ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-1304/2022 от 08.08.2022 Челябинского областного суда (Челябинская область)

Судья Ботова М.В.

Дело №2-1304/2022

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Дело № 11-9175/2022

г. Челябинск 08 августа 2022 года

Судебная коллегия по гражданским делам Челябинского областного суда в составе:

председательствующего Скрябиной С.В.,

судей Мокроусовой Л.Н., Манкевич Н.И.,

при ведении протокола судебного

заседания помощником судьи ФИО10

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Русских Владимира Валентиновича к Государственному учреждению – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Челябинской области о признании решения незаконным, возложении обязанности по включению в специальный стаж периодов работы и назначении досрочной страховой пенсии,

по апелляционной жалобе Государственного учреждения – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Челябинской области на решение Копейского городского суда Челябинской области от 12 мая 2022 года.

Заслушав доклад судьи Мокроусовой Л.Н. об обстоятельствах дела, доводах, изложенных в апелляционной жалобе, объяснения представителя ответчика – ФИО11 поддержавшей доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Русских В.В. обратился в суд с иском к Государственному учреждению – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Челябинской области (далее - ОПФР по Челябинской области), в котором после уточнения исковых требований просил признать незаконным и отменить решение №761032/21 от 27 октября 2021 года об отказе в установлении досрочной страховой пенсии по старости, возложить на ответчика обязанность включить в страховой стаж периоды работы: с 25 ноября 2010 года по 26 ноября 2010 года, с 29 ноября 2010 года по 03 декабря 2010 года, и в специальный стаж для назначения досрочной страховой пенсии по старости по п.10 ч.1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях» периоды работы: с 30 октября 1985 года по 31 октября 1985 года, с 01 марта 1992 года по 30 июня 1992 года, с 01 августа 1992 года по 31 августа 1992 года, с 01 марта 1993 года по 30 апреля 1993 года, с 01 июня 1993 года по 30 июня 1993 года, с 01 октября 1993 года по 31 октября 1993 года, с 01 января 1994 года по 11 января 1994 года, с 01 февраля 2000 года по 28 февраля 2000 года, с 01 апреля 2000 года по 20 мая 2000 года, с 01 сентября 2000 года по 30 сентября 2000 года, с 01 ноября 2000 года по 31 мая 2001 года, с 01 июля 2001 года по 31 июля 2001 года, с 01 сентября 2001 года по 31 января 2002 года, с 01 марта 2002 года по 31 марта 2002 года, с 01 мая 2002 года по 31 августа 2002 года, с 01 марта 2003 года по 30 апреля 2003 года, с 01 июня 2003 года по 31 июля 2003 года, с 01 сентября 2003 года по 31 января 2004 года, с 01 марта 2004 года по 30 августа 2004 года, с 01 октября 2004 года по 30 сентября 2005 года, с 01 ноября 2005 года по 31 января 2006 года, с 15 октября 2019 года по 31 октября 2019 года и назначить досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с п. 10 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях» с 08 октября 2021 года.

В обоснование своих требований указал, что осуществлял работу . 08 октября 2021 года, полагая, что выработал необходимый специальный стаж для назначения пенсии, обратился к ответчику с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п.10 ч.1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях». Однако, ему в этом было отказано по причине отсутствия специального (льготного) стажа в 20 лет. При этом, ответчиком в специальный стаж не были включены оспариваемые периоды работы МУП «Копейское пассажирское предприятие» ввиду отсутствия документального подтверждения занятости в качестве . Полагал, что оспариваемым решением ответчик нарушил его право на пенсионное обеспечение.

Истец Русских В.В. при надлежащем извещении в судебном заседании суда первой инстанции участия не принимал. Его представитель - ФИО14 в судебном заседании суда первой инстанции исковые требования поддержала с учетом уточнения по доводам, изложенным в иске и уточнениях к нему.

Представитель ответчика ОПФР по Челябинской области – ФИО12 действующая на основании доверенности, в судебном заседании суда первой инстанции возражала против удовлетворения исковых требований по доводам, изложенным в письменном отзыве на иск.

Решением Копейского городского суда Челябинской области от 12 мая 2022 года признано незаконным и отменено решение ОПФР по Челябинской области №761032/21 от 27 октября 2021 года об отказе Русских В.В. в установлении пенсии. На ОПФР по Челябинской области возложена обязанность включить в стаж для назначения досрочной страховой пенсии по старости по п.10 ч.1 ст.30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях» Русских В.В. периоды работы: с 30 октября 1985 года по 31 октября 1985 года, с 01 марта 1992 года по 30 июня 1992 года, с 01 августа 1992 года по 31 августа 1992 года, с 01 марта 1993 года по 30 апреля 1993 года, с 01 июня 1993 года по 30 июня 1993 года, с 01 октября 1993 года по 31 октября 1993 года, с 01 января 1994 года по 11 января 1994 года, с 01 февраля 2000 года по 28 февраля 2000 года, с 01 апреля 2000 года по 20 мая 2000 года, с 01 сентября 2000 года по 30 сентября 2000 года, с 01 ноября 2000 года по 31 мая 2001 года, с 01 июля 2001 года по 31 июля 2001 года, с 01 сентября 2001 года по 31 января 2002 года, с 01 марта 2002 года по 31 марта 2002 года, с 01 мая 2002 года по 31 августа 2002 года, с 01 марта 2004 года по 30 августа 2004 года, с 01 октября 2004 года по 30 сентября 2005 года, с 01 ноября 2005 года по 31 января 2006 года, с 15 октября 2019 года по 31 октября 2019 года, и назначить пенсию с 08 октября 2021 года. В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.

