ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-1316/19 от 31.01.2020 Хабаровского краевого суда (Хабаровский край)

ХАБАРОВСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

31 января 2020г. по гражданскому делу № 33-436/2020 (33-9955/2019)

(в суде первой инстанции дело № 2-1316/2019, УИД 27RS0002-01-2019-001866-73)

город Хабаровск

Судебная коллегия по гражданским делам Хабаровского краевого суда в составе:

председательствующего Разуваевой Т.А.

судей Пестовой Н.В, ФИО1

при секретаре Шадрине Б.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Управления Министерства культуры Российской Федерации по Дальневосточному федеральному округу на решение Кировского районного суда города Хабаровска от 25 октября 2019 года по иску ФИО2 к Управлению Министерства культуры Российской Федерации по Дальневосточному федеральному округу о признании незаконным приказа от 01.07.2019 г. № 79-ОК о применении дисциплинарного взыскания, признании незаконными действий и.о. руководителя Управления Минкультуры России по ДФО по изданию приказа от 01.07.2019 г. № 79-ок, возложении обязанности обеспечить недопущение включения в личное дело материалов проверки и приказа № 79-ок от 01.07.2019 г. о применении дисциплинарного взыскания, направление приказа № 129-ОК от 29.07.2019 г. «О признании недействительным приказа Управления Минкультуры России по ДФО от 01.07.2019 г. № 79-ок» в адрес Генеральной прокуратуры Российской Федерации и Министерства культуры Российской Федерации, взыскании денежной компенсации морального вреда, судебных расходов.

Заслушав доклад судьи Пестовой Н.В., объяснения ФИО2, руководителя Управления министерства культуры России по ДФО ФИО3, действующей на основании прав по должности, представителя Управления министерства культуры России по ДФО ФИО4, действующей по доверенности от 10.01.2020 г., судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

ФИО2 обратилась в суд с иском к Управлению Министерства культуры Российской Федерации по Дальневосточному федеральному округу о признании незаконным приказа от 01.07.2019 г. № 79-ОК о применении дисциплинарного взыскания, признании незаконными действий и.о. руководителя Управления Минкультуры России по ДФО по изданию приказа от 01.07.2019 г. № 79-ок, возложении обязанности обеспечить недопущение включения в личное дело материалов проверки и приказа № 79-ок от 01.07.2019 г. о применении дисциплинарного взыскания, направление приказа № 129-ОК от 29.07.2019 г. «О признании недействительным приказа Управления Минкультуры России по ДФО от 01.07.2019 г. № 79-ок» в адрес Генеральной прокуратуры Российской Федерации и Министерства культуры Российской Федерации, взыскании денежной компенсации морального вреда, судебных расходов.

