Дело № 2-130/2022 (33-1969/2022) Судья Михайлова Т.Н.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
16 июня 2022 г. г. Тверь
Судебная коллегия по гражданским делам Тверского областного суда в составе председательствующего судьи Долгинцевой Т.Е.,
судей Абрамовой И.В., Голубевой О.Ю.,
при ведении протокола помощником судьи Воробьёвой В.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании
по докладу судьи Долгинцевой Т.Е.
дело по апелляционной жалобе Муниципального унитарного предприятия муниципального образования Тверской области «Калининский район» «Коммунальные системы Калининского района» на решение Московского районного суда города Твери от 11 января 2022 года, которым постановлено:
«исковые требования прокурора Калининского района в защиту интересов неопределенного круга лиц к МУП МО Тверской области «Калининский район» «Коммунальные системы Калининского района» об обязании получить лицензию на осуществление деятельности по эксплуатации взрывопожарных производственных объектов», удовлетворить.
Обязать МУП МО Тверской области «Калининский район» «Коммунальные системы Калининского района» в течение 6 (шести) месяцев с момента вступления решения суда в законную силу направить (представить) в лицензирующий орган полный пакет документов, предусмотренных Федеральным законом от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» и Положением о лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов 1,11, 111 классов опасности, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 10.06.2013 № 492 «О лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II, III классов опасности», необходимый для получения лицензии на осуществление деятельности по эксплуатации взрывопожароопасных производственных объектов – системы теплоснабжения Калининского района, а именно газовых котельных расположенных по адресу: <адрес>».
Судебная коллегия
установила:
Прокурор Калининского района в защиту интересов неопределенного круга лиц обратился с иском к МУП МО Тверской области «Калининский район» «Коммунальные системы Калининского района» об обязании получить лицензию на осуществление деятельности по эксплуатации взрывопожарных производственных объектов. В обоснование требований указал, что в ходе проверки соблюдения ответчиком требований промышленной безопасности при эксплуатации котельных, расположенных по адресу: <адрес>, в ходе которой выявлены нарушения указанного законодательства.
Установлено, что указанные котельные на основании постановления главы администрации Калининского района Тверской области от 29.12.2017 № закреплены на праве хозяйственного ведения за МУП Муниципального образования Тверской области «Калининский район» «Коммунальные системы Калининского района».
Согласно п. 3.1 Устава МУП Муниципального образования Тверской области «Калининский район» «Коммунальные системы Калининского района» целями деятельности предприятия является, в том числе деятельность по обеспечению работоспособности коммунальных объектов и оказание коммунальных услуг. К основным видам деятельности предприятия относится содержание, обслуживание, эксплуатация, капитальный и текущий ремонт объектов коммунального хозяйства, в том числе обслуживание котельных и предоставление теплоэнергии в соответствии с заключенными договорами.
По результатам проверки установлено, что котельные, расположенные по адресу: <адрес>, эксплуатируются ответчиком с нарушениями требований законодательства о промышленной безопасности, поскольку таковые не включены в состав опасного производственного объекта - «Система теплоснабжения Калининского района», рег. №, III класс и зарегистрированного за МУП «Коммунальные системы Калининского района» в государственном реестре опасных производственных объектов в установленном порядке.
Эксплуатация взрывопожароопасных производственных объектов (котельных), расположенных по вышеуказанным адресам, на которых используется воспламеняющееся, горючее вещество – природный газ осуществляется без специального разрешения (лицензии на эксплуатацию взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности), что является нарушением ст. 12 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» № 99-ФЗ от 04.05.2011; ст. 9 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» № 116-ФЗ от 21.07.1997.
Отсутствие такой лицензии ставит под угрозу жизнь и здоровье граждан, проживающих в домах, расположенных на территории вышеуказанных населенных пунктов, которым МУП поставляет тепловую энергию; лиц, посещающих образовательные организации, учреждения здравоохранения, коммерческие организации, а также неопределенного круга лиц, индивидуализировать который не представляется возможным.
