ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
УИД 91RS0006-01-2020-002035-98
дело №2-131/2021 судья первой инстанции – Корбут А.О.
дело №33-6135/2021 судья-докладчик апелляционной инстанции – Онищенко Т.С.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
13 июля 2021 года г. Симферополь
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым в составе:
председательствующего, судьи | Онищенко Т.С., |
судей | ФИО1, ФИО2, |
при секретаре | ФИО3, |
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Онищенко Т.С. гражданское дело по иску заместителя прокурора Бахчисарайского района Республики Крым в интересах неопределённого круга лиц, Российской Федерации к Администрации Красномакского сельского поселения Бахчисарайского района Республики Крым о признании недействительными постановлений органа местного самоуправления, третьи лица – Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым (Минимущество Республики Крым), Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым (Госкомрегистр), Администрация Бахчисарайского района Республики Крым, Межрегиональное территориальное управление федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Крым и городе Севастополе (МТУ Росимущества в Республике Крым и городе Севастополе), по апелляционной жалобе представителя Администрации Красномакского сельского поселения Бахчисарайского района Республики Крым - ФИО4 на решение Бахчисарайского районного суда Республики Крым от 04 февраля 2021 года,
УСТАНОВИЛА:
Заместитель прокурора Бахчисарайского района Республики Крым, действуя в интересах неопределённого круга лиц, Российской Федерации, обратился в суд с исками к администрации Красномакского сельского поселения Бахчисарайского района Республики Крым и просил:
признать недействительным постановление администрации Красномакского сельского поселения от 11 июля 2019 года №177 «Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории и предварительном согласовании предоставления земельного участка»;
признать недействительным постановление администрации Красномакского сельского поселения от 11 июля 2019 года №176 «Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории и предварительном согласовании предоставления земельного участка»;
признать недействительным постановление администрации Красномакского сельского поселения от 8 февраля 2019 года №37 «Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории и предварительном согласовании предоставления земельного участка»;
признать недействительным постановление администрации Красномакского сельского поселения от 19 июля 2019 года №191 «Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории и предварительном согласовании предоставления земельного участка».
18 августа 2020 года заместитель прокурора Бахчисарайского района Республики Крым в интересах неопределённого круга лиц, Российской Федерации обратился в суд с иском к администрации Красномакского сельского поселения Бахчисарайского района Республики Крым и просил признать недействительным постановление администрации Красномакского сельского поселения от 19 июня 2019 года №156 «Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории и предварительном согласовании предоставления земельного участка».
Заявленные требования заместитель прокурора Бахчисарайского района Республики Крым обосновывал тем, что в результате проведённой проверки соблюдения требований земельного законодательства при принятии вышеуказанных постановлений администрацией Красномакского сельского поселения Бахчисарайского района Республики Крым установлено, что за муниципальным образованием Красномакское сельское поселение Бахчисарайского района Республики Крым зарегистрировано право собственности на следующие земельные участки:
с кадастровым номером 90:01:120501:1707 площадью 5 000 кв.м, основанием для регистрации которого послужили постановление администрации от 11 июля 2019 года №177 «Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории и предварительном согласовании предоставления земельного участка», а также выписка из реестра муниципального имущества муниципального образования Красномакского сельского поселения Бахчисарайского района Республики Крым от 17 июля 2019 года №313 в отношении земельного участка площадью 5 000 кв.м, с реестровым номером объекта В-11001000223;
с кадастровым номером 90:01:120601:345 площадью 3 904 кв.м, основанием для регистрации которого послужили постановление администрации от 11 июля 2019 года №176 «Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории и предварительном согласовании предоставления земельного участка», а также выписка из реестра муниципального имущества муниципального образования Красномакского сельского поселения Бахчисарайского района Республики Крым от 17 июля 2019 года №314 в отношении земельного участка площадью 3 904 кв.м, с реестровым номером объекта В-11001000224;
с кадастровым номером 90:01:120501:1708 площадью 15 294 кв.м, основанием для регистрации которого послужили постановление администрации от 8 февраля 2019 года №37 «Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории и предварительном согласовании предоставления земельного участка», а также выписка из реестра муниципального имущества муниципального образования Красномакского сельского поселения Бахчисарайского района Республики Крым от 4 апреля 2019 года №277 в отношении земельного участка площадью 15 294 кв.м, с реестровым номером объекта В-11004000193;
с кадастровым номером 90:01:120601:340 площадью 5 040 кв.м, основанием для регистрации которого послужили постановление администрации от 19 июня 2019 года №191 «Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории и предварительном согласовании предоставления земельного участка», а также выписка из реестра муниципального имущества муниципального образования Красномакского сельского поселения Бахчисарайского района Республики Крым от 17 июля 2019 года №319 в отношении земельного участка площадью 5 040 кв.м, с реестровым номером объекта В-11001000229;
с кадастровым номером 90:01:120601:344 площадью 1 073 кв.м, основанием для регистрации которого послужили постановление администрации от 19 июня 2019 года №156 «Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории и предварительном согласовании предоставления земельного участка», а также выписка из реестра муниципального имущества муниципального образования Красномакского сельского поселения Бахчисарайского района Республики Крым от 25 июня 2019 года №310 в отношении земельного участка площадью 1 073 кв.м, с реестровым номером объекта В-11003000220.
