ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-1316/2022 от 07.09.2022 Мурманского областного суда (Мурманская область)

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 07.09.2022

Судья Матвеева О.Н.

№ 33-2600/2022

УИД 51RS0001-01-2022-001329-21

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Мурманск

07 сентября 2022 г.

Судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда в составе:

председательствующего

Койпиш В.В.

судей

ФИО1

ФИО2

при секретаре

ФИО3

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1316/2022 по иску прокурора Октябрьского административного округа города Мурманска, действующего в интересах Платонова Марка Петровича, к администрации города Мурманска, Комитету имущественных отношений города Мурманска о возложении обязанности предоставить благоустроенное жилое помещение

по апелляционной жалобе администрации города Мурманска, Комитета имущественных отношений города Мурманска на решение Октябрьского районного суда города Мурманска от 17 мая 2022 г.

Заслушав доклад судьи Койпиш В.В., возражения относительно доводов апелляционной жалобы старшего помощника прокурора Октябрьского административного округа города Мурманска Киселевой А.А., истца ФИО5, судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда

установила:

прокурор Октябрьского административного округа города Мурманска в интересах ФИО5 обратился в суд к Комитету имущественных отношений города Мурманска о возложении обязанности предоставить благоустроенное жилое помещение.

В обоснование заявленных требований указано, что прокуратурой Октябрьского административного округа города Мурманска проведена проверка исполнения законодательства о жилищных правах детей-сирот, которой установлено, что ФИО5 постановлением администрации города Мурманска от 21 декабря 2017 года № 4047 «О включении в муниципальный список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда» включен в соответствующий муниципальный список, имеет право на обеспечение жилым помещением.

_ _ ФИО5 достиг возраста восемнадцати лет, однако благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения ему не предоставлено.

Просил суд возложить на Комитет имущественных отношении города Мурманска обязанность в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу предоставить ФИО5 отдельное благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения.

Протокольным определением суда к участию в деле в качестве соответчика привлечена администрация города Мурманска.

Судом принято решение, которым исковые требования прокурора Октябрьского административного округа города Мурманска удовлетворены, на администрацию города Мурманска, Комитет имущественных отношений города Мурманска возложена обязанность в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу предоставить ФИО5 благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения.

В апелляционной жалобе представитель администрации города Мурманска, Комитета имущественных отношений города Мурманска ФИО6 просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт, которым отказать прокурору в удовлетворении заявленных требований.

Ссылаясь на положения части 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», указывает, что дети-сироты по достижении ими 18 лет подлежат обеспечению жилым помещением в соответствии с региональным законодательством исключительно по их письменному заявлению.

Приводя положения статей 8, 10.1 закона Мурманской области от 28 декабря 2004 года N 568-01-ЗМО «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», пункты 2.2.1, 2.6, 2.7.2 административного регламента предоставления государственной услуги «Предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», утвержденного постановлением администрации города Мурманска от 12 января 2016 года N 8, настаивает на том, что ФИО5 в установленном законом порядке с заявлением о предоставлении благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения к ответчикам не обращался.

Отмечает, что ввиду отсутствия надлежащего обращения ФИО5 не проверялось не утрачены ли основания для предоставления материальному истцу благоустроенного жилого помещения.

Считает, что суд не может подменять уполномоченные исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления в принятии решения и служить юридическим основанием для самостоятельного решения указанными органами вопросов, находящихся в их полномочиях.

В судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились представители администрации города Мурманска, Комитета имущественных отношений города Мурманска, извещенные о времени и месте рассмотрения дела в установленном законом порядке.

Судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда, руководствуясь частью 3 статьи 167 и частью 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся в судебное заседание лиц, поскольку их неявка не препятствует рассмотрению дела.

В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции, судебная коллегия оснований к отмене или изменению постановленного по делу решения по доводам апелляционной жалобы не находит.

Разрешая спор, суд правильно определил характер правоотношений между сторонами и закон, подлежащий применению при рассмотрении дела, на основании которого определил круг обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела по существу, собранным по делу доказательствам дал оценку в их совокупности в соответствии со статьей 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

В статье 40 Конституции Российской Федерации закреплено право каждого на жилище.

