ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-12/2021 от 11.05.2021 Самарского областного суда (Самарская область)

Судья: Попов В.В. Гр. дело № 33-3675/2021

Номер дела суда первой инстанции №2-12/2021

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

11 мая 2021 года г. Самара

Судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:

председательствующего Черкуновой Л.В.,

судей Клюева С.Б., Ивановой Е.Н.,

при секретаре Саблиной М.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ФИО1 в лице представителя ФИО2 на решение Кинель-Черкасского районного суда Самарской области от 13 января 2021 года, которым постановлено:

«В удовлетворении исковых требований ФИО1 к Администрации Кинель-Черкасского района Самарской области, третьему лицу – Комитету по управлению имуществом Кинель-Черкасского района об обязанности произвести расчет социальной выплаты - отказать».

Заслушав доклад по делу судьи Самарского областного суда Черкуновой Л.В., судебная коллегия

установила:

ФИО1 обратился в суд с иском к Администрации Кинель-Черкасского района Самарской области об обязании произвести расчет социальной выплаты.

В обоснование требований указал, что на основании поданного им заявления распоряжением Комитета по управлению имуществом Кинель-Черкасского района Самарской области от 06 ноября 2009г. семья истца в составе двух человек принята на учет для предоставления жилого помещения муниципального жилищного фонда по договору социального найма.

В связи с расторжением брака распоряжением Комитета по управлению имуществом Кинель-Черкасского района Самарской области от 12 июля 2011г. в состав семьи истца внесены изменения и с 12 июля 2011г. он признан нуждающимся в улучшении жилищных условий в составе семьи один человек.

ДД.ММ.ГГГГ года истец вступил в брак с <данные изъяты>

12 августа 2015г. истцом подано заявление и предоставлены все необходимые документы для включения его семьи в предварительный список участников мероприятий – получателей социальных выплат и получателей по договору найма жилого помещения в рамках федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года».

Согласно справке от 03 августа 2018г. , выданной Комитетом по управлению имуществом Кинель-Черкассого района Самарской области, семья истца в рамках направления (подпрограммы) «Устойчивое развитие сельских территорий» Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы включена в список участников мероприятий-получателей социальных выплат и получателей жилья по договорам найма жилых помещений на 2019 финансовый год и плановый период 2020 и 2021 годов по сельскому поселению Кинель-Черкассы муниципального района Кинель-Черкасский Самарской области на 01 июля 2018г. по категории «Граждане» под .

29 ноября 2019г. на основании решения жилищной комиссии администрации Кинель-Черкасского района Комитетом по управлению имуществом Кинель-Черкасского района Самарской области вынесено распоряжение о снятии семьи истца с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.

Решением Кинель-Черкасского районного суда Самарской области от 13 февраля 2020г. указанное распоряжение отменено, истец и члены его семьи восстановлены на учете граждан в качестве нуждающихся. Однако, в предоставлении социальной выплаты ФИО1 отказано в связи с тем, что ведомственная целевая программа, в которой он участвовал, прекратила свое действие с 01 января 2020г.

06 августа 2020г. истец обратился к руководителю Комитета по управлению имуществом Кинель-Черкасского района Самарской области с просьбой предоставить информацию о размере назначенной до вынесения распоряжения социальной выплаты либо ее процентом соотношении от утвержденной сметной стоимости строительства. В ответе указано, что в список на получение социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья гражданам РФ, проживающим в сельской местности, в 2020 году истец не вошел, в связи с чем расчет размера выплаты производиться не будет.

Истец считает, что в связи с незаконно вынесенным Комитетом по управлению имуществом Кинель-Черкасского района Самарской области распоряжением о снятии его семьи с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, он лишился законного права на получение социальной выплаты.

Ссылаясь на указанные обстоятельства, ФИО1 просил суд обязать администрацию Кинель-Черкасского района Самарской области произвести расчет социальной выплаты установленной в рамках направления (подпрограммы «Устойчивое развитие сельских территорий» Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы на 2019 финансовый год и плановый период 2020 и 2021.