Вышеуказанные земельные участки в силу положений статьи 2 Закона Республики Крым №38-ЗРК «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым» находятся в государственной собственности Республики Крым и администрацией Красномакского сельского поселения Бахчисарайского района Республики Крым нарушен порядок передачи земельных участков, находящихся в собственности Республики Крым, в муниципальную собственность.
Формирование земельных участков, включение их в реестр имущества сельского поселения и государственная регистрация права муниципальной собственности на них, осуществлены должностными лицами администрации Красномакского сельского поселения Бахчисарайского района Республики Крым в нарушение положений Закона Республики Крым от 8 августа 2014 года №46-ЗРК «Об управлении и распоряжении государственной собственностью Республики Крым», согласно которого решения о передаче имущества из собственности Республики Крым в муниципальную собственность принимаются Советом министров Республики Крым на основании предложений исполнительных органов государственной власти Республики Крым и органов местного самоуправления соответственно о передаче имущества из собственности Республики Крым в муниципальную собственность по согласованию с Государственным Советом Республики Крым.
В ходе проверки прокуратурой установлено, что обжалуемые постановления утверждены администрацией Красномакского сельского поселения Бахчисарайского района Республики Крым и подписаны главой администрации Красномакского сельского поселения Бахчисарайского района Республики Крым.
Определением суда от 24 июля 2020 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым /л.д. 48/.
Определением суда от 14 сентября 2020 года (протокольно) к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечён Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым /л.д. 73/.
Определением суда от 27 октября 2020 года (протокольно) к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена администрация Бахчисарайского района Республики Крым /л.д. 94/.
Определением Бахчисарайского районного суда Республики Крым от 27 октября 2020 года в одно производство объединены гражданские дела №2-1353/2020, №2-1354/2020, №2-1355/2020, №2-1356/2020, №2-1361/2020 по исковым заявлениям заместителя прокурора Бахчисарайского района Республики Крым к администрации Красномакского сельского поселения Бахчисарайского района Республики Крым о признании недействительными постановлений об утверждении схемы расположения земельных участков /л.д. 95/.
Определением суда от 21 декабря 2020 года (протокольно) к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Межрегиональное территориальное управление федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Крым и городе Севастополе /л.д. 160/.
Решением Бахчисарайского районного суда Республики Крым от 04 февраля 2021 года иск заместителя прокурора Бахчисарайского района Республики Крым в интересах неопределённого круга лиц, Российской Федерации удовлетворён.
Признаны недействительными постановления администрации Красномакского сельского поселения Бахчисарайского района Республики Крым:
№37 от 8 февраля 2019 года «Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории и предварительном согласовании предоставления земельного участка»;
№156 от 19 июня 2019 года «Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории и предварительном согласовании предоставления земельного участка»;
№176 от 11 июля 2019 года «Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории и предварительном согласовании предоставления земельного участка»;
№177 от 11 июля 2019 года «Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории и предварительном согласовании предоставления земельного участка»;
№191 от 19 июля 2019 года «Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории и предварительном согласовании предоставления земельного участка» /л.д. 173-179/.
Не согласившись с данным решением суда, представитель ответчика – ФИО4 подал апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение суда первой инстанции, принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований, ссылаясь на неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела, нарушение норм материального и процессуального права /л.д. 187-190/.
