ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-1308/19 от 31.10.2019 Севастопольского городского суда (город Севастополь)

Дело № 2-1308/2019 Судья в суде первой инстанции Котешко Л.Л.

№ 33-3441/2019 Судья-докладчик в суде апелляционной

Категория 2.209 инстанции Козуб Е.В.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

31 октября 2019 года, судебная коллегия по гражданским делам Севастопольского городского суда, в составе:

председательствующего, судьи - Устинова О.И.

судей - Козуб Е.В., Анашкиной И.А.

при секретаре - Снимщиковой А.Р.,

с участием:

прокурора - Ведмидь А.И.,

представителя ответчика - Третьяковой Т.А.,

представителя ответчика - Дыбца А.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Севастополе в зале Севастопольского городского суда по докладу судьи Козуб Е.В. апелляционную жалобу Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя на решение Ленинского районного суда города Севастополя от 08 июля 2019 года по гражданскому делу по иску Севастопольского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Департаменту городского хозяйства города Севастополя, Департаменту по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, третьи лица, не заявляющие самостоятельные требования относительно предмета спора Правительство Севастополя, Главное Управление природных ресурсов и экологии города Севастополя (Севприроднадзор) о возложении обязанностей по проведению рекультивации земельных участков,

УСТАНОВИЛА:

Севастопольский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц в целях соблюдения санитарно-эпидемиологического благополучия населения к Департаменту городского хозяйства города о возложении обязанности по проведению рекультивации земельных участков, на которых размещена несанкционированная свалка отходов на территории <адрес>, а именно участка, ориентировочной площадью 46685 кв.м., в районе координат 44.555061 с.ш. 33.514433 в.д., и участка, ориентировочной площадью 47350 кв.м., в районе координат 44.554049 с.ш. 33.518060 в.д., в соответствии с правилами проведения рекультивации и консервации земель, утвержденными Постановлением Правительства Севастополя от 10.07.2018 года № 800, завершив работы в течение 6 месяцев с даты вступления решения суда в законную силу, мотивируя исковые требования тем, что Севастопольской межрайонной природоохранной прокуратурой совместно со специалистами Главного управления природных ресурсов и экологии <адрес> на территории <адрес> проведены надзорные мероприятия, направленные на выявление несанкционированных свалок, в ходе которых на территории бывшего мусоросжигательного завода в районе <адрес> установлены факты нарушения требований природоохранного законодательства Российской Федерации. Указанные земельные участки, на которых расположены несанкционированные свалки, угрожают санитарно-эпидемиологическому благополучию населения, подлежат рекультивации.

06 мая 2019 года протокольно Ленинским районным судом г. Севастополя привлечены к участию в деле третьими лицами Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, Правительство Севастополя, Главное Управление природных ресурсов и экологии города Севастополя (Севприроднадзор).

13 июня 2019 года протокольно Ленинским районным судом г. Севастополя к участию в деле соответчиком привлечен Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя.

Решением Ленинского районного суда города Севастополя от 08 июля 2019 года исковые требования Севастопольского межрайонного природоохранного прокурора к Департаменту по имущественным и земельным отношениям города Севастополя удовлетворены. На Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя возложена обязанность по проведению рекультивации земельных участков, на которых размещена несанкционированная свалка отходов, расположенных на территории <адрес>, а именно земельного участка, ориентировочной площадью 46685 кв.м., в районе координат 44.555061 с.ш. 33.514433 в.д. и участка, ориентировочной площадью 47350 кв.м. в районе координат 44.554049 с.ш. 33.518060 в.д., в соответствии с правилами проведения рекультивации и консервации земель, утвержденными Постановлением Правительства от 10.07.2018 № 800, с завершением работ в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу. В удовлетворении исковых требований Севастопольского межрайонного природоохранного прокурора к Департаменту городского хозяйства города Севастополя отказано.

