ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-129/2021 от 15.07.2021 Тверского областного суда (Тверская область)

Дело № 2-129/2021 судья Михайлова Т.Н. 2021 год

(№ 33-2217/2021)А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

15 июля 2021 года г. Тверь

Судебная коллегия по гражданским делам Тверского областного суда

в составе председательствующего судьи Пойменовой С.Н.,

судей Кубаревой Т.В. и Климовой К.В.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Худайбердиевым А.М.

рассмотрела в открытом судебном заседании

по докладу судьи Пойменовой С.Н.

дело по апелляционной жалобе Коротковой М.В.

на решение Московского районного суда г. Твери от 03 марта 2021 г., которым постановлено:

«в удовлетворении заявленных требований Коротковой М.В. к Государственному Учреждению Управлению Пенсионного Фонда Российской Федерации в г. Твери и Тверской области (межрайонное) об обязании произвести перерасчет страховой пенсии по старости с момента ее начисления, пересчитать величину ИПК за период с 2015 г. по 01.08.2020 г., отказать».

Судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

Короткова М.В. обратилась в суд с иском (с учетом уточнений в порядке статьи 39 Гражданского процессуального кодекса РФ) к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Твери Тверской области (межрайонное) (далее – УПФР в г. Твери Тверской области (межрайонное), пенсионный орган, ответчик) о возложении обязанности произвести перерасчет страховой пенсии по старости с момента ее начисления, пересчитать величину индивидуального пенсионного коэффициента (далее – ИПК) за период с 2015 г. по 01 августа 2020 г. Свои требования мотивирует тем, что с 19 октября 2017 г. она является получателем страховой пенсии по старости на основании статьи 8 Федерального закона от 23 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях». 30 января 2020 г. она обратилась к ответчику с заявлением о перерасчете размера пенсии, но решением пенсионного органа от 05 февраля 2020 г. № 20/41238/20 ей было отказано в перерасчете пенсии. С указанным решением не согласна. Как следует из ответов пенсионного органа, а также вступившего в законную силу решения Московского районного суда г. Твери от 10 декабря 2018 г., при назначении ей пенсии был учтен период с 01 января 1996 г. по 31 декабря 2000 г. в размере среднемесячной заработной платы в *** руб. и общий трудовой стаж ** лет ** месяцев, в том числе период обучения в ВУЗе. Однако, согласно данным индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования от 27 июля 2020 г., ей при расчете размера пенсии был учтен среднемесячный заработок за 2000-2001 г.г. в размере *** руб. ** коп. за период 09 месяцев и общий трудовой стаж - ** лет ** месяцев, без учета периода обучения в ВУЗе. Кроме того, из выписки индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования усматривается несоответствие размеров начисленных страховых взносов, на основании которых рассчитан ИПК, и уплаченных ею размеров страховых взносов, сведения о которых отражены в ответах налоговой инспекции и налоговых декларациях за период с 2011 г. по 2019 г. Также не осуществлялся перерасчет как работающему пенсионеру. Просит возложить на УПФР в г. Твери Тверской области (межрайонное) обязанность сделать перерасчет страховой пенсии по старости с момента ее назначения с 19 октября 2017 г. на основании части 2 статьи 18 Федерального закона «О страховых пенсиях»; при расчете ИПК до 2002 г. учесть период среднемесячной заработной платы за 60 месяцев подряд от работодателя по пункту 4 статьи 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»; включить в общий трудовой стаж, учтенный ранее не менее ** лет ** месяцев, период обучения в ВУЗе с 01 сентября 1980 г. по 18 июня 1985 г.; пересчитать величину ИПК после 2015 г. с учетом всех сумм страховых взносов из реестра платежей Пенсионного фонда РФ и сведений налогового органа за периоды с 2015 г. по 01 августа 2020 г.

В судебном заседании истец Короткова М.В. поддержала уточненные исковые требования.

Представитель ответчика УПФР в г. Твери Тверской области (межрайонное) Зыкова Е.И. возражала по заявленным требованиям.