В частности, основные доводы жалобы заключаются в том, что спорные земельные участки являются местами захоронения и отнесены к ведению муниципального образования. При утверждении генерального плана территорий от министерства имущественных и земельных отношений, не поступало разногласий по формированию территории муниципального образования, а значит их имущественное право не было нарушено при утверждении генерального плана. Ссылка суда на отсутствие на данных земельных участках зданий, сооружений, иных объектов недвижимости, которые находились бы в пользовании органа местного самоуправления несостоятельна. На данных земельных участках находятся надгробия, согласно целевому назначению земельных участков, которые, согласно российского законодательства, могут являться собственностью родственников, погребённых. Право собственности на надгробия не переходят муниципальному образованию и не могут служить основанием возникновения прав на земельный участок. В предоставленном государственном акте на право постоянного пользования 1-КМ №004261 обозначены земельные участки, которые перешли в государственную собственность. В обжалуемом решении суд не дал оценке данному документу, а истцом на обозрение суда не были предоставлены документы, которые бы подтверждали, что спорные земельные участки каким-либо образом нарушили права земельных участком, обозначенных в государственном акте. Определением суда материалы дела по земельному участку с кадастровым номером 90:01:120601:344 были переданы на рассмотрение Арбитражного суда Республики Крым, так как затрагивают вопросы предпринимательского права. Определением Арбитражного суда Республики Крым от 15 сентября 2020 года материалы дела по земельному участку 90:01:120601:344, площадью 1073 кв.м, реестр муниципального имущества муниципального образования Красномакского сельского поселения Бахчисарайского района № 310 от 17 июля 2019 года, заявителем по которому является заместитель прокурора Бахчисарайского района, а ответчиком Администрация Красномакского сельского поселения, было принято к производству. В соответствии с данными обстоятельствами суд не имел право рассматривать материалы дела и выносить решение по указанному земельному участку, так как судом не может рассматриваться заявление истца, если на рассмотрении иного суда имеется заявление с таким же предметом спора и субъектами правоотношений.
Заместителем прокурора Бахчисарайского района Республики Крым предоставлены письменные возражения, в которых он просит оставить решение суда первой инстанции без изменений, ссылаясь на необоснованность доводов жалобы /л.д. 209-212/.
Стороны, будучи надлежащим образом извещёнными о времени и месте рассмотрения дела, в заседание суда апелляционной инстанции не явились, о причинах неявки не сообщили, что с учётом положений части 3 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не препятствует рассмотрению дела.
В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционное производство как один из процессуальных способов пересмотра, не вступивших в законную силу судебных постановлений, предполагает проверку законности и обоснованности решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления. Суд оценивает имеющиеся в деле, а также дополнительно представленные доказательства, если признает, что они не могли быть представлены стороной в суд первой инстанции; подтверждает указанные в обжалованном решении суда факты и правоотношения или устанавливает новые факты и правоотношения.
Заслушав доклад судьи Онищенко Т.С., проверив материалы дела, законность и обоснованность обжалуемого решения в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу о том, что обжалуемое решение суда подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба – без удовлетворения.
Согласно части 1 статьи 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, решение суда должно быть законным и обоснованным.
В соответствии с постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации «О судебном решении» №23 от 19 декабря 2003 года, решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации). Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании, а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Обжалуемое решение суда первой инстанции соответствует изложенным требованиям.
Согласно статье 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
По мнению судебной коллегии, суд первой инстанции при принятии решения таких нарушений не допустил.
Как следует из материалов дела и установлено судом, 08 февраля 2019 года постановлением администрации Красномакского сельского поселения Бахчисарайского района Республики Крым № 37 «Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории и предварительном согласовании предоставления земельного участка» утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории площадью 15 294 кв.м, расположенного по адресу: Республика Крым, Бахчисарайский район, с. Красный Мак, в районе ул. Бахчисарайская, категория земель – земли населённого пункта, вид разрешённого использования – ритуальная деятельность, код 12.1; предварительно согласовано расположение земельного участка, площадью 15 294 кв.м, для размещения кладбища на территории Красномакского сельского поселения Бахчисарайского района Республики Крым /л.д. 118/.