В обоснование иска указала, что приказом Управления Минкультуры России по ДФО от 12.12.2018 № 43-л назначена, на должность федеральной государственной гражданской службы Управлении Минкультуры России по ДФО - заместитель руководителя, начальник отдела государственного контроля и надзора. В соответствии с должностным регламентом заместителя руководителя, начальника отдела государственного контроля и надзора в ее должностные обязанности не входит контроль за качеством исполнения служебных обязанностей сотрудников кадровой службы Управления Минкультуры России по ДФО. Приказом Управления Минкультуры России по ДФО от 01.07.2019 № 79-ОК в отношении истца вынесено дисциплинарное взыскание в виде замечания, на основании ст.59.1 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе в РФ» и ст.13 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции». С указанным приказом в установленные законом срок она не ознакомлена в нарушение требований ст.59.3 Федерального закона № 79-ФЗ. Считает приказ от 01.07.2019 № 79-ОК незаконным, поскольку в соответствии с требованиями ч.3 ст.59.3 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе в РФ» взыскания, предусмотренные ст.59.1 и 59.2 применяются не позднее шести месяцев со дня поступления информации о совершении гражданским служащим коррупционного правонарушения и не позднее трех лет со дня его совершения. Положения указанной статьи не исключают при исчислении срока время нахождения государственного гражданского служащего в командировке, отпуске, период временной нетрудоспособности. Состав вменяемого истцу правонарушения законодательства о противодействии коррупции заключается в том, что при подаче документов на замещение должности федеральной государственной гражданской службы, в Управлении Минкультуры России по ДФО 12.10.2018 г. она предоставила в справке о своих доходах за 2017 г. недостоверные данные, а именно неверно указала сумму дохода только по одному месту службы, с приложением справок по форме 2-НДФЛ с двух мест службы за 2017 г. - комитета регионального контроля и лицензирования Правительства Хабаровского края в период с 01.01.2017 г. по 31.08.2017 г. и министерства жилищно-коммунального хозяйства края в период с 04.09.2017 г. по 31.12.2017 г. Данные указанных справок о совокупном доходе за 2017 г. указывали на допущенную неточность и подтверждали указанные в справке о доходах места службы в 2017 г. При подаче документов замечаний к качеству подготовки справки о своих доходах за 2017 г. к истцу не поступало, дополнительных пояснений или документов не запрашивалось, проверка полноты и достоверности предоставленной информации проводилась сотрудниками Управления Минкультуры России по ДФО в течение 60 дней в установленном порядке. По результатам проведенной проверки достоверности и полноты сведений лица, претендующего на должность федеральной государственной гражданской службы, 10.12.2018 исх. б/н в Минкультуры России был направлен доклад о результатах проверки в отношении ФИО2 с выводами об отсутствии обстоятельств, препятствующих назначению на должность федеральной государственной гражданской службы, а именно отсутствие признаков преступления или административного правонарушения, недостоверных данных. Наличие указанного дохода и отсутствие информации о допущенной неточности при предоставлении сведений о доходах, как лицом, претендующим на должность государственной гражданской службы, исключило возможности исправить допущенные истцом неточности до 12.01.2019 г. в порядке, установленном действующим законодательством. Факт представления недостоверных данных о ее доходах за 2017 г. стал известен в управлении Минкультуры России по ДФО в ходе проверки 12.10.2018 г. при получении ее документов и подтверждается информацией Управления федеральной налоговой службы по Хабаровскому краю от 14.11.2018 года. Повторно в Управление поступила аналогичная информация при проведении прокурорской проверки в феврале 2019 г. Следовательно, срок привлечения к ответственности, установленный статьями 59.1-59.3 Федерального закона № 79-ФЗ, исчисляемый с даты получения информация о недостоверных данных о доходах истца за 2017 г., определяется с 12.10.2018 г. и истекает - 12.04.2019 г., тогда как оспариваемый приказ № 79-ОК вынесен за пределами указанного срока - 01.07.2019 г. Как усматривается из протокола заседания комиссии по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов от 26.06.2019 № 1, и.о.руководителя Управления Минкультуры России по ДФО рекомендовано не применять к ФИО2 дисциплинарное взыскание, в связи с отсутствие умышленного совершения правонарушения в период до поступления на федеральную государственную гражданскую службу. Указанные рекомендации не учтены при вынесении приказа № 79-ОК. Следовательно, при вынесении дисциплинарного наказания приказом № 79-ОК нарушена процедура привлечения к дисциплинарной ответственности, установленная положениями статей 59.1-59.3 Федерального закона № 79-ФЗ и приказа Минкультуры России от 13.11.2018 № 1972. Кроме того, материалами проверочного дела от 18.10.2018 г., служебной проверки от 17.05.2019 г. и протокола комиссии от 26.06.2019 № 1, предоставление недостоверных данных о своих доходах за 2017 г., было допущено истцом при подаче документов на федеральную государственную гражданскую службу в Управление Минкультуры России по ДФО, т.е. в статусе лица, претендующего на замещение должности государственной гражданской службы, т.е. будучи не государственным гражданским служащим. На момент подачи документов 12.10.2018 г. истец не работала, что подтверждается записями в трудовой книжке. Указанная неточность допущена ею до прохождения государственной гражданской службы, не связана с нарушением ограничений и запретов, не принятию мер по урегулированию конфликта интересов, вытекающего из исполнения должностных обязанностей и личной заинтересованности государственного гражданского служащего, установленных положениями федеральных законов для должностей государственной гражданской службы. Документы при поступлении на государственную гражданскую службу поданы истцом в рамках требований статей 6-8, 12 Федерального закона «О противодействии коррупции», Указа Президента РФ от 21.09.2009 № 1065 как лицом, претендующим на замещение должности федеральной гражданской государственной службы, т.е. не в рамках обязанности, вытекающей из служебной деятельности и статуса государственного гражданского служащего. Исходя из вышеизложенного, при вынесении дисциплинарного взыскания приказом № 79-ОК не учтено, что истцом не были допущены нарушения Федерального закона о коррупции в период замещения должности федеральной государственной гражданской службы, следовательно, отсутствуют правовые основания для вынесения дисциплинарного взыскания. Кроме того, приказ № 79-ОК не содержит описание состава, допущенного истцом нарушения и сроков его обнаружения. Указанное не соответствует требованиям п.53 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 № 2 «О применении судами РФ Трудового кодекса РФ», содержащим положения об общих принципах назначения дисциплинарных наказаний (взысканий). Фактически текст приказа № 79-ФЗ не позволяет определить действие (бездействие) государственного гражданского служащего за которые вынесено дисциплинарное взыскание, приказ вынесен без учета рекомендаций комиссии, выраженных в протоколе от 26.06.2019 № 1, фактических обстоятельств дела, а также оценки качества проведенной проверки должностными лицами Управления Минкультуры России по ДФО документов, представленных лицами, претендующими на должность государственной гражданской службы. Применение незаконного дисциплинарного взыскания нанесло истцу существенный моральный вред.