Не согласившись с решением суда, представитель ответчика ОПФР по Челябинской области – ФИО13 действующая на основании доверенности, подала апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение суда и принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований. В обоснование доводов апелляционной жалобы указывает, что представленные в пенсионный орган справки о характере работ, выданные МУП «Копейское пассажирское автопредприятие» 26 января 2021 года подтверждают работу Русских В.В. в качестве продолжительностью 14 лет 11 месяцев 8 дней, при необходимых 20 лет. Из представленных МУП «Копейское пассажирское автопредприятие» по запросу суда документов следует, что оспариваемые истцом периоды работы указаны страхователем как работа на пригородных пассажирских маршрутах. При этом, из исследованных в суде доказательств, усматривается, что Русских В.В. в списках лиц с правом выхода на досрочную пенсию, за оспариваемые периоды не значился. Работодателем представлены сведения индивидуального (персонифицированного) учета без кода особых условий труда. Полагает, что сведения персонифицированного учета должны передаваться работодателем о своих работниках с указанием достоверных данных о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ, определяемый особыми условиями труда. Считает, что досрочная страховая пенсия может быть назначена только в случае документального подтверждения работы . Кроме того, указывает, что определение границ маршрутов не является основным условием для назначения пенсии, и не может являться юридически значимым обстоятельством при рассмотрении данного дела.

Возражения на апелляционную жалобу не поступили.

Истец Русских В.В. не принял участия в суде апелляционной инстанции, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом. Информация о рассмотрении дела заблаговременно размещена на официальном сайте Челябинского областного суда в сети Интернет. В связи с чем, на основании части 2.1 статьи 113, статей 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия признала возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося истца.

В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.

Выслушав представителя ответчика, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции относительно доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для его отмены.

Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее - Федеральный закон от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ, Федеральный закон «О страховых пенсиях»), вступившим в силу с 1 января 2015 года.

По общему правилу право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет (часть 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ).

Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии определены статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ.

В соответствии со статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ основанием для досрочного назначения страховой пенсии по старости лицам, имеющим право на такую пенсию, является работа определенной продолжительности в опасных, вредных, тяжелых и иных неблагоприятных условиях труда.

Пунктом 10 части 1 статьи 30 указанного Федерального закона предусмотрено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали в качестве водителей автобусов, троллейбусов, трамваев на регулярных городских пассажирских маршрутах соответственно не менее 20 лет и 15 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет.

Согласно пункту 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, в соответствии со ст. 27 и ст. 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года № 516, в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня.

Согласно пункту 5 Разъяснений Минтруда Российской Федерации от 22 мая 1996 года № 5 «О порядке применения Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право в соответствии со статьями 12, 78 и 78-1 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» право на пенсию на льготных условиях имеют работники, постоянно занятые выполнением работ, предусмотренных Списком, в течение полного рабочего дня. Под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях, предусмотренных Списком, не менее 80 процентов рабочего времени.

В соответствии с пунктом 5 Перечня документов, необходимых для установления трудовой пенсии, утвержденного Постановлением Министерства труда Российской Федерации и Пенсионного фонда Российской Федерации от 27 февраля 2002 года № 16/19па, к заявлению о назначении досрочной трудовой пенсии по старости должны быть приложены документы, подтверждающие стаж на соответствующих видах работ.

В силу части 2 статьи 14 Федеральный закон от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

Как установлено судом и следует из материалов дела, Русских В.В. со 02 августа 1985 года по 11 января 1994 года работал в Копейское автотранспортное предприятие, с 14 января 1994 года по 03 июня 1998 года принят на службу в органах внутренних дел, с 04 июля 1998 года по 31 января 2006 года работал в «Копейское пассажирское автопредприятие», с 01 февраля 2006 года по 04 июня 2008 года работал в ООО «Копейсктрансюг», с 06 июня 2008 года работал в ОАО «Копейский машиностроительный завод», с 01 октября 2013 года в транспортном цехе, с 18 июня 2019 переведен в цех металлоконструкций , 30 сентября 2019 года трудовой договор расторгнут, с 02 октября 2019 по настоящее время работает в МУП «Копейское пассажирское автопредприятие» (л.д.22-30 т. 1).

08 октября 2021 года Русских В.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, обратился в ОПФР по Челябинской области (г. Копейск) с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 10 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Решением ОПФР по Челябинской области (г. Копейск) №761032/21 от 27 октября 2021 года Русских В.В. отказано в установлении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 10 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» по причине отсутствия требуемого специального стажа (л.д. 16-18 т.1).

Как следует из указанного решения пенсионного органа, продолжительность страхового стажа истца составила 39 лет 1 месяц 21 день; стаж работы в качестве (с учетом работы по Списку № 2) - 14 лет 11 месяцев 08 дней; величина индивидуального пенсионного коэффициента – 117,302.

В стаж работы водителя автобуса регулярных городских пассажирских маршрутов в соответствии с п. 10 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» не засчитаны периоды работы: с 02 августа 1985 года по 11 января 1994 года работа в качестве в Копейском пассажирском автотранспортном предприятии, с 04 июля 1998 года по 31 декабря 1999 года в качестве в Копейском пассажирском автотранспортном предприятии, с 01 января 2000 года по 31 декабря 2001года в качестве в Копейском пассажирском автотранспортном предприятии, с 01 января 2002 года по 31 января 2006 года в качестве в Копейском пассажирском автотранспортном предприятии, с 01 февраля 2006 года по 31 декабря 2006 года в в Копейском пассажирском автотранспортном предприятии, с 01 января 2007 года по 04 июня 2008 года в качестве в Копейском пассажирском автотранспортном предприятии, с 01 ноября 2019 года по 07 октября 2021 года работа в качестве в Копейском пассажирском автотранспортном предприятии, в связи с привлечением к работе на пригородных, заказных и дежурных маршрутах (л.д. 17-20 т.1).

Разрешая возникший спор и удовлетворяя исковые требования Русских В.В., суд первой инстанции исходил из того, что работа истца на маршрутах, номинально именовавшимися пригородными, в пригородной зоне не проходила, а была по своему существу работой на регулярных городских пассажирских маршрутах, поскольку пассажирские автобусные маршруты, на которых истец работал в спорные периоды, проходили по территории городов Копейск, Челябинск, указанные населенные пункты не разделены пригородной зоной, при этом движение по указанным маршрутам совершалось в условиях, соответствующих регулярным городским пассажирским маршрутам, - со всеми остановками по пути следования, имевшимися как в городе Копейск, так и в городе Челябинске, и с интервалами движения, соответствующими городским пассажирским маршрутам.

При этом, суд также указал, что градация маршрутов на «городские» и «пригородные» осуществляется исключительно по территориальному признаку, то есть маршрут, проходящий по населенному пункту, является городским.

Отказывая в удовлетворении требований в части включения в страховой стаж Русских В.В. периодов работы: с 25 ноября 2010 года по 26 ноября 2010 года, с 29 ноября 2010 года по 03 декабря 2010 года в ОАО «Копейский машиностроительный завод», суд первой инстанции исходил из того, что в указанные период истец находился в отпуске без сохранения заработной платы, страховые взносы по соответствующим тарифам в этот период не начислялись и не уплачивались. Судебное постановление в указанной выше части, никем из сторон не обжалуется, в связи с чем судебная коллегия не находит оснований для выхода за пределы доводов апелляционной жалобы ответчика и проверки законности решения в этой части (ч. 2 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

С учетом периодов работы, подлежащих включению в специальный стаж истца: с 30 октября 1985 года по 31 октября 1985 года, с 01 марта 1992 года по 30 июня 1992 года, с 01 августа 1992 года по 31 августа 1992 года, с 01 марта 1993 года по 30 апреля 1993 года, с 01 июня 1993 года по 30 июня 1993 года, с 01 октября 1993 года по 31 октября 1993 года, с 01 января 1994 года по 11 января 1994 года, с 01 февраля 2000 года по 28 февраля 2000 года, с 01 апреля 2000 года по 20 мая 2000 года, с 01 сентября 2000 года по 30 сентября 2000 года, с 01 ноября 2000 года по 31 мая 2001 года, с 01 июля 2001 года по 31 июля 2001 года, с 01 сентября 2001 года по 31 января 2002 года, с 01 марта 2002 года по 31 марта 2002 года, с 01 мая 2002 года по 31 августа 2002 года, с 01 марта 2004 года по 30 августа 2004 года, с 01 октября 2004 года по 30 сентября 2005 года, с 01 ноября 2005 года по 31 января 2006 года, с 15 октября 2019 года по 31 октября 2019 года суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что у него имеется необходимый для назначения досрочной страховой пенсии стаж продолжительностью более 20 лет на дату обращения с заявлением – 08 октября 2021 года.

Судебная коллегия полагает указанные выводы суда первой инстанции правильными, поскольку они основаны на фактических обстоятельствах дела, совокупности исследованных судом доказательств и соответствуют нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.

Доводы апелляционной жалобы представителя ответчика о том, что часть оспариваемых периодов работы истца представлена страхователем как работа на пригородных, заказных, дежурных пассажирских маршрутах, другая их часть, как работа на регулярных городских пассажирских маршрутах; отвлечения от деятельности водителя автобуса регулярных городских пассажирских маршрутов проводилась в связи с привлечением к работе на пригородных, заказных, дежурных, пассажирских маршрутах, отклоняются судебной коллегией как необоснованные, опровергающиеся материалами дела.

Статьей 2 Федерального закона от 8 ноября 2007 года № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» определено, что маршрут регулярных перевозок - это предназначенный для осуществления перевозок пассажиров и багажа по расписаниям путь следования транспортных средств от начального остановочного пункта через промежуточные остановочные пункты до конечного остановочного пункта, которые определены в установленном порядке (пункт 9), а расписание - график, устанавливающий время или интервалы прибытия транспортных средств в остановочный пункт либо отправления транспортных средств от остановочного пункта (пункт 15).

