подтверждаются до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от <дата> № 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" - документами, выдаваемыми работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами.

В пункте 15 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от <дата> "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" разъяснено, что следует различать периоды, имевшие место до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от <дата> № 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" и после такой регистрации. Периоды работы до регистрации гражданина в качестве застрахованного подтверждаются документами, выдаваемыми в установленном порядке работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами (к примеру, архивными).

Согласно части 1 статьи 28 Федерального закона от <дата> № 400-ФЗ "О страховых пенсиях" физические и юридические лица несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, представляемых ими для установления и выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), а работодатели, кроме того, - за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.

Исходя из изложенного, по общему правилу периоды работы до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются документами, выдаваемыми в установленном порядке работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами (например архивными данными, справками работодателя, уточняющими занятость работника в соответствующих должностях и учреждениях, которые засчитываются в специальный стаж, дающий право на досрочную страховую пенсию по старости). При этом работодатели несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, представляемых ими для установления и выплаты страховой пенсии.

Согласно пункту 16 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от <дата> "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" в случае несогласия гражданина с отказом органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, включить в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, период работы, подлежащий, по мнению гражданина, зачету в данный стаж, необходимо учитывать, что вопрос о тождественности выполняемых истцом работ, занимаемой должности, имеющейся профессии тем работам, должностям, профессиям, которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, решается судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и имеющимся профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и тому подобное).

Как следует из материалов дела, согласно трудовой книжке в период с <дата> по <дата> истец работал в СПМ-350 треста «<данные изъяты>» механиком, затем с <дата> по <дата> истец служил в армии по призыву. Затем истец был принят мастером в УМ «<данные изъяты>» с <дата> и работал в этой должности по <дата>.

В соответствии с военным билетом в период с <дата> по <дата> истец служил в армии по призыву.

Согласно справки от <дата> УМ «<данные изъяты>», эта организация основана <дата>, основными видами ее деятельности с момента основания по <дата> год являлось выполнение работ по строительству, ремонту, содержанию автомобильных дорог, линейных зданий, мостов и других искусственных сооружений на этих дорогах.

Приказом -К от <дата> истец был принят на работу мастером в УМ «<данные изъяты>», установлена заработная плата 150 руб. и выплата 20% за разъездной характер работы.

Выполнение истцом работ по строительству дорог так же подтверждается приказом от <дата>, согласно которому истцу установлена надбавка в целях возмещения расходов работникам, постоянная работа которых имеет разъездной характер.

Приказом от <дата>-П для рационального использования автотранспорта, искоренения приписок в оформлении товарно-транспортных накладных и фактического учета перевезенного груза закреплен круг материально-ответственных лиц с предоставлением права оформлять товарно-транспортные накладные.

Приказом -П от <дата> на основании постановления коллегии министерства автомобильных дорог РСФСР и Президиума ЦК профсоюза автомобильного транспорта, а также приказа от <дата> ГПСО «<данные изъяты>» о выплате премии за участие в строительстве автомобильных дорог комплектом машин ДС-110 истцу выплачивалась премия.

Приказом -К от <дата> утверждено штатное расписание с <дата>, где указано, что истец работал в Карьерах.

Приказом -П от <дата> года, в целях обеспечения сохранности коммуникаций истец назначен ответственным при рекультивации <данные изъяты>, сооружение Ершовского карьера, в котором указано, что Управление механизации выполняет работы по строительству ремонту автодорог на территориях, по которым проходят коммуникации различных организаций (кабели, линии связи и т.д.).

Приказом -П от <дата> года, в целях обеспечения сохранности коммуникаций истец назначен ответственным за ведение земляных работ в охранной зоне коммуникаций по Балаковскому участку , в котором указано, что Управление механизации выполняет работы по строительству ремонту автодорог на территориях, по которым проходят коммуникации различных организаций (кабели, линии связи и т.д.).

Факт работы истца в должности мастера строительных и монтажных работ на строительстве а/д Орошаемый-Казачка и Казачка-Мирный в <адрес> подтверждается также приказом от <дата>.

Приказом от <дата>-К объявлена штатная расстановка и должностные оклады с <дата>, где указано, что истец работал в карьерах.

Факт участия истца в строительстве автодороги <адрес> в <дата> году подтверждается приказом от <дата>-П.

Приказом -К от <дата> установлена штатная расстановка кадров, где указано, что истец работал в карьерах.

Приказом от <дата> за -П в связи с отдаленностью строящихся объектов, в целях сокращения непроизводственных потерь рабочего времени и успешного выполнения установленных задач производились работы вахтовым методом при строительстве автодорог.

Приказами от <дата>-К, от <дата>-К в штатной расстановке указано, что истец работал в карьерах.

В соответствии с Общероссийским классификатором профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов, утвержденным Постановлением Комитета Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации "О принятии и введении в действие Общероссийского классификатора профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов ОК 016-94" (вместе с "ОК 016-94. Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов") от <дата> "мастер строительных и монтажных работ" - это полное наименование должности с определенным перечнем обязанностей, предусмотренных в должностной инструкции для этой должности.

Периоды работы в строительно-монтажных организациях в должности мастера, могут быть засчитаны в стаж на соответствующих видах работ по Списку производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденному Постановлением Кабинета Министров СССР от <дата> (раздел XXVII), при условии документального подтверждения выполнения должностных обязанностей мастера строительных и монтажных работ.

Таким образом, действующим правовым регулированием предусмотрена необходимость подтверждения специального стажа, дающего право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, в том числе во вредных и тяжелых условиях труда, соответствующими справками и другими документами, подтверждающими характер и условия труда, а также полную занятость лица, обращающегося за назначением пенсии.

Учитывая то, что отказ ответчика во включении спорного периода в специальный стаж истца обусловлен формальным несоответствием записей в трудовой книжке работника о стаже работы действующим Спискам профессий, работ и должностей, судебная коллегия приходит к выводу о включении в стаж периода работы истца в качестве мастера в УМ «<данные изъяты>» , поскольку представленными в материалы дела доказательствами достоверно установлена тождественность Спискам специфики и характера работ, на которых был занят истец, его функциональные обязанности, а также профиль и задачи деятельности организации.

При этом следует учитывать следующее.

Как было указано выше, согласно абзацу первому пункта 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от <дата>, в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня.

Однако данное требование распространялось на период до <дата>

Таким образом, учитывая, что материалами подтверждена работа истца в должности мастера на строительстве, реконструкции, техническом перевооружении, реставрации и ремонте зданий, сооружений и других объектов, т.е. на работе, предусмотренной Списком производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденным Постановлением Кабинета Министров СССР от <дата>, однако материалами дела не подтверждается постоянная занятость в течение полного рабочего дня на указанной работе, судебная коллегия полагает правильным обязать Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда РФ по Саратовской области включить в льготный стаж истца по Списку необходимый для досрочного назначения пенсии по старости период работы с <дата> по <дата> в Управлении механизации «<данные изъяты>» в качестве мастера.

В связи с изложенным, решение суда в части признания незаконным и отмене решения Государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда по Саратовской области об отказе в установлении пенсии в части исключения из льготного стажа периодов работы в Управлении механизации «<данные изъяты>» с <дата> по <дата> в качестве мастера следует изменить, указать период работы с <дата> по <дата>.

В соответствии с частью 4 статьи 30 Федерального Закона № 400-ФЗ установлено, что периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу данного Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).

В соответствии с подпунктом "к" пункта 109 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от <дата>, при назначении пенсии по старости на льготных условиях рабочим и служащим, работавшим на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и на других работах с тяжелыми условиями труда, служба в составе Вооруженных Сил СССР приравнивается по выбору обратившегося за назначением пенсии либо к работе, которая предшествовала службе, либо к работе, которая следовала за окончанием службы.

Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от <дата>ПТ со ссылкой на Постановление от <дата>-П и Определение от <дата> указал на то, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права.

Таким образом, законодательство, действовавшее в период прохождения Ф.С.Г. военной службы в Вооруженных Силах СССР (с <дата> по <дата>), предусматривало возможность учета периода такого вида деятельности в составе страхового и специального стажа при оценке права данного лица на предоставление пенсии по старости в рамках обязательного пенсионного страхования.

Иное толкование и применение пенсионного законодательства повлекло бы ограничение конституционного права на социальное обеспечение, которое не может быть оправдано указанными в ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации целями, ради достижения которых допускается ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина.

Период службы по призыву предшествовал работе истца в качестве мастера в УМ «<данные изъяты>» , которая дает право на досрочное назначение страховой пенсии, в связи с чем период службы в Вооруженных Силах СССР с <дата> по <дата> подлежит включению истцу в льготный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии.

Суд первой инстанции пришел к выводу о том, что с учетом включенных в специальный стаж периодов работы у Ф.С.Г. имеется необходимая продолжительность специального стажа, предусмотренного пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от <дата> № 400-ФЗ "О страховых пенсиях", то есть более 6 лет 3 месяцев, поэтому необходимо возложить на пенсионный орган обязанность Ф.С.Г. назначить досрочную страховую пенсию по старости с даты подачи заявления - с <дата>.

Судебная коллегия полагает указанные выводы ошибочными.

Поскольку на момент обращения истца в пенсионный орган <дата> с учетом включаемых в специальный стаж периодов (периода работы в Управлении механизации «<данные изъяты>» с <дата> по <дата> в качестве мастера и периода службы в Вооруженных Силах СССР с <дата> по <дата>) у Ф.С.Г. не имелся требуемый специальный стаж для определения права на назначение досрочной трудовой пенсию по старости в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от <дата> № 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (6 лет 22 дня) (необходимо 6 лет 3 месяца), судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований для возложения на ответчика обязанности назначить истцу досрочную страховую пенсию по старости с момента обращения - с <дата>.

Руководствуясь ст.ст. 327.1, 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

установила:

решение Балаковского районного суда Саратовской области от <дата> (с учетом определения Балаковского районного суда <адрес> от <дата> об исправлении описки) в части обязания ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Балаковском районе Саратовской области включить в льготный стаж по Списку , необходимый для досрочного назначения пенсии по старости период работы с <дата> по <дата> в Управлении механизации «<данные изъяты>» в качестве мастера, период службы в Вооруженных Силах СССР с <дата> по <дата> и обязания ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ назначить Ф.С.Г. досрочную трудовую пенсию по старости с момента обращения в ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Балаковском районе Саратовской области – с <дата> – отменить.

В указанной части вынести новое решение об обязании Государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда РФ по Саратовской области включить в льготный стаж по Списку необходимый для досрочного назначения пенсии по старости период работы с <дата> по <дата> в Управлении механизации «<данные изъяты>» в качестве мастера, период службы в Вооруженных Силах СССР с <дата> по <дата>.

В иске к ГУ – Отделение Пенсионного фонда РФ по Саратовской области об обязании назначить пенсию с <дата> - отказать.

Решение суда в части признания незаконным и отмене решения Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда в Балаковском районе Саратовской области об отказе в установлении пенсии в части исключения из льготного стажа периодов работы в Управлении механизации <данные изъяты>» с <дата> по <дата> в качестве мастера изменить, указать период работы с <дата> по <дата>.

В остальной части решение Балаковского районного суда Саратовской области от <дата> оставить без изменения.

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 18 октября 2022 года.

Председательствующий

Судьи