ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-1326/2022 от 01.08.2022 Кировского областного суда (Кировская область)

КИРОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

01 августа 2022г. по делу № 33-3324/2022

судья Макеева С.Г. 43RUS0003-01-2022-000913-05

Дело № 2-1326/2022

Судебная коллегия по гражданским делам Кировского областного суда в составе:

председательствующего судьи Бакиной Е.Н.

судей Обуховой С.Г., Катаевой Е.В.

при секретаре Кочевой Я.М.

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Кирове дело по апелляционной жалобе администрации г. Кирова на решение Первомайского районного суда г. Кирова от 20 апреля 2022 года, которым постановлено:

исковые требования прокурора Нововятского района г Кирова к администрации муниципального образования «Город Киров» о возложении обязанности организовать проведение работ по сносу расселенных аварийных домов удовлетворить.

Возложить на администрацию муниципального образования «Город Киров» обязанность организовать работы по сносу аварийных многоквартирных домов по адресам: <адрес> в срок до <дата>

Возложить на администрацию муниципального образования «Город Киров» обязанность до выполнения работ по сносу организовать работы по надлежащему содержанию домов, признанных аварийными и подлежащими сносу, ограничению доступа третьих лиц в дома, расположенные по адресам<адрес>

Заслушав доклад судьи Обуховой С.Г., пояснения представителя администрации МО «г.Киров» по доверенности Беспятых Е.А., поддержавшую доводы жалобы, прокурора Блинову А.В., полагавшую, что основания для отмены решения суда по доводам жалобы отсутствуют, судебная коллегия по гражданским делам Кировского областного суда

УСТАНОВИЛА:

Прокурор Нововятского района г. Кирова в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к администрации муниципального образования «Город Киров» о возложении обязанности организовать проведение работ по сносу расселенных аварийных домов, указывая, что прокуратурой района проведена проверка соблюдения органами местного самоуправления МО «Город Киров» требований законодательства при реализации мероприятий при переселении граждан из аварийного жилищного фонда и сноса расселенных аварийных домов на территории Нововятского района. В ходе проверки установлено, что многоквартирные дома по <адрес> признаны аварийными и подлежащими сносу на основании заключений межведомственной комиссии. Администрацией города Кирова действия по надлежащему содержанию домов, признанных аварийными и подлежащими сносу не предпринимаются, доступ третьих лиц в указанные дома не ограничен, в дома могут проникать и находиться несовершеннолетние, лица без определенного места жительства, указанные объекты становятся местом скопления бытового мусора и существует риск возникновения стихийных свалок. Полагает, что непринятие мер к сносу расселённых аварийных домов влечет нарушение прав неопределенного круга лиц на благоприятную и безопасную среду обитания.

С учетом уточнений требований, просил возложить на администрацию г. Кирова обязанность организовать работы по сносу аварийных многоквартирных домов по адресам: <адрес> срок до <дата>; возложить на администрацию г. Кирова обязанность до выполнения работ по сносу организовать работы по надлежащему содержанию домов, признанных аварийными и подлежащими сносу, ограничению доступа третьих лиц в дома, расположенные по адресам: <адрес>

Судом 1 инстанции постановлено решение, резолютивная часть которого приведена выше.

В апелляционной жалобе администрация г. Кирова просит решение отменить, указывает, что деятельность администрации г. Кирова осуществляется в рамках разработанных муниципальных программ и выделенных бюджетных ассигнований, утвержденных решением Кировской городской Думы. Указывает, что постановлением администрации г.Кирова № 150-п от 27.01.2020г. утверждена муниципальная программа «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в МО «г. Киров» в 2020-2026г.г.», согласно п.131 приложения № 1 к данной муниципальной программе снос аварийного жилого дома по адресу: <адрес> установлен <дата>., вышеуказанный жилой дом в полном объеме не расселен. Срок расселения аварийных домов, указанных в иске и включенных в программу переселения не истек. Указывает, что администрацией г. Кирова ведется работа по сносу домов, признанных аварийными, а также содержанию жилых домов, которые не запланированы к сносу в <дата> путем заключения муниципального контракта по результатам конкурсных процедур. Считает, что возложение обязанности по содержанию подлежащих сносу домов повлечет неэффективное расходование бюджетных средств, а также дополнительной обязанности по финансированию, что может отразиться на исполнении судебного акта в установленный срок.

В возражениях на апелляционную жалобу прокурор Нововятского района г. Кирова указывает, что заключением межведомственной комиссии жилой дом <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу <дата>., при этом сроки сноса данного дома, утвержденные муниципальной программой, постоянно продлевались, мероприятия по организации сноса администрацией г. Кирова реализованы не были. Полагает решение суда 1 инстанции законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

В соответствии с правилами статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ в пределах, указываемых в апелляционной жалобе доводов, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

Как установлено судом 1 инстанции и следует из дела, заключением межведомственной комиссии от <дата> многоквартирный жилой дом по адресу: <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу.

Заключением межведомственной комиссии от <дата> многоквартирный жилой дом по адресу: <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу.

Заключением межведомственной комиссии от <дата> многоквартирный жилой дом по адресу: <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу.

Заключением межведомственной комиссии от <дата> многоквартирный жилой дом по адресу: <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу.

Заключением межведомственной комиссии от <дата> многоквартирный жилой дом по адресу<адрес> признан аварийным и подлежащим сносу.

Заключением межведомственной комиссии от <дата> многоквартирный жилой дом по адресу: <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу.

Заключением межведомственной комиссии от <дата> многоквартирный жилой дом по адресу: <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу.

Заключением межведомственной комиссии от <дата> многоквартирный жилой дом по адресу: <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу.

Заключением межведомственной комиссии от <дата> многоквартирный жилой дом по адресу: <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу.

Постановлением администрации г. Кирова от 27.01.2020г. № 150-п утверждена муниципальная программа «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в муниципальном образовании «Город Киров» в 2020-2026 годах», где в приложении № 1 к определен предполагаемый срок сноса указанных многоквартирных домов, признанных в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу - <дата>

На выполнение работ по сносу аварийных домов заключены муниципальные контракты, в которых предусмотрен срок выполнения работ по сносу аварийных жилых домов-<дата>

Удовлетворяя требования в части возложения на администрацию «Город Киров» обязанности организовать работы по сносу домов, признанных аварийными в срок до <дата> суд 1 инстанции, руководствуясь ч.1 ст.14 ЖК РФ, ч.1 ст.14 Закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», п.10 ст.32 ЖК РФ, ст.37 Технического регламента о безопасности зданий и сооружений, пришел к выводу о том, что непринятие мер по сносу домов, признанных аварийными в период <дата>., создает угрозу возникновения пожаров, причинения вреда жизни и здоровью неопределенного круга лиц, в связи с отсутствием ограничения доступа к объектам.

Вместе с тем, к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений в силу п.8, 10-11 ч.1 ст.14 ЖК РФ относятся признание в установленном порядке жилых помещений муниципального и частного жилищного фонда непригодными для проживания, многоквартирных домов, за исключением многоквартирных домов, все жилые помещения в которых находятся в собственности РФ или субъекта РФ, аварийными и подлежащими сносу или реконструкции; осуществление муниципального жилищного контроля; иные вопросы, отнесенные к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений Конституцией РФ, настоящим Кодексом, другими федеральными законами, а также законами соответствующих субъектов РФ.

Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006г. N 47, к компетенции органа местного самоуправления отнесено также принятие решения и издание распоряжения с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (п.49).

Как следует из дела, администрацией г.Кирова утверждена муниципальная программа «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в муниципальном образовании «Город Киров» в 2020-2026 годах», признанные в установленном порядке аварийными указанные в иске жилые дома включены в муниципальную программу переселения, установлены предполагаемые сроки расселения, определен предполагаемый срок сноса– <дата>

Таким образом, переселение граждан из аварийных домов с использованием средств бюджета муниципального образования "Город Киров", определение срока сноса признанного аварийным и подлежащим сносу жилого дома, устанавливается в рамках реализации муниципальной программы.

Согласно паспорта программы финансирование мероприятий по сносу аварийных домов осуществляется за счет средств бюджета МО «Город Киров», объемы финансирования определяются исходя из предварительных смет на выполнение работ по сносу полностью расселенных аварийных домов.

В соответствии с ч.2 ст.18 закона N 131-ФЗ от 06.10.2003г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов (за исключением субвенций, предоставляемых местным бюджетам из федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ).

При этом одним из принципов, на котором основана бюджетная система РФ, является принцип самостоятельности бюджетов, который согласно статье 31 Бюджетного кодекса РФ означает, в том числе, право органов местного самоуправления в соответствии с Бюджетным кодексом РФ самостоятельно определять формы и направления расходования средств бюджетов (за исключением расходов, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет межбюджетных субсидий и субвенций из других бюджетов бюджетной системы РФ).

В целях реализации муниципальной программы переселения граждан из аварийного жилья в порядке п.4 ч.1 ст.93 Закона от 05.04.2013г. «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», заключены муниципальные контракты на выполнение работ по разработке проектно-сметной документации по сносу аварийных жилых домов и на выполнение работ по сносу, в том числе, поименованных в иске, жилых домов: <дата>

Срок исполнения подрядчиком обязательств по сносу указанных в иске аварийных жилых домов, определенный условиями муниципального контракта, не истек.

В Обзоре Верховного Суда РФ за II квартал 2009 года (вопрос N 3) разъяснено, что в соответствии с пунктами 1, 8, 9 ч.1 ст.14 ЖК РФ и Положения N 47, определение срока сноса многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, а также срока отселения физических лиц является компетенцией органа местного самоуправления. При этом следует учитывать, что такие решения органа местного самоуправления могут быть обжалованы заинтересованными лицами в судебном порядке (п.52 Положения N 47). При рассмотрении заявленных требований следует исходить из того, что само по себе решение органа местного самоуправления об установлении срока сноса аварийного дома не предполагает произвольное, не основанное на объективных данных, определение срока сноса такого дома, имеет своей целью последующее предоставление гражданам, проживающим в аварийном и подлежащем сносу доме, других благоустроенных жилых помещений, направлено на обеспечение условий для осуществления права на жилище.

В силу изложенного, определение срока сноса многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, а также срока отселения физических лиц является компетенцией органа местного самоуправления.

По смыслу ст.2, ст.3 ГПК РФ судебной защите подлежит лишь нарушенное право. Вместе с тем, поскольку администрацией г.Кирова предприняты все необходимые действия для организации сноса многоквартирных домов, но при этом, сроки окончания работ по сносу жилых домов подрядчиком на основании заключенных муниципальным контрактом, не наступили, оснований для возложения такой обязанности на администрацию г.Кирова решением суда, судебная коллегия не усматривает.

Решение суда в указанной часть подлежит отмене (п.3 ч.1 ст.330 ГПК РФ), с принятием в указанной части нового решения об отказе в удовлетворении требований прокурора Нововятского района о возложении на администрацию МО «Город Киров» обязанности организовать работы по сносу аварийных многоквартирных домов по адресам: г<адрес> в срок до <дата>

Несогласие автора жалобы с решением суда в части возложения обязанности по содержанию подлежащих сносу домов, не свидетельствует о наличии оснований для отмены решения суда.

Частью 2 статьи 163 ЖК РФ установлено, что управление многоквартирным домом, в котором доля РФ, субъекта РФ или муниципального образования в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме составляет более чем пятьдесят процентов, осуществляется на основании договора управления, заключенного с управляющей организацией, выбранной по результатам открытого конкурса.

Признание жилого дома аварийным и подлежащим сносу не исключает обязанность заявителя по содержанию дома до отселения жильцов.

В соответствии со статьей 161 ЖК РФ управление МКД должно обеспечивать комфортные и безопасные условия проживания в нем. Требования к надлежащему содержанию общего имущества и предоставлению коммунальных услуг в МКД не обусловлены тем, является ли дом аварийным.

Правилами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными Постановлением Госстроя России от 27.09.2003г. N 170 (п. 2.3.7) предусмотрено, что в зданиях, намеченных к производству капитального ремонта в течение ближайших пяти лет или подлежащих сносу, текущий ремонт следует ограничивать работами, обеспечивающими нормативные условия для проживания (подготовка к весенне-летней и зимней эксплуатации, наладка инженерного оборудования). Из указанного следует, что мероприятия по осмотру, техническому обслуживанию аварийного жилфонда проводятся в общем порядке.

Согласно положениям ст. 37 закона от 30.12.2009г. № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» при прекращении эксплуатации здания или сооружения собственник здания или сооружения должен принять меры, предупреждающие причинение вреда населению и окружающей среде, в том числе меры, препятствующие несанкционированному доступу людей в здание или сооружение, а также осуществить мероприятия по утилизации строительного мусора.

Признание многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу само по себе не является обстоятельством, исключающим обязанность по содержанию этого дома в необходимых объемах до отселения проживающих в нем лиц.

В отношении аварийного дома по адресу: <адрес> в муниципальной программе установлен срок его сноса в <дата> вышеуказанный жилой дом в полном объеме не расселен. Следовательно, в силу ст.161 ЖК РФ, Правил технической эксплуатации жилищного фонда, у администрации сохраняется обязанность по организации работ по содержанию жилого дома до его расселения, а впоследствии в отношении указанного дома и иных поименованных в иске расселенных аварийных домов- организации работ по ограничению доступа третьих лиц.

Доводы заявителя жалобы о неэффективности расходования бюджетных средств при содержании жилых домов, признанных аварийными, а также дополнительной обязанности по финансированию, не освобождают собственника имущества от исполнения возложенных на него законом обязанностей по содержанию принадлежащего ему имущества, в том числе, по принятию мер, предупреждающих причинение вреда и препятствующих несанкционированному доступу людей в здания или сооружения при прекращении их эксплуатации.

Каких-либо нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения суда первой инстанции в соответствии с ч.4 ст.330 ГПК РФ, судебная коллегия не усматривает.

Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Первомайского районного суда г. Кирова от 20 апреля 2022 года отменить в части.

В удовлетворении требований прокурора Нововятского района г. Кирова в части возложения на администрацию МО «Город Киров» обязанности по организации работ по сносу аварийных многоквартирных домов - отказать.

В остальной части решение Первомайского районного суда г. Кирова от 20 апреля 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Председательствующий: Судьи:

Мотивированное апелляционное

определение изготовлено 05.08.2022г.

Определение10.08.2022