В силу пункта 1.2.2 Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами, утвержденного Приказом Министерства транспорта Российской Федерации № 2 от 08 января 1997 года, автобусный маршрут - это установленный в процессе организации перевозок путь следования автобусов между начальным и конечными пунктами, а регулярными, в соответствии с п. 1.2.3.1, признаются перевозки, осуществляемые с определенной периодичностью по установленному маршруту с посадкой и высадкой пассажиров на предусмотренных маршрутом остановках.

Пунктом 11 Правил организации пассажирских перевозок на автомобильном транспорте, утвержденных Приказом Минтранса РСФСР от 31 декабря 1981 года, предусмотрено, что автобусные маршруты подразделяются на городские, пригородные, междугородные. К городским относятся маршруты, проходящие в пределах черты города (другого населенного пункта), к пригородным - проходящие за пределы черты города на расстояние до 50 км включительно, к междугородным - за пределы черты города (другого населенного пункта) на расстояние более 50 км.

Единый порядок организации новых маршрутов в Челябинской области на момент спорных периодов работы истца регулировался Временными правилами организации новых автобусных маршрутов в Челябинской области, утвержденным постановлением Губернатора Челябинской области от 02 сентября 1999 года № 413.

Согласно пункту 8 Правил каждому автобусному маршруту присваивается определенный порядковый номер: городским - от № 1 до №99; пригородным - от № 100 до № 499; междугородным от № 500 и выше (нумерация городских маршрутов ведется по каждому городу, населенному пункту, где расположены автотранспортные предприятия, осуществляющие перевозки пассажиров по регулярным маршрутам. Междугородные и пригородные маршруты имеют единую нумерацию по области).

Согласно выкопировке из Генерального плана Копейского городского округа, утвержденного решением Собрания депутатов Копейского городского округа от 29 февраля 2012 года № 476-МО, с указанием границы между Копейским и Челябинским городским округом, местоположения автостанции города Копейска и схемы границ Копейского городского округа, за границей города Копейска начинается граница города Челябинска.

Таким образом, как правильно указал суд первой инстанции, указанные населенные пункты не разделены пригородной зоной, при этом движение по указанным маршрутам совершается в условиях, соответствующих регулярным городским пассажирским маршрутам, - со всеми остановками по пути следования, имевшимися как в городе Копейске, так и в городе Челябинске, и с интервалами движения, соответствующими городским пассажирским маршрутам.

Письмом Министерства транспорта Российской Федерации от 2 июля 1992 года № 13-пр «О порядке подтверждения специального трудового стажа водителей автобусов, трудившихся на регулярных городских пассажирских маршрутах» направлялся согласованный с Министерством социальной защиты населения Российской Федерации (Письмо от 1 июня 1992 года № 1-2110-15) порядок подтверждения специального трудового стажа водителей автобусов, трудившихся на регулярных городских пассажирских маршрутах.

Согласно пункту 1 указанного Порядка право на назначение пенсии в связи с особыми условиями труда имеют водители автобусов, постоянно трудившиеся на регулярном городском маршруте в течение полного рабочего времени.

Под полным рабочим временем понимается выполнение работы на таких работах не менее 80% рабочего времени за месяц. Подтверждение специального трудового стажа возможно на основании приказов о назначении на работу водителя регулярных городских пассажирских маршрутов, путевых листов, справок предприятий с указанием документальных оснований (приказов, лицевых счетов, ведомостей на заработную плату, коллективных договоров и др.) (пункт 2).

При суммированном учете рабочего времени рабочее время, подтверждающее занятость водителей автобусов на регулярных городских пассажирских маршрутах, определяется по итогам месяца. В рабочее время за месяц включается суммарное время работы на линии на регулярном городском пассажирском маршруте и связанное с этой работой суммарное время на выполнение работ по обеспечению трудовых функций: на проведение подготовительно-заключительных работ, на прохождение предрейсового и послерейсового медицинских осмотров (по норме, установленной предприятием) на участие в плановых технических обслуживаниях № 1 и № 2 и на устранение эксплуатационных неисправностей автобуса при работе на регулярных городских маршрутах. Время выполнения указанных работ также можно рассчитать на основании лицевых счетов (ведомостей на заработную плату) (пункт 3).

Таким образом, в соответствии с вышеназванными нормативными актами для определения права истца на досрочную пенсию юридически значимым обстоятельством является факт его занятости в спорные периоды на регулярных городских маршрутах не менее 80% рабочего времени за месяц.

Согласно справке ООО «Копейсктрансюг» №18 от 03 апреля 2011 года Русских В.В. работал в ООО «Копейсктрансюг» с 01 февраля 2006 года (приказ от ДД.ММ.ГГГГ года) по 04 июня 2008 года в качестве полный рабочий день, полную рабочую неделю, фактически отработанное время в качестве составило с 01 февраля 2006 года по 04 июня 2008 года (2 года 4 месяца 3 дня) (л.д.31 т.1).