Просила, с учетом уточненных исковых требований, признать незаконными действия и.о. руководителя Управления Минкультуры России по ДФО по изданию приказа от 01.07.2019 № 79-ок, обязать управление обеспечить недопущение включения в личное дело, а равно, изъять из него материалы проверки, и приказа № 79-ок от 01.07.2019 г. о назначении дисциплинарного взыскания ФИО2, взыскать компенсацию морального вреда в размере 300 000 рублей, судебные расходы за услуги представителя и оказание юридической помощи при рассмотрении дела в судебном порядке в размере 35 000 рублей, обязать ответчика направить приказ № 129-ок от 29.07.2019 г. «О признании недействительным приказа Управления Минкультуры России по ДФО от 29.07.2019 № 79-ок» в адрес Генерального прокурора РФ и Министерства культуры РФ, вынести в отношении и.о.руководителя Управления Минкультуры России по ДФО ФИО3 в порядке ст.226 АПК РФ частное определение о фактах нарушения требований положений ст.59.3 Федерального закона «О государственной гражданской службе в РФ» и Федерального закона «О противодействии коррупции» при вынесении приказа № 79-ок и направить его в адрес Министерства культуры РФ.

Определением суда от 25.10.2019 г. производство по гражданскому делу в части требования истца о возложении обязанности на Управление Минкультуры России по ДФО об отмене приказа Минкультуры России по ДФО от 01.07.2019 г. № 79-ОК «О применении дисциплинарного взыскания к ФИО2» прекращено в связи с отказом истца от данного требования.

Определением суда от 25.10.2019 г. в удовлетворении ходатайства Управления Минкультуры России по ДФО о принятии встречного искового заявления к ФИО2 о признании незаконным периода замещения должности федеральной государственной гражданской службы, взыскании денежных средств, признании ответчика подлежащей увольнению в связи с утратой доверия с внесением соответствующих изменений в приказ об увольнении, трудовую книжку и внесения сведений в реестр лиц, уволенных в связи с утратой доверия отказано.