Судом постановлено приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе Короткова М.В. просит отменить решение суда и принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных ею исковых требований. В обоснование доводов жалобы указывает на то, что при принятии решения суд неправильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, неправильно применил нормы материального права. Вопреки выводам суда предмет иска по настоящему гражданскому делу не тождественен предмету иска по гражданскому делу , где она просила при перерасчете пенсии учесть наиболее выгодный ей период с 01 октября 1985 г. по 30 апреля 1992 г. (60 месяцев) на основании справки № 6, вместо периода с 01 января 1997 г. по 01 января 2000 г., и рассчитать сумму ИПК за период после 31 декабря 2014 г. до момента назначения пенсии. Суд не дал оценки ответу начальника УПФР в г. Твери Тверской области (межрайонное) от 05 марта 2020 г. , в котором указывается совсем другой размер среднемесячного заработка, из которого был рассчитан ее размер пенсии и который ей невыгоден, так как с 31 января 2001 г. она находилась в декретном отпуске. Суд не дал оценки тому обстоятельству, что в индивидуальном лицевом счете от 27 июля 2020 г. и от 16 февраля 2021 г. на ее имя отсутствуют сведения о расчете величины ИПК с 01 января 2015 г. до 01 августа 2020 г., а также сведения о суммах выплат, с которых взымались страховые взносы, без которых не возможен полный расчет ИПК. Суммы начисленных страховых взносов за период с 2015 г. до 01 августа 2020 г. не соответствуют уплаченным взносам за расчетные периоды. Сведения за 2020 г. об уплате взносов и расчете ИПК отсутствуют.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения истца Коротковой М.В., поддержавшей доводы жалобы, представителя ответчика УПФР в г. Твери Тверской области (межрайонное) Зыковой Е.И., возражавшей по доводам жалобы, проверив законность и обоснованность принятого по делу решения в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

Из материалов дела следует, что Короткова М.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, с 19 октября 2017 г. на основании статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» является получателем страховой пенсии по старости. Пенсия истцу была назначена в размере **** руб. ** коп. (страховая пенсия – в размере **** руб. ** коп., фиксированная выплата с учетом повышений – в размере **** руб. ** коп.).

30 января 2020 г. Короткова М.В. обратилась к ответчику с заявлением о перерасчете пенсии с учетом среднего заработка за период с 01 октября 1985 г. по 30 апреля 1992 г. согласно справке работодателя № 6, величины ИПК, рассчитанной со всех страховых взносов, уплаченных с 01 января 2015 г., нахождения на иждивении одного ребенка, а также как работающему пенсионеру, приложив к заявлению копию трудовой книжки, справку об уточнении платежей от 15 января 2020 г., выданную Межрайонной инспекцией ФНС № 10 по Тверской области, свидетельство о рождении ребенка, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, справку об уплате страховых взносов от 27 января 2020 г., реестр поступления платежей от страхователей, реестр платежей, справку о заработной плате от 15 марта 2017 г. № 5.

Решением УПФР в г. Твери Тверской области (межрайонное) от 05 февраля 2020 г. Коротковой М.В. отказано в перерасчете пенсии со ссылкой на то, что правовые основания для перерасчета страховой пенсии по старости с учетом представленных документов отсутствуют, так как пенсионные права по представленным документам были учтены при назначении страховой пенсии по старости с 19 октября 2017 г.

Разрешая спор и отказывая Коротковой М.В. в удовлетворении заявленных исковых требований, суд первой инстанции, руководствуясь положениями Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», Федерального закона от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», Федерального закона от 01 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», оценив представленные в материалы дела доказательства, пришел к выводу о том, что пенсионный орган не нарушил право истца на пенсионное обеспечение, установленная истцу пенсия с 19 октября 2017 г. назначена в соответствии с требованиями закона, а в дальнейшем пересчитана на основании имеющихся у пенсионного органа сведений, величина ИПК после 2015 г. определена ответчиком в соответствии с требованиями пенсионного законодательства.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных Коротковой М.В. исковых требований.

Согласно частям 1 и 2 статьи 18 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», размер страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) определяется на основании соответствующих данных, имеющихся в распоряжении органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, по состоянию на день, в который этим органом выносится решение об установлении страховой пенсии, установлении и о перерасчете размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с нормативными правовыми актами, действующими на этот день.

Перерасчет размера страховой пенсии производится в случае:

1) увеличения величины индивидуального пенсионного коэффициента за периоды до 1 января 2015 года;

2) увеличения суммы коэффициентов, определяемых за каждый календарный год иных засчитываемых в страховой стаж периодов, указанных в части 12 статьи 15 настоящего Федерального закона, имевших место после 1 января 2015 года до даты назначения страховой пенсии;

3) увеличения по данным индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования величины индивидуального пенсионного коэффициента, определяемой в порядке, предусмотренном частью 18 статьи 15 настоящего Федерального закона, исходя из суммы страховых взносов на страховую пенсию, не учтенных при определении величины индивидуального пенсионного коэффициента для исчисления размера страховой пенсии по старости или страховой пенсии по инвалидности, при их назначении, переводе с одного вида страховой пенсии на страховую пенсию по старости или страховую пенсию по инвалидности, предыдущем перерасчете, предусмотренном настоящим пунктом, а также при назначении страховой пенсии по случаю потери кормильца. Такой перерасчет производится без заявления пенсионера (за исключением лиц, имеющих право на установление доли страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 19 и 20 настоящего Федерального закона) с 1 августа каждого года, а в случае перерасчета размера страховой пенсии по случаю потери кормильца - с 1 августа года, следующего за годом, в котором была назначена указанная страховая пенсия.