Судом постановлено указанное выше решение, которое ФИО1 просит отменить, указывая, что решение постановлено без учета справки Комитета по управлению имуществом Кинель-Черкасского района Самарской области от 03 августа 2018 г., согласно которой семья истца является участником программы. Кроме того, сроки программы не истекли.

В заседании суда апелляционной инстанции представитель ФИО1 – ФИО2 просил решение отменить и иск удовлетворить.

Представитель администрации Кинель-Черкасского района Самарской области и Комитета по управлению имуществом Кинель-Черкасского района Самарской области ФИО3 возражал против доводов апелляционной жалобы, просил решение суда оставить без изменения.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, судебная коллегия приходит к следующему.

Материалами дела подтверждается, что распоряжением Комитета по управлению имуществом Кинель-Черкасского района Самарской области от 06 ноября 2009г. семья ФИО1 в составе двух человек принята на учет для предоставления жилого помещения муниципального жилищного фонда по договору социального найма.

Распоряжением Комитета по управлению имуществом Кинель-Черкасского района Самарской области от 12 июля 2011г. в состав семьи ФИО1 внесены изменения и с 12 июля 2011г. истец признан нуждающимся в улучшении жилищных условий в составе: один человек.

14 сентября 2013г. ФИО1 вступил в брак с <данные изъяты>

Справкой от 03 августа 2018г. Комитета по управлению имуществом Кинель-Черкасского района Самарской области подтверждается, что семья ФИО1 в рамках направления (подпрограммы) «Устойчивое развитие сельских территорий» государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы включена в список участников мероприятий – получателей социальных выплат и получателей жилья по договорам найма жилых помещений на 2019 финансовый год и плановый период 2020 и 2021 годов по сельскому поселению Кинель-Черкассы муниципального района Кинель-Черкасский Самарской области на 01 июля 2018г. по категории «Граждане» под .

Установлено, что 29 ноября 2019г. на основании решения жилищной комиссии Администрации Кинель-Черкасского района Самарской области Комитетом по управлению имуществом Кинель-Черкасского района Самарской области вынесено распоряжение о снятии семьи истца с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.

Решением Кинель-Черкасского районного суда Самарской области от 13 февраля 2020г. выше указанное распоряжение отменено, семья ФИО1 восстановлена на учете граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.

Письмом руководителя Комитета – заместителем Главы администрации района самарской области за от 26 августа 2020г. ФИО1 уведомлен, что ведомственная целевая программа «Устойчивое развитие сельских территорий», в которой участвует он и его семья, прекратила свое действие с 01 января 2020г.

В соответствии со статьями 2, 5 Жилищного кодекса Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе используют бюджетные средства и иные не запрещенные законом источники денежных средств для улучшения жилищных условий граждан, в том числе путем предоставления в установленном порядке субсидий для приобретения или строительства жилых помещений.

Одной из категорий граждан, которые наделены правом на получение мер социальной поддержки в виде обеспечения жильем за счет средств окружного (федерального) бюджета, являются граждане, проживающие в сельской местности.

15 июля 2013 г. принято Постановление Правительства РФ № 598 "О федеральной целевой программе "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года".

Указанная программа устанавливала порядок и условия предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на мероприятия по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, осуществляемые в сельской местности, в которой реализуются инвестиционные проекты в сфере агропромышленного комплекса в первую очередь с государственной поддержкой за счет средств федерального бюджета.

Действие Федеральной целевой программы досрочно прекращено с 1 января 2018 года в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 12 октября 2017 № 1243. Реализация мероприятий данной программы осуществлялось в рамках Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2012 г. N 717, основной целью мероприятий которой являлось обеспечение жильем категорий граждан, не обладающих достаточными собственными средствами, улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов.

В целях реализации государственной аграрной политики, направленной на устойчивое развитие сельского хозяйства на территории Самарской области, Правительство Самарской области Постановлением от 13 ноября 2013 № 616 утвердило государственную программу Самарской области "Устойчивое развитие сельских территорий Самарской области на 2014 - 2017 годы и на период до 2021 года".