На основании изложенного, прокурор просил суд обязать Муниципальное унитарное предприятие муниципального образования Тверской области «Калининский район» «Коммунальные системы Калининского района» в течение 1 (одного) месяца с момента вступления решения суда в законную силу направить (представить) в лицензирующий орган полный пакет документов, предусмотренный Федеральным законом от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» и Положением о лицензировании эксплуатация взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности, утвержденным постановлением Правительства РФ от 10 июня 2013 г. № 492 «О лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственны объектов I, II и III классов опасности», необходимый для получения лицензии на осуществление деятельности по эксплуатации взрывопожароопасных производственных объектов – системы теплоснабжения Калининского района, а именно газовых котельных, расположенных по адресу: <адрес>.
Протокольным определением от 24.12.2021 приняты уточненные исковые требования, согласно которым материальный истец просил возложить на ответчика в шестимесячный срок ту же обязанность, ограничив состав взрывопожарооопасных производственных объектов, по которым необходимо представить документы для получения лицензии, газовой котельной по адресу: <адрес>.
В судебном заседании представитель прокурора Калининского района Захарова Я.А. заявленные уточненные исковые требования поддержала в полном объеме.
Представитель ответчика МУП МО Тверской области «Калининский район» «Коммунальные системы Калининского района» в судебное заседание не явился, представил письменный отзыв, из которого следует, что МУП создано на основании постановления администрации муниципального образования Тверской области «Калининский район» от 21.02.2017 г. № 58 «О создании муниципального унитарного предприятия», его учредителем является муниципальное образование Тверской области «Калининский район» и действует на основании Устава. От имени учредителя его функции осуществляет администрация муниципального образования Тверской области «Калининский район». Целями и видами деятельности МУП являются, в том числе, обслуживание муниципальных котельных и предоставление теплоэнергии в соответствии с заключенными договорами.
В силу закона газовые котельные, эксплуатируемые ответчиком, относятся к взрывопожароопасным производственным объектам III класса и требуют получения в установленном порядке лицензии.
МУП «Коммунальные системы Калининского района» муниципального образования Тверской области «Калининский район» 03.09.2021 обратилось в лицензирующий орган по вопросу предоставления соответствующей лицензии. Ответчиком представлены сведения о том, что на момент рассмотрения искового заявления получена лицензия на указанные в первоначальном иске газовые котельные, кроме котельной, расположенной по адресу: <адрес>.
Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора Администрация муниципального образования Тверской области «Калининский район», Центральное управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору в судебное заседание не явились, о дне слушания дела извещены надлежащим образом.
Судом постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе МУП МО ТО «Калининский район» «Коммунальные системы Калининского района» в лице представителя по доверенности Полухиной Ю.С. просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт, которым увеличить срок исполнения возложенной судом обязанности до 1 календарного года с даты вступления решения суда в законную силу.
В обоснование доводов дополнительно отмечает, что в отношении газовой котельной, расположенной по адресу: <адрес> получение отдельной лицензии не требуется, необходимо подать заявление на переоформление лицензии с включением нового адреса места осуществления лицензируемого вида деятельности с представлением различных документов. Для внесения изменений в реестр опасных производственных объектов в Управление Ростехнадзора необходимо подать документы, подтверждающие наличие у заявителя на праве собственности или ином законном основании ОПО (земельных участков, зданий, строений и сооружений, на которых размещается ОПО (для объектов недвижимости). В настоящее время ответчик такими документами не располагает, поскольку данный участок находится в собственности <адрес> и решается вопрос о передаче его Администрации Калининского района для дальнейшего заключения договора аренды с МУП Муниципального образования Тверской области «Калининский район» «Коммунальные системы Калининского района».
Прокурором Калининского района принесены возражения на апелляционную жалобу ответчика, в которых доводы жалобы критикуются как несостоятельные, решение суда предлагается оставить без изменения. Указывается на то, что в связи с неисполнением судебного решения в установленный срок ответчик вправе обратиться о продлении срока.
В заседание суда апелляционной инстанции участники процесса не явились, будучи надлежаще извещенными о его дате, времени и месте, об уважительных причинах неявки суду не сообщили, об отложении рассмотрения дела не ходатайствовали, в связи с чем в соответствии с положениями ст.ст. 167 и 327 ГПК РФ судебной коллегией определено рассмотреть дело без их участия.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, проверив законность и обоснованность постановленного судом первой инстанции решения, судебная коллегия приходит к следующему выводу.
Поскольку решение суда оспаривается только в части срока исполнения возложенных на ответчика обязательств по направлению пакета документов в целях получения лицензии на осуществление деятельности по эксплуатации взрывопожароопасного производственного объекта, судебная коллегия считает необходимым решение суда проверить исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе (ст.327.1 ГПК РФ).
Согласно требованиям ст. 195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным.
Постановленное судом решение вышеуказанным требованиям отвечает.
Состав и порядок технической эксплуатации котельных регулируется Правилами технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденными Приказом Минэнерго РФ от 24.03.2003 № 115.
Согласно указанным Правилам, котельная представляет собой комплекс технологически связанных тепловых энергоустановок, расположенных в обособленных производственных зданиях, встроенных, пристроенных или надстроенных помещениях с котлами, водонагревателями (в т.ч. установками нетрадиционного способа получения тепловой энергии) и котельно-вспомогательным оборудованием (дымоходами), предназначенный для выработки теплоты.
Объекты тепло- и газоснабжения отнесены законом к объектам повышенной опасности, и ответственность за причиненный этим объектом вред в силу ст. 1079 ГК РФ несет его владелец.
В силу статьи 1 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (далее – Федеральный закон № 116-ФЗ) промышленной безопасностью опасных производственных объектов признается состояние защищенности жизненно важных интересов личности и общества от аварий на опасных производственных объектах и последствий указанных аварий.
В соответствии с пунктом 1 статьи 9 Федерального закона № 116-ФЗ организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана иметь лицензию на осуществление конкретного вида деятельности в области промышленной безопасности, подлежащего лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Право юридического лица осуществлять деятельность, на занятие которой необходимо получение лицензии, возникает с момента получения такой лицензии или в указанный в ней срок и прекращается по истечении срока ее действия, если иное не установлено законом или иными правовыми актами (абзац 2 пункта 3 статьи 49 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Пунктом 3 статьи 3 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» предусмотрено, что лицензируемый вид деятельности – вид деятельности, на осуществление которого на территории Российской Федерации требуется получение лицензии в соответствии с настоящим Федеральным законом, в соответствии с федеральными законами, указанными в части 3 статьи 1 настоящего Федерального закона и регулирующими отношения в соответствующих сферах деятельности.
Согласно пункту 12 части 1 статьи 12 Федерального закона № 99-ФЗ деятельность по эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности подлежит лицензированию.
Таким образом, техническая эксплуатация котельных, являющихся объектом повышенной опасности, должна осуществлять организация, имеющая лицензию на этот вид деятельности.
Материалами дела установлено, что на основании постановления главы администрации Калининского района Тверской области от 29.12.2017 № указанные котельные закреплены на праве хозяйственного ведения за МУП Муниципального образования Тверской области «Калининский район» «Коммунальные системы Калининского района».
Согласно п. 3.1 Устава МУП Муниципального образования Тверской области «Калининский район» «Коммунальные системы Калининского района» целями деятельности предприятия является, в том числе деятельность по обеспечению работоспособности коммунальных объектов и оказание коммунальных услуг.
К основным видам деятельности предприятия относится содержание, обслуживание, эксплуатация, капитальный и текущий ремонт объектов коммунального хозяйства, в том числе обслуживание котельных и предоставление теплоэнергии в соответствии с заключенными договорами.
По результатам прокурорской проверки соблюдения МУП Муниципального образования Тверской области «Калининский район» «Коммунальные системы Калининского района» требований промышленной безопасности при эксплуатации котельных, расположенных по адресу: <адрес>, выявлены нарушения законодательства, а именно эксплуатация указанных котельных с нарушениями требований ч. 2 ст. 2 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», п. 5 Правил регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 24.11.1998 №, поскольку таковые не включены в состав опасного производственного объекта - «Система теплоснабжения Калининского района», рег. №, III класс и зарегистрированного за МУП «Коммунальные системы Калининского района» в государственном реестре опасных производственных объектов в установленном порядке.
Эксплуатация вышеуказанных котельных, на которых используется воспламеняющееся, горючее вещество – природный газ, осуществляется без специального разрешения (лицензии на эксплуатацию взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности).
12 марта 2021 г. заместителем прокурора Калининского района Тверской области вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении директора МУП Муниципального образования Тверской области «Калининский район» «Коммунальные системы Калининского района» по ч.1 ст. 9.1 КоАП РФ, по результатам рассмотрения которого Центральным управлением Ростехнадзора директор МУП привлечен к административной ответственности в виде административного штрафа.
Одновременно прокуратурой в адрес ответчика внесено представление об устранении нарушений требований законодательства о промышленной безопасности.
20 ноября 2020 г. ответчик в обеспечение требований по технической эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов 1, 2 и 3 классов опасности обратился в Центральное управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору с заявлением о лицензировании своей деятельности.
На основании распоряжения Ростехнадзора от 28.01.2021 в отношении ответчика проведена проверка по факту соблюдения соискателем лицензии лицензионных требований. По результатам проверки составлен акт от 12.02.2021, в соответствии с которым выявлен ряд нарушений, в том числе у соискателя лицензии отсутствуют документы, подтверждающие наличие на праве собственности или ином законном основании земельных участков, на которых размещается опасный производственный объект.
При передаче в хозяйственное ведение опасных производственных объектов-котельных с оборудованием, газовых котельных земельные участки со стороны Администрации Калининского района Тверской области не были предоставлены.
В целях устранения нарушений ответчиком был проведен ряд соответствующих мероприятий, а именно приведено в соответствие Положение о порядке организации и осуществления производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности, пересмотрен план мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасном производственном объекте. Комитетом по управлению имуществом проводится межевание земельных участков для последующего предоставления их ответчику для осуществления своей деятельности.
После предоставления земельных участков под опасные производственные объекты, находящиеся в хозяйственном ведении предприятия, ответчик незамедлительно обратиться в Ростехнадзор за получением соответствующей лицензии на осуществление деятельности по эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов 1,2 и 3 классов.
Согласно сведениям Ростехнадзора ответчику выдана лицензия на все объекты, переданные ответчику по акту, кроме газовой котельной, расположенной по адресу: <адрес>.
Директором предприятия в адрес Главы Администрации муниципального образования «<адрес>» Тверской области Калининского района направлен запрос о предоставлении документов, подтверждающих наличие на праве собственности или ином законом основании земельного участка, на которых размещается опасный производственный объект.
Разрешая настоящий спор, руководствуясь вышеприведенными нормативными положениями, суд пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения уточненных требований прокурора и возложил на ответчика обязанность в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу направить (представить) в лицензирующий орган полный пакет документов, предусмотренный Федеральным законом от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» и Положением о лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II, III классов опасности, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 10.06.2013 № 492 «О лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II, III классов опасности», необходимый для получения лицензии на осуществление деятельности по эксплуатации взрывопожароопасного производственного объекта – системы теплоснабжения Калининского района, а именно газовой котельной, расположенной по адресу: <адрес>.
Судебная коллегия соглашается с такими выводами суда первой инстанции, поскольку оценка и выводы суда относительно имеющихся доказательств и установленных по делу обстоятельств соответствуют требованиям действующего законодательства при его правильном применении.
Судебное постановление, принятое по настоящему делу, оспаривается ответчиком лишь в части установления срока исполнения возложенных рещением обязательств с указанием на то, что данный срок является недостаточным и подлежит увеличению до 1 года, поскольку в настоящее время ответчик не располагает документами в отношении земельного участка, на котором находится спорная котельная.
Данные доводы не являются основанием для отмены или изменения принятого судебного акта, поскольку на момент принятия решения судом первой инстанции, ответчиком не было представлено доказательств невозможности исполнения установленной законом обязанности в заявленный прокурором срок. При этом в процессе разрешения спора ответчик не заявлял о недостаточности и неразумности указанного прокурором срока исполнения обязательств.
Ответчик не лишен возможности обратиться в суд первой инстанции в порядке ст. 203 ГПК РФ с заявлением об отсрочке или рассрочке исполнения решения суда, представив соответствующие доказательства.
При таких обстоятельствах решение суда является законным и обоснованным, оснований к его отмене по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Московского районного суда города Твери от 11 января 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Муниципального унитарного предприятия муниципального образования Тверской области «Калининский район» «Коммунальные системы Калининского района» - без удовлетворения.
Мотивированное апелляционное определение составлено 20 июня 2022 года
Председательствующий
Судьи