Согласно справке №2 от 26 января 2021 года, выданной МУП «Копейское пассажирское автопредприятие» Русских В.В. работал в Копейском пассажирском автотранспортном предприятии с 02 августа 1985 года принят и направлен на обучение в Челябинскую автошколу (приказ от ДД.ММ.ГГГГ года), с 09 октября 1985 года направлен на местную стажировку (приказ от 09 ДД.ММ.ГГГГ года), самостоятельно с 30 октября 1985 года (приказ -к от ДД.ММ.ГГГГ года) по 11 января 1994 года (приказ от ДД.ММ.ГГГГ года); в МУП «Копейское пассажирское автопредприятие» с 04 июля 1998 года (приказ от ДД.ММ.ГГГГ года) принят и направлен на стажировку, самостоятельно с 14 июля 1998 года (приказ от ДД.ММ.ГГГГ года) по 31 января 2006 года (приказ ДД.ММ.ГГГГ года), с 02 октября 2019 года (приказ от ДД.ММ.ГГГГ года), самостоятельно с 15 октября 2019 года (приказ от ДД.ММ.ГГГГ года) по настоящее время работает в качестве полный рабочий день, полную рабочую неделю. Отвлечения от основной деятельности производились в связи с обучением, со стажировкой, привлечением к работе на пригородных, заказных, дежурных маршрутах. Фактически отработанное время в качестве составило: с 30 октября 1985 года по 11 января 1994 года -7 лет 5 месяцев 0 дней, с 04 июля 1998 года по 31 декабря 1999 года -1 год 5 месяцев 17 дней, с 01 января 2000 года по 31 декабря 2001 года-8 месяцев 11 дней, с 01 января 2002 года по 31 января 2006 года - 1 год 1 месяц, с 15 октября 2019 года по 31 декабря 2020 года -1 год 2 месяца (л.д. 66 т.1).

Согласно справке МУП «Копейское пассажирское автопредприятие» №32 от 08 октября 2021 года Русских В.В. работал в Копейском пассажирском автотранспортном предприятии с 02 августа 1985 года принят на работу и направлен на стажировку (приказ от ДД.ММ.ГГГГ гола), с 09 октября 1985 года направлен на местную стажировку (приказ от ДД.ММ.ГГГГ года), самостоятельно с 30 октября 1985 года (приказ от ДД.ММ.ГГГГ года) по 11 января 1994 года (приказ от ДД.ММ.ГГГГ года); в МУК «Копейское пассажирское автопредприятие» с 04 июля 1998 года (приказ от ДД.ММ.ГГГГ года) принят и направлен на стажировку, самостоятельно с 14 июля 1998 года (приказ от ДД.ММ.ГГГГ года) по 31 января 2006 года (приказ от ДД.ММ.ГГГГ года), с 02 октября 2019 года (приказ от ДД.ММ.ГГГГ года), самостоятельно с 15 октября 2019 года (приказ от ДД.ММ.ГГГГ года) по настоящее время в качестве полный рабочий день, полную рабочую неделю. Фактически отработанное время в качестве составило: с 30 октября 1985 года по 11 января 1994 года - 7 лет 5 месяцев 0 дней, с 04 июля 1998 года по 31 декабря 1999 года – 1 год 5 месяцев 17 дней, с 01 января 2000 года по 31 декабря 2001 года - 8 месяцев 11 дней, с 01 января 2002 года по 31 января 2006 года - 1 год 1 месяц, с 15 октября 2019 года по 09 января 2021 года - 1 год 11 месяцев (л.д.67 т.1).

Из справки о занятости водителя Русских В.В. на пассажирских перевозках МУП «Копейское пассажирское автопредприятие» следует, что за периоды работы городские перевозки составили 14 лет 11 месяцев 01 день, общий стаж - 20 лет 0 месяцев 17 дней (л.д.67 оборот т.1).

Из представленных документов ООО «Копейсктрансюг» следует, что согласно приказа от ДД.ММ.ГГГГ года Русских В.В. принят (л.д. 88 т.1), из приказа от ДД.ММ.ГГГГ года Русских В.В. уволен 31 января 2006 года (л.д. 89 т.1), согласно приказу МУП «Копейское пассажирское автопредприятие» от ДД.ММ.ГГГГ года Русских В.В. принят в автоколонну (л.д. 86 т.1), приказом ООО «Копейсктрансюг» от ДД.ММ.ГГГГ года Русских В.В. уволен 04 июня 2008 года (л.д.87 т.1).

Из личной карточки работника Русских В.В. в ООО «Копейсктрансюг» следует, что он принят на должность , находился в отпуске без сохранения заработной платы 31 день с 05 мая 2006 года по 05 июня 2006 года (л.д.90-91 т.1).

Согласно личной карточки МУП «Копейского пассажирского автопредприятие» следует, что с 04 июля 1998 года Русских В.В. работает в автоколонне (л.д. 92 т.1).

Согласно лицевого счета с 01 февраля 2006 года по 04 июня 2008 года Русских В.В. работал , что также следует из расчетных листов за указанный период, в которых отражены часы работы, в том числе в ночное время (л.д. 94-111 т. 1).