Порядок и условия предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, осуществлялись в соответствии с «Правилами предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе, молодых семей и молодых специалистов» в рамках региональных и (или) муниципальных целевых программ, предусматривающих: а) предоставление гражданам, молодым семьям, молодым специалистам социальных выплат на строительство (приобретение) жилья (далее - социальные выплаты) в порядке и на условиях, которые предусмотрены «Типовым положением о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам»; б) предоставление субсидий из бюджетов субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств, расположенных на территории субъекта Российской Федерации муниципальных образований, связанных со строительством (приобретением) жилья, предоставляемого молодым семьям и молодым специалистам по договорам найма жилых помещений, в порядке и на условиях, которые установлены Положением о предоставлении субсидий в целях софинансирования расходных обязательств муниципальных образований, связанных со строительством (приобретением) жилья, предоставляемого молодым семьям и молодым специалистам по договору найма жилого помещения.

Согласно п.п. 2,4,8,12 «Типового положения о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение), жилья гражданам, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам» социальные выплаты гражданам, молодым семьям и молодым специалистам предоставляются за счет средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местных бюджетов. Право на получение социальной выплаты гражданин имеет при соблюдении в совокупности следующих условий: а) постоянное проживание в сельской местности; б) работа по трудовому договору или осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности (основное место работы) в сельской местности; в) наличие собственных и (или) заемных средств в размере не менее 40 процентов расчетной стоимости строительства (приобретения) жилья, определяемой в соответствии с п. 13 настоящего Типового положения, а также средств, необходимых для строительства (приобретения) жилья в случае, предусмотренном п. 18 настоящего Типового положения; г) признание нуждающимся в улучшении жилищных условий. Гражданин, которому предоставляется социальная выплата, вправе ее использовать: а) на приобретение жилого помещения в сельской местности; б) на строительство жилого дома (создание объекта индивидуального жилищного строительства или пристроенного жилого помещения к имеющемуся жилому дому) в сельской местности, в том числе на завершение ранее начатого строительства жилого дома; в) на участие в долевом строительстве жилых домов (квартир) в сельской местности.

Пунктом 5 «Типового положения о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение), жилья гражданам, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам» определено, что предоставление гражданам социальных выплат осуществляется согласно следующей очередности:

а) гражданам, работающим по трудовым договорам или осуществляющим индивидуальную предпринимательскую деятельность в агропромышленном комплексе в сельской местности, изъявившим желание улучшить жилищные условия путем строительства жилого дома или участия в долевом строительстве жилых домов (квартир);

б) гражданам, работающим по трудовым договорам или осуществляющим индивидуальную предпринимательскую деятельность в социальной сфере в сельской местности, изъявившим желание улучшить жилищные условия путем строительства жилого дома или участия в долевом строительстве жилых домов (квартир);

в) гражданам, работающим по трудовым договорам или осуществляющим индивидуальную предпринимательскую деятельность в агропромышленном комплексе в сельской местности, изъявившим желание улучшить жилищные условия путем приобретения жилых помещений;

г) гражданам, работающим по трудовым договорам или осуществляющим индивидуальную предпринимательскую деятельность в социальной сфере в сельской местности, изъявившим желание улучшить жилищные условия путем приобретения жилых помещений;

д) гражданам, осуществляющим трудовую деятельность в сельской местности (за исключением граждан, указанных в подпунктах "а" - "г" настоящего пункта), изъявившим желание улучшить жилищные условия путем строительства жилого дома или участия в долевом строительстве жилых домов (квартир);

е) гражданам, осуществляющим трудовую деятельность в сельской местности (за исключением граждан, указанных в подпунктах "а" - "г" настоящего пункта), изъявившим желание улучшить жилищные условия путем приобретения жилых помещений.

Право граждан на получение социальной выплаты удостоверяется свидетельством, не являющимся ценной бумагой, по установленной форме. Срок действия свидетельства составляет 1 год с даты выдачи, указанной в свидетельстве.

Выдача свидетельства получателю социальной выплаты осуществляется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации

Гражданин подает в орган местного самоуправления заявление о включении в состав участников мероприятий по улучшению жилищных условий граждан по форме, установленной нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации (далее - заявление). В заявлении указываются сведения о гражданине и всех членах его семьи, претендующих на получение социальной выплаты. Заявление подается с приложением:

Органы местного самоуправления проверяют правильность оформления документов, указанных в пункте 21 настоящего Положения, и достоверность содержащихся в них сведений, формируют списки граждан, изъявивших желание улучшить жилищные условия с использованием социальных выплат, на очередной финансовый год и плановый период и в сроки, установленные органом исполнительной власти, направляют их в орган исполнительной власти с приложением сведений о привлечении средств местных бюджетов для этих целей. При выявлении недостоверной информации, содержащейся в документах, указанных в пункте 21 настоящего Положения, органы местного самоуправления возвращают их заявителю с указанием причин возврата.

Орган исполнительной власти на основании представленных органами местного самоуправления списков, указанных в пункте 23 настоящего Положения, и документов утверждает сводный список на очередной финансовый год и формирует сводный список на плановый период, а также уведомляет органы местного самоуправления о принятом решении для доведения до сведения граждан информации о включении их в указанные сводные списки.

С 01 января 2020 г. ведомственная целевая программа государственной программы Самарской области "Устойчивое развитие сельских территорий Самарской области на 2014 - 2017 годы и на период до 2021 года" досрочно прекратила свое действие.

Постановлением Правительства РФ от 31 мая 2019 г. № 696 утверждена государственная программа Российской Федерации «Комплексное развитие сельских территорий», которая начала действовать с 01 января 2020 г.

Участниками данной программы могут быть граждане, постоянно проживающие либо изъявившие желание проживать на сельских территориях и при этом осуществляющие деятельность по трудовому договору, индивидуальную предпринимательскую деятельность в сфере агропромышленного комплекса или социальной сфере, или в организациях, осуществляющих ветеринарную деятельность для сельскохозяйственных животных и имеющих высшее или среднее ветеринарное образование (п. 5 Положения о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам, проживающим на сельских территориях).

При этом право граждан на получение социальной выплаты, которые были участниками ранее действующей программы, работают в сфере агропромышленного комплекса и социальной сфере и не получили социальную выплату, сохраняется в рамках действующей программы.

Материалами настоящего дела, а также учетного дела истца подтверждается, что в рамках Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 г.г. истец был включен в список участников мероприятий – получателей социальных выплат и получателей жилья на 2019 финансовый год и плановый период 2020 и 2021 г.г. по сельскому поселению Кинель-Черкасский м.р. Кинель-Черкасский Самарской области на 1 июля 2018 г. по категории «граждане - иное», поскольку он не имел отношения к работе в агропромышленном комплексе и социальной сфере. Следовательно, быть участником государственной программы Российской Федерации «Комплексное развитие сельских территорий» он не может.

По предоставленной Администрацией Кинель-Черкасского района Самарской области информации, 42 гражданина не были обеспечены социальными выплатами до закрытия программы. Лица, работающие в агропромышленном комплексе и социальной сфере, вправе стать участниками новой программы.

Из пояснений представителя истца следует, что целью предъявления требований истца к Администрации Кинель-Черкасского района Самарской области о расчете социальной выплаты является дальнейшее предъявление требований о возмещении убытков, причиненных незаконными действиями ответчика по снятию истца с учета нуждающихся и исключению из числа участников программы.

Между тем, условиями программы, участником которой истец являлся, устанавливалось, что определение размера социальной выплаты является исключительной компетенцией органа исполнительной власти субъекта РФ. В свою очередь органы местного самоуправления (администрация муниципального района) таким правом не располагают, поскольку проверяют правильность оформления документов, и достоверность содержащихся в них сведений, формируют списки граждан, изъявивших желание улучшить жилищные условия с использованием социальных выплат, на очередной финансовый год и плановый период и в сроки, установленные органом исполнительной власти, направляют их в орган исполнительной власти с приложением сведений о привлечении средств местных бюджетов для этих целей.

Кроме того, из учетного дела ФИО1 следует, что он изъявлял желание получить социальную выплату на завершение строительства жилого дома.

Так, согласно представленному свидетельству о государственной регистрации права от 25 июня 2014г. ФИО1 на основании договора купли-продажи от 18 июня 2014г. приобрел в собственность жилой дом, назначение: не определено, площадь застройки 80 кв.м, степень готовности 16 %, инв. , лит А, адрес (местонахождение) объекта: <адрес>

09 декабря 2014г. Отделом архитектуры и градостроительства администрации муниципального района Кинель-Черкасский Самарской области, ФИО1 выдано разрешение на строительство , жилого дома, в соответствии со схемой планировочной организации земельного участка, количество этажей-1, на земельном участке площадью 912 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>. Срок действия разрешения до 01 ноября 2020г.

Согласно локальной смете стоимость строительства жилого дома по адресу: <адрес>, составленной в ценах ТСНБ-2001 (ред. 2014г.), составляет 4 214 598 руб.

Согласно акту о приемке выполненных работ от 12 августа 2015 г. сметная стоимость составила 3 374 906 руб.

Справкой № от 12 августа 2015г. подтверждается, что всего работ и затрат, включаемых в стоимость работ в том числе: строительство жилого дома по адресу: <адрес> составила 3 374 906 руб.

В соответствии с п.п. 13,15 «Типового положения о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам» расчетная стоимость строительства (приобретения) жилья, используемая для расчета размера социальной выплаты, определяется исходя из размера общей площади жилого помещения, установленного для семей разной численности (33 кв.м. - для одиноко проживающих граждан, 42 кв.м. - на семью из 2 человек и по 18 кв.м. на каждого члена семьи при численности семьи, составляющей 3 и более человек), и стоимости 1 кв.м. общей площади жилья в сельской местности на территории субъекта Российской Федерации, утвержденной органом исполнительной власти на очередной финансовый год. В случае, если фактическая стоимость 1 кв.м. общей площади построенного (приобретенного) жилья меньше стоимости 1 кв.м. общей площади жилья, определенной органом исполнительной власти, размер социальной выплаты подлежит перерасчету исходя из фактической стоимости 1 кв.м. общей площади жилья.

В случае предоставления социальной выплаты на завершение ранее начатого строительства жилого дома размер социальной выплаты ограничивается остатком сметной стоимости строительства жилого дома.

При этом стоимость жилого дома, строительство которого не завершено, определенная в порядке, установленном нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, учитывается в качестве собственных средств гражданина в софинансировании строительства жилого дома в соответствии с пунктом 5 настоящего Положения.

Определение размера социальной выплаты производится органом исполнительной власти в отношении гражданина и всех членов его семьи, указанных в заявлении, оформленном в соответствии с пунктами 15 - 18 и 21 настоящего Положения.

Таким образом, размер выплаты определяется на дату ее предоставления в зависимости от степени готовности строящегося объекта, что в данном случае установить не представляется возможным.

При таком положении установленных законом оснований для возложения на Администрацию Кинель-Черкасского района Самарской области обязанности произвести расчет социальной выплаты не имеется.

Ссылка в апелляционной жалобе на справку Комитета по управлению имуществом Кинель-Черкасского района Самарской области, является несостоятельной, поскольку отраженная в ней информация являлась актуальной по состоянию на 3 августа 2018 г.

Доводы апелляционной жалобы о том, что безосновательными являются мотивы ответчика о прекращении действия программы, судебная коллегия во внимание не принимает, поскольку реализация государственной программы Самарской области "Устойчивое развитие сельских территорий Самарской области на 2014 - 2017 годы и на период до 2021 года" досрочно прекращена на основании Постановления Правительства Самарской области от 25 декабря 2019 № 996 "О досрочном прекращении государственной программы Самарской области "Устойчивое развитие сельских территорий Самарской области на 2014 - 2017 годы и на период до 2021 года", утвержденной постановлением Правительства Самарской области от 13 ноября 2013 № 616". Условиями предоставления и расходования субсидии в рамках федеральной целевой программы "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года" являлось наличие региональной программы, при отсутствии которой реализация федеральной программы невозможна.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Кинель-Черкасского районного суда Самарской области от 13 января 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1 в лице представителя ФИО2 – без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Шестой кассационный суд общей юрисдикции в течение трех месяцев через суд первой инстанции.

Председательствующий:

Судьи: