ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-132/19 от 08.12.2020 Брянского областного суда (Брянская область)

Дело № 2-132/2019 Председательствующий – судья Ерохина И.В.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ №33-3723/2020

гор. Брянск 08 декабря 2020 г.

Судебная коллегия по гражданским делам Брянского областного суда в составе:

председательствующего Зубковой Т.И.,

судей областного суда Ильюхиной О.Г., Сокова А.В.,

при секретаре Кондрашовой О.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя Министерства обороны Российской Федерации Жулькова Д.Ю. на решение Дубровского районного суда Брянской области от 15 июля 2019 года по гражданскому делу по исковому заявлению заместителя военного прокурора Брянского гарнизона Пашутина А.А. в защиту интересов Российской Федерации к Министерству обороны Российской Федерации, ФГКУ «Центральное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации об обязании зарегистрировать право собственности на недвижимое имущество.

Заслушав доклад судьи Сокова А.В., возражения помощника военного прокурора Брянского гарнизона Марьина И.Г., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Заместитель военного прокурора Брянского гарнизона Пашутин А.А., действуя в защиту интересов Российской Федерации, обратился в суд с указанным иском, ссылаясь на то, что военный комиссариат Дубровского, Клетнянского и Рогнединского районов Брянской области занимает и использует для своей деятельности здание, с кадастровым номером , площадью 203,6 кв. м, призывной пункт, с кадастровым номером , площадью 169,0 кв. м, гараж, с кадастровым номером , площадью 108,7 кв. м, здание, с кадастровым номером , площадью 381,1 кв. м. Указанные объекты недвижимого имущества на основании приказа Департамента имущественных отношений Министерства обороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ закреплены на праве оперативного управления за ФГКУ «Центральное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации. Вопреки положениям действующего законодательства государственная регистрация прав собственности в Едином государственном реестре на указанные нежилые здания не осуществлена.

В целях сохранности федеральной собственности и устранения допущенных нарушений, с учетом уточнения исковых требований, просил суд обязать Министерство обороны Российской Федерации и ФГКУ «Центральное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации зарегистрировать до ДД.ММ.ГГГГ право собственности на недвижимое имущество: здание, с кадастровым номером , площадью 203,6 кв. м, гараж, с кадастровым номером , площадью 108,7 кв. м, расположенные по адресу: <адрес>, здание, с кадастровым номером , площадью 381,1 кв. м, расположенное по адресу: <адрес>.

Решением Дубровского районного суда Брянской области от 15 июля 2019 года иск удовлетворен.

На Министерство обороны Российской Федерации, ФГКУ «Центральное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации возложена обязанность в срок до ДД.ММ.ГГГГ зарегистрировать право собственности на недвижимое имущество: здание, с кадастровым номером , площадью 203,6 кв. м, гараж, с кадастровым номером , площадью 108,7 кв. м, расположенные по адресу: <адрес>, здание, с кадастровым номером , площадью 3811 кв. м, расположенное по адресу: <адрес>.

В апелляционной жалобе представитель Министерства обороны Российской Федерации Жульков Д.Ю. просит отменить решение суда, как необоснованное, в связи с неправильным применением норм материального и процессуального права. Полагает, что в исковом заявлении прокурор необоснованно соединил в лице материального истца и ответчика орган исполнительной власти Министерство обороны Российской Федерации. В сфере обороны именно Министерство представляет интересы Российской Федерации и не является надлежащим ответчиком по делу. Надлежащим ответчиком является ФГКУ «Центральное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации.

В возражениях на апелляционную жалобу помощник военного прокурора Брянского гарнизона Колесников А.Ю. полагает решение суда законным, не подлежащим отмене.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции помощник военного прокурора Брянского гарнизона Марьин И.Г. заявил об отказе от исковых требований к Министерству обороны Российской Федерации об обязании зарегистрировать право собственности на недвижимое имущество. Просил производство по делу в указанной части иска прекратить. В остальной части решение Дубровского районного суда Брянской области от 15 июля 2019 года считал законным и не подлежащим отмене.