Ответчиком Департаментом по имущественным и земельным отношениям города Севастополя подана апелляционная жалоба, в которой просит решение районного суда отменить полностью, принять новое решение об отказе истцу в удовлетворении исковых требований к Департаменту по имущественным и земельным отношениям города Севастополя о возложении обязанности провести рекультивацию земельных участков. В обоснование доводов апелляционной жалобы указывает, что возложив на Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя обязанность провести рекультивацию, суд первой инстанции применил Правила проведения рекультивации и консервации земель, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации № 800 от 10 июля 2018 года (далее - Правила), в силу пункта 4 которых, если у правообладателей земельных участков, исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, уполномоченных на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, отсутствует информация о лицах, деятельность которых привела к деградации земли, разработка проекта рекультивации земель и рекультивация земель, разработка проекта консервации земель и консервация земель обеспечиваются этими органами государственной исполнительной власти или органами местного самоуправления. Однако, суд оставил без внимания, что данные Правила регулируют отношения по рекультивации земель в результате деградации земель или нарушения почвенного слоя, тогда как основания заявленного прокурором иска, первоначально заявленного к Департаменту городского хозяйства города Севастополя, основывались на утверждении размещения на земельном участке свалки отходов. Рекультивация земли возможна, если судом будут установлены не обстоятельства размещения на земельном участке свалки, а негативные последствия такого размещения в виде загрязнения почвы, ухудшения качества земли, снятия или уничтожения почвенного слоя, однако судом не установлено и не выявлена деградация или нарушения почвенного слоя, а лишь констатировал размещение на земельном участке свалки отходов, что только создает угрозу безопасности окружающей среды, но не свидетельствует о наступлении вредоносных последствий. Следовательно, означенные Правила, возлагающие обязанность по рекультивации земли на органы государственной исполнительной власти, уполномоченные на предоставление земельных участков, к спорным отношениям неприменимы, значит, суд не имел законных оснований возлагать на Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя обязанность по рекультивации. Также ссылается на то, что задача по ликвидации несанкционированных свалок в соответствии с пунктом 1 и пп. 9 пункта 3 постановления Правительства Севастополя № 875-ПП от 16 сентября 2016 года, возложена на Департамент городского хозяйства города Севастополя. Таким образом, установив факт складирования на земельном участке отходов, и не установив конкретных негативных последствий такого складирования в виде деградации земли и нарушения почвенного слоя, суд должен был возложить обязанность по ликвидации свалки на Департамент городского хозяйства города Севастополя, к которому первоначально и был заявлен иск.

Ответчиком Департаментом городского хозяйства города Севастополя и Севастопольским межрайонным природоохранным прокурором поданы письменные возражения на апелляционную жалобу, просят в удовлетворении апелляционной жалобы ответчика ДИЗО отказать, ссылаясь на законность и обоснованность судебного акта.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ответчика Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции отменить.

Представитель ответчика Департамента городского хозяйства города Севастополя и прокурор возражали против удовлетворения апелляционной жалобы, ссылаясь на законность и обоснованность судебного акта.

Представители третьих лиц Правительства Севастополя, Главного Управления природных ресурсов и экологии города Севастополя (Севприроднадзор) в судебное заседание не явились, о времени и месте слушания дела извещались в соответствии со ст.113 ГПК Российской Федерации.

Судебная коллегия, заслушав доклад судьи Козуб Е.В., выслушав доводы представителя ответчика Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, возражения прокурора и представителя ответчика Департамента городского хозяйства города Севастополя, обсудив доводы апелляционной жалобы и письменные возражения на нее, изучив материалы гражданского дела, проверив законность и обоснованность судебного акта районного суда в пределах доводов апелляционной жалобы в порядке части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены решения районного суда.

В соответствии с частью 1 статьи 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, решение суда должно быть законным и обоснованным.

Как разъяснено в пункте 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19 декабря 2003 года № 23 «О судебном решении», решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59-61, 67 Гражданского процессуального кодекса РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.

В соответствии с частью 1 статьи 330 ГПК Российской Федерации, основанием для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального или норм процессуального права.

Судебным разбирательством установлено, что в ходе проверки Севастопольской межрайонной природоохранной прокуратуры совместно со специалистами Главного управления природных ресурсов и экологии города Севастополя установлены факты нарушения требований природоохранного законодательства Российской Федерации, а именно установлено, что на территории <адрес> на открытом грунте земельного участка, который с восточной стороны примыкает к <адрес> и имеет въезд со стороны указанного кооператива, с западной стороны примыкает к <адрес>, с южной стороны граничит с мусоросжигательным заводом, с северной стороны граничит с <адрес> и <адрес>, располагается свалка отходов. Земельный участок, на котором расположена свалка, располагается на контурах , , являющихся составными элементами земельного участка с кадастровым номером , и состоит из двух соприкасающихся участков: участка, ориентировочной площадью 46685 кв.м., в районе координат 44.555061 с.ш. 33.514433 в.д., и участка, ориентировочной площадью 47350 кв.м., в районе координат 44.554049 с.ш. 33.518060 в.д.

Размещение на территории указанной свалки отходов (морфологического состава, в том числе твердые коммунальные отходы, строительный мусор, отвалы грунта) создает угрозу безопасности окружающей среды в результате загрязнения её компонентов и требует принятия неотложных мер по её устранению и рекультивации земельного участка. Отходы складированы на территории вышеуказанного земельного участка, который не является объектом размещения отходов.

Собственником земельного участка с кадастровым номером , на котором располагается свалка, является субъект Российской Федерации – город федерального значения Севастополь, категория земель – земли населённого пункта, вид разрешённого использования – производственная деятельность.

На основании п. 1.1 Положения о Департаменте по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, утвержденного постановлением Правительства Севастополя от 22.09.2016 №883-ПП, Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя - исполнительный орган государственной власти города Севастополя, реализующий государственную политику и нормативно-правовое регулирование в сфере имущественных и земельных отношений, отраслевое и межотраслевое управление в сфере имущественных и земельных отношений, функции по оказанию государственных услуг, управлению и распоряжением государственным имуществом, которое находиться в собственности города Севастополя, а также координирующий в установленных случаях деятельность в этой сфере иных исполнительных органов государственной власти города Севастополя.

В соответствии с п. 2 Положения, задачами Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя являются проведение единой государственной политики в сфере управления и распоряжения государственным имуществом и земельными ресурсами города Севастополя; осуществление управления и распоряжения имуществом и землями в пределах компетенции. К функциям Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя относятся управление в пределах компетенции земельными ресурсами города Севастополя, в том числе земельными участками, находящимися в собственности города Севастополя, за исключением лесных участков (п.3 Положений).

Разрешая спор по существу, суд первой инстанции пришел к выводу, что мероприятия по рекультивации земельного участка для устранения последствий свалки в районе бывшего мусоросжигательного завода в соответствии с требованиями природоохранного и санитарно-эпидемиологического законодательства должны осуществляться Департаментом по имущественным и земельным отношениям города Севастополя.

Судебная коллегия соглашается с выводами районного суда, поскольку они основаны на правильном применении норм материального права, соответствуют фактическим обстоятельствам, установленным судебным разбирательством и представленным сторонами доказательствам, которым дана надлежащая правовая оценка в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК Российской Федерации в их совокупности.

Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в статье 42 Конституции Российской Федерации и статье 11 Федерального закона «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 года № 7-ФЗ.

Главой 7 Федерального закона «Об охране окружающей среды» установлены требования в области охраны окружающей среды при осуществлении хозяйственной и иной деятельности.

Требованиями статьи 51 главы 7 указанного Федерального закона, с учетом положений части 1 статьи 22 Федерального закона от 30.03.1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» установлено, что отходы производства и потребления, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых, должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.

В соответствии со статьей 10 Федерального закона от 10.01.2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», управление в области охраны окружающей среды осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Согласно ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 года №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»: хранение отходов - складирование отходов в специализированных объектах сроком более чем одиннадцать месяцев в целях утилизации, обезвреживания, захоронения; захоронение отходов - изоляция отходов, не подлежащих дальнейшей утилизации, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду; объекты размещения отходов - специально оборудованные сооружения, предназначенные для размещения отходов (полигон, шламохранилище, в том числе, шламовый амбар, хвостохранилище, отвал горных пород и другое) и включающие в себя объекты хранения отходов и объекты захоронения отходов; объекты хранения отходов - специально оборудованные сооружения, которые обустроены в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и предназначены для долгосрочного складирования отходов в целях их последующих утилизации, обезвреживания, захоронения.

Согласно п. 4.10 Постановления Правительства Севастополя от 03.11.2017 № 844-ПП «Об утверждении правил благоустройства территории города Севастополя», в целях обеспечения надлежащего уровня благоустройства на территории города Севастополя не допускается, в том числе сбрасывание и накапливание мусора, иных отходов вне специально отведенных для этого мест; создание стихийных свалок.

В соответствии с Правилами проведения рекультивации и консервации земель, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 10.07.2018 № 800 «О проведении рекультивации и консервации земель», рекультивация земель представляет собой мероприятия по предотвращению деградации земель и (или) восстановлению их плодородия посредством приведения земель в состояние, пригодное для их использование в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, в том числе путем устранения последствий загрязнения почв, восстановления плодородного слоя почвы.