Решением Кировского районного суда города Хабаровска от 25 октября 2019 года постановлено признать незаконным с момента издания приказа и.о. руководителя Управления Министерства культуры Российской Федерации по Дальневосточному федеральному округу ФИО3 № 79-ОК от 01.07.2019 «О применении дисциплинарного взыскания ФИО2».

Взыскать с Управления Министерства культуры Российской Федерации по Дальневосточному федеральному округу в пользу ФИО2 компенсацию морального вреда в размере 7 000 рублей, судебные расходы в размере 25 000 рублей.

В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.

В апелляционной жалобе Управление Министерства культуры Российской Федерации по Дальневосточному федеральному округу, ссылаясь на нарушение судом норм материального, процессуального права, просит решение суда отменить, отказать в удовлетворении иска. В обоснование доводов апелляционной жалобы указывает на то, что факт представления заведомо недостоверных или неполных сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера ФИО2 выявлен в ходе проверки Управления Генпрокуратуры России по ДФО и подтвержден ФИО2 в суде. Также выражает несогласие с взысканными судом расходами на представителя, который, по мнению ответчика, участвовал в судебных заседаниях формально, представленные платежные документы не являются надлежащим подтверждением оплаты. Полагает, что компенсация морального вреда взыскана, не обосновано, не доказан факт причинения работодателем вреда истцу.

В письменных возражениях на доводы апелляционной жалобы ФИО2 просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения. Считает решение суда законным, обоснованным.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представители ответчика доводы, изложенные в апелляционной жалобе, поддержали. Просили решение суда отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.

ФИО2 в судебном заседании суда апелляционной инстанции просила решение суда оставить без изменения.

Проверив законность и обоснованность решения суда, в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе (ч.1 ст.327.1 ГПК РФ), судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно ст. 11 Трудового кодекса РФ особенности правового регулирования труда отдельных категорий работников устанавливаются, кроме настоящего Кодекса, и иными Федеральными законами.

В соответствии со ст.73 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, применяются к отношениям, связанным с гражданской службой, в части, не урегулированной настоящим Федеральным законом.

Содержание и специфика профессиональной служебной деятельности государственных гражданских служащих на должностях государственной гражданской службы Российской Федерации, характер выполняемых ими функций, предъявляемые к ним квалификационные требования и ограничения, связанные с прохождением государственной гражданской службы, обусловливают особый правовой статус государственных гражданских служащих (Обзор судебной практики по спорам, связанным с прохождением службы государственными гражданскими служащими и муниципальными служащими, утв. Президиумом Верховного Суда РФ 22.06.2016).

Федеральным законом от 27.07.2004 № 79-ФЗ установлены порядок и условия прохождения федеральной государственной гражданской службы, порядок применения дисциплинарного взыскания.

Согласно ч.1 ст.57 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ за совершение дисциплинарного проступка, то есть за неисполнение или ненадлежащее исполнение гражданским служащим по его вине возложенных на него служебных обязанностей, представитель нанимателя имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания: замечание; выговор; предупреждение о неполном должностном соответствии.

В соответствии со ст.58 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ до применения дисциплинарного взыскания представитель нанимателя должен затребовать от гражданского служащего объяснение в письменной форме. В случае отказа гражданского служащего дать такое объяснение составляется соответствующий акт. Отказ гражданского служащего от дачи объяснения в письменной форме не является препятствием для применения дисциплинарного взыскания. Перед применением дисциплинарного взыскания проводится служебная проверка. При применении дисциплинарного взыскания учитываются тяжесть совершенного гражданским служащим дисциплинарного проступка, степень его вины, обстоятельства, при которых совершен дисциплинарный проступок, и предшествующие результаты исполнения гражданским служащим своих должностных обязанностей. Копия акта о применении к гражданскому служащему дисциплинарного взыскания с указанием оснований его применения вручается гражданскому служащему под расписку в течение пяти дней со дня издания соответствующего акта. Гражданский служащий вправе обжаловать дисциплинарное взыскание в письменной форме в комиссию государственного органа по служебным спорам или в суд.