Из материалов дела следует, что страховая пенсия была назначена истцу в размере **** руб. ** коп.

При расчете размера страховой пенсии пенсионным органом применялись: - страховой стаж, учтенный на дату назначения пенсии, - ** лет ** месяцев ** дней; - трудовой стаж на 01 января 2002 г., учтенный в целях оценки пенсионных прав (для исчисления расчетного размера пенсии) (СК), – ** лет ** месяцев ** дней; - трудовой стаж, учтенный до 01 января 1991 г., в целях валоризации (повышения) величины расчетного пенсионного капитала (СВ), – ** лет ** месяцев ** дней; - период ухода за ребенком до достижения им возраста 1 год 06 месяцев (НПi): с 04 февраля 1988 г. по 04 августа 1990 г. (ИПК – 2,7), с 31 января 2001 г. по 30 июня 2003 г. (ИПК – 5,4); - период, за который учтена заработная плата, среднемесячный размер (ЗР) – с 01 января 1996 г. по 31 декабря 2000 г. – *** руб. ** коп. (осовремененный); - сумма страховых взносов, отраженная на индивидуальном лицевом счете (с 01 января 2002 г. по 31 декабря 2014 г.) (ССВ) – ****** руб. ** коп.; - сумма индивидуальных пенсионных коэффициентов (ПКн) (с 01 января 2015 г.), отраженные на лицевом счете застрахованного лица на момент назначения пенсии, – 1,745; - ожидаемый период выплаты пенсии – 228 мес.; - коэффициент индексации на 31 декабря 2004 г. – 5,61481677956; - пенсионный капитал на 01 января 2002 г. (ПК) – ****** руб. ** коп.; - индивидуальный пенсионный коэффициент за периоды до 01 января 2015 г. (ИПКс) – 33,393; индивидуальный пенсионный коэффициент за 2015 г. (ИПКi за 2015 г.) - 1,745.

При конвертации пенсионных прав Коротковой М.В. ответчиком в страховой стаж по состоянию на 01 января 2002 г. учтены периоды: - с 01 сентября 1980 г. по 18 июня 1985 г. – обучение в ВУЗе; с 09 сентября 1985 г. по 31 декабря 1996 г. - работа (за исключением периода ухода за ребенком, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, до 1,5 лет с ДД.ММ.ГГГГ г. по ДД.ММ.ГГГГ г.); с 01 января 1997 г. по 31 декабря 2001 г. - работа (за исключением периода ухода за ребенком, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, до 1,5 лет с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ). В итоге - ** лет ** месяцев ** дней.

При определении соотношения заработков пенсионным органом учитывалась заработная плата истца за период с 01 января 1996 г. по 31 декабря 2000 г., отраженная в справке <данные изъяты> от 04 октября 2017 г. № 6 и в выписке лицевого счета (наиболее выгодные 60 месяцев из представленных сведений о заработной плате за периоды работы с 09 сентября 1985 г. по 31 декабря 2000 г.).

Решением Московского районного суда г. Твери от 10 декабря 2018 г., оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Тверского областного суда от 19 февраля 2019 г., была проверена правильность расчета размера страховой пенсии, назначенной Коротковой М.В. с 19 октября 2017 г., с учетом приведенных выше исходных данных и установлено, что размер страховой пенсии по старости (**** руб. ** коп.) рассчитан верно. Период обучения истца в ВУЗе с 01 сентября 1980 г. по 18 июня 1985 г. был учтен ответчиком в целях определения расчетного размера трудовой пенсии. Также пенсионным органом выбран наиболее выгодный для истца период, за который учтена средняя заработная плата для расчета размера пенсии. Сумма страховых взносов, учитываемая при определении размера ИПКi за 2015 г., составляет ***** руб. ** коп. (16 % из 26 % уплаченных страховых взносов в размере ***** руб. ** коп.), ИПКi за 2015 г. 1,745. ИПКi за 2016 г. при назначении пенсии не рассчитывался, поскольку по состоянию на дату назначения в выписке из индивидуального лицевого счета истца отсутствовали сведения об уплате страховых взносов за 2016 г.

В соответствии с частью 2 статьи 61 Гражданского процессуального кодекса РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица, а также в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.

