Судья Семёнова М.В. | Дело № 2-1299/2020 № 33-690/2020 |
15 сентября 2020 г. | город Магадан |
МАГАДАНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Магаданского областного суда в составе:
председательствующего Бирючковой О.А.,
судей Бельмас И.Ю., Вилер А.А.,
при секретаре Кулаковой А.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Магаданскому областному государственному казенному учреждению социальной поддержки населения «Магаданский социальный центр» о признании комнаты, оформленной в коммерческий найм, постоянным местом жительства, признании права на получение субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг
по апелляционной жалобе управления по учету и распределению жилой площади мэрии г. Магадана на решение Магаданского городского суда Магаданской области от 8 июля 2020 г.
Заслушав доклад судьи Магаданского областного суда Бельмас И.Ю., возражения истца ФИО1 относительно доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Магаданского областного суда
У С Т А Н О В И Л А:
ФИО1 обратилась в суд с названным выше иском к ГКУ «Магаданский социальный центр», указав в его обоснование, что 3 октября 2019 г. управлением по учету и распределению жилой площади мэрии г. Магадана вынесено решение о предоставлении ей жилого помещения фонда коммерческого использования, расположенного по адресу: <адрес>, на основании которого с истцом заключен договор коммерческого найма №... от 30 сентября 2019 г.
По указанному адресу истец зарегистрирована по месту пребывания с 30 сентября 2019 г. по 30 сентября 2020 г.
В настоящее время истец является студенткой Северо-Восточного государственного университета, ее единственный источник дохода - социальная стипендия, оформленная в феврале 2020 г.; размер стипендии варьируется от 4 250 рублей до 10 000 рублей в месяц.
12 марта 2020 г. истец обратилась в ГКУ «Магаданский социальный центр» с заявлением о назначении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг с 1 марта 2020 г., однако решением ответчика от 23 марта 2020 г. в предоставлении субсидии отказано со ссылкой на то, что постановлением Правительства Российской Федерации от 14.12.2005 № 761 не предусмотрена возможность предоставления субсидии гражданам по месту их временного пребывания.
Истец полагала, что имеет право на предоставление субсидии, поскольку комната, предоставленная ей в коммерческий найм, является ее единственным местом проживания, постоянной регистрации по месту жительства у нее нет, как и возможности в полном объеме оплачивать коммунальные платежи и жилое помещение.
Просила суд признать комнату, оформленную в коммерческий найм, ее постоянным местом жительства, признать незаконным решение ГКУ «Магаданский социальный центр» от 23 марта 2020 г. об отказе в предоставлении субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг, обязать ответчика назначить ей субсидию на оплату жилья и коммунальных услуг с 1 марта 2020 г.
Определением судьи от 6 мая 2020 г. к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика привлечено управление по учету и распределению жилой площади мэрии г. Магадана (л.д. 1-2).
В судебном заседании 8 июля 2020 г. истец отказалась от исковых требований к ГКУ «Магаданский социальный центр» о признании незаконным решения от 23 марта 2020 г. об отказе в предоставлении субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг и в этой части производство по делу прекращено определением суда от 8 июля 2020 г.; оставшиеся требования истец уточнила и окончательно просила суд признать комнату, оформленную в коммерческий найм, по адресу: <адрес> ее постоянным местом жительства, признать за ней право на получение субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг по указанному адресу с 1 марта 2020 г.
Ответчик и третье лицо против удовлетворения исковых требований возражали, указывая, что предоставление субсидии по месту временного пребывания граждан действующим законодательством не предусмотрено.
8 июля 2020 г. Магаданским городским судом вынесено решение об удовлетворении исковых требований ФИО1
Суд установил факт постоянного места жительства ФИО1, <дата> года рождения, в городе Магадане Магаданской области по адресу: <адрес> и признал за ФИО1 право на получение с 1 марта 2020 г. субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг по адресу: <адрес>.
С ответчика в пользу истца взысканы расходы по оплате государственной пошлины в размере 600 рублей.
В апелляционной жалобе управление по учету и распределению жилой площади мэрии г. Магадана ставит вопрос об отмене указанного судебного постановления по мотиву неправильного определения судом обстоятельств, имеющих значение для дела, нарушения норм материального и процессуального права.
Полагает, что управление по учету и распределению жилой площади мэрии г. Магадана подлежало привлечению к участию в деле в качестве соответчика, в связи с тем, что к его полномочиям отнесено заключение договоров коммерческого найма жилых помещений жилищного фонда коммерческого использования, находящихся в собственности муниципального образования «Город Магадан», и рассматриваемые правоотношения затрагивают права владения и пользования таким жилым помещением.
Указывает, что заключенный с истцом договор является договором краткосрочного найма, заключен на период с 30 сентября 2019 г. по 28 сентября 2020 г. и в этом жилом помещении истец зарегистрирована временно (на период действия договора), в связи с чем полагает, что выводы суда основаны на неверном толковании норм материального права.