11 февраля 2019 года земельному участку 15 294 кв.м, расположенному по адресу: Республика Крым, Бахчисарайский район, с. Красный Мак, в районе ул. Бахчисарайская, присвоен реестровый номер имущества Республики Крым – В11004000193 /л.д. 119/.
Согласно выписке из реестра муниципального имущества муниципального образования Красномакское сельское поселение Бахчисарайского района Республики Крым от 04 апреля 2019 года № 277 о земельном участке с реестровым номером имущества Республики Крым В11004000193, документом-основанием возникновения права собственности муниципального образования Красномакское сельское поселение Бахчисарайского района Республики Крым является Закон Республики Крым от 31 июля 2014 года № 38-ЗРК /л.д. 119/.
В соответствии с материалами дела правоустанавливающих документов №90:01:120501:1708, основанием для регистрации права собственности муниципального образования на указанный земельный участок послужило постановление администрации Красномакского сельского поселения Бахчисарайского района Республики Крым от 08 февраля 2019 года №37 «Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории и предварительном согласовании предоставления земельного участка», а также выписка из реестра муниципального имущества муниципального образования Красномакское сельское поселение Бахчисарайского района Республики Крым от 04 апреля 2019 года № 277, в отношении земельного участка площадью 15 294 кв.м /дело №2-1356/2020 – т.3, л.д. 36-44/.
19 июня 2019 года постановлением администрации Красномакского сельского поселения Бахчисарайского района Республики Крым №156 «Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории и предварительном согласовании предоставления земельного участка» утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории площадью 1 073 кв.м, расположенного в <...>, на территории Красномакского сельского поселения Бахчисарайского района Республики Крым, и находящегося в муниципальной собственности Красномакского сельского совета, категория земель – земли населённых пунктов, вид разрешённого использования – объекты дорожного сервиса (код 4.9.1); предварительно согласовано предоставление земельного участка площадью 1 073 кв.м, расположенного в <...>, в аренду с проведением торгов для размещения объектов придорожного сервиса /л.д. 116/.
20 июня 2019 года земельному участку площадью 1 073 кв.м, расположенному по адресу: Республика Крым, <...>, присвоен реестровый номер имущества Республики Крым – В11003000220 /л.д. 117/.
Согласно выписке из реестра муниципального имущества муниципального образования Красномакское сельское поселение Бахчисарайского района Республики Крым от 25 июня 2019 года № 310 о земельном участке с реестровым номером имущества Республики Крым В11003000220, документом-основанием возникновения права собственности муниципального образования Красномакское сельское поселение Бахчисарайского района Республики Крым является Закон Республики Крым от 31 июля 2014 года №38-ЗРК /л.д. 117/.
В соответствии с материалами дела правоустанавливающих документов 90:01:120601:344, основанием для регистрации права собственности муниципального образования на указанный земельный участок послужило постановление администрации Красномакского сельского поселения Бахчисарайского района Республики Крым от 19 июня 2019 года №156 «Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории и предварительном согласовании предоставления земельного участка», а также выписка из реестра муниципального имущества муниципального образования Красномакское сельское поселение Бахчисарайского района Республики Крым от 25 июня 2019 года № 310, в отношении земельного участка площадью 1 073 кв.м /дело №2-1361/2020 – т.4, л.д. 9-14/.
11 июля 2019 года постановлением администрации Красномакского сельского поселения Бахчисарайского района Республики Крым №176 «Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории и предварительном согласовании предоставления земельного участка» утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории площадью 3 904 кв.м, расположенного по адресу: Республика Крым, Бахчисарайский район, с. Залесное, в районе ул. Советская, категория земель – земли населённого пункта, вид разрешённого использования – ритуальная деятельность, код 12.1; предварительно согласовано расположение земельного участка, площадью 4 359 кв.м, на территории Красномакского сельского поселения Бахчисарайского района Республики Крым для размещения кладбища /л.д. 114/.
11 июля 2019 года земельному участку площадью 3 904 кв.м, расположенному по адресу: Республика Крым, Бахчисарайский район, с. Залесное, в районе ул. Советская, присвоен реестровый номер имущества Республики Крым – В11001000224 /л.д. 115/.
Согласно выписке из реестра муниципального имущества муниципального образования Красномакское сельское поселение Бахчисарайского района Республики Крым от 17 июля 2019 года №314 о земельном участке с реестровым номером имущества Республики Крым В11001000224, документом-основанием возникновения права собственности муниципального образования Красномакское сельское поселение Бахчисарайского района Республики Крым является Закон Республики Крым от 31 июля 2014 года №38-ЗРК /л.д. 115/.
В соответствии с материалами дела правоустанавливающих документов 90:01:120601:345, основанием для регистрации права собственности муниципального образования на указанный земельный участок послужило постановление администрации Красномакского сельского поселения Бахчисарайского района Республики Крым от 11 июля 2019 года №176 «Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории и предварительном согласовании предоставления земельного участка», а также выписка из реестра муниципального имущества муниципального образования Красномакское сельское поселение Бахчисарайского района Республики Крым от 17 июля 2019 года №314, в отношении земельного участка площадью 3 904 кв.м /дело №2-1354/2020 – т.5, л.д. 7-11/.
11 июля 2019 года постановлением администрации Красномакского сельского поселения Бахчисарайского района Республики Крым №177 «Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории и предварительном согласовании предоставления земельного участка» утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории площадью 5 000 кв.м, расположенного по адресу: Республика Крым, <...> категория земель – земли населённого пункта, вид разрешённого использования – ритуальная деятельность, код 12.1; предварительно согласовано расположение земельного участка, площадью 5 000 кв.м, на территории Красномакского сельского поселения Бахчисарайского района Республики Крым для размещения кладбища /л.д. 112/.
11 июля 2019 года земельному участку площадью 5 000 кв.м, расположенному по адресу: Республика Крым, <...> присвоен реестровый номер имущества Республики Крым – В11001000223 /л.д. 113/.
Согласно выписке из реестра муниципального имущества муниципального образования Красномакское сельское поселение Бахчисарайского района Республики Крым от 17 июля 2019 года №313 о земельном участке с реестровым номером имущества Республики Крым В11001000223, документом-основанием возникновения права собственности муниципального образования Красномакское сельское поселение Бахчисарайского района Республики Крым является Закон Республики Крым от 31 июля 2014 года №38-ЗРК /л.д. 113/.
В соответствии с материалами дела правоустанавливающих документов 90:01:120501:1707, основанием для регистрации права собственности муниципального образования на указанный земельный участок послужило постановление администрации Красномакского сельского поселения Бахчисарайского района Республики Крым от 11 июля 2019 года №177 «Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории и предварительном согласовании предоставления земельного участка», а также выписка из реестра муниципального имущества муниципального образования Красномакское сельское поселение Бахчисарайского района Республики Крым от 17 июля 2019 года №313, в отношении земельного участка площадью 5 000 кв.м /дело №2-131/2021, - т.1,л.д. 7-11/.
19 июля 2019 года постановлением администрации Красномакского сельского поселения Бахчисарайского района Республики Крым №191 «Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории и предварительном согласовании предоставления земельного участка» утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории площадью 5 040 кв.м, расположенного по адресу: Республика Крым, Бахчисарайский район, с. Залесное, категория земель – земли населённого пункта, вид разрешённого использования – ритуальная деятельность, код 12.1; предварительно согласовано расположение земельного участка, площадью 5 040 кв.м, на территории Красномакского сельского поселения Бахчисарайского района Республики Крым для размещения кладбища /л.д. 120/.
11 июля 2019 года земельному участку площадью 5 040 кв.м, расположенному по адресу: Республика Крым, Бахчисарайский район, с. Залесное, присвоен реестровый номер имущества Республики Крым – В11001000229 /л.д. 121/.
Согласно выписке из реестра муниципального имущества муниципального образования Красномакское сельское поселение Бахчисарайского района Республики Крым от 17 июля 2019 года №319 о земельном участке с реестровым номером имущества Республики Крым В11001000229, документом-основанием возникновения права собственности муниципального образования Красномакское сельское поселение Бахчисарайского района Республики Крым является Закон Республики Крым от 31 июля 2014 года №38-ЗРК /л.д. 121/.
В соответствии с материалами дела правоустанавливающих документов 90:01:120601:340, основанием для регистрации права собственности муниципального образования на указанный земельный участок послужило постановление администрации Красномакского сельского поселения Бахчисарайского района Республики Крым от 19 июля 2019 года №191 «Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории и предварительном согласовании предоставления земельного участка», а также выписка из реестра муниципального имущества муниципального образования Красномакское сельское поселение Бахчисарайского района Республики Крым от 17 июля 2019 года №319, в отношении земельного участка площадью 5 040 кв.м /дело №2-1355/2020 – т.2, л.д. 10-20/.
На основании Постановления Верховного Совета Автономной Республики Крым от 17 марта 2014 года «О независимости Крыма» Крым провозглашён независимым суверенным государством - Республикой Крым, в которой город Севастополь имеет особый статус.
Согласно части 1 статьи 1 Договора между Российской Федерацией и Республикой Крым о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов от 18 марта 2014 года, Республика Крым считается принятой в Российскую Федерацию с даты подписания настоящего Договора.
В соответствии с пунктом «в» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации, вопросы владения, пользования и распоряжения землёй, недрами, водными и другими природными ресурсами находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В силу части 1 статьи 23 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года №6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя», законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации действуют на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным конституционным законом.
Положениями пункта «б» пункта 1 статьи 5 Федерального закона от 6 октября 1999 года №184-ФЗ предусмотрено, что законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации осуществляет законодательное регулирование по предметам ведения субъекта Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в пределах полномочий субъекта Российской Федерации.
Особенности регулирования земельных отношений на территории Республики Крым законодательно закреплены в Законе Республики Крым №38-ЗРК от 31 июля 2014 года «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым», статьёй 1 которого определено, что правовую основу регулирования на территории Республики Крым земельных и имущественных отношений, а также отношений в сфере государственного кадастрового учёта недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним составляют Конституция Российской Федерации, Федеральный конституционный закон от 21 марта 2014 года №6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя», Конституция Республики Крым, а также иные федеральные законы и нормативные правовые акты Республики Крым с учётом особенностей, установленных настоящим Законом.
Согласно пункту 2 статьи 11 Земельного кодекса Российской Федерации, органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
В соответствии со статьёй 6 Земельного кодекса Российской Федерации, объектами земельных отношений являются: земля как природный объект и природный ресурс; земельные участки, части земельных участков.
При этом, подпунктом 9 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что настоящий Кодекс и изданные в соответствии с ним иные акты земельного законодательства основываются на принципе разграничения государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации, собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований, согласно которому правовые основы и порядок такого разграничения устанавливаются федеральными законами.
До вступления в силу Федерального конституционного закона «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя» от 21 марта 2014 года № 6-ФКЗ (Федеральный конституционный закон) все земли на территории Республики Крым были разграничены в соответствии с Законом Украины от 6 сентября 2012 года №5245 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно разграничения земель государственной и коммунальной собственности» (Закон).
Согласно подпункта г пункта 4 Заключительных и переходных положений Закона, землями государственной формы собственности признаются все земли, расположенные за границами населённых пунктов, кроме земельных участков частной собственности и земельных участков, на которых размещены здания, сооружения, другие объекты недвижимого имущества находящиеся в коммунальной собственности соответствующих территориальных общин, которые находятся в постоянном пользовании органов местного самоуправления, коммунальных предприятий, учреждений, организаций.
В соответствии с частью 1.1. статьи 12.1 Федерального конституционного закона, до 1 января 2023 года на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя особенности регулирования имущественных и земельных отношений, а также отношений в сфере кадастрового учёта недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым и нормативными правовыми актами города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере.
Согласно статьи 2 Закона Республики Крым №38-3PK «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым» (Закон № 38-ЗPK), вступивший в законную силу 11 августа 2014 года, права н объекты недвижимого имущества, возникшие до вступления в силу Федерального конституционного закона на территории Республики Крым в соответствии с нормативными правовыми актами, действовавшими до указанного момента, признаются следующими правами, установленными законодательством Российской Федерации: право частной собственности и право общей собственности признаются соответственно правом частной и правом общей собственности; право коммунальной собственности территориальных громад признается собственностью соответствующих муниципальных образований; все земли, кроме частной и муниципальной собственности, признаются собственностью Республики Крым.
В силу положений вышеуказанных нормативных актов, все земли, расположенные за границами населённых пунктов, не находящиеся в частной собственности и, на которых не размещены здания, сооружения, другие объекты недвижимого имущества, находящиеся в коммунальной собственности соответствующих территориальных общин, а также те, которые не находятся в постоянном пользовании органов местного самоуправления, коммунальных предприятий, учреждений, организаций, признаются собственностью Республики Крым.
Доказательства, свидетельствующие о том, что земельные участки с кадастровыми номерами 90:01:120501:1708, 90:01:120601:344, 90:01:120601:345, 90:01:120501:1707, 90:01:120601:340 относились к землям коммунальной собственности соответствующей территориальной громады, до включения их в соответствующие реестры муниципального имущества муниципального образования Красномакского сельского поселения Бахчисарайского района Республики Крым и издания обжалуемых постановлений об утверждении схем расположения земельных участков на кадастровом плане территории и предварительном согласовании предоставления земельных участков, отсутствуют.
Также, не содержат материалы дела доказательств размещения на этих земельных участках зданий, сооружений, иных объектов недвижимого имущества, находящихся в коммунальной собственности территориальной общины, которые находились в постоянном пользовании органа местного самоуправления.
Пунктом 1 статьи 2 Закона Республики Крым от 31 июля 2014 года №38-3PK «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым» установлено, что все земли, кроме частной, муниципальной собственности, а также земель, отнесённых в соответствии с указанным Законом к землям лесного фонда, признаются собственностью Республики Крым.
Согласно части 2 статьи 1 Закона Республики Крым от 08 августа 2014 года №46-ЗРК «Об управлении и распоряжении государственной собственностью Республики Крым», земля и другие природные ресурсы, земельные участки, за исключением находящихся в собственности Российской Федерации, муниципальных образований, граждан, юридических лиц являются собственность Республики Крым.
В соответствии с пунктом 12 Порядка подготовки схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории и проекта межевания территории, утверждённого Постановлением Совета министров Республики Крым от 16 февраля 2016 года №44, согласование Схемы расположения земельного участка, расположенного в границах сельских поселений с органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов и в случае необходимости с органами, указанными в пункте 11 настоящего Порядка, производится в порядке межведомственного взаимодействия.
Согласно пунктом 5 части 2 статьи 2 Закона Республики Крым от 8 августа 2014 года №46-ЗРК «Об управлении и распоряжении государственной собственностью Республики Крым» (Закон 46-ЗРК), Государственный Совет Республики Крым в сфере управления и распоряжения имуществом Республики Крым согласовывает передачу недвижимого имущества Республики Крым из собственности Республики Крым в муниципальную собственность в случаях, установленных настоящим Законом.
В силу пункта 5 части 3 статьи 2 Закона 46-ЗРК, Совет министров Республики Крым в сфере управления и распоряжения имуществом Республики Крым в порядке, установленном настоящим Законом, принимает решения о передаче имущества Республики Крым из собственности Республики Крым в муниципальную собственность и о передаче имущества из муниципальной собственности в собственность Республики Крым.
Согласно частей 1, 2 статьи 11 Закона 46-ЗРК, передача имущества Республики Крым в федеральную и муниципальную собственность осуществляется при разграничении полномочий между федеральными органами государственной власти, исполнительными органами государственной власти Республики Крым и органами местного самоуправления для обеспечения осуществления полномочий, закреплённых за федеральными органами государственной власти и органами местного самоуправления, а также в иных случаях, предусмотренных законодательством.
Решения о передаче имущества из собственности Республики Крым в муниципальную собственность и из муниципальной собственности в собственность Республики Крым принимаются Советом министров Республики Крым (за исключением случаев, предусмотренных абзацем третьим данной части) на основании предложений исполнительных органов государственной власти Республики Крым и органов местного самоуправления соответственно о передаче имущества из собственности Республики Крым в муниципальную собственность и из муниципальной собственности в собственность Республики Крым.
Установив данные обстоятельства, оценив собранные по делу доказательства в их совокупности и применив указанные положения закона, суд первой инстанции пришёл к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения заявленных требований.
Выводы суда в данной части мотивированы, соответствуют установленным обстоятельствам и требованиям закона и в апелляционной жалобе не опровергнуты.
С оценкой доказательств, изложенной судом в решении, судебная коллегия соглашается, оснований для иной оценки не усматривает.
Судебная коллегия отклоняет доводы апелляционной жалобы по следующим основаниям.
Материалами дела достоверно установлено, что земельные участки с кадастровыми номерами: 90:01:120501:1708, 90:01:120601:344, 90:01:120601:345, 90:01:120501:1707, 90:01:120601:340, относятся к государственной собственности Республики Крым и администрацией Красномакского сельского поселение Бахчисарайского района Республики Крым, при формировании данных земельных участков, нарушены требования вышеперечисленных норм закона.
Генеральный план муниципального образования Красномакское сельское поселение Бахчисарайского района Республики Крым утверждён решением 79 сессии 1 созыва от 06 декабря 2018 №778. Постановления об утверждении схем расположения вышеуказанных земельных участков приняты в период с 08 февраля 2019 года по 19 июля 2019 года, т.е. после утверждения генерального плана муниципального образования.
Земельные участки с кадастровыми номерами 90:01:120501:1707, 90:01:120601:345, 90:01:120501:1708, 90:01:120601:340 в графическую часть Генерального плана муниципального образования Красномакское сельское поселение Бахчисарайского района Республики Крым внесены не были.
При вынесении координат границ земельного участка с кадастровым номером 90:01:120601:344 на кадастровый план территории установлено, что часть земельного участка находится за границами населённого пункта с. Ходжа Сала, установленными вновь принятым генеральным планом сельского поселения.
Доводы апеллянта о несогласии с произведённой судом оценкой доказательств, отклоняются судебной коллегией как необоснованные, поскольку представленные в материалы дела доказательства оценены судом в соответствии со статьями 67, 71 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Конституционный Суд Российской Федерации в постановлениях неоднократно указывал, что из взаимосвязанных положений статей 46 (часть 1), 52, 53 и 120 Конституции Российской Федерации вытекает предназначение судебного контроля как способа разрешения правовых споров на основе независимости и беспристрастности суда (Определения от 17 июля 2007 года №566-О-О, от 18 декабря 2007 года №888-О-О, от 15 июля 2008 года №465-О-О и др.). При этом предоставление суду соответствующих полномочий по оценке доказательств вытекает из принципа самостоятельности судебной власти и является одним из проявлений дискреционных полномочий суда, необходимых для осуществления правосудия, что вместе с тем не предполагает возможность оценки судом доказательств произвольно и в противоречии с законом.
Из приведённых положений закона следует, что суд первой инстанции оценивает не только относимость, допустимость доказательств, но и достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Из содержания обжалуемого решения следует, что правила оценки доказательств судом первой инстанции соблюдены.
Несовпадение результата оценки доказательств суда с мнением заявителей жалобы обстоятельством, влекущим отмену решения, не является.
Доводы жалобы о передаче спора в отношении земельного участка с кадастровым номером 90:01:120601:344 на рассмотрение в другой суд опровергаются материалами дела, согласно которым такого определения судом не принималось.
Ссылка апеллянта на Государственный акт является несостоятельной, т.к. материалами дела достоверно установлено, что земельный участок, указанный в государственном акте, площадью 5 330 000 кв.м (53,3 га) имеет кадастровый номер 90:01:120501:889 и предметом спора по данному делу не является.
Доводы апелляционной жалобы по своему содержанию не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного постановления, поскольку не содержат каких-либо сведений, опровергающих выводы суда первой инстанции и ставящих под сомнение законность судебного акта, постановленного по данному делу, основаны на неверном толковании норм права, фактически направлены на переоценку и иное толкование заявителем доказательств, собранных по делу, оспариванию обоснованности выводов суда об установленных им по делу обстоятельствах.
Суд с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, дал надлежащую оценку представленным доказательствам, выводы суда не противоречат материалам дела, юридически значимые обстоятельства по делу судом установлены правильно, нормы материального права судом применены верно, нарушений норм процессуального права судом не допущено. Оснований для отмены решения суда не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации безусловными основаниями для отмены решения суда первой инстанции, судом не допущено.
Учитывая обстоятельства, установленные судебной коллегией в ходе проверки законности и обоснованности обжалуемого судебного постановления, оснований к удовлетворению апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 327-329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия, -
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Бахчисарайского районного суда Республики Крым от 04 февраля 2021 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя Администрации Красномакского сельского поселения Бахчисарайского района Республики Крым - ФИО4 – без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке путём подачи в Четвёртый кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции кассационной жалобы в срок, не превышающий трёх месяцев со дня вступления в законную силу обжалуемого судебного постановления.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено и подписано 15 июля 2021 года.
Председательствующий
Судьи