Представители Министерства обороны Российской Федерации, ФГКУ «Центральное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации, Военного комиссариата Брянской области, прокуратуры Дубровского района Брянской области, извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в судебное заседание не явились, судебная коллегия на основании ст.167 ГПК РФ сочла возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что военной прокуратурой Брянского гарнизона проведена проверка исполнения должностными лицами требований законодательства о сохранности государственной собственности, в части принятия мер для оформления правоустанавливающих документов на нежилые здания, принадлежащие Российской Федерации и используемые в интересах Министерства обороны Российской Федерации. В ходе проверки установлено, что военный комиссариат Дубровского, Клетнянского и Рогнединского районов Брянской области занимает и использует для своей деятельности недвижимое имущество: здание, с кадастровым номером , площадью 203,6 кв. м, гараж, с кадастровым номером , площадью 108,7 кв. м, расположенные по адресу: <адрес>, здание, с кадастровым номером , площадью 381,1 кв. м, расположенное по адресу: <адрес>.

На основании приказа директора Департамента имущественных отношений Минобороны России от 13 октября 2017 года № 2866 указанные объекты недвижимого имущества закреплены на праве оперативного управления за ФГКУ «Центральное территориальное управление имущественных отношений» Минобороны России и являются имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации, в отношении которого правомочия собственника осуществляет Минобороны России в лице ФГКУ «Центральное территориальное управление имущественных отношений» Минобороны России.

Однако, государственная регистрация права собственности на указанные объекты недвижимого имущества до настоящего времени не произведена.

Удовлетворяя исковые требования заместителя военного прокурора Брянского гарнизона в защиту интересов Российской Федерации, суд первой инстанции исходил из того, что непринятие мер по оформлению права собственности на спорные объекты недвижимости является грубым нарушением действующего законодательства о регистрации прав на недвижимое имущество, поскольку каждый объект недвижимости, используемый в интересах Российской Федерации подлежит государственной регистрации.

Оценивая обоснованность и законность обжалуемого решения, судебная коллегия принимает во внимание следующие обстоятельства.

В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъекта РФ, муниципальных образований.

Как следует из содержания искового заявления, обращение с настоящим иском в суд вызвано тем, что Министерство обороны Российской Федерации, являясь федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению имуществом, находящимся у Вооруженных Сил Российской Федерации, в нарушение действующего законодательства не производит государственную регистрацию прав собственности в едином государственном реестре на здания, используемые в интересах Министерства обороны Российской Федерации.

В силу п. 12 ст. 1 Федерального закона «Об обороне» от 31 мая
1996 года № 61-ФЗ имущество Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов является федеральной собственностью и находится у них на правах хозяйственного ведения или оперативного управления.

В соответствии с требованиями ст. 131 Гражданского кодекса РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных названным Кодексом и иными законами.

Согласно п. 6 ст. 1 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ государственной регистрации подлежат право собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со ст. ст. 130, 131, 132, 133.1 и 164 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Согласно требованиям Положения об учете федерального имущества, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации «О совершенствовании учета федерального имущества» от 16 июля 2007 года № 447, объектом учета является расположенное на территории Российской Федерации недвижимое федеральное имущество (земельный участок, жилое или нежилое помещение, воздушное или морское судно внутреннего плавания, космический объект или прочно связанный с землей объект, перемещение которого без несоразмерного ущерба его назначению невозможно, в том числе здание, сооружение или объект незавершенного строительства, либо иное имущество, отнесенное законом к недвижимости).

В то же время в ходе проверки установлено, что указанные объекты недвижимого имущества принадлежащие Российской Федерации и используемые в интересах Министерства обороны Российской Федерации, в территориальной государственной базе данных федерального имущества по Брянской области и ее архиве не значатся, сведения о регистрации прав в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствуют.

Постановлением Правительства Российской Федерации «О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом» от 29 декабря 2008 года
№ 1053 определено, что Министерство обороны Российской Федерации является исполнительным органом власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.

Министерство обороны Российской Федерации в целях управления имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций осуществляет от имени Российской Федерации юридические действия по защите имущественных и иных прав и законных интересов Российской Федерации при управлении имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций.

Таким образом, именно Министерство обороны Российской Федерации, согласно законодательству, является представителем собственника, а в настоящем дела – материальным истцом.

В суде апелляционной инстанции помощник военного прокурора Брянского гарнизона, действующий на основании доверенности Марьин И.Г. заявил об отказе от исковых требований к Министерству обороны Российской Федерации об обязании зарегистрировать право собственности на недвижимое имущество.

В соответствии со ст. 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации истец вправе изменить основание или предмет иска, увеличить или уменьшить размер исковых требований либо отказаться от иска. Суд не принимает отказ истца от иска, признание иска ответчиком и не утверждает мировое соглашение сторон, если это противоречит закону или нарушает права и законные интересы других лиц.

В силу ч. 1 ст. 326.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации отказ истца от иска, признание иска ответчиком или мировое соглашение сторон, совершенные после принятия апелляционных жалобы, представления, должны быть выражены в поданных суду апелляционной инстанции заявлениях в письменной форме.

Порядок и последствия рассмотрения заявления об отказе истца от иска или заявления сторон о заключении мирового соглашения определяются по правилам, установленным частями второй и третьей статьи 173 указанного Кодекса. При принятии отказа истца от иска или при утверждении мирового соглашения сторон суд апелляционной инстанции отменяет принятое решение суда и прекращает производство по делу (часть 2 статьи 326.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

Письменное заявление помощника военного прокурора Брянского гарнизона Марьина И.Г. об отказе от исковых требований к Министерству обороны Российской Федерации поступило в суд апелляционной инстанции своевременно, до вынесения апелляционного определения, в пределах предоставленных ему полномочий.

С учетом изложенного, судебная коллегия полагает возможным принять отказ от заявленных исковых требований к Министерству обороны Российской Федерации об обязании зарегистрировать право собственности на недвижимое имущество.

В связи с отказом военного прокурора Брянского гарнизона от иска к Министерству обороны Российской Федерации решение суда первой инстанции в части требований к указанному ответчику подлежит отмене, а производство по делу - прекращению.

В то же время Министерство обороны Российской Федерации управляет имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации через подведомственные ему органы, в том числе Департамент имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации.

Департамент имущественных отношений Минобороны России и соответствии с Положением, утвержденным Приказом Министра обороны Российской Федерации от 25 февраля 2014 года № 110, осуществляет реализацию указанных полномочий по управлению имуществом Минобороны России.

В основу концепции управления военным имуществом Департаментом имущественных отношений Минобороны России заложено обеспечение качественного учета и контроля за использованием военного имущества, необходимого для выполнении задач Министерством обороны Российской Федерации.

Основными направлениями деятельности Департамента имущественных отношений по использованию военного имущества Министерства обороны Российской Федерации, являются:

- передача в оперативное управлении государственным учреждениям Министерства обороны Российской Федерации и казенным предприятиям Министерства обороны Российской Федерации;

- передача в хозяйственное ведение государственным унитарным предприятиям Министерства обороны Российской Федерации;

- передача объектов недвижимости в постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное срочное пользование.

Как следует из приказа директора Департамента имущественных отношений Минобороны России от 13 октября 2017 года № 2866 спорные объекты недвижимого имущества закреплены на праве оперативного управления за Федеральным государственным казенным учреждением «Центральное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации.

Министром обороны Российской Федерации утвержден Устав ФГКУ «Центральное ТУИО» Минобороны России. Согласно п. 19, 20 Устава целями и задачами ЦТУИО являются, в том числе, осуществление действий по оформлению и государственной регистрации прав на недвижимое имущества Вооруженных Сил РФ, получение кадастровых паспортов и иных документов, осуществление действий по внесению в реестр федерального имущества движимого и недвижимого имущества закрепленного собственником за Учреждением.