В силу положений ст. 59.1 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ, за несоблюдение гражданским служащим ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции настоящим Федеральным законом, Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами, налагаются следующие взыскания: 1) замечание; 2) выговор; 3) предупреждение о неполном должностном соответствии.

Согласно ст. 59.2 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ, гражданский служащий подлежит увольнению в связи с утратой доверия в случае: непредставления гражданским служащим сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений (п.2). Сведения о применении к гражданскому служащему взыскания в виде увольнения в связи с утратой доверия за совершение коррупционного правонарушения включаются государственным органом, в котором гражданский служащий проходил гражданскую службу, в реестр лиц, уволенных в связи с утратой доверия, предусмотренный статьей 15 Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».

Статьей 59.3 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ предусмотрен Порядок применения взысканий за коррупционные правонарушения.

В силу ст.59.3 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ, взыскания, предусмотренные статьями 59.1 и 59.2 настоящего Федерального закона, применяются представителем нанимателя на основании доклада о результатах проверки, проведенной подразделением кадровой службы соответствующего государственного органа по профилактике коррупционных и иных правонарушений, а в случае, если доклад о результатах проверки направлялся в комиссию по урегулированию конфликтов интересов, - и на основании рекомендации указанной комиссии. С согласия гражданского служащего и при условии признания им факта совершения коррупционного правонарушения взыскание, за исключением увольнения в связи с утратой доверия, может быть применено на основании доклада подразделения кадровой службы соответствующего государственного органа по профилактике коррупционных и иных правонарушений о совершении коррупционного правонарушения, в котором излагаются фактические обстоятельства его совершения, и письменного объяснения такого гражданского служащего. При применении взысканий, предусмотренных статьями 59.1 и 59.2 настоящего Федерального закона, учитываются характер совершенного гражданским служащим коррупционного правонарушения, его тяжесть, обстоятельства, при которых оно совершено, соблюдение гражданским служащим других ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и исполнение им обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции, а также предшествующие результаты исполнения гражданским служащим своих должностных обязанностей. Взыскания, предусмотренные статьями 59.1 и 59.2 настоящего Федерального закона, применяются не позднее шести месяцев со дня поступления информации о совершении гражданским служащим коррупционного правонарушения и не позднее трех лет со дня его совершения. Взыскание в виде замечания может быть применено к гражданскому служащему при малозначительности совершенного им коррупционного правонарушения. В акте о применении к гражданскому служащему взыскания в случае совершения им коррупционного правонарушения в качестве основания применения взыскания указывается статья 59.1 или 59.2 настоящего Федерального закона. Копия акта о применении к гражданскому служащему взыскания с указанием коррупционного правонарушения и нормативных правовых актов, положения которых им нарушены, или об отказе в применении к гражданскому служащему такого взыскания с указанием мотивов вручается гражданскому служащему под расписку в течение пяти дней со дня издания соответствующего акта. Гражданский служащий вправе обжаловать взыскание в письменной форме в комиссию государственного органа по служебным спорам или в суд. Если в течение одного года со дня применения взыскания гражданский служащий не был подвергнут дисциплинарному взысканию, предусмотренному п.1, 2 или 3 ч.1 ст.57 настоящего Федерального закона, или взысканию, предусмотренному п.1, 2 или 3 ст.59.1 настоящего Федерального закона, он считается не имеющим взыскания.

Как следует из материалов дела и установлено в судебном заседании, приказом Управления Минкультуры России по ДФО от 12.12.2018 № 43-л ФИО2 назначена на должность федеральной государственной гражданской службы в Управление Министерства культуры России по ДФО - заместитель руководителя, начальник отдела государственного контроля и надзора.