Согласно части 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

В статье 1 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. (ред. от 17.02.2021) № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» определены понятия, которые применяются в этом Законе, в том числе: лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с данным федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

На основании положений абзаца 1 пункта 1 статьи 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом пункта 1 статьи 8 приведенного Федерального закона по их заявлению в письменной форме по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом данного пункта, по их заявлению в письменной форме ранее чем по достижении ими возраста 18 лет (абзац 2 пункта 1 статьи 8.

По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом пункта 1 статьи 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, медицинских организациях и иных организациях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, профессионального обучения, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях (абзац 3 пункта 1 статьи 8).

Согласно пункту 3 статьи 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, указанных в пункте 9 настоящей статьи, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи. Лица, указанные в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи, включаются в список по достижении возраста 14 лет.

Помимо федерального законодательства, вопросы обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на региональном уровне регулируются Законом Мурманской области от 28 декабря 2004 года № 568-01-ЗМО «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Частью 1 статьи 4 Закона Мурманской области от 28 декабря 2004 года № 568-01-ЗМО «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусмотрено, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, однократно обеспечиваются благоустроенными жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в порядке, установленном Законом Мурманской области. Данная гарантия предоставляется указанным лицам, место жительства которых находится на территории Мурманской области.

Согласно статье 8 Закона Мурманской области «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» государственными полномочиями по обеспечению жилым помещением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, наделены органы местного самоуправления муниципальных образований со статусом городского округа, муниципального округа и муниципального района.

В силу положений статьи 9 Закона Мурманской области «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» финансовое обеспечение государственных полномочий осуществляется за счет субвенций из областного бюджета, предоставляемых местным бюджетам городских округов, муниципальных округов и муниципальных районов. Органы местного самоуправления имеют право дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства для осуществления государственных полномочий в случаях и порядке, предусмотренных уставом муниципального образования. Порядок предоставления субвенции местным бюджетам устанавливается Правительством Мурманской области. Средства субвенций носят целевой характер и не могут быть использованы на другие цели.

Согласно части 2 статьи 10.1 приведенного Закона Мурманской области органы местного самоуправления при осуществлении государственных полномочий обязаны самостоятельно организовывать эту деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством Мурманской области, а также актами, указанными в подпункте 1 пункта 2 статьи 10 настоящего Закона, разрабатывать и утверждать административные регламенты предоставления государственных услуг в части переданных государственных полномочий.

Постановлением Правительства Мурманской области от 17 февраля 2005 года N 46-ПП утверждены Правила обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В соответствии с пунктом 2.8 указанных Правил детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, уполномоченным органом местного самоуправления, на территории которого находится место жительства указанных лиц, предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда.

Постановлением администрации города Мурманска от 13 ноября 2017 года N 3606 утверждена также муниципальная программа города Мурманска «Социальная поддержка» на 2018 - 2024 годы».

Администрацией города Мурманска постановлением от 12 января 2016 года N 8 утвержден Административный регламент предоставления государственной услуги «Предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее – Административный регламент).

Пунктом 2.2.1 Административного регламента предусмотрено, что предоставление государственной услуги осуществляет Комитет имущественных отношений города Мурманска.

Согласно пункту 2.6.1.1 Административного регламента предоставление государственной услуги осуществляется на основании заявления о предоставлении государственной услуги по форме согласно приложению N 1 к настоящему Административному регламенту. В пункте 2.6.1 Административного регламента приведен перечень документов, которые должен представить заявитель и перечень документов, которые запрашивает Комитет.

В соответствии с пунктом 2.7.2 Административного регламента основаниями для отказа в предоставлении государственной услуги являются, в том числе не предоставление заявителем предусмотренных подразделом 2.6 настоящего административного регламента документов, которые заявитель должен предоставить самостоятельно, либо наличие в них недостоверной информации.

Как установлено судом и следует из материалов дела, ФИО5, _ _ относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Мать ФИО5 - ФИО7 лишена родительских прав решением Октябрьского районного суда города Мурманска от 01 февраля 2007 года, являлась одинокой матерью.

Распоряжением Управления Октябрьского административного округа города Мурманска от 07 декабря 2005 года № 991 опекуном ФИО5 назначена П

Распоряжением Управления Октябрьского административного округа г. Мурманска от 14 марта 2016 года № 50 ФИО5 гарантировано право на предоставление жилья в городе Мурманске по достижении совершеннолетия.

Постановлением администрации города Мурманска от 21 декабря 2017 года № 4074 «О включении в муниципальный список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда ФИО8 включен в муниципальный список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда.

Основанием для включения в список явилось заявление опекуна ФИО5 – П от 07 декабря 2017 года.

03 ноября 2021 года ФИО5 достиг возраста восемнадцати лет, однако, благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения ему не предоставлено.

Разрешая спор, руководствуясь приведенными нормами материального права, определяющими права и обязанности сторон, проанализировав представленные сторонами доказательства в соответствии с требованиями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, установив, что ФИО5 относится к лицам из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, включена в установленном законом порядке в муниципальный список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда, при этом жильем по достижении совершеннолетия не обеспечен, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения заявленных прокурором требований и возложил на администрацию города Мурманска, Комитет имущественных отношений города Мурманска обязанность по обеспечению ФИО5 жилым помещением специализированного жилищного фонда в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Выводы суда подробно мотивированы, соответствуют установленным по делу обстоятельствам и требованиям действующего законодательства, оснований для признания их неправильными судебная коллегия не усматривает.

Доводы апелляционной жалобы о том, что ФИО5 не соблюден заявительный характер обращения по вопросу жилищного обеспечения, в связи с чем ответчиками не проверялось сохранились ли основания для предоставления материальному истцу благоустроенного жилого помещения, судебной коллегией отклоняются как несостоятельные.

Из материалов дела следует, что по состоянию на 24 апреля 2022 года ФИО5 объектов недвижимости в собственности не имеет, что следует из уведомления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 24 апреля 2022 года (л.д. 63).

Согласно справке формы № 9, представленной ГОБУ «МФЦ МО», ФИО5 зарегистрирован и проживает по адресу: ... жилое помещение принадлежит на праве собственности опекуну ФИО5 - П

Кроме того, как следует из пояснений ФИО8, он и его опекун неоднократно обращались в Комитет за разрешением вопроса о предоставлении жилого помещения, что не дало положительных результатов, в связи с чем, выразив свою волю, он обратился в органы прокуратуры с соответствующим заявлением.

Судебная коллегия также полагает необходимым указать, что основания для предоставления ФИО5 благоустроенного жилого помещения проверялись ответчиками при включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда.

В этой связи, учитывая, что ФИО5 признан в установленном законом порядке нуждающимся в жилом помещении и на дату разрешения спора жильем не обеспечен, оснований для лишения истца гарантированного и нереализованного права на предоставление жилого помещения не имеется.

При таких обстоятельствах решение суда основано на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании представленных сторонами доказательств, которым судом дана надлежащая правовая оценка, соответствует нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.

Иные приведенные в апелляционной жалобе доводы сводятся к несогласию с выводами суда и не содержат указание на обстоятельства и факты, которые не были проверены или учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы правовое значение для вынесения решения по существу спора, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, фактически основаны на ошибочном толковании норм права, направлены на переоценку установленных судом обстоятельств, оснований для переоценки которых и иного применения норм материального права у суда апелляционной инстанции не имеется.

Не усматривается судебной коллегией и нарушений судом норм процессуального права, которые в соответствии с частью 4 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации являются безусловным основанием для отмены решения суда первой инстанции.

При таком положении судебная коллегия находит постановленное решение суда законным и обоснованным, оснований, предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, к отмене или изменению решения суда, в том числе и по мотивам, приведенным в апелляционной жалобе, не имеется.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 193, 199, 327, 328, 329 и 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда

определила:

решение Октябрьского районного суда города Мурманска от 17 мая 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации города Мурманска, Комитета имущественных отношений города Мурманска – без удовлетворения.

председательствующий

судьи