Согласно итоговых накопительных ведомостей за май и июнь 2006 года следует, что Русских В.В. работал на городских маршрутах 14,05 часов, на пригородных маршрутах 90,33 часов, простоев не имелось, общелинейное время 104,38 часов., в июне на городских маршрутах 1,92 часов, на пригородных 18,81 часов, общелинейное время 20,73 часов (л.д.110-111 т. 1).

Согласно документов, представленных МУП «Копейское пассажирское автопредприятие», следует, что Русских В.В. в соответствии с приказом от ДД.ММ.ГГГГ года принят , с последующим обучением в Челябинской автошколе (л.д.23 т.2). Согласно приказу от ДД.ММ.ГГГГ года Русских В.В. присвоен (л.д.26-30 т. 2). Согласно приказу от ДД.ММ.ГГГГ года Русских В.В. принят , уволен 11 января 1994 года (л.д.31 т. 2).

Из личной карточки сотрудника Русских В.В. следует, что он работал , с предоставлением очередных отпусков.

В лицевых счетах, представленных за период работы Русских В.В. с 1985 по 1999 годы следует об оплате труда , с доплатой за классность, с удержанием отчислений в пенсионный фонд (л.д.82-134 т.2).

Из индивидуальных сведений о трудовом стаже, заработке на Русских В.В. за период с 01 января 2000 года по 30 июня 2000 года, с 01 июля 2000 года по 31 декабря 2000 года, с 01 января 2001 года по 31 декабря 2001 года, с 01 января 2002 года по 31 декабря 2002 года, указаны особые условия труда с указанием кода льготы ЗП12К (27-10) (л.д.135-138 т. 2).

Из справки по занятости Русских В.В. на пассажирских перевозках МУП «Копейское пассажирское автопредприятие» следует, что в льготный стаж учтено 12 лет 7 месяцев 28 дней с 01 ноября 1985 года по 29 февраля 1992 Года (6 лет 4 месяца 0 дней), с 01 июля 1992 года по 31 июля 1992 года (0 лет 1 месяц 0 дней), с 01 сентября 1992 года по 28 февраля 1993 года (0 лет 6 месяцев 0 дней), с 01 мая 1993 года по 31 мая 1993 года (1 месяц), с 01 июля 1993 года по 30 сентября 1993 года (3 месяца), с 01 ноября 1993 года по 31 декабря 1993года (2 месяца), с 14 июля 1998 года по 31 января 2000 года (1 год 6 месяцев 17 дней), с 01 марта 2000 года по 31 марта 2000 года (1 месяц), с 21 мая 2000 года по 31 августа 2000 года (3 месяца 112 дней), с 01 октября 2000 года по 31 октября 2000 года (1 месяц), с 01 июня 2001 года по 30 июня 2001 года (1 месяц), с 01 августа 2001 года по 31 августа 2001года (1 месяц), с 01 февраля 2002 года по 28 февраля 2002 года (1 месяц), с 01 апреля 2002 года по 30 апреля 2002 года (1 месяц), с 01 сентября 2002 года по 28 февраля 2003 года (6 месяцев), с 01 мая 2003 года по 31 мая 2003 года (1 месяц), с 01 августа 2003 года по 31 августа 2003 года (1 месяц), с 01 февраля 2004 года по 29 февраля 2004 года (1 месяц), с 01 сентября 2004 года по 30 сентября 2004 года (1 месяц), с 01 октября 2005 года по 31 октября 2005 года (1 месяц), с 01 ноября 2019 года по 31 октября 2021 года (л.д.157 т.1).

