СудьяМяновская Н.К. Дело№33-352/2022
Номер дела в суде первой инстанции № 2-1323/2021
УИД 37RS0007-01-2021-002373-09
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
14 февраля 2022 года городИваново
Судебная коллегия по гражданским делам Ивановского областного суда в составе:
председательствующего судьи Хрящевой А.А.,
судей Белоусовой Н.Ю., Смирнова Д.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Кротовой А.Х.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Хрящевой А.А.
дело по апелляционной жалобе Администрации городского округа Кинешма Ивановской области на решение Кинешемского городского суда Ивановской области от 9 ноября 2021 года по иску Кинешемского городского прокурора Ивановской области в интересах ФИО1 к Администрации городского округа Кинешма Ивановской области о возложении обязанности выполнить мероприятия по приспособлению общего имущества многоквартирного дома к потребностям инвалида,
УСТАНОВИЛА:
Кинешемский городской прокурор Ивановской области обратился в суд с иском в интересах ФИО1 к Администрации городского округа Кинешма Ивановской области о возложении обязанности выполнить мероприятия по приспособлению общего имущества многоквартирного дома к потребностям инвалида. Исковые требования мотивированы тем, что прокуратурой проведена проверка по обращению ФИО1 по вопросу несоответствия территории, примыкающей к многоквартирному дому, потребностям инвалида. Проверкой установлено, что ФИО1 является инвалидом 1 группы, передвигается на инвалидной коляске, жилое помещение, занимаемое ФИО1, расположено на 1 этаже многоквартирного дома <адрес>, управление которым осуществляет управляющая организация ООО «Стройсервис». В связи с неудовлетворительным состоянием территории, примыкающей к указанному многоквартирному дому, ФИО1 неоднократно обращался по данному вопросу в Администрацию городского округа Кинешма Ивановской области. Ответчиком реальных мер для устранения нарушенных прав заявителя не принято, территория, примыкающая к многоквартирному дому, в котором проживает ФИО1, находится в состоянии, не соответствующем установленным требованиям. Постановлением Администрации городского округа Кинешма Ивановской области № 1159п от 11.08.2017 года на территории городского округа Кинешма Ивановской области создана комиссия по обследованию жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах, в которых проживают инвалиды, в целях их приспособления с учетом потребностей инвалидов и обеспечения условий их доступности для инвалидов. Указанной комиссией 03.09.2020 года проведено обследование жилого помещения, занимаемого ФИО1, и общего имущества многоквартирного дома, в котором он проживает, по результатам которого установлено, что на территории, примыкающей к многоквартирному дому, отсутствует нескользкое невибрирующее покрытие, актом комиссии определен следующий перечень мероприятий по приспособлению общего имущества многоквартирного дома к потребностям инвалида: обследование территории, примыкающей к многоквартирному дому, составление проектно-сметной документации на ремонт указанной территории, выполнение работ по ремонту территории, примыкающей к многоквартирному дому, комиссией сделано заключение о возможности приспособления общего имущества многоквартирного дома с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий его доступности для инвалида. Собственниками помещений многоквартирного дома решение о долевом финансировании расходов на выполнение работ по благоустройству придомовой территории не принято. Истец просил суд возложить на Администрацию городского округа Кинешма Ивановской области обязанность выполнить мероприятия, предусмотренные актом обследования жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, в целях их приспособления с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида от 03.09.2020 года № 5.
В ходе судебного разбирательства по делу в суде первой инстанции заявленные Кинешемским городским прокурором Ивановской области исковые требования неоднократно уточнялись, в окончательной их редакции прокурор просит возложить на Администрацию городского округа Кинешма Ивановской области обязанность в течение 30 дней со дня вступления в законную силу решения суда выполнить обследование общего имущества многоквартирного дома по адресу: <адрес>, в целях его приспособления с учетом потребностей инвалида ФИО1 и обеспечения условий его доступности для инвалида ФИО1, а именно: территории, примыкающей к многоквартирному дому, в котором проживает инвалид, дорожного покрытия перед крыльцом многоквартирного дома, в котором проживает инвалид, крыльца многоквартирного дома, в котором проживает инвалид, входной площадки, лестницы крыльца многоквартирного дома, в котором проживает инвалид, пандуса крыльца многоквартирного дома, в котором проживает инвалид, навеса крыльца многоквартирного дома, в котором проживает инвалид, дверей для входа в многоквартирный дом, в котором проживает инвалид, и тамбура, тамбура (тамбура-шлюза), внеквартирных коридоров, отразить результаты обследования в акте обследования жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, в целях их приспособления с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида и в заключении о возможности приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества многоквартирного дома, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида или в заключении об отсутствии такой возможности; возложить на Администрацию городского округа Кинешма Ивановской области обязанность выполнить мероприятия, предусмотренные актом обследования жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, в целях их приспособления с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида в течение 6 месяцев со дня вынесения комиссией заключения по результатам проведенного обследования.
Решением Кинешемского городского суда Ивановской области от 9 ноября 2021 года исковые требования Кинешемского городского прокурора Ивановской области удовлетворены, на Администрацию городского округа Кинешма Ивановской области возложена обязанность в месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу в целях приспособления с учетом потребностей инвалида и обеспечения доступности для инвалида выполнить обследование общего имущества многоквартирного дома по адресу: <адрес>, в котором проживает инвалид ФИО1, а именно: территории, примыкающей к дому, дорожного покрытия перед крыльцом дома, крыльца, входной площадки, лестницы крыльца, пандуса крыльца, навеса крыльца, дверей для входа в дом, тамбура (тамбура-шлюза), внеквартирных коридоров, результаты обследования отразить в акте обследования жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме и в заключении о возможности приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме; в течение шести месяцев со дня вынесения комиссией заключения по результатам проведенного обследования выполнить в многоквартирном доме по адресу: <адрес>, в котором проживает инвалид ФИО1, мероприятия, предусмотренные актом обследования жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид.
С принятым по делу решением не согласен ответчик Администрация городского округа Кинешма Ивановской области, в апелляционной жалобе, ссылаясь на нарушение судом норм материального права, несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, просит решение Кинешемского городского суда Ивановской области от 9 ноября 2021 года отменить, отказать в удовлетворении заявленных исковых требований.
В судебное заседание истец ФИО1, представители третьих лиц ООО «СтройСервис», Департамента жилищно-коммунального хозяйства Ивановской области не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом в порядке главы 10 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. Руководствуясь частью 3 статьи 167, частью 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле.
Выслушав объяснения представителя ответчика по доверенности ФИО2, поддержавшей доводы жалобы, прокурора Хохловой А.П., возражавшей на жалобу, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что ФИО1, проживающий по адресу: <адрес>, является инвалидом первой группы, передвигается в кресле-коляске.
В связи с обращениями ФИО1 в Кинешемскую городскую прокуратуру Ивановской области по вопросу приведения придомовой территории по адресу: <адрес>, в соответствие с требованиями доступности для инвалидов-колясочников, прокуратурой проведена проверка, в ходе которой установлено, что в соответствии с постановлением Администрации городского округа Кинешма Ивановской области от 23.11.2015 года №2650п «Об утверждении плана мероприятий («дорожной карты») по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов и услуг в муниципальном образовании «Городской округ Кинешма» организация работы по адаптации многоквартирных домов к состоянию, отвечающему требованиям доступности для инвалидов и других маломобильных групп населения, обеспечивается Администрацией городского округа Кинешма Ивановской области.
В письме Администрации городского округа Кинешма Ивановской области от 04.02.2020 года в адрес ФИО1 указано, что в соответствии с решением городской Думы городского округа Кинешма от 18.12.2020 года № 87/546 «О бюджете городского округа Кинешма на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов» в 2020 году предусмотрено 8000 тысяч рублей на предоставление субсидии на благоустройство придомовых территорий многоквартирных домов из бюджета городского округа Кинешма Ивановской области. В настоящее время осуществляется разработка муниципального нормативно-правового акта, устанавливающего порядок предоставления субсидии и критерии отбора многоквартирных домов. Принятый нормативно-правовой акт не будет ограничивать право претендентов на получение субсидии на участие в отборе придомовых территорий. В отношении многоквартирного дома по адресу: <адрес>, также может быть подана заявка для участия в отборе придомовых территорий путем направления ее в администрацию городского округа Кинешма Ивановской области.
Согласно письму Администрации городского округа Кинешма Ивановской области от 27.07.2020 года в адрес заместителя Кинешемского городского прокурора, в 2020 году мероприятия по благоустройству дворовой территории по адресу: <адрес>, в рамках реализации программы «Формирование комфортной городской среды» не предусмотрены.
Управляющей компанией многоквартирного жилого дома по адресу: <адрес>, является ООО «СтройСервис».
Согласно письму ООО «СтройСервис» в адрес Кинешемской городской прокуратуры от 26.04.2021 года, собственниками жилых помещений многоквартирного дома по адресу: <адрес>, решение о долевом финансировании капитального ремонта или восстановлении асфальтового покрытия с вложением дополнительных средств не менее 30 % стоимости капитального ремонта или восстановления асфальтового покрытия придомовой территории не принято. Для принятия решения о долевом финансировании ремонта совместно с собственниками жилых помещений многоквартирного дома составлялся локальный сметный расчет на ремонт асфальтобетонного покрытия придомовой территории.
Кинешемской городской прокуратурой 25.07.2020 года в адрес Главы городского округа Кинешма внесено представление об устранении нарушений требований законодательства об организации местного самоуправления, требований законодательства о социальной защите инвалидов, 04.09.2020 года представление прокуратуры рассмотрено и признано обоснованным.
Постановлением Администрации городского округа Кинешма Ивановской области № 1159п от 11.08.2017 года на территории городского округа Кинешма Ивановской области создана комиссия по обследованию жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах, в которых проживают инвалиды, в целях их приспособления с учетом потребностей инвалидов и обеспечения условий их доступности для инвалидов.
03.09.2020 года данной комиссией проведено обследование жилого помещения, занимаемого ФИО1,. и общего имущества многоквартирного дома, в котором он проживает, по результатам которого установлено, что на территории, примыкающей к многоквартирному дому, отсутствует нескользкое и невибрирующее покрытие с шероховатой поверхностью без зазоров для сцепления опор вспомогательных средств хождения и колес кресла-коляски в разных погодных условиях. Актом комиссии № 4 от 03.09.2020 года определен перечень мероприятий по приспособлению общего имущества в многоквартирном доме: обследование территории, примыкающей к многоквартирному дому, составление проектно-сметной документации на ремонт указанной территории, выполнение работ по ремонту территории, примыкающей к многоквартирному дому. Комиссией составлено заключение, в котором сделан вывод о возможности приведения территории, примыкающей к многоквартирному дому по адресу: <адрес>, в состояние, отвечающее потребностям инвалида, а также о наличии технической возможности для приспособления общего имущества в многоквартирном доме с учетом потребностей инвалида.
23 августа 2021 года с участием ФИО1 произведен осмотр территории, примыкающей к дому <адрес>, на соответствие требованиям пунктов 23, 24 раздела III Правил обеспечения условий доступности для инвалидов жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 09.07.2016 года № 649 «О мерах по приспособлению жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме с учетом потребностей инвалида».
Актом осмотра от 23 августа 2021 года установлено, что общее имущество в многоквартирном жилом доме по адресу: <адрес>, в котором проживает инвалид, не отвечает требованиям вышеуказанных Правил, комиссия пришла в выводу о необходимости приспособления общего имущества и наличии такой возможности, определены мероприятия по приспособлению: обустройство нескользкого и невибрирующего покрытия (дорожного) следующего размера – от подъезда № 1 до проезжей части 6 метров погонных (ширина площадки – 2,5 метра погонных); длина оборудованного тротуара до пересечения с существующим тротуаром по <адрес> метров погонных (ширина тротуара 1,2 метров погонных), работы по обустройству покрытия выполнить в асфальтобетонном покрытии.
Разрешая спор, суд первой инстанции, руководствуясь положениями статей 2, 12 Жилищного кодекса Российской Федерации, Правилами обеспечения условий доступности для инвалидов жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 9 июля 2016 года № 649, оценив представленные по делу доказательства, установив неудовлетворительное состояние территории, примыкающей к жилому дому, в котором проживает истец ФИО1, не отвечающей потребностям инвалида и не обеспечивающей доступность для инвалида, пришел к выводу об удовлетворении заявленных прокурором исковых требований и о возложении на Администрацию городского округа Кинешма Ивановской области обязанности по выполнению мероприятий по приспособлению общего имущества многоквартирного дома к потребностям истца, являющегося инвалидом.
С выводами суда первой инстанции судебная коллегия соглашается, поскольку они соответствуют установленным судом обстоятельствам дела, основаны на правильно примененных нормах материального права, регулирующих спорные правоотношения, и исследованных судом доказательствах.
В апелляционной жалобе ответчик, ссылаясь на положения статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», указывает на отсутствие у Администрации городского округа Кинешма Ивановской области как органа местного самоуправления обязанности по проведению мероприятий по приспособлению жилого помещения инвалида в многоквартирном жилом доме и общего имущества многоквартирного жилого дома, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида.
Указанные доводы жалобы не могут повлечь отмену обжалуемого судебного постановления, являлись предметом проверки суда первой инстанции и получили верную оценку в решении, оснований не согласиться с которой не имеется.
Согласно части 1 статьи 15 Федерального закона от 24.11.1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, в том числе к жилым зданиям, возможность самостоятельного передвижения по территории, на которой расположены объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, входа в такие объекты и выхода из них, в том числе с использованием кресла-коляски.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 09.07.2016 года № 649 «О мерах по приспособлению жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме с учетом потребностей инвалидов» утверждены Правила обеспечения условий доступности для инвалидов жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме (далее – Правила).
Согласно пункту 3 Правил координацию мероприятий по приспособлению жилых помещений инвалидов с учетом потребностей инвалидов обеспечивают в отношении жилых помещений инвалидов, входящих в состав жилищного фонда Российской Федерации, - федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий полномочия собственника в отношении указанных жилых помещений; в отношении иных жилых помещений инвалидов – орган государственной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный в соответствии с нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 6 Правил обследование жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах, в которых проживают инвалиды, входящих в состав жилищного фонда субъекта Российской Федерации, осуществляется региональной межведомственной комиссией по обследованию жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах, в которых проживают инвалиды, в целях их приспособления с учетом потребностей инвалидов и обеспечения условий их доступности для инвалидов, создаваемой уполномоченным органом. Указанное обследование проводится в соответствии с планом мероприятий, утвержденным высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Согласно пункту 12 Правил по результатам обследования оформляется акт обследования жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, в целях их приспособления с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида, содержащий описание характеристик общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, составленное на основании результатов обследования; выводы комиссии о наличии или об отсутствии необходимости приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида с мотивированным обоснованием; выводы комиссии о наличии или об отсутствии технической возможности для приспособления жилого помещения инвалида и (или) общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида с мотивированным обоснованием; перечень мероприятий по приспособлению жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида, определяемый на основании настоящих Правил с учетом мнения инвалида, проживающего в данном помещении (в случае, если в акте комиссии сделан вывод о наличии технической возможности для приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида).
В соответствии с пунктом 14 Правил перечень мероприятий может включать в себя: а) минимальный перечень мероприятий, финансирование которых осуществляется за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, бюджетов муниципальных образований в соответствии с утвержденными в установленном порядке государственными и муниципальными программами, направленными на обеспечение социальной поддержки инвалидов. В результате проведения таких мероприятий жилое помещение инвалида должно быть приведено в соответствии с требованиями, предусмотренными разделом IV настоящих Правил; б) оптимальный перечень мероприятий, финансирование которых может осуществляться за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, бюджетов муниципальных образований в соответствии с утвержденными в установленном порядке государственными и муниципальными программами, направленными на обеспечение социальной поддержки инвалидов. В результате проведения таких мероприятий общее имущество многоквартирного дома, в котором проживает инвалид, должно быть приведено в соответствии с требованиями, предусмотренными разделом III настоящих Правил; в) максимальный перечень мероприятий, которые выполняются по специальному заказу инвалида или членов семьи инвалида за счет их средств или средств иных источников финансирования, не запрещенных законодательством Российской Федерации.
Таким образом, вопреки доводам жалобы, вопросы, связанные с приспособлением жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме муниципального жилищного фонда к потребностям инвалидов, должны обеспечиваться органами местного самоуправления за счет средств местного бюджета, с учетом возможной финансовой поддержки из вышестоящих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Данные выводы также согласуются с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в определении от 13.05.2010 года № 689-О-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы муниципального образования – городского округа «Город Зеленогорск» Красноярского края на нарушение конституционных прав и свобод положениями статьи 15 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», ссылка на которое приведена в обжалуемом решении.
Постановлением Администрации городского округа Кинешма № 1159п от 11.08.2017 года на территории городского округа Кинешма Ивановской области создана комиссия по обследованию жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах, в которых проживают инвалиды, в целях их приспособления с учетом потребностей инвалидов и обеспечения условий их доступности для инвалидов.
Указанной комиссией 03.09.2020 года, 23.08.2021 года проводились обследования жилого помещения, занимаемого ФИО1,. и общего имущества многоквартирного дома, в котором он проживает, по результатам которых установлено, что общее имущество в многоквартирном жилом доме по адресу: <адрес>, в котором проживает инвалид, не отвечает требованиям вышеуказанных Правил, комиссия пришла к выводу о необходимости приспособления общего имущества к потребностям инвалида и наличии такой возможности, определен ряд мероприятий по приспособлению общего имущества с учетом потребностей инвалида.
Собственниками помещений многоквартирного дома решение о долевом финансировании расходов на выполнение работ по благоустройству придомовой территории не принято.
Таким образом, с учетом приведенных положений законодательства и установленных по делу обстоятельств выводы суда о возложении на Администрацию городского округа Кинешма Ивановской области обязанностей по обследованию общего имущества многоквартирного жилого дома, в котором проживает ФИО1, составлению по результатам обследования акта и заключения о возможности приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме к его потребностям, проведению мероприятий по приспособлению жилого помещения инвалида в многоквартирном жилом доме и общего имущества многоквартирного жилого дома, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида, являются законными и обоснованными. Суд первой инстанции правильно установил юридически значимые для разрешения спора обстоятельства, дал им надлежащую правовую оценку, полно исследовал представленные доказательства, нормы материального и процессуального права судом применены верно.
Доводов, свидетельствующих о незаконности принятого по делу решения, апелляционная жалоба не содержит, оснований для его отмены либо изменения, предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, не имеется.
С учетом изложенного, руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Кинешемского городского суда Ивановской области от 9 ноября 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации городского округа Кинешма Ивановской области – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи