УИД 77RS0021-02-2020-001813-75
№ 33-2457/2023 чж
Судья Павлов Р.Н. (материал № 13-5/2023, дело № 2-131/2021)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
24 июля 2023 года г. Тамбов
Тамбовский областной суд в составе:
председательствующего судьи Альчиковой Е.В.,
при ведении протокола помощником судьи Ивановой И.П.
рассмотрев в открытом судебном заседании частную жалобу Министерства обороны Российской Федерации на определение Знаменского районного суда Тамбовской области от 19 января 2023 года об установлении процессуального правопреемства,
УСТАНОВИЛ:
25.06.2021 Знаменским районным судом Тамбовской области вынесено решение, вступившее в законную силу 04.10.2021, которым исковые требования заместителя военного прокурора Тамбовского гарнизона были удовлетворены частично, суд обязал Министерство обороны РФ в течение 12 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу провести работы по строительству локальных канализационных очистных сооружений для обеспечения очистки и обеззараживания хозяйственно-бытовых сточных вод от объектов военного городка №1 (в/ч 14272) в ***.
Апелляционным определением Тамбовского областного суда от 04.10.2021 года указанное решение суда оставлено без изменения, а апелляционная жалоба Министерства обороны Российской Федерации – без удовлетворения.
В Знаменский районный суд 05.12.2022 обратился судебный пристав-исполнитель ОСП по ЮВАО ГУФССП России по г. Москве Вютерих В.В. с заявлением о замене на стадии исполнительного производства взыскателя военного прокурора Тамбовского гарнизона на его правопреемника - Главное Управление Федеральной службы судебных приставов России по г.Москве по гражданскому делу №2-131/2021 по иску заместителя военного прокурора Тамбовского гарнизона в защиту интересов неопределенного круга лиц к Министерству обороны Российской Федерации и Федеральному государственному бюджетному учреждению «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации о признании бездействия незаконным и возложении обязанности по строительству очистных сооружений.
В обоснование заявления указано, что в рамках вышеуказанного гражданского дела был выдан исполнительный документ №ФС *** от 05.10.2022, на основании которого в ОСП по ЮВАО ГУФССП России по г.Москве возбуждено исполнительное производство ***-ИП. В связи с администрированием КБК указанной задолженности судебный пристав-исполнитель обратился в суд с названным заявлением.
Определением Знаменского районного суда Тамбовской области от 19.01.2023 произведена замена стороны по решению Знаменского районного суда Тамбовской области от 25.06.2021 по гражданскому делу №2-131/2021 по иску заместителя военного прокурора Тамбовского гарнизона в защиту интересов неопределенного круга лиц к Министерству обороны Российской Федерации и Федеральному государственному бюджетному учреждению «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации о признании бездействия незаконным и возложении обязанности по строительству очистных сооружений, взыскателя - военного прокурора Тамбовского гарнизона в связи с администрированием КБК указанной категории задолженности, на Главное Управление Федеральной службы судебных приставов России по г.Москве.
Министерством обороны Российской Федерации на указанное определение подана частная жалоба, в которой полагает, что оно подлежит отмене в связи с неправильным применением судом норм материального и процессуального права.
В обоснование автор жалобы указывает, что вне зависимости от основания материального правопреемства процессуальное правопреемство допускается лишь после того, как произойдет замена в материальном правоотношении (смерть гражданина, реорганизация юридического лица, уступка требования, перевод долга и другие случаи перемены лиц в обязательствах). Юридический факт выбытия взыскателя в настоящем исполнительном производстве, возбужденном на основании исполнительного листа по принятому судебному решению, какими-либо обстоятельствами не подтвержден.
В силу абзаца 6 пункта 4 Правил № 995 и п. 3 Постановления Правительства № 1756, полномочия прокурора как взыскателя по исполнительному производству прекращаются после передачи им неоконченных исполнительных производств и дебиторской задолженности Федеральной службе судебных приставов в полном объеме. Прокурор не выбывает автоматически из материального правоотношения вследствие внесения изменений в Правила № 995.
Также автор жалобы обращает внимание на то, что абз. 9 п. 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2007 № 995, на котором основано обжалуемое судебное определение, регулирует правоотношения об администрировании доходов федерального бюджета по искам прокуроров, поданных в защиту интересов Российской Федерации и разрешенных в пользу Российской Федерации, в то время как рассматриваемый иск подан в защиту интересов неопределённого круга лиц, а не в защиту интересов Российской Федерации. Кроме того, судом не принято во внимание, что данные требования носят неимущественный характер.
В связи с чем, Министерство обороны Российской Федерации просит обжалуемое определение отменить, отказав судебному приставу-исполнителю ОСП по ЮВАО ГУФССП России по г. Москве в удовлетворении заявления о замене стороны взыскателя в порядке процессуального правопреемства.
В порядке частей 3,4 статьи 333 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации частная жалоба рассматривается без извещения лиц, участвующих в деле, судьей единолично.
Изучив доводы частной жалобы, материалы дела, суд апелляционной инстанции находит доводы частной жалобы заслуживающими внимания.
Удовлетворяя заявление и производя замену стороны взыскателя, суд первой инстанции, руководствуясь положениями статьи 44 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, пришел к выводу о том, что в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 15.10.2021 № 1756 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 29.12.2007 № 995" с 18.04.2022 администрирование доходов федерального бюджета в случае вынесения федеральным судом судебного акта овзыскании денежных средств по иску (заявлению) прокурора, поданному в защиту интересов Российской Федерации, осуществляется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принудительному исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц (ФССП России).
Суд апелляционной инстанции не может согласиться с такими выводами суда первой инстанции.
Руководствуясь теми же нормами права, а также постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 16.11.2018 №43-П, суд апелляционной инстанции исходит из того, что в силу действующего законодательства и по смыслу статьи 44 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Главное Управление Федеральной службы судебных приставов России по г.Москвене является правопреемником взыскателя - Военного прокурора Тамбовского гарнизона. Юридический факт выбытия взыскателя в указанном исполнительном производстве какими-либо обстоятельствами не подтвержден.
Согласно части 1 статьи 44 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в случаях выбытия одной из сторон в спорном или установленном решением суда правоотношении (смерть гражданина, реорганизация юридического лица, уступка требования, перевод долга и другие случаи перемены лиц в обязательствах) суд допускает замену этой стороны ее правопреемником. Правопреемство возможно на любой стадии гражданского судопроизводства.
Аналогичная норма закреплена в части 1 статьи 52 Федерального закона от 2 октября 2007 г. 229-ФЗ "Об исполнительном производстве".
Исходя из системного толкования приведенных правовых норм, процессуальное правопреемство, то есть замена одной из сторон процесса другим лицом, правопреемником, происходит в тех случаях, когда сторона выбывает из материального правоотношения, а ее права и обязанности переходят к другому лицу. Основой правопреемства является правопреемство, предусмотренное нормами материального права.
Вне зависимости от основания материального правопреемства процессуальное правопреемство допускается лишь после того, как произойдет замена в материальном правоотношении (смерть гражданина, реорганизация юридического лица, уступка требования, перевод долга и другие случаи перемены лиц в обязательствах).
Согласно абзацу 6 пункта 4 Правил о порядке осуществления федеральными органами государственной власти (государственными органами), органами управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации и (или) находящимися в их ведении казенными учреждениями, а также государственными корпорациями, публично-правовыми компаниями и Центральным банком Российской Федерации бюджетных полномочий главных администраторов доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2007 № 995, вслучае принятия федеральным судом судебного акта о взыскании денежных средств по результатам рассмотрения гражданского дела, административного дела либо перечисления денежных средств ответчиком до вынесения федеральным судом судебного акта администрирование доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (за исключением доходов, указанных в абзацах девятом и десятом настоящего пункта) осуществляется органом или учреждением, указанными в абзаце первом настоящего пункта, а также государственной корпорацией, публично-правовой компанией, от имени которых соответствующее должностное лицо (в том числе государственный инспектор в случаях, установленных законодательством Российской Федерации) направило дело на рассмотрение в федеральный суд, обратилось в федеральный суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.10.2021 № 1756 пункт 4 Правил № 995 дополнен абзацем 9, согласно которому администрирование доходов федерального бюджета в случае вынесения федеральным судом судебного акта либо перечисления денежных средств ответчиком до вынесения федеральным судом судебного акта о взыскании денежных средств по иску (заявлению) прокурора, поданному в защиту интересов Российской Федерации и разрешенному в пользу Российской Федерации, осуществляется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принудительному исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц.
Согласно п. 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 15.10.2021 № 1756, Федеральной службе судебных приставов поручено организовать работу совместно с Генеральной прокуратурой Российской Федерации в части проведения инвентаризации неоконченных исполнительных производств и дебиторской задолженности, образованной в связи с неисполнением судебных актов о взыскании в бюджетную систему Российской Федерации денежных взысканий (штрафов), назначенных судами по результатам рассмотрения гражданского дела, гражданского иска, предъявленного в рамках уголовного дела, административного дела или дела об административном правонарушении, возбужденного по иску (заявлению, постановлению) прокурора, и обеспечения передачи указанной задолженности Федеральной службе судебных приставов в полном объеме в 6-месячный срок со дня официального опубликования настоящего постановления.
Таким образом, в силу абзаца 6 пункта 4 Правил № 995 и п. 3 Постановления Правительства № 1756, полномочия прокурора как взыскателя по исполнительному производству прекращаются после передачи им неоконченных исполнительных производств и дебиторской задолженности Федеральной службе судебных приставов в полном объеме. Военный прокурор не выбывает автоматически из материального правоотношения вследствие внесения изменений в Правила № 995.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции считает необходимым отменить обжалуемое определение и разрешить вопрос по существу – отказать заявителю в замене стороны с Военного прокурора Тамбовского гарнизона на Главное Управление Федеральной службы судебных приставов России по Г.Москве.
При этом, взыскатель не лишен возможности обращения в суд с аналогичным заявлением после составления соответствующих документов, подтверждающих передачу им неоконченного исполнительного производства по исполнительному листу №ФС *** от 05.10.2022 службе судебных приставов в соответствии с Постановлением Правительства № 1756.
Руководствуясь ст.334 ГПК РФ, суд апелляционной инстанции
Определил:
Определение Знаменского районного суда Тамбовской области от 19 января 2023 года отменить, разрешить вопрос по существу.
Отказать судебному приставу- исполнителю ОСП по ЮВАО ГУФССП России по г.Москве в удовлетворении заявления о замене взыскателя - Военного прокурора Тамбовского гарнизона на его правопреемника - Главное Управление Федеральной службы судебных приставов России по г.Москве по гражданскому делу №2-131/2021 по иску заместителя военного прокурора Тамбовского гарнизона в защиту интересов неопределенного круга лиц к Министерству обороны Российской Федерации и Федеральному государственному бюджетному учреждению «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации о признании бездействия незаконным и возложении обязанности по строительству очистных сооружений.
Апелляционное определение вступает в законную силу с даты его принятия.
Председательствующий
Мотивированное апелляционное определение составлено и подписано 01.08.2023.