Кроме того, из итоговой накопительной ведомости следует, что Русских В.В. за январь 2003 года работал линейное время -155,11 часа, городские рейсы - 153,21 часа, за февраль 2003 года линейное 6,50 часа, городское 3,90 часа, пригородное 2,60 часа, в марте 2003 года общелинейное 75,83 часа, городское 62,88 часа, пригородное 12,95 часа, в апреле 2003 года общелинейное 172,33 часа, городское 14,6 часа, пригородное 153,47 часа, в мае 2003 общелинейное 185,62 часа, городское 160,16 часа и пригородное 25,46 часа, в июне 2003 года общелинейное 154,19 часа, городское 60,78 часа, пригородное 93,41 часа, в июле 2003 года общелинейное 154,94, городское 53,14 часа, пригородное 101,80 часа, в августе 2003 общелинейное 166,09 часа, городское 144,68 часа, пригородное 21,41 часа, в сентябре 2003 года общелинейное 154,36 часа, городское 111,55 часа, пригородное 42,81 часа, в октябре 2003 года общелинейное 92,97 часа, городское 77,13 часа, пригородное 15,84 часа, в декабре 2003 года общелинейное 102,81 часа, городское 13,21 час, пригородное 89,60 часа, в январе 2004 года общелинейное 155,02 часа, городское 14,93 часа, пригородное 140,09 часа, в феврале 2004 года 162,06 часа общелинейное, 139,86 часа городское, пригородное 16,25 часа, в марте 2004 года общелинейное 161,63 часа, городское 17.47 часа, пригородное 144,16 часа, за апрель 2004 года общелинейное 152,31 часа, городское 12,03 часа, пригородное 137,51 часа, в мае 2004 года общелинейное 158,80 часа, городское 30,25 часа, пригородное 128,55 часа, в июне 2004 года общелинейное 169,46 часа, городское 101,20 часа, пригородное 68,26 часа, в июле 2004 года общелинейное 26,16 часа, городское 26,16 часа, в сентябре 2004 года общелинейное 168,10 часа, городское 106,79 часа, пригородное 52,31 часа, в октябре 2004 года общелинейное 161,38 часа, городское 22,17 часа, пригородное 139,21 часа, в ноябре 2004 года общелинейное 77 часа, городское 3,15 часа, пригородное 73,85 часа, в декабре 2004 года общелинейное 161,36 часа, городское 26,52 часа, пригородное 134,84 часа, в январе 2005 года общелинейное 159,62 часа, городское 8,16 часа, пригородное 151,46 часа, в феврале 2005 года общелинейное 155,85 часа, городское 8,06 часа, пригородное 147,79 часа, в марте 2005 года общелинейное 145,04 часа, городское 30,46 часа, пригородное 114,58 часа, в мае 2005 года общелинейное 137,41 часа, городское 75,47 часа, пригородное 60,39 часа, в июне 2005 года общелинейное 176,29 часа, городское 38,56 часа, пригородное 137,73 часа, в июле 2005 года общелинейное 155,84 часа, городское 24,20 часа, пригородное 128,39 часа, в августе 2005 года общелинейное 181,94 часа, городское 22,66 часа, пригородное 159,28 часа, в сентябре 2005 года общелинейное 159,55 часа, городское 12,84 часа, пригородное 146,71 часа, в октябре 2005 года общелинейное 136,45 часа, городское 84,92 часа, пригородное 49,94 часа, в ноябре 2005 года общелинейное 164,14 часа, городское 18,63 часа, пригородное 145,51 часа, в декабре 2005 года общелинейное 167,85 часа, городское 6,28 часа, пригородное 161,57 часа, в январе 2006 года общелинейное 41,83 часа, городское 13,01 часа, пригородное 28,82 часа (л.д.139-175 т.2).

Согласно приказу от ДД.ММ.ГГГГ года МУП «Копейское пассажирское автопредприятие» Русских В.В. принят на работу (л.д.175 т.2).

Согласно личной карточки работника МУП «Копейское пассажирское автопредприятие» Русских В.В. с 02 октября 2019 года принят (л.д.176-179 т. 2).

Согласно итоговой ведомости за октябрь 2019 года Русских В.В. отработал общелинейное время 65,9 городское 63,4 часа, заказное 2,5 часа, в ноябре 2019 года общелинейное 152 часа, городское 143 часа, заказное 6 часов, в декабре 2019 года общелинейное 127,7 часа, городское 118,9 часа, в январе 2020 года общелинейное 128,9 часа, городское 124 часа, заказное 4,9 часа, в феврале 2020 года общелинейное 137 часа, городское 137 часа, в марте 2020 общелинейное 173,9 часов, городское 173,9 часа, в апреле 2020 года общелинейное 79,9 часа, городское 76,9 часа, в мае 2020 года общелинейное 181,6 часа, городское 181,6 часа, в июне 2020 года общелинейное 177 часа, городское 177 часа, в июле 2020 года общелинейное 178,5 часа, городское 171,9 часа, 6,6 заказное, в августе 2020 года общелинейное 167,5 часа, городское 167,5 часа, в сентябре 2020 года общелинейное и городское время 174,8 часа, в октябре 2020 года общелинейное и городское 16,3 часа, в ноябре 2020 года общелинейное 162,5 часа, городское 157,5 часа, заказное 5 часов, в декабре 2020 года общелинейное 190,3 часа, городское 177,3 часа, в январе 2021 года общелинейное 135 часа, городское 134 часа, заказное 1 час, в феврале 2021 года общелинейное и городское 157,3 часа, в марте 2021 года общелинейное и городское 172,8 часа, в апреле 2021 года общелинейное 97 часов, городское 93 часа, в мае 2021 года общелинейное 176,4 часа, городское 171,5 часа, в июне 2021 года общелинейное и городское 190,9 часа, в июле 2021 года общелинейное 190 часов, городское 188,5 часов, заказное 1,5 часа, в августе 2021 года общелинейное 188,2 часа, городское 186,4 часа, в сентябре 2021 года общелинейное и городское 89,8 часов, в октябре 2021 года общелинейное 115,8 часа, городское 114,8 часа (л.д.180-230 т.2).

Из распоряжения Главы Копейского городского округа Челябинской области №1766-р от 26 октября 2007 года следует об утверждении реестра внутри муниципальных пассажирских маршрутов Копейского городского округа и разрешении на право перевозки пассажиров. Разрешение выдано МУП «Копейское пассажирское автопредприятие», ООО «Копейсктрансюг» (л.д.231-232 т.2).