С учетом изложенного доводы Коротковой М.В. о том, что при назначении пенсии ответчик не включил в общий трудовой стаж период обучения в ВУЗе, не учел период среднемесячной заработной платы за 60 месяцев подряд от работодателя, выгодный для нее, а также неправильно рассчитал величину ИПКi за 2015 г., не могут быть приняты судебной коллегией во внимание, поскольку указанные доводы истца были предметом судебного разбирательства по ранее рассмотренному гражданскому делу и имеется вступившее в законную силу решение суда, которым установлено, что период обучения истца в ВУЗе с 01 сентября 1980 г. по 18 июня 1985 г. был включен в трудовой стаж по состоянию на 01 января 2002 г., размер средней заработной платы за период работы с 01 января 1996 г. по 31 декабря 2000 г. является наиболее выгодным для истца, ИПКi за 2015 г. составляет 1,745.

При таких обстоятельствах, принимая во внимание, что Короткова М.В. при обращении в суд с настоящим иском не указывала иные исходные данные, которые не были учтены пенсионным органом при расчете размера пенсии при назначении страховой пенсии по старости, в том числе размер страховых взносов, начисленных работодателями на обязательное пенсионное страхование по состоянию на 31 декабря 2014 г., а иные обстоятельства, на которые ссылается истец, были учтены ответчиком при назначении страховой пенсии по старости с 19 октября 2017 г., то отсутствуют правовые основания для возложения на УПФР в г. Твери Тверской области (межрайонное) обязанности произвести перерасчет размера страховой пенсии с даты ее назначения по пунктам 1 и 2 части 2 статьи 18 Федерального закона «О страховых пенсиях».

Утверждение Коротковой М.В. о том, что фактически при расчете размера страховой пенсии учитывались иные исходные данные, а именно среднемесячная заработная плата в размере *** руб. ** коп. за 2000-2001 г.г., то есть за ** месяцев, трудовой стаж по состоянию на 01 января 2002 г. – ** лет ** месяца ** дня вместо ** лет ** месяцев ** дней (исключен период обучения в ВУЗе), о чем указано в ответе начальника УПФР в г. Твери Тверской области (межрайонное) от 05 марта 2020 г. № К-219 и отражено в сведениях о состоянии индивидуального лицевого счета застрахованного лица по состоянию на 01 июля 2020 г. и на 01 апреля 2021 г., отклоняется судебной коллегией как основанное на неправильном толковании информации, содержащейся в указанных документах, и норм права, регулирующих спорные правоотношения.

Как следует из материалов дела и выплатного дела на имя Коротковой М.В., а также установлено вступившим в законную силу решением суда, страховая пенсия в размере **** руб. ** коп. рассчитана пенсионным органом с учетом в том числе трудового стажа на 01 января 2002 г. в количестве ** лет ** месяцев ** дней, куда включен и период обучения в ВУЗе с 01 сентября 1980 г. по 18 июня 1985 г., и размера средней заработной платы за период работы с 01 января 1996 г. по 31 декабря 2000 г. (60 месяцев) *** руб. ** коп.

Сведения, отраженные в ответе начальника УПФР в г. Твери Тверской области (межрайонное) от 05 марта 2020 г. и в разделе 2 в выписках о состоянии индивидуального лицевого счета застрахованного лица по состоянию на 01 июля 2020 г. и на 01 апреля 2021 г., носят информационный характер и не свидетельствуют о том, что величина ИПК за периоды до 2015 г. рассчитывалась ответчиком исходя из среднемесячного заработка за 2000-2001 г.г. в *** руб. ** коп. и общего стажа до 2002 г. – ** лет ** месяца ** дня.

Как пояснила в суде первой и апелляционной инстанций представитель ответчика, при формировании выписки из индивидуального лицевого счета застрахованного лица программа выдает только один вариант расчета ИПК на основании тех сведений, которые отражены в индивидуальном лицевом счете застрахованного лица. При назначении застрахованному лицу пенсии производится расчет размера пенсии на основании всех имеющихся в распоряжении пенсионного органа документов и выбирается наиболее выгодный для пенсионера расчет.

В силу положений Федерального закона от 01 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» индивидуальный лицевой счет – это электронный документ, содержащий предусмотренные настоящим Федеральным законом сведения о зарегистрированном лице, хранящиеся в информационных ресурсах Пенсионного фонда Российской Федерации. В нем отражаются в том числе страховой номер индивидуального лицевого счета, сведения о зарегистрированном лице, сведения о периодах работы и (или) другой деятельности, об иных периодах, засчитываемых в страховой стаж, о заработке (доходе) и начисленных и уплаченных страховых взносах, направляемых на финансирование страховой пенсии, о пенсионных правах застрахованного лица и об установлении страховой пенсии, о дате регистрации в системе индивидуального (персонифицированного) учета.