Приказом Управления Министерства культуры России по ДФО № 79-ОК от 01.07.2019 г. ФИО2 в соответствии со ст. 59.1 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе», статьи 13 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», Указом Президента РФ от 21.09.2009 № 1065, на основании приказа Управления Минкультуры России по ДФО от 14.05.2019 № 95 «О комиссии Управления Министерства культуры Российской Федерации по Дальневосточному федеральному округу по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов», приказа Управления Минкультуры России по ДФО от 17.06.2019 № 107 «О комиссии Управления Министерства культуры Российской Федерации по Дальневосточному федеральному округу по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов», доклада по результатам проверки от 17.05.2019, протокола заседания комиссии от 26.06.2019 № 1 привлечена к дисциплинарной ответственности, применено дисциплинарное взыскание в виде замечания.

С данным приказом ФИО2 ознакомлена под роспись 22.07.2019 г.

На основании распоряжения Управления Минкультуры России по ДФО от 18.10.2019 г. № 93, в соответствии с Положением о проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими, и соблюдения федеральными государственными служащими требований к служебному поведению, утвержденным Указом Президента РФ от 21.09.2009 № 1065, на основании заявления ФИО2, дано указание провести проверку полноты и достоверности сведений, представленных ИМ. ФИО2, претендующей на замещение должности федеральной государственной гражданской службы заместителя руководителя – начальника отдела государственного контроля и надзора Управления Минкультуры России по ДФО; Ответственным должностным лицом за проведение проверки назначить заместителя руководителя Управления Минкультуры России по ДФО ФИО3; По итогам проверки ФИО3 предоставить доклад, содержащий предложения, предусмотренные пп.«а, б» п.28 Положения о проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими, и соблюдения федеральными государственными служащими требований к служебному поведению, утв. Указом Президента РФ от 21.09.2009 № 1065.

Из доклада по результатам проверки, подготовленным ФИО3 от 10.12.2018 № б/н, следует, что обстоятельств, свидетельствующих о наличии признаков преступления или административного правонарушения ФИО2, не установлено. Рекомендовано назначить гражданина ФИО2 на должность федеральной государственной службы Управления Минкультуры России по ДФО.

Как следует из протокола заседания комиссии по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов от 26.06.2019 г. № 1, в составе: и.о.председателя комиссии, зам.председателя комиссии ФИО5, секретаря комиссии ФИО6, независимого эксперта ФИО7, в присутствии государственного гражданского служащего – зам.руководителя, начальника отдела государственного контроля и надзора Управления Минкультуры по ДФО ФИО2, по рассмотрению вопроса о соблюдении гражданской ФИО2 требований о предоставлении полных и достоверных сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, установленных для граждан, претендующих на замещение должностей государственной службы положениями ст.8 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», Указом Президента РФ от 18.05.2009 № 559 «О предоставлении гражданам, претендующим на замещение должностей федеральной государственной службы, и замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера».

Комиссии на рассмотрение представлены документы:

1. Представление заместителя Генерального прокурора РФ Управления Генеральной прокуратуры в ДФО ФИО8 от 25.04.2019 № 42-10-2019/86/56 об устранении нарушений законодательства о противодействии коррупции;

2. Приказ о проведении проверки от 18.10.2018 № 93 «О проведении проверки».

3. Материалы проверки, проводимой в отношении ФИО2 в соответствии с требованиями Указа Президента РФ от 21.09.2009 № 1065 «О проверке достоверности и полноты сведений, представленных гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими, и соблюдения федеральными государственными служащими требований к служебному поведению», в том числе доклад от 10.12.2018 б/н о результатах проверки.

На комиссию вынесен вопрос: о решении вопроса о привлечении к дисциплинарной ответственности, в порядке, предусмотренном Указом Президента РФ от 18.05.2009 № 559 «О предоставлении гражданам, претендующим на замещение должностей федеральной гражданской службы, и федеральными государственными служащими сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера» ФИО2, представившей недостоверные сведения о доходах за 2017 г., при поступлении на государственную гражданскую службу в комплекте документов на замещение должности федеральной государственной гражданской службы – заместителя руководителя, начальника отдела государственного контроля и надзора Управления Минкультуры России по ДФО 18.10.2019 г.

Согласно выводам комиссии ФИО2 не может быть привлечена к дисциплинарной ответственности, предусмотренной ст.59.1 Федерального закона № 79, поскольку в период совершения нарушения не являлась государственным гражданским служащим, данные о доходах за 2017 г. были предоставлены не корректно, не умышленно, с приложением всех необходимых справок по форме 2-НДФЛ, пришла к выводу: рекомендовать и.о. руководителя управления Минкультуры по ДФО ФИО3 не применять к заместителю руководителя, начальнику отдела государственного контроля и надзора дисциплинарное взыскание, предусмотренное положениями ст.57 Федерального закона № 79-ФЗ

Из служебной записки от 26.07.2019 г. за № 675 начальника отдела экономики и финансов ФИО5 на имя и.о. руководителя Управления Минкультуры России по ДФО ФИО3 следует, что 10.07.2019 г. в Управление Минкультуры России по ДФО поступило письмо из Департамента государственной охраны культурного наследия Минкультуры России от 10.07.2019 № 10334-12-02 о предоставлении в Департамент управления делами Минкультуры России копий материалов проверки достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера в отношении заместителя руководителя – начальника отдела государственного контроля и надзора Управления Минкультуры России по ДФО ФИО2 в соответствии с поручение Генеральной прокуратуры РФ от 05.06.2019 № 86/1-131-2019/Нд17901-19 и п.4 Положения о комиссии Минкультуры России по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов, утв. приказом Минкультуры России от 13.11.2018 № 1972. После направления пакета документов в Минкультуры России, ей поступил звонок от референта Отдела профилактики коррупционных нарушений и контроля Департамента управления делами Минкультуры России ФИО9, в которой она дала разъяснения о следующем. В соответствии с п.4 Положения о комиссии Минкультуры России по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов, утвержденного приказом Минкультуры России от 13.11.2018 № 1972 комиссия рассматривает вопросы, связанные с соблюдением требований к служебному поведению и (или) требований об урегулировании конфликта интересов, в отношении государственных служащих, замещающих должности руководителей и заместителей руководителей территориальных органов Министерства культуры РФ. В пояснениях заместителя руководителя – начальника отдела государственного контроля и надзора Управления Минкультуры РФ по ДФО ФИО2, полученных в ходе проведения служебной проверки указано требование о рассмотрении вопроса на комиссии, без указания принадлежности комиссии, чем она была введена в заблуждение и ошибочно предоставила материал на рассмотрение комиссию при Управлении Минкультуры РФ по ДФО. В связи с направлением материалов в Минкультуры России (исх. от 19.07.2019 № 659/01-38) просит принять решение об отмене приказа от 01.07.2019 № 79-ок «О применении дисциплинарного взыскания ФИО2».

Приказом и.о. руководителя Управления Минкультуры России по ДФО ФИО3 от 29.07.2019 № 129 признан недействительным приказ Управления Минкультуры России по ДФО от 01.07.2019 № 79-ок «О применении дисциплинарного взыскания ФИО2» (том 1, л.д.79).

С данным приказом ФИО2 ознакомлена 04.09.2019 г.

Разрешая спор, суд первой инстанции, установив выше указанные обстоятельства, пришел к выводу о том, что при применении дисциплинарного наказания ответчиком нарушена процедура привлечения истца к дисциплинарной ответственности, установленная положениями статей 59.1 - 59.3 Федерального закона № 79-ФЗ и приказа Минкультуры России от 13.11.2018 г. № 1972, вследствие чего изданный в отношении ФИО2 приказ № 79-ОК от 01.07.2019 г. о применении дисциплинарного взыскания признан незаконным с момента своего издания.

При этом суд исходил из того, что истец после отмены ответчиком оспариваемого приказа не отказывалась от исковых требований в данной части, настаивала на удовлетворении иска.

Судебная коллегия признает правильным вывод суда о наличии оснований для удовлетворения требования истца в части признания незаконным приказа о применении дисциплинарного взыскания с момента его издания.

Доводы апелляционной жалобы в указанной части не опровергают выводы суда первой инстанции, сводятся лишь к несогласию с выводом суда об отказе в удовлетворении иска в указанной части.

Установив при рассмотрении спора по существу, что ответчиком допущено нарушение трудовых прав работника, руководствуясь ч. 1 ст. 237 Трудового кодекса Российской Федерации, исходя из конкретных обстоятельств данного дела, с учетом объема и характера причиненных нравственных страданий, степени вины работодателя, иных заслуживающих внимание обстоятельств, в соответствии с требованиями о разумности и справедливости, суд первой инстанции обоснованно взыскал компенсацию морального вреда в пользу истца, определив ее размер в сумме 7 000 рублей.

Судебная коллегия полагает, что в части требования о взыскании компенсации морального вреда и наличия оснований для его взыскания, решение суда является законным обоснованным, соответствует положениям ст. 237 Трудового кодекса Российской Федерации.

В соответствии со ст. 100 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации с ответчика в пользу истца взысканы расходы на оплату услуг представителя в размере 25 000 рублей.

Расходы истца по оплате услуг представителя подтверждаются материалами дела. При определении размера данных расходов, подлежащих взысканию в пользу истца с ответчика, суд первой инстанции принял во внимание объем выполненной представителем работы, характер спора и требования разумности.

Довод апелляционной жалобы о ненадлежащем оформлении документов, подтверждающих размер понесенных истцом расходов на оплату услуг представителя, является несостоятельным и не освобождает ответчика от обязанности возместить истцу такие расходы, факт оплаты истцом представителю денежных средств обусловлен заключенным договором об оказании юридических услуг.

Факт оплаты истцом оказанных юридических услуг подтверждается квитанциями от 21.08.2019 г., 29.08.2019 г. на общую сумму 35 000 рублей.

Стороной ответчика данные обстоятельства допустимыми доказательствами не опровергнуты.

Доводов, которые бы имели правовое значение для разрешения спора и нуждались в дополнительной проверке, апелляционная жалоба не содержит.

Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

Решение Кировского районного суда города Хабаровска от 25 октября 2019 года, постановленное по гражданскому делу по иску ФИО2 к Управлению Министерства культуры Российской Федерации по Дальневосточному федеральному округу о признании незаконным приказа от 01.07.2019г. № 79-ОК о применении дисциплинарного взыскания, признании незаконными действий и.о. руководителя Управления Минкультуры России по ДФО по изданию приказа от 01.07.2019г. № 79-ок, возложении обязанности обеспечить недопущение включения в личное дело материалов проверки и приказа № 79-ок от 01.07.2019г. о применении дисциплинарного взыскания, направление приказа № 129-ОК от 29.07.2019г. «О признании недействительным приказа Управления Минкультуры России по ДФО от 01.07.2019г. № 79-ок» в адрес Генеральной прокуратуры Российской Федерации и Министерства культуры Российской Федерации, взыскании денежной компенсации морального вреда, судебных расходов, оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Министерства культуры Российской Федерации по Дальневосточному федеральному округу - без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Девятый кассационный суд общей юрисдикции в течение трех месяцев со дня его вступления в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через суд первой инстанции.

Председательствующий Т.А. Разуваева

Судьи Н.В. Пестова

ФИО1