В материалах дела также имеются паспорта автобусных маршрутов №2 автовокзал - пос.Старокамышинск, городской маршрут, автобусного маршрута №3 автовокзал -пос.Северный рудник, городской маршрут, автобусный маршрут №4 автовокзал -пос.Железнодорожный, городской маршрут, автобусного маршрута №5 автовокзал- пос.Потанина, городской маршрут, автобусного маршрута №6 кольцевой по пр.Славы, по улице Сутягина, городской маршрут, автобусного маршрута №7 автовокзал -пос.Вахрушево, городской маршрут, автобусного маршрута №9 автовокзал-завод РМЗ, городской маршрут, автобусного маршрута №10 Кольцевой по улице Ленина, по улице Кузнецова, городской маршрут, городского автобусного маршрута 8,24 автовокзал -шахты №44, обогатительная фабрика (л.д.233-316 т.2).

С учетом изложенного, установив, что в спорный период, осуществляя деятельность в качестве , истец работал на регулярных пассажирских маршрутах в условиях городского движения автотранспорта, на указанных работах был занят постоянно в течение полного рабочего дня, что подтверждено материалами дела, суд первой инстанции правомерно удовлетворил иск в части включения в специальный стаж спорных периодов работы в указанной должности.

Выводы суда первой инстанции о том, что фактически работа Русских В.В. на маршрутах, именовавшимися работодателем «пригородными», в пригородной зоне не проходила, а выполнялась в режиме регулярных городских пассажирских маршрутов, являются обоснованными.

Доводы апелляционной жалобы о том, что спорные периоды представлены страхователем как работа, не соответствующая работе на регулярных городских пассажирских маршрутах, фактически льготный стаж истца составляет 14 лет 11 месяцев 8 дней, при необходимых 20 лет, не могут служить основанием для отмены решения суда, поскольку совокупностью исследованных судом доказательств подтверждается, что в периоды, учитываемые работодателем как работа на пригородных маршрутах, истец работал на маршрутах город Копейск - город Челябинск, то есть работал в условиях регулярных городских пассажирских маршрутов.

Приведенные в апелляционной жалобе доводы о несогласии с выводами суда в указанной части не могут быть приняты во внимание, поскольку при разрешении спора судом первой инстанции дана правильная оценка исследованным доказательствам, оснований для ее переоценки судебная коллегия не усматривает.

Ссылки заявителя о несогласии с выводом суда о том, что невыполнение страхователем требований Федерального закона от 01 апреля 1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированного) учете в системе обязательного пенсионного страхования», Федерального закона от 15 декабря 2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» само по себе не может служить основанием для отказа гражданину в реализации его права на пенсионное обеспечение, а отсутствие в выписке из индивидуального лицевого счета застрахованного лица кода особых условий труда ввиду непредставления работодателем соответствующих сведений не должно влиять на право истца на пенсионное обеспечение на льготных условиях, о неправильности постановленного судебного решения не свидетельствует.

Так, в соответствии со статьей 28 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» работодатели несут ответственность за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования. Перед сдачей отчетности предприятия, имеющие льготные профессии, представляют в орган Пенсионного фонда Российской Федерации документы, подтверждающие льготу, персонально по каждому работающему у него по льготной профессии работнику.

По смыслу приведенных нормативных положений индивидуальный (персонифицированный) учет используется в целях назначения страховой и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица на основе страхового стажа конкретного застрахованного лица и его страховых взносов. Страхователь (работодатель) представляет в Пенсионный фонд Российской Федерации о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ, после получения которых Пенсионный фонд Российской Федерации вносит эти сведения в индивидуальный лицевой счет застрахованного лица. При этом страхователи (работодатели) несут ответственность за достоверность сведений, представляемых ими для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.

По общему правилу периоды работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, сформированной на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. В случае отсутствия в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета данных о периодах работы и (или) иной деятельности, с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, гражданин, претендующий на досрочное назначение страховой пенсии по старости, может оспорить достоверность таких сведений, предоставленных работодателем, доказав факт выполнения им такой работы в судебном порядке путем представления письменных доказательств, отвечающих требованиям статей 59, 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Учитывая установленные судом обстоятельства, свидетельствующие о полной занятости истца в спорные периоды на регулярных городских маршрутах в условиях городского движения автотранспорта, оснований для отказа во включении испрашиваемых истцом периодов не имеется.

Принимая во внимание, что с учетом включения в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, спорных периодов работы на момент подачи заявления в пенсионный орган о досрочном назначении страховой пенсии по старости специальный стаж истца составил более 20 лет (14 лет 11 месяцев 8 дней (период, включенный ответчиком) + 5 лет 1 месяц 27 дней (период, включенный судом), суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии оснований для возложения на ответчика обязанности назначить истцу досрочную страховую пенсию по старости по п. 10 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» с даты его обращения с заявлением в пенсионный орган, то есть с 08 октября 2021 года. При этом, указанный расчет стажа подтвержден ответчиком (л.д. 19 т.3).

В апелляционной жалобе не приведено доводов и доказательств, опровергающих установленные судом первой инстанции обстоятельства и выводы. Доводы апелляционной жалобы направлены на переоценку собранных по делу доказательств, оснований для которой не имеется.

При вынесении решения нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену судебного постановления, судом не допущено, оснований для отмены судебного акта судебная коллегия не усматривает.

Руководствуясь статьями 328-329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Копейского городского суда Челябинской области от 12 мая 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного учреждения – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Челябинской области – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи:

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 15 августа 2022 года.