В соответствии с пунктом 8 статьи 3 Федерального закона «О страховых пенсиях» выплатное дело - комплект соответствующих установленным требованиям документов в подлиннике и (или) в копии на бумажном носителе или в электронной форме, на основании которых гражданину установлены и выплачиваются пенсия (пенсии), дополнительное материальное обеспечение и иные выплаты в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Таким образом, информация из индивидуального лицевого счета застрахованного лица не является информацией о порядке начисления страховой пенсии и о ее размерах, подлежащих выплате. Расчет размера пенсии указывается в выплатном деле.

Согласно части 7 статьи 18 Федерального закона от 28 декабря 2013 г.№ 400-ФЗ, в случае представления после назначения страховой пенсии страхователем сведений индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования за период после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» в отношении периодов работы и (или) иной деятельности, имевших место до назначения страховой пенсии, влекущих увеличение индивидуального пенсионного коэффициента, производится перерасчет размера страховой пенсии со дня назначения указанной пенсии без истребования от пенсионера заявления о перерасчете размера страховой пенсии. При этом размер страховой пенсии определяется в соответствии со статьей 15 настоящего Федерального закона.

Согласно положениям части 3 статьи 18 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ, перерасчет размера страховой пенсии по старости, предусмотренный пунктом 3 части 2 настоящей статьи, осуществляется по формуле: СПст = СПстп + (ИПКi / К / КН x СПК), где СПст - размер страховой пенсии по старости; СПстп - установленный размер страховой пенсии по старости по состоянию на 31 июля года, в котором производится соответствующий перерасчет; ИПКi - индивидуальный пенсионный коэффициент по состоянию на 1 января года, в котором производится соответствующий перерасчет страховой пенсии по старости исходя из суммы страховых взносов, не учтенных при исчислении размера страховой пенсии по старости при их назначении, предыдущем перерасчете, предусмотренном пунктом 3 части 2 настоящей статьи; СПК - стоимость одного пенсионного коэффициента по состоянию на день, с которого производится соответствующий перерасчет размера страховой пенсии по старости; К - коэффициент, для исчисления размера страховой пенсии по старости равный 1; КН - коэффициент, для исчисления размера страховой пенсии по старости равный 1.

В соответствии с частью 18 статьи 15 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ величина индивидуального пенсионного коэффициента определяется за каждый календарный год начиная с 1 января 2015 г. с учетом ежегодных отчислений страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах по формуле: ИПКi = (СВгод,i / НСВгод,i) x 10, где СВгод,i - сумма страховых взносов на страховую пенсию по старости в размере, рассчитываемом исходя из индивидуальной части тарифа страховых взносов на финансирование страховой пенсии по старости, начисленных работодателями (уплаченных индивидуальными предпринимателями) за соответствующий календарный год за застрахованное лицо в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах и законодательством Российской Федерации об обязательном социальном страховании; НСВгод,i - нормативный размер страховых взносов на страховую пенсию по старости, рассчитываемый как произведение максимального тарифа отчислений на страховую пенсию по старости в размере, эквивалентном индивидуальной части тарифа страховых взносов на финансирование страховой пенсии по старости, и предельной величины базы для начисления страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации за соответствующий календарный год.

Постановлениями Правительства Российской Федерации установлена предельная величина базы для начисления страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации и Пенсионный фонд Российской Федерации для плательщиков страховых взносов, которая составляет в отношении каждого физического лица сумму, не превышающую: 796000 руб. с 01 января 2016 г.; 876000 руб. с 01 января 2017 г.; 1021000 руб. с 01 января 2018 г.; 1150000 руб. с 01 января 2019 г.

Согласно пункту 13 части 2 статьи 6 Федерального закона от 01 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», для лиц 1966 года рождения и старше учитывается сумма страховых взносов на финансирование страховой пенсии в пределах установленной предельной величины базы для начисления страховых взносов по тарифу 16,0 процентных пункта тарифа страхового взноса независимо от фактически уплаченной страхователем суммы страховых взносов за данное застрахованное лицо.

Следовательно, нормативный размер страховых взносов (коэффициент НСВгод,i) составляет: в 2016 г. – 127360 руб. (796000 руб. х 16 %), в 2017 г. – 140160 руб. (876000 руб. х 16 %); в 2018 г. – 163360 руб. (1021000 руб. х 16 %); в 2019 г. – 184000 руб. (1150000 руб. х 16 %).

Согласно положениям пункта 2.2 статьи 22 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», при исчислении страхового взноса в фиксированном размере для индивидуальных предпринимателей, не производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, применяются тарифы страховых взносов 22 %, которые определяются пропорционально тарифам страховых взносов, установленным пунктом 2.1 настоящей статьи. Согласно пункту 2.1 указанной статьи тариф страхового взноса для лиц 1966 года рождения и старше составляет 22 % на финансирование страховой пенсии, из них: 6 % - солидарная часть тарифа страховых взносов; 16 % - индивидуальная часть тарифа страховых взносов.

В редакции, действовавшей до 01 января 2019 г., были установлены тарифы: 26 % на финансирование страховой части трудовой пенсии, из них: 10 % - солидарная часть тарифа страховых взносов; 16 % - индивидуальная часть тарифа страховых взносов.

Статьей 432 Налогового кодекса РФ установлено, что исчисление суммы страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период плательщиками, не производящими выплат и иных вознаграждений физическим лицам, производится самостоятельно в соответствии со статьей 430 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Суммы страховых взносов исчисляются плательщиками отдельно в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов на обязательное медицинское страхование. Суммы страховых взносов за расчетный период уплачиваются плательщиками не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Страховые взносы, исчисленные с суммы дохода плательщика, превышающей 300000 рублей за расчетный период, уплачиваются плательщиком не позднее 1 июля года, следующего за истекшим расчетным периодом.

С 01 января 2017 г. функции по администрированию страховых взносов осуществляют налоговые органы. В соответствии с Соглашением об информационном взаимодействии Федеральной налоговой службы и Пенсионного Фонда Российской Федерации от 30 ноября 2016 г. (пункт 4 Приложения 1 к Соглашению) информация об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за периоды, начиная с 01 января 2017 г., плательщиками страховых взносов, не осуществляющими выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, передается из ФНС России в ПФР ежегодно не позднее 1 февраля года, следующего за отчетным в электронной форме на федеральном уровне посредством системы межведомственного электронного взаимодействия.

В соответствии с пунктом 35 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах», утвержденной приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 21 декабря 2016 г. № 766н (утратил силу с 27 июля 2020 г.), территориальный орган ПФ РФ ежегодно в течение месяца со дня получения территориальным органом ПФ РФ сведений о физических лицах, самостоятельно уплачивающих страховые взносы, представленные налоговым органом, вносит индивидуальные сведения на лицевые счета.

Из приведенных выше положений норм права следует, что индивидуальный предприниматель, не производящий выплат и иных вознаграждений физическим лицам, самостоятельно исчисляет суммы страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, подлежащих уплате за расчетный период, и уплачивает их не позднее 31 декабря текущего календарного года (с дохода, превышающего 300000 руб. за расчетный период, - не позднее 1 июля года, следующего за истекшим расчетным периодом). Налоговый орган ежегодно не позднее 01 февраля года, следующего за отчетным, в электронной форме передает в пенсионный орган информацию об уплате плательщиками страховых взносов на обязательное пенсионное страхование. Пенсионный орган ежегодно в течение месяца со дня получения сведений о физических лицах, самостоятельно уплачивающих страховые взносы, представленные налоговым органом, вносит индивидуальные сведения на лицевые счета застрахованных лиц. Пенсионеру, продолжающему работать после назначения пенсии, пенсионный орган с 1 августа каждого года производит перерасчет страховой пенсии по данным индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования о суммах страховых взносов на страховую пенсию, не учтенных при определении величины индивидуального пенсионного коэффициента для исчисления размера страховой пенсии по старости при ее назначении. При этом величина индивидуального пенсионного коэффициента определяется за каждый календарный год по состоянию на 1 января года, в котором производится перерасчет, и с учетом только сумм страховых взносов, уплаченных индивидуальным предпринимателем по индивидуальной части тарифа. Страховые взносы, уплаченные по солидарной части тарифа, направляются на формирование фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости.

На основании вышеприведенных норм суд первой инстанции обоснованно отклонил доводы истца о том, что величина ИПКi за 2016 г., 2017 г., 2018 г. и 2019 г. должна определяться с учетом всех уплаченных сумм страховых взносов на страховую пенсию по старости, а не в размере, рассчитываемом исходя из индивидуальной части тарифа страховых взносов на финансирование страховой пенсии по старости, как основанные на неправильном толковании норм права, регулирующих спорные правоотношения.

Как следует из материалов дела, Коротковой М.В. как лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность, было начислено и уплачено страховых взносов на обязательное пенсионное страхование: за 2016 г. – ***** руб. ** коп.; за 2017 г. – ***** руб. ** коп. (в фиксированном размере – ***** руб., в размере 1 % суммы дохода, превышающего 300000 руб. за расчетный период – ***** руб. ** коп.); за 2018 г. – ***** руб. ** коп. (в фиксированном размере – ***** руб., в размере 1 % суммы дохода, превышающего 300000 руб. за расчетный период – ***** руб. ** коп.); за 2019 г. – ***** руб. ** коп. (в фиксированном размере – ***** руб., в размере 1 % суммы дохода, превышающего 300000 руб. за расчетный период – **** руб. ** коп.).

Указанные обстоятельства подтверждаются представленными истцом в материалы дела ответами Межрайонной ИФНС России № 10 по Тверской области от 15 января 2020 г. и от 24 ноября 2020 г. (л.д. 16-17, 72-73 т. 1); от 25 февраля 2021 г. (л.д.180-181 т. 1); копией выписки из КРСБ по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда РФ на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, за расчетные периоды начиная с 01 января 2017 г.) (л.д.145 т. 1); реестрами платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации (л.д. 24-25 т. 1).

Данные обстоятельства не оспариваются и представителем УПФР в г. Твери Тверской области (межрайонное).

Вместе с тем представитель ответчика в суде апелляционной инстанции пояснила, что при определении величины ИПКi за 2019 г. принималась во внимание сумма страховых взносов, уплаченная истцом в фиксированном размере (***** руб.), поскольку по состоянию на 01 января 2020 г. (дата, на которую определяется ИПКi) и по состоянию на 01 августа 2020 г. (дата перерасчета) у пенсионного органа отсутствовала информация об уплате Коротковой М.В. страховых взносов в размере **** руб. ** коп.

Указанное объяснение представителя ответчика материалами дела, в том числе объяснениями истца о том, что страховые взносы в размере **** руб. ** коп. были уплачены ею 25 сентября 2019 г., не опровергаются. Напротив, согласно ответу налогового органа от 25 февраля 2021 г. информация о начисленных и уплаченных суммах страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за 2017-2020 г.г. передавалась в Пенсионный фонд РФ в электронном виде файлами от 10 ноября 2018 г., 31 марта 2019 г., 12 мая 2019 г., 25 июля 2019 г., 07 марта 2020 г., 15 марта 2020 г., 24 марта 2020 г., 18 июля 2020 г., готов к выгрузке файл от 22 февраля 2021 г.

С учетом изложенного, индивидуальная часть тарифа (16 %) составляет: за 2016 г. – ***** руб. ** коп. (<данные изъяты>); за 2017 г. – ***** руб. ** коп. (<данные изъяты>); за 2018 г. – ***** руб. ** коп. (<данные изъяты>); за 2019 г. – ***** руб. ** коп. (<данные изъяты>).

Следовательно, ИПКi будет равен: за 2016 г. – 2,073 ((<данные изъяты>); за 2017 г. – 2,123 ((<данные изъяты>); за 2018 г. – 1,760 ((<данные изъяты>); за 2019 г. – 1,160 ((<данные изъяты>).

Из материалов выплатного дела следует, что распоряжением о перерасчете размера пенсии от 15 июня 2018 г. Коротковой М.В. произведен перерасчет размера пенсии с даты ее назначения в связи с увеличением по данным индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования величины индивидуального пенсионного коэффициента.

В результате проведенного перерасчета, величина индивидуального пенсионного коэффициента составила 45,311, из них: 41,493 – за периоды, имевшие место до 31 декабря 2014 г. (33,393 + 2,7 + 5,4); 3,818 - за периоды, имевшие место после 01 января 2015 г. (1,745 (за 2015 г.) + 2,073 (за 2016 г.)).

Распоряжением о перерасчете размера пенсии от 11 февраля 2019 г. Коротковой М.В. произведен перерасчет размера пенсии с 01 августа 2018 г. в связи с увеличением по данным индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования величины индивидуального пенсионного коэффициента.

В результате проведенного перерасчета, величина индивидуального пенсионного коэффициента составила 46,540, из них: 41,493 – за периоды, имевшие место до 31 декабря 2014 г.; 5,047 - за периоды, имевшие место после 01 января 2015 г. (1,745 (за 2015 г.) + 2,073 (за 2016 г.) + 1,229 (за 2017 г.)).

Распоряжением о перерасчете размера пенсии от 23 июля 2019 г. Коротковой М.В. произведен перерасчет размера пенсии с 01 августа 2019 г. в связи с увеличением по данным индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования величины индивидуального пенсионного коэффициента.

В результате проведенного перерасчета, величина индивидуального пенсионного коэффициента составила 47,434, из них: 41,493 – за периоды, имевшие место до 31 декабря 2014 г.; 5,941 - за периоды, имевшие место после 01 января 2015 г. (1,745 (за 2015 г.) + 2,073 (за 2016 г.) + 2,123 (за 2017 г.)).