Согласно пункту 6 Правил рекультивации в обязательном порядке подлежат нарушенные земли в случаях, предусмотренных Земельным кодексом Российской Федерации, Лесным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами.

Согласно ст. 42 Земельного кодекса Российской Федерации, собственники земельных участков обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель; соблюдать при использовании земельных участков требования экологических, санитарно-гигиенических и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.

В соответствии с пунктом 2 статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации, в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по: воспроизводству плодородия земель сельскохозяйственного назначения; защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия.

Лица, деятельность которых привела к ухудшению качества земель (в том числе в результате их загрязнения, нарушения почвенного слоя), обязаны обеспечить их рекультивацию. Рекультивация земель представляет собой мероприятия по предотвращению деградации земель и (или) восстановлению их плодородия посредством приведения земель в состояние, пригодное для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, в том числе путем устранения последствий загрязнения почв, восстановления плодородного слоя почвы, создания защитных лесных насаждений (пункт 5 статьи 13 ЗК РФ).

На основании пункта 3 Правил проведения рекультивации и консервации земель, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 10.07.2018 года № 800 года «О проведении рекультивации и консервации земель», разработка проекта рекультивации земель и рекультивация земель обеспечиваются лицами, деятельность которых привела к деградации земель, в том числе правообладателями земельных участков.

В соответствии с п. 4 Правил проведения рекультивации и консервации земель, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 10.07.2018 года № 800, в случае если лица, деятельность которых привела к деградации земель, не являются правообладателями земельных участков и у правообладателей земельных участков, исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, уполномоченных на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, отсутствует информация о таких лицах, разработка проекта рекультивации земель и рекультивация земель, разработка проекта консервации земель и консервация земель обеспечиваются исполнительными органами государственной власти и органами местного самоуправления, уполномоченными на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков.

Доводы апелляционной жалобы о том, что Постановлением Правительства РФ от 10.07.2018 № 800 «О проведении рекультивации и консервации земель» регулируются отношения по рекультивации земель в результате деградации земель и нарушения почвенного слоя, однако деградация земель и нарушения почвенного слоя судом не установлены, подлежат отклонению судебной коллегией в виду следующего.

В п. 2 Постановления Правительства РФ от 10.07.2018 года № 800 «О проведении рекультивации и консервации земель» дано понятие рекультивация земель - мероприятия по предотвращению деградации земель и (или) восстановлению их плодородия посредством приведения земель в состояние, пригодное для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, в том числе путем устранения последствий загрязнения почвы, восстановления плодородного слоя почвы и создания защитных лесных насаждений.

Таким образом, установление факта деградации земель и нарушения почвенного слоя является необязательным, поскольку рекультивация проводиться с целью недопущения деградации земель.

Судебной коллегией отклоняется довод жалобы о том, что согласно Постановления Правительства Севастополя № 875-ПП от 16.09.2019 года на Департамент городского хозяйства возложена обязанность по ликвидации свалок, поскольку истцом заявлены требования о возложении обязанностей по проведению рекультивации земельных участков, а не ликвидации свалки.

Также, судебной коллегий не может быть принят довод Департамента по имущественным и земельным отношениям г. Севастополя о заключении договора безвозмездного пользования земельного участка № 174 от 20.08.2019 года, согласно которого ссудополучателем спорного земельного участка является ГБУ «Дирекция капитального строительства», поскольку данный договор был заключен после принятия решения Ленинским районным судом города Севастополя, указанное доказательство не принято судебной коллегией, поскольку является дополнительным, не оцененным судом первой инстанции.

Таким образом, судом первой инстанции правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, нормы материального права применены, подлежащие применению, нарушений норм процессуального права не допущено, судебная коллегия не усматривает оснований, предусмотренных ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены решения районного суда по доводам апелляционной жалобы ответчика Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя.

Руководствуясь п. 1 ст. 327, ст. 327.1, п. 1 ст. 328, ст. 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия,

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Ленинского районного суда города Севастополя от 08 июля 2019 года оставить без изменения.

Апелляционную жалобу Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя на решение Ленинского районного суда города Севастополя от 08 июля 2019 года оставить без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий, судья: О.И.Устинов

Судьи: Е.В.Козуб

И.А.Анашкина