Имущество ЦТУИО формируется за счет имущества, закрепленного за ним на праве оперативного управления или предоставления ему в безвозмездное пользование собственником имущества, объектов недвижимости, предоставленных Учреждению на праве постоянного (бессрочного) пользования и т.д.

В силу п. 1 ст. 296 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждение, за которым имущество закреплено на праве оперативного управления, владеет, пользуется этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжается этим имуществом с согласия собственника этого имущества.

Названным выше приказом директора Департамента имущественных отношений Минобороны России от 13 октября 2017 года №2866 начальнику ФГКУ «Центральное территориальное управление имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации» приказано обеспечить государственную регистрацию права собственности Российской Федерации и права оперативного управления имущества согласно Приложению, в котором указаны спорные объекты.

В нарушение указанных выше требований закона ответственными должностными лицами ФГКУ «Центральное территориальное управление имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации» должные меры к регистрации права собственности Российской Федерации и права оперативного управления на федеральное имущество, закрепленное за военным комиссариатом, не приняты, сведения в реестр федерального имущества не внесены. В результате бездействия должностных лиц созданы предпосылки к незаконному отчуждению и утрате федерального имущества.

Военным прокурором представлена переписка за 2018 и 2019 годы между администрацией Рогнединского района Брянской области, военным комиссаром Брянской области и ФГКУ «Центральное территориальное управление имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации» по вопросу передачи указанных объектов недвижимого имущества в муниципальную собственность.

Кроме того, в Брянской области уже имело место незаконная передача в собственность Брянской области здания по адресу: <адрес>, использующееся для размещения военного комиссариата Брянской области по гор. Почепу и Почепскому району.

Решением Арбитражного суда Брянской области от 11 февраля 2016 года был удовлетворен иск прокурора Западного военного округа и Министерства обороны РФ об истребовании указанного недвижимого имущества из чужого незаконного владения. В части признания права собственности РФ на указанное имущество иск был оставлен без удовлетворения.

Постановлением Двадцатого апелляционного арбитражного суда от 24 апреля 2016 года решение суда Брянской области от 11 февраля 2016 года было отменено и постановлено новое решение о признании права собственности РФ на указанное имущество. В удовлетворении остальных требований отказано.

Постановлением Арбитражного суда Центрального округа от 12 августа 2016 года постановление Двадцатого апелляционного арбитражного суда от 24 апреля 2016 года было оставлено без изменения.

При таких обстоятельствах дела, судебная коллегия усматривает нарушение интересов собственника - Российской Федерации получившей объекты недвижимости для нужд обороны и безопасности.

Изложенное свидетельствуют о необходимости создания надежных барьеров, которые, с одной стороны, серьезно затрудняли бы нецелевое и необоснованное завладение федеральным имуществом, а с другой - предоставляли бы соответствующим органам военного управления возможность своевременной, полной и быстрой процедуры регистрации права собственности Российской Федерации и права оперативного управления на федеральное имущество.

При таких обстоятельствах судом первой инстанции сделан правильный вывод о возложении на ФГКУ «Центральное ТУИО» Минобороны России обязанности зарегистрировать право собственности на недвижимое имущество.

Руководствуясь ст. ст. 328- 330 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Принять отказ представителя военного прокурора Брянского гарнизона от иска к Министерству обороны Российской Федерации об обязании зарегистрировать право собственности на недвижимое имущество.

Решение Дубровского районного суда Брянской области от 15 июля 2019 года в части исковых требований заместителя военного прокурора Брянского гарнизона в защиту интересов Российской Федерации к Министерству обороны Российской Федерации об обязании зарегистрировать право собственности на недвижимое имущество отменить, производство по делу в данной части прекратить.

Разъяснить, что повторное обращение в суд по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям не допускается.

В остальной части решение Дубровского районного суда Брянской области от 15 июля 2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Министерства обороны Российской Федерации по доверенности Жулькова Д.Ю. – без удовлетворения.

Председательствующий Т.И. Зубкова

Судьи О.Г. Ильюхина

А.В. Соков