Распоряжением о перерасчете размера пенсии от 23 июля 2020 г. Коротковой М.В. произведен перерасчет размера пенсии с 01 августа 2020 г. в связи с увеличением по данным индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования величины индивидуального пенсионного коэффициента.

В результате проведенного перерасчета, величина индивидуального пенсионного коэффициента составила 50,354, из них: 41,493 – за периоды, имевшие место до 31 декабря 2014 г.; 8,861 - за периоды, имевшие место после 01 января 2015 г. (1,745 (за 2015 г.) + 2,073 (за 2016 г.) + 2,123 (за 2017 г. + 1,760 (за 2018 г.) + 1,160 (за 2019 г.)).

В суде апелляционной инстанции представитель ответчика пояснила, что размер страховой пенсии по старости с учетом фиксированной выплаты к страховой пенсии в результате проведенных перерасчетов стал составлять: с 19 октября 2017 г. (даты назначения пенсии) – **** руб. ** коп.; с 01 августа 2018 г. – ***** руб. ** коп.; с 01 августа 2019 г. – ***** руб. ** коп.; с 01 августа 2020 г. – ***** руб. ** коп.

Приведенные выше обстоятельства свидетельствуют о том, что после дополнения лицевого счета Коротковой М.В. сведениями о страховых взносах на страховую пенсию пенсионным органом производились автоматические перерасчеты размера страховой пенсии по старости. При этом величина ИПКi за 2016 г., 2017 г., 2018 г. и 2019 г. определена УПФР в г. Твери Тверской области (межрайонное) в соответствии с положениями действующего законодательства, на основании имеющихся у пенсионного органа сведений об уплаченных страховых взносах. При определении величины ИПКi за 2016 г., 2017 г., 2018 г. и 2019 г. УПФР в г. Твери Тверской области (межрайонное) обоснованно учитывались только суммы страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплаченных истцом по индивидуальной части тарифа.

С учетом изложенного оснований считать, что при перерасчете размера страховой пенсии по старости как работающему пенсионеру были нарушены пенсионные права Коротковой М.В. не имеется. Пенсионный орган в полном объеме выполнил возложенные на него законом обязанности по реализации права истца на перерасчет страховой пенсии по старости как работающему пенсионеру. Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в размере **** руб. ** коп., уплаченные истцом за 2019 г. и не учтенные при перерасчете 01 августа 2020 г., после поступления от налогового органа соответствующей информации будут учтены ответчиком при очередном перерасчете.

При таких обстоятельствах оснований для возложения на пенсионный орган обязанности пересчитать величину ИПК после 2015 г. с учетом всех сумм страховых взносов, уплаченных Коротковой М.В., не имеется, и суд первой инстанции обоснованно отказал истцу в удовлетворении данных исковых требований.

Доводы Коротковой М.В. о том, что ответчик выплачивает пенсию в меньшем размере, чем установлено распоряжениями пенсионного органа, а также о том, что выплата пенсии в размере ***** руб. начала выплачиваться только с 21 марта 2019 г., а не с 01 августа 2018 г., что подтверждается справками Сбербанка, не могут служить основанием для отмены принятого по делу решения. Исходя из предмета и основания заявленных истцом исковых требований, указанные доводы не имеют правового значения и не были предметом судебной оценки.

Ссылка истца в апелляционной жалобе на то, что ответчик в нарушение требований Федерального закона от 01 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» не включает в ее лицевой счет представленные налоговым органом сведения об уплаченных ею с 2016 г. страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, не опровергает выводов суда первой инстанции о том, что пенсионный орган при перерасчете истцу страховой пенсии по старости как работающему пенсионеру правильно определил величину ИПК после 2015 г.

Существенных нарушений норм процессуального закона, влекущих безусловную отмену принятого по делу решения, судом не допущено.

Поданные истцом замечания на протоколы судебных заседаний от 05 октября 2020 г., от 15 декабря 2020 г., от 12 февраля 2021 г. и от 03 марта 2021 г. рассмотрены в установленном законом порядке, в соответствии с требованиями статьи 232 Гражданского процессуального кодекса РФ и удостоверены судом.

С учетом изложенного судебная коллегия находит решение суда законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.

Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

Решение Московского районного суда г. Твери от 03 марта 2021 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Коротковой М.В. – без удовлетворения.

Мотивированное апелляционное определение составлено 02 августа 2021 г.

Председательствующий С.Н.Пойменова

Судьи Т.В.Кубарева

К.В.Климова