Со ссылкой на положения подпункта «а» пункта 8 Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.12.2005 № 761, решения Магаданской городской Думы от 26.04.2019 № 31-Д «О Положении «О жилищном фонде коммерческого использования, находящемся в собственности муниципального образования «Город Магадан» настаивает, что истец не имеет права на получение субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, поскольку не имеет постоянной регистрации по месту жительства в жилом помещении, предоставленном на основании договора коммерческого найма.
Обращает внимание, что ни условия договора коммерческого найма, ни решение ГКУ «Магаданский социальный центр» об отказе в предоставлении субсидии, истец не обжаловала.
Письменных возражений на апелляционную жалобу не поступило.
ГКУ «Магаданский социальный цент» представлен отзыв на апелляционную жалобу, в которой изложена правовая позиция ответчика по существу спора.
Ответчик и третье лицо, извещенные надлежащим образом, явку своих представителей в судебное заседание суда апелляционной инстанции не обеспечили, о причинах неявки представителей не сообщили, об отложении слушания дела не ходатайствовали. Руководствуясь положениями части 1 статьи 327, частей 1, 4 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), судебная коллегия по гражданским делам Магаданского областного суда определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность судебного постановления суда первой инстанции только в обжалуемой части исходя из доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно них.
Изучив материалы дела, выслушав объяснения истца, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в пределах доводов апелляционной жалобы, обсудив эти доводы, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции правильно определил юридически значимые обстоятельства дела, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам (статья 67 ГПК РФ) и постановил решение, отвечающее нормам материального права при соблюдении требований гражданского процессуального законодательства.
В соответствии со статьей 1 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) жилищное законодательство основывается на признании равенства участников регулируемых жилищным законодательством отношений по владению, пользованию и распоряжению жилыми помещениями.
Частью 1 статьи 159 ЖК РФ предусмотрено, что субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг предоставляются гражданам в случае, если их расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанные исходя из размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и размера регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг, устанавливаемого по правилам части 6 настоящей статьи, превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи.
Согласно частям 2, 3 статьи 159 ЖК РФ право на субсидии имеют, в том числе граждане - пользователи жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов.
Субсидии предоставляются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или управомоченным им учреждением гражданам, указанным в части 2 настоящей статьи, на основании их заявлений с учетом постоянно проживающих совместно с ними членов их семей.
Порядок определения размера субсидий и порядок их предоставления, перечень прилагаемых к заявлению документов, условия приостановки и прекращения предоставления субсидий, порядок определения состава семьи получателя субсидии и исчисления совокупного дохода такой семьи, а также особенности предоставления субсидий отдельным категориям граждан устанавливаются Правительством Российской Федерации (часть 7 статьи 159 ЖК РФ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.12.2005 № 761 утверждены Правила предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (далее – Правила; здесь и далее приводятся в редакции, действовавшей в период возникновения спорных правоотношений).
В силу пункта 3 Правил право на субсидии среди прочих имеют пользователи жилого помещения в государственном или муниципальном жилищном фонде.
Для получения субсидии граждане, указанные в пункте 3 Правил, предоставляют в уполномоченный орган по месту постоянного жительства заявление о предоставлении субсидии с приложением документов указанных в пункте 8 Правил, в том числе, подтверждающих правовые основания владения и пользования заявителем жилым помещением, в котором он зарегистрирован по месту постоянного жительства (подпункт «а»).
Согласно пункту 44 Правил при представлении документов, предусмотренных пунктами 8 и 9 Правил, с 1 по 15 число месяца субсидия предоставляется с 1 числа этого месяца.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, ФИО1, <дата> года рождения, на основании договора коммерческого найма жилого помещения муниципального жилищного фонда коммерческого использования №... от 30 сентября 2019 г., заключенного с управлением по учету по распределению жилой площади мэрии г. Магадана, действующего от имени собственника жилого помещения муниципального образования «Город Магадан», является нанимателем жилого помещения, состоящего из комнаты №... в секции №..., расположенной в доме <адрес>. Договор коммерческого найма заключен на период с 30 сентября 2019 г. по 28 сентября 2020 г. (л.д. 13-16).
Согласно свидетельству о регистрации по месту пребывания №... от 21 января 2020 г. и ответу управления по вопросам миграции УМВД России по Магаданской области на запрос суда от 15 мая 2020 г. ФИО1 зарегистрирована по указанному выше адресу по месту пребывания на период с 21 января по 28 сентября 2020 г. (л.д. 20, 43).
Согласно справке с места регистрации, выданной паспортистом МБУ г. Магадана «Горжилсервис» 3 марта 2020 г., ФИО1 зарегистрирована в указанном выше жилом помещении в качестве нанимателя временно, на период с 21 января по 28 сентября 2020 г., на основании договора коммерческого найма от 30 сентября 2019 г. №....
Факт проживания истца в указанном жилом помещении установлен в ходе судебного разбирательства, ответчиком и третьим лицом не оспаривался.
При рассмотрении дела судом также установлено и никем не оспаривается, что ФИО1 зарегистрирована по указанному выше адресу по месту пребывания, при этом постоянной регистрации она не имеет. С 1 сентября 2017 г. истец зачислена на первый курс очной формы обучения в Северо-Восточный государственный университет, с 2 сентября по 6 ноября 2019 г. работала в отделе ЗАГС мэрии г. Магадана.
Из объяснений истца и представленного ею общегражданского паспорта следует, что истец не имеет регистрации по месту жительства на территории Российской Федерации, с 15 февраля 1999 г. была зарегистрирована по месту жительства в пгт. <.......><.......> обл., откуда снята с регистрационного учета 21 января 2020 г.
Сведений о том, что истец имеет иное жилое помещение для постоянного проживания, помимо комнаты по вышеуказанному адресу, материалы дела не содержат.
В соответствии с пунктом 3.2.1 Устава Магаданского областного государственного казенного учреждения социальной поддержки населения «Магаданский социальный центр» от 21 января 2020 г., названное учреждение наделено полномочиями по предоставлению гражданам субсидии на оплату жилых помещений и коммунальных услуг.
12 марта 2020 г. ФИО1 обратилась в ГКУ «Магаданский социальный центр» с заявлением о предоставлении ей субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг по адресу <адрес> (л.д. 58).
Решением ответчика от 20 марта 2020 г. №... истцу отказано в предоставлении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в связи с отсутствием постоянной регистрации.
Удовлетворяя требования истца, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что ФИО1 как наниматель помещения муниципального жилищного фонда относится к категории граждан, имеющих в силу статьи 159 ЖК РФ право на получение субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг, поскольку предоставленное истцу жилое помещение, находящееся в муниципальной собственности, подпадает под понятие «место жительства» и как установлено в судебном заседании, оно является для истца единственным местом ее постоянного жительства, которым она пользуется и несет расходы по его содержанию, а также имеет регистрацию по месту пребывания.
Суд обоснованно исходил из того, что ЖК РФ, Правила предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг прямо предусматривают предоставление гражданам, входящим в определенные законом категории, субсидий для оплаты жилого помещения, в котором они постоянно проживают.
Вышеуказанное жилое помещение является местом постоянного жительства истца в правовом смысле, придаваемом данному понятию статьей 20 ГК РФ, статьей 159 ЖК РФ и статьей 2 Закона Российской Федерации от 25.06.1993 № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации».
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку сама по себе регистрация является способом учета граждан в пределах Российской Федерации, носящим уведомительный характер и отражающим факт нахождения гражданина по месту пребывания или месту жительства, что в силу части 1 статьи 27 Конституции Российской Федерации не препятствует свободному передвижению и выбору места жительства.
Наличие ограниченной определенным сроком регистрации истца в жилом помещении само по себе не свидетельствует о том, что такое жилое помещение является местом временного пребывания истца. Но в любом случае ФИО1 относится к пользователям жилого помещения муниципального жилищного фонда, представляющим по смыслу, установленному в части 2 статьи 159 ЖК РФ, самостоятельную категорию граждан, имеющих право претендовать на предоставление указанных субсидий.
Доводы, приведенные в апелляционной жалобе, не ставят под сомнение законность и обоснованность решения суда первой инстанции.
Вопреки мнению подателя жалобы, фактических и правовых оснований для привлечения управления по учету и распределению жилой площади мэрии г. Магадана в качестве соответчика применительно к обстоятельствам дела и с учетом положений статей 3, 40, 41 ГПК РФ у суда первой инстанции не имелось. Правомочия управления и муниципального образования по распоряжению жилым помещением, предоставленным истцу по договору найма, данный спор не затрагивает, также как требования истца не направлены на оспаривание, изменение условий договора найма; требований к управлению по учету и распределению жилой площади мэрии г. Магадана истец не предъявляла.
Доводы жалобы о том, что истец не обжаловала условия заключенного с ней договора коммерческого найма, решение ГКУ «Магаданский социальный центр» об отказе в предоставлении субсидии, не ставят под сомнение законность решения суда первой инстанции, поскольку с учетом предмета и оснований заявленных истцом требований, это правового значения не имеет.
Выводы суда должным образом мотивированы, основаны на нормах действующего законодательства и установленных обстоятельствах, и признаются судебной коллегией правильными.
Доводы апелляционной жалобы сводятся к правовой позиции ответчика и третьего лица на его стороне, изложенной в суде первой инстанции, являлись предметом исследования и нашли верное отражение и правильную оценку в решении суда, основаны на ошибочном толковании стороной ответчика норм материального права, направлены на иную оценку обстоятельств, установленных и исследованных судом в соответствии с правилами статей 12, 56, 67 ГПК РФ, а потому не могут служить основанием для отмены обжалуемого решения.
Оснований для проверки решения суда первой инстанции в полном объеме в соответствии с абзацем 2 части 2 статьи 327.1 ГПК РФ, также как процессуальных нарушений, влекущих его безусловную отмену (часть 4 статьи 330 ГПК РФ), судебной коллегией не установлено.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 328, статьей 329 ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
решение Магаданского городского суда Магаданской области от 8 июля 2020 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу управления по учету и распределению жилой площади мэрии города Магадана – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи